ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 Юридические науки Выпуск 2(8)
УДК 35.073.515.2
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СТРАНАХ СНГ
В.А. Кочев
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и финансового права
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
В работе дается анализ положений законодательства стран СНГ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На основе проведенного анализа автором вносятся предложения по использованию зарубежного опыта в российском законодательстве.
Ключевые слова: страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
законодательство стран СНГ
Страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющее своею целью защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий, имеет для общества важное значение. Поэтому, неудивительно, что ОСАГО, за редким исключением, существует практически в каждой стране мира как форма защиты имущественных интересов участников дорожнотранспортных происшествий. Не являются таким исключением и страны СНГ, в которых страхование обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств по общему правилу регулируется на законодательном уровне. Исключением из данного правила стала лишь Республика Беларусь, где отношения по обязательному страхованию регулируются исключительно указами Президента [20], но в этом выражается специфика правовой системы Беларуси, в которой нередко основные правовые акты принимаются президентом страны.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа нормативных правовых актов, действующих в странах СНГ, и в частности в России (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
© Кочев В.А., 2010
средств» (ред. от 01.02.2010) [21]). Для анализа были выбраны следующие государства: Азербайджан [12], Молдова [13], Казахстан [9], Узбекистан [11], Украина [10] и Беларусь. Автором оставлено за рамками исследования законодательство стран Балтии, поскольку прибалтийские республики отказались вступать в СНГ и предпочли участвовать в европейской интеграции в рамках ЕС, а также законодательство Грузии, поскольку последняя в 2009 г. вышла из состава Содружества.
Объект ОСАГО. В большинстве стран СНГ, в том числе и в России, объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на соответствующей территории. Согласно законодательству Украины потерпевшим возмещается также моральный вред, причиненный при дорожнотранспортных происшествиях. Необходимость возмещения морального вреда влечет за собой увеличение страховой суммы и, следовательно, страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора ОСАГО, в связи с чем имущественное бремя, возлагаемое на страхователя, возрастает.
Важным понятием в правовом регулировании ОСАГО является понятие транспортного средства. В большинстве стран СНГ под транспортным средством понимается самодвижущаяся наземная механическая система, за исключением передвигающейся по рельсовым путям, служащая для перевозки пассажиров, багажа и грузов или выполняющая любые иные работы и услуги, связанные с перевозками: легковой автомобиль, автобус, микроавтобус, троллейбус, грузовой автомобиль (в том числе специализированный), мотоцикл, трактор. Риск гражданской ответственности владельца транспортного средства, подпадающего под данное определение, подлежит обязательному страхованию. В Азербайджане, Беларуси и Казахстане страхованию подлежит ответственность владельцев трамваев. В Молдове, Беларуси и Казахстане к числу транспортных средств, владельцы которых обязаны застраховать свою гражданскую ответственность, также отнесены прицепы и полуприцепы.
Субъекты ОСАГО. В любой системе ОСАГО ее субъектами являются страхователь, страховщик и третьи лица (потерпевшие). По законодательству России страхователями являются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования. В странах СНГ страхователями признаются владельцы транспортных средств, осуществившие страхование своей гражданской ответственности. Под владельцами транспортных средств российский законодатель понимает собственника транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). В Азербайджане владельцами транспортных средств считаются юридические и физические лица, имеющие в собственности (арендующие) и эксплуатирующие данные транспортные средства. В Молдове к числу владельцев транспортных средств также отнесены лица, владею-
щие автотранспортным средством на основе договора имущественного найма, лизинга. Законодательство Узбекистана и Казахстана к числу владельцев транспортных средств относит лиц, владеющих на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления данными транспортными средствами.
Страховщиком по договору ОСАГО выступает юридическое лицо, имеющее соответствующее разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности. Согласно законодательству Беларуси страховщиком может быть только государственное юридическое лицо либо юридическое лицо, в уставном фонде которого более 50% долей (простых (обыкновенных) или голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц. Законодательство стран СНГ предусматривает особые требования к страховой организации, осуществляющей страхование автогражданской ответственности. Так, в большинстве стран СНГ юридическое лицо, зарегистрированное в качестве страховой организации, до получения лицензии на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязано стать участником фонда гарантирования страховых выплат и войти в состав саморегулируемой организации страховщиков (Национальное бюро в Молдове, Моторное транспортное страховое бюро в Украине, Совет представителей страховщиков в Казахстане, Белорусское бюро в Республике Беларусь).
Третьими лицами по ОСАГО выступают потерпевшие - лица, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства -участник дорожно-транспортного происшествия. Согласно законодательству Азербайджана к числу третьих лиц не могут быть отнесены владелец или водитель причинившего вред транспортного средства; члены семьи (супруг, родители, дети, внуки) владельца или водителя транспортного средства, которое причинило вред их здоро-
вью или имуществу; работник владельца причинившего вред транспортного средства, исполняющий служебные обязанности.
Договор ОСАГО. Договор ОСАГО относится к числу обязательных договоров, поэтому на владельца транспортного средства возлагается обязанность застраховать свою гражданскую ответственность с момента приобретения транспортного средства. За неисполнение данной обязанности владелец транспортного средства привлекается к административной ответственности. Согласно законодательству Азербайджана 85% суммы штрафа перечисляется в Центральный страховой резерв в целях обеспечения компенсационных выплат по полисам ОСАГО. Такая норма закона представляется достаточно удачной, поскольку фактически предусматривает дополнительное финансирование страховых выплат лицами, не исполняющими возложенные на них законом обязанности.
В странах СНГ договор ОСАГО заключается в форме выдачи страхового полиса или сертификата (Украина, Беларусь). Можно выделить несколько вариантов договора ОСАГО. Так, в Казахстане заключаются стандартный или комплексный договоры ОСАГО. По стандартному договору осуществляется страхование гражданско-правовой ответственности одного или нескольких владельцев транспортного средства. По комплексному договору страхованию подлежит гражданско-правовая ответственность физического лица, являющегося владельцем двух и более единиц транспортных средств. Таким образом, в рамках одного договора ОСАГО может быть застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства, которому принадлежит сразу несколько транспортных средств. В Узбекистане договор ОСАГО может быть заключен на условиях ограниченного пользования транспортным средством, под которым признается управление данным транспортным средством только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства. В Беларуси особо выделяется договор пограничного страхования в случае транзита через республику транспортного средства нерезидентом этой страны. В зако-
нодательстве Украины, Беларуси и Молдовы отдельно разделяются договоры внутреннего страхования гражданской ответственности и внешнего страхования, которые действуют на территории стран, участников соглашения о «зеленой карте». Такая классификация видов полисов ОСАГО обусловлена тем, что данные страны являются участниками соглашений о «зеленой карте», и вместо заключения полиса ОСАГО владельцы транспортных средств вправе приобретать полисы «зеленой карты». Для законодательства стран, использующих «зеленую карту», важную роль играют принятые Европейским союзом директивы, призванные гармонизировать и привести к единству разнообразные юридические нормы, существующие в тех или иных правовых системах, а также определить основные направления и установить гарантии прав потерпевших в результате дорожнотранспортного происшествия, осложненного иностранным элементом [6]. Владелец «зеленой карты» может быть уверен: где бы ни произошел страховой случай - в Италии, Франции или иной стране, свою страховку он получит полностью [8]1.
В Украине выделяется три различных типа договоров ОСАГО. Так, страхователь вправе заключить договор страхования своей гражданской ответственности и ответственности всех лиц, которые вправе управлять транспортным средством на законных основаниях (договор I типа). Допускается заключение договора страхования гражданской ответственности лиц, указанных в полисе ОСАГО (договор II типа). И наконец, страхователь вправе застраховать ответственность как лиц, указанных в полисе ОСАГО, так и лиц, которые в нем не поименованы, но вправе пользоваться транспортным средством.
1 Достижением системы «зеленая карта» является максимально полная защита прав потерпевших от несчастных случаев, произошедших в результате дорожно-транспортных происшествий. Даже если вред причинен иностранным лицом, потерпевший вправе получить страховое возмещение, не покидая своей страны, основываясь на нормах своего национального законодательства, что, безусловно, защищает его права.
Общий срок действия полиса ОСАГО - 12 месяцев, однако допускается заключение договора автогражданского страхования на меньший срок, например, при сезонной эксплуатации транспортного средства, но не менее 6 месяцев (Казахстан, Молдова, Узбекистан), от 1 до 12 месяцев (Беларусь). В России заключение договора ОСАГО осуществляется на срок не менее трех месяцев.
В случае временного въезда транспортного средства на территорию государства договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств заключается на весь период временного въезда, но не менее чем на 5 календарных дней (Казахстан) или 15 дней (Узбекистан, Беларусь). Весьма своеобразно определяется период начала страховой защиты гражданской ответственности владельца транспортного средства согласно законодательству Азербайджана. Так, гражданская ответственность владельца транспортного средства считается застрахованной со дня приобретения им транспортного средства (если оно куплено за границей — со дня пересечения границы Азербайджанской Республики). В течение 15 дней после осуществления указанного действия страхователь обязан заключить договор со страховщиком и уплатить страховой взнос. В то время как в большинстве стран СНГ (в том числе и России) договор страхования автогражданской ответственности вступает в силу только после уплаты страховой премии страхователем.
В связи с этим некоторыми отечественными авторами предлагается считать договор страхования реальным договором [4, с. 169]. Однако, как представляется, такое утверждение противоречит смыслу ст. 433 ГК РФ, согласно которой реальным считается договор, заключенный с момента передачи соответствующего имущества [3]. Однако согласно ст. 942 ГК РФ для заключения договора страхования необходимо достижение согласия только по существенным условиям договора. Факт неуплаты страхового взноса не влечет признания договора страхования незаключенным, а только влечет отсрочивание вступления заключенного договора страхования в силу. Таким образом, законодатель разграничивает момент
заключения договора и момент вступления его в силу. Но это не позволяет считать договор страхования реальным договором. В юридической науке предлагалось также считать в связи с этим договор страхования сделкой, совершенной под условием (ст. 157 ГК РФ) [19, с. 14; 22, с. 367], поскольку обязанности страховщика возникают исключительно после наступления факта уплаты страхователем страхового взноса. Однако такая природа страхового правоотношения также критикуется рядом ученых-цивилистов [17, с. 334-335; 5, с. 18; 2, с. 4849]. На наш взгляд, вряд ли возможно отнести договор страхования к числу сделок, заключенных под отменительным условием. Согласно ст. 157 ГК РФ сделка считается заключенной под отменительным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Стоит согласиться с тем, что основная обязанность, лежащая на страхователе, уплата страховой премии, не находится в зависимости от какого-либо условия или срока, поскольку согласно ст. 954 ГК РФ страхователь обязан уплатить страховой взнос в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Поэтому договора страхования, на наш взгляд, можно отнести к числу договоров особой природы (sui generis).
Договор ОСАГО прекращает свое действие по истечении срока, на который он был заключен, либо он может быть прекращенным досрочно. Согласно законодательству Казахстана договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства считается прекращенным в случаях: истечения срока действия договора; досрочного прекращения договора; наступления первого страхового случая, обязывающего страховщика осуществить страховую выплату. Сходный подход и в республике Азербайджан: за повторные дорожно-транспортные происшествия с одним и тем же транспортным средством страховщик несет ответственность в пределах невыплаченной части страховой суммы, а при полной выплате страховой суммы страховой договор считается расторгнутым и владелец транспортного сред-
ства вновь должен заключить страховой договор с выплатой страхового взноса в полном размере.
Страховая премия и страховые тарифы. Для определения размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем страховщику, используются страховые тарифы. Ставки страховых тарифов устанавливаются не страховщиком, а государством на законодательном уровне. Для расчета годовой страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, используется базовая страховая премия, которая зависит от места регистрации транспортного средства, типа транспортного средства, возраста и стажа вождения страхователя (застрахованного), срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, гражданско-правовая ответственность которых застрахована, в период действия предыдущего договора ОСАГО (системы «бо-нус-малус»). В отличие от Узбекистана, который позаимствовал систему «бонус-малус» из российского законодательства, остальные страны СНГ (Молдова, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Украина) воспользовались опытом стран дальнего зарубежья и непосредственно закрепили конкретные повышающие или понижающие коэффициенты.
Законодательство стран СНГ предусматривает льготы для отдельных категорий граждан по уплате страховых премий. Так, имеют право на скидку в 50% участники Великой Отечественной войны (Казахстан, Беларусь, Узбекистан); ветераны трудового фронта и бывшие малолетние узники концентрационных лагерей (Узбекистан); пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (Украина, Узбекистан); пенсионеры (Узбекистан, Казахстан); инвалиды (Узбекистан, Казахстан, Украина, Беларусь); близкий родственник военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы (Узбекистан). В России страховщики предоставляют инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные сред-
ства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсацию в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Данная компенсация финансируется страховым компаниям за счет средств бюджета.
За счет страховых взносов финансируется деятельность страховых организаций. Законодательство стран СНГ предусматривает порядок распределения сумм таких взносов. Так, в Азербайджане установлено, что суммы страховых взносов распределяются в следующем порядке: в фонд страхового возмещения - 70%; в резервный фонд -10%; на меры по предупреждению дорожнотранспортных происшествий - 5%; на комиссионные вознаграждения - 10%; в центр страхового резерва - 5%. Таким образом, за счет страховых взносов финансируется мероприятия по сокращению количества ДТП и аварийности на дорогах, в чем выражается предупредительная функция страхования [18, с. 12]. Фактически под видом страховых взносов в Азербайджане действует своеобразный дорожный налог. Такое положение берет свою основу из советского права, которое устанавливало особый - «страховой» способ налогообложения [24, с. 56-84].
Страховая сумма. В странах СНГ по-разному регламентируется размер страховой суммы, подлежащий выплате потерпевшему. Согласно постановлению Совета министров Республики Беларусь от 16 июня 2000 г. № 898 «Об утверждении размеров страховых взносов и лимитов ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [14] лимиты ответственности за вред, жизни или здоровью потерпевшего, а также имуществу потерпевших составляет 5000 евро. Лимит ответственности страховщика не может превышать 3-кратного размера в случае причинения вреда двум и более лицам в результате дорожно-транспортного происшествия. В Узбекистане при причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего размер страхового возмещения не может превышать 65% страховой суммы. При причинении вреда имуществу потерпевшего, размер страхового возмещения не может превышать 35% стра-
ховой суммы. Страховая сумма, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, определяется Кабинетом министров Республики Узбекистан. В настоящее время согласно постановлению «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» от 24 июня 2008 г. №141 [15] размер страховой суммы составляет всего 3000 долларов США, что намного ниже, чем во всех других странах СНГ.
В Украине лимит ответственности страховщика в случае причинения вреда имуществу одного потерпевшего составляет 25500 гривен. В случае причинения вреда имуществу нескольких потерпевших лимит ответственности страховщика возрастает не более чем в 5 раз (до 127 500 гривен). В случае причинения вреда жизни и здоровью лимит ответственности страховщика составляет 51000 гривен на каждого потерпевшего. При этом страховщик также обязан возместить моральный ущерб, причиненный потерпевшему. Лимит ответственности страховщика в этом случае ограничен пятикратным размером ответственности за причинение вреда жизни и здоровью (т.е. 255 000 гривен). Норма законодательства Украины о 5-кратном лимите ответственности страховщика при причинении вреда имуществу потерпевшего, на наш взгляд, является более обоснованной, чем аналогичная норма российского законодательства, поскольку лучше защищает интересы потерпевших, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия с большим количеством участников. В России аналогичный лимит ответственности страховщика составляет всего 1,33 раза (в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, страховая сумма не может быть более 160 тыс. руб.; а в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, -не более 120 тыс. руб.). В связи с этим, в литературе отмечалось, что отечественный закон об ОСАГО ориентирован не на защиту законных интересов потерпевших, как того требует общепринятая иерархия охра-
няемых законом ценностей, а на защиту интересов страховщиков [7, с. 33].
Порядок осуществления страховых выплат. Основанием для осуществления страхового возмещения является наступление страхового случая, который должен быть надлежащим образом зафиксирован. Извещение о наступлении страхового случая вместе с заявлением и другими необходимыми документами направляются потерпевшим страховщику для их рассмотрения и принятия решения об осуществлении страховой выплаты. Законодательство Молдовы возлагает на страховщика обязанности по каждому обращению потерпевших вести дело об ущербе, хранить полученные им документы, организовывать осмотр или экспертизу поврежденного имущества. Существенных отличий по сравнению с российским законодательством в данном случае не наблюдается. Дополнительная гарантия для потерпевшего установлена ст. 9 Закона об ОСАГО республики Казахстан и заключается в том, что при невозможности сообщения страхователем, потерпевшим или их наследниками о наступлении страхового случая уведомление страховщика о данном ДТП осуществляют подразделения дорожной полиции. В литературе отмечается, что, учитывая менталитет российских водителей, совершенствовать отечественное законодательства необходимо путем возложения на сотрудников милиции, уполномоченных на оформление документов о ДТП обязанности уведомлять страховщика о наступлении страхового случая и, при желании потерпевшего получить страховую выплату, направлять ему соответствующие документы. В этом случае от самого потерпевшего потребуется представление только тех материалов (справок, чеков и т.д.), которые подтверждают размер понесенных расходов [7].
Нельзя оставить без внимания положения законодательства стран СНГ, регламентирующие порядок определения размера вреда (личного или имущественного), причиненного потерпевшему. В большинстве стран СНГ размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом на-
численной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая (Молдова, Казахстан, Беларусь). Иначе решается данный вопрос в Азербайджане: размер страхового возмещения в случае повреждения транспортного средства определяется исключительно согласно рыночным ценам на день происшествия. В России закон об ОСАГО устанавливает, что размер страхового возмещения определяется с учетом амортизационного износа имущества и не может быть менее 20% рыночной стоимости имущества.
Страховая выплата потерпевшим осуществляется в течение: одного месяца (Украина); 5 дней после принятия решения о ее выплате (Узбекистан); 7 дней (Казахстан), 10 дней (Молдова) либо 50 дней (Беларусь) с момента получения документов от потерпевшего. В большинстве стран СНГ действует система прямого урегулирования убытков, при которой потерпевший, являющийся страхователем (иным лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования), вправе в письменной форме обратиться за возмещением вреда, причиненного его жизни, здоровью и (или) имуществу, к страховщику, с которым у него заключен договор обязательного страхования (Узбекистан, Казахстан).
Законодательство стран СНГ предусматривает возможность регрессного взыскания размера осуществленной страховой выплаты с причинителя вреда (Узбекистан, Украина, Молдова). Интересно, что законодатели стран СНГ (в том числе и России) в данном случае используют институт регрессного требования, а не суброгации, в чем проявляется традиция советской юридической науки [23, с. 158-168].
Страховщик, осуществивший страховую выплату, имеет право обратного требования к страхователю (застрахованному) в установленных случаях в пределах уплаченной суммы. Большинство случаев, предусмотренных в законах стран Содружества, отражены и в российском законодательстве, однако можно выделить и те, которые не известны российскому законодателю. Так страховщик имеет право на регрессный иск к причинителю вреда, если страховой
случай произошел вследствие технических неисправностей транспортного средства, о которых страхователь (застрахованный) знал или должен был знать, либо если транспортное средство использовалось в целях, не свойственных его техническому назначению (Казахстан и Украина). В Молдове страховщик имеет право предъявить регрессный иск к причинителю вреда в случае, если транспортное средство не прошло государственный технический осмотр. Представляется, что такое положение можно предусмотреть и в российском законодательстве, поскольку оно будет являться дополнительным стимулом к исполнению владельцами транспортных средств возложенных на них законом обязанностей по прохождению технического осмотра и, следовательно, снижения уровня аварийности на дорогах. Значимой можно признать норму закона Беларуси, устанавливающей, что страховщик имеет право регрессного требования к организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги при установлении судом ее вины в произошедшем ДТП. В случае включения такой нормы в законодательство России она могла бы послужить определенным толчком к должному выполнению государством своих обязательств перед гражданами по надлежащему содержанию дорог.
В целом по итогам сравнительного исследования можно сделать вывод, что законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России, Беларуси, Молдове, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане и Украине содержит много общих положений. В то же время при подробном рассмотрении можно увидеть и свои особенности в правовом регулировании обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отдельных странах СНГ. Это объясняется тем, что местные законодатели учитывают правоприменительный опыт не только стран Содружества, но и опыт развитых европейских государств. Так, на развитие законодательства об ОСАГО в зарубежных странах СНГ оказывает влияние законодательство ЕС и международные соглашения о «зеленой карте», участниками которого являются
некоторые страны ближнего зарубежья. Представляется, что каждая страна СНГ должна стремиться к четкой и подробной правовой регламентации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что позволит обеспечить надлежащую защиту прав участников данных правоотношений, в особенности прав потерпевших лиц. Выполнить такую задачу отдельному государству должно помочь использование в законодательной деятельности правовых достижений стран - членов Содружества.
Библиографический список
1. Богомолов А. А. Практика применения судами норм законодательства об ОСА-ГО // Право и экономика. 2009. №7.
2. Граве К. А., Лунц Л. А. Страхование. М., 1960.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №5, ст. 410.
4. Гражданское право / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. Т. II, полутом 2.
5. Идельсон В. Договор страхования по русскому торговому праву. Харьков, 1904.
6. Ишо К.Д. Сравнительная характеристика законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах // Право и политика.
2007. №6.
7. Корнеева О.В. Страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате ДТП (сравнительно-правовой анализ) // Транспортное право. 2009. №4.
8. Кузнецова О.В. ОСАГО. М.: Юрайт,
2008.
9. Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств: закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 г. [Электронный ресурс]. Ц^: http://www. base.spmform.m/show_doc.fWxz.regnom= 3675 (дата обращения: 25.01.2010).
10. Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств: за-
кон Украины от 1 июля 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base. spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom= 11б70 (дата обращения: 25.01.2010).
11. Об обязательном страховании граждан-
ской ответственности владельцев транспортных средств: закон Республики Узбекистан от 21 апреля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.reg nom=22445 (дата обращения:
25.01.2010).
12. Об обязательном страховании граждан-
ской ответственности владельцев транспортных средств в Азербайджанской Республике: закон Азербайджанской
Республики от 31 мая 199б г . [Электронный ресурс]. URL: http://www.
base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom= 2752 (дата обращения: 25.01.2010).
13. Об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами: закон Республики Молдова от 22 декабря 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=18035 (дата обращения: 25.01.2010).
14. Об утверждении размеров страховых взносов и лимитов ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств: постановление Совета министров Республики Беларусь от 1б июня 2000 г. № 898 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №б0.
15. О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 24 июня 2008 г. №141 [Электронный ресурс]. URL: http://www.osago.uz/data/ postanov-lenie. pdf (дата обращения: 25.01.2010).
16. Пыхтин С.B. Верховный Суд РФ ответил на злободневные вопросы по ОСА-ГО // Законы России: опыт, анализ практики. 200б. №10.
17. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М., 1997.
18. Серьбиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое право. Ростов н/Д., 2004
19. Степанов И. И. Опыт теории страхового права. Казань, 1875.
20. О страховой деятельности: указ Президента Республики Беларусь №530 от 26 августа 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. №83.
21. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транс-
портных средств: Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ (ред. от
01.02.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №18, ст. 1720.
22. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 1914.
23. Шиминова М. Я. Государственное страхование в СССР. Правовые вопросы. М., 1987.
24. Шиминова М.Я. Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. М., 1989.
COMPARA TIVE AND LEGAL ANAL YSIS OF THE LEGISLA TION ON COMPULSORY INSURANCE OF THE CIVIL LIABILITY OF OWNERS OF VEHICLES IN THE COUNTRIES OF THE CIS
V.A. Kochev
Perm State University. 15, Bukirev st., Perm, 614990
Positions of the legislation of foreign countries of the CIS about compulsory insurance of a civil liability of owners of vehicles are analyzed. Offers on use of foreign experience in the Russian legislation become.
Keywords: personal liability insurance of the vehicle owner; legislation of the CIS countries