Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО» В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТА-ВОКАЛИСТА'

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО» В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТА-ВОКАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее фортепиано / музыкальное образование / комплексное обучение / музыкант-вокалист / general piano / music education / comprehensive training / musician vocalist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Альфия Маратовна

в статье рассматривается значение предмета «Общее фортепиано» в образовании музыканта–вокалиста. Он входит в программы большинства музыкальных заведений мира. Он способствует воспитанию универсального музыканта – просветителя, исполнителя, педагога. Комплексное обучение предполагает четкую координацию всех учебных дисциплин, поиск практического синтеза между ними в конкретных формах работы. Знание гармонии облегчает понимание логики развития гармонических процессов, а также ускоряет прочтение фактуры исполняемых произведений. Общий курс фортепиано в комплексе учебных дисциплин помогает преодолению некоторых противоречий процесса обучения, повышает и развивает интерес студентов к постижению профессии, способствует всестороннему развитию музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE SUBJECT “GENERAL PIANO” IN THE COMPLEX PROFESSIONAL TRAINING OF A MUSICIAN-VOCALIST

the article examines the importance of the subject “General piano” in the education of a musician vocalist. It is included in the programs of most music institutions in the world. It promotes the education of a universal musician educator, performer, teacher. Comprehensive training presupposes a clear coordination of all academic disciplines, the search for a practical synthesis between them in specific forms of work. Knowledge of harmony makes it easier to understand the logic of the development of harmonic processes, and also accelerates the reading of the texture of the performed works. The general piano course in a complex of academic disciplines helps to overcome some of the contradictions in the learning process, increases and develops students' interest in comprehending the profession, and contributes to the all-round development of a musician.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО» В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТА-ВОКАЛИСТА»

В 5-6 классах необходимо включать задания из «Реальной математики», чтобы учить

анализировать числовые данные, представленные в таблицах, диаграммах, графиках.

Список литературы / References

1. Андреев О. Перед экзаменом // Школьный психолог, 2001. № 24.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. 125 N 2506-р).

5. Открытый банк задач ОГЭ по математике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alexlarin.net/ege14.html/ (дата обращения: 14.12.2020).

6. Шуба М.Ю. Учимся творчески мыслить на уроках математики. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 218 с.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО» В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТА-ВОКАЛИСТА Абдуллаева А.М. Email: Abdullaeva17157@scientifictext.ru

Абдуллаева Альфия Маратовна — преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается значение предмета «Общее фортепиано» в образовании музыканта-вокалиста. Он входит в программы большинства музыкальных заведений мира. Он способствует воспитанию универсального музыканта - просветителя, исполнителя, педагога. Комплексное обучение предполагает четкую координацию всех учебных дисциплин, поиск практического синтеза между ними в конкретных формах работы. Знание гармонии облегчает понимание логики развития гармонических процессов, а также ускоряет прочтение фактуры исполняемых произведений. Общий курс фортепиано в комплексе учебных дисциплин помогает преодолению некоторых противоречий процесса обучения, повышает и развивает интерес студентов к постижению профессии, способствует всестороннему развитию музыканта.

Ключевые слова: общее фортепиано, музыкальное образование, комплексное обучение, музыкант-вокалист.

THE IMPORTANCE OF THE SUBJECT "GENERAL PIANO" IN THE COMPLEX PROFESSIONAL TRAINING OF A MUSICIAN-VOCALIST

Abdullaeva AM.

Abdullaeva Alfiya Maratovna - Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the importance of the subject "General piano " in the education of a musician - vocalist. It is included in the programs of most music institutions in the world. It promotes the education of a universal musician - educator, performer, teacher. Comprehensive training presupposes a clear coordination of all academic disciplines, the search for a practical synthesis between them in specific forms of work. Knowledge of harmony makes it easier to understand the logic of the development of harmonic processes, and also accelerates the reading of the texture of the performed works. The general piano course in a complex of academic disciplines helps to overcome some of the contradictions in the learning process, increases and develops students' interest in comprehending the profession, and contributes to the all-round development of a musician. Keywords: general piano, music education, comprehensive training, musician - vocalist.

УДК 078

Мировоззрение человека зарождается ещё в раннем детстве и формируется на протяжении всей его жизни. Естественно, если ребёнок начинает серьёзно заниматься каким-либо видом деятельности творческого характера, а именно музыкой, то отражение и восприятие окружающего мира в его сознании будет глубоким, содержательным и ярким. Музыка несёт в себе все элементы образности, содержания, смысла нашей жизни. Через звуки она передаёт не только реалии окружающего мира, но и переживания души и чувства человека. Музыка создаёт духовно-нравственный мир человека, который воспитывается и обогащается вместе с его поэтапным развитием и обучением.

Непрерывный процесс обучения музыканта, утверждённый «Законом об образовании» Республики Узбекистан, гарантирует на государственном уровне качественный и профессиональный рост обучаемого на всех этапах образования. Предмет фортепиано предусмотрен учебным планом консерватории по нормативам государственных образовательных стандартов и направлен на всестороннее развитие специалиста-музыканта, отвечающего современным требованиям общества и мировым критериям подготовки профессионалов высокого качества. А поскольку студенты некоторых специальностей начинают обучаться фортепиано на более поздних этапах, то и задачи, стоящие перед педагогами вуза в процессе обучения будут различными, в зависимости от реальных возможностей конкретной личности: индивидуальные музыкальные способности, природные данные, характер и мировоззрение индивидуализма. При отсутствии у студентов необходимой технической подготовки по фортепиано, но наличии личностного отношения к избранной специальности, духовного начала и зрелого мировоззрения, педагог имеет возможность за несколько семестров восполнить недостающие пробелы в обучении максимально активизировать существующие музыкально - исполнительские ресурсы обучаемого и подвести к конечному результату, который включает в себя: хорошее владение инструментом в рамках полученных знаний, умение разобрать и прочесть грамотно музыкальный текст, самостоятельно работать над формой и содержанием изучаемого произведения. Эти приобретённые навыки студент вуза в дальнейшем реализует в своей практической, трудовой деятельности, используя свой творческий и профессиональный потенциал, как в педагогику, так и в исполнительстве: сольном, ансамблевом, оркестровом.

Цель студента музыкального вуза - овладение профессиональными навыками в своей специальности и главное стать всесторонне развитым, образованным музыкантом. В большой степени этому способствует общий курс фортепиано. Посредством фортепиано студент - не пианист приобщается к обширной музыкальной литературе и тем самым расширяется музыкальный кругозор. Здесь следует отметить высказывание знаменитого пианиста и дирижёра Йозефа Гофмана, где он говорит о том, что «исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своём общем музыкальном развитии, если не приобретут знакомство с фортепиано» [1, 164].

Трудно переоценить роль общего фортепиано для вокалистов в их музыкальном развитии. Как известно, зачастую вокалисты приходят в консерваторию без музыкальной подготовки. Поэтому для них важны занятия в фортепианном классе. Общий курс фортепиано, по сравнению с другими дисциплинами, приобщает начинающих певцов к миру музыки, способствует становлению музыканта - профессионала, обогащает музыкальными знаниями. Здесь можно наметить несколько важных практических аспектов: студенты-вокалисты учатся иметь дело с не одноголосным текстом, с которым они совершенно не соприкасаются на специальности; приобретают необходимейшие для них навыки самостоятельной распевки; нарабатывают умения разбираться, анализировать вокальные опусы в комплексе сольной партии и аккомпанемента, так и огромное количество вокальной литературы. Вокалист без фортепианной подготовки выглядит очень беспомощно в своём профессиональном жизненном пространстве.

Задачей общего фортепиано является приобретение учащимися навыков игры на фортепиано в плане и в пределах, необходимых для их профессиональной работы.

Применение новейших педагогических технологий необходимо для полноценного обучения. Индивидуальный подход к обучению на фортепиано вносит коррективы в использование инновационных педагогических методик. Избираются такие интерактивные технологии, которые смогут усовершенствовать процесс преподавания предмета фортепиано. К их числу можно отнести графические органайзеры инсерт, диаграмма Венна, кластер, а также дидактический синквейн.

Одно из основных направлений работы преподавателей кафедры общего фортепиано - общее музыкальное развитие студентов, приобщение их к сокровищницам музыкального искусства, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах классической русской, узбекской и зарубежной музыки. Общий курс фортепиано является важнейшим разделом формирования целостного музыкального образования музыканта-исполнителя и музыканта-педагога.

Традиционная система музыкального образования с обособленными учебными курсами далеко не всегда учитывает специфику деятельности исполнителей и, в частности, вокалистов. Вопросы организации процесса обучения встают особенно остро, так как вокалисты начинают обучение намного позже инструменталистов, зачастую приходят в ВУЗ без музыкального образования, а за короткий срок они должны приобрести прочные знания и навыки по теоретическим и практическим дисциплинам.

Курс фортепиано в системе комплексного обучения должен занять одну из главных позиций, что обусловлено его большим значением в музыкально-художественном становлении вокалиста. Этот интегрированный курс создает оптимальные условия для развития музыкального мышления студентов в процессе обучения сольному пению, гармонии, сольфеджио на основе интеграции этих предметов: совершенствует музыкальный слух, формирует навыки фортепианной игры, чтения с листа, транспонирования, пения с одновременным исполнением аккомпанемента, развивает художественный интеллект.

Вопрос о роли фортепиано в развитии музыкального слуха вокалиста требует специального рассмотрения. Нередко звуковысотная неточность пения связана не только со спецификой исполнительского аппарата, неумением им управлять, но и с уровнем тренированности музыкального слуха. Работа над чистотой интонации должна вестись у вокалистов с учётом сложной нейробиологической природы пения.

В классе общего фортепиано для вокалистов необходимо работать над фортепианной партией произведений, которые изучаются ими в классе сольного пения. Важно научить студента слушать партию фортепиано, без которой невозможно создать подлинно законченный образ. Голос и фортепиано должны находиться в полифоническом взаимодействии и в идеале стать «единым организмом». Изучив фортепианную партию и научившись аккомпанировать себе и другим, вокалист приобретает необходимые для профессиональной деятельности навыки.

Как показал ряд исследований, пение, как и другие виды сознательной деятельности организма, управляется центральной нервной системой. Голосовые мышцы выполняют те звуковысотные задания, ту частоту импульсов, которую посылают двигательные отделы мозга. В пении вокалист ориентируется на свои внутрислуховые представления, которые формируются под действием звуковысотного эталона. Игра на фортепиано, с его равномерным темперированным строем, в процессе длительной тренировки формирует представления певцов, развивает звуковысотный слух, способствует чистоте интонирования. Внутрислуховые представления уточняются инструментальным мелодическим контуром, что положительно сказывается на студентах, не обладающих хорошо сформированным слухом.

Не менее важное значение приобретают занятия на фортепиано и в развитии тембро-динамического слуха. В связи со спецификой исполнительского аппарата, сочетающего одновременно инструмент и исполнителя, певец воспринимает эту сторону звука собственного голоса искаженно. Между тем владение разнообразными тембровыми красками необходимо певцу для раскрытия эмоционального подтекста произведения в процессе работы над образом.

Рояль, в отличие от голоса певца, является инструментом многоголосным. Воспроизведение на фортепиано сложных звуковых структур обогащает слух вокалиста многокрасочным звучанием звуко-комплексов, способствует развитию гармонического слуха, необходимого вокалисту для расшифровки ладо - гармонических элементов в мелодии и постижения стилевых особенностей гармонического языка композиторов.

Не требует доказательств важность воспитания полифонического мышления вокалистов, которое необходимо профессиональному певцу для участия в певческих ансамблях, где он должен не только правильно воспроизводить звук, интонировать, но и контролировать свой голос в соотношении со звучанием всего ансамбля. Поскольку фортепианной литературе свойственна многоплановость, вокалист на занятиях по курсу фортепиано совершенствует свой полифонический слух, особенно в соприкосновении с полифоническими формами.

Фортепиано, являясь универсальным инструментом, играет важную роль в образовании и обучении музыкантов различных специальностей. Возможность воспроизведения не только специальной, но и оперно-симфонической, камерно - инструментальной, вокально - хоровой музыки, способствует расширению кругозора студента-вокалиста, а также формированию его профессионального интеллекта.

Все вышеизложенное позволяет рассматривать предмет общего курса фортепиано, как один из самых ответственных участков комплексной системы обучения профессионального певца.

Традиционная программа, включающая полифоническое произведение, сонатную форму, пьесу, этюда, может быть скорректирована с учетом различной степени подготовки студентов. Для начинающих, индивидуальный план должен содержать: полифоническое произведение, способствующее развитию представления о движении каждого из голосов, умения скоординировать их проведения, одну - две пьесы высокохудожественного достоинства, соответствующие интеллекту взрослого человека (пьесы канителенного характера больше соответствуют специфике вокала).

Исполнение фортепианной партии позволит вокалистам целостно услышать звучание исполняемого произведения, воспринять гармонические краски, модуляции, столь необходимые для разучивания вокальной партии. Как правило, на старших курсах сложность фортепианной фактуры произведений, изучаемых в классах по специальности, не соответствует уровню фортепианной подготовки студента. В этом случае следует учить приемам ее упрощения, а при необходимости заменять развернутое фактурное изложение поддерживающим аккордом соответствующей гармонической функции.

Произведения крупной формы включаются в индивидуальный план студентов без подготовки. Разучивание же вокальных партий программ по специальности на занятиях по курсу фортепиано (партию фортепиано исполняет преподаватель) способствует развитию у студента интереса к занятиям.

Гаммы и упражнения для распевания голоса необходимы для студентов - вокалистов не только для выработки правильной интонации и плавности звуковедения, но и для развития техники исполнения соответствующей фактуры, усвоении основных аппликатурных принципов.

Придерживаясь принципа постепенного усложнения в индивидуальный план необходимо включать произведения различных стилей, а так же произведения современных композиторов, которые приобщают вокалиста к особенностям современного мелодического и гармонического языка, к новому композиторскому мышлению. Постижение стилевого разнообразия композиторских школ формирует у него комплекс соответствующих исполнительских приемов.

В прямой связи со спецификой специальности, на занятиях общего курса фортепиано необходимо большое внимание уделять развитию слуховой сферы вокалистов, обращая на уроках внимание на качество фортепианного звукоизвлечения, восприятия тембровых красок, выразительность интонирования, красочность гармонии.

При работе с вокалистами мы часто сталкиваемся с различной степенью их подготовки по фортепиано, что требует дифференцированного подхода в методике обучения студентов. На занятиях со слабо подготовленными студентами можно рекомендовать в качестве учебного материала однострочные вокальные партии популярных мелодий, песен, романсов. Существует огромное количество сочинений в мировой вокальной литературе разных стилей, жанров, включающее в себя произведения узбекских и зарубежных композиторов. Целесообразно привлекать к изучению на уроках фортепиано те вокальные произведения, которые студент проходит на уроках по специальности. Необходимо работать либо над вокальной партией, либо над сочинением в целом, в зависимости от уровня подготовки. При разучивании вокальной партии даже с самыми слабо подготовленными студентами следует обращать внимание на фразировку, штрихи, дыхание, интонацию, мелодичность и плавность звучания. Таким образом, достигается двойная польза: формируются музыкально слуховые представления, и приводится в порядок аппарат, усовершенствуются двигательные пианистические движения. Для более подвинутых студентов рекомендуется разностороннее развитие навыков аккомпанемента, то есть умения аккомпанировать не только себе, но и коллеге по профессии. Кроме этого, вокалист должен уметь играть аккомпанементы к вокальным упражнениям и вокализам.

Занимаясь с вокалистами в фортепианном классе, следует придерживаться метода постепенного усложнения изучаемого материала. Во всех специальностей эстетического вкуса, культуры и высокой нравственности. В классе фортепиано, как и в классе по специальности, в значительной мере формируется и мировоззрение музыкантов.

Для более эффективной реализации всех потенциальных возможностей курса, помимо расширения форм работ в классах фортепиано, необходимы и систематические профессиональные контакты с преподавателями вокала.

Общий курс фортепиано в комплексе учебных дисциплин помогает преодолению некоторых противоречий процесса обучения, повышает и развивает интерес студентов к постижению профессии, способствует всестороннему развитию профессионального певца.

Ни один инструмент, не обладает такими выразительными возможностями, как фортепиано. Это многоголосный инструмент с широким диапазоном и мощным звучанием. Уникальность фортепиано в том, что на нём можно исполнить любую музыку. Поэтому владение фортепиано имеет огромную познавательную ценность, помогает «объять необъятное» - мир музыки.

Список литературы / References

1. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКИ РУСТАМА АБДУЛЛАЕВА В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Карякина Л.М. Email: Karyakina17157@scientifictext.ru

Карякина Лилия Михайловна - преподаватель, кафедра концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статье акцентировано внимание на аспектах духовно-нравственного воспитания пианиста-концертмейстера на кафедре концертмейстерского мастерства в консерватории. Обращение автора к вокальной лирике заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора, композитора Р. Абдуллаева обусловлено значимостью и востребованностью его творчества в духовном становлении и развитии молодого поколения.

Воспитание пианиста-концертмейстера в классе концертмейстерского мастерства консерватории ставит перед педагогом сложные цели и многоплановые задачи, связанные не только с освоением фортепианной игры но и с формированием гармонично развитой личности музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: профессор, пианист, концертмейстер, вокал, лирика, вокальный цикл, романс, духовность, выразительные средства.

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF THE STUDY OF VOCAL LYRICS RUSTAM ABDULLAYEV IN THE CLASS OF ACCOMPANIST

Karyakina L^.

Karyakina Liliya Mikhailovna - Teacher, DEPARTMENT CONCERTMASTER SKILL, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article focuses on the aspects of the spiritual and moral education of the pianist-accompanist at the Department of Accompaniment Mastery at the Conservatory. The author's appeal to the vocal lyrics of the honored art worker of Uzbekistan, professor, composer R. Abdullaev is due to the importance and relevance of his work in the spiritual formation and development of the younger generation. The upbringing of a pianist-accompanist in the class of accompanist mastery of the conservatory sets before the teacher complex goals and multifaceted tasks related not only to mastering the piano playing but also the formation of a harmoniously developed personality of the musician-performer. Keywords: professor, pianist, accompanist, vocals, lyrics, vocal cycle, romance, spirituality, expressive means.

УДК 078

Данные сферы музыкального обучения и воспитания должны быть взаимосвязанными и взаимообусловлены. Исходя из этого педагогического принципа современного образовательного процесса, на первый план в обучении специалиста выдвигаются духовно-нравственные аспекты, морально-этические нормы ценностные гуманистические основы человеческой личности.

Современный уровень высшего музыкального образования требует особого внимания к личностным качествам специалиста его духовности. В этом отношении необходимо акцентировать внимание на камерно-вокальное творчество композитора Рустама Абдуллаева, музыка которого характеризуется высокой художественной ценностью, наполненная глубоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.