УДК 327. 7:008
Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева
Международные организации как новые участники внешней культурной политики
Статья посвящена проблеме новых акторов внешней культурной политики, в качестве которых рассматриваются международные организации, в частности, Совет Европы и Европейский Союз.
Ключевые слова: внешняя культурная политика, международный культурный обмен, международные организации, Совет Европы, Европейский Союз
Natalja M. Bogolubova, Julia V. Nikolaeva
International organizations as new participants of foreign cultural policy
The article is devoted to a problem of new actors of foreign cultural policy in which quality the international organizations, in particular, the Council of Europe and the European Union are considered.
Keywords: the foreign cultural policy, the international cultural exchange, the international organizations, Council of Europe, European Union
В современном глобализующемся мире процессы интеграции стран и регионов становятся важной составной частью международных отношений, при этом в условиях глобализации и интеграции особое значение приобретают многосторонние культурные связи, которые, в свою очередь, наиболее успешно реализуются в рамках международных организаций. Многостороннее культурное сотрудничество посредством международных организаций обладает рядом преимуществ. Оно позволяет государствам совместно решать глобальные проблемы, справляться с которыми поодиночке довольно трудно, а подчас и невозможно с учетом их масштаба и важности для всего человечества.
Культурное сотрудничество стран в составе международных организаций основывается на общности их интересов. Для внешней культурной политики большинства государств характерны одни и те же задачи: сохранение национальной культуры и языка в условиях культурной интеграции, защита культурных ценностей, поддержание экологического разнообразия в мире, противостояние второсортным образцам массовой культуры, развитие культурных связей и поиск эффективных форм культурного взаимодействия1. Объединение усилий в масштабах крупных международных организаций, в том числе, и финансовых, способствует более эффективному решению многих из названных проблем.
Однако, вступая в ту или иную международную организацию, государство стремится не только к объединению усилий в решении насущных проблем глобального характера. Ему важно в полной мере использовать возможности этой
организации, ее авторитет, финансовые и организационные рычаги, чтобы наиболее полно реализовать собственную внешнюю культурную политику, а также способствовать решению задач из области политики и экономики. Ярким примером того, насколько успешно может реализовываться внешняя культурная политика отдельной страны в рамках международной организации, служит деятельность Франции в Международной Организации Франкофонии. Используя возможности и авторитет Франкофо-ниии, Франция решает не только общие задачи, связанные с поддержанием статуса французского языка в мире. Не менее эффективно она занимается продвижением французской культуры в мире как части культуры франкофонной, решает вопросы привлечения иностранных студентов на обучение во французские вузы, что является важнейшими задачами ее национальной внешней культурной политики.
Деятельность государства в международных организациях способствует укреплению его позиций в мире, расширяет сферу его культурного, экономического и политического партнерства, формирует положительный образ страны на международной арене. Участие в международной организации может стать для государства положительным фактором и в вопросах осуществления внутренней культурной политики, так как оно предполагает обмен опытом, совместное решение проблем в сфере культуры.
Тенденцией современных международных отношений становится активное включение в международные отношения и международное культурное сотрудничество, наряду с отдельными государствами, международных организа-
ций, выступающих в качестве самостоятельных субъектов этого процесса.
Примерами могут служить такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Европейский Союз, Совет Европы, Международная Организация Франкофонии, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристская организация, которые давно уже стали самостоятельными акторами международных отношений. Для большинства из них вопросы культуры имеют приоритетное значение; в этом направлении они проводят множество акций, адресованных как членам этих организаций, так и тем, кто не состоит в их рядах.
Вопрос о наличии у международных организаций собственной внешней культурной политики носит весьма дискуссионный характер. Действительно, международные организации используются государствами для реализации своей внешней культурной политики, но могут ли они выступать в качестве ее самостоятельных акторов?
На наш взгляд, в настоящее время сложился круг международных организаций, которые реализуют собственную внешнюю культурную политику. Для этого организация должна располагать продуманной стратегией действий, документально оформленной и закрепленной концепцией, комплексом взаимосвязанных программ и мероприятий, направленных на «внешний уровень», т. е. на страны, не входящие в состав этой организации, или на другие международные организации.
Рассматривая культурную политику международных организаций, необходимо выделить «внутреннюю» и «внешнюю» составляющую, основываясь на специфике участников программ и целях, обозначенных в них. К «внутренней культурной политике» следует относить те программы, которые направлены на развитие культурных контактов среди стран-членов международной организации. В этом случае цели культурной политики будут направлены на решение задач, касающихся внутренних интересов и проблем входящих в состав организации стран. Напротив, «внешнюю культурную политику» международной организации можно охарактеризовать как культурное сотрудничество с другими международными организациями или государствами, не входящими в ее состав. В данном случае формулируются иные цели, направленные на решение общих проблем на внешнем уровне.
Традиционно цели культурной политики международной организации определяются приоритетными целями ее стран-участников.
Прежде всего, они ориентированы на укрепление общих ценностей при участии всех стран-членов и популяризацию своей деятельности в мире. Совместная деятельность стран-членов в рамках организации приводит к выработке единой цели, связанной как с решением общих задач, так и с учетом задач национальных внешних культурных политик.
Зачастую внутренняя культурная политика международной организации совпадает с ее внешней культурной политикой. Сходство внутренней и внешней культурной политики состоит в том, что обе нацелены на развитие культурного диалога, так как культура является неотъемлемым инструментом «формирования... духовной общности»2. Другая общая характеристика внутренней и внешней культурной политики заключается в сходстве их направлений, форм реализации и наличии общей системы институтов. Так, например, нередко программы, реализуемые внутри международной организации, впоследствии перерастают в совместные проекты, осуществляемые с другими международными организациями. Примером такой программы может служить проект «Европейские дни наследия».
Культурная политика проводится в таких областях, как образование, наука, искусство, туризм и спорт, молодежные обмены, музейное, издательское, библиотечное и архивное дело и т. д. Это касается как внутреннего, так и внешнего уровня. В последнее время особо важными стали такие направления, как межкультурный диалог, культурное наследие, языковая политика.
Формы проведения культурной политики зависят от конкретных ее направлений. Как правило, это различные программы, конференции, форумы, симпозиумы, концерты, выставки, аукционы, гастроли3.
Большую роль играет фактор финансирования, так как именно от него зависит масштаб проводимых программ в области культурной политики организации. Несомненно, государствам выгодно присоединяться к подобным организациям, чтобы получить финансовую помощь в решении своих проблем и достижении своих целей.
Таким образом, принципы проведения культурной политики международными организациями отличаются определенной двойственностью. С одной стороны, они во многом схожи с теми, которыми руководствуются отдельные государства, с другой - внешняя культурная политика международных организаций имеет и свою специфику, связанную, в первую очередь, с выработкой единых целей и задач, а также конкретных способов их реализации.
Внешняя культурная политика международной организации реализуется на многосторонней основе, используя принцип единства и многообразия культур, поддерживая при этом традиции и наследие всех народов, которые внесли «свой неповторимый вклад в общее духовное, гуманитарное наследие всего региона»4.
Ярким примером международной организации, проводящей собственную внешнюю культурную политику, является Совет Европы. Главная цель организации состоит в отстаивании своих интересов и ценностей во всех странах, а также в сохранении и поощрении культурного многообразия стран-участниц. Совет Европы считается одной из наиболее многочисленных организаций в мире: на сегодняшний день в нее входят 47 государств.
Культурная политика Совета Европы направлена, прежде всего, на сохранение культурной самобытности и культурного своеобразия всех стран-членов. Во внешнем аспекте культурная политика организации нацелена на развитие культурного диалога между странами-участницами, а также с другими странами мира, не входящими в Совет Европы5.
В рамках организации проходят встречи многих стран для обсуждения проблем в области культуры и проведения внешней культурной политики. На таких встречах обсуждается культурная политика собравшихся стран, при этом уделяется большое внимание проблемам внешней культурной политики, культурного сотрудничества и культурного разнообразия.
Главным направлением культурной политики Совета Европы можно назвать развитие межкультурного сотрудничества, сохранение культурного и природного наследия, языкового плюрализма, распространение информации, молодежные обмены, сотрудничество в области образования, спорта и науки. Формы также весьма различны: конференции, концерты, специальные программы, посвященные культурному наследию, кинематографу, информационным технологиям, театру, изучению языков, среднему и высшему образованию и т. д.
Участие в Совете Европы позволяет европейским странам реализовывать свою внешнюю культурную политику. В рамках организации страны-участницы могут пропагандировать свои идеи, принципы и идеалы, обмениваться опытом, вести межкультурный диалог, создавать универсальные ценности для всего европейского региона, при этом сама организация помогает им сохранить все многообразие их культур.
Говоря о концептуальных положениях культурной политики Совета Европы, в первую очередь, стоит отметить Европейскую культурную
конвенцию 1954 г., в качестве цели которой обозначено «содействие тому, чтобы граждане всех государств-членов и других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для всех них»6. В документе также были определены основные направления культурной политики: межправительственное сотрудничество в области культуры, европейского наследия, образования и спорта. Европейская культурная конвенция стала основой для всех последующих документов Совета Европы в сфере культуры и культурной политики.
В 2008 г. Совет Европы опубликовал «Белую книгу по межкультурному диалогу», один из последних документов в области культурной политики. В нем изложены концептуальные основы культурной политики Совета Европы как во внутреннем, так и во внешнем аспекте и сформулирована долгосрочная политика для поощрения межкультурного диалога как внутри Европы, так и за ее пределами. Главной задачей культурной политики Совета Европы является поощрение межкультурного диалога, который рассматривается как эффективный способ применения ценностей культурного многообразия в повседневной жизни, как способ предотвращения политических и этнических конфликтов и как инструмент в преодолении вызовов современного мира7.
В «Белой книге» обозначены основные политические подходы к развитию межкультурного диалога. Культурную политику следует проводить на основе общих ценностей демократии, прав и свобод человека, плюрализма, взаимного уважения и отсутствия дискриминации. Европейские государства должны «улучшить отношение своих граждан к культурному многообразию»8. Правительствам необходимо создавать возможности для активного участия европейского общества, особенно национальных меньшинств, в проведении культурной политики, что позволит избежать расизма и ксенофобии. Развитию межкультурного диалога также будет способствовать образование в любом контексте. Именно образование дает возможность обществу осознавать значимость культурного разнообразия Европы. Изучение языков, истории, культуры, политики помогает обществу развивать способности для сотрудничества, в данном случае, в области культуры.
В «Белой книге по межкультурному диалогу» подчеркивается значимость культурного разнообразия и культурного наследия в современном мире. Межкультурный диалог признан одним из способов мирного существования как на европейском континенте, так и во всем мире.
Именно на этих принципах строится концепция внешней культурной политики и Совета Европы, и государств-членов организации. Развитием теоретических положений «Белой книги» о значении межкультурного диалога стало провозглашение Советом Европы 2008 г. Годом европейского межкультурного диалога. В рамках Года прошло множество мероприятий, в частности, международный фестиваль культурного разнообразия и межкультурного диалога.
Говоря о практической стороне культурной политики Совета Европы, можно отметить, что большинство программ посвящено довольно общим проблемам: исследование национальных культурных политик, построение межкультурного диалога, охрана культурного наследия, сохранение культурного разнообразия, поддержание интереса к европейской культуре и повышение ее ценности в мире.
В то же время, множество программ и проектов Совета Европы реализуется в отдельных областях культуры и искусства, например, в области кино, литературы, изобразительного искусства и др. В последнее время особенно актуальными стали программы в области сохранения культурного и языкового разнообразия и распространения информации. Совет Европы реализует свои программы как самостоятельно, так и в сотрудничестве с организациям-партнерами.
Примерами программ, лежащих в основе современной культурной политики Совета Европы, могут служить проекты «Обзор национальной культурной политики», STAGE, MOSAIC, Culturelink. С программы «Обзор национальной культурной политики», стартовавшей в 1986 г., началось систематическое изучение культурной политики в европейских странах. Благодаря такой программе, Совет Европы, основываясь на представленных докладах, помогает выработке культурной политики стран-членов организации и изучению наиболее успешного опыта.
Проект STAGE - «Поддержка развития искусства на европейском континенте» был запущен в 2000 г. с целью укрепления культурных контактов и обменов между странами Европы, а также помощи в развитии их национальных культурных политик в области искусства9.
Главным проектом в области культурного наследия является проект «Европейские дни наследия»10. Проект «Европейские дни наследия» изначально был организован в 1991 г. для европейских жителей стран-членов только Совета Европы, а в 1999 г. к нему присоединился Европейский Союз. Поэтому данный проект необходимо рассматривать в рамках культурного сотрудничества Совета Европы с другими международными организациями, а именно в
контексте «внешней» составляющей культурной политики организации.
Другим примером конструктивного сотрудничества по линии международных организаций служит проект Culturelink - «Ассоциация культурных связей». Она была образована в 1989 г. по инициативе Совета Европы и ЮНЕСКО11. Данный проект стал продолжением программы «Обзор национальной культурной политики», так как его цель - сбор, обработка и распространение информации в культурной сфере. Однако проект Culturelink предполагает более широкий круг участников, не ограничивающийся только европейским регионом. Участники проекта стремятся поощрять международные и межкультурные контакты, тем самым развивая региональные, межрегиональные и международные научно-исследовательские программы в области культуры. Также в рамках проекта Culturelink проводятся семинары, конференции, симпозиумы и курсы по культурному развитию, отчеты которых публикуются в электронных справочниках и различных журналах.
Нами был рассмотрен опыт Совета Европы в реализации внешней культурной политики, однако существуют и другие примеры. Подтверждением того, что многие международные организации сегодня ставят перед собой задачи выработки внешней культурной политики, служит появление одного документа. Речь идет о предложениях, сформулированных в декабре 2009 г. правительством Франции и получивших название «К новой внешней культурной стратегии Европейского Союза» («Pour une nouvelle strategie culturelle exterieure de l'Union еuropéenne»). В предложениях в качестве важнейшей цели Европейского Союза провозглашается объединение усилий в вопросах продвижения культурного разнообразия и сохранения культурного наследия. Также говорится о необходимости обновления подходов к принципам культурного сотрудничества с «третьими странами», например, с Южной Кореей, достигшей высокого уровня своей культурной индустрии и аудиовизуального сектора. Среди конкретных предложений, сформулированных Францией. -более глубокая интеграция в европейскую культурную стратегию принципов сотрудничества с мировыми финансовыми институтами и СМИ, например, в рамках программы MEDIA Mundus, более активное сотрудничество с ЮНЕСКО в вопросах реализации ее основных конвенций («поместить конвенции ЮНЕСКО в сердце культурного сотрудничества»), дальнейшая либерализация аудиовизуальной сферы12. Все эти предложения согласуются и с основными целями национальной внешней культурной по-
литики Франции13. Появление подобного документа является свидетельством формирования нового уровня участников внешней культурной политики в лице международных организаций.
В настоящее время сложился разветвленный круг акторов культурной политики. Как правило, основными ее участниками являются государства, действующие через систему министерств и ведомств, а также различные общественные организации, общественные движения и фонды, зарубежные культурные центры и др. Их функции распространяются как на внутренний, так и на внешний уровень культурной политики. Однако в условиях глобализации отчетливо наметилась тенденция, связанная с появлением наряду с государствами нового актора культурной политики - международных организаций, роль которых в современном меж-культурном обмене продолжает увеличиваться.
Примечания
1 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 3 (9), сент. С. 183.
2 Их же. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 300.
3 Их же. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир: история и современность: сб. ст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 274-275.
4 Их же. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. С. 269.
5 Robins K. Challenge of transcultural diversities: cultural policy and cultural diversity. Strasbourg: Council of Europe, 2006. P. 32.
6 European cultural convention // Council of Europe = Совет Европы: сайт. URL: http: // conventions. coe. int (дата обращения: 01.09.2011).
7 White paper on intercultural dialogue // Ibid.
8 Ibid.
9 Committee of ministers: STAGE project // Ibid.
10 European Heritage Days = Европейские дни наследия // Ibid.
11 The global alliance for cultural diversity // Culturelink: Network of networks for research and cooperation in cultural development WWW Resource Centre. URL: http: // www. culturelink. org (дата обращения: 01.09.2011).
12 Pour une nouvelle strategie culturelle exterieure de l'Union européenne: Communication de la France. 2009. Décembre // France diplomatie. URL: http: // www. diplomatie. gouv. fr (дата обращения: 01.09.2011).
13 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Российско-французские культурные связи начала XXI в. в контексте внешней культурной политики Франции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. 2008. № 3. С. 77-78.