Научная статья на тему 'ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КЛИМАТУ В ГЛАЗГО - 2021'

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КЛИМАТУ В ГЛАЗГО - 2021 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ В ГЛАЗГО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилина Ирина Юрьевна

Впервые условия экономического развития, совместимые с сохранением окружающей среды и социальной справедливостью, рассматривались в 1972 г. на организованной ООН Стокгольмской конференции по окружающей среде. Созданная в 1988 г. под эгидой ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата в дальнейшем представила разнообразные доказательства того, что основной причиной изменения климата является хозяйственная деятельность человека. Научные данные МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) стали основой для принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), Киотского протокола (1997) и Парижского соглашения по климату (2015). В рамках последнего 197 стран мира согласились ограничить повышение глобальной температуры в этом столетии до 2 ºС и найти способы удержать потепление в пределах полутора градусов. В настоящей статье представлены данные о современном состоянии климата на планете, а также анализируются решения Конференции сторон Парижского соглашения, состоявшейся в Глазго в 2021 г., и их возможные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE CLIMATE CHANGE CONFERENCE IN GLASGOW 2021

In 1972 UN for the first time organized the Conference on the Human Environment discussing the conditions of the economic development compatible with the environment protection and social justice. The Intergovernmental Panel on Climate Change, established in 1988 under the auspices of the UN, further presented a variety of evidence that the main cause of climate change is human economic activity. Basing on the evidence the UN Framework Convention on Climate Change (1992), Kyoto Protocol (1997) and Paris Agreement (2015) were adopted. Within the framework of the latter 197 countries agreed to restrict the rise of the global temperature in XXI century by 2 ºC and to seek the ways to restrict it by even less - 1,5 ºC. The article presents the data on the contemporary state of the climate on Earth, analyses the solutions of the 26 th Conference of the Parties of Paris Agreement (Glasgow, November 2021) and their possible consequences.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КЛИМАТУ В ГЛАЗГО - 2021»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 339.97:504

DOI: 10.31249/espr/2022.01.07

И.Ю. Жилина*

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КЛИМАТУ В ГЛАЗГО - 2021

Аннотация. Впервые условия экономического развития, совместимые с сохранением окружающей среды и социальной справедливостью, рассматривались в 1972 г. на организованной ООН Стокгольмской конференции по окружающей среде. Созданная в 1988 г. под эгидой ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата в дальнейшем представила разнообразные доказательства того, что основной причиной изменения климата является хозяйственная деятельность человека. Научные данные МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) стали основой для принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), Киотского протокола (1997) и Парижского соглашения по климату (2015). В рамках последнего 197 стран мира согласились ограничить повышение глобальной температуры в этом столетии до 2 °С и найти способы удержать потепление в пределах полутора градусов. В настоящей статье представлены данные о современном состоянии климата на планете, а также анализируются решения Конференции сторон Парижского соглашения, состоявшейся в Глазго в 2021 г., и их возможные последствия.

Ключевые слова: изменение климата; глобальное потепление; парниковые газы; Парижское соглашение; Конференция в Глазго.

Для цитирования: Жилина И.Ю. Итоги Конференции по климату в Глазго - 2021 // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - № 1. -С. 111-132.

I.Yu. Zhilina

The results of the Climate change conference in Glasgow 2021

Abstract. In 1972 UN for the first time organized the Conference on the Human Environment discussing the conditions of the economic development compatible with

* Жилина Ирина Юрьевна, канд. истор. наук, старший научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: irina_zhilina47@mail.ru

Zhilina Irina, PhD (Histor. Sci.), Senior Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

111

the environment protection and social justice. The Intergovernmental Panel on Climate Change, established in 1988 under the auspices of the UN, further presented a variety of evidence that the main cause of climate change is human economic activity. Basing on the evidence the UN Framework Convention on Climate Change (1992), Kyoto Protocol (1997) and Paris Agreement (2015) were adopted. Within the framework of the latter 197 countries agreed to restrict the rise of the global temperature in XXI century by 2 °C and to seek the ways to restrict it by even less - 1,5 °C. The article presents the data on the contemporary state of the climate on Earth, analyses the solutions of the 26 th Conference of the Parties of Paris Agreement (Glasgow, November 2021) and their possible consequences.

Keywords: climate change; global warming; greenhouse gases; Paris Agreement; Conference of the Parties.

For citation: Zhilina I.Yu. The results of the Climate change conference in Glasgow 2021 // Economic and Social Problems of Russia. - 2022. - N 1. - P. 111-132.

Введение

Вопросы взаимоотношения человека с окружающей средой (ОС) появились в глобальной повестке в конце 1960 - начале 1970-х годов -в определенной степени под влиянием научных публикаций, в частности доклада Римскому клубу «Пределы роста» (1972). Его авторы пришли к выводу, что загрязнение ОС, истощение пахотных земель и исчерпание ископаемых ресурсов в среднесрочной перспективе (в течение XXI в.) остановят экономический рост и приведут к резкому сокращению численности населения Земли.

Сформировавшееся во второй половине XX в. общество потребления основывается на избыточном производстве, «которое создает не действительно необходимые для удовлетворения нормальных человеческих потребностей продукты, а гаджеты, удовлетворяющие фиктивные (навязанные модой и рекламой) потребности» [Ильин, 2017, с. 167]. В результате происходит гипериспользование ресурсов и ухудшается состояние окружающей среды.

В 1972 г. на организованной ООН в Стокгольме конференции по ОС впервые рассматривались условия экономического развития, совместимые с сохранением ОС и социальной справедливостью. В работе конференции участвовали представители 113 из 132 стран - членов ООН и около 250 неправительственных организаций [Chasek, 2020, p. 5]. В итоговой декларации конференции отмечалось, что «наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды» [Декларация Конференции ... , 1972].

На Стокгольмской конференции были сформулированы 26 принципов сохранения ОС и принят план действий (состоящий из 109 пунктов). Для реализации последнего в декабре 1972 г. создана специальная органи-

112

зация - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП или UNEP, United Nations Environment Programme).

Однако состояние ОС продолжало ухудшаться. В 1980-х годах имели место ряд крупных промышленных аварий (взрыв в индийском городе Бхопал на заводе по производству пестицидов, аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в США и Чернобыльской АЭС в СССР и др.), фиксировались кислотные дожди, появление дыр в озоновом слое атмосферы и другие неблагоприятные явления [Définir et quantifier ... , 2012, p. 89].

В 1992 г. на саммите в Рио-де-Жанейро 154 государства приняли рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН)1, конечная цель которой состоит в том, «чтобы добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» [Рамочная Конвенция ... , 1992]. В целях контроля за ее выполнением и внесения необходимых корректив (на основе консенсуса) было решено ежегодно проводить соответствующую Конференцию сторон (КС) (Conference of the Parties, COP) [Рамочная Конвенция ... , 1992]. Кроме того, на этом саммите было дано определение устойчивому развитию, «которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [Our Common ... , 1987, p. 34].

Конкретные шаги в области сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) нашли отражение в Киотском протоколе (КП)2, принятом в 1997 г. на КС-3. В рамках КП 37 развитых стран обязались сократить выбросы ПГ в 2008-2012 гг. в среднем на 5,2% по сравнению с 1990 г. [Définir et quantifier ... , 2012, p. 90]3. Остальные страны не взяли на себя количественных обязательств, но согласились участвовать в реализации решений КП через стимулирующие механизмы, в том числе рыночные. Согласно официально подведенным ООН итогам действия КП, участники соглашения уменьшили выбросы ПГ более чем на 20%. Однако в целом заявленные в КП цели не были достигнуты: общемировые выбросы ПГ за этот период выросли почти в 1,5 раза [Риски реализации ... , 2016, с. 21].

В 2015 г. на КС-21 было подписано Парижское соглашение (ПС) (вступило в силу 4 ноября 2016 г.). В настоящее время в нем участвуют 196 стран и ЕС. Цель ПС, определившего меры по снижению уровня ПГ в атмосфере, состоит в ограничении к концу XXI в. глобального потепления 2 °С от доиндустриального уровня и приложении участниками максимальных усилий для ограничения потепления 1,5 °С [Парижское согла-

1 Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г. По состоянию на 2021 г. ее ратифицировали 196 стран и ЕС.

2 Киотский протокол вступил в силу в 2005 г.

3 До подписания Киотского протокола решения КС носили рекомендательный характер.

113

шение, 2015, с. 2]. При этом каждая страна добровольно определяет цели и размеры сокращений выбросов ПГ или «вклады, определяемые на национальном уровне» (Nationally Determined Contributions, NDC)1, которые должны пересматриваться каждые пять лет [Парижское соглашение, 2015, с. 3,4]. Предполагалось, что ПС усилит глобальное реагирование на угрозу изменения климата в рамках концепции устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты с учетом набирающего силу тренда на «озеленение» экономики.

Однако на КС в 2016-2019 гг. так и не удалось согласовать «свод правил» реализации ПС, что препятствует его практической реализации.

Современное состояние климата Земли

К КС-26, состоявшейся в ноябре 2021 г. в Глазго (Великобритания), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и МГЭИК подготовили доклады о современном состоянии и возможных тенденциях развития климатической ситуации в зависимости от объема выбросов ПГ.

Концентрация ПГ в атмосфере. В 2020-2021 гг. атмосферные концентрации основных ПГ продолжали увеличиваться. В 2015 г. объем углекислого газа (СО2) в атмосфере составлял чуть более 400 частей на миллион (млн ) [Бюллетень ... , 2021]. В 2020 г. эта величина оценивалась в 413,2 ± 0,2 млн-1 [State of the Global ... , 2021, p. 5]2 или 149% от доиндуст-риального уровня (1750). В 2020 г. новых максимумов достигли концентрации метана (CH4) - 1889 ± 2 части на миллиард (млрд 1) и закиси азота (N2O) - 333,2 ± 0,1 млрд \ что составляет 262 и 123% от доиндустриаль-ных уровней соответственно. Темпы роста выбросов CO2 в 2019-2020 гг. были несколько ниже, чем в 2018-2019 гг., но выше среднегодовых темпов роста за последнее десятилетие (несмотря на снижение выбросов CO2 от использования ископаемого топлива примерно на 5,6% в 2020 г. из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19) [State of the Global ... , 2021, p. 5].

Температура. Глобальная средняя температура в 2021 г. была примерно на 1,08 ±0,13 °C выше среднего значения 1850-1900 гг. Вероятно, этот год станет шестым или седьмым самым теплым годом за весь период наблюдений, хотя он был более прохладным по сравнению с последними годами из-за влияния умеренной Ла-Ниньи3. В свою очередь, 2015-2021 гг.

1 Официально в РКИК и ПС действия конкретных стран не обсуждаются. В отличие от КП у Сторон ПС нет ни квот, ни обязательств по выбросам. Они должны лишь определить цели по выбросам ПГ (N00) и не снижать их при пересмотрах [Обзор ... , 2021, с. 4].

2 Последний раз сопоставимая концентрация С02 на Земле была 3-5 млн лет назад, когда и температура воздуха, и уровень моря на Земле были выше (на 2-3 °С и 10-20 м соответственно), чем сейчас [Увеличение уровней концентрации ... , 2021].

3 Феномен Ла-Нинья («Малышка», исп.) регулярно возникает в южной части Тихого океана, когда стабильный восточный ветер гонит теплую воду от берегов Перу и Чили в

114

являются семью самыми теплыми годами за период наблюдений [State of the Global ... , 2021, p. 6].

Океан. Мировой океан поглощает около 23% ежегодных выбросов антропогенного CO2, замедляя увеличение его концентрации в атмосфере и связанное с этим потепление. Одновременно в результате реакции морской воды с СО2 повышается уровень ее кислотности. В результате способность океана поглощать CO2 из атмосферы снижается, а также меняется химический состав морской воды. Все это угрожает морским организмам и экосистемным условиям, а следовательно, и жизни людей - с точки зрения продовольственной безопасности, развития туризма и прибрежных районов [State of the Global ... , 2021, p. 14].

Кроме того, в процессе окисления океан нагревается. Последующее тепловое расширение воды приводит к повышению уровня моря, что усугубляет последствия таяния ледников на суше. Так, в середине августа 2021 г. в наивысшей точке ледникового щита Гренландии (на метеостанции Summit) наблюдалось его таяние, сопровождавшееся дождем. Это первый случай дождя на данной метеостанции и третий за последние девять лет случай таяния ледника (в XX в. это явление имело место лишь однажды) [State of the Global ... , 2021, p. 3]. Если в 1993-2002 гг. в глобальном масштабе средний уровень моря повышался на 2,1 мм/год, то в 2013-2021 гг. рос в два раза быстрее - до 4,4 мм/год, - в основном из-за увеличения глобальной температуры [State of the Global ... , 2021, p. 10].

Аномальные погодные явления. Летом 2021 г. исключительная жара несколько раз отмечалась в западной части Северной Америки. В г. Лит-тоне (провинция Британская Колумбия) 29 июня был установлен новый национальный температурный рекорд Канады - 49,6 °C, что на 4,6 °C выше предыдущего. В этой провинции с 20 июня по 29 июля было зарегистрировано 569 смертей, связанных с жарой. В Долине Смерти (Калифорния, США) 9 июля температура воздуха достигла 54,4 °C. Во время и после аномальной жары произошло множество крупных лесных пожаров. Только в результате пожара «Дикси», который стал самым крупным в истории Калифорнии, сгорело около 390 тыс. га леса.

В Северном полушарии сильная жара несколько раз отмечалась во второй половине лета в Средиземноморском регионе. Около г. Сиракузы на Сицилии 11 августа зарегистрирована температура в 48,8 °C, что является предварительным европейским рекордом. Рекордно высокие температуры были также зафиксированы в Тунисе, Испании, Турции. Во многих

сторону Индонезии и Австралии. В результате на поверхность поднимается холодная вода из морских глубин, что приводит к некоторому похолоданию не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Обратное явление, когда температура воды и воздуха у побережья Южной Америки повышается, называется Эль-Ниньо («Малыш», исп.) [Макгрет, 2020].

115

районах начались крупные лесные пожары, от которых особенно сильно пострадали Алжир, южная Турция и Греция.

Три года подряд крупные лесные пожары также происходили в России - в Сибири, особенно в Республике Саха. Высокой оставалась пожарная активность в ряде регионов Бразилии. Вместе с тем в Австралии 2021 г. был относительно спокойным после очень сильных пожаров 2019-2020 гг.

Зимой 2021 г. аномально низкая температура наблюдалась во многих районах центральной части США и северной Мексики. Например, в Оклахома-Сити 16 февраля температура снизилась до -25,6 °C, что является самой низкой температурой с 1899 г. Было серьезно нарушено энергоснабжение, перебои в подаче электроэнергии затронули почти 10 млн человек. Этой зимой в США было зарегистрировано 172 случая смерти от холода, а экономические потери превысили 20 млрд долл.

Зима 2021 г. была холодной и во многих районах Северной и Восточной Азии. Для России она стала самой холодной с периода 2009-2010 гг. В конце 2020 г. - начале 2021 г. на большей территории Японии и Китая наблюдались температуры ниже среднего уровня. А на острове Хонсю был зарегистрирован самый длительный за всю историю наблюдений 72-часовой снегопад.

Низкие температуры и сильные метели, вызывавшие серьезные сбои в работе воздушного и наземного транспорта, отмечались во многих странах Европы: Испании, Нидерландах, Германии, Польше, Великобритании. Например, в Афинах 15 февраля выпал самый обильный с 2009 г. снег [State of the Global ... , 2021, p. 28-29].

Лето 2021 г. также характеризовалось экстремальными осадками в разных частях света. Только за один час в городе Чжэнчжоу 20 июля выпало 201,9 мм осадков (национальный рекорд Китая). В результате шести дней ливневых дождей в провинции Хэнань началось наводнение, которое унесло жизни 302 человек, а экономические потери составили 17,7 млрд долл. В середине июля в Западной Европе произошло одно из самых сильных наводнений за всю историю наблюдений. Больше всего пострадали западные районы Германии (зарегистрировано 179 смертей, экономические потери превысили 20 млрд долл.) и восточная Бельгия (36 смертей) [State of the Global ... , 2021, p. 31-32].

Напротив, на большей части субтропической Южной Америки два года подряд наблюдалась засуха, которая привела к значительным сельскохозяйственным потерям. Кроме того, низкий уровень воды в реках вызвал снижение производства гидроэлектроэнергии и нарушения в работе речного транспорта. Сильная локальная засуха, около двух лет продолжающаяся на юге Мадагаскара, спровоцировала серьезные проблемы с обеспечением населения продовольствием: по состоянию на август 2021 г. в срочной помощи нуждаются 1,14 млн человек [State of the Global ... , 2021, p. 33-34].

116

В 2021 г. экстремальная засуха по обе стороны границы между США и Канадой затронула северные пограничные штаты вплоть до Миннесоты и провинций прерий Канады. Январь 2020 г. - август 2021 г. были самыми засушливыми за всю историю юго-запада Соединенных Штатов. В течение прохладного сезона 2020-2021 гг. на большой части Ирана, в Афганистане, Пакистане, юго-восточной Турции и Туркменистане количество выпавших осадков было значительно меньше среднего. Площадь снежного покрова в Иране в январе-феврале составляла около половины среднего показателя, что привело к уменьшению стока в реках и снижению доступности воды для орошения [State of the Global ... , 2021, p. 33-34].

Ураган Ида (Ida), вышедший на сушу в Луизиане (США) 29 августа, стал самым значительным ураганом 2021 г. в Северной Атлантике. В общей сложности с ним связаны 72 прямых и 43 косвенных случая смерти в США и Венесуэле. Экономические потери США от этого урагана оцениваются в 63,8 млрд долл. [State of the Global ... , 2021, p. 34].

Глобальные тенденции. Эксперты ВМО приходят к выводу, что при продолжении выбросов ПГ глобальная температура будет расти. А поскольку CO2 является долгоживущим газом (его молекулы остаются в атмосфере веками), даже при резком сокращении выбросов до чистого нуля достигнутый уровень температуры будет сохраняться в течение нескольких десятилетий. В результате продолжится рост числа экстремальных погодных явлений (сильная жара и дожди, таяние льда, повышение уровня моря, ураганы и т.д.). В свою очередь, это приведет к еще более сильным колебаниям температур и интенсификации погодных аномалий с соответствующими социально-экономическими последствиями.

Кроме того, в будущем эффективность поглотительной способности океанов и наземных экосистем может снизиться, и они уже не смогут играть роль буфера в борьбе с более значительным повышением температуры. Поэтому при нынешних темпах роста концентрации ПГ к концу XXI в. повышение температуры значительно превысит целевые показатели ПС [Увеличение ... , 2021].

Той же позиции придерживается и МГЭИК. Сценарии, построенные на основе обновленной информации о физической основе изменения климата, показали, что глобальная температура приземного слоя атмосферы будет продолжать повышаться по крайней мере до середины XXI в. При сценарии с низким уровнем выбросов ПГ средняя глобальная температура в 2081-2100 гг. будет выше на 1,0-1,8 °C по сравнению с 1850-1900 гг.; при промежуточных сценариях - на 2,1-3,5 °C; при сценарии с высоким уровнем выбросов ПГ - на 3,3-5,7 °C [Summary for ... , p. 14].

Эксперты МГЭИК еще раз подтвердили, что увеличение концентраций ПГ, являющееся причиной климатических изменений, однозначно вызвано деятельностью человека [Summary for ... , 2021, p. 8]. Причем изменения ледяных покровов и уровня океана необратимы и сохранятся на протяжении веков [Summary for ... , 2021, p. 25].

117

Решения КС-26

В работе КС-26 в Глазго 31 октября - 12 ноября 2021 г. участвовали более 25 тыс. человек (члены официальных делегаций, представители средств массовой информации, наблюдатели от различных организаций ООН, неправительственных и межправительственных организаций, компаний и финансовых институтов) из 200 стран [Эксперт: ... , 2021].

Подводя шестилетние итоги действия ПС1, Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш отметил, что 2021 г. - «это критический год для действий в области климата. мы все еще значительно отстаем от графика для достижения целей ПС. Без немедленного, быстрого и масштабного сокращения выбросов ПГ ограничить потепление в пределах 1,5 °C будет невозможно, что приведет к катастрофическим последствиям для людей и планеты. Для того чтобы КС-26 стала поворотным моментом в борьбе с потеплением, всем странам необходимо взять на себя обязательство, подкрепленное конкретными долгосрочными стратегиями и увеличением NDC, достичь к 2050 г. чистого нулевого уровня выбросов» [United in ... , 2021, p. 3]. Основными целями КС-26 являлось удержание повышения температуры на планете в пределах 1,5 °С; стимулирование новых климатических инициатив; окончательная доработка Правил реализации ПС; обеспечение обещанного стабильного финансирования «зеленого» перехода развивающимся странам в размере 100 млрд долл. ежегодно.

Как заявила П. Эспиноса, исполнительный секретарь ООН по климату, отчет по NDC, представленный Сторонами ПС к КС-26, свидетельствует об определенном прогрессе в достижении температурных целей ПС [Rapport de synthèse ... , 2021]. Некоторые страны не только обновили NDC, но и разработали стратегии перехода к низкоуглеродному развитию, поставив цель достижения баланса между антропогенными выбросами ПГ и их поглощением («углеродная нейтральность»). США2, Великобритания, Европейский Союз (ЕС), Япония, Южная Корея планируют достичь угле-

1 КС-26 должна была состояться в 2020 г., но из-за пандемии COVID-19 была перенесена на 2021 г.

2 Согласно недавно принятому в США законопроекту об инфраструктуре в размере 1 трлн долл., на поддержку устойчивости к изменению климата будет направлено 47 млрд долл.; на инвестиции в экологически чистую энергию - 65; на создание национальной сети зарядных станций для электромобилей (в виде грантов) - 7,5 млрд долл. Кроме того, бюджетное предложение президента США Дж. Байдена в размере 555 млрд долл. для выхода из климатического кризиса предусматривает налоговые льготы в размере 300 млрд долл. для производства экологически чистой энергии, электромобилей, линий электропередач и повышения энергоэффективности зданий, а также создание Гражданского климатического корпуса для восстановления лесов и водно-болотных угодий и повышения устойчивости к изменению климата [Tyson, Mendonca, 2021].

118

родной нейтральности к 2050 г.; Китай, Россия1, Саудовская Аравия, Казахстан - к 2060; Индия - к 2070 г. [Сидорович, 2021].

Однако анализ NDC показывает, что выбросы ПГ увеличатся с 52,4 Гт С02-экв в 2019 г. до 54,8 Гт С02-экв в 2025 г. (+4,5%) и до 55,1 Гт С02-экв в 2030 г. (+5,0%), в целом за 20 лет превысят уровень 2010 г. на 16,3%. Если немедленно не принять соответствующие меры, такое увеличение может привести к повышению температуры к концу столетия примерно на 2,7 °С [Nationally determined ... , 2021, p. 5; Rapport de synthèse ... , 2021].

В результате переговоров участники КС-26, во-первых, подтвердили необходимость ограничить повышение глобальной температуры значительно ниже 2°С по сравнению с доиндустриальными уровнями. Во-вторых, признали, что ограничение глобального потепления до 1,5 °С требует быстрого, глубокого и устойчивого сокращения глобальных выбросов ПГ, включая сокращение глобальных выбросов СО2 на 45% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2010 г. и до чистого нуля примерно в середине века . В-третьих, согласились активизировать усилия по постепенному сокращению производства энергии на основе угля и неэффективных субсидий на ископаемые виды энергии3 [Glasgow Qimate ... , 2021, p. 3-5].

1 «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», утвержденная Правительством РФ 29 октября 2021 г., «определяет меры по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации, а также определяет направления и меры развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» [Стратегия ..., 2021, с. 10].

2 Некоторые специалисты считают, что столь отдаленные цели представляют собой лишь очередной раунд «зеленого камуфляжа» (greenwashing). Отвлекая внимание от реальных проблем, они мешают принятию действенных климатических решений. Во-первых, учитывая, что до 2050 г. еще почти три десятилетия, принятие долгосрочных нетто-нулевых обязательств позволяет правительствам и бизнесу избежать радикальных сокращений выбросов сейчас. Середина века - это слишком поздно, особенно с точки зрения климатической справедливости. Во-вторых, на практике выбросы ПГ не снизятся до нуля, поскольку не ясно, каким образом и в каком объеме удастся удалять СО2 из атмосферы [Santos, Schneider, 2021].

3 Необходимость смягчения формулировки именно этого пункта итогового документа КС-26 - «Климатического пакта Глазго» (Glasgow Climate Pact) - в последний момент под давлением Индии и Китая стала причиной продления КС-26 на один день. Вместо «поэтапного отказа» от угля в окончательной версии Пакта говорится о необходимости «постепенного сокращения» его использования. В итоговый документ также было добавлено уточнение о сокращении применения только угля, не предусматривающего нивелирования вредных выбросов за счет технологии улавливания СО2 (unabated coal) [Без прорывов ... , 2021; Деготькова, Ткачёв, 2021]. И такие накладки закономерны. С одной стороны, условия глобальных многосторонних соглашений, принимаемых на основе консенсуса, должны быть достаточно обтекаемыми, чтобы устроить всех его участников. С другой

ll9

Участники КС-26 также признали, что текущие NDC не обеспечивают ограничение глобального потепления до 1,5 °С, что предполагает необходимость более значительного сокращения выбросов ПГ. Учитывая эти данные, Стороны согласились пересмотреть цели на период до 2030 г. к концу 2022 г. [Glasgow Climate ... , 2021, p. 4]. Нетто-нулевые выбросы в долгосрочной перспективе позволят добиться прогресса, снизив глобальное потепление примерно до 1,8 °С (1,4-2,6 °С) к 2100 г. [Faure, 2021]. Главная задача состоит в том, чтобы незамедлительно принять необходимые меры для выполнения этих обязательств.

Стимулирование новых климатических инициатив. На КС-26 были приняты четыре глобальные инициативы.

1. «Декларация Глазго по лесам и землепользованию» носит политический характер и не является частью формального переговорного процесса [Декларация Глазго по ... , 2021].

Мировые лидеры из 124 стран (по состоянию на 02.11.2021), на долю которых приходится более 86% мировых лесов, взяли на себя обязательство положить конец обезлесению и деградации земель к 2030 г. К 12 ноября 2021 г. декларацию подписала 141 страна с общей площадью лесов почти 3,7 млрд га (90,94% лесов планеты) [Glasgow Leaders' ... , 2021].

В день подписания Декларации 12 стран-доноров (Великобритания, ЕС в лице Европейской комиссии, ряд стран ЕС, Канада, Республика Корея, Япония, США), объявили о намерении в 2021-2025 гг. выделить 12 млрд долл. на стимулирование и поддержку действий стран, имеющих право на получение официальной помощи в целях развития (Official Development Assistance, ODA) и предпринимающих конкретные шаги (восстановление деградированных земель, борьба с лесными пожарами) для остановки обезлесения не позднее 2030 г. в рамках «Глобального обязательства по финансированию лесного хозяйства» (The Global Forest Finance Pledge).

Кроме того, 12 стран и благотворительных организаций намерены выделить не менее 1,5 млрд долл. в 2021-2025 гг. на защиту лесов бассейна реки Конго, где находится второй по величине тропический лес в мире, сохранение которого имеет решающее значение для глобальных усилий по решению проблемы изменения климата, а также для устойчивого развития в регионе. 14 стран и благотворительных организаций обязались выделить

стороны, под аккомпанемент речей о борьбе за общее благо у конкретных участников имеется возможность выторговать что-то для себя [Лукьянов, 2021]. Именно эту особенность таких многосторонних соглашений в полной мере продемонстрировала КС-26, как, впрочем, и процессы заключения КП и ПС. Кроме того, «зеленый переход» в каждом конкретном случае - способ той или иной страны стимулировать свое экономическое развитие, повысить собственную конкурентоспособность и по возможности ограничить соперников под благовидными предлогами [Лукьянов, 2021].

120

не менее 1,7 млрд долл. в 2021-2025 гг. для продвижения прав на владение лесами коренных народов и местных общин и поддержки их роли хранителей лесов и природы. Не менее 7,2 млрд долл. финансирования предоставит частный сектор [World leaders summit on ... , 2021].

2. Глобальное обязательство по метану1 (Global Metane Pledge) является первым соглашением в рамках ПС, касающимся конкретного ПГ, помимо СО2. Официально оно было представлено в Глазго также 2 ноября 2021 г. инициаторами - Президентом США и Председателем ЕК.

Стороны, подписавшие соглашение, обязуются достичь коллективной цели сокращения глобальных выбросов СН4 к 2030 г. как минимум на 30% по сравнению с уровнем 2020 г., уделяя особое внимание основным источникам выбросов. Для оценки процесса реализации соглашения предполагается проводить ежегодные совещания его участников на уровне министров.

На финансирование стратегий по сокращению глобальных выбросов СН4 более 20 благотворительных организаций намерены выделить 328 млн долл. Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Зеленый климатический фонд обещали поддержку в виде технической помощи и финансирования проектов. Участвовать в реализации Обязательства будет и Международное энергетическое агентство.

При успешном выполнении Сторонами заявленных целей к 2050 г. потепление снизится как минимум на 0,2 °С. Это будет способствовать смягчению последствий глобального изменения климата; предотвратит преждевременную смерть более 200 тыс. человек; избавит от необходимости обращаться к врачам сотни тысяч больных астмой и обеспечит к 2030 г. сохранение годового объема урожая в 20 млн т. По состоянию на 2 ноября 2021 г. к этой инициативе присоединились 103 страны, на долю которых приходится почти половина мировых антропогенных выбросов СН4 [Les États-Unis, l'Union européenne ... , 2021].

3. Заявление по ускорению перехода от угля к производству электроэнергии с нулевыми выбросами ПГ - это призыв к крупным экономикам отказаться от производства электроэнергии на основе угля к 2030-м, а миру в целом - к 2040-м годам. Для этого предлагалось прекратить все инвестиции в новые установки по производству электроэнергии на основе угля на национальном уровне и за рубежом; ускорить производство чистой электроэнергии; обеспечить справедливый переход от производства электроэнергии на основе угля для работников и общин.

1 СН4 является мощным, но недолговечным ПГ, на долю которого приходится около половины повышения средней глобальной температуры с доиндустриальной эпохи. Быстрое сокращение выбросов СН4 в энергетике, сельском хозяйстве и отходах рассматривается как наиболее эффективная стратегия для достижения цели ограничения потепления до 1,5 °С при одновременном получении сопутствующих выгод, включая улучшение общественного здравоохранения и производительности сельского хозяйства.

121

Заявление полностью или частично поддержали 44 страны, ЕС в целом, а также пять субнациональных администраций и 26 организаций (компании, производители энергии, ассоциации и т.д.). В число 44 стран, подписавших соглашение, входят пять из 20 ведущих стран - производителей электроэнергии на основе угля: Южная Корея (5-е место), Индонезия (7-е место), Вьетнам (9-е место), Польша (13-е место) и Украина (19-е место) [End of coal ... , 2021]. В то же время некоторые крупные страны (Австралия, Китай, Индия, США, Япония, Россия и т.д.) Заявление не подписали [Global coal ... , 2021].

4. Заявление о международной общественной поддержке перехода к чистой энергии. Согласно одобренной 4 ноября Декларации, 33 страны и 6 организаций (финансовые институты и агентства развития) взяли на себя обязательство к концу 2022 г. прекратить прямую государственную поддержку сектора ископаемого топлива (угля, нефти и газа) за рубежом, если при его добыче не используются системы улавливания и хранения углерода (УХУ или сarbon capture and storage, CCS). При этом Заявление не препятствует подписавшим его странам оказывать государственную поддержку сектору ископаемого топлива на национальном уровне.

Несколько крупных стран (Австралия, Китай, Южная Корея, Япония) отказались участвовать в этой инициативе, несмотря на обязательства последних трех стран отказаться от иностранного финансирования строительства объектов по производству электроэнергии без УХУ [Statement on ... , 2021].

Совместное заявление Китая и США. 10 ноября 2021 г. неожиданно для участников КС-26 два крупнейших эмитента ПГ выпустили совместное заявление, в котором они обязуются до 2030 г. совместно бороться за ограничение роста средней температуры приземного слоя атмосферы 1,5 °С. Обе страны признают существование значительного разрыва между тем, что необходимо предпринять для достижения целей ПС, и тем, что делается в этом направлении. Подчеркивая жизненно важное значение его скорейшего устранения, США и Китай заявили о своем намерении работать индивидуально, совместно и с другими странами для укрепления и ускорения действий и сотрудничества в области климата, включая ускорение перехода на экологически чистые и низкоуглеродные технологии и инновации в области климатических технологий. Страны подтвердили намерение сотрудничать в процессе доработки правил реализации ПС и представить обновленные NCD в 2025 г. с периодом реализации до 2035 г. Китай и США также договорились о сотрудничестве в области сокращения выбросов (несмотря на отказ Китая от участия в глобальной инициативе по CH4) и о создании двусторонней рабочей группы по усилению климатических действий в 2020-х годах, которая будет проводить регулярные встречи для продвижения многостороннего процесса [U.S.-China Joint ... , 2021].

122

Окончательная доработка Правил реализации ПС. Спустя шесть лет после принятия ПС и после двух предыдущих неудач (на КС-24 и КС-25) в ходе длительных и сложных переговоров Стороны ПС все же завершили разработку Свода правил ПС (Rulebook), придя к консенсусу по спорным вопросам, в первую очередь по статье 6, а также по статье 4 и 13.

Статья 6 ПС регулирует так называемые рыночные (статьи 6.2 и 6.4)1 и нерыночные (статья 6.8) виды добровольного международного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 6.2. Стороны ПС договорились об условиях передачи (фактически - торговли) друг другу «передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата» (Internationally Transferred Mitigation Outcomes, ITMOS), проще говоря, углеродных единиц, измеряемых в тоннах CO2 или в других показателях, не связанных с выбросами ПГ, которые определяются в их NDC.

Однако в процессе передачи углеродных единиц по статье 6.2 еще осталось множество технических проблем (разные единицы измерения, продолжительность NDC Сторон и т.д.).

Статья 6.4 - реализация двусторонних или многосторонних проектов или совместная деятельность в рамках Механизма устойчивого развития (МУР), аналогичного Механизму чистого развития (МЧР) Киотского Протокола2. На двух предыдущих КС Стороны ПС не смогли решить «судьбу» оставшихся от КП единиц киотских кредитов3 из-за позиции Бразилии, настаивавшей на двойном учете результатов сокращения выбросов и возможности их использования для выполнения обязательств по сокращению выбросов по ПС (путем продажи кредитов третьим сторонам). На КС-26 было принято компромиссное решение: единицы МЧР могут

1 А. Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы, считает, что в рамках ПС механизмы продажи единиц снижения выбросов значительно отличаются от рыночных инструментов, поскольку эту возможность определяет не только цена [Обзор ... , 2021, с. 6]. Примечательно, что слово «рынок» присутствует только в комментариях экспертов к решениям КС-26, тогда как в текстах документов, касающихся статьи 6 ПС, принятых на КС-26, оно отсутствует.

2 Декларируемой целью МЧР является помощь, с одной стороны, развивающимся странам в достижении устойчивого развития, с другой - развитым странам (включенным в Приложение I КП) в обеспечении соблюдения их обязательств по КП. Поскольку климатические эффекты не зависят от места выброса ПГ, каждая Сторона КП, взявшая на себя конкретные количественные обязательства, может выполнять часть из них, приобретая с помощью МЧР соответствующие квоты на выбросы в странах, где меры по снижению выбросов обходятся в силу разных причин дешевле. При этом единицы снижения выбросов, полученные развитыми странами в рамках МЧР, учитываются при оценке выполнения их обязательств по КП.

3 Киотские (или углеродные) кредиты - разрешения на выбросы. Механизм торговли киотскими (углеродными) кредитами, разработанный в рамках КП, позволяет компаниям с уровнем выбросов в атмосферу ниже разрешенного, продавать разницу в виде квоты компаниям и странам с избыточным выбросом ПГ.

123

быть переведены в новый механизм ПС при условии, что они были произведены после 2013 г. Использовать их можно только для достижения первых NDC (к 2025 или 2030 г. для большинства стран).

Стороны ПС согласовали количественный состав, правила назначения и функции Наблюдательного органа (The Supervisory Body), а также обязанности и ответственность каждой принимающей стороны, участвующей в деятельности по статье 6.4.

С углеродных единиц, авторизованных на международном уровне Наблюдательным органом, будет собираться 5%-й налог. Эти средства будут направляться в Адаптационный фонд, который затем конвертирует их в денежные средства и инвестирует в проекты по снижению выбросов в развивающихся странах; 2% углеродных единиц будут аннулированы для обеспечения «общего смягчения глобальных выбросов» [Decision -/CMA. 3. Rules ... , 2021]. По словам М. Решетникова, Министра экономического развития РФ, «такой шаг необходим для интенсификации борьбы с изменением климата. Основная задача этого механизма в том, чтобы компании сокращали выбросы на большую величину, чем продают углеродных единиц. Согласно его принципу, 2% от выпуска углеродных единиц, по сути, просто сгорает» [Гринкевич, 2021].

Предполагается, что передача углеродных единиц может осуществляться как между странами, так и между проектами, что приведет к созданию нового международного рынка сокращений выбросов и позволит странам в обмен на покупку ITMOS и углеродных кредитов засчитывать сокращения выбросов, произошедшие за пределами их национальной территории, в счет достижения собственных целей. При этом статья 6 предусматривает создание адаптированной системы учета, позволяющей избежать «двойного счета» сокращений выбросов: каждая страна, участвующая в сделке, должна скорректировать свои NDС на количество переданных ITMOS или углеродных кредитов.

По статье 6.8 нерыночные виды сотрудничества включают следующие направления: адаптация, устойчивость, меры по смягчению последствий и развитие чистых источников энергии. Для подготовки графика мероприятий в рамках этой тематики, который будет представлен для официального утверждения на КС-27 в ноябре 2022 г., создается «Комитет Глазго по нерыночным подходам». Сторонам ПС, субъектам государственного и частного секторов и организациям гражданского общества предлагается активно участвовать в исследованиях, разработке и внедрении нерыночных подходов. Стороны и наблюдатели могут представить свои мнения по этому вопросу до 28 февраля 2022 г.

По статье 4.10 стороны договорились о пятилетнем сроке реализации будущих NDC с 2025 г. Однако формулировка этой статьи допускает установление Сторонами ПС и других сроков выполнения NDC, т.е. на практике NDC еще могут иметь различные периоды реализации [Common time ... , 2021].

124

Что касается статьи 13 ПС, то с 1 января 2025 г. на смену двум существующим ныне (для развитых и для развивающихся стран) системам придет единая для всех Сторон ПС система мониторинга, отчетности и проверки (MRV - monitoring, reporting, verification,). Также были окончательно утверждены Технические условия системы транспарентности (способы мониторинга и представления информации по таким показателям как объем национальных выбросов ПГ, данные о реализации NDC и ряда других). Более высокая транспарентность новой системы отчетности обеспечивает возможность Сторон ПС сопоставлять отчеты друг друга [Decision -/CMA. 3. Guidance ... , 2021].

Финансовая поддержка развивающихся стран. Климатическое финансирование, рассматриваемое развивающимися странами как непременное условие построения доверия между ними и развитыми странами, является камнем преткновения на переговорах по климату в рамках РКИК ООН уже более 10 лет.

Развитые страны, официально признавшие свою историческую вину за возникновение глобальных экологических проблем, не спешат выполнять взятое еще в 2009 г. на КС-15 в Копенгагене обязательство достичь к 2020 г. коллективной цели по мобилизации 100 млрд долл. в год для поддержки мер по смягчению и адаптации развивающихся стран к изменению климата. Сумма должна складываться из средств национальных агентств помощи, международных банков развития и частных пожертвований, поступающих по государственным каналам. Небольшую часть составляют средства Зеленого климатического фонда, специально созданного на КС-21 в Париже в 2015 г., на которой срок реализации данной коллективной цели был продлен до 2025 г.

По последним оценкам ОЭСР, в 2019 г. объем средств, предоставленный развитыми странами развивающимся в рамках климатического финансирования, составил 79,6 млрд долл., что лишь на 2% больше, чем в 2018 г. Величина в 100 млрд долл. не достигнута и в 2020 г.1 [Statement by the OECD ... , 2021].

Кроме того, согласно ПС, финансирование смягчения последствий климатических изменений и адаптации к ним должно быть сбалансированным. Однако большая часть финансовой помощи направляется на смягчение последствий изменения климата. Из общего объема климатического финансирования в 2019 г. на адаптацию было выделено 25% (21% в 2018 г.), тогда как на смягчение последствий - 64% (70% в 2018 г.), остальное - на межсекторную деятельность (т.е. действия, включающие оба

1 Поскольку развитые страны представят ОЭСР отчеты о финансировании развивающихся стран за 2020 г. в 2022 г., только тогда можно будет точно определить, выполнено ли обязательство в 100 млрд долл. Однако, учитывая дефицит в 20,4 млрд долл. в 2019 г., эксперты ОЭСР считают весьма вероятным, что «климатическое финансирование останется значительно ниже целевого показателя» на 2020 г. [Financement climat ... , 2021].

125

компонента). Более половины общего объема климатического финансирования было направлено в инфраструктурные отрасли - в основном в энергетику и транспорт, а оставшаяся сумма - преимущественно в сельское хозяйство, водоснабжение и санитарию [Financement climat ... , 2021].

Учитывая несбалансированность финансирования смягчения и адаптации развивающихся стран к климатическим изменениям, а также высокую долю кредитов, которые они вынуждены брать на эти цели1, Стороны КС-26 договорились к 2025 г. удвоить финансирование адаптации примерно до 40 млрд долл. в год и определить новую глобальную цель климатического финансирования в течение 2022-2024 гг. в рамках специальной программы [13 ноября в ... , 2021]. К глубокому разочарованию развивающихся стран решение еще одного острого вопроса - реализации Варшавского международного механизма по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата (ВММ)2, не было принято.

Заключение

Чем примечательна КС-26? Это не совсем обычная конференция. Во-первых, она была отложена на год из-за пандемии, что значительно усложнило задачу организаторов. Фактически они должны были в одной конференции рассмотреть вопросы двух. Во-вторых, хотя и с годовым опозданием, необходимо было подвести итоги «пятилетки», начавшейся с подписания ПС в 2015 г.

Эксперты отмечают «недисциплинированность» некоторых Сторон ПС. Вопреки требованию ПС об увеличении NDC при каждом обновлении, несколько Сторон просто повторно представили данные 2015 г. (Австралия, Индонезия, Россия, Сингапур, Швейцария, Таиланд, Вьетнам) или менее амбициозные цели (Бразилия, Мексика). Некоторые вообще не

1 По данным международной благотворительной организации ОхГаш, 71% финансовых средств предоставляется развивающимся странам в виде кредитов, тогда как объем финансирования в виде пожертвований почти не меняется. В 2015-2016 гг. он составлял примерно 11 млрд долл., в 2017-2018 гг. - 12,5 млрд долл. [Бгапе!:, 2021].

2 Варшавский международный механизм по потерям и ущербу (Варшавский механизм) был создан на основании решения 18-й Конференции сторон РКИК ООН. На 19-й Конференции был учрежден Исполнительный комитет Варшавского механизма. В соответствии с мандатом Варшавский механизм выполняет три основные функции: 1) содействие управлению рисками; 2) укрепление связей между заинтересованными сторонами; 3) активизация действий и поддержки. На 20-й Конференции сторон был утвержден первоначальный двухлетний план работы Исполнительного комитета Варшавского механизма, а сам механизм стал постоянной структурной ячейкой в системе РКИК ООН. На 21-й Конференции сторон РКИК ООН было конкретизировано несколько положений, касающихся Исполнительного комитета Варшавского механизма, и в соответствии с этим решением в его компетенцию входят «разработка комплексных стратегий управления рисками; создание целевой группы по вопросам миграции, связанной с неблагоприятными последствиями изменения климата; подготовка ежегодных докладов» [Гарафова, 2018, с. 26].

126

подавали новых заявок (Турция и Казахстан). Поэтому даже с учетом всех новых обязательств в 2030 г. объем выбросов ПГ будет примерно вдвое больше, чем требуется для удержания температуры на уровне 1,5 °С. Но даже если все заявленные обязательства или обсуждаемые цели по чистому нулю выбросов ПГ будут полностью выполнены, к 2100 г. температура на планете повысится на 1,9 °C, и нельзя исключать потепление на 2,4 °C или более. В такой ситуации организаторы должны были не только показать, что ПС работает, но и подтолкнуть участников к принятию новых, более амбициозных целей [Glasgow's 2030 ... , 2021].

В то же время стоит отдать должное всем участникам КС-26, проявившим в ходе переговоров способность к компромиссу, что позволило завершить разработку Свода правил ПС. Таким образом, через шесть лет после заключения ПС стал полностью работоспособным.

Россию на КС-26 представляла довольно внушительная делегация -около 270 человек во главе с вице-премьером РФ А. Оверчуком. В работе конференции также приняли участие спецпредставитель президента РФ по климату Р. Эдельгериев, глава Минприроды А. Козлов, глава Минэкономразвития М. Решетников и глава Росгидромета И. Шумаков, а также несколько заместителей министров, спецпредставители президента РФ, руководители ряда ведомств, представители российского бизнеса и неправительственных организаций [В Глазго открылась ... , 2021].

Одной из важнейших задач российской делегации было добиться продления срока зачетного периода углеродных единиц по лесоклимати-ческим проектам с 5 до 15 лет. Стандартный зачетный период климатического проекта1 в черновом варианте текста предусматривал пятилетний зачетный период с возможностью трехкратной пролонгации (в сумме до 15 лет). В результате усилий России в окончательный документ был включен пункт о расширении зачетного периода для лесных проектов северной зоны до 15 лет, также с возможностью трехкратной пролонгации -в общей сложности до 45 лет.

Как пояснил М. Решетников, «российские леса растут долго, для них пятилетний срок - слишком короткий. За это время они не успеют раскрыть свой потенциал по поглощению CO2. Продление зачетного периода создает существенно больше стимулов для реализации лесных проектов». По его словам, это дает дополнительные возможности по реализации долгосрочных лесоклиматических проектов, при условии, что методологии, которые будут разрабатываться по данным проектам, позволят учитывать специфику российского лесного хозяйства.

Одним из ключевых итогов конференции в Глазго, по мнению Решетникова, является достижение «сбалансированных формулировок, свя-

1 Зачетный период проекта - это срок, в течение которого инициатор вправе учесть его результаты в виде углеродных единиц. Их количество зависит от объема поглощенного в ходе реализации проекта С02.

127

занных с углеводородами». России вместе с несколькими партнерскими странами удалось отстоять более взвешенную формулировку по отказу от угля.

Кроме того, была достигнута приемлемая для России формулировка об отказе от субсидий для производства и потребления ископаемого топлива (так называемые fossil fuel subsidies). В частности, в документе появилось уточнение, что речь идет исключительно о неэффективных субсидиях, что обеспечивает приемлемую скорость энергоперехода, делает его более поэтапным и безопасным, сохраняет инвестиционную привлекательность энергетического сектора.

Включение в тезис об отказе от субсидий для добычи ископаемого топлива уточняющего определения действительно можно считать достижением. По сути, Россия размыла формулировку, отмечает В. Горчаков, заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития «АКРА»1.

В целом итог переговоров вполне ожидаемый, полагает В. Лукин, партнер группы операционных рисков и устойчивого развития CTMG2. Это не крупная дипломатическая победа, поскольку основные вопросы, от которых зависит реализация Россией огромного потенциала климатических проектов, перенесены в техническую плоскость разработки методологий и ориентиров (эталонов), а в компромиссных текстах решений по ст. 6 остается достаточно много серых зон. Так или иначе, безусловно положительным результатом КС-26 стала принципиальная возможность реализации экономических механизмов Парижского соглашения. Хотя вопрос, насколько данные механизмы позволят реализовать потенциал декарбонизации России, остается открытым [Гринкевич, 2021].

Список литературы

1. 13 ноября в Глазго закончилась конференция ООН по изменению климата (COP26). Василий Яблоков («Гринпис»), Алексей Кокорин (WWF) и экоактивистки Леля Нордик и Татьяна Шауро прокомментировали РБК Трендам итоги саммита // РБК. - 2021. -18.11. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/61965cf29a7947c8bf283846 (дата обращения: 01.12.2021).

2. Без прорывов и без провалов // BFM. - 2021. - 17 ноября. - URL: https://www.bfm.ru/ news/486059 (дата обращения: 01.12.2021).

1 АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство», создано в 2015 г. в Москве по решению Банка России.

2 Одна из крупнейших в мире сетей, оказывающих профессиональные аудиторские, налоговые и консультационные услуги, со штаб-квартирой в г. Амстелвен (Нидерланды). Образована в 1987 г. в результате слияния независимых бухгалтерских фирм.

128

3. В Глазго открылась 26-я климатическая конференция ООН / ТАСС. - 2021. - 31.10. -URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12810819 (дата обращения: 30.11.2021).

4. Гарафова Д.И. Новеллы Парижского соглашения по климату 2015 г. : анализ механизмов осуществления // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2018. - № 3. - С. 24-32.

5. Гринкевич Д. Россия будет платить налог в 5% с глобально признанных климатических проектов // Ведомости. - 2021. - 22.11. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2021/11/21/896891-rossiya-nalog (дата обращения: 01.12.2021).

6. Давыдова А. Ползучая акклиматизация // Коммерсант. - 2021. - 14.11. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5077395 (дата обращения: 01.12.2021).

7. Деготькова И., Ткачёв И. О чем 200 стран договорились по итогам климатического саммита в Глазго // РБК. - 2021. - 15.11. - URL: https://www.rbc.ru/economics/ 15/11/2021/618e742f9a794783e59910b8 (дата обращения: 21.11.2021).

8. Декларация Глазго по лесам и землепользованию // Kremlin. - 2021. - 02.11. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5731 (дата обращения: 05.11.2021).

9. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды / ООН. - Стокгольм, 1972. - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 01.11.2021).

10. Ильин А.Н. Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. - 2017. - № 2/3(21). -С. 164-174. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebleniya-i-ekologiya-problemy-vzaimodeystviya (дата обращения: 12.11.2021).

11. Лукьянов Ф. Сдерживание эпохи «зеленого перехода»: почему климатическая повестка не объединяет мир // Профиль. - 2021. - 05.11. - URL: https://profile.ru/politics/ sderzhivanie-epohi-zelenogo-perehoda-pochemu-klimaticheskaya-povestka-ne-obedinyaet-mir-953607/ (дата обращения: 12.11.2021).

12. Макгрет M. Ла-Нинья охладила Тихий океан. Как это повлияет на погоду в мире? // BBC. - 2020. - 29.10. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-54738524 (дата обращения: 20.11.2021).

13. Обзор климатических переговоров в ООН, октябрь 2021 / WWF. - 2021. - Октябрь. -13 с. - URL: http://new.wwf.ru/what-we-do/climate-and-energy/ (дата обращения: 10.11.2021).

14. Парижское соглашение / UNFCCC. - 2015. - 19 p. - URL: https://unfccc.int/files/meetings/ paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_pdf (дата обращения: 31. 10.2021).

15. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата // ООН, 1992. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_ conv.shtml (дата обращения: 06.11.2021).

16. Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России : Аналитический доклад. - Москва : ИПЕМ, 2016. - 114 с. -URL: http://ipem.ru/files/files/other/doklad_riski_realizacii_parizhskogo_klimaticheskogo_ soglasheniya_dlya_ekonomiki_i_nacionalnoy_bezopasnosti_rossii.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

129

17. Сидорович В. Индия станет углеродно-нейтральной к 2070 г. Моди // Renen. - 2021. -03.11. - URL: https://renen.ru/indiya-stanet-uglerodno-nejtralnoj-k-2070-g-modi/ (дата обращения: 10.11.2021).

18. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года / Правительство Российской Федерации. - 2021. - 29.10. - 37 c. - URL: http://static.government.ru/media/files/ ADKkCzp3fW032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

19. Увеличение уровней концентрации парниковых газов ставит под угрозу достижение температурных целевых показателей Парижского соглашения // Бюллетень по парниковым газам: очередной год, очередной рекорд // WMO. - 2021. - 25.10. - Press Release Number: 25102021. - URL: https://public.wmo.int/ru/media/%D0%BF%D1%80%D0%B5 %D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%8B/%D0%B1 %D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BF %D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D1%8 B%D0%BC-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC-%D0%BE%D1%87 %D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%BE %D0%B4-%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE %D0%B9-%D 1 %80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D 1 %80%D0%B4 (дата обращения: 04.11.2021).

20. Эксперт: делегация РФ в Глазго может заявить об изменении целей по снижению выбросов СО2 / ТАСС. - 2021. - 02.11. - URL: https://tass.ru/obschestvo/12825985 (дата обращения: 04.11.2021).

21. Brunet R. Quel bilan pour l'accord de Paris? // France24. - 2021. - URL: https://webdoc. france24.com/cop26-bilan-accord-de-paris-cop21/ (дата обращения: 01.11.2021).

22. Chasek P. Stockholm et la naissance de la diplomatie environnementale // IISD. - 2020. -URL: https://www.iisd.org/system/files/2021-04/still-one-earth-stockholm-FR.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

23. Common time frames for nationally determined contributions referred to in Article 4, paragraph 10, of the Paris Agreement / UNFCCC. - 2021. - 13.11. - URL: https://unfccc.int/ sites/default/files/resource/CTF_decision_2.pdf (дата обращения: 29.11.2021).

24. Decision -/CMA. 3. Guidance operationalizing the modalities, procedures and guidelines for the enhanced transparency frameworkreferred to in Article 13 of the Paris Agreemen / UNFCCC. - 2021. - 54 p. - URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/cma3_auv_5_ transparency_0.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

25. Decision -/CMA. 3. Rules, modalities and procedures for the mechanism established by Article 6, paragraph 4, of the Paris Agreement / UNFCCC. - 2021. - 17 p. - URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/cma3_auv_12b_PA_6.4.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

26. Définir et quantifier l'économie verte / Greffet P., Mauroux A., Ralle P., Randriambolo-lona C. // L'économie française, comptes et dossiers - Édition 2012 / INSEE. - 2012. -P. 87-104. - URL: https://www.leseditionsdunet.com/insee-references/3453-ecofra12-l-eco-nomie-francaise-comptes-et-dossiers-edition-2012-9782110686114.html (дата обращения: 01.11.2021).

130

27. End of coal in sight at œP26 // Ukcop26. - 2021. - 04.11. - URL: https://ukcop26.org/end-of-coal-in-sight-at-cop26/ (дата обращения: 30.11.2021).

28. Faure А. COP26 : décryptage des résultats des négociations // Eco-act. - 2021. - 11.18. -URL: https://eco-act.com/fr/accord-de-paris/cop-26-decryptage-resultats-negociations/ (дата обращения: 03.12.2021).

29. Financement climat pour les pays en développement : un écart de 20 milliards de $ en 2019 au regard de l'objectif des 100 milliards en 2020 // Citepa. - 2021. - 29.09. - URL: https://www.citepa.org/fr/2021_09_a06/ (дата обращения: 14.11.2021).

30. Glasgow Climate Pact. Draft decision / UNFCCC. - 2021. - 13.11. - 10 p. - URL: https:// unfccc.int/sites/default/files/resource/cma2021_L16_adv.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

31. Glasgow Leaders' Declaration on Forests and Land Use // Ukcop26. - 2021. - 02.11. - URL: https://ukcop26.org/glasgow-leaders-declaration-on-forests-and-land-use/ (дата обращения: 07.12.2021).

32. Glasgow's 2030 credibility gap: net zero's lip service to climate action // Climate Action Tracker. - 2021. - 09.11. - URL: https://climateactiontracker.org/publications/glasgows-2030-credibility-gap-net-zeros-lip-service-to-climate-action/ (дата обращения: 14.12.2021).

33. Global coal to clean power transition statement // Ukcop26. - 2021. - 04.11. - URL: https:// ukcop26.org/global-coal-to-clean-power-transition-statement/ (дата обращения: 30.11.2021).

34. Les États-Unis, l'Union européenne et des partenaires lancent l'engagement mondial en faveur de la réduction des émissions de méthane pour que l'objectif de 1,5 °С reste atteignable // European Commission. - 2021. - 02.11. - URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/ detail/en/statement_21_5766 (дата обращения: 10.11.2021).

35. Nationally determined contributions under the Paris Agreement. Revised note by the secretariat / United Nations. - 2021. - 5 October. - 42 p. - URL: https://unfccc.int/sites/default/ files/resource/cma2021_08r01_E.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

36. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development // United Nations. - 1987. - 247 p. - URL: https://www.netzwerk-n.org/wp-content/ uploads/2017/04/0_Brundtland_Report-1987-Our_Common_Future.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

37. Rapport de synthèse complet sur les NDC : des progrès, mais une grande préoccupation persiste. Communiqué ONU Changements Climatiques // UNFCCC. - 2021. - 17 sep. -URL: https://unfccc.int/fr/news/rapport-de-synthese-complet-sur-les-ndc-des-progres-mais-une-grande-preoccupation-persiste (дата обращения: 15.11.2021).

38. Santos M., Schneider L. Zéro net ne signifie pas zero // Project Syndicate. - 2021. -02.11. - URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/net-zero-climate-pledges-are-greenwashing-by-maureen-santos-and-linda-schneider-2021-11/french (дата обращения: 10.11.2021).

39. State of the Global Climate 2021 / WMO. - 2021. - 47 p. - URL: https://library.wmo.int/ doc_num.php?explnum_id=10859 (дата обращения: 01.11.2021).

40. Statement by the OECD Secretary-General on future levels of climate finance // OECD. -2021. - 25.10. - URL: https://www.oecd.org/newsroom/statement-by-the-oecd-secretary-general-on-future-levels-of-climate-finance.htm (дата обращения: 03.11.2021).

131

41. Statement on International Public Support for the Clean Energy Transition // Ukcop26. -2021. - 04.11. - URL: https://ukcop26.org/statement-on-international-public-support-for-the-clean-energy-transition/ (дата обращения: 15.11.2021).

42. Summary for Policymakers. The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / IPCC. -2021. - 7 August. - 40 p. - URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg1/downloads/report/ IPCC_AR6_WGI_SPM_final.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

43. The Global Forest Finance Pledge. Financing the protection, restoration, and sustainable management of forests // Ukcop26. - 2021. - 02.11. - URL: https://ukcop26.org/the-global-forest-finance-pledge/ (дата обращения: 07.11.2021).

44. Tyson L., Mendonca L. The American Climate Consensus // Project Syndicate. - 2021. -01.12. - URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/americans-support-climate-policies-when-asked-by-laura-tyson-and-lenny-mendonca-2021-12?utm_source=Project+Syn-dicate+Newsletter&utm_campaign=d579295554-sunday_newsletter_05_12_2021&utm_me-dium=email&utm_term=0_73 bad5 b7 d8-d579295554-104369081&mc_cid=d579295554&mc_ eid=ea4 d083148 (дата обращения: 01.12.2021).

45. U.S.-China Joint Glasgow Declaration on Enhancing Climate Action in the 2020 s // U.S. Department of State. - 2021. - 10.11. - URL: https://www.state.gov/u-s-china-joint-glasgow-declaration-on-enhancing-climate-action-in-the-2020s/ (дата обращения: 01.12.2021).

46. United in Science 2021. A multi-organization high-level compilation of the latest climate science information / WMO. - 2021. - 32 p. - URL: https://library.wmo.int/doc_num.php? explnum_id=10794 (дата обращения: 10.11.2021).

47. World leaders summit on 'Action on forests and land use' // GOV.UK. - 2021. - 15.11. -URL: https://www.gov.uk/government/publications/cop26-world-leaders-summit-on-action-on-forests-and-land-use-2-november-2021/world-leaders-summit-on-action-on-forests-and-land-use (дата обращения: 30.11.2021).

Статья получена: 16.12.2021 Одобрена к публикации: 10.01.2022

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.