25-летие АЕВИС
УДК 327.7
Ксения ТАБАРИНЦЕВА-РОМАНОВА
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС ПОСЛЕ ЛИССАБОНСКОГО ДОГОВОРА*
Аннотация. В статье рассматриваются документы, касающиеся развития внешней культурной политики Европейского Союза сквозь призму международных культурных отношений. Даётся краткая характеристика международных культурных отношений и культурной дипломатии ЕС в эволюционном аспекте, акцентируя внимание на период после вступления в силу Лиссабонского договора. Далее рассматриваются основные документы, направленные на развитие внешнеполитической культурной стратегии, которая в конечном итоге в 2016 г. приводит к принятию документа "К Новой стратегии развития международных культурных отношений". В рамках принятого документа европолитики прокламируют ведущую роль культуры в международных отношениях ЕС. В своей статье предлагаем выделить два наиболее крупных периода в последнем десятилетии в развитии культурной политики ЕС, а именно: с 2005-2007 гг. по февраль 2014 г., и с марта 2014 г. по настоящее время (2017 г.). Первый период является подготовительным для формирования концепта межкультурных внешних отношений ЕС в документах самого Союза; 2014 г. можно назвать по-своему переломным (что обусловлено внешнеполитическими событиями, миграционным и экономическим кризисом в самом ЕС) для "пропаганды" культуры во внутренней и внешней политике ЕС, которая нашла отражение в принимаемых внутри европейского сообщества стратегиях развития. Таким образом, делается вывод о том, что культурная политика Европейского Союза активно развивается по широкому спектру внешнеполитических вопросов с привлечением к активному взаимодействию европейских граждан.
Ключевые слова: международные культурные отношения, культурная политика, Европейский Союз, Новая стратегия, Европейская повестка дня по культуре, культурная война.
Понятия "международные культурные отношения" и "культурная политика и дипломатия" в документах ЕС
Прежде чем рассмотреть непосредственно внешнюю культурную политику ЕС, отметим, что в сложившихся современных геополитических условиях в научном дискурсе всё большую значимость приобретают исследования, связанные с изучением международных культурных отношений как в теоретико-методологическом
© Табаринцева-Романова Ксения Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина. Адрес: 620083, Россия, Екатеринбург, ул. Ленина, 51. E-mail: [email protected]
Статья выполнена при поддержке программы Европейского Союза ERASMUS+, Jean Monnet, 565442-EPP-1-2Q15-1-RU-EPPJMO-MODULE.
аспекте (раскрытие сущности понятия), так и в прикладном - непосредственный анализ такого рода отношений отдельных стран или организаций, в которых, как видно из самого концепта, главная роль отводится культуре1. Последнее десятилетие в риторике Европейского Союза наблюдается форсированная апелляция к культуре как некоему проводнику и катализатору современных международных отношений. Это вполне очевидно: когда основные политические и экономические рычаги взаимодействия между государствами становятся недееспособными или неэффективными, межкультурный диалог и культурные связи превращаются в единственный механизм реализации взаимодействия. При этом стоит отметить, что при постоянном упоминании о важности международных культурных отношений (далее МКО) ЕС не сформулировал чёткого определения данного вектора внешней политики. С одной стороны, МКО можно рассматривать как отношения между государствами в области культуры, где акторами являются государственные институты и учреждения, а также политические деятели, связанные так или иначе с культурными проектами своего государства. С другой стороны, в рассматриваемых отношениях акторами могут быть не только официальные лица и структуры, но также неправительственные организации, само гражданское общество, центры языка и культуры, отдельные представители культурного и творческого сектора. Особенностью МКО является тот факт, что к традиционному пониманию культуры добавляется ещё и социально-экономический сегмент, а именно: одной из задач МКО является создание новых рабочих мест, привлечение новых инвестиций, развитие туризма. Таким образом, МКО можно определить как отношения между представителями разных государств, осуществляемые как на официальном государственном уровне, так и на уровне гражданского общества, саморегулируемых некоммерческих организаций, отдельных представителей культуры.
Культурная политика ЕС, являясь на данный момент уникальным примером комплексной политики, осуществляемой надгосударственной структурой, которая направлена на консолидацию и сплочение европейского сообщества, определяя содержание, ценности и рамки культурного пространства, в котором это общество существует. С этой точки зрения, ЕС является главным актором строительства общеевропейского культурного пространства. Однако изменения, переживаемые Европой в последние годы под влиянием совокупности ряда внутренних и внешних факторов, заставляют ЕС пересматривать принятое понимание и видение того, какой должна быть культурная политика в ЕС. Проанализировав различные документы основных институтов ЕС2 в период с 2007 по 2017 г., напрашивается очевидный вывод о том, что культурная политика ЕС может быть разделена на внутреннюю и
1 См. подробнее работы О.В. Елескиной, Т.В. Ромашко, A.C. Ханнановой, Ю.И. Перцевой, И.Н. Наумова.
2 Например: Decision No 1855/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 establishing the Culture Programme (2007 to 2013); Decision No. 1983/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the European Year of Intercultural Dialogue (2008); Resolution of the Council of 16 November 2007 on a European Agenda for Culture; Council Conclusions on the Work Plan for Culture 2008-2010; Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council, on the Work Plan for Culture 2011-2014; Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council, on the Work Plan for Culture.
Современная Европа, 2017, №4
внешнюю, хотя этого разделения нет в самих документах. К внутренней культурной политике можно отнести вопросы, связанные с европейской идентичностью, со строительством единого европейского пространства, охране и защите культурного наследия на территории ЕС, проведение различных культурных мероприятий в рамках ЕС, акцентирующих внимание на общие европейские исторические вехи, единое культурное пространство, на значимость европейских ценностей. Внешняя политика ЕС находит своё выражение в развитии межкультурных внешних отношений ЕС. Последним принятым документом в этой области стало заключение Европейского совета от 5 апреля 2017 г. о стратегическом подходе Европейского Союза к международным культурным отношениям1. Основными направлениями внешней культурной деятельности ЕС стали развитие межкультурного диалога, развитие культурной дипломатии ЕС, активное взаимодействие с ЮНЕСКО и др. Так, ЕС финансирует многочисленные проекты в области культурных и творческих индустрий, целью которых стало продвижение межкультурного диалога и поддержка управления в области культуры.
Говоря о культурной дипломатии ЕС, напомним, что сам концепт культурной дипломатии достаточно сложный. Как отмечает Грассо, понятие рождается "из соприкосновения двух различных измерений: формализации дипломатии и свободы культуры, которая развивается вне жёстких и чётко определённых схем, тем не менее, культура играет фундаментальную роль в дипломатии стран"2. Рост интереса к этому виду дипломатии обусловлен тем, что зачастую классическая дипломатия не способна справиться с кризисными ситуациями, особенно это характерно для "асимметричных" конфликтов, когда новые политические субъекты вовлекаются в решение международных процессов. Культурная дипломатия особо действенна там, где наблюдается кризис идентичности (культурной, религиозной, этнической). Её развитие возможно будет одним из средств для преодоления кризиса идентичности, который сейчас отмечается в Европе. Европейская дипломатия направлена как раз на поддержку и развитие взаимного уважения и диалога между различными культурами. Утверждение прав человека выступает противовесом в борьбе с диктатурой и тоталитарными режимами, "мягкая сила" является альтернативой традиционной политике силы. Классическое поле культурной дипломатии является более актуальным, чем когда-либо. Оно объединяет ценность культурного наследия, языков, продвижение художественных произведений и исполнительского искусства, творческих отраслей, с их способностью продвигать идентичность, благополучие, брендинг, социальную занятость, а также способствовать развитию международного туризма. Также наблюдается рост необходимости защиты культурного наследия, которое находится под угрозой исчезновения из-за существующих этнических и религиозных конфликтов. Культура - это мировой капитал. Культура была и остаётся инструментом власти. В рамках культурной дипломатии ЕС проводит различные регулярные мероприятия, которые также направлены на сохранение и поддержку культурного наследия (например, реставрация рукописей Тимбукту в Мали). ЕС активно поддерживает работу фонда Анны Линд в Средиземноморье (например, проект "Молодые арабские голоса").
1 Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте Европейского совета http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7935-2017-INIT/it/pdf
2 II potere della diplomazia с^Шгак http://www.europaquotidiano.it/2013/06/13/il-potere-della-diplomazia-culturale/
Исходя из проанализированных выше положений, далее обратимся к рассмотрению непосредственно документов, принятых после Лиссабонского договора и отражающих в себе идеи и посылы к усилению значимости культуры и развитию межкультурных внешних отношений ЕС.
Первый период развития внешней культурной политики ЕС
(2007 - фее. 2014 гг.)
Как известно, в преамбуле Лиссабонского договора подчёркивается значимость дальнейшей культурной интеграции: "получая вдохновение от культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности - неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свобода, демократия, равенство и правовое государство ... желая углубить солидарность между своими народами при уважении их истории, культуры и традиции" [Договор о Европейском Союзе, 166-167]. Раздел XIII, ст. 167 Лиссабонского договора посвящена культуре и включает в себя следующие положения: ЕС способствует расцвету культур государств-членов при уважении их национального и регионального разнообразия, одновременно выдвигая на передний план общее культурное наследие. Однако, говоря об эволюции и развитии культурной политики, стоит понимать, что она не возникла в одночасье и просто так. Хотя изначально Европейский Союз развивался прежде всего как экономическая организация, уже на Гаагском саммите 1969 г. главы государств и правительств высказались о том, что Европа состоит из государств, которые, несмотря на их различные национальные характеристики, убеждены, что развитие, прогресс и культура являются наиважнейшими факторами для мирового баланса и мира. В 1972 г. был принят тезис о том, что экономическая интеграция не является самоцелью, а лишь средством для объединения Европы. В подтверждении этого в 1973 г. на саммите в Копенгагене была принята Декларация о европейской идентичности, где девять глав государств договорились о необходимости защищать и продвигать общее культурное наследие, делая упор на важности сохранения богатого разнообразия национальных культур. Одним из элементов европейской идентичности (наряду с общеевропейскими ценностями и принципами, такими, как демократия, социальная справедливость, уважение прав человека) было названо разнообразие культур внутри единой европейской цивилизации. Также было прописано, что развитие европейской идентичности зависит от динамики строительства объединённой Европы. Укрепление наднациональной европейской идентичности, по мнению авторов декларации, должно было бы способствовать формированию подлинно европейской внешней политики [Declaration on European Identity (Copenhagen]. Планомерно эти аргументы получили дальнейшее развитие и закрепление в разного рода документах ЕС (например, отчёт Тиндеманса (Глава О Европе и гражданах); отчёт комитета Адоннино; Штутгартская торжественная декларация о Европейском Союзе; Хартия ЕС об основных правах и др.).
Несмотря на наличие существенной проделанной работы по закреплению концептов идентичности, межкультурного диалога в политическом дискурсе ЕС, стоит отметить, что отправной точкой для прямого заявления о МКО послужила Конвенция ЮНЕСКО от 2005 г. "Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения", которая подчеркнула среди прочего необходимость включить культуру в качестве стратегического элемента в политику в области развития.
В ноябре 2007 г. на основании ст. 128 Маастрихтского договора, положений указанной Конвенции ЮНЕСКО и результатов первого культурного форума Европы (Лиссабон, сент. 2007 г.) было принято решение Совета ЕС о Европейской повестке дня по культуре. Стратегическими задачами документа стали: продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога; продвижение культуры в качестве катализатора экономического роста и обеспечения занятости в рамках Лиссабонской стратегии; продвижение культуры как базового элемента международных отношений ЕС. В принятом решении подчёркивалось, что культура и творчество "являются важными факторами для развития личности, социальной сплоченности, экономического роста, создания рабочих мест, инноваций и конкурентоспособности" [Risoluzione del consiglio del 16 novembre 2007... , 2007]. Культура стала восприниматься как ключевой момент процесса европейской интеграции, основанной на общих ценностях и общем культурном наследии. Согласно замыслу, культура должна играть важную роль во внешних сношениях ЕС для укрепления международного сотрудничества. Для реализации данной цели были предложены следующие меры: 1) повышение роли культуры во внешних отношениях ЕС и в политике развития ЕС; 2) содействие реализации Конвенции ЮНЕСКО "Об охране."; 3) укрепление межкультурного диалога и взаимодействия между гражданскими обществами стран-членов ЕС и третьих стран; 4) поощрение дальнейшего сотрудничества между культурными учреждениями государств-членов ЕС, в том числе культурных институтов, в третьих странах и со своими коллегами в этих странах.
Согласно отчёту по реализации Европейской повестки дня по культуре, основными результатами реализации проекта стали создание тематических платформ европейских ассоциаций (например, Rainbow Platform) и Европейский форум по культуре1. Как видно из представленного отчёта, наиболее реализованной оказалась первая задача, а именно - по развитию культурного диалога. Так, Дания реализовала различные проекты по поддержке художников, музыкантов, литераторов. Нидерланды приняли участие в кампании по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. На Кипре, в рамках правительственной программы была оказана финансовая поддержка по транспортным и выставочным затратам на выставки произведений искусства. Словения оказала государственную поддержку в области художественного и культурного образования. Швеция - поддержку развития сотрудничества между школами и представителями культурного сектора. Португалия провела в школах образовательную программу по авторских правам.
Если говорить о реализации концепта "культура в международных отношениях ЕС", то были достигнуты следующие цели:
1) привлечены дополнительные 10 млн евро, предназначенные для развития культурного сотрудничества с третьими странами и межрегионального сотрудничества;
2) в рамках "Союз для Средиземноморья" велась разработка новой стратегии Евромед по культуре - проведена оценка потребностей в области культуры и создана специальная рабочая группа для работы в интересующем секторе2;
3) разработана культурная программа Восточного партнёрства, направленная на укрепление регионального взаимодействия;
1 См. подробнее [Relazione della commissioner].
2 Подробнее о культурной политике ЕС в Средиземноморье см. ст. [Табаринцева-Романова, 2016: 67-74].
4) в Москве проведён семинар "Россия и ЕС: на пути культурного сотрудничества", организованный ЕС и Министерством культуры РФ;
5) создано партнёрство Северного измерения по культуре;
6) подписана совместная декларации между Европейской комиссией и Министерством культуры Бразилии.
Таким образом, на начальном этапе мы наблюдаем активное развитие МКО ЕС: практически в течение года ЕС удалось охватить всю "географию" отношений с третьими странами: от ближайших стран-соседей до Китая. Однако надо понимать, что достигнутые соглашения в большинстве своём носили рамочный характер договора о сотрудничестве и намерениях в области культуры и не предполагали конкретных программ и дорожных карт реализации культурной политики.
С 2007 г. в культурной политике ЕС начинает активно использоваться и закрепляется новое понятие - "межкультурный диалог". Поскольку в данной работе мы рассматриваем МКО, а не межкультурный диалог, то отметим лишь кратко, что в рамках ЕС межкультурный диалог - это концепция, которая противопоставляется мультикультурализму, суть которого заключается в сохранении, признании и раздельном существовании разных культур в рамках одного сообщества. В отличие от него межкультурный диалог стремится установить связи и определить точки соприкосновения между различными культурами, сообществами и народами, стремясь к пониманию и взаимодействию между ними [Intercultural dialogue // European Commission].
В 2009 г. Франция предложила своё видение культурной политики ЕС, прописав его в документе под названием "К новой внешнеполитической стратегии Европейского Союза", в котором рабочая группа данного проекта предлагает следующие основные направления работы:
1) реализация культурной политики одновременно на нескольких уровнях: глобальный - поддержка реализации Конвенций ЮНЕСКО, региональный - анализ культурной политики стран-партнёров ЕС с целью выявления взаимных интересов и потребностей в области культуры;
2) учёт специфики стран с экономической составляющей - согласно ст. 16 Конвенции ЮНЕСКО преференции могут быть оказаны только тем странам, где культурные и аудиовизуальные отрасли находятся в стадии развития; с юридической составляющей - рамки культурного сотрудничества не должны противоречить обязательствам, принятым в отношении ВТО и ГАТС [Pour une nouvelle stratégie culturelle..., 2009].
Франция акцентировала внимание на тот факт, что формы культурного сотрудничества не могут ограничиваться двусторонними переговорами; оно должно быть интегрировано в единую европейскую многостороннюю стратегию и опираться на нормы и правила ВТО, с одной стороны, и на положения Конвенции ЮНЕСКО, с другой стороны, и которая бы имела собственные финансовые инструменты, такие, какие, например, имеются в программе МЕДИА Мундус.
Одними из приоритетным направлений для культурного сотрудничества были выделены следующие:
- музыка (программы содействия обучению и обмену специалистами);
- книги (поддержка перевода, поставка книг в развивающиеся страны, поддержка издательской деятельности, организация семинаров, фестивалей и книжных ярмарок);
- исполнительские виды искусства (совместные постановки, продвижение работ из третьих стран, публикация презентационных буклетов, финансовая поддержка гастролей);
- изобразительное искусство (продвижение работ художников на различных выставках, фестивалях, создание специализированных сетей и веб-сайтов для развития изобразительного искусства);
- фольклор и традиционные виды искусства.
Большая часть предложенных направлений нашла отражение в культурных программах ЕС, таких, как «Ариан», «Калейдоскоп», «Рафаэль», «Креативная культура» и др.
С 2011 г. развитие культуры стало стратегическим направлением в работе Европейского совета. Один из ключевых моментов - подготовка Европарламентом документа "Культура во внешних отношениях ЕС" (2013-2014 гг.), в котором говорилось об очевидном потенциале культуры в реализации внешней политики и подчёркивалось, что Европейский Союз и его страны-члены могут многое выиграть от взаимного сотрудничества в области культурной дипломатии.
Второй период развития внешней культурной политики ЕС (март 2014 - 2017 гг.)
Следующий виток становления МКО на современном этапе характеризуется активным развитием культурной дипломатии ЕС и пропагандой культуры в международных отношениях ЕС. Так, в апреле 2014 г. еврокомиссар по вопросам образования, культуры, мультилингвизма и молодёжи А. Василиу подчеркнула, что "культура является наиважнейшим элементом нашей единой европейской идентичности, она помогает укрепить наши общие ценности, такие, как: уважение прав человека, многообразие и равенство. Культурная дипломатия - это возможность поделиться нашими ценностями и культурой с другими странами. Одним из приоритетных направлений моей деятельности является усиление роли европейской культуры на международной арене" [Massimizzare l'impatto della diplomazia. , 2014].
Особую роль в развитии МКО играет Еврокомиссия, которая занимается продвижением культурного разнообразия, защитой культурного наследия, упрощением передвижения сотрудников в культурной и творческой индустрии. В 2014 г. Евро-комиссией был принят "План 2015-2018 гг. по работе в области культуры", основными направлениями взаимодействия на европейском уровне стали: открытость и доступность культуры для всех; культурное наследие; инновации и экономическое развитие культурного и творческого сектора; продвижение культурного разнообразия во внешних отношениях ЕС. В приложении к этому документу представлен детальный план, в котором прописаны участники проектов, основные темы, инструменты и методы реализации проекта, ожидаемые результаты [Conclusioni del Consiglio e dei Rappresentanti... , 2015]. В реализации этого документа приняли участие все страны-члены ЕС, 16 стран политики соседства ЕС (Алжир, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Египет, Грузия, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Молдова, Марокко, Сирия, Тунис, Украина) и 10 стран - стратегических партнёров ЕС (Бразилия, Канада, Китай, Япония, Индия, Мексика, Россия, Южная Африка, Южная Корея, США), а также институты культуры, например: институт Гете, Британский совет, Датский культурный центр и др.
В ноябре 2015 г. был принят документ "Заключение Совета ЕС по культуре во внешних отношениях", где было прописано, что культура должна стать частью
стратегического и межотраслевого подхода в реализации внешней политики ЕС. Основными партнёрами в этой области должны стать национальные институты культуры и НКО. Были приняты следующие положения: признание ценности культуры; восприятие культуры как приоритетного вектора для развития сотрудничества; поддержка долгосрочного развития культурных отраслей; укрепление сотрудничества в области защиты и охраны материального и нематериального культурного и природного наследия; содействие в усилении роли образования, укрепление плюрализма, недискриминации, терпимости, солидарности, справедливости, равенства между мужчинами и женщинами [Council Conclusions on culture., 2015].
В феврале 2016 г. в рамках реализации культурной дипломатии ЕС была создана платформа для всех заинтересованных участников (делегации ЕС, институты культуры, национальные фонды, государственные и частные предприятия, гражданское общество), целью которой стали консультации по вопросам политики, созданию социальных сетей, организации совместных мероприятий в области культуры, разработки учебных программ по культурному лидерству.
"Новая стратегия развития международных культурных отношений" была представлена Европейской комиссией в июне 2016 г. Её основными целями стали укрепление культурного сотрудничества и взаимодействия между ЕС и странами-партнёрами; мировой порядок, основывающийся на мире, на уважении прав человека, на свободе выражения, на взаимном понимании и уважении фундаментальных ценностей.
Ф. Могерини отметила, что "культура должна стать неотъемлемой частью внешней политики ЕС... культурная дипломатия должна всегда быть в центре наших отношений с сегодняшним миром" [Una nuova strategia volta... , 2016]. Т. Наврачич, еврокомиссар по образованию, культуре, молодёжи и спорту заявил, что "культура - это скрытое сокровище внешней политики ЕС.культура является незаменимым инструментом для построения долгосрочных отношений со странами всего мира, она является определяющей силой для укрепления глобальной роли ЕС" [Una nuova strategia volta., 2016]. В рамках заседания было отмечено, что культура может играть важную роль во внешней политике ЕС. Культурное сотрудничество через диалог и широту взглядов помогает бороться со стереотипами и предрассудками. Межкультурный диалог может способствовать избежать конфликтов и содействовать примирению внутри стран и между ними. Культура может помочь справиться с глобальными проблемами, такими, как интеграция беженцев, борьба с насильственной радикализацией и защита мирового культурного наследия. Культура также может стать инструментом для создания значительных социальных и экономических выгод внутри и за пределами ЕС (развитие культурной и креативной индустрии, предприятий малого и среднего бизнеса, туризма).
В продолжение развития МКО ЕС в апреле 2017 г. Европейскому совету было предложено заключение по стратегическому подходу к международным культурным отношениям, в котором подчёркивалась роль культуры во внешней политике и безопасности ЕС в целом, и особенно в таких областях, как борьба с терроризмом, устойчивость общества и разрешения конфликтов; указывалось, что международные культурные отношения могут развиваться только через развитие культурного разнообразия в рамках ЕС. Исходя из того, что культура является неотъемлемой составляющей международных отношений ЕС, было рекомендовано участие инициативной группы для разработки комплексного стратегического подхода для развития МКО как на мировом уровне, так и на уровне ЕС, а также оценки возможной
синергии МКО во всех соответствующих стратегиях в полном соответствии с принципом субсидиарное™.
Стоит отметить, что ЮНЕСКО одобрило принятую стратегию ЕС. Одним из первых шагов реализации данного документа стало финансирование со стороны ЕС проекта ЮНЕСКО по проведению срочных работ по обеспечению сохранности культурного наследия Сирии. Обратим внимание, что культурные конфликты становятся одним из ведущих факторов нестабильности на международной арене, поскольку они практически неуправляемы, имеют склонность разрастаться, втягивая всё новых и новых участников. Здесь явственнее всего проявляется концепт культурной войны, под которой понимается "перманентное эпистемологическое противостояние культурных систем, последствием которого является полное или частичное разрушение культурных кодов некоторых этносов, народов и наций" [Кочетков, Максимов, 2013]. С этой точки зрения культурная дипломатия приобретает новую функцию - урегулирование культурных конфликтов, что априори выходит из базовой дефиниции культурной дипломатии как мирного невоенного, а отчасти и неполитического явления. Таким образом, культурная война приобретает политическое измерение и наднациональный характер с активным участием международных и региональных организаций, которые занимаются патронатом культурного и природного наследия. Это значит, что культурная война - это не только явление противостояния культурных систем с целью уничтожения культурных кодов оппонента, но и механизм защиты общемировых и национальных культурных элементов наследия, в который вовлекается широкий спектр участников на региональном,
национальном и наднациональном уровнях.
* * *
Таким образом, международные культурные отношения ЕС стали в последнее десятилетие важнейшей частью внешней политики и дипломатии ЕС, определённым ответом на вызовы десятилетия - кризис идентичности, волна миграции, межкультурные столкновения, угроза выхода некоторых государств из структуры ЕС, терроризм на ближнем Востоке и в Европе, экономический кризис. Культура, поставленная в центр международных отношений, может при последующей последовательной реализации новой стратегии развития придать дополнительный импульс и усилить эффективность ЕС на мировой арене. Кроме того, разработанные и принятые документы по культурной политике ЕС выводят на новый уровень взаимоотношений надгосударственные структуры ЕС и ООН, что создаёт более высокую интеграцию Европейского Союза в мировой культурный контекст. Также стоит подчеркнуть, желание европейских политиков создать общую стратегию МКО ЕС, основание которой строится на общеевропейской публичности, которая, в свою очередь, по мнению Ю. Хабермаса, могла бы способствовать формированию европейской идентичности [Хабермас, 2012]. Она в настоящий момент отходит на второй план в политике ЕС, и ей не уделяется достаточного внимания в документах, прописывающих новую культурную стратегию, последняя фактически полностью экстраполируется во внешнеполитические задачи.
Стоит подчеркнуть, что помимо активного принятия различных документов, касающихся развития культуры и МКО в рамках ЕС, также активно происходит и вовлечение в реализацию культурных проектов различных слоев европейского населения. Развитие МКО на европейском уровне позволяет смягчить кризисные настроения в сообществе. Культура становится некой точкой примирения общества
с бюрократическим Брюсселем: принимаемые меры по развитию межкультурного диалога, защите и охране культурного наследия вызывают одобрение среди населения и активно поддерживаются всеми институтами ЕС (это объясняется всеобщим видением культуры как точки потенциального экономического роста и устойчивого развития). Через создание виртуальных платформ культурных программ ЕС всё больше количество людей начинают активно взаимодействовать между собой и чувствовать свою сопричастность к большой культурной политике, что, в свою очередь, приводит к желаемой консолидации европейских граждан и их вовлечённости в жизнь ЕС - что может восприниматься как фактор, способствующий укреплению европейской идентичности, и выхода её из кризиса.
Однако не всё так радужно, как хотелось бы представлять. Приобретая роль катализатора международных сношений, культура стремительно выходит из мирных берегов "мягкой силы" и впадает в русло военных конфликтов, которые можно квалифицировать как культурные. Таким образом наблюдается определенная дихотомия: с одной стороны, культурная политика и дипломатия призваны развивать межкультурной диалог, с другой стороны, наблюдается тенденция закрепления за ней по умолчанию решения международных споров, перекликающихся с защитой и охраной культурного наследия и кодов идентичности этносов. Уже в риторике ев-родеятелей можно проследить попытки поднять тему создания специальных европейских военизированных формирований под эгидой ЕС, целью которых будет охрана памятников культуры на территории, где происходят вооружённые столкновения.
В любом случае остаётся констатировать, что в последние годы культуре наконец придаётся подобающая ей роль в структуре международных отношений Европейского Союза. Это крайне важный фактор в развитии политики ЕС, которая позволит более эффективно решать внешнеполитические задачи по всему их спектру.
Список литературы
Договор о Европейском Союзе/ Европейский Союз: основополагающие акты в редакции лиссабонского договора с комментариями. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 698 с.
Елескина О.В. (2015) Некоторые аспекты культурной политики ЕС. С. 115-119. // Вестник Кемеровского государственного университета, № 3 (63) Т. 2.
Кочетков В.В., Максимов И.В. (2013) Генезис явления культурных войн в международных отношениях и перспективы его развития С. 96-108.Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. //Политические науки, № 4.
Перцева Ю. И., Наумов И. Н. (2010) Культурная политика: к определению понятия, С. 91-94. // Известия Волгоградского государственного технического университета, №8.
Ромашко Т.В. (2015) Основные понятия европейских концепций культурной политики, С. 34-39. // Вестник Кемеровского государственного университета, №, 3-2 (63).
Табаринцева-Романова K.M. (2016) Культурная политика Европейского Союза в Средиземноморском регионе, С. 67-74. // Известия УрФУ, Серия 3. № 1.
Хабермас Ю. (2012) Ах, Европа. Москва, Весь мир, 155 с.
Ханнанова A.C. (2015) Культурная политика как функция государства, С. 62-66. // Вестник ЮУрГУ. Серия "Социально-гуманитарные науки", №4.
References
Dogovor o Evropeiskom Soiuse (2008), Moskva, INFRA-M, 698 s.
Eleskina O.V. (2015) Nekotorye aspekty kul'turnoj politiki ES, S. 115-119. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, № 3 (63) T. 2.
Kochetkov V.V., Maksimov I.V. (2013) Genezis javlenija kul'turnyh vojn v mezhdunarodnyh otno-shenijah i perspektivy ego razvitija S. 96-108. // Vestn. Mosk. Un-ta. Ser. 12. Politicheskie nauki, № 4.
Perceva Ju. I., Naumov I. N. (2010) Kul'turnaja politika: k opredeleniju ponjatija, S. 91-94. // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, №8.
Romashko T.V. (2015) Osnovnye ponjatija evropejskih koncepcij kul'tumoj politiki, S. 34-39. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, №, 3-2 (63).
Tabarinceva-Romanova K.M. (2016) Kul'turnaja politika Evropejskogo Sojuza v Sredizemnomorskom regione, S. 67-74. // Izvestija UrFU, Serija 3. № 1.
Habermas Ju. (2012) Ah, Evropa. Moskva, Ves' mir, 155 s.
Hannanova A.S. (2015) Kul'turnaja politika kak funkcija gosudarstva, S. 62-66. // Vestnik JuUr-GU. Serija "Social'no-gumanitarnye nauki", №4.
Declaration on European Identity (Copenhagen, 14 December 1973) available at:http://https://www.cvce.eu/content/publication/1999/1/1/02798dc9-9c69-4b7d-b2c9-f03a8db7da32/publishable en.pdf(Accessed 10 April 2017).
Conclusioni del Consiglio e dei Rappresentanti dei governi degli Stati membri, riuniti in sede di Consig-lio, su un piano di lavoro per la cultura (2015-2018) available at:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/IT/TXT/HTML/?uri=CELEX:52014XG1223(02)&from=EN (Accessed 20 January 2017).
Council Conclusions on culture in the EU's external relations with a focus on culture in development cooperation available at: http://www.cultureinexternalrelations.eu/cier-data/uploads/2016/12/ST_14443_2015_INIT_EN.pdf (Accessed 20 January 2017).
Intercultural dialogue // European Commission available at: http://ec.europa.eu/culture/policy/strategic-framework/intercultural-dialogue en(Accessed 10 April 2017).
Massimizzare l'impatto della diplomazia culturale nella politica esterna dell'UE available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-382_it.htm (Accessed 24 January 2017).
Pour une nouvelle stratégie culturelle extérieure de l'Union Européenne communication de la France available at:
http://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Communication_France_Strategie_culturelle_exterieure_fr.pdf (Accessed 24 January 2017).
Relazione della commissione al parlamento europeo, al consiglio, al comitato economico e sociale europeo e al comitato delle regioni sull'attuazione dell'Agenda europea per la cultura available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/IT/TXT/?uri=CELEX:52010DC0390 (Accessed 14 January 2017).
Risoluzione del consiglio del 16 novembre 2007 su un'agenda europea per la cultura available at:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/IT/TXT/?uri=CELEX:32007G1129(01) (Accessed 4 Febbrary 2017).
Una nuova strategia volta a porre la cultura al centro delle relazioni internazionali dell'UE available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-2074_it.htm (Accessed 14 January 2017).
Development of the EU's external cultural policy after the Treaty of Lisbon
Author. Tabarintseva-Romanova K., Candidate of Science (Philology), associate professor of Department of International Relations, Ural Federal University. Address: 51, Lenina str., Yekaterinburg, Russia, 620083. E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines documents related to the development of the external cultural policy of the European Union through the prism of international cultural relations. The author provides a short description of the international cultural relations and the cultural diversity of the EU, focusing on the period after the entry into force of the Lisbon Treaty. The main documents promoting the development of the foreign policy cultural strategy are considered, including "Towards a New Strategy for the Development of International Cultural Relations." There the leading role of culture in the international relations of the EU is proclaimed. The author defines two key modern periods in the development of the EU's cultural policy: from 2005-07 until February 2014, and from 2014 to the present (2017). The first period is "preparatory" for the concept of intercultural external relations of the EU; the period from 2014 onwards is of a breaking point nature (due to foreign policy development, the migration and economic crisis in the EU) in terms of propagating the culture in the internal and external politics of the EU. The conclusion is drawn that the cultural policy of the European Union actively develops on a wide range of foreign policy issues with the participation of the EU citizens.
Key words: International cultural relations, cultural policy, European Union, New Strategy, European Agenda for Culture, Cultural war.