Геоэкология
УДК 502; 504
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ НОВЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПАРИЖСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ
Б01: 10.24411/1728-323Х-2019-17078
В. А. Грачев, д. т. н., профессор, член-корреспондент РАН, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, vagrachev@gmail.com, Н. И. Курышева, д. м. н, профессор, Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна, О. В. Плямина, директор, Научно-исследовательский институт проблем экологии (ГК «Росатом»), info@niipe.com, И. И. Волкова, к. э. н., с. н. с., Научно-исследовательский институт проблем экологии (ГК «Росатом»), info@niipe.com, Т. А. Евсеенкова, заместитель директора, Научно-исследовательский институт проблем экологии (ГК «Росатом»), info@niipe.com, В. А. Лобковский, к. г. н., с. н. с., зав. отделом физической географии и проблем природопользования Института географии РАН, v.a.lobkovskiy@igras.ru
В статье рассматриваются подходы к выполнению Россией новых климатических обязательств по Парижскому соглашению, основанные на согласовании экологических и климатических интересов субъектов правоотношений, внедрении наилучших доступных технологий и снижении издержек адаптации к изменениям климата. Проводится анализ низкоуглеродного развития и оценивание возможных альтернативных решений в контексте экологических, экономических и социально-политических последствий реализации. Обосновываются механизмы повышения эффективности климатической политики и мер посредством оптимизации системы государственного регулирования выбросов парниковых газов и научного уточнения взглядов и представлений о доктринальной модели и стратегических целях развития на российской территории углеродоемких отраслей в условиях климатических изменений и с учетом факторов устойчивого развития.
The article analyzes the approaches to the ways of how Russia can make the new climate contributions set forth on the Paris Agreement and due to accommodation of climate and environmental interests of various legal relations parties as well as on the implementation of best available techniques and reduction of climate change adaptation costs. The article also discusses low-carbon development paths and estimates possible alternative solutions in the political, economic, and social spheres. Moreover, it substantiates the mechanisms that help increase effectiveness of climate policy and measures. The article substantiates the system for government control over greenhouse gas emissions as well as the existing views on the model and strategic aims of development of carbon-intensive industries in Russia. The paper considers climate changes and geographical factors in which this is to be done.
Ключевые слова: изменение климата, адаптация, государственное регулирование, Парижское соглашение, наилучшие доступные технологии, экономический механизм, Климатическая доктрина, устойчивое развитие.
Keywords: climate change, adaptation, government control, Paris Agreement, best available techniques, economic mechanism, climate doctrine, sustainable development.
Решение задач по оценке влияния антропогенной деятельности на климатические процессы и определению возможностей мирового сообщества управлять и воздействовать на изменения климата находится в фокусе научных и политических дискуссий как минимум последние тридцать лет. Предметом общей озабоченности является изменение климата на планете Земля, которое потребовало приспособления всей хозяйственной деятельности к этим изменениям. На современном этапе человечество достигло уровня технологического развития, позволяющего эффективно решать задачи климатической адаптации одновременно с поддержанием экологической безопасности и обеспечением экономического роста. Адаптация рассматривается как эффективный механизм управления природопользованием, позволяющий сохранять природу и одновременно повышать сопротивляемость и устойчивость хозяйственной, производственной и инженерной инфраструктуры к происходящим климатическим изменениям.
Глобальный характер наблюдаемых на планете климатических процессов не позволяет
обеспечить надежные результаты от реализации политики и мер по ограничению выбросов парниковых газов, предпринимаемых на национальном уровне в границах отдельно взятых стран. В целях объединения усилий для противостояния климатическим угрозам на международном уровне за истекший (тридцатилетний) период были предприняты попытки согласовать общие подходы.
Российская Федерация является Стороной Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее — РКИК, Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ, а также Стороной Киотского протокола (далее — КП) к РКИК, ратифицированного Федеральным законом от 4 ноября 2004 г. № 128-ФЗ. В связи с принятием взамен КП нового Парижского климатического соглашения (далее — ПС), принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон РКИК и вступившего в силу 4 ноября 2016 года, закрепляется ориентир на низкоуглеродную модель экономического развития. При этом к 2020 г. государства, подписавшие ПС, должны пересмотреть свои национальные стратегии в сфере выбросов парниковых газов в сторону снижения. В Российской Федерации Парижское соглашение «принято» Постановлением Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 [1].
Многие ученые считают, что концентрация парниковых газов в атмосфере снова достигла рекордных уровней, и если текущая тенденция продолжится, то, возможно, к концу века температура поднимется на 3—5 °С. Если мы используем все известные нам ресурсы ископаемого топлива, температура поднимется еще выше», — заявил глава ВМО Петтери Таалас накануне переговоров по изменению климата, которые прошли под эгидой ООН в рамках Международной конференции по климату (СОР24) в Катовице (Польша) 2—14 декабря 2018 г. [2].
«Результаты встречи в Катовице продемонстрировали жизнеспособность Парижского соглашения, — подчеркнул Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. — Принятие Рабочей программы Парижского соглашения по климату — это фундамент для преобразовательного процесса, который требует от международного сообщества еще большей целеустремленности. Наука дала нам четкое понимание того, что нам необходимо укрепить усилия, чтобы остановить изменение климата».
Достижение целей Парижского соглашения поможет спасти до 1 миллиона жизней в год к 2050 г. лишь благодаря снижению уровня загрязнения воздуха. По оценкам ученых и экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
ежегодно загрязнение воздуха становится причиной гибели 7 миллионов человек на планете и оборачивается убытками для систем медицинского и социального обеспечения государств на сумму около $5,11 трлн. В 15 странах, на долю которых приходится самый большой показатель выбросов парниковых газов, расходы, связанные с последствиями загрязнения воздуха для здоровья, оцениваются на уровне до 4 % их ВВП. Меры по достижению целей Парижского соглашения потребовали бы расходов в размере около 1 % ВВП. «Парижское соглашение может стать самым действенным соглашением века по вопросам здоровья, — отметил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Объективные данные четко говорят о том, что изменение климата уже оказывает серьезное воздействие на жизнь и здоровье людей. Оно угрожает базовым составляющим здоровья, в которых мы все нуждаемся, — чистый воздух, безопасная питьевая вода, питательные пищевые продукты и безопасное жилище, и может свести на нет десятилетия прогресса в области глобального здравоохранения. Мы больше не можем медлить с принятием мер» [2].
В Специальном докладе ВОЗ «Здоровье и изменение климата», представленном на СОР24 в Катовице, объясняются причины, по которым соображения здоровья имеют решающее значение для активизации климатических мер, и приводятся наиболее важные рекомендации правительствам стран мира, в частности, как добиться максимальных преимуществ для здоровья в процессе решения проблемы изменения климата и избежать пагубных последствий для здравоохранения [2].
Новые климатические обязательства, предусмотренные ПС, ориентированы на траектории совокупных выбросов парниковых газов, которые соразмерны целям удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и продолжения усилий по ограничению роста температуры до 1,5 °С. Степень достижения этих целей предполагается соотносить с определяемыми на национальном уровне вкладами, чтобы способствовать ясности, транспарентности и пониманию достаточности усилий Сторон для соблюдения положений статьи 2 РКИК по стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Согласно Конвенции такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие даль-
нейшее экономическое развитие на устойчивой основе.
В октябре 2018 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (далее — МГЭИК) представила специальный доклад «Глобальное потепление 1,5 °С», который посвящен выполнению положений Парижского соглашения и первоочередным мерам, осуществление которых предоставляет шанс ограничить глобальное потепление [3].
По мнению экспертов МГЭИК, для достижения цели понадобятся быстрые и масштабные действия по сокращению выбросов парниковых газов во всех ключевых секторах экономики. Особый акцент делается на потреблении угля, которое нужно снизить на две трети к 2030 году и полностью прекратить к 2050 году. Практически такими же темпами должно сокращаться потребление нефти и газа. Это автоматически ведет к увеличению доли ядерной энергетики, ветро- и солнечной энергетики.
Созвучными теории глобального потепления являются многочисленные прогнозы повышения уровня океанов, таяния многолетнемерзлых грунтов, что создает критическую ситуацию для кри-олитозоны России, доля которой составляет по разным оценкам от 60 до 65 % от всей площади страны. На этих территориях повышаются риски разрушения зданий, технических сооружений, инженерной инфраструктуры, автомобильных и железных дорог [4]. Факт того, что глобальное потепление увеличивает риски, не оспаривается. Остаются открытыми вопросы в отношении причин, вызывающих эти неблагоприятные изменения.
Несмотря на наличие альтернативных научных воззрений на факторы глобального потепления и различных оценок, характеризующих, в зависимости от естественно-природного или антропогенного происхождения, соотношение вкладов в совокупные выбросы парниковых газов, и в специальном докладе МГЭИК, в качестве основной причины реализации неблагоприятных климатических сценариев (2—3 градуса и выше), содержится призыв решительно отказаться от развития угольной и нефтяной отрасли.
Движение России (по совету МГЭИК) по пути отказа от базовых отраслей экономики, ориентированное на выполнение новых климатических обязательств в фарватере низкоуглеродного развития, не следует запускать, по нашему мнению, ни при каких обстоятельствах, а некие стратегические — только на основе проведения анализа всех возможных альтернативных решений и их оценки в контексте политических, экономических и социальных последствий реализации.
Основные риски от радикальной реализации положений Парижского соглашения в России появляются в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и отраслях промышленности, характеризующихся высокой энергоемкостью или значительными удельными выбросами ПГ. Основными эмитентами парниковых газов являются нефтегазовая отрасль, металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Следует отметить, что в год ТЭК обеспечивает около 60 % российского экспорта и до 30 % ВВП страны, более 40 % доходов федерального бюджета формируется за счет нефтегазовых компаний [5].
Абстрагируясь от научных дискуссий о причинах глобального потепления, не принимая на себя ответственность за приверженность позиции какой-либо одной из спорящих сторон, нельзя не отметить некий политический подтекст климатической проблематики, который выдвигает необходимость принятия Российской Федерацией выверенных решений при реализации положений Парижского соглашения.
В то же время в рамках международного сотрудничества следует проявлять определенную политическую гибкость и учитывать необходимость добровольной поддержки усилий мирового сообщества по предотвращению климатических изменений. Уместно привести два примера.
Первый — в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года № 1385-р принято решение о внесении в 2019—2021 годах добровольного взноса Российской Федерации в целевой фонд Межправительственной группы экспертов по изменению климата в размере 100 тыс. швейцарских франков ежегодно (это благодарность МГЭИК за «добрые» советы).
Второй — согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 года № 2394-р принято решение о перечислении Россией до конца 2018 года до 3 млн долларов в бюджет Зеленого климатического фонда, учрежденного Рамочной конвенцией ООН об измене -нии климата. Этот взнос предназначен для «обеспечения участия РФ в международных усилиях по оказанию содействия развивающимся странам в преодолении последствий глобального изменения климата». (Еще одна благодарность от России да допуск к «усилиям».) То есть Россия поддерживает «усилия», но становиться «жертвой» ограничений мы не рекомендуем.
Следует отметить, что для решения климатических проблем существует широкий арсенал «мягких мер», применение которых в России более целесообразно с социально-экономической точки зрения и учитывает реальные возможнос-
ти, специфику и интересы российской экономики. В силу этих обстоятельств их реализация представляется приоритетной.
По общему мнению, значительный потенциал повышения эффективности адаптационных мер, связанных с изменениями климата, заключается в совершенствовании законодательства Российской Федерации в области природоохранного и климатического регулирования.
В настоящее время Правительством Российской Федерации предусматриваются изменения в части государственного регулирования выбросов ПГ в атмосферный воздух. Эти изменения, с одной стороны, направлены на выполнение климатических обязательств, истекающих из ПС, с другой стороны, в природоохранном законодательстве назрела необходимость устранения устаревших, противоречивых, дублирующих и избыточных обязательных требований, предъявляемых к субъектам хозяйственной деятельности, сопряженной с промышленными эмиссиями ПГ. Основной целью законодательных изменений является снижение институциональных издержек для субъектов регулирования, исключение дополнительной административной нагрузки и снятие искусственных барьеров для соблюдения такими субъектами обязательных требований как в области охраны окружающей среды, так и по снижению выбросов парниковых газов.
Достижение поставленных целей зависит от четкости и согласованности норм проекта федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов (далее — законопроект), который разрабатывается в настоящее время в соответствии с пунктом 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.11.2016 № 2344-р).
Предлагаемый законопроект должен быть максимально увязан с перспективными способами климатического регулирования и экономическими инструментами ограничения выбросов парниковых газов, направленных на реализацию мер государственной поддержки, стимулирующих снижение антропогенных выбросов ПГ, учитывающих необходимость внедрения наилучших доступных технологий (НДТ).
Такая необходимость исходит из Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который распространяет свое действие на объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает
для таких объектов обязательное применение системы экологического регулирования, основанной на использовании НДТ. Во исполнение названного (майского) Указа Президента РФ на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 сентября 2018 года утвержден Национальный проект «Экология», в который дополнительно включен одиннадцатый федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий». В результате по 11-му проекту бюджетные расходы составят 27,3 млрд руб., из региональных бюджетов на внедрение НДТ планируется потратить 127 млрд руб., из внебюджетных источников — 2,4 трлн руб. за шесть лет [6].
Общей целью предлагаемых в настоящее время изменений в части регулирования выбросов парниковых газов является согласование национальных интересов отраслей экономики со значительным углеродным следом с интересами в области охраны окружающей среды и задачами ПС по предотвращению глобального потепления, исходя из конституционного императива по применению правил международных договоров, установленного в статье 15 Конституции РФ, а также с учетом стратегических приоритетов в области промышленного развития и экономического роста на принципах НДТ.
В частности, с этих позиций следует рассматривать представленный 28.11.2018 на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития Минэкономразвития России, проект национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата, разработка которого предусмотрена упомянутым выше распоряжением Правительства от 03.11.2016 № 2344-р. Предполагается, что указанный план станет документом, закладывающим адаптационную основу дальнейшего развития страны в условиях изменения климата.
В случае ратификации Парижского соглашения общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере климатического регулирования и международные обязательства Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов станут составной частью ее правовой системы.
Следует обратить внимание на то, что с момента ратификации ПС могут возникнуть и усилиться институциональные и регуляторные риски по отношению к субъектам регулирования — эмитентам парниковых газов.
В сложившейся системе законодательного регулирования парниковые газы отнесены к загрязняющим веществам, которые включены в
Значения потенциалов глобального потепления парниковых газов
N Парниковый газ Код вещества Химическая формула Потенциал глобального потепления
1 Диоксид углерода 0380 СО2 1
2 Метан 0410 СН4 25
3 Закись азота 0381 N20 298
4 Трифторметан 0966 СНБ3 14800
(НБС-23)
5 Перфторметан 0965 СБ4 7390
(РБС-14)
6 Перфторэтан 0963 С2^6 12200
(РБС-116)
7 Гексафторид серы 0369 БР6 22800
Перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Необходимо отметить, что вклад в формирование парникового эффекта отдельных ПГ не одинаков и характеризуется показателем, отражающим их потенциал глобального потепления, значения которого утверждены приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.
Механизмы по регулированию негативного воздействия ПГ на климат и компенсации за это воздействие в контексте климатического регулирования существенно отличаются от механизмов по ограничению воздействия и способам защиты окружающей среды от поступления в атмосферный воздух иных загрязняющих веществ. Из этого следует, что и подходы! к регулированию выбросов ПГ должны отличаться от традиционных подходов, принятых для загрязняющих веществ в законодательстве Российской Федерации. Однако в настоящий момент применительно к парниковым газам отмечается наложение законодательных норм в области нормирования и осуществления контроля выбросов, при составлении отчетности, применении экономических механизмов, направленных на стимулирование снижения эмиссий ПГ и ЗВ.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования законодательных механизмов по исключению двойного регулирования в отношении парниковых газов.
Повышенная регуляторная нагрузка может повлечь для Российской Федерации негативные последствия в тех секторах экономики, включая энергетику, нефтегазовую и угольную отрасли, сферу обращения с отходами, сельское хозяйство и др., которые являются основными источниками выбросов парниковых газов.
В дополнение к этим издержкам, в упомянутом выше законопроекте (статья 15) в случае превышения разрешений на выбросы парниковых газов с хозяйствующих субъектов предусматривается взимание сбора за выбросы ПГ, который будет
относиться к неналоговым доходам федерального бюджета. Эта мера требует серьезного анализа, так как приведет к росту цен, инфляции и другим явлениям, которые дадут обратный эффект.
Очевидно, что введение сбора за превышение разрешенных выбросов ПГ наряду с действующими ограничительными мерами и фискальными инструментами, которые применяются в природоохранном законодательстве также в случаях превышения технологических нормативов или нарушения требований по внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ), может неблагоприятно повлиять на экономический рост и вызвать негативные социальные последствия.
Особенно остро эти последствия скажутся в нефтегазовом секторе на фоне геополитических тенденций по продолжению санкционного режима в отношении Российской Федерации, по причине которого у российских компаний возникают затруднения во взаимодействии с зарубежными партнерами, в получении технологий и финансовых кредитов.
Принимая во внимание эти трудности, российские компании нуждаются в снижении институциональных и связанных с ними внутренних издержек для поддержания конкурентоспособности на мировых рынках без ущерба для достижения экологических целей развития.
В этой связи актуализируется решение задачи по повышению научной обоснованности и работоспособности законодательных механизмов в области природоохранного нормирования и экономического стимулирования снижения выбросов парниковых газов. Такое решение должно предусматривать, прежде всего, разграничение перечня парниковых газов от Перечня загрязняющих веществ, утв. распоряжением ПП РФ № 1316-р.
Приложение соразмерных регулятивных усилий по ограничению выбросов ПГ невозможно без оценки вклада (относительного веса) отдельных климатических факторов в глобальное потепление и изменения представлений об этом вкладе. Особенно это важно для газовой отрасли в контексте требований по повышению экологической эффективности деятельности при освоении новых газоносных месторождений Севера и Сибири.
В правоприменительной практике отмечается, что эффективность регулирующих механизмов во многом зависит от л огического содержания и корректного применения правовых норм. Соблюдение этого принципа актуализируется при одновременном выполнении субъектами регулирования требований в области охраны окружающей среды и в области климатических обязательств.
Согласно классическому определению [7] структура нормы права включает в себя: гипоте-
зу, диспозицию и санкцию, при этом под гипотезой понимается часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
С точки зрения этих базовых правовых понятий следует обратить внимание на юридически значимую гипотезу, положенную в основу политики и мер по ограничению выбросов ПГ — то есть правоотношений, которые связаны с научной гипотезой глобального потепления климата [8].
Причем правоотношения в рамках данной гипотезы напрямую затрагивают перспективы развития в России целого ряда отраслей, которые объявляются виновниками глобальных климатических изменений. Эти отрасли оказываются одной из сторон диспозиции, другой стороной диспозиции (в структуре нормы права) являются субъекты хозяйственной деятельности, которые признаются ответственными за последствия своей деятельности, т.е. за вклад в глобальное потепление, и на которые возлагаются определенные климатические обязательства по сокращению выбросов ПГ. Санкции применяются в случае несоблюдения этих обязательств.
В свете современных научных достижений гипотеза глобального потепления получила новые теоретические объяснения, которые могут повлиять на перспективы развития отраслей-эмитентов ПГ в случае признания ошибочной общепринятой трактовки причинно-следственных зависимостей в системе глобальных климатических изменений.
Результаты научных исследований и проведенные расчеты инсоляции планеты, в частности в [9], показывают, что изменение глобального климата Земли определяется естественными причинами. Главным фактором является уменьшение угла наклона оси вращения Земли, которое приводит к усилению межширотного теплообмена. При выполнении научных прогнозов изменения глобальной приповерхностной температуры воздуха и температуры поверхности океана, составленных на период с 2017 до 2050 г., выявлены периоды ее повышения и понижения в сопоставлении с периодом 1961—1990 гг.
Не принимая во внимание каких-либо экономических, политических и социальных факторов, исходя исключительно из научных прогнозов [9], предполагается, что только за счет климатических факторов при понижении глобальной температуры в периоды приблизительно с 2020 до 2027 г. и с 2040 до 2045 г. мировой спрос на углеводородное топливо будет расти, а в периоды повышения глобальной температуры — снижаться. Соответственно, будут меняться и условия добычи и транс-
портировки углеводородов, а также иные, определяющие их стоимость, условия.
Отсюда ученые делают вывод, что, например, строительство «Северного потока — 2» климатически целесообразнее завершить до начала 2020-х гг., поскольку из составленного прогноза следует, что потребность в энергоресурсах, как и цены на них, с начала (или к началу) 2020-х гг. начнет возрастать.
Таким образом, по мнению ученых, оба потока («Турецкий поток» и «Северный поток — 2») окажутся экономически наиболее выгодными, если их строительство завершится к этому времени.
Согласно прогнозам, максимальное увеличение мировых потребностей в энергоносителях ожидается около 2024 г.
В это же время добыча углеводородного топлива в районах Арктического шельфа будет затруднена по сравнению с предшествующим периодом в связи с понижением температур и ухудшением ледовой обстановки.
Возвращаясь к вопросу о диспозиции в структуре правовых норм, связанных с климатическим регулированием, становится сомнительной научная необоснованность гипотезы о превалировании техногенных причин глобального потепления, которая используется в качестве предлога для снижения антропогенных выбросов ПГ и повода для развития низкоуглеродной экономики, которая в российских условиях сопряжена с негативными последствиями для производственной и социальной сферы. Диспозиция, на наш взгляд, должна ограничиться понятием не потепления, а изменения климата.
Основу политики Российской Федерации в области климата составляет Климатическая доктрина Российской Федерации. В Доктрине признается, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Устанавливая систему взглядов на цель, принципы и пути реализации единой государственной климатической политики внутри страны и на международном уровне, Климатическая доктрина, таким образом, является основой формирования и реализации стратегии в области климата: «Стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз» [10].
Заключение. Экономические обязательства, которые возможны при реализации Парижского соглашения, и связанные с ними ограничения увеличивают риски для экономической независимости, безопасного и устойчивого развития Российской Федерации. Следует отметить, что увеличение рисков не умаляет актуальность ратификации ПС по иным мотивам, в частности по мотивам сохранения здоровья, а эти мотивы должны быть глобальными.
У России после ратификации появится возможность получить международный приоритет в решении научно-политических проблем, связан -ных с глобальным изменением климата на Земле, обрести лидерство в новых международных научных и общественно-политических инициативах в области изменения климата, вопросах экологии и охраны окружающей среды. А это весомый мотив для ратификации ПС. Но главный мотив все же — сохранение здоровья населения.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения».
2. Новые меры по борьбе с изменением климата International business Guide. № 130/131. 2019 г.
3. Доклад МГЭИК: климат можно спасти, если действовать быстро https://greenpeace.ru/news/2018/10/08/doklad-mgjeik-kli-mat-mozhno-spasti-esli-dejstvovat-bystro/
4. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА информационный бюллетень, № 75 октябрь—ноябрь 2018 г. http://www.meteorf.ru/upload/ iblock/f5e/Izmenenie_ klimata_N75 _0ctNov_2018.pdf
5. Аналитический доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России», Москва 2016 г. http://www.ipem.ru/files/files/other/doklad_riski_realizacii_parizhskogo_klimati-cheskogo_soglasheniya_dlya_ekonomiki_i_nacionalnoy_bezopasnosti_rossii.pdf
6. Нацпроект «Экология» подорожал в четыре раза за счет внедрения НДТ (наилучших доступных технологий). https:// ecokzko.ru/ru/poleznaya-informaciya/news/148-stoivshij-1-5-trln-rub-natsproekt-ekologiya-podorozhal-v-chetyre-raza
7. Энциклопедический словарь экономики и права. http://endic.ru/ecolaw/Struktura-norm-prava-5493.html
8. Материалы заседания Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии ГД ФС РФ по теме: «Правовое регулирование выбросов парниковых газов в Российской Федерации» Москва 15 июня 2016 г.
9. Федоров В. М. Инсоляция Земли и современные изменения климата. М.: Физматлит, 2017. 232 с.
10. Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации».
ANALYSIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT FACTORS IN THE IMPLEMENTATION OF THE NEW CLIMATE COMMITMENTS UNDER THE PARIS AGREEMENT BY THE RUSSIAN FEDERATION
V. A. Grachev, Ph. D. (Engineering), Dr. Habil, Professor, RAS Corresponding Member, Lomonosov Moscow State University,
vagrachev@gmail.com,
N. I. Kurysheva, Ph. D. (Medicine), Dr. Habil, Professor, Burnasyan Federal Medical Biophysical Center,
0. V. Plyamina, Director, Research Institute of Environmental Problems (Rosatom), info@niipe.com,
1. I. Volkova, Ph. D. (Economy), senior research, Research Institute of Environmental Problems (Rosatom), info@niipe.com,
T. A. Evseenkova, Deputy Director, Research Institute of Environmental Problems (Rosatom), info@niipe.com,
V. A. Lobkovskiy, Ph. D. (Geography), senior research, Head of Department of Physical Geography and Environmental
Management Problems, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, v.a.lobkovskiy@igras.ru
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.09.2019 N 1228 "O prinjatii Parizhskogo soglashenija" [in Russian].
2. Novye mery po bor'be s izmeneniem klimata International business Guide. [New Measures to Combat Climate Change International Business Guide] № 130/131. 2019 g. [in Russian].
3. Doklad MGJelK: klimat mozhno spasti, esli dejstvovat' bistro [IPCC Report: Climate can be saved if you act quickly] Electronic resource available at: https://greenpeace.ru/news/2018/10/08/doklad-mgjeik-klimat-mozhno-spasti-esli-dejstvovat-bystro [in Russian].
4. IZMENENIE KLIMATA informacionnyj bjulleten', № 75 oktjabr'-nojabr' 2018 g. [CLIMATE CHANGE Newsletters. No. 75 October-November]. Electronic resource available at: http://www.meteorf.ru/upload/iblock/f5e/Izmenenie_klimata_N75 0ctNov_2018.pdf [in Russian].
5. Analiticheskij doklad "Riski realizacii Parizhskogo klimaticheskogo soglashenija dlja jekonomiki i nacional'noj bezopasnosti Rossii", Moskva 2016 g. [The analytical report "Risks of implementation of the Parisian climatic agreement for economy and national security of Russia"] Electronic resource available at: http://www.ipem.ru/files/files/other/doklad_riski_realizacii_parizhskogo_klimatichesko-go_soglasheniya_dlya_ekonomiki_i_nacionalnoy_bezopasnosti_rossii.pdf [in Russian].
6. Nacproekt "Jekologija" podorozhal v chetyre raza za schet vnedrenija NDT (nailuchshih dostupnyh tehnologij). [The National Project Ecology increased the price by four times due to the introduction of the best available technologies] Electronic resource available at: https://ecokzko.ru/ru/poleznaya-informaciya/news/148-stoivshij-1-5-trln-rub-natsproekt-ekologiya-podorozhal-v-chetyre-raza [in Russian].
7. Jenciklopedicheskij slovar' jekonomiki i prava. [Encyclopedia Dictionary of Economics and Law] Electronic resource available at: http://endic.ru/ecolaw/Struktura-norm-prava-5493.html [in Russian].
8. Materialy zasedanija Komiteta po prirodnym resursam, prirodopol'zovaniju i jekologii GD FS RF po teme: "Pravovoe regulirovanie vybrosov parnikovyh gazov v Rossijskoj Federacii" Moskva 15 ijunja 2016 g. [Proceedings of the meeting of the Committee on natural resources, environment and ecology of the state Duma on the topic: "Legal regulation of greenhouse gas emissions in the Russian Federation" Moscow 15 Jun 2016] [in Russian].
9. Fedorov V. M. Insoljacija Zemli i sovremennye izmenenija klimata. [Earth insolation and modern climate change]. Moscow, Fizmatlit. 2017. 232 p. [in Russian].
10. Rasporjazhenie Prezidenta RF ot 17 dekabrja 2009 g. № 861-rp "0 Klimaticheskoj doktrine Rossijskoj Federacii". [Presidential decree No. 861-RP of 17 December 2009 "On the Climate doctrine of the Russian Federation".] [in Russian].