Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ УЗБЕКИСТАНА'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / международные коммуникации / фортепианное искусство / Южная Корея / язык общения творчества / концерт / репертуар / опыт / межкультурная коллективность музыканта-исполнителя и педагога. / music education / international communications / piano art / South Korea / creative communication language / concert / repertoire / experience / сross-cultural collectivity of a musician-performer and teacher.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзакамалова Элнура Рустамовна

творческая жизнь музыканта-исполнителя и педагога немыслима без межкультурных коммуникаций, которые проявляются в повседневной практике на протяжении всей его жизни. В статье рассматривается процесс взаимодействия культур в системе музыкального образования и их роль в обогащении её новым содержанием. На примере личного опыта обучения в Республике Корея автор подчёркивает важность приобретения международной коммуникации в фортепианном исполнительстве и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RELATIONS OF MODERN PIANO SCHOOL OF UZBEKISTAN

the creative life of a musician-performer and teacher is unthinkable without intercultural communication, which manifests itself in everyday practice throughout his life. The article examines the process of interaction of cultures in the system of music education and considers their role in enriching it with new content. Based on personal experience of studying in the Republic of Korea, the author emphasizes the importance of acquiring international communication in piano performance and pedagogy.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ УЗБЕКИСТАНА»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ

ШКОЛЫ УЗБЕКИСТАНА Мирзакамалова Э.Р.

Мирзакамалова Элнура Рустамовна - старший преподаватель, кафедра специального фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: творческая жизнь музыканта-исполнителя и педагога немыслима без межкультурных коммуникаций, которые проявляются в повседневной практике на протяжении всей его жизни. В статье рассматривается процесс взаимодействия культур в системе музыкального образования и их роль в обогащении её новым содержанием. На примере личного опыта обучения в Республике Корея автор подчёркивает важность приобретения международной коммуникации в фортепианном исполнительстве и педагогики.

Ключевые слова: музыкальное образование, международные коммуникации, фортепианное искусство, Южная Корея, язык общения творчества, концерт, репертуар, опыт, межкультурная коллективность музыканта-исполнителя и педагога.

INTERNATIONAL RELATIONS OF MODERN PIANO SCHOOL OF UZBEKISTAN

Mirzakamalova E.R.

Mirzakamalova Elnura Rustamovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the creative life of a musician-performer and teacher is unthinkable without intercultural communication, which manifests itself in everyday practice throughout his life.

The article examines the process of interaction of cultures in the system of music education and considers their role in enriching it with new content. Based on personal experience of studying in the Republic of Korea, the author emphasizes the importance of acquiring international communication in piano performance and pedagogy. Keywords: music education, international communications, piano art, South Korea, creative communication language, concert, repertoire, experience, сгoss-cultural collectivity of a musician-performer and teacher.

Многие великие музыканты работали в разных странах мира, способствуя развитию и обогащению музыкального исполнительства и педагогики. Достаточно называть имена Фридерика Шопена, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Камиля Сен-Санса, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Сергея Прокофьева.

В мировой исполнительской науке с успехом развиваются и внедряются научно обоснованные теории, практики и традиции разных национальных фортепианных школ, являющихся генераторами творческих методов и идей. Пианисты следуют исполнительским и методикопедагогическим принципам в соответствии с современными стилевыми тенденциями и социокультурной средой. На основе результатов научных исследований в данной области они демонсрируют модифицированные формы, представляющие собой качественно новые звуковые явления, свидетельствующие о стилевой множественности, исполнительской культуре в самом широком её понимании, эстетических приоритетах современного фортепианного искусства [1, 693].

Национальный вклад в развитие узбекской музыкальной культуры внесли Георгий Мушель, Алексей Козловский и многие другие. Организация международных фестивалей и конкурсов, дней культуры национальных республик имеет свои традиции и продолжения как важнейший фактор сотрудничества, обмена опытом, благотворно способствуя развитию межкультурных коммуникаций, которые приобрели новое содержание в наше время. «И только с обретением независимости, - подчеркивает заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана, профессор кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Офелия Юсупова, - перед музыкантами Узбекистана открылись широкие возможности для участия в международных конкурсах, фестивалях, мастер-классах, где они сразу же обратили на себя внимание своим талантом и профессионализмом» [2, 5] И, действительно, не перечесть всех талантов, музыкантов-исполнителей, и в частности, пианистов, утвержденных на мировых музыкальных сценах, ярко и самобытно продемонстрировавшие исполнительское искусство Узбекистана.

В годы независимости молодые узбекские музыканты стали участвовать в концертах на получение грантов обучения в зарубежных образовательных учреждениях... Это открыло новые возможности и перспективы межкультурных коммуникаций, изучения мирового опыта. Так, автор этих строк, ознакомившись с межкультурными образовательными принципами, заинтересовалась стартующей программой АМА (Art mayjor Asia) Южно-Корейского Университета искусств, включающая в себя

обучение на основе гранта с предоставлением ежемесячной стипендии, и решила попробовать свои силы, приняв участие в данной программе.

Мое заявление было принято и стало удачей в моей жизни. Получив ответ, я решила поехать учиться в данный университет, что стало важным этапом в моем творческом развитии и профессиональном росте.

В Республике Корея я познакомилась с обучающимися в университете студентами из Центральной и Юго-Восточной Азии, что объединило нас в стремлении осваивать музыкальное искусство по инновационной образовательной программе, обогащать свой духовный мир новым воспитанием, знанием и опытом. На протяжении четырех месяцев мы изучали корейский язык, который был для нас не только средством общения, но и средством получения возможности образования.

Университет искусств находится в одном из престижных районах Южной Кореи, который называется Кангнам. Рядом находится большой концертный зал и оперный театр в форме национальной мужской шапки. Там же поющий и танцующий под музыку фонтан. Атмосфера возле консерватории замечательная. Мой профессор по специальности Им Джонг Пил, выпускник школы Джулиард в Нью -Йорке, США, говорил со мной на английском, что облегчало мне с ним свободно разъясняться, но групповые занятия все были на корейском языке. Первый год был для меня самый сложный, так как плохо понимала, о чем идет речь. К третьему курсу я уже свободно могла говорить на корейском языке.

В годы учебы в Южно-Корейском университете я много выступала как с сольными концертами, так и в ансамблях с моими коллегами, студентами университета. В своих программах я особое внимание уделяла узбекской фортепианной музыке и прежде всего, сочинениям Рустама Абдуллаева, ведущего композитора Узбекистана и моего любимого отца в одном лице, чьё творчество было мне знакомо с детства. Я играла его Первый фортепианный концерт, который произвел огромное впечатление на слушателей своей яркой фортепианной фактурой, импровизационной структурой, динамичной энергией.

Особый интерес у слушателей вызвал также фортепианный цикл «Прелюдия и Токката» Р.Абдуллаева, который вошел в педагогический и концертный репертуар пианистов.

Годы обучения в Южной Кореи были незабываемы. Мне очень понравилась и стала близка культура корейского народа, уважение старших и почитание национальных традиций. Корейская кухня стала одной из моих любимых.

Образовательная программа АМА существует по сей день, и талантливая молодёжь из стран Азии, включая Узбекистан, имеют возможность учиться в этой прекрасной стране.

Возвращаясь на родину, я стала внедрять в свою творческую программу знание и опыт, приобретенные в Республике Корея в процесс работы на кафедре специального фортепиано в Государственной консерватории Узбекистана. Опыт межкультурных коммуникаций особенно помог мне в освоении ансамблевого исполнительства, интерес к которому у меня появился в годы учёбы в Южно-Корейском университете. Я стала работать над созданием курса фортепианного ансамбля и изучать ансамблевую особенность великих пианистов мира, в частности композиторов-пианистов эпохи модернизма. Стоит отметить, что игра в ансамбле оптимально способствует развитию сотворчества, чувства коллективизма и коммуникации, что очень актуальна в наше время для обогащения опыта и знания, а также традиций культуры и искусства.

Безусловно, межкультурные коммуникации это один из самых перспективных путей развития музыкального искусства в XXI веке. Межкультурные коммуникации укрепляют творческие контакты музыканта-исполнителя и в то же время благотворно способствуют развитию индивидуальных качеств музыканта, его неповторимой самобытности как преданного своей работе национальной культуры.

Список литературы /References

1. Улбиби Абдуллаева. Методологические основы исследования стилевых особенностей современной

фортепианной культуры // Oriental Art and Culture. 2022. №1.

2. Юсупова О. Узбекское фортепианное исполнительское искусство и педагогика в годы независимости //

Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Выпуск VI. Ташкент, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.