Научная статья на тему 'История взаимодействия Республики Армения и международных организаций в области культуры на рубеже ХХ-ХХI вв'

История взаимодействия Республики Армения и международных организаций в области культуры на рубеже ХХ-ХХI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1635
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / АРМЕНИЯ / СНГ / ЮНЕСКО / СОВЕТ ЕВРОПЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL POLICY / ARMENIA / CIS / UNESCO / COUNCIL OF EUROPE / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папоян Айваз Рафикович

В статье проводится анализ сотрудничества Республики Армения с рядом международных организаций в культурной сфере. Актуальность заявленной темы исследования объясняется тем, что Армения богата своими культурными ценностями и памятниками, которым насчитывается много веков, и которые являются не только культурными достопримечательностями страны, но имеют и международное значение. Показываются особенности культурной политики Республики Армения. Характеризуется законодательная база Республики Армения, позволяющая сотрудничать с международными организациями в культурной сфере. Рассматриваются наиболее важные проекты по сохранению и распространения культурного наследия Армении, реализованные с помощью международного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF INTERACTION OF THE REPUBLIC OF ARMENIA AND INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CULTURE AT THE ABROAD OF THE XX-XXI CENTURIES

The article analyzes the cooperation of the Republic of Armenia with a number of international organizations in the cultural sphere. The relevance of the stated topic of the study is explained by the fact thatArmenia is rich in its cultural values and monuments, which are many centuries old, and which are not only cultural attractions of the country, but also of international significance. The peculiarities of the cultural policy of the Republic of Armenia are shown. The legislative base of the Republic of Armenia is characterized, allowing to cooperate with international organizations in the cultural sphere. The most important projects on the preservation and dissemination of the cultural heritage of Armenia, implemented with the help of the international community, are being considered.

Текст научной работы на тему «История взаимодействия Республики Армения и международных организаций в области культуры на рубеже ХХ-ХХI вв»

УДК 008(479.25) + 008 ББК Ч141(5Арм) + Ч141(0)

история взаимодействия республики Армения и международных организаций в области культуры на рубеже ХХ—ХХ! вв.

А. Р. Папоян

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

В статье проводится анализ сотрудничества Республики Армения с рядом международных организаций в культурной сфере. Актуальность заявленной темы исследования объясняется тем, что Армения богата своими культурными ценностями и памятниками, которым насчитывается много веков, и которые являются не только культурными достопримечательностями страны, но имеют и международное значение. Показываются особенности культурной политики Республики Армения. Характеризуется законодательная база Республики Армения, позволяющая сотрудничать с международными организациями в культурной сфере. Рассматриваются наиболее важные проекты по сохранению и распространения культурного наследия Армении, реализованные с помощью международного сообщества.

Ключевые слова: культурная политика, Армения, СНГ, ЮНЕСКО, Совет Европы, культурное наследие.

После обретения независимости в 1991 г. Республика Армения стала полноправным членом многих международных организаций. Поскольку Армения богата культурными ценностями и памятниками, которые являются главными достопримечательностями страны, она установила сотрудничество в области культуры с некоторыми международными организациями, такими как СНГ, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.

В последнее время в статьях Н. М. Боголюбовой, Ю. В. Николаевой, К. М. Табаринцевой-Романовой и др. исследователей используется концепт «культурная политика», который понимается как политика государства в сфере культуры, определяющая цели и стратегию культурного развития, основные принципы, методы и средства регулирования культурных процессов в современном обществе.

Для изучения истории реализации культурной политики Республики Армения на международной арене на рубеже ХХ—XXI вв. автором статьи были использованы внутренние документы Республики Армения, а также доклады различных международных организаций о сотрудничестве с Арменией в области культуры.

20 ноября 2002 г. правительством Республики Армения был принят закон «Об основах культурного законодательства». Одной из основных задач государства объявляется создание правовых гарантий сохранения, распространения и развития культурного богатства Армении. В настоящее время, культурная политика Республики Армения руководствуется следующими принципами: государство в управлении культурой опирается на поддержку и мнение общественности; объявляется свобода культурной и творческой деятельности, а также самостоятельность культурных организаций; возможности использования культурных ценностей; приоритет ценностей международного значения по отношению к национальным культурным ценностям [12].

В течение первых десятилетий независимости государственная политика в области культуры Респу-

блики Армения была направлена главным образом на сохранение культурного наследия, которое считается одной из главных приоритетов страны. В настоящее время культурная политика Армении корректируется с учетом новых экономических отношений. Модель управления культурой вырабатывается на основе баланса рыночных механизмов и формирования государственных гарантий [19, р. 3].

Органом, отвечающим за определение и осуществление на национальном, региональном и местном уровнях политики в области культуры, является Министерство культуры Республики Армения. За продвижение армянской культуры и ее наследия на международной арене отвечают Директорат по внешним связям и сотрудничеству с диаспорой, а также посольства и консульские учреждения за рубежом. Министерство культуры создает специальную базу данных лиц и организаций за рубежом, занимающихся культурной и социальной деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывают Армянская Апостольская Церковь и многочисленные диаспоры, организации и частные лица за пределами страны, за взаимодействие с которыми отвечает с Министерство диаспор, созданное в 2008 г. [21, р. 4].

Государственная охрана исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, являющаяся одним из главных направлений государственной политики Республики Армения в сфере культуры, закреплена в Законе Республики Армения «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды» (12 декабря 1998 г.) и Законе Республики Армения «О недвижимых памятниках истории и культуры, считающихся государственной собственностью Республики Армения и не подлежащих отчуждению» (3 мая 2003 г.) [4, с. 33—34].

В Республике Армения не подлежат отчуждению включенные в Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры Республики Армения и считающиеся государственной собственностью

Республики Армения такие культурные ценности, как памятники древнейшего, древнего и средневекового периодов с занимаемыми ими и изолированными территориями, созданные на основании постановлений Правительства Республики Армения историко-культурные и природно-исторические заповедники, дома-музеи, пантеоны, мемориальные комплексы, монументы, здания государственных хранилищ, музеев, домов-музеев, включающих историко-культурные собрания [4, с. 41].

В истории сотрудничества Республики Армения с международными организациями в культурной сфере можно выделить два этапа. Первый этап начался после провозглашения независимости Республики Армения и продолжался до ее присоединения к Совету Европы, которое произошло 25 января 2001 г. На этом этапе культурное сотрудничество Армении с международными организациями происходило только в рамках СНГ, а также Республика Армения налаживала новые отношения с ЮНЕСКО, членом которого она стала 9 июня 1992 г. Новизна сотрудничества с ЮНЕСКО заключалась в том, что Республика Армения как новый актор международных отношений самостоятельно подписала те конвенции и соглашения с этой международной организацией, под которыми стояла подпись СССР. На втором этапе значительно расширилось сотрудничество Республика Армения в культурной сфере с европейскими государствами.

Сотрудничество Армении и СНГ в культурной сфере стало развиваться с момента формирования Содружества. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области культуры (15 мая 1992 г.), сотрудничестве по специальным вопросам культурной политики, таким как охрана авторского права и смежных прав (24 сентября 1993 г.), сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (15 апреля 1994 г.), сотрудничестве в области кинематографии (10 февраля 1995 г.), пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности (6 марта 1998 г.), соглашение о гуманитарном сотрудничестве (26 августа 2005 г.) и др. [4, с. 17].

Большую роль в помощи Армении по сохранению ее культурного наследства сыграли представители диаспор, сформировавшихся на территории России. Было две волны переселения армян на территорию РФ: после Первой мировой войны, ставшего результатом геноцида армян в Османской империи в 1915 г., а также массовое переселение армян в Россию в связи со Спитакским землетрясением и Карабахской войной, когда около миллиона армян покинули свою родину и Нагорный Карабах, что привело к возникновениям многочисленных армянских общин почти во всех регионах России. После волны эмиграции 1990-х годов население Армении составляется немногим более 3 млн человек, тогда как число проживающих за пределами республики армян доходит до 7 млн (в том числе в США около 1 млн армян, во Франции — 500 тыс., в Турции — 150 тыс. человек).

Учитывая тесное взаимоотношение между Арменией и Россией и их стратегическое партнерство

в России сформировалась численно самая большая армянская диаспора в мире, насчитывавшая около 2,5 млн человек и оказывающая определенное влияние на армяно-российские отношения [7, с. 164].

Следует указать на существенное отличие деятельности армянской диаспоры в СССР и в современной России.

Общинная жизнь армян и других национальных меньшинств в советское время не приветствовалась. Это стало следствием реализации лозунга формирования в СССР «новой исторической общности людей — советского народа». В результате армяне, обосновавшиеся в разных российских городах, были адаптированы как в этнокультурном, так и в правовом смысле.

Тем не менее, проводились декады искусств национальных республик, в том числе Армянской ССР. Все многообразие армянской общинной жизни свелось к функционированию в здании Лазаревского института Дома культуры Советской Армении, просуществовавшего с 1921 по 1953 гг. При Доме работали хореографический, музыкальный коллективы и Армянская государственная драматическая студия [1].

В. В. Запарий и В. Д. Камынин приводят материал о том, какую роль сыграли отдельные потомки армян первого поколения в культурной жизни Урала [6, с. 97—106; 5, с. 100—109].

Деятельность армянской общины в РФ активизировалась в начале XXI в. Следует отметить, что нынешняя армянская диаспора России — понятие новое, потому что еще четверть века назад армяне и россияне жили в одной стране, и армяне в любом уголке СССР не воспринимались как инонациональная диаспора, тогда для армян понятие диаспора (Спюрк) ассоциировалось с США, Францией, Аргентиной и другими зарубежными странами. В России у армянской диаспоры нет некоторых компонентов, она находится в стадии формирования. Эта диаспора не имеет опыта и традиций в организации общинной жизни и формировании национальных общественных институтов [17, с. 54].

В июне 2000 г. в Москве состоялся учредительный съезд представителей армянских общин Российской Федерации, который принял решение о создании общероссийской общественной организации Союз армян России (САР) и избрал своим первым президентом Ара Аршавировича Абрамяна. С созданием САР наступила новая эпоха в жизни российской армянской общины, в процессе укрепления традиционных межгосударственных российско-армянских отношений, в установлении связей армянской диаспоры с исторической родиной.

По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, благодаря САР, сегодня у армян за рубежом, в самой многочисленной и рассеянной в географическом смысле общине, есть орган, который представляет собой качественно новое явление в диаспоре своим организационным и структурным характером, орган, который доказал свою жизнеспособность и результативность. Деятельность этой организации нацелена на обеспечение процесса самоорганизации российских армян для сохранения национальной самобытности, культуры, языка,

А. Р. Папоян

веры, оказание многоплановой помощи исторической родине, восстановлении экономики страны, содействии упрочению российско-армянских межгосударственных отношений [7, с. 165].

В качестве примера культурной деятельности армянской диаспоры в России рассмотрим деятельность армян в Свердловской области. Армянская община в Свердловске была создана в 1988 г. и первоначально называлась «АНИ». В 1994 г. община была официально зарегистрирована и стала называться общественная организация «Армянская община "Ани — Армения"». Ани — это одна из древних столиц Армении, которая сейчас находится на территории Турции, а Армения — это современное государство, и в названии общины заложен смысл, что где бы армяне не находились они все равно вместе.

При общине с 1994 г. существует армянская воскресная школа, которую ее педагогический коллектив превратил в настоящий духовный центр общины. Сюда с удовольствием приходят не только дети, чтобы учиться родному языку, — их мамам и папам также находятся занятия. При школе организованы хор, детский камерный квартет, театр, студия танца; проходят вечера, отмечаются дни рождения и праздники.

Армянская община была одним из инициаторов учреждения Дня народов Среднего Урала, активно участвовала в создании Миграционного центра в г. Екатеринбурге, Областного консультативного совета по делам национальностей. По приглашению организации на Урал часто приезжают армянские артисты, певцы, музыканты: А. Джигарханян, Д. Гаспарян, А. Давтян, Н. Есаян, Л. Мкртчан, Р. Асатрян, А. Бабаханян. В филармонии проходят вечера памяти композитора А. Тертеряна, А. Хачатуряна, М. Таривердиева. С 2002 г. на областном телевидении выходит еженедельная телевизионная программа «Наследники Урарту» [2].

В Уральском федеральном университете им. Первого президента РФ Б. Н. Ельцина с 2011 г. функционирует Центр арменоведения (руководитель — д-р ист. наук, профессор В. Д. Камынин), который имеет договор о сотрудничестве с Ереванским государственным университетом. Основные цели Центра арменоведения заключаются в изучении истории, культуры, экономики, общества, политики, природы Армении и армянского народа и проведение исследований в данной области; изучении современного состояния отношений Российской Федерации и Республики Армения; накоплении литературы и источников для проведения научных исследований; создании условий для подготовки квалифицированных специалистов в области арменоведения. Центр арменоведения работает в тесном контакте с армянской диаспорой г. Екатеринбурга [9, с. 7].

Результатом деятельности САР на сегодняшний день является создание в Ереване Российско-армянского (Славянского) университета и Центра русского языка. Благодаря поддержке армянских диаспор в 2013 г. в нескольких городах стран СНГ, в т. ч. в Гюмри, реализовывалась программа «Культурные столицы Содружества», разработанная по

инициативе Совета по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ и Совета по культурному сотрудничеству государств — участников СНГ. Основной задачей программы является содействие развитию культурных связей и обменов, наращивание культурного и гуманитарного потенциала территорий и городов государств — участников СНГ, в том числе содействие улучшению их инфраструктуры, преодоление географически обусловленного неравенства отдельных территорий в доступе к культурным благам и т. д. [11].

Министерство культуры Республики Армения активно сотрудничает с ЮНЕСКО. Одной из тенденций сотрудничества Армении и ЮНЕСКО является включение важнейших культурных ценностей и достижений Армении в мировое культурное наследие.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 г., была ратифицирована Арменией 5 сентября 1993 г. [20]. К 2017 г. в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО входят несколько архитектурных и природных армянских памятников. В 1996 г. в список вошли монастыри Ахпат и Санаин. В 2000 г. в него были включены монастырь Гегард, Эчмиадзинский кафедральный собор, храм Звартион, верховья реки Азат [15].

17 октября 2003 г. была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия, куда входят обычаи, предметы, артефакты и другие культурные ценности [8]. В 2005 г. и 2010 г. музыкальный инструмент дудук [10, с. 4] и хачкары (каменные кресты) были включены в список объектов нематериального культурного наследия [10, с. 9]. В 2011 г. для включения в Список всемирного культурного наследия были представлены еще три культурных феномена: традиционный фестиваль Вардавара, романсы «пепелища» (армянские барды) и армянский эпос «Сорвиголовы Сасуна». Последний был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2012 г. В 2014 г. список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был обогащен еще одной армянской культурной ценностью, а именно традиционным армянским хлебом «лаваш», его подготовкой, культурным значением и внешним видом. В 2012 г. в результате тесного сотрудничества со структурами ЮНЕСКО Ереван был объявлен Всемирной столицей книги [19, р. 12—13].

Наиболее серьезными во многом благодаря деятельности диаспор являются отношения в области культуры Республики Армения с европейскими регионами и организациями. Этому есть историческое обоснование, ибо именно на европейском континенте обосновались вынужденные переселенцы после геноцида армян в Османской империи в годы первой мировой войны.

Основная задача европейской культурной политики — придание европейскому культурному процессу транснационального характера («европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности). Ключевыми

направлениями являются поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов, социальная поддержка работников культурной сферы и сохранение европейского культурного наследия. Совет Европы в своей деятельности придерживается таких принципов, как уважение личности, содействие и поддержка культурного разнообразия и межкультурного диалога, уважение свободы выражения мнения, собраний, продвижение демократизации культуры и поддержка локальных и национальных культурных политик [16, с. 13].

Участие в Совете Европы позволяет странам реализовывать свою внешнюю культурную политику. В рамках организации страны-участницы могут пропагандировать свои идеи, принципы и идеалы, обмениваться опытом, вести межкультурный диалог, создавать универсальные ценности для всего европейского региона, при этом сама организация помогает им сохранить все многообразие их культур [3, с. 41].

В соответствии со стратегией в области культуры, все формы культуры и искусства рассматриваются как элементы международного диалога. С целью развития этого диалога, Армения подписала ряд международных документов. В апреле 1997 г. Армения ратифицировала Европейскую культурную конвенцию, целью которой является развитие отношений между членами Совета Европы в культурной сфере и культурном разнообразии. Национальный доклад о государственной культурной политике Армении был разработан в рамках вышеуказанной программы, которая, однако, из-за противоречий в исторической части Армении, не был опубликован в рамках Совета Европы.

После вступления в Совет Европы Армения ратифицировала Европейскую конвенцию по охране археологического наследия (2004 г.). Целью конвенции, принятой в Лондоне в 1969 г. (пересмотрена в Валетте в 1992 г.), является достижение единства между государствами-членами для сохранения и развития идеалов и принципов, которые, однако, не уточняются [16, с. 14]. В 2012 г. Армения ратифицировала Рамочную конвенцию о значении культурного наследия для общества (2005 г.) [14].

До официального вступления в Совет Европы, Армения участвовала в его культурных программах, таких как «Stage» («Стадия»), действовавшая до

2005 г., которая была направлена на создание механизмов сотрудничества и обменов между странами Южного Кавказа и помогала им в осуществлении их собственной культурной политики.

С сентября 2005 г. Министерство культуры Республики Армения приняло участие в программе «Киевская инициатива», разработанной по инициативе Совета Европы на 2006—2009 гг. (министерская конференция в Бухаресте в декабре

2006 г. [13]). Программа осуществляется с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной. Инициатива направлена на развитие культурной политики и стратегии в интересах укрепления демократии, межкультурного диалога и культурного разнообразия в регионе. В качестве практического результата программы «Киевская инициатива» и

Словенской встречи министров культуры указанных стран, Армения возобновила свое участие в программе «Реабилитация культурного наследия исторических городов». Мероприятия программы включали обмен визитами экспертов, проведение семинаров и разработку «Отчета о культурном наследии» [19, р. 13].

Проект «Реабилитация культурного наследия исторических городов», реализующийся с 2009 г., является международным проектом с сильным региональным участием. Он включает в себя не только опору на государственную поддержку, но и активное привлечение частного сектора и гражданского общества на всех этапах принятия решений о процессе трансформации городов. Проект подразумевает новые партнерские отношения между различными заинтересованными сторонами в каждой участвующей стране, в регионе и в более широком контексте, содействующем созданию интегрированной модели города, путем сохранения баланса между сохранением наследия, его улучшением и требованиями устойчивого роста.

Подход к развитию городов, предусматривающий сохранение культурного наследия, реализованный в проекте, рассматривает способы инвестирования в развитие городской жизни путем целенаправленной поддержки исторического наследия. Этот подход направлен на сохранение имеющегося культурного наследия; проведение общественных дебатов в процессе принятия решений; использование наилучшим способом существующих городских структур для развития другого вида модерности.

Можно отметить, что такие исторические города Армении, как Гюмри, Горис, Эчмиадзин и другие, в достаточной мере обеспечены необходимой городской инфраструктурой. В процессе многовекового существования этих городов изучено и оценено их историческое и культурное наследие, создана правовая база для их физической защиты, сохранения и определение их роли в развитии городов, а также подготовлен ряд документов, направленных на их дельнейшее сохранение. Однако на данный момент нет гарантии в том, что созданы необходимые условия для устойчивого развития этих городов и благосостояния их жителей.

Сегодня в исторических городах Армении существует потребность в приобретении опыта в решении вышеупомянутых проблем, опыт, основанный на изучении передовой мировой практики, а также получение управленческих навыков в осуществлении такого рода деятельности [23].

Культурное сотрудничество с Советом Европы является одним из основных направлений армянских культурных связей. Министерство культуры Республики Армения особо выделяет сотрудничество с Саксонией Анхальт в Германии, Провансом — Альпы — Лазурный берег / Марсель и Ванде / Нантом во Франции.

Из-за большой армянской диаспоры (официально около 500 000 человек) Франция была одной из первых европейских стран, которая установила культурные отношения с Арменией, подписав в 1995 г. межправительственное соглашение о культурном и научно-техническом сотрудничестве.

А. Р. Папоян

Приоритеты Франции в Армении — преподавание французского языка (с участием закрытого акционерного общества «Айастани альянс франсез» в Ереване, основанной Ассоциацией преподавателей французского языка Армении в 2003 г. [18]) и элитное образование (Французский университет в Армении ежегодно посещает более 900 студентов, имеет многочисленных партнеров во Франции, в частности, в Лионском университете III). Армения стала полноправным членом Международной организации франкофонов (OIF) в 2013 г. Франция также поддерживает проведение различных культурных мероприятий, в частности, кинофестивалей и музыкальных фестивалей.

Двустороннее сотрудничество между Францией и Республикой Армения развивается очень динамично. Двадцать французских региональных органов власти участвуют в проектах сближения и сотрудничества с Арменией по широкому спектру областей, включая туризм и здравоохранение. Первая конференция армяно-французского сотрудничества состоялась в Ереване 7 и 8 октября 2010 г., а вторая — в октябре 2013 г. в Валансе.

Армения участвует в культурном сотрудничестве с Европейским Союзом в целом, организуя на своей территории и на территории других государств Дни европейского наследия, «музейные ночи» и музыкальные фестивали. В начале XXI столетия были осуществлены проект «Академия кукольных кочевников», международный фестиваль «Транс-кавказия» при финансовой поддержке Министерства Культуры и Национального Наследия Польши. 24—26 ноября 2009 г. в Париже был реализован проект «Армениака», направленный на оцифровку армянского наследия в Европе, проведенный французским отделением организации диаспоры Армянского благотворительного союза и другими европейскими организациями) [21, p. 8—9].

Основная идея проекта «Академия кукольных кочевников», реализованного в 2007—2013 гг. состояла в том, чтобы связать мастеров кукольного театра из таких стран как Словения, Хорватия, Бельгия и Чехия с «коллегами по цеху» в Армении и Беларуси путем создания творческих мастерских и организации спектаклей. Проект состоял из нескольких частей. В первой части проекта была проведена серия «мастер-классов», в которых учащиеся знакомились с историей кукольного театра в Армении и Беларуси, рассматривали ее связь с европейской кукольной традицией, организацией кукольного и сценографического производства, обучались методике подготовки спектакля. Во второй части проекта приобретенные знания использовались в организации выступлений в разных странах. Конечным результатом проекта являлась презентация достижений «кукольной академии кочевников». Актеры, освоившие все навыки кукольного искусства, организовывали семинары для самой молодой аудитории [24]. Проект финансово поддерживался Европейской комиссией и ее программой «Культура» [25].

Фестиваль «Транскавказия» включает в себя множество междисциплинарных презентаций с помощью изобразительного искусства, кино, музыки,

танца и мероприятий, сочетающих различные жанры искусства. Фестиваль проводится каждые два года в разных городах, а также в галереях современного искусства, кинотеатрах и театрах [26].

Замысел проекта «Армениака» родился благодаря наличию в Европе и Армении многочисленных письменных и фотографических коллекций, посвященных армянскому монументальному наследию, сохранение которых находится под угрозой из-за нехватки финансовых ресурсов и опыта сохранения этих документов. Проект направлен на защиту архивов благодаря их оцифровке. Он также направлен на ознакомление с этими архивами европейской и армянской общественности. Разработка базы данных вместе с интерактивным веб-сайтом позволит передавать знания и проводить обмены между исследователями, студентами, художниками или архитекторами на международном уровне.

Проект позволит охранять архивы, посвященные армянскому монументальному наследию, начать новые исследования по этой теме, познакомить всей с армянским монументальным наследием и способствовать развитию контактов между населением Европы и Армении. Проект начался с проведения международного симпозиума 24—26 ноября 2009 г. в Париже, где партнеры одобрили перечень архивов для оцифровки и меры по сохранению и продвижению архивов. Проект также поддерживался программой «Культура» в 2007—2013 гг. [22].

Культурное сотрудничество Армении с международными организациями проводится различным путем. Нельзя сказать, что все программы и мероприятия для Армении были успешны или до конца реализованы. Тем не менее самый главный успех в этом сотрудничестве заключается в том, что благодаря проведению культурных мероприятий Армения смогла продемонстрировать свое культурное наследие по всему миру, способствуя этим улучшению развития туризма в Армении.

Литература и источники

1. Армяне в Москве //Википедия : электронная энциклопедия. — URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 25.12.2017).

2. Армянская община в Екатеринбурге // Ани — Армения : сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www. ani-armenia.ru (дата обращения 25.12.2017).

3. Боголюбова, Н. М. Международные организации как новые участники внешней культурной политик / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 2 (11). — С. 39—43.

4. Гуманитарное законодательство государств — участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития [Электронный ресурс] / [Н. С. Волкова, О. Ю. Еремина, Т. Е. Мельник и др.; под науч. ред. В. И. Ла-фитского]. — М. : ИЗиСП, 2012. — 464 с.. — URL: http:// www.mfgs-sng.org/local/images/mfgs/sng_pdf_1369657828. pdf (дата обращения: 30.04.2017)

5. Запарий, В. В. Семен Давидович Нариньяни (Нариньянц) (1908—1974) на Урале / В. В. Запарий,

B. Д. Камынин // 100-летие геноцида армян в Османской империи: уроки истории : сб. ст. по материалам науч. конф — Ереван : Изд-во ЕГУ, 2016. — С. 100—109.

6. Камынин, В. Д. Спецкор «Комсомольской правды»

C. Д. Нариньяни на Магнитострое (к 90-летию со дня выхода первого номера газеты «Комсомольская правда») /

В. Д. Камынин //Известия Урал. федерального ун-та. — 2015. — № 4 (144). — Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — С. 97—106.

7. Кардумян, В. Армянская диаспора России и ее влияние на армяно-российские отношения /В. Кардумян //Россия и современный мир. — 2008. — № 2. — С. 164—171.

8. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv (дата обращения: 21.05.2017).

9. Михайленко, В. И. О Центре арменоведения Института социальных и политических наук УрФУ / В. И. Михайленко // 100-летие геноцида армян в Османской империи: уроки истории : сб. ст. по материалам науч. конф. — Ереван : Изд-во ЕГУ, 2016. — С. 7—9.

10. Нематериальное культурное наследие Азербайджана, Армении, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002238/223870m. pdf (дата обращения: 27.11.2017)

11. Об опыте реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» // Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=25404 (дата обращения: 30.04.2017)

12. Об основах культурного законодательства : Закон Республики Армения от 20.11.2002 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/ media/pdf/armenia/armenia_law1054_2002_rusorof.pdf (дата обращения: 7.12.2017)

13. Совет Европы начал реализацию регионального проекта «Киевская инициатива» [Электронный ресурс] // Liga.net. 15.12.2006. . — URL: http://news.liga. net/news/world/301088-sovet-evropy-nachal-realizatsiyu-regionalnogo-proekta-kievskaya-initsiativa.htm (дата обращения: 20.12.2017)

14. Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества. 27 октября 2005. CETS/STCE No. 199 [Электронный ресурс] // Совет Европы : офицальный сайт. — URL: http://www.refworld. org.ru/publisher,C0E,,,535761e54,0.html (дата обращения: 8.12.2017)

15. Список объектов всемирного наследия [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО : официальный сайт. — URL: http://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 27.04.2017)

16. Табаринцева-Романова, К. М. Конвенции Совета Европы и европейская культурная политика [Электронный ресурс]/К. М. Табаринцева-Романова //Российский юридический журнал [электронное приложение]. — 2016. — №2 (34). С. 12—16. — URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/ system/files/%D0%AD%D0%A0%D0%AE%D0%96%20 tabaritzeva.pdf (дата обращения: 8.12.2017)

17. Халмухамедов, А. М. Армянская диаспора как социокультурный и политический феномен / А. М. Халмухамедов // Социологические исследования. — 1999. — № 2. — С. 54—59.

18. Alliance Française in Armenia [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alliancefr.am/about/armenia-alins-francaise?lang=e (дата обращения: 19.12.2017)

19. Antonyan, Yulia and Myradyan, Haykuhi. Country profile Armenia // Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. January 2015. 63 p. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.culturalpolicies.net/down/ armenia_012015.pdf (дата обращения: 10.12.2017)

20. Armenia — UNESCO World Heritage Centre [Электронный ресурс]. — URL: http://whc.unesco.org/en/ statesparties/am (дата обращения: 30.04.2017)

21. Helly, Damien. Preparatory action 'culture in EU external relations ' — engaging the world: Towards global cultural citizenship // Armenia country report. — 2014. — April 4. — 27 p. [Электронный ресурс]. — URL: http:// ec.europa.eu/assets/eac/culture/policy/international-cooperation/documents/country-reports/armeniaen.pdf (дата обращения: 15.12.2017)

22. KISHeng [Электронный ресурс]//Raa-am.com. — URL: http://www.raa-am.com/Armenaka/Arm/A_e.html (дата обращения: 26.04.2017)

23. Kyiv Initiative: Pilot Project on the Rehabilitation of Cultural Heritage in Historic Towns. Armenia (National brochures) [Электронный ресурс] // Council of Europe. — URL: http://www.coe.int/en/web/culture-and-heritage/ historic-towns (дата обращения: 10.02.2017)

24. Puppet Nomad Academy //Mini teater [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mini-teater.si/en/articles/1302/ puppet-nomad-academy (дата обращения: 26.04.2017)

25. Puppet Nomad Academy I // Mini teater [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mini-teater.si/en/ articles/1303/puppet-nomad-academy-i (дата обращения: 26.04.2017)

26. Transkaukazja: Archive 2011—2014 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.transkaukazja.pl/ (дата обращения: 26.04.2017)

ПАПОЯН Айваз Рафикович, ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 01 марта 2018 г

DOI: 10.14529/ssh180204

history of interaction of the republic of armenia

AND INTERNATioNAL oRGANizATioNS IN THE FIELD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of culture at the abroad of the xx—xxi centuries

A. R. Papoyan, [email protected]

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation

The article analyzes the cooperation of the Republic of Armenia with a number of international organizations in the cultural sphere. The relevance of the stated topic of the study is explained by the fact that Armenia is rich in its cultural values and monuments, which are many centuries old, and which

А. Р. Папоян

are not only cultural attractions of the country, but also of international significance. The peculiarities of the cultural policy of the Republic of Armenia are shown. The legislative base of the Republic of Armenia is characterized, allowing to cooperate with international organizations in the cultural sphere. The most important projects on the preservation and dissemination of the cultural heritage of Armenia, implemented with the help of the international community, are being considered.

Keywords: cultural policy, Armenia, CIS, UNESCO, Council of Europe, cultural heritage.

References

1. Armenians in Moscow / Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org ( 25.12.2017).

2. The Armenian community in Yekaterinburg. URL: http://www.ani-armenia.ru (25.12.2017).

3. Bogolyubova N. M., Nikolaeva Yu. V. International organizations as new participants in foreign cultural policy. Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2012. 2 (11). P. 39 — 43.

4. The humanitarian legislation of the CIS member states: general characteristics and development trends / [N.S. Volkova, O.Yu. Eremina, T.E. Melnik and others; under the scientific. V.I. Lafitskogo]. — M.: IZiSP, 2012. — 464 p. URL: http://www. mfgs-sng.org/local/images/mfgs/sng_pdf_1369657828.pdf (30.04.2017).

5. Zaparyi V.V., Kamynin V. D. Semen Davidovich Narinyani (Narinyants) (1908 — 1974) in the Urals. The 100th anniversary of the Armenian Genocide in the Ottoman Empire: lessons from history. Sat. articles on the materials of the scientific conference. Yerevan: Publishing house of YSU, 2016. P. 100 — 109.

6. Kamynin V. D. The Special Correspondent of the "Komsomolskaya Pravda" SD Narinyani at Magnitostroy (to the 90th anniversary of the first issue of the newspaper Komsomolskaya Pravda). Proceedings of the Ural. federal Univ. 2015. 4 (144). Ser. 1 Problems of education, science and culture. P. 97 — 106.

7. Kardumyan V. Armenian Diaspora of Russia and Its Impact on Armenian-Russian Relations. Russia and the Modern World. 2008. № 2. P. 164 — 171.

8. Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_heritage_conv ( 21.05.2017).

9. Mikhaylenko V.I. About the Center of Armenology of the Institute of Social and Political Sciences UrFU. The 100th anniversary of the Armenian Genocide in the Ottoman Empire: lessons from history. Sat. articles on the materials of the scientific conference. Yerevan: Publishing house of YSU, 2016. P. 7 — 9.

10. Intangible cultural heritage of Azerbaijan, Armenia, Belarus, the Republic of Moldova and the Russian Federation. — 71 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002238/223870m.pdf (27.11.2017).

11. On the experience of the implementation of the Interstate Program "Cultural Capitals of the Commonwealth" / Internet portal of the CIS. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=25404 (30.04.2017).

12. The Law of the Republic of Armenia "On the Basics of Cultural Legislation". November 20, 2002. URL: http://www. unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/armenia/armenia_law1054_2002_rusorof.pdf (7.12.2017).

13. The Council of Europe launched the regional project "Kiev Initiative" / Liga.net. 15.12.2006. URL: http://news.liga.net/ news/world/301088-sovet-evropy-nachal-realizatsiyu-regionalnogo-proekta-kievskaya-initsiativa.htm (20.12.2017).

14. Council of Europe. Framework Convention of the Council of Europe on the importance of cultural heritage for society. October 27, 2005. CETS/STCE No. 199. URL: http://www.refworld.org.ru/publisher,C0E,,,535761e54,0.html — 8.12.2017.

15. List of World Heritage / UNESCO. URL: http://whc.unesco.org/ru/list/ ( 27.04.201)7.

16. Tabarintseva-Romanova K. M. Council of Europe conventions and European cultural policy // Electronic annex to the Russian legal journal. 2016. №2 (34). P. 12-16. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/ files/%D0%AD%D0%A0%D0%AE%D0%96%20tabaritzeva.pdf ( 8.12.2017).

17. Khalmukhamedov AM Armenian Diaspora as a Sociocultural and Political Phenomenon. Sociological Research. 1999. 2. P. 54 — 59.

18. Alliance Française in Armenia. URL: http://www.alliancefr.am/about/armenia-alins-francaise?lang=e ( 19.12.2017).

19. Antonyan, Yulia and Myradyan, Haykuhi. Country profile Armenia. Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. January 2015. 63 p. URL: http://www.culturalpolicies.net/down/armenia_012015.pdf (10.12.2017).

20. Armenia — UNESCO World Heritage Centre. URL: http://whc.unesco.org/en/statesparties/am (30.04.2017).

21. Helly, Damien. Preparatory action 'culture in EU external relations' — engaging the world: Towards global cultural citizenship / Armenia country report. April 4, 2014. 27 p. URL: http://ec.europa.eu/assets/eac/culture/policy/international-cooperation/documents/country-reports/armenia_en.pdf (15.12.2017).

22. KISHeng — Raa-am.com. URL: http://www.raa-am.com/Armenaka/Arm/A_e.html (26.04.2017)

23. Kyiv Initiative: Pilot Project on the Rehabilitation of Cultural Heritage in Historic Towns. Armenia (National brochures). / Council of Europe. URL: http://www.coe.int/en/web/culture-and-heritage/historic-towns (10.02.2017).

24. Puppet Nomad Academy — Mini teater. URL: http://www.mini-teater.si/en/articles/1302/puppet-nomad-academy (26.04.2017).

25. Puppet Nomad Academy I — Mini teater. URL: http://www.mini-teater.si/en/articles/1303/puppet-nomad-academy-(26.04.2017).

26. Transkaukazja: Archive 2011-2014. URL: http://www.transkaukazja.pl/ ( 26.04.2017).

образец цитирования

Папоян, А. Р. История взаимодействия Республики Армения и международных организаций в области культуры на рубеже ХХ—XXI вв. / А. Р. Папоян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2018. — Т. 18, № 2. — С. 25—31. DOI: 10.14529/ssh180204

Received March 01, 2018

for citation

Papoyan A. R. History of interaction of the Republic of Armenia and international organizations in the field of culture at the abroad of the XX — XXI centuries. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2018, vol. 18, no. 2, pp. 25—31. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh180204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.