М. Г. Рыбакова
M. G. Rybakova
Международный аспект культурной политики. Опыт России и зарубежных стран
International aspect of cultural policy. Experience of Russia and foreign countries
о ©
о
ш
ш
О
Рыбакова Марина Геннадьевна
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Заместитель декана по работе со студентами факультета музыкального искусства эстрады Кандидат политических наук, доцент СПбГУКИ [email protected]
Rybakova Marina Guennadievna
Saint-Petersburg State University of Culture and Art Vice-dean on work with students of the Musical Art of Estrade Faculty
PhD in Political Science, Associate Professor of the Univercity
rybakovamg@gmail .com
Ключевые слова:
международные культурные связи, культурная дипломатия, внешняя культурная политика, культурные центры, направления и формы внешней культурной политики
В статье рассматривается такое явление как внешняя культурная политика, выявляются направления и формы ее реализации, институциональные основы, анализируется опыт внешней культурной политики России и зарубежных стран.
Key words:
international cultural relations, foreign cultural policy, cultural centers, areas and forms of foreign cultural policy
In this article such phenomenon as foreign cultural policy is considered. Documents of Russia and foreign countries form a basis of research. Tendencies of its development, institutional bases, the directions and forms are revealed.
Важнейшей особенностью развития современного общества является процесс взаимного проникновения культур, который в начале ХХ! в. приобрел всеобщий характер. По мнению С. Хантингтона, важнейшим источником конфликтов в мире после окончания «холодной войны» будут культурные различия. Основные конфликты в глобальной политике, полагает он, будут обусловлены противостоянием западной и незападных цивилизаций. Прежнее деление на первый, второй и третий мир утрачивает свое значение и на передний план выступает принадлежность к той или иной цивилизации, что определяется как объективными категориями (язык, история, религия), так и субъективным самосоз-
нанием и мироощущением народа. Вот почему «перед лицом угрозы межциви-лизационного разлома коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога приобретают особое значение. Возрастает потенциал культуры как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами»1.
В сложившихся сложных условиях взаимоотношений между странами с различными ценностными системами и уровнями социального развития требуется
1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=130289.
з осмысление опыта культурной политики различных стран, необходима разработ-0 ка новых подходов к ее осуществлению, £ когда все участники межкультурной ком-^ муникации равны и не стремятся к до-2 минированию.
о Культурная политика является важ-д ной составной частью государственной ш политики любой страны. Определение понятия «культурная политика» было введено в оборот в 1967 г. на «круглом столе» ЮНЕСКО. В докладе «Политика в сфере культуры — предварительные соображения» под политикой в сфере культуры понимался «комплекс принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время». Она охватывает культурно-гуманитарную сферу и ориентирована на интеграцию страны в мировое культурное пространство [3. с. 6]
Внешняя культурная политика представляет комплекс мер, предпринимаемых различными институтами и направленных на определение условий, границ и приоритетов в сфере международных культурных обменов, организацию процессов отбора и трансляции культурных ценностей и их освоение другими народами. Внешняя культурная политика может осуществляться теми же институтами, что и внутренняя культурная политика, но ориентирована вовне. Основные цели внешней культурной политики государства заключаются в формировании позитивного облика страны за рубежом посредством ознакомления других народов с его культурными ценностями, а также в содействии осуществлению процесса кросскультурного взаимодействия и взаимопонимания между народами.
Уровень состояния и развития внешней культурной политики в разных странах различен. Он зависит от развития государства, национальных традиций и культурного потенциала страны, но прежде всего — от финансовых возможностей государства и его задач в этой сфере. Сложившаяся в различных странах система координации, стимулирования и организации внешней культурной политики позволяет выделить следующие задачи, решаемые в этой сфере. В их числе:
• ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;
• использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для совершенствования сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;
• ознакомление собственной общественности с культурным достоянием других стран;
• содействие научным обменам и сотрудничеству в сфере науки, поддержанию высокого научно-технологического уровня, соответствующего мировым стандартам;
• сотрудничество в сфере спорта, туризма;
• укрепление позиций языка своей страны за рубежом;
• культурное обслуживание соотечественников за рубежом.
При всем национальном своеобразии культур каждой страны стоящие перед ней задачи решаются с большими различиями в приемах, методах и с учетом имеющихся ресурсов. Государственная власть зачастую смотрит на культуру в большей степени как на средство повышения своего имиджа, создания благоприятных условий для воздействия на общественное мнение зарубежных стран, внедрения силами культуры определенных взглядов и воззрений, формирования поведенческих стереотипов населения. В условиях глобализации национально-культурный фактор нередко становится определяющим при решении внешнеполитических задач. В то же время нельзя,
однако, не видеть, что даже в условиях приоритета узко понимаемых государственных и национальных интересов, верховенства экономической и военной силы, религиозной и расовой нетерпимости главной надеждой на спасение мира от глобального конфликта становится межкультурный диалог. Диалог, который не может обойтись без всестороннего развития международных культурных связей, культурной дипломатии.
Решение задач по реализации внешней культурной политики предполагает создание в рамках каждого государства соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность. Так, декабре 2010 г. Министерством иностранных дел РФ был утвержден нормативный документ «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества», в котором в развитие положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г., определяются содержание, принципы и основные направления деятельности России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
В данном документе подчеркивается, что «новые вызовы начала XXI в. и масштабные задачи в сфере международных отношений в условиях глобализации придают культурно-гуманитарным связям России возрастающую значимость. Это, в первую очередь, связано с утверждением в мире многополярности. Все более очевидно, что глобальная конкуренция приобретает в том числе культурно-цивилизационное измерение. Между основными игроками на международной арене усиливается борьба за культурное влияние, причем в нее широко вовлекаются появляющиеся в мире новые центры сил. Глобализация влечет не только взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, но и нередко ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов»1.
1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного
Определяя главную задачу внешней з культурной политики Российской Феде- ^ рации, МИД в своем документе отме- § чает, что «стержневая задача политики £ России на данном направлении состоит в ^ формировании и укреплении отношений ° взаимопонимания и доверия с зарубеж- ц ными странами, развитии равноправного ^ и взаимовыгодного партнерства с ними, ш наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества, интеграции России в мировое культурное пространство. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России должны способствовать утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене»2.
За последние десятилетия в РФ заложен прочный и разносторонний правовой фундамент для осуществления внешней культурной политики. Так, основой отношений Российской Федерации и Европейского союза является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. первоначально сроком на 10 лет, с ежегодным автоматическим продлением с 2007 г., если ни одна из сторон не решит выйти из соглашения. С 1991 г. Российская Федерация является членом Европейской культурной конвенции и принимает активное участие в работе Руководящего комитета по культуре и Руководящего комитета по культурному наследию Совета Европы и других формах сотрудничества с Организацией. Россия также является активным членом Компендиума культурной политики и тенденций в Европе; подписала и ратифицировала Гранадскую конвенцию по архитектурному наследию, Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений; подписала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Европейскую куль-
культурно-гуманитарного сотрудничества // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=130289.
2 Там же.
з турную конвенцию. Но в то же время Россия не принимает пока участие в 0 конвенциях, положения которых обяза-£ тельно должны быть применимы в ней. ^ Это касается, прежде всего, Конвенции 2 ЮНЕСКО об охране нематериального о культурного наследия и Европейской д конвенции об охране археологического ш наследия. Для России принципиально важна их направленность. Они позволили бы развивать российское законодательство в сфере культуры так, чтобы памятники нематериального наследия и археологии не были утрачены, чтобы они были введены в культурный оборот, без которого невозможно нормальное культурное развитие.
Активно развивается участие Российской Федерации в общеевропейском культурном сотрудничестве с Евросоюзом и Советом Европы, которые строят свою деятельность в соответствии с Маастрихтским (1992 г.) и Лиссабонским (2007 г.) договорами, являющимися концептуальной основой внешней культурной политики Европейского союза и определяющими его культурно-политическую парадигму. Культурная политика стран Евросоюза, выстроенная на гарантиях европейской идентичности, культурного многообразия и учета культурной составляющей, во всех политиках и программах не подменяет национальную культурную политику, а придает ей дополнительные европейские черты, а предусматриваемые Лиссабонским договором институциональные реформы способствуют интенсификации в осуществлении внешней культурной политики.
В интересах дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы разработана Рамочную программа, главной целью которой является содействие укреплению и развитию политики и деятельности в области культуры, культурного наследия и которая направлена на продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога; стимулирование творческого потенциала и поощрение участия всех граждан в культурной жизни. Существующая нормативно-правовая база позволяет РФ
и ЕС достаточно эффективно реализо-вывать на практике крупные совместные проекты и программы в сфере культуры. Можно назвать самые крупные из уже спланированных мероприятий на 2010-2014 гг. Они связывают обменными Годами культуры Россию с Францией, сезонами и Днями российской культуры — с Германией, Италией, Испанией, Нидерландами, Грецией.
Безусловно, каждая страна в своей внешней культурной политике отмечает своих приоритетных партнеров. Если для Франции это страны, входящие в организацию Франкофония, то для Великобритании — это страны Британского содружества наций. Выбор партнеров определяется историческими традициями, общностью культурных интересов и насущными проблемами, которые стремится решать каждое государство, используя фактор культуры, культурную политику. Однако нельзя не отметить, что практически все современные государства последовательно расширяют географию своего присутствия.
С точки зрения исторической и региональной приоритетным направлением внешних культурных связей для России остаются государства СНГ. Россия в своей внешней культурной политике по отношению к СНГ исходит из того, что «основной задачей остается дальнейшее формирование единого культурного, информационного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих стран, их всестороннее развитие на новых демократических началах, поиск более гибких и эффективных форм сотрудничества, закрепление исторически сложившихся позиций русского языка. Россия активно способствует взаимодействию государств-участников СНГ в культурно-гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности»1.
1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного
8 мая 2005 г. по инициативе Российской Федерации на неформальном саммите глав государств Содружества в Москве была принята Декларация о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ. В августе 2005 г. в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств.
Формированию культурного пространства Содружества Независимых Государств содействует Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ, созданный в соответствии с Соглашением от 26 мая 1995 г., которое было подписано главами правительств 12 государств-участников Содружества. Ежегодно проводятся заседания Совета, которые способствуют решению вопросов, связанных с развитием культурного сотрудничества в рамках СНГ, формированием культурного пространства Содружества. Участники заседаний рассматривают проекты многосторонних программ в области культуры, вносят их в уставные органы Содружества.
Успешно развивается внешняя культурная политика и на других направлениях, в частности на китайском. Российско-китайское культурное сотрудничество происходит весьма активно, чему способствовало подписание в 2010 г. новой программы сотрудничества двух стран в сфере культуры, в которой определен формат культурных взаимоотношений. Так, в России 2010 г. был объявлен Годом китайского языка. В рамках Года проведено более 80 мероприятий — научно-практических конференций, выставок и фестивалей, конкурсов и олимпиад на знание китайского языка и литературы, гастролей китайских театральных и музыкальных коллективов, открыты новые отделения китайского языка, осуществляются преподавательские и студенческие обмены, организованы летние детские лагеря для российских школьников в Китае.
культурно-гуманитарного сотрудничества //
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc;base=LAW;n=130289.
Демократизация международных свя- з зей способствовала устранению жесткого ^ партийно-государственного контроля за § формами и содержанием международ- £ ных культурных обменов. Возможность И самостоятельно налаживать зарубежные ° контакты получили профессиональные и ц самодеятельные художественные кол- ^ лективы, учреждения культуры. Право на ш существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами страны (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволило зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры.
При всем многообразии подходов к осуществлению международного взаимодействия в практике современных государств можно выделить общие черты, которые касаются содержания международного культурного сотрудничества и его институционального закрепления. Так, сегодня в практическом осуществлении международного культурного сотрудничества большое внимание уделяется деятельности культурных центров, которые являются своеобразными проводниками международного измерения культурной политики страны. Подобные центры, известные как институты, советы, представительства существуют практически в каждой стране, которая проводит активную культурную политику за рубежом. В России их деятельность в крупных городах стала достаточно заметной, а мероприятия, проводимые подобными организациями, уже получили заслуженное признание в профессиональной среде и популярность у самых разнообразных участников и
з зрителей. Только в Санкт-Петербурге сегодня активно работают более 20 за-0 рубежных культурных центров, среди £ которых можно отметить как старейшие ^ организации, такие как Альянс Франсез, 2 Французский институт, институт им. Гео те, Израильский культурный центр, так д и достаточно молодые, как, например, ш институт Конфуция, который появился в культурной столице России в начале XXI в.
В свою очередь и Россия расширяет сеть своих представительств в мире. К настоящему времени открыто около 70 российских центров международного научного и культурного сотрудничества, которые созданы при правительстве Российской Федерации. Основной задачей этих центров является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных, культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры в 52 странах мира. Перед центрами поставлены следующие основные задачи: развитие через российские центры науки и культуры и свои представительства за рубежом в 68 городах Европы, Америки, Азии и Африки широкого спектра международных связей Российской Федерации, а также содействие деятельности российских и зарубежных неправительственных организаций в развитии этих связей; содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Российской Федерации как о новом демократическом государстве, активном партнере зарубежных стран по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности и развитию мирохозяйственных связей.
Важной областью деятельности центров является участие в реализации государственной политики развития международного научного и культурного сотрудничества, ознакомление зарубежной общественности с историей и культурой народов Российской Федерации, ее внутренней и внешней политикой, научным, культурным, интеллектуальным и
экономическим потенциалом. В своей деятельности центры содействуют развитию контактов по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций, в том числе со специализированными организациями и институтами ООН, Европейского союза, ЮНЕСКО и другими международными организациями.
В своей международной деятельности государства все большее внимания уделяют своей культурной политике, которая становится весьма действенным инструментом дипломатии и довольно эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. Внешняя культурная политика при ее успешной реализации может служить очень сильным вспомогательным идеологическим инструментом, сопровождающим осуществление общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий государству не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.
Наиболее показателен в этом отношении опыт Соединенных Штатов Америки. В культурном плане США представляют собой во многом уникальное явление, универсальную модель межцивилизаци-онного общения, а точнее межкультурного синтеза и взаимовлияния различных культур. США являются своего рода «гигантским национальным плавильным котлом», что нашло свое отражение в мультикультурной специфике американского общества. Известно, что любой гражданин США вне зависимости от национальной принадлежности идентифицирует себя как «американец», подчеркивая свою принадлежность к государству и обществу, носящим наднациональный характер, к единой американской нации. На это воздействуют различные факторы исторического, культурного, политического и иного плана. Но в то же время представители каждого этноса вносят в «общий котел» американской культуры часть своей национальной культуры и,
таким образом, множество разных мировых культур синтезируется, находясь в постоянном взаимовлиянии и взаимопроникновении.
Американская культура как «неофициальный» идеологический инструмент внешней политики американского правительства проявляется в различных аспектах на разных уровнях и благодаря развитию науки, техники, высоких технологий к концу XX в. достигает впечатляющих результатов. Вторая половина XX — начало XXI столетия ознаменовались американским культурным влиянием в общемировом масштабе. Активность внешней культурной экспансии США как на государственном, так и на негосударственном уровне обусловлена мощью финансово-экономического и научно-технического потенциала страны. Внешняя культурная политика США и связанный с ней экспорт американской культуры представляют собой вызов культурной идентичности других государств, их историко- и этнокультурному своеобразию и уникальности и, что особенно важно, политической и экономической независимости. Для иллюстрации этого достаточно вспомнить концепции информационных войн и постулаты теоретиков атлантизма, в том числе об аэрократии, эфирократии и медиакратии.
Кроме того, довольно широко известны различные образовательные и культурные программы, которые разрабатывает Государственный департамент США через свое Бюро по делам образования и культуры. Программы Госдепартамента, осуществляемые совместно с разнообразными частными благотворительными фондами и иными организациями подобного рода, направлены на формирование позитивного облика США за рубежом, на распространение в других странах как можно большей позитивной информации об этом государстве, на формирование фундамента взаимопонимания между разными странами и разными культурами. Помимо этого одной из основных целей этих программ является предоставление молодым ученым и специалистам грантов на обучение в ведущих американских вузах. Обра-
зовательные программы способствуют з утечке умов в США, что в принципе ^ соответствует их «кадровой политике», § национальным интересам и демонстри- £ рует эффективность воздействия «мяг- ^ кой» мощи культурной политики. Более ° того, посредством различных образова- ц тельных и культурных программ, а также ^ фондов и иных инструментов США не- ш редко получали возможность влиять на внутреннюю ситуацию в том или ином государстве. Идеалы и ценности, которые Америка «экспортирует» в умы более полумиллиона иностранных студентов, которые каждый год обучаются в американских университетах, а затем возвращаются в свои родные страны после стажировки или учебы, направлены на то, чтобы затем влиться во властные элиты своих стран и осуществлять проведение проамериканской линии.
Для культурной политики США характерен как официальный, так и неофициальный механизм реализации. Под официальной внешней культурной политикой подразумевается механизм, прежде всего, государственного регулирования культурной сферы внешней политики. Но вместе с тем здесь имеются в виду и негосударственные рычаги управления и финансирования культуры, так как в Соединенных Штатах сфера культуры по большей части поддерживается и управляется негосударственными институтами в лице частных филантропических фондов и спонсорских организаций.
Когда говорят об экспорте американской культуры, или «культурном империализме» и других явлениях подобного рода, то имеется в виду не высокая культура, имеющая место в США, а массовая культура, которая благодаря развитию высоких технологий транслируется на весь мир и которая стала достоянием современной цивилизации, превратившись в наднациональное, глобальное явление. Планетарные завоевания американской культуры обязаны именно поп-культуре. Так, на конференции по культурной дипломатии, организованной в Белом доме 28 ноября 2000 г., тогдашний президент США Б. Клинтон заявил, что «холодную войну выиграл Элвис Пресли».
з Внешняя культурная политика ФРГ, наряду с классической дипломатией и 0 внешнеэкономической политикой, явля-£ ется важным направлением германской ^ внешней политики. Ее цель — демон-2 стрировать образ современной Герма-о нии, содействовать процессу европей-д ской интеграции и взаимопониманию ш между народами. Внешнюю культурную политику Германии можно охарактеризовать, как одну из основ внешнеполитического курса страны, которая продолжает преемственность предыдущих десятилетий; не последнюю роль в выбранном курсе сыграли приход к власти в 2005 г. правительства «большой коалиции» и назначение на пост министра иностранных дел социал-демократа Ф.-В.Штайнмайера, при участии которого кардинально изменилась стратегия внешней культурной политики Германии и ей был придан статус «инвестиции в будущее, которая содействует позитивному образу Германии за рубежом», завоевав, таким образом, кредит доверия мирового сообщества, результатом чего явилось избрание в 2010 г. Германии непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2011-2012 гг. [2]. Федеральное министерство иностранных дел лишь частично осуществляет свою культурную политику собственными силами. В большей мере оно поручает это посредническим организациям, например Институту Гете или Институту международных культурных связей. Институт Гете имеет 136 культурных центров и 10 центров связи в 91 стране. Они предлагают курсы немецкого языка, оказывают содействие преподавателям немецкого языка за рубежом, организуют культурные мероприятия и дискуссии.
Институт международных культурных связей занимается осуществлением культурного диалога. Большое значение имеют немецкие школы за рубежом. Таких школ 135, в них учатся 80 000 учеников (из них 60 000 ненемецкой национальности). С помощью инициативы «Школы: партнеры будущего» германский МИД намерен поддержать школьную работу за рубежом. Цель — создание сети партнерских школ, в которых посредством
изучения немецкого языка и культуры укрепляется связь между учениками и Германией.
В Японии внешнюю культурную политику осуществляют две организации: Агентство по культуре в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники правительства Японии, а также Японский фонд под эгидой Министерства иностранных дел Японии. Агентство по культуре отвечает, главным образом, за внутреннюю культурную политику (однако некоторые из его программ, как, например, распространение японского языка среди иностранцев, являются частью внешней культурной политики), а Японский фонд, 19 филиалов которого располагаются по всему миру, реализует внешнюю культурную политику.
Внешняя культурная политика Японии, как и любого государства, нацелена на создание благоприятного имиджа страны за рубежом, а также на продвижение собственных национальных интересов в мире. В современных условиях особое внимание придается распространению в мире японского языка как важному фактору создания сферы культурного влияния Японии. Один из крупнейших специалистов в области японского языка, профессор Университета Кэйо Т. Судзу-ки заявляет, что «утверждение японского языка в качестве международного — один из путей превращения страны в действительно великую державу» [3]. Поэтому распространение японского языка за рубежом является приоритетной задачей внешней культурной политики японского государства. Внешняя культурная политика по распространению японского языка за рубежом осуществляется Японским фондом. Этот фонд был создан как специальная организация под эгидой Министерства иностранных дел и является стержнем культурного обмена, который осуществляет Япония со странами мирового сообщества. На протяжении всей своей истории Японский фонд работал и продолжает работать над повышением эффективности глобального международного культурного обмена, конечная цель которого — развитие взаимопонимания
между различными нациями и народами. Стратегическое направление его деятельности определяет МИД Японии.
До недавнего времени властными кругами Японии национальная поп-культура не рассматривалась всерьез в качестве инструмента внешней культурной политики, считалась низменным и поверхностным слоем культуры, которым заниматься непрестижно. Однако в последнее время произошла переоценка ее роли и поп-культура стала эффективным средством в утверждении национального имиджа за рубежом по сравнению с возможностями национальной элитарной или народной культуры. Правительство Японии предприняло шаги по регулированию поп-культуры законодательно через Основной закон по продвижению культуры и искусств (2001 г.). В этом законе удостоились специального упоминания манга, аниме и видеоигры. Учитывая глобальные изменения в культурной политике, в том числе и рост внимания к поп-культуре
как важному компоненту государствен- з ной внешней культурной политике, япон- ^ ское правительство продолжило рабо- § ту над регулированием национальной £ поп-культуры, отведя им особое место ^ в Основной политике по продвижению ° культуры и искусств (2002 г.) и Второй ц основной политике (2007 г.) [1]. ^
Таким образом, отмечая роль внешней ш культурной политики в развитии международного культурного сотрудничества, мы не должны ограничиваться идеей, что она лишь инструмент внешней политики государств. Основные направления внешней культурной политики, такие как возможность содействие диалогу и поиску компромиссов, выступление в роли катализатора внешнеполитических приоритетов, взаимное отражение культурной реальности придают ее самостоятельное значение в качестве важного инструмента предотвращения межцивилизационных конфликтов и налаживания диалога между народами.
Литература
1. Мошняга П. Внешняя культурная политика Японии // Власть. 2009. № 6. С. 159-161.
2. Карнаухова Е. Е. Технологии реализации внешней культурной политики Германии: Автореф. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2011.
3. Филимонов Г. Ю. Внешняя культурная политика США как компонент «мягкой силы»: Дисс. ... канд. полит наук. М., 2007. 187 с.
References
1. Moshnyaga P. Foreign cultural policy of Japan // Vlast'. 2009. N 6. P. 159-161.
2. Karnaukhova E. E. Technologies of realization of foreign cultural policy in Germany: Abstract of dissertation on political science. N. Novgorod, 2011.
3. Filimonov G. Yu. Foreign cultural policy of the USA as component of «the soft force»: Dissertation on political science. M., 2007. 187 p.