Научная статья на тему 'Сор21 - конференция по изменению климата в Париже 2015 г. : политические противоречия'

Сор21 - конференция по изменению климата в Париже 2015 г. : политические противоречия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
561
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / СОР21 / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL CONFERENCE / CLIMATE CHANGE / GREENHOUSE GAS EMISSION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приходько О. К.

Данная статья посвящена Конференции по изменению климата в Париже 2015 г. СОР21. Ключевой задачей для автора стало выявление основных политических трудностей и противоречий, препятствующих успешному выполнению поставленных перед участниками целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COP21 - CONFERENCE ON CLIMATE CHANGE IN PARIS 2015: POLITICAL DIFFICULTIES AND CONTRADICTIONS

The article is focused on 2015 United Nations Climate Change Conference COP 21. The main aim is to identify the main political difficulties and contradictions, which hindered the successful implementation of the goals set for the participants.

Текст научной работы на тему «Сор21 - конференция по изменению климата в Париже 2015 г. : политические противоречия»

УДК 327.7

СОР21 - КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА В ПАРИЖЕ 2015 Г.:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

О.К. Приходько, магистрант ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный

университет» (НИУ), E-mail: olenka-sun@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена Конференции по изменению климата в Париже 2015 г. СОР21. Ключевой задачей для автора стало выявление основных политических трудностей и противоречий, препятствующих успешному выполнению поставленных перед участниками целей.

Ключевые слова: экологическая конференция, СОР21, изменение климата, выбросы парниковых газов, окружающая среда.

Начиная со второй половины ХХ в. человечество все больше уделяло внимание экологии: об этом свидетельствует появление в этот период целого ряда общественных и межправительственных международных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Однако и на настоящий момент глобальные экологические проблемы далеки от своего решения: участившиеся экологические катастрофы локального и регионального масштаба заставляют все чаще задумываться о глобальном изменении климата и профилактике его негативных последствий. Конференция СОР21 2015 г. в Париже вписывается в комплекс мер по решению экологического кризиса. И если, на первый взгляд, стремление правительств предотвратить общие глобальные угрозы должно было бы привести к сближению позиций, то на деле конференция продемонстрировала разногласия и конфликты суверенных государств, возникающие в ходе выработки решений по защите окружающей среды. Эти противоречия представляют собой преграды на пути достижения глобальной и национальной безопасности. Именно поэтому предметом нашего исследования стали политические противоречия и трудности, с которыми столкнулись участники конференции.

В статье будут освещены следующие аспекты: предыстория Парижской конференции; организационная структура, состав участников; технологии, использованные при организации мероприятия; темы основных докладов; основные трудности и противоречия, с которыми столкнулись участники в ходе выработки итогового документа. В ходе изучения данной проблемы мы использовали различные источники, в основном размещенные в открытом доступе в сети Интернет: материалы официального сайта конференции, доклады экспертных групп, пресс-релизы и статьи в прессе по данной теме.

Ежегодная Международная конференция стран-участниц Конвенции ООН по проблемам изменения климата (COP) проходит с 1992 г. В ее рамках страны пытаются разработать практический план действий. На первой конференции страны-участницы подписали конвенцию, которая была ратифицирована 195 странами и провозглашала основной целью «стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в климатическую систему»1.

Парижская конференция COP21, посвящённая климатическим изменениям и проходившая в Ле-Бурже с 30 ноября по 12 декабря 2015 г., стала 21-й по счету, проводимой по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР 21) и 11-й - в рамках совещания сторон по Киотскому протоколу (CRP-11). Киотский протокол, подписанный в 1997 г. и являющийся дополнением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), представляет собой международное соглашение, согласно которому развитые страны и страны с переходной экономикой обязаны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Он стал первым направленным на охрану окружающей среды международным договором, который основан на механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Целью Парижской конференции 2015 г. стало подписание международного универсального и обязательного для выполнения соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2 °С2. Для подготовки соглашения каждая страна-участница должна была разработать и опубликовать к началу Парижской конференции СОР-21 максимально реалистичный прогноз по выбросам в атмосферу парниковых газов (С02, метана и оксидов азота) на 2030 г., продумать конкретные программы для реализации взятых на себя обязательств, обозначить способы и средства контроля, решить вопрос финансирования. То есть каждая страна должна была включиться в процесс разработки общего документа. В итоге из 195 стран-участниц лишь 155 выполнили эту задачу и опубликовали свои национальные вклады (так называемые ГКОС, предполагаемый национально определяемый вклад). Свои проекты не выдвинули нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла, Ангола, Боливия, Нигерия, Катар, ОАЭ), а также некоторые маленькие или беднейшие государства нашей планеты. Но в целом можно отметить, что большинство стран готовы к переходу к новым моделям развития. В итоговом Парижском соглашении отражен принцип взятия обязательства каждым государством, выдвинувшим свое предложение, в отношении роста выбросов парниковых газов.

Около 40 тысяч человек из всех стран мира приняли участие в двухнедельных дебатах. В парижском форуме участвовали 14 тысяч представителей гражданского общества, 150 государственных лидеров, а за освещением СОР21 следили тысячи журналистов и специалистов из разных областей науки (экономистов, финансистов, экологов, биологов, геологов, политологов и других ученых)3. На конференции работали правительственные делегации, состоявшие, в основном, из чиновников и государственных деятелей. В состав делегаций входило от двух до нескольких сот человек. Кроме того, на конференцию прибыли представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также множество организаций, борющихся за защиту окружающей среды, и лоббистских групп. Одним из главных лиц конференции стал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Ключевую роль в подготовке СОР21 играли три французских министра, которые впоследствии вошли в её президиум: Лоран Фабиус, министр иностранных дел и международного развития; Сеголен Рояль, министр экологии, устойчивого развития и энергетики; Анник Жирарден, госсекретарь по вопросам развития и франкофонии4. Они возглавили межминистерскую группу по организации и проведению Конференции СОР21. Группа была разделена на две «команды»: переговорную группу и общий секретариат. Переговорная группа состояла из четырёх отделений: сектора экспертов в области климатических изменений; сектора по дипломатическим вопросам и переговорам по национальным обязательствам; финансового сектора; сектора координации инициатив гражданского общества. Общий секретариат состоял из шести отделений, занимавшихся достаточно обширными вопросами: логистической координацией; безопасностью; связями с представителями гражданского общества; освещением событий СОР21 в прессе, вопросами партнерства между государственными и частными бизнес-структурами и др.

На конференции были использованы различные формы работы и публичных мероприятий - работа участников в тематических секциях, доклады международных комиссий, выступления лидеров государств (со своими заявлениями выступали Ф. Оланд, В. Путин, Б. Обама, А. Меркель, Си Цзин Пин и другие главы государств), проведение двусторонних и многосторонних переговоров, дискуссий и круглых столов, а также проведение тематических дней: дня Африки, дня молодежи, дня гражданского сообщества5.

Некоторые из перечисленных форм работы являются достаточно традиционными и универсальными для всех конференций, например, представление научных докладов, проведение круглых столов и переговоров, выступления государственных лидеров. Поскольку конференция была очень многочисленной, был использован эффективный прием деления

участников на сектора. Новым было проведение тематических дней: они служили делу привлечения к проблеме охраны окружающей среды молодежи и гражданского общества. На данной конференции была также реализована технология привлечения медийных лиц: в рамках форума состоялась встреча главы ООН с Посланником мира ООН, американским актером Леонардо Ди Каприо, что, возможно, привлекло внимание людей, которые ранее не интересовались проблемами экологии. В общей сложности, за время конференции произошло около 6 тысяч различных событий.

В рамках конференции ключевыми стали следующие доклады: доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), доклад Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) об эмиссиях (2015), доклад «Тенденции в финансировании мер в области климата частным сектором», доклад «Новая климатическая экономика», доклад Всемирного банка «Регулирование последствий изменения климата для бедности», доклад Секретариата Международной стратегии ООН по уменьшению опасности бедствий «Людские потери в результате стихийных бедствий, связанных с погодой»6. Каждый из перечисленных докладов представляет собой обширный и глубокий научный анализ отдельных экологических проблем. Во всех докладах была подчеркнута «пропасть» между развитыми и развивающимися странами, подробно освещен финансовый аспект, который касается как ущерба от уже произошедших катастроф, так и необходимых инвестиций для предотвращения природных катаклизмов в ближайшем и отдаленном будущем. Тексты докладов также содержат политические и правовые аспекты, необходимые для реализации поставленной цели.

Вышеперечисленные доклады по своему духу схожи с более ранними документами: Докладом Международной комиссии по окружающей среде и развитию 1987 г. «Наше общее будущее» или докладом 1972 г. Римскому клубу «Пределы роста». Темы, поднятые в докладах, написанных во второй половине 20 в., остались актуальными и сегодня, некоторые проблемы усугубились.

Как уже отмечалось ранее, подготовка и работа конференции были ознаменованы определенными конфликтами. К основным трудностям можно отнести наличие стран, не предоставивших свои программы; необходимость особого подхода к развивающимся странам; отсутствие системы контроля над соблюдением Программы и штрафных санкций за ее несоблюдение; сложности в решении финансовых вопросов.

Рассмотрим данные проблемы более детально. Во-первых, не все страны готовы мгновенно приступить к снижению выбросов парниковых газов: так, правительство Китая прогнозирует рост количества выбросов вплоть 2030 г. и лишь позже готово пойти на их снижение. Беларусь также какое-то время предполагает увеличивать абсолютную величину выбросов и не может дать экспертной оценки о хронологической границе начала снижения7.

Во-вторых, некоторые развивающиеся страны требуют к себе индивидуального подхода. Лидер КНР, тесно сотрудничающий со странами «третьего мира», озвучил свою точку зрения, защищавшую интересы развивающихся стран: «Мне кажется самым важным учет различий, существующих между нашими странами - в частности, особенности развивающихся стран, которые усиливают свои экономические возможности и структуры. Противостоять изменениям климата не значит лишать развивающиеся страны из законной потребности бороться с бедностью и улучшать условия жизни населения»8. Развивающиеся страны заявляют, что им необходимо использовать ископаемые виды топлива, как например нефть, уголь и газ, для того, чтобы преодолеть бедность. Соответственно, соглашение, которое было подписано в Париже, должно было соблюсти баланс между необходимостью сокращения выбросов парниковых газов, и правом на использование ископаемых видов топлива.

В-третьих, некоторые эксперты отмечают, что отсутствие общей централизованной системы контроля за несоблюдением соглашения приведет к неисполнению достигнутых договоренностей. Контроль может свестись к формальному предоставлению отчетных документов о принятии тех или иных законов или климатических программ, которые,

возможно, останутся лишь на бумаге. К настоящему моменту нет других способов оценки деятельности государств по выполнению взятых обязательств помимо самоконтроля стран-

9

участниц9.

В-четвертых, серьезной проблемой остается отсутствие четких критериев для выделения стран развитых и развивающиеся, которые бы помогли определить, какие страны должны оказывать финансовую помощь, а какие сами в ней нуждаются. В целом, дифференциация государств стала одним из самых дискуссионных моментов на переговорах. Любопытно, что Беларусь на конференции оказалась страной с развитой экономикой, в то время как, например, Сингапур - развивающейся10. Дело в том, что определения развитых и развивающихся стран взяты без изменений из Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятой в 1992 г., согласно которой Сингапур и Республика Корея являются развивающимися странами.

В-пятых, сложности выявились и при разработке процедуры в решения финансовых вопросов. Развивающиеся страны считают, что в соглашении не прописаны обязательства так называемых «богатых стран» по финансированию проектов по борьбе с изменением климата. В Парижское соглашение не вошли количественные параметры финансирования, деление средств по целевым направлениям и т. д. Обозначена лишь цель на 2020 г. - 100 млрд долл. в год для уязвимых стран. Дальше объем финансовой помощи будет увеличиваться. Однако даже эта цифра не вошла в сам текст соглашения, а упомянута в решениях РКИК ООН11.

В-шестых, разногласия вызвал вопрос о необходимости введения жестких юридических ограничений. ЕС, у которого с альтернативными источниками энергии дела обстоят благополучно, настаивает на жестких обязательствах; США не хотят связывать себе руки, добровольно ставя препятствия на пути экономического развития.

Оценки работы и результатов конференции оказались неоднозначными. Большинство отмечают и «плюсы», и «минусы». Свое мнение высказывали многие политики, политологи, эксперты в вопросах экологии. Рассмотрим несколько примеров оценки конференции.

Госсекретарь США Джон Керри считает, что одними разговорами не удастся достичь соглашения, которое на законодательном уровне закрепило бы обязательства государств по ограничению выбросов углекислого газа12.

Президент Франции Франсуа Олланд также придерживается взгляда, что если соглашение не будет юридически обязывающим, пользы от него будет мало. По его словам, в таком случае выполнение взятых обязательств будет невозможно проконтролировать13.

В то же время аналитики общественной организации Carbon Tracker Initiative утверждают, что соглашение может привести к положительным результатам именно благодаря отсутствию юридических обязательств, которые могли бы отпугнуть правительства и крупный бизнес, усложнить процесс принятия документа в правительствах некоторых

14

стран14.

Участник переговоров на международной конференции по климату в Киото и Копенгагене П. Радан полагает, что нельзя однозначно говорить об успехе конференции. Он считает, что экономически развитые страны сделали очень осторожные обещания, тем самым они остались на уровне протоколов Киото. Но можно отметить положительные тенденции в развивающихся странах: все франкоговорящие страны Африки положительно ответили на призыв о необходимости снижения выбросов парниковых газов. При этом заключение эксперта таково: данного соглашения недостаточно, чтобы добиться поставленной цели, и необходим еще ряд документов15.

А. Бекиш, консультант по климатической политике Республики Беларусь, также утверждает, что достигнутых договоренностей недостаточно, чтобы не превысить порог повышения температуры на 2 градуса, поэтому взятые обязательства стран еще будут пересматриваться16.

П. Бонан, ответственный по кампании «В защиту климата» организации Гринпис, отметил, что переговоры проходили медленно и непродуктивно. Были страны, которые «блокировали» переговоры: в первую очередь, это страны ОПЕК, отчасти и ЕС, которые, по

мнению П. Бонана, должны были стать лидерами конференции. П. Бонан считает, что все страны должны брать пример с Китая: в этой стране сокращено использование угля, а также было выделено 3 млрд долларов для оказания финансовой помощи развивающимся странам. По мнению эксперта, все страны должны перейти к возобновляемым источникам энергии и к 2050 г. добиться 100% использования этих источников энергии, только так можно стабилизировать экологическую ситуацию. Но на Парижской конференции этой цели достичь

17

не удалось1'.

В заключении приходится констатировать, что, к сожалению, за время проведения подобных встреч не удалось существенно повлиять на экологическую ситуацию в мире. Глобальное потепление продолжает угрожать человечеству. Что касается работы Парижской конференции 2015 г., можно отметить, что поставленная цель конференции была достигнута: подписано соглашение о предотвращении повышения температуры более чем на 2 градуса по Цельсию и предпринята попытка ограничить его в пределах 1,5 градусов. Это стремление ясно выражается в общемировой программе по вопросу выбросов парниковых газов: пик выбросов должен быть преодолен в ближайшее время, затем следует приложить усилия к их сокращению.

Но в сложном процессе выработки и принятия соглашения не обошлось без трудностей финансового, юридического и политического характера. Финансово-экономические и некоторые политические аспекты переговоров и прагматизм крупнейших стран сделали Парижское соглашение слабее, чем оно могло бы быть. Некоторые противоречия, которые были озвучены в докладе, так и остались нерешенными. В период до 2025-2030 гг. ведущие страны собираются предпринимать меры именно для снижения выбросов как такового18. В перечень планируемых шагов входит углеродное регулирование для продвижения низкоуглеродных технологий; создание задела для будущего технологического потенциала сильного снижения выбросов. Оценки политиков, экологов, экономистов неоднозначны. Многие эксперты сходятся в том, что необходим ряд дополнительных мер и соглашений, которые бы сделали поставленную цель реально осуществимой.

Возможно, в решение вышеперечисленных противоречий большой вклад должно внести именно гражданское общество. Зачастую правительства и лидеры стран в результате политических разногласий забывают об истинной высшей цели подобных конференций. Эту мысль выразил и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: «Один из ценных уроков, которые я извлек за девять лет работы в должности Генерального секретаря, заключается в том, что ни одно правительство, ни одна международная организация, не могут справиться со своими задачами надлежащим образом без поддержки гражданского общества»19.

Таким образом, что Парижское соглашение предоставляет государствам промежуток в 10-15 лет перед радикальным снижением выбросов парниковых газов. Период ожидания развитые страны «компенсируют» массированной помощью наиболее слабым и уязвимым странам.

Примечания

1 М. Макграт. Кому и зачем нужна парижская конференция по климату? [Электронный ресурс] - URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/ll/151130

2 Официальный сайт конференции СОР21[Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cop21/

3 М. Макграт. Кому и зачем нужна парижская конференция по климату? [Электронный ресурс] - URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/11/151130

4 А. Яблокова. Конференция по изменению климата: шанс для России помириться с Западом. [Электронный ресурс] - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6910#top-content

5 Официальный сайт конференции СОР21[Элекгронный ресурс] - URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cop21/

6 Там же

7 Вестник гражданского общества. В Париже стартовала XXI Конференция ООН по изменению климата. [Электронный ресурс] - URL: http://vestnikcivitas.ru/news/3899

8 Там же.

9 Д. Зеленко. Беларусы на конференции по климату в Париже: «До последнего думали, что не договоримся!». [Электронный ресурс] - URL: http://greenbelarus.info/articles/16-12-2015/

10 Там же

11 А. Кокорин. Парижская конференция по климату: успех или провал. [Электронный ресурс] - URL: http ://www. ng. ru/ng_energiya/2016-01-12/9_climat. html

12 А. Куприянов. Последняя конференция перед апокалипсисом. [Электронный ресурс] - URL: https ://lenta. ru/articles/2015/12/02/summit/

13 Там же

14 Парижская конференция: путь к успеху. [Электронный ресурс] - URL: http://ru.euronews.com/2015/12/11/paris-road-what-success-lies-at-the-end-of-the-cop21-climate-conference/

15 А. Макарова. СОР21: удастся ли человечеству избежать худшего? [Электронный ресурс] - URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20151106-sor21-udastsya-li-chelovechestvu-izbezhat-khudshego

16 Д. Зеленко. Беларусы на конференции по климату в Париже: «До последнего думали, что не договоримся!». [Электронный ресурс] - URL: http://greenbelarus.info/articles/16-12-2015/

17 А. Макарова. Greenpeace оценил проект нового соглашения по климату на СОР21. [Электронный ресурс] -URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20151204-greenpeace-otsenil-proekt-novogo-soglasheniya-po-klimatu-na-sor21

18 А. Кокорин. Парижская конференция по климату: успех или провал. [Электронный ресурс] - URL: http ://www. ng. ru/ng_energiya/2016-01-12/9_climat. html

19 Информационный центр ООН в Москве. Глава ООН призвал гражданское сообщество убедить правительства в необходимости компромисса в ходе переговоров по климату. [Электронный ресурс] - URL: http://www.unic.ru/event/2015-12-10/v-oon/glava-oon-prizval-grazhdanskoe-soobshchestvo-ubedit-pravitelstva-v-neobkhodim

COP21 - CONFERENCE ON CLIMATE CHANGE IN PARIS 2015: POLITICAL DIFFICULTIES AND CONTRADICTIONS

O. Prikhodko, Master's Degree Student, South Ural State University,

olenka-sun@mail.ru

Abstract

The article is focused on 2015 United Nations Climate Change Conference COP 21. The main aim is to identify the main political difficulties and contradictions, which hindered the successful implementation of the goals set for the participants.

Keywords: ecological conference, C0P21, climate change, greenhouse gas emission, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.