Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (на примере стран СНГ)'

Некоторые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (на примере стран СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2067
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА / MANDATORY INSURANCE / VEHICLE / TRAFFIC ACCIDENT / INSURED PERSON / INSURER / INSURANCE PAYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эсмантович И. И.

Учеными-цивилистами и практиками в последние годы достаточноевнимание уделяется различным аспектам правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Постоянно развивается законодательство в странах СНГ, продолжается его совершенствование. В работе сделана попытка сравнительного анализа некоторых аспектов законодательства ОСАГОРеспубликиБеларусь, РоссийскойФедерации, Украины, МолдовыиАзербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эсмантович И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF COMPULSORY INSURANCE OF VEHICLE OWNERS'' CIVIL LIABILITY (ON THE EXAMPLE OF CIS COUNTRIES)

In recent years, considerable attention has been given by scholars and practitioners in the field of civil law to various aspects of the legal regulation of compulsory insurance of vehicle owners' civil liability. Legislation of the CIS countries in this field continues to evolve and improve. In this paper, we attempt to provide a comparative analysis of some aspects of the legislation on compulsory insurance of vehicle owners' civil liability in the Republic of Belarus, the Russian Federation, Ukraine, Moldova and Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (на примере стран СНГ)»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № I, с. 221-228

221

УДК 368.212:347.51

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СНГ)

© 2015 г. И.И. Эсмантович

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Белоруссия

[email protected]

Посрупива в редакцию 29.12.2014

Учеными-цивилистами и практиками в последние годы достаточное внимание уделяется различным аспектам правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Постоянно развивается законодательство в странах СНГ, продолжается его совершенствование. В работе сделана попытка сравнительного анализа некоторых аспектов законодательства ОСАГО Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Молдовы и Азербайджана.

Ключевые свова: обязательное страхование, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, страхователь, страховщик, страховая выплата.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является самым динамично развивающимся сектором рынка страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Цель создания системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании другими лицами транспортных средств.

В Республике Беларусь ежегодно официально регистрируется от 4 до 5 тыс. дорожно-транспортных происшествий, примерно такое же количество людей в результате ДТП получают травмы [1]. По числу погибших на миллион жителей наша республика приближается к уровню европейских стран, но этот показатель в Беларуси пока составляет около 90 человек [2]. Огромен и материальный, и моральный ущерб от ДТП. Уровень автомобилизации населения Беларуси постоянно растет и уже превысил аналогичный показатель ряда развитых европейских государств. По словам заместителя министра транспорта и коммуникаций, по количеству автомобилей на тысячу жителей Беларусь обогнала такие развитые страны Европы, как Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. К приме-

ру, в Польше на тысячу жителей приходится 243 автомобиля, в Беларуси — 261, в Германии — 545 [3].

Становится очевидным, какой огромный рынок услуг обслуживают страховые организации, получившие разрешение и соответствующую лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим представляет интерес механизм правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его становление и развитие.

Страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусматривающее цель защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий, имеет для общества важное значение. Поэтому не удивительно, что ОСАГО, за редким исключением, существует практически в каждой стране мира как форма защиты имущественных интересов участников дорожно-транспортных происшествий. В Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств по общему правилу регулируется на законодательном уровне.

В Республике Беларусь объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных

происшествий [4]. В отличие от законодательства Беларуси, Российской Федерации, Молдовы и Казахстана, предусматривающего возмещение только материального вреда, на Украине потерпевшим возмещается также и моральный вред, причиненный при дорожно-транспортных происшествиях (ст. 23 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств») [5]. Конечно, необходимость возмещения морального вреда влечет за собой увеличение страховой суммы и, следовательно, страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора ОСАГО, в связи с чем возрастает имущественное бремя, возлагаемое на страхователя.

Важным понятием в правовом регулировании ОСАГО является понятие транспортного средства. В законодательстве Республики Беларусь, Казахстана и Молдовы дан исчерпывающий перечень объектов, которые можно отнести к транспортным средствам (ст. 148 Положения о страховой деятельности, ст. 5 Закона Республики Казахстан, ст. 1 Закона Республики Молдова) [4, 6, 7]. В Российской Федерации транспортное средство - это «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем» (Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») [8]. В законе Украины подчеркивается наземный характер механизмов, относимых к транспортным средствам [5]. Из признаков транспортного средства по законодательству Российской Федерации, Украины и Молдовы изъяты механизмы, передвигающиеся по рельсовым путям, в Беларуси и Казахстане ответственность владельцев трамваев подлежит страхованию. В Молдове, Беларуси и Казахстане к числу транспортных средств, владельцы которых обязаны застраховать свою гражданскую ответственность, также отнесены прицепы и полуприцепы. Таким образом, белорусское законодательство более полно охватывает понятие транспортного средства, что позволяет надеяться на больший охват субъектов рассматриваемого нами обязательного страхования.

В любой системе ОСАГО ее субъектами являются страхователь, страховщик и третьи лица (потерпевшие). По законодательству Беларуси и России страхователь - владелец транспортного средства, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования. Под владельцами транспортных средств понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами транспортных средств (в силу права хозяй-

ственного ведения, оперативного управления, на основании договора аренды, доверенности на управление транспортным средством либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором).

В Азербайджане владельцами транспортных средств считаются юридические и физические лица, имеющие в собственности (арендующие) и эксплуатирующие данные транспортные средства. В Молдове к числу владельцев транспортных средств также отнесены лица, владеющие автотранспортным средством на основе договора имущественного найма, лизинга. Законодательство Казахстана к числу владельцев транспортных средств относит лиц, владеющих на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления данными транспортными средствами.

Страховщиком по договору ОСАГО выступает юридическое лицо, имеющее соответствующее разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности. Согласно законодательству Беларуси страховщиком может быть только государственное юридическое лицо либо юридическое лицо, государственное юридическое лицо либо юридическое лицо, в уставном фонде которого более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно -территориальных единиц, имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности, включающее обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и являющееся членом Белорусского бюро [4].

Законодательство предусматривает особые требования к страховой организации, осуществляющей страхование автогражданской ответственности. Так, в большинстве стран СНГ юридическое лицо, зарегистрированное в качестве страховой организации, до получения лицензии на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обязано стать участником фонда гарантирования страховых выплат и войти в состав саморегулируемой организации страховщиков (Белорусское бюро в Республике Беларусь, Национальное бюро в Молдове, Моторное транспортное страховое бюро в Украине, Совет представителей страховщиков в Казахстане) [4, 7, 5, 6].

Третьими лицами по ОСАГО выступают потерпевшие - лица, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеходом, водителем транспортно-

го средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия. Согласно законодательству Азербайджана к числу третьих лиц не могут быть отнесены владелец или водитель причинившего вред транспортного средства; члены семьи (супруг, родители, дети, внуки) владельца или водителя транспортного средства, которое причинило вред их здоровью или имуществу; работник владельца причинившего вред транспортного средства, исполняющий служебные обязанности [9].

Договор ОСАГО относится к числу обязательных договоров, поэтому на владельца транспортного средства возлагается обязанность застраховать свою гражданскую ответственность с момента приобретения транспортного средства. За неисполнение данной обязанности владелец транспортного средства привлекается к административной ответственности (ст. 18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) [10]. Осуществление контроля за наличием у владельцев транспортных средств (водителей) договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств возлагается на Министерство внутренних дел, Министерство транспорта и коммуникаций и Государственный пограничный комитет в пределах их компетенции. Государственная регистрация транспортных средств, выдача разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляются только при наличии у их владельцев страхового свидетельства (страхового полиса, страхового сертификата, действительного на территории Республики Беларусь) [4].

Согласно законодательству Азербайджана 85% суммы штрафа перечисляется в Центральный страховой резерв в целях обеспечения компенсационных выплат по полисам ОСАГО. Такая норма закона фактически предусматривает дополнительное финансирование страховых выплат лицами, не исполняющими возложенные на них законом обязанности.

Договор ОСАГО заключается в форме выдачи страхового полиса или сертификата. Можно выделить несколько вариантов договора ОСА-ГО. В Республике Беларусь заключаются в письменной форме следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: договор внутреннего страхования; договор комплексного внутреннего страхования; договор пограничного страхования; договор страхования «Зеленая карта» (п. 151 Положения о страховой деятельности). Договор внутреннего

страхования заключается с владельцем транспортного средства - резидентом Республики Беларусь или владельцем транспортного средства - нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, либо от его имени с водителем по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь. Договор комплексного внутреннего страхования, включающий обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, заключается с владельцем транспортного средства - резидентом Республики Беларусь. При этом владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь заключает договор внутреннего страхования либо договор комплексного внутреннего страхования по своему выбору. Договор, заключенный владельцем транспортного средства, распространяется на всех лиц, управляющих данным транспортным средством, за исключением случая противоправного завладения этим транспортным средством [4].

В Казахстане заключается стандартный или комплексный договор ОСАГО. По стандартному договору осуществляется страхование гражданско-правовой ответственности одного или нескольких владельцев транспортного средства. По комплексному договору страхованию подлежит гражданско-правовая ответственность физического лица, являющегося владельцем двух и более единиц транспортных средств. Таким образом, в рамках одного договора ОСАГО может быть застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства, которому принадлежат сразу несколько транспортных средств [6].

В Беларуси особо выделяется договор пограничного страхования в случае транзита через республику транспортного средства нерезидентом этой страны. В законодательстве Украины, Беларуси и Молдовы отдельно разделяются договоры внутреннего страхования гражданской ответственности и внешнего страхования, которые действуют на территории стран - участников соглашения о «зеленой карте». Такая классификация видов полисов ОСАГО обусловлена тем, что данные страны являются участниками соглашений о «зеленой карте», и вместо заключения полиса ОСАГО владельцы транспортных средств вправе приобретать полисы «зеленой карты».

Для законодательства стран, использующих «зеленую карту», важную роль играют принятые Европейским союзом директивы, призванные гармонизировать и привести к единству

разнообразные юридические нормы, существующие в тех или иных правовых системах, а также определить основные направления и установить гарантии прав потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, осложненного иностранным элементом [11, с. 147]. Владелец «зеленой карты» может быть уверен: где бы ни произошел страховой случай, свою страховку он получит полностью.

В Украине выделяется три различных типа договоров ОСАГО. Так, страхователь вправе заключить договор страхования своей гражданской ответственности и ответственности всех лиц, которые вправе управлять транспортным средством на законных основаниях (договор I типа). Допускается заключение договора страхования гражданской ответственности лиц, указанных в полисе ОСАГО (договор II типа). И наконец, страхователь вправе застраховать ответственность как лиц, указанных в полисе ОСАГО, так и лиц, которые в нем не поименованы, но вправе пользоваться транспортным средством [5]. Максимально полная защита прав потерпевших от несчастных случаев, произошедших в результате дорожно-транспортных происшествий, обеспечивается системой «зеленая карта». Даже если вред причинен иностранным лицом, потерпевший вправе получить страховое возмещение, не покидая своей страны, основываясь на нормах своего национального законодательства, что, безусловно, защищает его права.

Общий срок действия полиса ОСАГО -12 месяцев, однако допускается заключение договора автогражданского страхования на меньший срок, например, при сезонной эксплуатации транспортного средства, но не менее 6 месяцев (Казахстан, Молдова, Узбекистан), от 1 до 12 месяцев (Беларусь). Договор комплексного внутреннего страхования в Беларуси заключается на срок от шести месяцев до одного года. В России заключение договора ОСАГО осуществляется на срок не менее трех месяцев.

В случае временного въезда транспортного средства на территорию государства договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств заключается на весь период временного въезда, но не менее чем на 5 календарных дней (Казахстан) или 15 дней (Узбекистан, Беларусь). Весьма своеобразно определяется период начала страховой защиты гражданской ответственности владельца транспортного средства согласно законодательству Азербайджана. Так, гражданская ответственность владельца транспортного средства считается застрахованной со дня приобретения им транспортного средства (если оно куплено за границей - со дня пересечения границы Азер-

байджанской Республики). В течение 15 дней после осуществления указанного действия страхователь обязан заключить договор со страховщиком и уплатить страховой взнос [9]. В то время как в большинстве стран СНГ (в том числе и Беларуси) договор страхования автогражданской ответственности вступает в силу, по общему правилу, только после уплаты страховой премии страхователем.

Договор ОСАГО в Республике Беларусь прекращает свое действие по истечении срока, на который он был заключен, либо он может быть прекращенным досрочно в случаях отчуждения транспортного средства, невозможности его использования по обстоятельствам, не зависящим от воли страхователя, ликвидации страхователя - юридического лица, списания транспортного средства с баланса юридического лица, досрочного прекращения договоров безвозмездного пользования, лизинга или аренды транспортных средств, если страхователем является ссудополучатель (арендатор), а также в других объективных случаях.

При досрочном прекращении договора страхования страховщик возвращает страхователю (наследникам) часть страхового взноса за полные месяцы со дня, следующего за днем подачи заявления, до окончания срока страхования с удержанием пропорционально этой части средств, отчисленных в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, гарантийные фонды Белорусского бюро, и выплаченного комиссионного вознаграждения.

В случае расторжения договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования), а также договора страхования «Зеленая карта» до вступления в силу соответствующего договора страхователю возвращается уплаченный страховой взнос полностью. Не подлежит возврату часть страхового взноса при досрочном прекращении договора страхования, если по этому договору страхования производилась выплата страхового возмещения. Если вместо отчужденного транспортного средства приобретено или получено иное транспортное средство, а также при реорганизации юридического лица договор страхования может быть переоформлен на оставшийся до его истечения срок на данное транспортное средство либо на правопреемника юридического лица [4].

Согласно законодательству Казахстана договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства считается прекращенным также в случае наступления первого страхового случая, обязывающего страховщика осуществить страховую

выплату [6]. Сходный подход и в Республике Азербайджан: за повторные дорожно-транспортные происшествия с одним и тем же транспортным средством страховщик несет ответственность в пределах невыплаченной части страховой суммы, а при полной выплате страховой суммы страховой договор считается расторгнутым и владелец транспортного средства вновь должен заключить страховой договор с выплатой страхового взноса в полном размере [9]. В Молдове договор ОСАГО прекращается в случае принятия судебной инстанцией окончательного решения о прекращении действия договора [7].

Для определения размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем страховщику, используются страховые тарифы. Ставки страховых тарифов устанавливаются не страховщиком, а государством на законодательном уровне. Для расчета годовой страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, используется базовая страховая премия, которая зависит от места регистрации транспортного средства, типа транспортного средства, возраста и стажа вождения страхователя, срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, гражданско-правовая ответственность которых застрахована, в период действия предыдущего договора ОСАГО (системы «бонус-малус»). В отличие от российского законодательства, использующего систему «бонус-малус», остальные страны СНГ (Молдова, Казахстан, Азербайджан, Украина) воспользовались опытом стран дальнего зарубежья и непосредственно закрепили конкретные повышающие или понижающие коэффициенты в законах об обязательной гражданской ответственности.

Для отдельных категорий граждан законодательство стран СНГ предусматривает льготы по уплате страховых премий. Так, право на скидку в 50% имеют участники Великой Отечественной войны (Казахстан, Беларусь, Узбекистан); пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (Украина); пенсионеры (Казахстан); инвалиды (Казахстан, Украина, Беларусь); физические лица - резиденты Республики Беларусь, получившие бесплатно или на льготных условиях транспортные средства через органы по труду, занятости и социальной защите или от Белгосстраха в связи с осуществлением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Беларусь). В России страховщики предоставляют инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в

соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсацию в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Причем данная компенсация финансируется страховым компаниям за счет средств бюджета.

За счет страховых взносов финансируется деятельность страховых организаций. Законодательство стран СНГ предусматривает порядок распределения сумм таких взносов. Так, в Азербайджане установлено, что суммы страховых взносов распределяются в следующем порядке: в фонд страхового возмещения - 70%; в резервный фонд -10%; на меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий - 5%; на комиссионные вознаграждения - 10%; в центр страхового резерва - 5%. Таким образом, за счет страховых взносов финансируются мероприятия по сокращению количества ДТП и аварийности на дорогах, в чем выражается предупредительная функция страхования. Фактически под видом страховых взносов в Азербайджане действует своеобразный дорожный налог [12, с. 12].

Страховщики Республики Беларусь производят отчисления до 10 процентов от страхового взноса в гарантийные фонды: по договорам внутреннего, комплексного внутреннего и пограничного страхования - в фонд защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий Белорусского бюро; по договору страхования «Зеленая карта» - в фонд страховых гарантий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро.

В странах СНГ по-разному регламентируется размер страховой суммы, подлежащий выплате потерпевшему. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 531 лимиты ответственности за вред жизни или здоровью потерпевшего, а также имуществу потерпевших составляет 10 000 евро [13]. В Беларуси в настоящее время сняты ограничения по общему размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю. Ранее в случае причинения вреда двум и более лицам в результате дорожно-транспортного происшествия лимит ответственности страховщика не мог превышать 3-кратного размера, а в случае его превышения (ранее - 30 тыс. евро) сумма компенсации каждому пропорционально уменьшалась. Отмена упомянутой нормы усилила имущественную защиту потерпевших.

В Украине лимит ответственности страховщика в случае причинения вреда имуществу одного потерпевшего составляет 25 500 гривен.

В случае причинения вреда имуществу нескольких потерпевших лимит ответственности страховщика возрастает не более чем в 5 раз (до 127 500 гривен). В случае причинения вреда жизни и здоровью лимит ответственности страховщика составляет 51 000 гривен на каждого потерпевшего. При этом страховщик также обязан возместить моральный ущерб, причиненный потерпевшему. Лимит ответственности страховщика в этом случае ограничен пятикратным размером ответственности за причинение вреда жизни и здоровью (т.е. 255 000 гривен). В России аналогичный лимит ответственности страховщика составляет всего 1.33 раза (в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, страховая сумма не может быть более 160 тыс. руб.; а в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, - не более 120 тыс руб.). В связи с этим в российской литературе отмечалось, что закон Российской Федерации об ОСАГО ориентирован скорее не на защиту законных интересов потерпевших, как того требует общепринятая иерархия охраняемых законом ценностей, а на защиту интересов страховщиков [14, с. 33].

Основанием для осуществления страхового возмещения является наступление страхового случая, который должен быть надлежащим образом зафиксирован. Извещение о наступлении страхового случая вместе с заявлением и другими необходимыми документами направляется потерпевшим страховщику для их рассмотрения и принятия решения об осуществлении страховой выплаты. Законодательство возлагает на страховщика обязанности по каждому обращению потерпевших вести дело об ущербе, хранить полученные им документы, организовывать осмотр или экспертизу поврежденного имущества. Дополнительная гарантия для потерпевшего установлена ст. 9 Закона об ОСАГО Республики Казахстан и заключается в том, что при невозможности сообщения страхователем, потерпевшим или их наследниками о наступлении страхового случая уведомление страховщика о данном ДТП осуществляют подразделения дорожной полиции. По белорусскому законодательству возможно оформление ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции, если размер страховой выплаты не будет превышать 400 евро [4].

Нельзя оставить без внимания положения законодательства стран СНГ, регламентирующие порядок определения размера вреда (личного или имущественного), причиненного потерпевшему. В большинстве стран СНГ размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановле-

ния поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая (Молдова, Казахстан, Беларусь).

Иначе решается данный вопрос в Азербайджане: размер страхового возмещения в случае повреждения транспортного средства определяется согласно рыночным ценам на день происшествия. В России закон об ОСАГО устанавливает, что размер страхового возмещения определяется с учетом амортизационного износа имущества и не может быть менее 20% рыночной стоимости имущества.

Потерпевший, являющийся страхователем (иным лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования), вправе в письменной форме обратиться за возмещением вреда, причиненного его жизни, здоровью и (или) имуществу, к страховщику, с которым у него заключен договор обязательного страхования. Страховая выплата потерпевшим осуществляется в течение: одного месяца (Украина); 5 дней после принятия решения о ее выплате (Узбекистан); 7 дней (Казахстан), 10 дней (Молдова), 50 дней (Беларусь) - с момента получения документов от потерпевшего. Если страховщик (Белорусское бюро) в течение двух месяцев со дня, следующего за днем совершения дорожно-транспортного происшествия, не произвел выплату страхового возмещения потерпевшему, а также владельцу транспортного средства - резиденту Республики Беларусь, заключившему договор комплексного внутреннего страхования, он обязан перерассчитать размер причиненного вреда исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на день составления акта о страховом случае. При увеличении (ревальвации) официального курса белорусского рубля по отношению к евро за указанный период перерасчет не производится.

Законодательство стран СНГ предусматривает возможность регрессного взыскания размера осуществленной страховой выплаты с причинителя вреда (Узбекистан, Украина, Молдова). Интересно, что законодатели большинства стран СНГ (в том числе и России) в данном случае используют институт регрессного требования, а не суброгации, в чем проявляется традиция советской юридической науки [15]. Страховщик, осуществивший страховую выплату, имеет право обратного требования к страхователю (застрахованному) в установленных случаях в пределах уплаченной суммы. Так, страховщик имеет право на регрессный иск к причинителю вреда, если страховой случай

произошел вследствие технических неисправностей транспортного средства, о которых страхователь (застрахованный) знал или должен был знать, либо если транспортное средство использовалось в целях, не свойственных его техническому назначению (Казахстан и Украина). В Молдове страховщик имеет право предъявить регрессный иск к причинителю вреда в случае, если транспортное средство не прошло государственный технический осмотр.

По закону Беларуси, страховщик имеет право регрессного требования к организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги, при установлении судом ее вины в произошедшем ДТП, что может служить определенным толчком к должному выполнению государством своих обязательств по надлежащему содержанию дорог.

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России, Беларуси, Молдове, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане и Украине содержит много общих положений. В то же время при подробном рассмотрении можно увидеть и особенности в правовом регулировании обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отдельных странах СНГ. Каждое государство учитывает правоприменительный опыт не только соседей и других стран Содружества, но и опыт развитых европейских государств. Представляется, что каждая страна СНГ должна стремиться к четкой и подробной правовой регламентации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что позволит обеспечить надлежащую защиту прав участников данных правоотношений, в том числе и прав потерпевших лиц, будет способствовать сближению законодательств государств. Выполнить такую задачу каждому государству должно помочь использование в законодательной деятельности правовых достижений стран - членов Содружества.

Список литературы

1. Количество ДТП в Беларуси снизилось. URL: http://www.interfax.by/news/belarus/1161160. (дата обращения 25.01.2015).

2. Naviny.by. Авто. URL: http://naviny.by/rubrics/ auto/2014/09/08/ic_news (дата обращения 25.01.2015).

3. Сколько автомобилей в Беларуси? - Режим доступа: http://www.drive2.ru/b (дата обращения 25.01.2015).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2014. Рег. номер 1/14942.

5. Про обов'язкове страхування цившьно-правово! вдаоввдальност власниюв наземных транспортних засобiв: Закон Украши // Ввдомост! Верховно! Ради Украшы. 2005. № 1. Ст. 1.

6. Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств: Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. № 446-II (с изм. и доп.). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 1041172#s doc_params=text (дата обращения 15.01.2015).

7. Об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами: Закон Республики Молдова № 414 от 22.12.2006 г. // Momtorul Oficial. 2007. № 032. Ст. 112.

8. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон Российской Федерации № 40 от 25 апреля 2002 г. (с изм. и доп.). URL: http://pddrussia.ru/osago/index.php (дата обращения 15.01.2015).

9. Об обязательных видах страхования: Закон Азербайджана от 24 июня 2011 г. URL: http:// totul.md/ru/finances/articlesitem/310.html (дата обращения 26.01.2015).

10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. 448 с.

11. Ишо К. Д. Сравнительная характеристика законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах // Право и политика. 2007. № 6. С. 146-151.

12. Серьбиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое право: Курс лекций. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. 387 с.

13. Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования: Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 531 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 143. 1/7867.

14. Корнеева О. В. Страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате ДТП (сравнительно-правовой анализ) // Транспортное право. 2009. № 4. С. 29-33.

15. Шиминова М.Я. Государственное страхование в СССР. Правовые вопросы. М., 1987. С. 158-168.

SOME ASPECTS OF COMPULSORY INSURANCE OF VEHICLE OWNERS' CIVIL LIABILITY (ON THE EXAMPLE OF CIS COUNTRIES)

I.I. Esmantovich

In recent years, considerable attention has been given by scholars and practitioners in the field of civil law to various aspects of the legal regulation of compulsory insurance of vehicle owners' civil liability. Legislation of the CIS countries in this field continues to evolve and improve. In this paper, we attempt to provide a comparative analysis of some aspects of the legislation on compulsory insurance of vehicle owners' civil liability in the Republic of Belarus, the Russian Federation, Ukraine, Moldova and Azerbaijan.

Keywords: mandatory insurance, vehicle, traffic accident, insured person, insurer, insurance payment.

References

1. Kolichestvo DTP v Belarusi snizilos'. URL: http://www.interfax.by/news/belarus71161160. (data obrashcheniya 25.01.2015).

2. Naviny.by. Avto. URL: http://naviny.by/rubrics/ auto/2014/09/08/ic_news (data obrashcheniya 25.01.2015).

3. Skol'ko avtomobilej v Belarusi? - Rezhim dostu-pa: http://www.drive2.ru/b (data obrashcheniya 25.01.2015).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 25.08.2006 g. № 530 v red. Ukaza Prezidenta Respubliki Belarus' ot 14.04.2014 g. № 165 «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v ukazy Prezidenta Respubliki Belarus' po voprosam strahovoj deyatel'nosti» // Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. 2014 g. Reg. nomer 1/14942.

5. Pro obov'yazkove strahuvannya civil'no-pravovoi vidpovidal'nosti vlasnikiv nazemnyh transportnih zasobiv: Zakon Ukralni // Vidomosti Verhovnoi Radi Ukrainy. 2005. № 1. St. 1.

6. Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdansko-pravovoj otvetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv: Zakon Respubliki Kazahstan ot 1 iyulya 2003 g. № 446-II (s izm. i dop.). URL: http://online.zakon.kz/ Docu-ment/?doc_id=1041172#sdoc_params=text (data obrashcheniya 15.01.2015).

7. Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdanskoj ot-

vetstvennosti za ushcherb, prichinennyj avtotransportnymi sredstvami: Zakon Respubliki Moldova № 414 ot 22.12.2006 // Monitorul Oficial. 2007. № 032. St. 112.

8. Ob obyazatel'nom strahovanii grazhdanskoj ot-vetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii № 40 ot 25 aprelya 2002 g. (s izm. i dop.). URL: http://pddrussia.ru/osago/index.php (data obrashcheniya 15.01.2015).

9. Ob obyazatel'nyh vidah strahovaniya: Zakon Azerbajdzhana ot 24 iyunya 2011 g. URL: http:// tot-ul.md/ru/finances/articlesitem/310.html (data obrashcheniya 26.01.2015).

10. Kodeks Respubliki Belarus' ob administrativnyh pravonarusheniyah. Minsk: Nac. centr pravovoj informacii Resp. Belarus', 2007. 448 s.

11. Isho K.D. Sravnitel'naya harakteristika za-konodatel'stva ob obyazatel'nom strahovanii grazhdanskoj otvetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv v zarubezh-nyh stranah // Pravo i politika. 2007. № 6. S. 146-151.

12. Ser'binovskij B.Yu., Gar'kusha V.N. Strahovoe pravo: Kurs lekcij. Rostov n/D.: YuFU, 2010. 387 s.

13. Ob ustanovlenii razmerov strahovyh tarifov, strahovyh vznosov, limitov otvetstvennosti po otdel'nym vidam obyazatel'nogo strahovaniya: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 25.08.2006 g. № 531 // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2006. № 143. 1/7867.

14. Korneeva O.V. Strahovoe vozmeshchenie vreda, prichinennogo zhizni ili zdorov'yu poterpevshego v re-zul'tate DTP (sravnitel'no-pravovoj analiz) //

ТгашроЛпое ргауо. 2009. № 4. 8. 29-33.

15. 8Ыш1поуа М. Уа. Gosudarstvennoe 81гаЬоуап1е V 888Я. Pravovye voprosy. М., 1987. 8. 158-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.