Научная статья на тему 'Храм Звартноц: о состоянии сохранности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО'

Храм Звартноц: о состоянии сохранности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ ЗВАРТНОЦ / ЦЕРКОВЬ СВ. ГРИГОРИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РАСКОПКИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / THE ZVARTNOTS TEMPLE / THE ST. GREGORY CHURCH / CULTURAL HERITAGE / EXCAVATIONS / RECONSTRUCTION / POPULARIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геворгян Л.П., Пилипосян А.С.

Сохранение и популяризация культурного наследия необходимые условия обеспечения целостности культурного пространства региона, подтверждения и активизации национальной идентичности населения. Восемь самых значительных памятников истории и культуры Армении включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них и историко-культурный музей-заповедник Звартноц (2000). В процессе археологических раскопок на территории памятника, которые начались еще в конце ХIХ в., обнаружены артефакты различных периодов. Комплекс включает непосредственно храм Св. Григория и окружающие светские строения. В последнее время актуальны вопросы о благоустройстве, раскладке архитектурных деталей и организации современной экспозиции под открытым небом. На сегодняшний день Звартноц одна из самых посещаемых достопримечательностей Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ZVARTNOTS TEMPLE: CONDITION OF THE UNESCO WORLD HERITAGE OBJECT

Preservation and popularization of cultural heritage are necessary for the integrity of cultural environment of the region, confirmation and intensification of people’s national identity. The most significant eight historical and cultural monuments of the Republic of Armenia are included into the UNESCO World Cultural Heritage List. The Zvartnots archeological site is among them (2000). Excavations there started in the late XIX century and as a result, artifacts of different periods were discovered. The complex consists of the St. Gregory Church and some secular buildings. Over the recent time, the issues of beautification, the layout of the architectural elements and the organization of an exhibition under the open sky have arisen. Currently the “Zvartnots” Site and Museum is one of the most visited tourist attractions in Armenia.

Текст научной работы на тему «Храм Звартноц: о состоянии сохранности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО»

УДК 902:332.1

ХРАМ ЗВАРТНОЦ: О СОСТОЯНИИ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО

Л.П. Геворгян, А.С. Пилипосян

glp61@mail.ru, piliposyan@yahoo.com

Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения Ереван, Республика Армения

Аннотация. Сохранение и популяризация культурного наследия — необходимые условия обеспечения целостности культурного пространства региона, подтверждения и активизации национальной идентичности населения. Восемь самых значительных памятников истории и культуры Армении включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них и историко-культурный музей-заповедник Звартноц (2000). В процессе археологических раскопок на территории памятника, которые начались еще в конце XIX в., обнаружены артефакты различных периодов. Комплекс включает непосредственно храм Св. Григория и окружающие светские строения. В последнее время актуальны вопросы о благоустройстве, раскладке архитектурных деталей и организации современной экспозиции под открытым небом. На сегодняшний день Звартноц — одна из самых посещаемых достопримечательностей Армении.

Ключевые слова: Храм Звартноц, церковь Св. Григория, культурное наследие, раскопки, реконструкция, популяризация.

Для цитирования: Геворгян Л.П., Пилипосян А.С. Храм Звартноц: о состоянии сохранности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Наследие и современность. 2019;2(1):7-18.

Сохранение и популяризация культурного наследия - необходимые условия обеспечения целостности культурного пространства региона, подтверждения и активизации национальной идентичности населения. Важнейшим инструментом, позволяющим проводить эффективную деятельность по сохранению наследия, является постоянный мониторинг состояния объектов наследия [1].

Согласно ст. 6 закона «Об основах культурного законодательства», культурное наследие Республики Армения - это совокупность созданных в прошлом культурных ценностей, имеющих важное значение с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения для сохранения и развития культурной самобытности Республики Армения и армянского народа, его вклада в мировую цивилизацию.

Законодательство Республики Армения предусматривает в целях охраны населенных пунктов, имеющих памятники, их участков, естественного и исторически сложившегося искусственного ландшафта, историко-культурного комплекса и его исторической среды, создание историко-культурных и историко-природных (ландшафтных) заповедников, а также историко-археологических и историко-культурных музеев-заповедников. В настоящее время их 11, из которых 9 находятся в составе Министерства культуры Республики Армения (Историко-культурные музеи-заповедники «Гарни», «Звартноц», «Гладзорский университет», историко-археологический музей-заповедник «Ме-цамор», историко-культурные заповедники «Зорац Карер», «Городище Лори берд», историко-археологический заповедник «Агарак», ис-торико-архитектурный заповедник «Гошаванк» и историко-природный заповедник «Арпи»). Два музея-заповедника находятся в ведении мэрии города Еревана (историко-археологические музеи-заповедники «Эребуни» и «Шенгавит»).

Примечательно, что при Министерстве культуры Республики Армения действует Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников. Само название определяет комплексный подход и ландшафтный принцип к сохранению и популяризации наследия как феномену правовой защиты, исходящий из целостности природного и культурного, материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия [1]. Культурное наследие воплощено, в том числе, и в недвижимых памятниках, из которых почти 25 000, по постановлению правительства Республики Армения, включены в список недвижимых памятников истории и культуры республики. Наиболее значимые из них приняты под особую охрану ЮНЕСКО посредством включения их в Список всемирного и культурного наследия [2; 3]. На сегоднящий день в этот Список включены «Монастыри Ахпат и Санаин» (номинирование 1996, 2000 гг.), «Кафедральный собор и церкви Эчмиадзина и археологический памятник Звартноц» (2000 г.), «Монастырь Гегард и верховья реки Азат» (2000 г.) по II, III и IV критериям1.

Историко-культурный заповедник «Звартноц» находится в 15 км юго-западнее города Ереван и в 3 км восточнее христианского духовного центра армян города Эчмиадзин Республики Армения. Согласно средневековым письменным источникам, эта местность в древности была известна под названием Арапар. С 2003 г. музей-заповедник дей-

1 (II) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в дан-

ный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

(III) Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

(IV) Объект представляет выдающийся пример типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества.

ствует в составе «Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» ГНО при Министерстве культуры Республики Армения. Он занимает территорию в 14,1 га.

Раскопки на территории памятника начались еще в 90-х годах XIX в. Огромный искусственный холм, находящийся в исторической местности Арапар в Вагаршапате и служащий окрестным поселениям «каменоломней», всегда привлекал к себе внимание исследователей. Обнаруженные на этой территории несколько орнаментированных капителей с течением времени оказались во дворе Эчмиадзинского монастыря. Профессор Венского университета Йозеф Стржиговский, посетивший в 1880 г. Эчмиадзин, по сохранившейся греческой надписи на одной из них предположил, что капители принадлежат храму, возведенному католикосом Нерсесом III Тайским, что еще более усилило интерес к памятнику [4].

Рис. 1. Местность Звартноц до раскопа

В 1893 г. эчмиадзинский монах Месроп Тер-Мовсисян начал раскопки холма, которые из-за отсутствия разрешения, вскоре были прекращены [5; 6]. В мае 1900 г. архиепископ Хачик Дадьян под покровительством Католикоса Всех армян Мкртыча Хримяна возобновил раскопки и уже в июне открыл руины храма [7; 8]. С весны 1904 г. раскопками в Звартноце фактически руководил архитектор Торос Тораманян.

Рис. 2. Раскопки 1904 года

Работа с перерывами продолжалась вплоть до 1920-х гг. В 19451952, 1966-1967, 1987-1990, 1995-1998 и в 2001-2004 гг. на территории Звартноца велись раскопки, осуществлялись очистные и, частично, реставрационные работы. В результате раскопок на территории памятника и в его окрестностях в разное время были обнаружены материалы могильников эпохи средней (I четверть II тыс. до н.э.) и поздней (ХУ-ХШ вв. до н..э.) бронзы, артефакты эпохи раннего железа (Х1-1Х вв. до н.э.), стела с клинообразной надписью царя Ванского царства (Урарту) Русы II (685-645 гг. до н.э.), остатки материальной культуры античной эпохи (IV-III вв. до н.э.), средневековая (ГУ-ХГУ вв.) керамика, детали мозаики, обломки с армянскими и греческими надписями, предметы роскоши и т.п. Примечательна урартская стела VII в. до н.э. с клинообразным текстом, где наряду с различными мероприятиями упоминается также проведение оросительного канала под названием «Умешини» [9; 10].

Рис. 3. Стела с клинообразной надписью урартского царя Русы II (685-645 гг. до н. э.). «О проведении канала из реки Ильдаруния (ныне река Раздан) для орошения этих земель»

Комплекс состоит из церкви Св. Григория и светских сооружений (дворца католикоса, бытовых комнат, бани, давильни для винограда, колодца). В юго-восточной части храмового комплекса сохранились остатки однонефной церкви V в. Армянский историк VII в. Себеос церковь Св. Григория именовал «Храмом Звартноц», что в переводе означает «Храм небесных бдящих ангелов». Согласно его сведениям, католикос Нерсес III Таеци (или как часто его именуют - Нерсес III Строитель) «.решил построить для себя резиденцию близ тех святых церквей, .где говорят, царь Трдат вышел навстречу Святому Григорию» [11]. Этот исторический факт подтверждается обнаруженной в процессе раскопок греческой надписью: «Помните, построил Нерсес». Строительство храма длилось с 641 по 652 гг. По свидетельству армянского историка VII в. Мовсеса Каланкатваци, храм был освящен в 652 г. [12]. Согласно Ованнесу Драсханакертци, Нерсес был похоронен к северу от храма, в гробнице, им же «придуманной» [13].

Рис. 4. Греческая надпись католикоса Нерсеса III Строителя (641-662 гг.) о возведении храма Звартноц гласит: «Помните, построил Нерсес». Строительство храма длилось с 641 г. по 652 г.

Рис. 5. План комплекса Звартноц 11

Храм Звартноц (или церковь Св. Григория) представляет собой четырехапсидное центрально-купольное, круглое в плане сооружение, возведенное на многоугольной площадке высотой в 2 м. Сердцевина сооружения состоит из четырех мощных, установленных на расстоянии около 10,5 м друг от друга пилонов, вокруг которых сформирован тетраконх с колоннами. Композиция этого сооружения одновременно проста и необыкновенно оригинальна для того времени. Храм построен из камней коричневого, черного, красноватого туфа, скрепленных высококачественным известковым раствором. Во внешнем убранстве применены растительный, зооморфный, геометрический орнаменты, а также рельефные изображения на светские и духовные темы.

Рис. 6. Общий вид развалин

Рис. 7. Общий вид развалин 12

Уникальны в своем роде капители Звартноца с рельефными изображениями орлов. На них затухают двояковогнутые, тянущиеся к центральной верхней части тетраконха, дуги. Богато и разнообразно декорированы также карнизы, венцы круглых окон и архивольты. Последние завершаются рельефным орнаментальным поясом, обработанным последовательно повторяющимися изображениями переплетений граната и его ветвей [14-26]. В треугольном пространстве между арками - горельефное изображение, предположительно, меценатов и строителей храма с инструментами в руках [27]. Из 32 рельефных портретов сохранилось всего девять. На одном из них читается надпись, выведенная армянскими буквами: «Иовнан» (возможно, это имя архитектора). Во внутреннем убранстве храма нашли место также фрески и мозаика.

Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь и построить там такой же. По дороге зодчий умер, и только это загадочное обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение [12]. Впечатление от Зварт-ноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались воспроизвести как в Армении, так и за ее пределами. Влияние Звартноца чувствуется во многих архитектурных сооружениях Армении вплоть до XI века. Композиционно это архитектурное творение занимает особое место в группе закавказских памятников подобного типа: храма Лякит (VII в.) на территории исторического Алванка (Кавказская Албания, ныне территория Азербайджана) [28], Ишхан (VII в.) и Банак (50-е гг. VII в.) на территории исторической провинции Тайк (ныне территория Турции) [21; 26; 29]. Даже после гибели храма, цари и князья стремились использовать художественную композицию Звартноца при возведении прекрасных архитектурных памятников в других местностях Армении. В 1001-1015 гг. архитектор Трдат при покровительстве царя Га-гика I Багратуни в столице средневековой Армении городе Ани, на краю ущелья Цахкоцадзор, возвел трехъярусный храм Святого Григория (Га-гикашен), практически повторяющий архитектуру Звартноца [30]. Но сам великий храм к тому времени уже лежал в развалинах. Зварт-ноц простоял более трехсот лет и, как считают исследователи, около 930 года был разрушен землетрясением [31].

Светские постройки архитектурного комплекса Звартноц являются особо значимыми памятниками светской архитектуры раннего средневековья Армении. Среди армянских летописцев средневековья Себеос (VII в.) первым упоминал о строительстве жилых домов при Звартноце католикосом Нерсесом III [11]. Историк X в. Ованес Драсха-накертци, обращаясь к строительству Звартноца, писал: «И католикос Нерсес... укрепил оградой окружение сооруженной им лучезарной

церкови, построил из чистотесенных камней для себя там жилища. Поселил там также много семейств с гражданскими правами. Провел из реки Касах воду и всю каменистую местность превратил в плодородные земли: посадив сады и цветники» [13].

Строительство гражданских сооружений Звартноца и, особенно, строительство дворца католикоса осуществлялось одновременно со строительством храма и закончилось не позже 662 года. В восточной части дворца католикоса сохранились вертикально установленные трубы из обожженной глины, что позволяет предположить наличие в дворцовом комплексе сводчатой бани с двумя купальнями, двумя раздевалками и одной общей котельной. К юго-востоку от восточного крыла сохранились развалины давильни винограда, что свидетельствует о существовании садов и большого виноградника вокруг дворца. В своем роде уникальны солнечные часы храма Звартноц VII в. с надписью: «Да будет во все времена принята молитва во имя господа».

Детально изучив сохранившиеся части и найденные обломки, многие архитекторы обращались к проблеме реконструкции храма (Т. Тораманян, С. Мнацаканян, Т. Марутян и др.). Архитектор Т. Тора-манян первым, еще в 1905 г., создал проект реконструкции первоначального облика храма Звартноц. С 40-х гг. ХХ в. периодически велись работы по благоустройству территории и частичной реставрации памятника. В 1945 г. под руководством архитектора Л. Садояна был укреплен западный фасад алтарного возвышения храма Звартноц, отреставрированы карниз и центральные лестницы, частично переложена кладка участка внешней стены восточной апсиды.

Рис. 8. Реконструкция храма по Т. Тораманяну 14

В 1952 г. продолжились работы по благоустройству территории храма Звартноц. Именно в это время была снята оградительная стена в северной стороне храма, а очищенная территория была превращена в зеленую зону (автор проекта Ю. Таманян). В том же году по проекту архитектора О. Акопяна на территории памятника был построен двухэтажный «Дом искусствоведа», а в 1955 г. возле входа на территорию историко-архитектурного комплекса «Звартноц» была установлена стела «Орел Звартноца» (скульптор Е. Кочар, архитектор Р. Исраелян).

По проекту архитектора Г. Тонояна в 1958-1961 гг. была переложена кладка внешних стен храма, восстановлен многоступенчатый стилобат, плитами укреплены углы находящихся юго-западнее храма патриарших покоев и жилищ. В 1962 г. частично были восстановлены нижние ряды кладки пристенных пилонов с парными пилястрами, две колонны с капителями с корзиночным плетением и одна колонна с капителью с рельефным изображением орла (архитектор А. Арутю-нян). Тогда же были отремонтированы плиты пола тронного зала и осуществлены работы по благоустройству (руководители: архитекторы К. Ованнисян и Ю. Таманян).

Рис. 9. Капитель с барельефом орла 15

Рис. 10. Капитель с плетеным корзиночным орнаментом

В 1963-1965 гг. по проекту архитектора Ю. Таманяна с северной и восточной сторон храма были выровнены участки земли, расширена зеленая зона. В дальнейшем, в 1966-1967 гг., были облицованы юго-восточный и северо-восточный пилястры храма, вымощены жилые комнаты братии и коридоры, укреплены стены бани, частично отреставрированы огромные каменные винные давильни.

В 1970-1980 гг. под руководством архитектора Л. Садояна были составлены проект сооружения входа на территорию заповедника, включающий установку памятника-родника, восстановления стелы со скульптурой орла, ремонта подъездных дорог, проект ремонта и расширения старого здания музея (авторы: Л. Садоян, Т. Геворгян, А. Степанян, Г. Микаелян). Частично был осуществлен общий план благоустройства территории комплекса, начаты мероприятия по сохранению и укреплению памятника.

В 1986-1992 гг. по проекту архитектора Л. Садояна Управлением по охране и использованию памятников истории и культуры при Совете министров Армянской ССР под руководством Л. Барсегяна были восстановлены аркада с капителями с корзиночным плетением и рельефным изображением орла, алтарная апсида, мощение пола, ряд архитектурных обломков.

В 1995-1998 гг. под руководством архитектора Т. Геворгяна проводились работы по восстановлению округлой стены первого этажа, пилястров, нижних участков западного, юго-западного и южного порталов.

В 2002-2004 гг. при содействии и на средства фонда «Линс» были обмерены и оцифрованы около 2000 деталей и обломков, созданы проекты укрепления, частичного восстановления и благоустройства территории историко-культурного комплекса «Звартноц»: восстановлены западный портал, аркатура южной апсиды, внешняя облицовка (архитектор Г. Налбандян), осуществлены работы по проектированию и строительству объекта для обслуживания посетителей.

В 2000 г. комплекс памятников «Звартноц» был включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Важным условием совершенствования системы наблюдений за состоянием наследия являются осуществленные в последние годы фотофиксация и оцифровка архитектурных деталей и храма в целом. Начали проводиться работы по надзору и фиксации памятника при помощи аэросъемки.

Ныне актуализируется проблема основательного благоустройства, раскладки архитектурных деталей и организации современной экспозиции под открытым небом. Весной 2017 г. создана группа специалистов под руководством архитектора Г. Налбандяна, которая начала работы по проектированию к западу от памятника легкой конструкции, на которой будут собраны и экспонированы сохранившиеся архитектурные детали арок и др. частей храма. Это будет способствовать, с одной стороны, более детальному и доступному экспонированию архитектурных деталей, с другой, расположение их на пандусе будет способствовать лучшему их сохранению. В рамках того же проекта на прозрачном экране размером около десяти метров планируется организовать виртуальную реконструкцию памятника.

Намечаются работы по консервации и установке навеса над ви-нодавильней, после чего примыкающая территория может быть использована для проведения осеннего «Праздника вина», ставшего в Армении традиционным.

Рис. 11. Винодавильня

НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):7-26

Деятельность по сохранению объекта культурного наследия направлена, в том числе, на его популяризацию и передачу последующим поколениям. В настоящее время филиал Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения историко-культурный музей-заповедник «Звартноц» - одна из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Звартноц включен в международные и республиканские туристические маршруты. За последние три года его посетили более 133 000 туристов из разных стран мира, для которых было проведено свыше 1 350 экскурсий. За тот же период на территории музея-заповедника проведено более 40 мероприятий, конференций и выставок.

Рис. 12. Фрагмент музейной экспозиции

1Ü3 **

_ с-Г • л | с . А

Рис. 13. Солнечные часы храма Звартноц (VII в.) с надписью «Да будет во все времена принята молитва во имя господа»

Y

Рис. 14. Деталь паруса с барельефным изображением строителя (архитектора)

, N

ч

\

Рис. 15. Фрагменты мозаики интерьера храма VII в. 19

Рис. 17. Поливная керамика, XI-XIII вв. 20

Рис. 18. Деталь сосуда для хранения ртути

Рис. 19. Фрагмент кровельной черепицы

На территории музея-заповедника, совместно с организацией «Студенческие отряды Армении» и волонтерами из России, Испании, Франции, Германии и других стран, проходит ежегодный проект ЮНЕСКО «Патримонито». С 2010 г. на территории музея-заповедника осуществляется также ежегодный проект для посетителей с ограниченными возможностями «Я могу чувствовать дух времени». В 2012 г. на территории музея-заповедника состоялись мероприятия в рамках празднования пятисотлетия армянского книгопечатания, там же было объявлено о присвоении Еревану титула ЮНЕСКО «Всемирная столица книги - 2012».

Рис. 20. На проекте ЮНЕСКО «Патримонито»

Храм Звартноц является одним из редчайших и неповторимых памятников раннесредневековой архитектуры Армении. Наша задача - сохранить и передать уникальный памятник следующим поколениям, которым еще многое надлежит сделать в сфере его сохранения, укрепления, благоустройства и популяризации.

Рис. 21. Принятие присяги 22

Рис. 22. Регистрация брака

Рис. 23. Вечернее освещение храма

Литература

1. Шульгин П.М., Разработка принципов и методов мониторинга объектов культурного наследия. М., 2012.

2. Мартыненко И.Э., Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия. Гродно, 2005.

3. Линецкий А. В., Двуреченских В. А., Гаспарян М. Ю. и др. Оценка историко-культурного наследия Армении. Москва, Тровант, 2010. С. 201-211.

4. Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa, Bd. 1. Wien, 1918.

eg?) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):7-26

5. Тер-Мовсесян М. (Месроп Вардапет). Эчмиадзин и древнейшие армянские церкви. СПб, 1905.

6. Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие армянские церкови VII в. // Этнографический журнал, кн. 15/16, Тифлис, 1907 (на арм. языке).

7. Дадьян Х., 20 июня 1907 // Журнал «Арарат», № 7/8, Эчмиадзин, 1907 (на арм. языке).

8. Дадьян Х. Арташат (Вагаршапат) // Журнал «Арарат». № 2. Эчмиадзин, 1909 (на арм. языке).

9. Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. Москва: Изд. Академии наук СССР, 1969.

10. Арутюнян Н.В. Топонимика Урарту. Ереван. Изд. Академии наук Арм. ССР, 1985.

11. Себеос, История. Ереван: Изд. Академии наук Арм. ССР, 1979 (на древнеар-мянском яз. - грабаре).

12. Каланкатваци Мовсес, История страны Алванк. Ереван: Изд. «Айастан», 1969 (на арм. языке).

13. Драсханакертци Ованес, История Армении, Ереван, 1996, изд. Ереванского государственного университета, 1996 (на арм. языке).

14. Арутюнян В.М., Звартноц. Ереван, 1947 (на арм. языке).

15. Хечумян В. Звартноц. Ереван, 1947.

16. Арутюнян В. М., Сафарян С.А. Памятники армянского зодчества. Москва -Ленинград, 1951.

17. Кафадарян К.К. Звартноц // Историко-филологический журнал (ИФЖ). Ереван. 1959. № 4 (на арм. языке).

18. Токарский Н.М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961.

19. Марутян Т. Звартноц, Ереван, 1963 (на арм. языке).

20. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965.

21. Мнацаканян С. Звартноц. Ереван, 1971.

22. Harouthiounian V., HasrathianM. Monuments of Armenia. Beirut, 1975. С. 64-71.

23. Тораманян Т. Звартноц. Ереван: изд. «Советакан грох», 1978 (на арм. языке).

24. Губарева М.В., Низовский А.Ю., Звартноц. Сто великих храмов мира. М., 1999.

25. Маилов С.А. Пластика и форма в архитектуре Армении V-VII вв.: (От собора св. Эчмиадзин к Звартноцу) // Архитектурное наследство. Вып. 46. М., 2005.

26. Gurèghian J.V. Architectures Arméniennes. Paris: Librairie Orientalistte Paul Geuthner, 2015.

27. Акопян З. Символический образ Звартноца: к вопросу определения рельефных образов // Эчмиадзин. 2006. № 6 (на арм. языке).

28. Якобсон А.Л. Архитектурные связи Кавказской Албании и Армении, Историко-филологический журнал. 1977. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Панайотова-ПигеД. Бана - сабор VII в. // Журнал «Ани», 1992. № 3/4.

30. Тораманян Т. Ани. Церковь Св. Григория (Гагикашен^, Ереван, 2014.

31. Пирузян С., Матевосян А. Храм Звартноц: Причины и время разрушения // ИФЖ, 1984. № 3.

THE ZVARTNOTS TEMPLE: CONDITION OF THE UNESCO WORLD HERITAGE OBJECT

L. Gevorgyan, A. Piliposyan

glp6l@mail.ru, piliposyan@yahoo.com

Agency for safeguarding of historical environment and historical-cultural museum-preserves within the Ministry for culture of Republic of Armenia Yerevan, Republic of Armenia

Abstract. Preservation and popularization of cultural heritage are necessary for the integrity of cultural environment of the region, confirmation and intensification of people's national identity. The most significant eight historical and cultural monuments of the Republic of Armenia are included into the UNESCO World Cultural Heritage List. The Zvartnots archeological site is among them (2000). Excavations there started in the late XIX century and as a result, artifacts of different periods were discovered. The complex consists of the St. Gregory Church and some secular buildings. Over the recent time, the issues of beautification, the layout of the architectural elements and the organization of an exhibition under the open sky have arisen. Currently the "Zvartnots" Site and Museum is one of the most visited tourist attractions in Armenia.

Keywords: the Zvartnots Temple, the St. Gregory Church, cultural heritage, excavations, reconstruction, popularization.

For citation: Gevorgyan L., Piliposyan A. The Zvartnots temple: condition of the UNESCO world heritage object. Heritage and Modern Times. 20l9;2(l):7-26.

References

1. ShuVgin P. M., Razrabotka principov i metodov monitoringa obvvektov kuTturnogo naslediya, M., 2012.

2. Marty^nenko I. E\, Pravovoj status, oxrana i vosstanovlenie istoriko-kuTturnogo naslediya, Grodno, 2005.

3. Lineczkij A. V., Dvurechenskix V. A., Gasparyan M. Yu., Rodina E. Yu., Delba V. V., Akimov P. A., Davy^dov A. V., Zhosanu P. A., Eropkina E. G., Nepochatoj D. A., Ocenka istoriko-kuTturnogo naslediya Armenii, Moskva, Trovant, 2010. P. 201-211.

4. Strzygowski J., Die Baukunst der Armenier und Europa, Bd. 1, Wien 1918.

5. Ter-Movsesyan M. (Mesrop vardapet), Evchmiadzin i drevnejshie armyanskie cerkovi, SPb, 1905.

6. Ter-Movsesyan M., Evchmiadzin i drevnejshie armyanskie cerkovi VII v. // "Evtnograficheskij zhurnal", kn. 15/16, Tiflis 1907 (na arm. yazyvke).

7. Dad^yan X., 20 iyunya 1907 // Zhurnal "Ararat", № 7/8, Evchmiadzin, 1907 (na arm. yazyvke).

8. Dad yan X., Artashat (Vagarshapat) // Zhurnal "Ararat", № 2, Evchmiadzin, 1909 (na arm. yazyvke).

9. Melikishvili G. A., Urartskie klinoobraznyve nadpisi, Moskva, 1960, izd. Akademii nauk SSSR.

10. Arutyunyan N. V., Toponimika Urartu, Erevan, 1985, izd. Akademii nauk Arm. SSR.

11. Sebeos, Istoriya, Erevan, 1979, izd. Akademii nauk Arm.SSR (na drevnearmyan-skom yaz. - grabare).

12. Kalankatvaci Movses, Istoriya stranyv Alvank, Erevan, 1969, izd. "Ajastan" (na arm. yazyvke).

13. Drasxanakertci Ovanes, Istoriya Armenii, Erevan, 1996, izd. Erevanskogo gosu-darstvennogo universiteta (na arm. yazyvke).

14. Arutyunyan V. M., Zvartnocz, Erevan, 1947 (na arm. yazyvke).

15. Xechumyan V., Zvartnocz, Erevan, 1947.

eg?) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):7-26

16. Arutyunyan V. M., Safaryan S.A., Pamyatniki armyanskogo zodchestva, Moskva - Leningrad, 1951.

17. Kafadaryan K. K., Zvartnocz, Istoriko-filologicheskij zhurnal (IFZh), Erevan, 1959, № 4 (na arm. yazyvke).

18. Tokarskij N. M., Arxitektura Armenii IV-XIV vv., Erevan, 1961.

19. Marutyan T., Zvartnocz, Erevan, 1963 (na arm. yazyvke).

20. Krautheimer, R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965.

21. Mnaczakanyan S., Zvartnocz, Erevan, 1971.

22. Harouthiounian V., Hasrathian M., Monuments of Armenia. Beirut, 1975. P. 64-71.

23. Toramanyan T. Zvartnocz, Erevan, 1978, izd. «Sovetakan grox» (na arm. yazyvke).

24. Gubareva M. V., Nizovskij A.Yu., Zvartnocz // Sto velikix xramov mira. M., 1999.

25. Mailov S. A., Plastika i forma v arxitekture Armenii V-VII vv.: (Ot sobora sv. Evchmiadzin k Zvartnoczu) // Arxitekturnoe nasledstvo, vyvp. 46, M., 2005.

26. Gurèghian J. V., Architectures Arméniennes, Paris 2015, Librairie Orientalistte Paul Geuthner.

27. Akopyan Z., Simvolicheskij obraz Zvartnocza: K voprosu opredeleniya relvefnyvx obrazov // Zhurnal "Evchmiadzin", № 6, Evchmiadzin, 2006 (na arm. yazyvke).

28. Yakobson A. L., Arxitekturnyve svyazi Kavkazskoj Albanii i Armenii, Istoriko-filologicheskij zhurnal, Erevan, 1977, № 1.

29. Panajotova-Pige D., Bana - sabor VII v. // Zhurnal "Ani", № 3/4, Erevan, 1992.

30. Toramanyan T., Ani. Cerkovv Sv. Grigoriya (Gagikashen), Erevan, 2014.

31. Piruzyan S., Matevosyan A., Xram Zvartnocz: Prichinyv i vremya razrusheniya // IFZh, № 3, Erevan 1984.

Сведения об авторах

Геворгян Лианна Погетовна, профессор МАДЕНМ, заместитель директора Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения. E-mail: glp6l@mail.ru

Пилипосян Ашот Суренович, доктор исторических наук, профессор, Учёный секретарь Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения. E-mail:piliposyan@yahoo.com

Authors of the publication

Lianna Gevorgyan, professor of MADENM, vice director of the Service for Protection of Historical Environment and Historical-Cultural Museum-Reserves within the Ministry for Culture of Republic of Armenia. E-mail: glp6l@mail.ru

Ashot Piliposyan, Doctor of History, professor, academician secretary of the Service for Protection of Historical Environment and Historical-Cultural Museum-Reserves within the Ministry for Culture of Republic of Armenia. E-mail: piliposyan@yahoo.com

Дата поступления 02.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.