Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р. АБДУЛЛАЕВА'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р. АБДУЛЛАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / ЖАНР ФОРМА / ОБРАЗНЫЙ МИР / ФАКТУРА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзакамалова Э. Р.

Статья обращена к важнейшей области многогранного творчества узбекского композитора Рустама Абдуллаева, - фортепианной музыке, широко востребованной в музыкальной образовании и воспитании. Высокохудожественная исполнительская интерпретация сочинений композитора не мыслима без глубокого проникновения в стилевые особенности его музыки, раскрытия национальной образной сферы, богатства выразительных средств. Автор статьи на протяжении многих лет изучая фортепианное творчество Абдуллаева, пришла к выводу о когнитивно-творческой природе музыкального мышления композитора, обладающего ярким и национально-самобытным стилем письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING ASPECTS OF PIANO WORKS BY R. ABDULLEV

The article is addressed to the most important area of the multifaceted creativity of the Uzbek composer Rustam Abdullaev - piano music, which is widely in demand in music education and upbringing. A highly artistic performance interpretation of the composer's works is unthinkable without a deep insight into the stylistic features of his music, the disclosure of the national figurative sphere, the richness of expressive means. The author of the article, having studied Abdullayev's piano work for many years, came to the conclusion about the cognitive and creative nature of the composer's musical thinking, which has a bright and nationally distinctive style of writing.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р. АБДУЛЛАЕВА»

Мирзакамалова Э.Р. старший преподаватель Государственная консерватория Узбекистана

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р.АБДУЛЛАЕВА

Аннотация. Статья обращена к важнейшей области многогранного творчества узбекского композитора Рустама Абдуллаева, - фортепианной музыке, широко востребованной в музыкальной образовании и воспитании. Высокохудожественная исполнительская интерпретация сочинений композитора не мыслима без глубокого проникновения в стилевые особенности его музыки, раскрытия национальной образной сферы, богатства выразительных средств. Автор статьи на протяжении многих лет изучая фортепианное творчество Абдуллаева, пришла к выводу о когнитивно-творческой природе музыкального мышления композитора, обладающего ярким и национально-самобытным стилем письма.

Ключевые слова: композитор, фортепианная музыка, музыкальный стиль, исполнительский стиль, жанр форма, образный мир, фактура, выразительные средства, национальная самобытность.

Mirzakamalova E.R.

State Conservatory of Uzbekistan

PERFORMING ASPECTS OF PIANO WORKS BY R. ABDULLEV

Abstract. The article is addressed to the most important area of the multifaceted creativity of the Uzbek composer Rustam Abdullaev - piano music, which is widely in demand in music education and upbringing. A highly artistic performance interpretation of the composer's works is unthinkable without a deep insight into the stylistic features of his music, the disclosure of the national figurative sphere, the richness of expressive means. The author of the article, having studied Abdullayev's piano work for many years, came to the conclusion about the cognitive and creative nature of the composer's musical thinking, which has a bright and nationally distinctive style of writing.

Keywords: composer, piano music, musical style, performing style, genre form, figurative world, texture, expressive means, national identity.

Важную роль в фортепианной музыке Абдуллаева играет импровизационность, истоки которой с одной стороны восходят к традиционным основам узбекского профессиональной музыкального искусства устной традиции, а с другой стороны, импровизационность проникает в современные технологии музыкальной композиции в

частности, в алеаторику, качественно обновляющую музыкальную исполнительскую поэтику. Особенно интересен в этом отношении фортепианные рапсодии Абдуллаева, в которых его композиторский стиль получает выражение в органичном сплаве традиционного и современного. «Принцип импровизационности, действующий в рапсодии на всех уровнях, подразумевает постоянное обновление музыкального материала, спонтанность в его развитии».

В Рапсодии №1 «Фрески Навруза» Абдуллаев использует разнообразные приёмы изложения музыкального письма, передающие атмосферу весеннего праздника встречи пробуждения природы «Навруз», исторически сложившегося в русле восточных традиций. Фортепианная фактура произведения отличается ярким национальным своеобразием. Глубокий знаток узбекской народной инструментальной культуры, умеющий прекрасно играть на рубабе и других народных инструментах, Абдуллаев мастерски отразил в звучании фортепиано специфические приёмы игры на узбекских народных инструментах, в частности, нола, кочирим, форшлаги. Имитируя звучание карная, сурная, дойры, нагора, ная обогащает фортепианное письмо инновационными звуковыми качествами, требующим от пианиста поиска художественно убедительных исполнительских выразительных средств. Особое выразительное значение здесь приобретает прием игры martellato, основанный на чередовании правой и левой рук в быстром темпе.

В создании колоритной тембровой палитры звучания исполнительский стиль пианиста является основополагающим фактором.

Применение разнообразных штрихов - staccato, legato, tremolo, glissando расцвечивает фортепианную звучность тончайшими деталями, которые возникают только в процессе звукового воплощения нотного текста. Исполнение форшлагов, которыми изобилует данные произведения, также находится во власти пианиста - интерпретатора, уровня его техники, слуха, воображения и фантазии.

В ещё большей степени возрастает роль исполнительского стиля в Рапсодии №2, где Абдуллаев изобретательно использует ресурсы алеаторики, сонорики в передаче национальной образности музыки. Продумывая исполнительскую концепцию, Рапсодия №2, каждый пианист, связанных с созданием посредством индивидуального исполнительского стиля красочного звукового полотна на основе творческого осмысления нотного текста.

Сложные проблемы исполнительского стиля возникают у пианиста в работе над концертной пьесой «Зумлак» для фортепиано и ударных инструментов Абдуллаева. В этом произведении композитор возрождает древнейшую хорезмскую традицию народного танца удалого, смелого и отважного молодца (слово «зумлак» означает «удалец»). Ярко выраженная народная танцевальная основа, динамичная ритмо-тембровая драматургия,

взаимодействие импровизационности и токкатности представляют пианисту широкое поле для проявления выразительных возможностей индивидуального исполнительского стиля. Композитор использует в концертной пьесе «Зумлак» расширенное фортепиано - игру левой рукой glissando по струнам рояля, что также стимулирует пианиста к индивидуализации исполнительской выразительности.

Необходимо отметить, что не только виртуозные концертные фортепианные жанры, но и миниатюры для детей требуют от исполнителя активизации возможностей индивидуального исполнительского стиля, поиска одухотворённого общения пианиста с музыкальным инструментом. В этом отношении очень интересен цикл «Пять детских миниатюр», в котором Абдуллаев демонстрирует совершенство композиторского стиля. «Предельная афористичность и лаконичность высказывания выражены в данном цикле с ювелирным мастерством, филигранной отделкой каждой детали». Следует подчеркнуть, что в миниатюрах получают отражение определённые музыкальные жанры, в частности, канон, вальс, песня, скерцо, элегия, марш, речитатив, токката. Оригинально претворяя элементы этих музыкальных жанров в цикле, композитор ориентировал юных пианистов на формирование индивидуального исполнительского стиля, на развитие когнитивно-творческого мышления, воображения и фантазии. Это ещё раз подтверждает необходимость формирования исполнительского стиля уже на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Использованные источники: 1. Мирзакамалова Э. Дуэтное исполнительство композиторов-пианистов эпохи модернизма //Сборник статей по материалам Республиканской научно-практической конференции «Дом вдали от дома: развитие фортепианного ансамбля в прошлом и настоящем». -Ташкент, 2018. -С.30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.