Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие России / национальные интересы / международные соглашения по климату / инновации / innovative development of Russia / national interests / international agreements on climate / innovation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ»

Матковская Я. С.

д.э.н., доцент, в.н.с. ИПУ РАН; профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ

yana.s.matkovskaya@gmail.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Ключевые слова: инновационное развитие России, национальные интересы, международные соглашения по климату, инновации.

Keywords: innovative development of Russia, national interests, international agreements on climate, innovation.

Основной целью данного исследования является изучение взаимосвязи между международными соглашениями по климату и национальными интересами России в контексте формирования возможностей для интенсификации инновационного развития экономики страны. В качестве основного посыла к такой постановке проблемы служит тезис о том, что сложившиеся климатические «вызовы» необходимо рассматривать как возможности для формирования условий, во-первых, для реализации технологического перехода российской экономики, а, во-вторых, для модернизации устаревающего оборудования на российских предприятиях1. И это - только часть более глобального вопроса, который следует рассматривать с двух позиций, первая из которых связана с участием в международных соглашениях по климату, когда определяются и конституируются формы участия в международных соглашениях и определяется уровень обязательств, которые Российская Федерация уже взяла на себя и готова взять, не нарушая своих национальных интересов и имея возможности для их реализации. Вторая позиция состоит в том, что только реализация обоснованной и рациональной политики по взятию на себя обязательств и их выполнению, подразумевающей, что модернизация оборудования в соответствии с климатическими соглашениями позволит стране осуществить по меньшей мере серьезную модернизацию основных фондов, создаст задел для технологического переоснащения экономики, которое желательно осуществить путем применения отечественных технологий, что представляет собой программу «минимум», а по программе «максимум» - создаст условия для достижения форвардных позиций для осуществления энергетического перехода всей экономики. В этом направлении, как коррелирующим с развитием в России технологий Индустрии 4.0, и состоит важнейшая возможность для развития российской экономики. Но следует оценить масштабы необходимых преобразований в кратко-, средне- и долгосрочном периодах, сформировать институционально-правовые условия для формирования переходов (к углеродной нейтральности, энергетического, технологического), инвестиционные возможности обновления основных производственных фондов, в том числе и с приоритетом разработки и коммерциализации отечественных технологий, с перспективой развития их экспортного потенциала и образования новых условий для реализации национальных интересов страны в области развития научно-технической мысли и внедрения результатов НТР во всех секторах экономики, иными словами, для создания условий развития российской экономики в XXI веке и для ее международной конкурентоспособности.

Следует отметить, что обе приведенные позиции образуют единое целое и не противопоставляются друг другу, а предполагают формирование условий и получение положительного синергетического эффекта от их реализации, а также содержат в себе задел для формирования и реализации промышленной политики, модернизации производственных фондов, энергетического перестроения, а также реализации российской климатической доктрины, включающей в себя выработку климатической политики, связанной с принятием на себя обязательств, их выполнением во внешнеэкономической среде и защите интересов российских экспортеров продукции и выработкой внутренних институционально-правовых норм реализации национальной климатической стратегии.

В связи с этим определяется необходимость решения трех вопросов: о международных соглашениях по климату и идентификации связанных с ними проблем; о соблюдении национальных интересов России в рамках участия и реализации обязательств по международным соглашениям; возможностях интенсификации инновационного развития экономики страны в условиях климатических вызовов.

Первый вопрос, связанный с международными соглашениями по климату, следует предварить тем, что климатические вызовы необходимо рассматривать как объединяющие в себе как объективные предпосылки для осуществления энергетического перехода мировой экономики и экономики нашей страны на новый режим антропогенного воздействия на окружающую среду, так и субъективные оценки и политические установки, проявляющиеся в латентных формах дирижистских и протекционистских воздействий на иностранных партнеров по торгово-экономическим

1 О проблеме устаревания основных фондов см. подробнее: Mazurina T.Yu, Matkovskaya Ya.S., Neopulo K.L., Rogulenko Т.М. Studying the impact of the depreciation policy on the development of innovation potential of industrial enterprises // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2020. - Vol. 7, N 3, March. - P. 1513-1526. DOI: 10.9770/jesi.2020.7.3(6)

отношениям и, впоследствии, экспансии развитых стран с их климатическими технологиями на рынки других стран. Ряд фактов позволяет текущую ситуацию, как эпоху формирования климатических доктрин, охарактеризовать и как эпоху появления и развития новых форм ведения торговых войн, экономической экспансии. Все происходящее не рассматривалось бы с критических позиций, если бы можно было бы быть уверенными в том, что существующие сегодня климатические прогнозы объективны, а данные, на основе которых они составляются, достоверны.

Обращая внимание на историографию вопроса, следует отметить, что за последние 70 лет было заключено значительное количество международных соглашений по климату. Так, в рамках принятой на «Саммите Земли» в 1992 году «Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (UN FCCC), с 1995 года по настоящее время было проведено значительное число конференций (COP 1, 2,..., 26). Последняя конференция - COP-26 - состоялась в 2021 году в Глазго (ее проведение было запланировано на 2020 год, но было перенесено на 2021 год из-за пандемии COVID-19).

На саммите COP26 было достигнуто новое глобальное соглашение - «Климатический пакт Глазго». На этом саммите было принято решение о продолжении обсуждений в 2022 году; были разработаны основания для сокращения потребления угля; участниками признана необходимость осуществления помощи развивающимся странам, связанной с их переходом на развитие экологически чистой энергии; было достигнуто согласие о необходимости поэтапного отказа от субсидирования добычи углеводородов; сформированы обязательства по сокращению вырубки лесов к 2030 году и выбросов метана к концу десятилетия1. При этом надо отметить, что сам «Климатический пакт Глазго» далеко не всеми сторонами, его подписавшими, рассматривается как документ, обладающий юридической силой.

Большой вклад в развитие практики подготовки и подписания климатосберегающих документов и руководств к действию внес Римский клуб, представивший более 50 докладов в 1992-2021 гг. Доклад 2020 года - «Planetary Emergency 2.0. Securing a New Deal for People, Nature and Climate», стал продолжением опубликованного ранее «Планетарного чрезвычайного плана» и представляет собой манифест об острой необходимости безотлагательного сокращения выбросов. В докладе отмечается, что «в конце десятилетия их (парниковых газов - прим. авт.) количество должно быть сокращено в 2 раза, что должно позволить не переступить допустимый уровень повышения температуры на планете в 1,5 С и исключить угрозу потери биоразнообразия»2 (в 2050 гг.). Согласно выводам разработчиков «чрезвычайного плана», несмотря на «стойкость человечества и его способность адаптироваться», «каждое повышение температуры на 1°C выводит еще один миллиард человек за пределы климатической ниши»3. Вследствие этого, именно текущее десятилетие, при сокращении объемов выбросов, может стать «поворотным, моментом, когда мир изгибает кривую, предотвращает надвигающиеся бедствия»4.

Конечно, вопрос об изменении климата стал центральным в повестке Международного экономического форума в Давосе в 2021 году, где был поставлен вопрос о «нулевом углероде» (Zero Carbon)5.

С момента своего создания в 1988 году, большой вклад в исследование и формулирование сценариев, гипотез и стратегий стала вносить МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC)), выпустившая ряд докладов (специальных и методологических). В ее пятом оценочном докладе представлены оценки и анализ произошедших климатических изменений, а в августе 2021 МГЭИК представила свой «финальный доклад (отчет)», в котором «резюмируются последние научные представления о том, что происходит с климатической системой Земли... отражены достижения в области физической науки о климате со времени предыдущего оценочного отчета. отчет был составлен ведущими мировыми учёными-климатологами и станет частью Шестого оценочного доклада»6 (2023 г.).

Гринпис высоко оценил этот отчет, его специалисты отметили достаточно много аспектов, среди которых уверенный вывод о том, что изменения климата подтверждены учеными; заявление о «наличии многочисленных доказательств» о «беспрецедентности уровня климатических изменений за всю историю человечества» и «ускорении климатического кризиса». Специалисты Гринпис отметили: «Мы становимся свидетелями всё более серьёзных погодных аномалий. В своём докладе учёные смогли привести доказательства взаимосвязи экстремальных погодных явлений и влияния человека на климат»7. Оценивая значимость данного отчета, специалисты Гринпис предложили и «Зелёный курс России»8, который должен позволить: «развивать экономику замкнутого цикла, возобновляемую энергетику, энергоэффективность, общественный электротранспорт., отказаться от инвестиций в новую инфраструктуру, связанную с ископаемым топливом, так как это противоречит достижению цели 1,5°C...; отказаться от ложных решений -технологий и подходов, которые нельзя назвать экологически устойчивыми и климатически нейтральными (газификация транспортного сектора, электроэнергетики и теплового хозяйства, атомная энергетика, крупные плотинные гидро-

1 COP26: What was agreed at the Glasgow climate conference? // BBC News. - https://www.bbc.com/news/science-environment-56901261

2 Planetary Emergency 2.0. Securing a New Deal for People, Nature and Climate. - https://clubofrome.org/wp-content/uploads/2020/09/mR-PEP_Sep2020_A4_16pp-v2.pdf.

3 Ibid

4 Ibid.

5 Нулевой углерод - повестка Давосского форума. - https -://21stcenturywire.com/2021/02/09/achtung-baby-its-cold-outside-germanys-green-energy-fail-rescued-by-coal-and-gas/

6 Отчёт МГЭИК: нынешние катаклизмы связаны с изменением климата. - https://greenpeace.ru/news/2021/08/09/otchjot-mgjeik-nyneshnie-kataklizmy-svjazany-s-izmeneniem-klimata/

7 Отчёт МГЭИК: нынешние катаклизмы связаны с изменением климата. - https://greenpeace.ru/news/2021/08/09/otchjot-mgjeik-nyneshnie-kataklizmy-svjazany-s-izmeneniem-klimata/; Что происходит с климатом и как нам жить дальше? - https://greenpea ce.ru/blogs/2021/08/10/chto-proishodit-s-klimatom-i-kak-nam-zhit-dalshe/

8 Зелёный курс России / Greenpeace. - https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/09/GC_A4_006.pdf

электростанции (ГЭС) на реках, водород, полученный не на основе ВИЭ, сжигание твёрдых коммунальных отходов и производство КЭБ-топлива, отказ от ограничения оборота одноразового пластика в период пандемии, одноразовые бумажные и биополимерные товары и упаковка как альтернатива пластиковым)»1.

Анализируя предложения Гринпис, который сформировал в конце 2021 года еще ряд обращений к правительству нашей страны2, нетрудно увидеть, что, несмотря на свою внешнюю доброжелательность, предложения Гринпис игнорируют аргументы, подтверждающие экологическую чистоту атомной и гидроэнергетики (в том числе и по сравнению с ВИЭ), предлагают отказываться от них, многое представляется противоречащим национальным интересам нашей страны.

Наша страна располагает совершенно иными возможностями для решения проблем снижения антропогенного воздействия и сторонним эгоистично ориентированным оппортунистическим рецептам развития вряд ли необходимо следовать. Но не только это представляется важным, но и другое, обусловленное тем, что «официальная позиция», состоящая в том, что мир находится на грани климатической катастрофы не совершенна и подвергается обоснованной, подтвержденной фактами критике со стороны других организаций, стремящихся установить достоверность информации и обоснованность выводов о грядущей климатической катастрофе, происходящей именно вследствие выбросов парниковых газов и именно в результате хозяйственной деятельности.

В связи с этим приведем результаты отчета о вероятности глобальных климатических изменений и их причинах, а также о достоверности информации и обоснованности данных, представленных международным коллективом ученых, объединившихся в МНГЭИК («Международная неправительственная группа экспертов по изменению климата» (№РСС))3. В материалах, опубликованных данной группой, отмечается, что значительное число климатических инициатив имеет политическое основание: базируясь на подвергаемой методологической критике концепции М. Манна («климатическая клюшка»), заинтересованные круги фактически реализуют свое стремление сформировать «идеологическую основу противостояния "петрократии"»4. Часть вопросов, связанных с сопоставлением аргументов, приводимых субъектами, занимающих «официальную позицию» и субъектами, пытающимися исследовать достоверность и обоснованность информации первых и стремящихся сформировать представления о подлинной картине климатических трансформаций и степени воздействия хозяйственной деятельности человека на климатические изменения представлена в работе5, а в настоящем исследовании дополняется некоторыми выводами, сделанными МНГЭИК. По мнению экспертов этой организации, «документы, от которых отталкивается 1РСС (МГЕИК), МЭА и другие структуры ООН, делая вывод о глобальном повышении температуры, в результате антропогенной нагрузки, возникающей вследствие выбросов СО2, не могут считаться достоверными». Это обосновывается следующими выводами: во-первых, «МГЭИК не основывается на объективных проверенных данных и использует не всегда авторитетные источники»; во-вторых, «данных недостаточно, и прогнозы не являются релевантными, в-третьих, доказательств о корреляции между выбросами СО2 антропогенного характера и изменением глобальной температуры нет, как и нет доказательств того, что СО2 влияет на увеличение глобальной температуры (приводятся данные о том, что СО2 скорее положительно влияет на развитие биоразнообразия, чем отрицательно)»6. Кроме того, участники этой организации, объединяющей в себе значительное число ученых, занимающихся вопросами, связанными с климатическими изменениями, отмечают, что не существует консенсуса ученых, они доказывают недостоверность (и, даже, фальсифицированность) данных, образующих «официальную позицию, приводят факты и об отсутствии академической подготовки и научных степеней у авторов прогнозов, на которые опираются международные организации, указывают, что «методология, используемая МГЭИК противоречит научному методу»7.

Между тем немаловажно отметить, что наряду с «официальной» и оппонирующей ей позициями, дискутирующими о наличии климатических изменений в результате хозяйственной деятельности человека, существуют и другие позиции, опирающиеся на разработанные модели, содержащие прогнозные оценки, демонстрирующие выгоды от глобального потепления. К таким выводам, пришли представители Принстонского университета. Согласно их расчетам «каждый градус прироста температуры в северных странах приводит к увеличению производительности труда на 8,9%... а в некоторых районах Аляски, Севера Канады, Гренландии и Севера России производительность ... оказывается вдвое выше»8, более того, в северных странах ими прогнозируется и повышение благосостояния более чем на 10% и рост реального ВВП. Дополнительно исследователями указывается, что в условиях роста содержания углеки-

1 Что происходит с климатом и как нам жить дальше? / Greenpeace. - https://greenpeace.ru/blogs/2021/08/10/chto-proishodit-s-klimatom-i-kak-nam-zhit-dalshe/

2 Зеленый курс России / Greenpeace. - https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/09/GC_A4_006.pdf; Рейтинг открытости регионов России к «Зелёному курсу» Составлен на основе официальных ответов органов власти субъектов РФ / Greenpeace. -https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2021/08/Reiting_regionov.pdf

3 Один из последних и обширных материалов МНГЭИК: Why Scientists Disagree Second Edition.wpd. - https://www. heartland.org/_template-assets/documents/Books/Why%20Scientists%20Disagree%20Second%20Edition%20with%20covers.pdf

4 Ibid.

5 Матковская Я.С. К вопросу о реализации обязательств России по Парижскому соглашению: институционально-правовые, международные, методологические аспекты, а также проблемы и перспективы развития экономики страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - М., 2021. - Т. 17, вып. 12. - С. 2317-2341. - https://doi.org/10.24891/ni.17.12.2317

6 Why Scientists Disagree Second Edition.wpd. - https://www.heartland.org/_template-assets/documents/Books/Why%20Scientists %20Disagree%20Second%20Edition%20with%20covers.pdf

7 Ibid.

8 Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России. - https://www.forbes.ru/ obshchestvo/426617-dat-zharu-kakie-vygody-ot-globalnogo-potepleniya-obnaruzhili-ekonomisty-dlya

слого газа в атмосфере Земли, уже сейчас отмечается рост сельскохозяйственных растений, лесов, что в значительной мере позволяет компенсировать потери от вырубки лесов и лесных пожаров, в том числе и в нашей стране1.

Вместе с тем мы не можем отрицать, что антропогенное воздействие на окружающую среду превосходит допустимые нормы, растет количество погодных аномалий, нельзя отрицать факт неэффективного природопользования и негативного антропогенного воздействия на окружающую среду2.

Рассмотрев первый вопрос, характеризующий аспекты, реализующиеся на глобальном уровне, на последующем этапе следует рассмотреть влияние климатических соглашений, касающихся непосредственно нашей страны и оказывающих влияние на возможности развития отечественной экономики. В связи с этим следует отметить, что с одной стороны, Россией уже выполнены номинальные обязательства по Парижскому соглашению, при этом наша страна занимает высокую (четвертую) позицию по объемам выбросов, что обусловлено как особенностями климата, так и невысокой энергоэффективностью действующего промышленного оборудования.

Однако следует отметить, что говоря о международных аспектах «реализации климатической повестки дня», нельзя не уделить внимание политике ЕС в отношении ввода им, начиная с 2023 года, трансграничного углеродного сбора (далее - ТУС), который должен способствовать переходу ЕС к углеродно-нейтральной экономике к середине века. При этом следует понимать, что реализация странами ЕС их климатических программ нацелена на стимулирование роста инновационного развития и имеет протекционистскую направленность, а по ряду аспектов противоречит соглашениям ВТО.

Перспективы ввода ТУС способствовали построению пессимистичных прогнозов, предостерегающих о дополнительных ежегодных расходах, которые придется нести российским экспортерам в связи с введением данного сбора. Позже прогнозы стали менее «зловещими», снизив объемы ожидаемых потерь в три раза, но они остаются ощутимыми и для того, чтобы избежать ожидаемых убытков, некоторые российские компании осуществляют ряд действий: принимаются решения имущественного характера; принимаются (или дополняются) их «программы / стратегии устойчивого развития»; вводится специальная отчетность, осуществляется присоединение к «международным инициативам» Б8в; развиваются партнерства по снижению выбросов (нефтяные компании)3.

Однако не только бизнес-среда осуществляет значимые действия. Российское государство предпринимает немаловажные действия по формированию нормативно-правовой среды, необходимой для реализации обязательств по международным соглашениям по климату и обеспечению нормативной защиты бизнеса в условиях введения ТУС ЕС. Важным шагом стало принятие в середине 2021 года Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов»4. Следует предполагать, что большое влияние на развитие процессов экологизации в экономике нашей страны окажет «Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 го-да»5, согласно целевому сценарию которой рост отечественной экономики будет обеспечиваться и путем сокращения выбросов парниковых газов, к середине XXI века, а к 2060 году российская экономика может достичь углеродной нейтральности6.

Между тем международные организации и иностранные агенты разного уровня и компетенций активно рекомендуют нашей стране приступить к выработке климатической доктрины, содержащей более высокие обязательства, чем уже приняты нашей страной. Но, по нашему мнению, завышенные обязательства не всегда могут принести положительный эффект. Для принятия любых решений и взятия на себя любых обязательств, следует объективно оценивать производственно-экономический потенциал и хозяйственные риски, поэтапно создавая условия для снижения углеродоемкости экономики, стремясь достичь углеродной нейтральности. Поэтому, как отмечалось в других наших работах, следует признать политику российского правительства эффективной, уравновешенной и обдуманной. Это связано с рядом вышеперечисленных обстоятельств, а также обстоятельств, связанных с тем, что, во-первых, безосновательно считать, что современная глобальная экономика может стать в обозримом будущем углеводородно-независимой; во-вторых, в иностранной практике не раз отмечалось неприятие и активное противостояние корпоративными структурами высоких обязательств по декарбонизации хозяйственных процессов; в-третьих, объективные расчеты позволяют считать, что, например, российская электроэнергетика характеризуется как одна из самых низко-

1 Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России. - https://www.forbes.ru/ obshchestvo/426617-dat-zharu-kakie-vygody-ot-globalnogo-potepleniya-obnaruzhili-ekonomisty-dlya

См. подробнее: Матковская, Я.С. К вопросу о реализации обязательств России по Парижскому соглашению: институционально-правовые, международные, методологические аспекты, а также проблемы и перспективы развития экономики страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2021. - Т. 17, вып. 12. - С. 2317-2341. - https://doi.org/10.24891/ni. 17.12.2317; Матковская Я.С. Глобальные климатические изменения и перспективы инновационного развития российской экономики // Друкеровский вестник. 2021. - № 4. DOI:10.17213/2312-6469-2021-4-5-27

3Углеродный налог - ощутимый, но не главный риск для российских энергетических компаний - https://energypolicy.ru/ uglerodnyj-nalog-oshhutimyj-no-ne-glavnyj-risk-dlya-rossijskih-energeticheskih-kompanij/energoperehod/2021/16/14/; Матковская Я.С. К вопросу о реализации обязательств России по Парижскому соглашению: институционально-правовые, международные, методологические аспекты, а также проблемы и перспективы развития экономики страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2021. - Т. 17, вып. 12. - С. 2317-2341. - https://doi.org/10.24891/ni.17.12.2317

4 Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Принят Государственной Думой 1 июня 2021 года. Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года. 7 июля 2021 г. - http://pravo.gov.ru

5 Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Распоряжение от 29 октября 2021 года №3052-р. - http://government.ru/news/43708/

6 ГГ^

Там же.

углеродоемкий в мире1, следует настаивать на признании реальной возможности природного потенциала нашей страны нейтрализовать углеродное воздействие, оказываемое российскими компаниями .

Однако ни одно из указанных обстоятельств, в том числе и сомнения относительно вреда СО2, не может снизить степень актуальности вопроса о снижении степени загрязнения окружающей среды, если не углекислым газом, то оксидом азота, метаном, озоном, твердыми отходами и о повышении степени безвредности промышленного производства для окружающей среды. И, конечно, это ставит серьезные задачи перед государством, обществом и бизнесом всех стран, не исключая Россию, и характеризует переход к рассмотрению третьего вопроса, подвергаемого исследованию в настоящей статье - о возможностях интенсификации инновационного развития экономики страны в условиях климатических вызовов.

Между тем, по сравнению с развитыми европейскими странами, в РФ ниже: в среднем в 2,7-3 раза интенсивность затрат на инновационную деятельность общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, услуг; более чем в 2 раза (в среднем) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг; в 8 раз уровень инновационной активности организаций3; в 4 раза темпы сокращения выбросов в атмосферу ПГ и энергозатрат на производство единицы продукции; в среднем в 3,25 раз темпы снижения загрязнения атмосферы; в 3,7 раз объемы вторичной обработки4.

Климатические вызовы и международные соглашения по климату не только создают сложности для реализации ранее сформированных финансовых планов российских компаний, но и могут быть охарактеризованы как шансы для реализации национальных интересов нашей страны в области экологизации производственных процессов, повышении эффективности производственных процессов, а инновационно-технологическое развитие с точки зрения их разработки и коммерциализации на внутреннем рынке и развитие каналов их экспорта в сочетании с развитием инфраструктуры, формированием эффективных финансовых институтов реализации национальных климатических программ, отраслевых программ по декарбонизации и региональных программ (расширения их числа) по снижению углеродоемо-сти, базирующиеся на единой стратегической концепции развития экономики, нацеленной на создание благоприятных социально-экономических и экологических условий и есть основное конкурентное условие не только в выполнении обязательств по Парижскому соглашению, но и сохранения природы, экономической безопасности и импортонезави-симости отечественной экономики и, конечно, ее глобальной конкурентоспособности, реализации геополитических интересов и развития национальной инновационной системы Российской Федерации.

1 Новости: По углеродному следу. - https://expert.ru/ural/2021/16/po-uglerodnomu-sledu/; Матковская Я.С. К вопросу о реализации обязательств России по Парижскому соглашению: институционально-правовые, международные, методологические аспекты, а также проблемы и перспективы развития экономики страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2021. -Т. 17, вып. 12. - С. 2317-2341. - https://doi.org/10.24891/ni.17.12.2317

2 Матковская Я.С. Глобальные климатические изменения и перспективы инновационного развития российской экономики // Друкеровский вестник. 2021. - № 4. Э01:10.17213/2312-6469-2021-4-5-27

3 Добровольный национальный обзор достижения целей устойчивого развития. - https://ac.gov.ru/projects/project/dobrovolnyj-nacionalnyj-obzor-dostizenia-celej-ustojcivogo-razvitia-10; Индикаторы инновационной деятельности: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. А. Грачева, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - С. 256, 257, 261.

4 Индикаторы инновационной деятельности: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. А. Грачева, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - С. 270-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.