Научная статья на тему 'Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие и общие признаки'

Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие и общие признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
907
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ДЕЛИКТНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ДТП / CIVIL LIABILITY INSURANCE OF OWNERS OF VEHICLES / ОСАГО / THE DELICTUAL OBLIGATION AT ROAD ACCIDENT / OSAGO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарев Андрей Иванович

Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств государств Азии, Америки, Африки, Европы. Цель исследования состоит в выработке определения международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в исследовании всех действующих международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в выявлении общих признаков международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в разработке предложений по развитию и повышению эффективности законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации на основе сравнительно-правового анализа нормативно-правовых актов России и иностранных государств, регулирующих деликтную ответственность при ДТП и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В статье проводится сравнительно-правовой анализ международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также для совершенствования правового регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие и общие признаки»

ф

Лазарев Андрей Иванович

Аспирант кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина E-mail: andlaz@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация.

Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств государств Азии, Америки, Африки, Европы.

Цель исследования состоит в выработке определения международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в исследовании всех действующих международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в выявлении общих признаков международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в разработке предложений по развитию и повышению эффективности законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации на основе сравнительно-правового анализа нормативно-правовых актов России и иностранных государств, регулирующих деликтную ответственность при ДТП и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В статье проводится сравнительно-правовой анализ международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с целью выявления общих черт и поиска путей оптимизации российского законодательства.

Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также для совершенствования правового регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России.

Ключевые слова: деликтное обязательство при ДТП, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ОСАГО.

Lazarev Andrey I.

Postgraduate of department of civil law and process of the Ryazan state university of S. A. Yesenin

E-mail: andlaz@mail.ru

Abstract.

Object of research are regulations of the legislation regulating civil responsibility insurance of owners of vehicles of the states of Asia, America, Africa, Europe.

The research purpose consists in development of determination of the international system of civil responsibility insurance of owners of vehicles; in the research of all operating international

systems of civil responsibility insurance of owners of vehicles; in identification of common features of the international systems of civil responsibility insurance of owners of vehicles; in development of offers on development and increase in efficiency of the legislation regulating civil responsibility insurance of owners of vehicles in the Russian Federation on the basis of the comparative and legal analysis of regulatory legal acts of Russia and the foreign states regulating regulating the tort liability at road accident and civil responsibility insurance of owners of vehicles.

The methodology of the research was made by comparative, legalistic, analytical methods, system approach.

In article the comparative and legal analysis of the international systems of civil responsibility insurance of owners of vehicles for the purpose of identification of common features and search of ways of optimization of the Russian legislation is carried out.

Conclusions of the research can be used in further researches of the international systems of civil responsibility insurance of owners of vehicles, and also for improvement of legal regulation of civil responsibility insurance of owners of vehicles in Russia.

Keywords: the delictual obligation at road accident, civil liability insurance of owners of vehicles, OSAGO.

Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» упоминает о международных системах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но не дает определения, как и гражданско-правовая литература.

По нашему мнению, международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — это международная организация, деятельность которой регулируется совокупностью международных договоров между государствами-участниками о взаимном признании страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществлении страховых выплат в случае причинения вреда при использовании транспортных средств лицами одного государства-участника договора на территории другого государства-участника договора.

Международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — международная система страхования) связана с международным частным правом, так как сово-

купность международных договоров между государствами-участниками является источником международного частного права при выборе права, применимого к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда и осложненным иностранным элементом. Их взаимосвязь также прослеживается с гражданским правом вследствие того, что страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также весь институт страхования регулируется гражданским правом.

Международные системы страхования увеличивают интенсивность международного автомобильного транспортного движения путем сокращения времени на возмещение вреда и судебных издержек.

Международная система страхования «Зеленая карта» объединяет 48 государств, с 2009 г. и Российскую Федерацию1. Согласно Рекомендации № 52 (принятой рабочей группой по мобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций для Европы) и ст. 2 Внутренних правил Совета Бюро от 2002 г.3 в каждой стране-участнице

History of the Co B. URL: http://www.cobx.org/content/default.asp? PageID=6 (дата обращения: 31.01.2018).

Recommendation № 5. URL: http://www.cobx.org/content/default.asp? PageID=58&DocID=40902 (дата обращения: 31.01.2018).

The Internal Regulations of the Council of Bureaux. URL: http://www.cobx.org/content/default.asp? PageID=58&DocID=70222 (дата обращения: 31.01.2018).

Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

понятие и общие признаки

международной системы страхования владельцев транспортных средств «Зеленая карта» страховщики создают центральную организацию, признанную правительством этой страны. В соответствии с международными требованиями единственной организацией, создаваемой уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового Бюро, признается Российский союз страховщиков (согласно распоряжению Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта»»4). Членами Бюро страны могут стать только те страховщики, которые уполномочены обеспечивать страхование гражданской ответственности и имеют право выдавать страховые сертификаты в рамках системы «Зеленая карта». В настоящее время к ним относятся страховые компании «Эрго Русь», «Росгосстрах», «Аль-фаСтрахование», ВСК, «Согласие», «Альянс», «Двадцать первый Век», «РЕСО-Гарантия», СГ МСК, ЖАСО5.

Международная система страхования арабских государств «Оранжевая карта», учреждена конвенцией Лиги арабских государств о движении транспортных средств в арабских странах и международной арабской карте страхования транспортных средств, подписанной в Тунисской Республике 26 апреля 1975 г.6, и объединяет 17 государств7.

В Куала-Лумпуре в Федерации Малайзия 8 апреля 2001 г. между правительствами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) был подписан Протокол №5 о схеме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии обязательного страхования транспортных средств («Синяя карта»)8.

В Лусаке, столице Республике Замбия, в 1981 г. был принят протокол об учреждении схемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (PTA Protocol on the establishment of a third party motor vehicle insurance scheme)9. В 1994 году PTA стала COMESA и был принят протокол об учреждении схемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Protocol on the establishment of a third party motor vehicle insurance scheme (COMESA))10.

Согласно протоколу ECOWAS29 мая 1982 г. об учреждении «Коричневой карты» ECOWAS, касающейся страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств(Multilateral protocol on the establishment of an ECOWAS brown card relating to motor vehicle third party liability in-surance)11, в государствах ECOWAS устанавливается схема страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

«Красная карта» CEMAC была создана вследствие подписания министрами финан-

Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта»». // «Российская газета», № 66, 27.03.2008.

Батрова, Т. А., Корнеева, О. В., Богатырева, Н.В.Комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

(постатейный). // СПС «КонсультантПлюс».

Dahir n° 1-02-238 du 25 rejeb 1423 portant promulgation de la loi n° 17-99 portant code des assurances. (B O du 7 novembre 2002). ADALA MAROC Portail Juridique et Judiciaire du Ministère de la Justice et des Libertés du Maroc. URL: http://adala.justice.gov.ma/production/legislation/fr/affaire/code%20des%20assurances%20mise%20a%20 jour-2008.htm (дата обращения: 31.01.2018).

The unified insurance card system on motor vehicles crossing the Arab countries. URL: http://www.gaif-1.org/test2/ en/edit_news.php? Section_No=5&Id=120 (дата обращения: 31.01.2018).

Protocol № 5 ASEAN scheme of compulsory motor vehicle insurance. URL: http://agreement.asean.org/media/ download/20140718165506.pdf (дата обращения: 31.01.2018).

Protocol on the establishment of a third party motor vehicle insurance scheme. URL: http://www.ssatp.org/sites/ ssatp/files/publications/HTML/legal_review/Annexes_fr/Annexes%20VI_fr/Annexe%20VI-10.pdf (дата обращения: 31.01.2018).

Protocol on the establishment of a third party motor vehicle insurance scheme (COMESA). URL: http://wits. worldbank.org/GPTAD/PDF/annexes/C0MESA%20protocol2.pdf (дата обращения: 31.01.2018). Multilateral protocol on the establishment of an ECOWAS brown card relating to motor vehicle third party liability insurance. URL: http://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201690/v1690.pdf (дата обращения: 03.01.2018).

6

сов государств Центральноафриканского ва-лютно-экономического сообщества (CEMAC) в Либревиле, в столице Габонской Республики, 1 июля 1996 г. протокола соглашения (Protocole d'Accord du 1er Juillet 1996 portant création d'une Carte Internationale d'Assurance Responsabilité Automobile en UDEAC)12.

В странах Андского сообщества (The Andean Community of Nations) принято решение № 290 от 22 марта 1991 г. об Андском полисе страхования гражданской ответственности международного перевозчика13, вводящем страхование гражданской ответственности международного перевозчика.

В Сан-Луисе в Аргентинской Республике 26 июня 1996 года для укрепления процесса интеграции был заключен протокол о гражданской ответственности вследствие ДТП между государствами MERCOSUR14.

Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, как и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, пользуясь различными размерами страховых премий (в зависимости от возраста водителя, пола водителя, водительского стажа, мощности двигателя транспортного средства и других факторов) вводят имущественный ценз на использование транспортных средств, что положительно влияет на возмещение вреда при ДТП, превышающего страховую сумму. Воспитательная функция гражданского права при возмещении вреда, причиненного в ДТП, заключается в возложении большей ответственности на владельца транспортного средства как владельца источника повышенной опасности, не поддающегося полностью контролю человека, что было доказано КрасавчиковымО.А.15 и Болди-

нымВ.М.16, и повышает безопасность окружающих.

К общим признакам международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств относятся следующие:

1. Во всех международных системах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (кроме международных систем страхования в странах MERCOSUR и в странах Андского сообщества) все государства — участники одной международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выбирают совет бюро, в котором представлены национальные бюро всех государств-участников, что дает возможность учесть интересы всех сторон. Совет бюро осуществляет общее управление, координацию, наблюдение и надзор за международной системой страхования.

2. Во всех государствах — участниках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств образованы национальные бюро, членами которого являются страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Национальные бюро выпускают документы, гарантирующие возмещение вреда, причиненного в ДТП на территории других государств-участников.

Для того чтобы штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения, установленные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001

12 Présentation du système de la Carte Rose CEMAC. URL: http://www.cima-afrique.org/pg.php?caller=carteR&mode=pg (дата обращения: 31.01.2018).

13 Decisión 290. Póliza Andina de Seguro de Responsabilidad Civil para el Transportador Internacional por Carretera. URL: http://intranet.comunidadandina.org/Documentos/decisiones/DEC290.doc (дата обращения: 31.01.2018).

14 MERCOSUR/CMC/DEC.N° 1/96. URL: http://gd.mercosur.int/SAM/GestDoc/PubWeb.nsf/OpenFile? 0penAgent&base=SAM\GestDoc\Doc0fic0Arch.nsf&id=832579C700726F0D8325775F004AF7F2&archivo=D EC_001-1996_ES_ProtSanLuis.pdf (дата обращения: 31.01.2018).

15 Красавчиков, О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М.: Юридическая Литература, 1966. С. 28.

16 Болдинов, В. М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности. СПб., 2002. С. 20.

Международные системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

понятие и общие признаки

№ 195-ФЗ, были более справедливы для нарушителей, которые совершили правонарушение на транспортных средствах разной стоимости, предлагаем ввести штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения, установленные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ17, в зависимости от стоимости транспортных средств, на которых было совершено правонарушение. Благодаря этому воздействие на правонарушителей окажется более действенным и справедливым, уменьшится количество нарушений Правил дорожного движения РФ18, сократится число ДТП. Для этого необходимо оценить актуальную стоимость транспортного средства и с целью не увеличивать загруженность оценочных организаций необходимо сделать договор страхования транспортных средств обязательным и его страховую сумму использовать для расчета штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, установленные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Благодаря этому собственники транспортных средств получат страховую защиту транспортных средств. Как отмечает профессор В.А.Рыбаков, если лицо будет знать о возможной ответственности и возможности от нее освободиться, то ответственность будет играть определенную, в том числе и воспитательную, роль19.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств с использованием различных размеров страховых премий (в зависимости от возраста и пола водителя, водительского стажа, мощности двигателя транспортного средства и других факторов) вводит имущественный ценз на использование транспортных средств, что положительно влияет на возмещение вреда при ДТП, превышающего страховую сумму. Так

и страхование транспортных средств не только восстанавливает транспортное средство после выплаты ОСАГО в случае ДТП, но и устанавливает имущественный ценз на владение транспортных средств, что также положительно влияет на возмещение вреда при ДТП, превышающего страховую сумму ОСАГО, и покроет полностью или частично разницу между вредом, причиненным в ДТП, и вредом, компенсированным ОСАГО.

Установлено, что во всех государствах — участниках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств образованы национальные бюро, членами которого являются страховые организации, имеющие право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Во всех международных системах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (кроме международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в странах MERCOSUR и в странах Андского сообщества) все государства — участники одной международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выбирают совет бюро, в котором представлены национальные бюро всех государств-участников. Совет бюро осуществляет общее управление, координацию и наблюдение и надзор за международной системой страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Признано целесообразным установление обязательного страхования транспортных средств для защиты прав страхователей и вы-годополучателей, а также введение штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения в зависимости от стоимости транспортных средств, на которых было совершено правонарушение.

17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017). // СПС «Консультант Плюс».

18 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (ред. от 26.10.2017). // СПС «КонсультантПлюс».

19 Рыбаков, В.А.Теория функций гражданского права (методологические и воспитательные аспекты): Монография. //М: Статут, 2015. С. 131.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017). // СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (ред. от 26.10.2017). // СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта»». // «Российская газета», № 66, 27.03.2008.

4. Батрова, Т. А., Корнеева, О. В., Богатырева, Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный). // СПС «КонсультантПлюс».

5. Болдинов, В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности. СПб., 2002. С. 20.

6. Красавчиков, О.А.Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М.: Юридическая литература, 1966. С. 28.

7. Рыбаков, В.А.Теория функций гражданского права (методологические и воспитательные аспекты): Монография. // М: Статут, 2015. С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.