Научная статья на тему 'Роль и задачи археологических музеев-заповедников в сохранении исторической среды и социально-экономическом развитии территорий'

Роль и задачи археологических музеев-заповедников в сохранении исторической среды и социально-экономическом развитии территорий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
562
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археологические музеи-заповедники / живые музеи / музеи под открытым небом / сайт-музеи / охрана и использование культурного наследия / Эребуни / Зварноц / Гарни / Мецамор / сохранение исторической среды / archaeological museum-preserve / live museums / open air museums / site-museums / protection and use of cultural heritage / Erebuni / Zvarnots / Garni / Metsamor / preservation of historical environment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипосян Ашот Суренович, Геворгян Лианна Погетовна

Рассмотрена роль и обозначены задачи археологических музеев-заповедников в сохранении исторической среды и социально-экономическом развитии территорий. Детально описаны ведущие музеи-заповедники Армении (Эребуни, Зварноц, Гарни – самый посещаемый, Мецамор) с оценкой их состояния, музейных фондов и посещаемости. Сделан вывод, что соци-альная значимость памятника архитектуры и его туристическая привлекательность не связана с научным потенциалом самого объекта, а является результатом проведенного благоустройствао, умелого менеджмента, единой и гибкой стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND TASKS OF ARCHAEOLOGICAL MUSEUM-RESERVES IN PRESERVATION OF HISTORICAL ENVIRONMENT AND SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article examines contribution and challenges of archaeological museum-preserves in preservation of historical environment and social-economic development of territories. The most significant Armenian museum-preserves (Erebuni, Zvarnots, Garni, the most visited, and Metsamor, are described with characterization of their current sotuation, museum funds, and attendance. The conclusion is, that social importance of architecture monument of architectural landmarks and their tourist attractivity is not connected with the scientific potential of the object, but results in providing of public amenities, smart management, peristent and flexible development strategy.

Текст научной работы на тему «Роль и задачи археологических музеев-заповедников в сохранении исторической среды и социально-экономическом развитии территорий»

УДК 902:332.1

РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян

info@hushardzan.am; info@hushardzan.am

Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация. Рассмотрена роль и обозначены задачи археологических музеев-заповедников в сохранении исторической среды и социально-экономическом развитии территорий. Детально описаны ведущие музеи-заповедники Армении (Эребуни, Зварноц, Гарни - самый посещаемый, Мецамор) с оценкой их состояния, музейных фондов и посещаемости. Сделан вывод, что социальная значимость памятника архитектуры и его туристическая привлекательность не связана с научным потенциалом самого объекта, а является результатом проведенного благоустройствао, умелого менеджмента, единой и гибкой стратегии развития.

Ключевые слова: археологические музеи-заповедники, живые музеи, музеи под открытым небом, сайт-музеи, охрана и использование культурного наследия, Эребуни, Зварноц, Гарни, Мецамор, сохранение исторической среды.

Культурное наследие, в частности его историко -археологическая составляющая, сегодня все больше становится основополагающей при укрепляющемся приоритетном значении развития туризма для экономики многих стран. На базе научно обоснованного использования историко-археологического наследия возможна его эффективная пропаганда среди местного населения и туристов, число которых увеличивается с каждым годом.

Музеи-заповедники (или их аналоги: «живые музеи - living museums», «музеи под открытым небом - open air museums», «сайт-музеи всемирного наследия - site museums of world Heritage» и др.) чрезвычайно своеобразны и в то же время узнаваемы, благодаря особенностям их культурных объектов и ландшафта, а также музейной деятельности [1-3]. Каждый музей имеет свои цели и задачи, находки и открытия, собственные проблемы, и часто сам находит пути для их разрешения. Сегодня именно музей-заповедник наиболее полно соответствует представлению о музее как о многофункциональном институте социальной памяти, как о пространстве многообразных и многоуровневых коммуникационных процессов [4].

На территории Армении сконцентрировано более чем 25 тыс. уникальных объектов историко-культурного (в том числе археологи-

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

ческого) наследия. Однако, только небольшая часть их включена в состав охраняемых территорий - археологических музеев-заповедников. Сегодня в Армении музеи-заповедники - это важная, довольно быстро развивающаяся группа музеев.

За небольшим исключением, музеи-заповедники объединены в составе «Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» Министерства культуры Республики Армения. Основная миссия учреждения включена в само название - охрана и использование культурного наследия, в том числе археологического, без изъятия из исторической и природной среды. Создание подобного учреждения позволяет составить единую стратегию и реализовать единую политику охраны и использования археологических музеев-заповедников.

На территории Армении ныне действует 8 археологических по профилю, но различных по названию музеев-заповедников, из которых 5 включены в состав объединения. По своей значимости выделяется историко-археологический музей-заповедник Эребуни (фото 1), который находится в подчинении Мэрии города Еревана.

Фото 1. Историко-археологический музей-заповедник «Эребуни» (фото 1970-х гг.)

Город-крепость Эребуни был построен на холме Арин берд (юго-восточная окраина современного Еревана) во время правления урартского царя Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) [5-9]. Это один из немногих городов мира, об основании которого сохранились конкретные и достоверные клинописные тексты. Нынешнее название столицы Армении Еревана - это трансформированное название города-крепости Эребу-ни. Согласно своеобразному паспорту - клинописной надписи на базальте, город был построен на пустынной, ненаселённой территории

на пятом году царствования Аргишти I, в 782 г. до н.э. Таким образом, в октябре 2018 года городу Еревану исполнится 2800 лет.

Раскопки археологического памятника начались в 1950 году, но только 1964 году, по решению правительства Армении, на территории в 50 гектаров был создан археологический заповедник «Эребу-ни». Открытие музея на территории заповедника было приурочено к 2750-летию Еревана, которое торжественно отмечалось в 1968 году. Ныне фонд археологии музея-заповедника Эребуни насчитывает 12650 единиц хранения, а экспозиция - 1080 экспонатов. Ежегодно музей принимает около 25 000 посетителей как из Армении, так и из-за рубежа.

В качестве его филиалов действуют археологические музеи-заповедники Кармир блур и Шенгавит [10; 11].

Шенгавит - одно из древнейших раннеземледельческих поселений Закавказья, территория его составляет 4 гектара (фото 2). Раскопки этого памятника начались в 30-е годы XX столетия, были приостановлены во время Второй Мировой войны, затем продолжены с 1950-х гг. по сей день. Сейчас здесь работает армяно-американская совместная международная археологическая экспедиция.

Фото 2. Раннеземледельческое поселение III тыс. до н.э., Шенгавит

Что же касается археологического заповедника Кармир блур (урартское название города-крепости «Тейшебаини») (фото 3), то экспозиция музея этого всемирно известного памятника закрыта. Артефакты [12-15], найденные во время раскопок (с 1939 по 1971 гг.) экспедицией под руководством выдающегося востоковеда, бывшего директора Государственного Эрмитажа, академика Б.Б. Пиотровско-

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

го, хранятся, в основном, в подземных хранилищах Музея истории Армении и лишь часть их экспонируется в выставочном зале «Урарту» этого музея.

Фото 3. Общий вид урартской крепости Кармир блур (Тейшебаини)

Отметим, что, в отличие от головного музея «Эребуни», который имеет в заповедной зоне музейное здание, где расположена постоянная экспозиция, экспозиции филиалов расположены в непригодных для деятельности сайт-музея деревянных, приспособленных под музей, сооружениях. Это обстоятельство затрудняет организацию и систематических раскопов, и хранительской, научно-массовой музейной деятельности. Последний факт ярко выражен в цифрах. Кармир блур: фонд - 1676 единиц хранения, экспозиция закрыта для посетителей. Шенгавит: фонд - 5669 единиц хранения, из которых экспонируется 429, в 2015 году музей-заповедник посетило всего 128 человек.

По профилю археологическим является историко-культурный музей-заповедник Звартноц (храм Звартноц) (фото 4) Храм расположен в центре Араратской долины, напротив библейского Арарата, в историческом месте Арапар или Звартноц (что с древнеармянского переводится как храм «Небесных бдящих сил»). В III—I тыс. до н.э. эта территория уже была населена, были развиты хозяйство и культура. К этому периоду относятся найденные во время раскопок подпорка для очага (III тыс. до н.э.), культовый фалловидный столп (II тыс. до н.э.), а также хорошо обработанная дисковидная плита производственного назначения (II—I вв. до н.э.). В 1900 году, во время археологических

раскопок на территории Звартноца была найдена стела с клинообразной надписью урартского царя Русы II, в которой упоминается проведение некоторых хозяйственных работ: строительство канала, высадка виноградника и прочее.

Фото 4. Историко-культурный музей-заповедник «Звартноц» (храм Григория Просветителя)

Летописец VII в. Себеос свидетельствует: «В то время католикос армянский Нерсес задумал построить себе жилище близ святых церквей города Вагаршапата, на дороге, где, как говорят, царь Тиридат вышел навстречу св. Григорию (Просветителю). Построил там одну церковь во имя небесных ангелов... высокое сооружение... привел воду из реки и превратил эту каменистую местность в плодородные земли: посадил сады и деревья и оградил жилище высокой стеной». Он с восхищением пишет о красоте Звартноца, считая его достойным славе бога. Храм под названием «Звартноц» упоминает только Себеос. Все остальные летописцы называют его «храмом св. Григория». Исследователи считают, что такое название связано с перезахоронением из с. Тордан в Звартноц праха Григория Просветителя.

Храм просуществовал около 320 лет, был разрушен в X в. и несколько веков оставался под толстым слоем земли. Раскопки памятника начались в 1898 году и продолжались до начала 30-х гг. XX века. Территория храмового комплекса Звартноц получила статус заповедной в 1937 году. До 90-х гг. XX века в здании музея, расположенного на территории заповедника, была небольшая экспозиция. В настоящее время и общая, и экспозиционная площади выросли более чем вчетверо. Собрание насчитывает 5822 единицы хранения, из которых экспонируется 1590. Новая научная экспозиция сформирована на базе самого архитектурного ансамбля и предметов материальной культуры,

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

обнаруженных на территории памятника, а сам феномен «Звартноц» представляется в свете социально-экономического подъёма в историческом прошлом Армении и преподносится как результат развития вековой армянской культуры. Экспозиция продолжается на территории памятника, где вниманию посетителей представлены развалины храма, дворцовых построек, давильня [16-18].

Постановлением Совета Министров Армении № 709 от 1982 г. историко-культурному заповеднику Звартноц была выделена территория в 14,1 га. Выгодное расположение неподалеку от Еревана и проведенные некоторые работы по благоустройству привели к увеличению посещаемости: 46430 человек за 2015 год.

Самым посещаемым музеем-заповедником археологического профиля в Армении является историко-культурный музей-заповедник Гарни (фото 5).

Фото 5. Языческий храм позднеантичного периода Гарни (I в. н.э.)

Гарни - одно из древнейших поселений античной Армении. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что местность была населена с последней четверти IV тыс. до н.э. вплоть до позднего средневековья. Поселение подвергалось многочисленным набегам в XIII-XVII вв. Храм окончательно разрушился во время землетрясения 1679 года. Первые раскопки крепости Гарни были осуществлены в 1909-1911 гг. известным востоковедом Николаем Марром. Регулярные раскопки памятника начались в 1949 г. и с небольшими перерывами продолжаются до сих пор. В процессе раскопок в 1963 г. неподалеку от античного храма, в дворцовом зале, была обнаружена нижняя часть базальтового изваяния вишапа (каменного дракона), на

лицевой стороне которой сохранилась клинописная надпись царя Аргишти I [19].

Однако наиболее известным и важным, безусловно, является античный храмовый комплекс археологического памятника Гарни. На основании летописных свидетельств, лапидарных материалов и благодаря анализу архитектурно-строительного стиля исследователи пришли к выводу, что храм действительно был возведён во второй половине I в. Храм Гарни - единственный архитектурный памятник позднего античного (римского) периода, сохранившийся не только на территории Армении, но и во всем Кавказе. Храм построен из хорошо обработанных длиной до 1,5 м камней местного синеватого базальта. Стены сложены без раствора: сухая кладка. Камни как горизонтально, так и вертикально были соединены железными скобами, места их укрепления были залиты свинцом. Композиционно храм представляет собой периптер, установленный на римский подиум. Прямоугольный в плане зал размером 5,05 х 7,98 м, площадью около 40 м2 снаружи окружён ионическими колоннами.

В нескольких метрах западнее храма, на горизонтальной скальной оконечности мыса высились дворцовые сооружения. Во второй половине ХХ века во время раскопок открылись остатки царского дворца длиной более 40 м и шириной около 15 м. В южной части открытого в результате раскопа участка был обнаружен большой арочный зал пропорцией 1:2, открылись многочисленные комнаты различного предназначения и размеров. От зала сохранились остатки восточной и северной стен, соответственно высотой в 2,5-3,0 и 1,02,0 м. По всей вероятности, это было двухэтажное здание. На штукатурке одной из комнат дворцового комплекса сохранились следы темно-розовой краски, которые свидетельствуют о богатом убранстве дворцовых комнат и царских зал. В этой части сохранилась и трёхча-стная давильня винограда: сок по глиняным трубам из первой комнаты протекал во вторую и вливался в первый карас, оттуда, фильтруясь - во второй, далее - в третий.

Часть остатков дворцового здания осталась под фундаментом круглой в плане, четырехапсидной, центрально-купольной армянской церкви VII в. Сурб Сион (Св. Сион). Это свидетельствует о том, что уже в VII в. дворцовое здание было в руинах [20].

Самым ценным строением дворцового комплекса является царская баня. Она находится в 50-ти метрах северо-западнее храма. Построена с применением идентичной с другими зданиями комплекса строительной техники и из тех же материалов. Несмотря на то, что форма ее перекрытия неизвестна, обнаруженные во время раскопок изогнутые обломки штукатурки свидетельствуют о том, что, скорее всего, перекрытие было сводчатое. Баня состоит из расположенных

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

на одной оси четырёх комнат, в основании — отопительная система гипокауст. Ориентированные на юго-восток стены комнат внешне выгнуты, а внутри в плане полукруглые.

Под двойным полом купален равномерно установлены скрепленные друг с другом тонким слоем известкового раствора многочисленные столбики кирпичных дисков толщиной в 6,0—7,0 см и диаметром в 20,0—25,0 см. На столбиках были установлены крупные плиты (толщиной 6,0—7,0 см, площадью 60—70 см2), которые были покрыты раствором извести, песка и молотого кирпича толщиной в 5,0—8,0 см. Переходящие от топки между столбиками горячие воздух и дым согревали сначала кальдариум: купальни, предназначенные для купанья с горячей водой, потом тепидариум: купальни с тёплой водой, и далее достигали фригидариума: купален с холодной водой. Таким образом, купальни согревались по мере надобности и без потери тепла.

Особенно большой интерес представляет собой обнаруженный в 1953 г. мозаичный пол предбанника (аподитерии — раздевалки). Композиционно насыщенная мозаика сложена из природных камней 15 оттенков. Кубической формы камушки величиной 1,0—1,5 см3 были принесены из реки Азат. В центре мозаики в плетеной орнаментальной раме нежных тонов с помощью многочисленных кубиков мастерски сложены изображения богов Океана и Моря в образе могучего мужчины с рожками в густых волосах и приятной ясноокой женщины, по обе стороны головы — раки со щупальцами. Над парным портретом кубовидными камешками вишневого цвета сложена таинственная надпись на греческом языке: «Работал, ничего не получая». Пространство между плетеной рамой и центральной картиной композиционно заполнено изображениями известных по греческим мифам существ: ихтиандры, нереиды, рыбы, дельфины, устрицы, боги в человеческом обличье и т.д. Возле каждого из них по-гречески сложены их имена (Океанос, Таласа, Главкос, Тетис, Эрос, Гелеос и т. д.). В различных участках мозаики расположены надписи на греческом языке: «глубь моря», «морской покой», «красота», «морской берег». Мозаика античной бани Гарни в композиции имеет определённое сходство с мозаиками нач. IV в., которые были открыты во время раскопок в комагенском городе Зевгма возле исторического Айнтапа (в современной Турции).

Как сюжет, стиль и цветовые особенности мозаики гарнийской бани, так и архитектурные формы и замысел дают основание датировать строение концом III в. После принятия в Армении христианства как государственной религии (301 г.) древние крепости и фортификационные комплексы на всей ее территории, в основном, остались невредимыми, однако, до основания были разрушены языческие

культовые памятники. Лишь в отдельных местах некоторые капища были приспособлены к требованиям новой веры и были перестроены в христианские святилища. Исключением является храм Гарни. Он был сохранён и превращён в светское сооружение - летнюю резиденцию армянских царей Аршакидов [21; 22].

В 2002-2003 гг. на средства фонда «Линси» в историко-культурном музее-заповеднике «Гарни» были осуществлены значительные работы по восстановлению и благоустройству памятника. Частично был восстановлен вход в крепостной стене с двумя примыкающими башнями, античная баня была полностью взята под навес, была переложена кладка расшатанных стен дворцового зала и прилегающих строений, замощена площадь перед храмом, были проложены дорожки и построен наблюдательный пункт. В 2009 г. вся территория музея-заповедника была полностью радиофицирована, установлена система художественного иллюминирования, что расширило возможности музея-заповедника и позволило продолжить обслуживание посетителей и в вечерние часы. Здесь периодически проводятся научные, культурные, просветительские мероприятия. В течение года памятник посещает около 230 000 туристов, специалистов и учащихся из Еревана, различных областей республики, из разных стран мира. Одним из доказательств растущего интереса к «Историко-культурному музею-заповеднику Гарни» является и присуждение ему в 2011 г. первой премии авторитетного международного конкурса ЮНЕСКО «Охрана и управление культурными ландшафтами имени Мелины Меркури».

Древнейшим поселением, которое получило статус историко-археологического музея-заповедника с 1968 года и действует в составе вышеназванного объединения с 1988 года, является крепость-городище Мецамор (фото 6). Территория находится в центре Араратской долины в 35 км к западу от Еревана на вулканическом холме, образовавшемся около ста тысяч лет назад. Музей-заповедник занимает холм и прилегающую к нему территорию на берегу р. Мецамор [23-25]. Археологические раскопки, начатые в 1965 году и продолжающиеся с перерывами до сих пор, доказывают, что в этих богатых растительностью, водой и охотничьими угодьями плодородных местах человек обосновался уже в VI тыс. до н.э. В течение многих веков население Мецамора успешно занималось земледелием, скотоводством и различными ремеслами. Уже в III тысячелетии до н.э. холм был окружен циклопической стеной, фрагмент которой сохранился на территории музея-заповедника. На ней впоследствии (конец II начало I тысячелетия до н.э.) была надстроена новая стена с мощными контрфорсами. Справа - средневековый (XVIII в. н.э.) недостроенный водоем. Слева - участок медеплавилен, которые, к сожалению, плохо сохранились.

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

Фото 6. Историко-археологический музей-заповедник «Мецамор»

Собрание музея начало формироваться в 1965 году и сегодня насчитывает 27697 единиц хранения, из которых свыше 11000 выставлены в постоянной экспозиции. Наиболее ценные и уникальные артефакты эпохи поздней бронзы и раннего железа (XV/XIV—XI/IX вв. до н.э.) из золота, серебра, олова и драгоценных камней (около 450 единиц) экспонируются в специальной подземной кладовой музея [26; 27]. Среди них особо выделяются скарабеи египетских фараонов Тутмоса III и Рамзеса II [28; 29], цилиндрическая печать царя касситской Вавилонии — Куригальзу I (первая половина XV в. до н.э. — около 1390 г. до н.э.), и сардониксовая лягушковидная подвеска-гиря касситского правителя Улам-Бурариаша (начало XV в. до н.э. — около 1400 г. до н.э.), сына Бурна-Бурариаша (вторая половина XVI в. до н.э. — первая половина XV в. до н.э.), царя Вавилона [30; 31].

На территории музея-заповедника и сегодня ведутся раскопки, дающие новый, интереснейший материал. С 2013 года здесь работает совместная международная армяно-польская археологическая экспедиция. Однако, несмотря на огромное научное значение собрания музея, наличие здания, систематически обновляемой экспозиции, сегодня музей мало посещаем: 666 человек за 2015 год. Объясняется это многочисленными техническими проблемами: неблагоустроенные подъездные дороги, коммуникации и территория музея-заповедника.

Таким образом, как видим, социальная значимость памятника архитектуры не связана с его научным потенциалом. На его пропаганду, привлечение туристов в значительной мере влияют такие факторы как благоустройство, умелый менеджмент, единая и

гибкая стратегия развития. Уделено внимание и тем археологическим памятникам, территории которых не получили статус заповедников или музеев-заповедников. На данном этапе для повышения эффективности охраны территорий археологических памятников необходимы некоторые мероприятия:

- разработка долгосрочного проекта по выявлению тех археологических памятников, которые смогут работать в режиме музеев-заповедников,

- разработка долгосрочного проекта по реализации сохранения объектов археологического наследия и развития территории. Сюда войдут:

- всесторонее исследование памятника;

- консервация, реставрация недвижимых и движимых памятников;

- строительство здания музея и коммуникаций;

- сохранение имеющегося и реконструкция утерянной историко-культурной среды (природной, этнографической);

- благоустройство территории заповедника;

- музеефикация археологических памятников;

- создание системы безопасности;

- подготовка кадров;

- создание системы обслуживания посетителей;

- создание правовой основы для деятельности музеев-заповедников (введение дополнений к проекту о музеях и музейном фонде Республики Армения);

- создание правовой базы по оценке и возмещению ущерба, нанесенного памятникам архитектуры [32].

Осознание и решение вышеперечисленных проблем актуально, поскольку деятельность музеев-заповедников может оказывать огромное влияние на общество, так как именно археологические музеи-заповедники обладают необычайно широким спектром презентационных, образовательных и воспитательных возможностей, основанных на подлинном материале, имеют неиссякаемый научный потенциал.

Литература

1. Музеи-заповедники - музеи будущего (Международная научно-практическая конференция, Материалы и доклады), Елабуга 2014, С. 3.

2. Мониторинг археологического наследия и земельный кадастр (сб. статей под ред. ЮА. Веденина и С.В. Гусева). М.: 2000.

3. Шульгин ПМ., Иванов И.Г., Кулиев А.Н., Штеле О.Е. Концепция создания музея-заповедника «Ледовое побоище» // «Наследие и современность». Вып. 15. М., 2007. С. 73-93.

4. Гусев С.В., Загорулько А.В., Минеева ИМ., Ожередов Ю.И. Археологические музеи-заповедники Российской Федерации: Проблемы формирования и функционирования, т. I, Европейская часть России, Томск, 2010. С. 10-28.

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

5. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М-Л.: 1959. С. 31.

6. Оганесян КЛ. Арин берд I. Ереван, 1971.

7. Ходжаш С.И., Труханова Н.С., Оганесян КЛ. Эребуни, М.: 1979.

8. Арутюнян Н.В. Топонимика Урарту. Ереван, 1985. С. 257-258.

9. Pilipossyan A. Erebouni, l'ancêtre d'Erevan ("Les douze capitales d'Arménie" sous la direction de P.Donabédian et C. Mutafian), (Somogy éditions d'art). Paris, 2010. Pp. 207-214.

10. Байбуртян Е. Последовательность древнейщих культур Армении на основании археологического материала. Ереван, 2011. С. 26-60.

11. Бадалян Р. Шенгавит. Ереван, 2015.

12. Пиотровский Б.Б. Кармир блур I. Ереван, 1950.

13. Пиотровский Б.Б. Кармир блур II. Ереван, 1952.

14. Пиотровский Б.Б. Кармир блур III. Ереван, 1955.

15. Мартиросян А. Город Тейшебаини. Ереван, 1961.

16. Линецкий А.В., Двуреченских ВА., Гаспарян М.Ю., Родина Е.Ю., Делба В.В., Акимов ПА., Давыдов А.В., Жосану ПА., Еропкина Е.Г., Непочатой ДА. Оценка историко-культурного наследия Армении. М., 2010. С. 201-211.

17. www.hushardzan.am

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. http://www.atb.am/ru/armenia/sights/museum/zvartnotc/

19. Арутюнян Н. Корпус урартских клинообразных надписей. Ереван, 2001, с. 225-226.

20. Пилипосян А., Мовсисян М., Закян А. Путеводитель по историко-культурному музею-заповеднику Гарни. Ереван, 2015.

21. Тревер К.В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н.э. — IV в. н.э.). М.-Л., 1953. С. 187.

22. Piliposyan А., Movsisyan M., Zaqyan A. Guide Historico-Cultural Museum-Reservation Garni. Yerevan, 2014.

23. Ханзадян Э. Мецамор (буклет). Ереван, 1991.

24. Chanzadjan E. Kultanlagen in Metsamor im Armenischen Hochland, «Das Altertum», Ht.1, Bd.26, Berlin. 1980, s. 34-40.

25. Dézélus R. Metsamor, Vienne, 1993.

26. Khanzadian Е. Metsamor 2, La necropole, vol. 1, Les Tombes du Bronze Moyen et Resent. Civilisations du Proche-Orient, Hors serie 1, Neuchâtel-Paris, 1995.

27. Piliposyan A. Excavations at Metsamor (in «Problems of Early Metal Age Archaeology of Caucasus and Anatolia» Proceedings of International Conference). Tbilisi, 2014, pp. 42-51.

28. Ханзадян Э., Пиотровский Б. Цилиндрическая печать с древнеегипетской иероглифической надписью из Мецаморского могильника. «ИФЖ», № 4. Ереван, 1984. С. 59-65.

29. Piliposyan A., Zaqyan A., Gevorgyan L., Poghosyan D., Piliposyan A. Ihe Gold of Metsamor (A Guide to the Special Fund of the "Metsamor" Historical-Archaeological Museum-Preserve). Yerevan, 2015.

30. Ханзадян Э., Саркисян Г., Дьяконов И. Вавилонская гиря XVI в. до н.э. с клинописной надписью из раскопок Мецамора. «Древний Восток», вып. IV. Ереван, 1983. С. 113-122.

31. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых: обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия (под ред. И.М. Дьяконова). М. 1983.

32. Линецкий А.В., Двуреченских ВА., Гаспарян М.Ю., Родина Е.Ю., Делба В.В., Акимов ПА., Давыдов А.В., Жосану ПА., Еропкина Е.Г., Непочатой ДА. Оценка историко-культурного наследия Армении. М., 2010. С. 208-211.

ROLE AND TASKS OF ARCHAEOLOGICAL MUSEUM-RESERVES IN PRESERVATION OF HISTORICAL ENVIRONMENT AND SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

A. Piliposyan, L. Gevorgyan

Service for protection of historical environment and historical and cultural museum-preserves of the Ministry for Culture of Republic of Armenia Yerevan, Republic of Armenia

Abstract. The article examines contribution and challenges of archaeological museum-preserves in preservation of historical environment and social-economic development of territories. The most

significant Armenian museum-preserves (Erebuni, Zvarnots, Garni, the most visited, and Metsamor, are described with characterization of their current sotuation, museum funds, and attendance. The conclusion is, that social importance of architecture monument of architectural landmarks and their tourist attractivity is not connected with the scientific potential of the object, but results in providing of public amenities, smart management, peristent and flexible development strategy.

Keywords: archaeological museum-preserve, live museums, open air museums, site-museums, protection and use of cultural heritage, Erebuni, Zvarnots, Garni, Metsamor, preservation of historical environment.

References

1. Muzei-zapovedniki - muzei budushchego (Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfe-rentsiya, Materialy i doklady), Elabuga 2014, P. 3.

2. Monitoring arkheologicheskogo naslediya i zemel'nyi kadastr (sb. statei pod red. YuA. Vedenina i S.V. Guseva). M.: 2000.

3. Shul'gin P.M., Ivanov I.G., Kuliev A.N., Shtele O.E. Kontseptsiya sozdaniya muzeya-zapovednika «Ledovoe poboishche» // «Nasledie i sovremennost'». Iss. 15. M., 2007. P. 73-93.

4. Gusev S.V., Zagorul'ko A.V., Mineeva IM., Ozheredov Yu.I. Arkheologicheskie muzei-zapovedniki Rossiiskoi Federatsii: Problemy formirovaniya i funktsionirovaniya, v. I, Evropeiskaya chast' Ros-sii, Tomsk, 2010. P. 10-28.

5. Piotrovskii B.B. Vanskoe tsarstvo (Urartu). M-L.: 1959. p. 31.

6. Oganesyan K.L. Arin berd I. Erevan, 1971.

7. Khodzhash S.I., Trukhanova N.S., Oganesyan K.L. Erebuni, M.: 1979.

8. Arutyunyan N.V. Toponimika Urartu. Erevan, 1985. P. 257-258.

9. Pilipossyan A. Erebouni, l'ancêtre d'Erevan ("Les douze capitales d'Arménie" sous la direction de P.Donabédian et C. Mutafian), (Somogy éditions d'art). Paris, 2010. Pp. 207-214.

10. Baiburtyan E. Posledovatel'nost' drevneishchikh kul'tur Armenii na osnovanii arkheologicheskogo materiala. Erevan, 2011. P. 26-60.

11. Badalyan R. Shengavit. Erevan, 2015.

12. Piotrovskii B.B. Karmir blur I. Erevan, 1950.

13. Piotrovskii B.B. Karmir blur II. Erevan, 1952.

14. Piotrovskii B.B. Karmir blur III. Erevan, 1955.

15. Martirosyan A. Gorod Teishebaini. Erevan, 1961.

16. Linetskii A.V., Dvurechenskikh VA, Gasparyan M.Yu., Rodina E.Yu., Delba V.V., Akimov P.A., Davydov A.V., Zhosanu P.A., Eropkina E.G., Nepochatoi DA. Otsenka istoriko-kul'turnogo naslediya Armenii. M., 2010. P. 201-211.

17. www.hushardzan.am

18. http://www.atb.am/ru/armenia/sights/museum/zvartnotc/

19. Arutyunyan N. Korpus urartskikh klinoobraznykh nadpisei. Erevan, 2001, p. 225-226.

20. Piliposyan A., Movsisyan M., Zakyan A. Putevoditel' po istoriko-kul'turnomu muzeyu-zapovedniku Garni. Erevan, 2015.

21. Trever K.V. Ocherkipo istorii kul'tury drevnei Armenii (II v. do n.e. — IVv. n.e.). M.-L., 1953. P. 187.

22. Piliposyan A., Movsisyan M., Zaqyan A. Guide Historico-Cultural Museum-Reservation Garni. Yerevan, 2014.

23. Khanzadyan E. Metsamor (buklet). Erevan, 1991.

24. Chanzadjan E. Kultanlagen in Metsamor im Armenischen Hochland, «Das Altertum», Ht.1, Bd.26, Berlin. 1980, p. 34-40.

25. Dézélus R. Metsamor, Vienne, 1993.

26. Khanzadian E. Metsamor 2, La necropole, vol. 1, Les Tombes du Bronze Moyen et Resent. Civilisations du Proche-Orient, Hors serie 1, Neuchâtel-Paris, 1995.

27. Piliposyan A. Excavations at Metsamor (in «Problems of Early Metal Age Archaeology of Ca u-casus and Anatolia» Proceedings of International Conference). Tbilisi, 2014, pp. 42-51.

28. Khanzadyan E., Piotrovskii B. Tsilindricheskaya pechat' s drevneegipetskoi ieroglificheskoi nadpis'yu izMetsamorskogo mogil'nika. «IFZh», № 4. Erevan, 1984. P. 59-65.

29. Piliposyan A., Zaqyan A., Gevorgyan L., Poghosyan D., Piliposyan A. The Gold of Metsamor (A Guide to the Special Fund of the —Metsamor" Historical-Archaeological Museum-Preserve). Yerevan, 2015.

30. Khanzadyan E., Sarkisyan G., D'yakonov I. Vavilonskaya girya XVI v. do n.e. s klinopisnoi nadpis'yu iz raskopokMetsamora. «Drevnii Vostok», vyp. IV. Erevan, 1983. P. 113-122.

А.С. Пилипосян, Л.П. Геворгян «РОЛЬ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ 2018

В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ № 1 (21)

И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ»

31. Istoriya Drevnego Vostoka. Zarozhdenie drevneishikh klassovykh obshchestv i pervye ochagi rabovladel'cheskoi tsivilizatsii. Chast' 1. Mesopotamiya (pod red. IM. D'yakonova). M. 1983.

32. Linetskii A.V., Dvurechenskikh VA, Gasparyan M.Yu., Rodina E.Yu., Delba V.V., Akimov P.A., Davydov A.V., Zhosanu P.A., Eropkina E.G., Nepochatoi DA. Otsenka istoriko-kul'turnogo nasle-diya Armenii. M., 2010. P. 208-211.

Авторы публикации

Пилипосян Ашот Суренович, доктор исторических наук, заместитель директора Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения, Ереван, Республика Армения. Email:

info@hushardzan.am

Authors of the publication

Ashot Piliposyan, Doctor of History, Deputy Director of Service for protection of historical environment and historical and cultural museum-preserves of the Ministry for Culture of Republic of Armenia. Email: info@hushardzan.am

Геворгян Лианна Погетовна, заместитель директора Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения, Ереван, Республика Армения. Email: info@hushardzan.am

Lianna Gevorgyan, Deputy Director of Service for protection of historical environment and historical and cultural museum-preserves of the Ministry for Culture of Republic of Armenia. Email: info@hushardzan.am

Дата поступления 11.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.