Научная статья на тему 'Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия'

Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А.

В статье исследованы особенности развития международных институтов регулирования отчетности устойчивого развития; установлены направления деятельности организаций, ответственных за разработку стандартов такой отчетности, к которым относятся АА 1000, GRI, Принципы Экватора, Глобальный договор ООН, Стандарты Саншайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В. В. ЕВДОКИМОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, проректор E-mail: victor1979@list. ru Е. А. ЛАГОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры бухгалтерского учета E-mail: lagovskaya1@meta. ua

Д. А. ГРИЦИШЕН, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет

*

В статье исследованы особенности развития международных институтов регулирования отчетности устойчивого развития; установлены направления деятельности организаций, ответственных за разработку стандартов такой отчетности, к которым относятся АА 1000, GRI, Принципы Экватора, Гпобальный договор ООН, Стандарты Саншайн.

Ключевые слова: устойчивое развитие, отчетность устойчивого развития.

* Окончание. Начало статьи см.: Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15 (213).

Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

Глобальный договор ООН. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в обращении к Всемирному экономическому форуму 31.01.1999 призвал бизнес-лидеров присоединиться к международной инициативе — Глобальному договору, которая должна объединить компании, агентства ООН, а также трудовые и общественные организации с целью поддержки мировых экологических и социальных принципов. Этап выполнения Глобального договора был начат в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 26.07.20001.

1 Глобальний Допжр // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www. globalcompact. org. ua/ua/about/what.

УПРАВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ДОГОВОРА -СОВЕТ ГЛОБАЛЬНОГО ДОГОВОРА (20 членов)

АГЕНТСТВА ГЛОБАЛЬНОГО ДОГОВОРА

Управление Верховного комиссара по правам человека

Глобальный договор, имеющий силу коллективного действия, направлен на рас -пространение ответственного корпоративного сообщества, чтобы коммерческие компании принимали участие в решении круга проблем, связанных с проблемами глобализации. Таким образом, частный сектор в сотрудничестве с другими социальными партнерами сможет способствовать реализации концепции устойчивого развития экономической, социальной и экологической сфер, открытых для всеобщего участия.

Глобальный договор — это ^--^-J

добровольная инициатива, пре-

Программа развития ООН

Экологическая программа ООН

Организация промышленного развития ООН

Международная организация труда

Управление ООН по наркотикам и преступности

L Привлечение j

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТЕРЫ

Правительства, определившие принципы, на которых базируется инициатива; компании, действия которых они хотят изменить

следующая две цели: введение в практику десяти принципов деловой деятельности во всем мире, содействие деятельности по обеспечению достижения целей ООН2.

Для выполнения указан -ных целей Глобальный договор предлагает участие и содействие с помощью нескольких механизмов, а именно: политического диалога, обучения, национальных (региональных) сетей и проектов. Результат Глобального договора — составление и представление предприятием отчета по развитию, в котором должны раскрываться все аспекты деятельности фирмы.

Глобальный договор является мировой сетью, организационная структура которой приведена на рис. 4.

Управление Глобальным договором осуществляет руководящий орган — Совет Глобального договора. Управление координирует деятельность шести агентств ООН: Управления Верховного комиссара по правам человека; Экологической программы ООН; Международной организации труда; Программы развития ООН; Организации промышленного развития ООН, Управления

Трудовой сектор, в чьих руках находится глобальный производственный процесс

Организации гражданского

общества, представляющие широкий круг заинтересованных лиц

IL

ООН - единственный глобальный политический форум

2 Глобальний Договiр // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www globalcompact. org. ua/ua/about/what.

Рис. 4. Организационная структура сети Глобального договора

ООН по наркотикам и преступности, каждое из которых контролирует выполнение принципов, относящихся к его компетенции.

К Глобальному договору приобщаются также все важные социальные партнеры: правительства, определившие принципы, на которых базируется инициатива; компании, действия которых она стремится изменить; трудовой сектор, в чьих руках находится глобальный производственный процесс; организации гражданского общества, представляющие широкие массы заинтересованных лиц; в качестве авторитетного организатора выступает Организация Объединенных Наций — единственный действительно глобальный политический форум.

Управление Глобального договора (УГД) — это подразделение ООН, которому формально поручены оказание поддержки и общее руководство. Глобальный договор был утвержден решением Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/60/215), ему было поручено нести ответственность в масшта-

бах всей системы за развитие обмена передовым опытом. Управление Глобального договора также несет ответственность по вопросам адвокации и лидерства, содействия развитию сетей и поддержки коммуникационной инфраструктуры Глобального договора. Кроме того, УГД играет центральную роль в продвижении плана деятельности партнерства во всей системе ООН и несет общую ответственность за бренд-менеджмент и осуществление мер по обеспечению добросовестности.

Совет Глобального договора — совещательный орган, в котором принимают участие разные заинтересованные лица. Он проводит ежегодные собрания (первое собрание состоялось в июне 2006 г.) с целью предоставления постоянных стратегических и политических консультаций для инициативы в целом, а также формирования рекомендаций УГД, его участникам и другим заинтересованным лицам.

В состав Совета входят четыре группы — коммерческие компании, представители гражданского общества, трудовых организаций и ООН, каждая из которых, кроме общих совещательных функций, имеет различные функции и сферу ответственности. Хотя Совет в целом проводит свои собрания ежегодно, ожидается, что отдельные составляющие группы будут взаимодействовать с УГД на постоянной основе. Генеральный секретарь, председатель Фонда Глобального договора и исполнительный директор УГД имеют места в Совете по должности.

Мировая сеть Глобального договора имеет представительства во многих странах мира, в том числе и в Украине. Сеть Глобального договора Украины включает подписчиков Глобального договора в Украине, в частности компании, бизнес-ассоциации, объединения профсоюзов, объединения работодателей, неправительственные организации и другие общественные союзы, академические институты, объединившиеся в поддержку Глобального договора и его принципов в сфере прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды, борьбы с коррупцией и партнерства для устойчивого развития.

Миссия сети Глобального договора Украины заключается в содействии продвижению Глобального договора, концепции корпоративной социальной ответственности в Украине, продвижению

Рис. 5. Организационная структура сети Глобального договора в Украине

ее членов в сфере реализации десяти принципов Глобального договора через обучение, диалог и партнерство, а также в создании возможностей для многостороннего диалога и представления интересов сети совместными усилиями3.

Цели управленческой структуры сети Глобального договора Украины — способствовать большей причастности подписчиков Глобального договора и заинтересованных сторон к инициативе, а также объединить мероприятия членов сети в сфере корпоративной социальной ответственности с помощью согласованной организационной структуры для достижения устойчивого социального эффекта.

Сеть Глобального договора Украины имеет полуформальную организационную структуру (рис. 5). Она не является юридическим лицом.

Сеть Глобального договора Украины финансируется из добровольных спонсорских взносов ее членов. Организация Объединенных Наций оказывает поддержку, в том числе финансовую, сети Глобального договора и выполняет функцию Секретариата. На данном этапе членские взносы для подписчиков не предусмотрены.

Организационный комитет сети разрабатывает политику и стратегию инициативы Глобального договора в Украине, поддерживает продуктивный диалог среди членов и партнеров и представляет сеть Украины в региональных и международных мероприятиях. Организационный комитет является представительским органом сети Глобального договора Украины в центральном офисе Глобального договора ООН.

3 Модель управлшня. Принципи управлшня та оргашзацп Мережi Глобального Договору (ГД) Украши // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/about/ governance.

В обязанности Организационного комитета входят: разработка стратегии развития сети Глобального договора Украины и представление ее на обсуждение и утверждение членами сети; разработка ежегодного плана деятельности сети и представление его на обсуждение и утверждение членам сети; предоставление консультаций в процессе планирования совместных проектов и инициатив членов сети и партнеров; разработка предложений по усовершенствованию структуры управления и организационных принципов сети Глобального договора Украины по инициативе членов сети; принятие мер с целью обеспечения положительного имиджа сети; распространение информации о мерах, реализуемых Глобальным договором в Украине, а также за рубежом.

В состав Организационного комитета вошли представители бизнес-структур, правительства, неправительственных организаций (табл. 1), избранные в 2008—2009 гг.

Мероприятия сети Глобального договора поддерживаются Секретариатом, который располагается в пределах офиса ООН и состоит из трех человек: координатора Глобального договора (специалиста по общественному и частному партнерству), специалиста по коммуникациям и административного ассистента. Координатор имеет функцию ответственного лица за инициативу Глобального договора в Украине. Секретариат также отвечает за внутреннюю и внешнюю коммуникации сети.

Обязанностями Секретариата являются: информирование членов сети Глобального договора о решении Организационного комитета; оказание поддержки в выполнении ежегодного рабочего плана; информирование потенциальных новых участников инициативы о процессе присоединения к Глобальному договору; направление писем

поддержки новых участников инициативы в центральный офис; ввод информации о новых участниках во внутреннюю базу данных Глобального договора; информирование центрального офиса ежеквартально относительно будущих мероприятий, событий, местных проектов, национальных кампаний или локально разработанных материалов и документов; распространение информации, направляемой из офиса Глобального договора ООН сети в Украине; поддержание связей со СМИ для распространения информации об инициативе Глобального договора; надзор за надлежащим переводом международных документов и иных актов, учебных материалов на украинский язык; разработка ежегодного отчета и представление его на согласование Организационному комитету.

В Украине в 2010 г. насчитывалось 149 участников Глобального договора, среди которых З6 неправительственных организаций, четыре трудовых объединения, 67 компаний, 12 бизнес-ассоциаций, 28 представителей малого и среднего бизнеса и две организации CRM (Customers Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами).

Принципы Экватора. Принципы Экватора — это комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. Концепция Принципов Экватора базируется на природоохранных и социальных стандартах, применяемых Международной финансовой корпорацией (IFC) — членом группы Всемирного банка, осуществляющего финансирование в частном секторе. Эти принципы применяются в глобальном масштабе для кредитования в сфере банковского проектного финансирования с общей суммой капитальных затрат 10 млн долл. США и более.

Таблица 1

Состав Организационного комитета сети Глобального договора в Украине

Организационная структура Представители

Неправительственная организация Европейская бизнес-ассоциация

Профсоюзная организация Профсоюзные общества Украины

Украинские компании Банк «Надра», Систем Капитал Менеджмент, Киевстар

Иностранные компании, работающие в Украине Кока-кола

Организация работодателей Федерация работодателей Украины

Сделав такой шаг, банки взяли на себя ответственность за устойчивость финансируемых проектов. В основе взятых обязательств лежит трансформация роли финансовых институтов на рынке проектного финансирования. В прошлом обеспечение экологически и социально ответственного развития оставалось уделом исключительно заемщиков. От позиции невмешательства банки постепенно пришли к осознанию своей роли и ответственности в области рационального природопользования и регулирования социальных аспектов.

У каждого банка были собственные причины для принятия Принципов Экватора — финансовые потери, осознание рисков, давление со стороны общественности. Не менее важные соображения связаны с ожиданиями акционеров, позиционированием себя как лидера на рынке устойчивых инвестиций, необходимостью привлечения и удержания молодых талантливых кадров. Банки хотят участвовать только в проектах с определенным уровнем природоохранной и социальной ответственности.

При применении Принципов Экватора в рамках конкретного проекта исходным пунктом для банка станут изучение уровня экологических и социальных рисков, возникающих в связи с данным проектом, и присвоение ему той или иной категории с точки зрения рисков. В случае проекта с повышенным уровнем риска заемщика требуется оценка воздействий на окружающую среду с использованием количественных экологических показателей и базового требования открытия информации для местных сообществ. Условия предоставления кредитных средств предусматривают постоянную отчетность и контроль соответствия4.

После появления Принципов Экватора в качестве нового стандарта фокус внимания банков естественным образом сместился в сторону их практического применения. Присоединяясь к инициативе, каждый банк принимает на себя обязательство, связанное с разработкой плана реализации на весь период работы над тем или иным проектом.

В течение многих лет банки, работающие в секторе проектного финансирования, искали пути создания единых правил, отражающих со-

4 About the equator principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/abouttheeps. shtml.

циальные и экологические аспекты, применяемые в разных странах мира к проектам всех видов экономической деятельности.

В октябре 2002 г. для обсуждения этой проблемы в Лондоне собралась инициативная группа, в состав которой вошли представители нескольких банков, а также Международной финансовой корпорации (IFC) группы Всемирного банка5. В этом же году была создана организация Принципы Экватора финансовых учреждений (Equator Principles Financial Institution — EPFI), на которую были возложены разработка и совершенствование Принципов Экватора.

Участники совещания приняли решение разработать группу стандартов, которые могут быть применимы в банковской сфере для отражения экологических и социальных аспектов при осуществлении проектного финансирования.

В результате проведенной работы была издана первая редакция Принципов, которая была принята 04.06.2003 на собрании представителей банков, проходившем в Вашингтоне. В течение первых 3 лет применения Принципы поддержали 40 финансовых учреждений6. В июле 2006 г. была утверждена новая редакция Принципов Экватора.

Организационная структура управления Ассоциации Принципов Экватора представлена на рис. 6.

В состав Ассоциации Принципов Экватора входят представители финансово-кредитных учреждений, осуществляющих выполнение данных принципов в своей деятельности (финансировании инвестиционных проектов). Руководит Ассоциацией председатель (администратор), избирающийся из числа участников. Задачами Ассоциации являются: распространение Принципов Экватора среди финансово-кредитных учреждений мира; выполнение принципов участниками Ассоциации; принятие и совершенствование стандартов устойчивого развития с учетом изменений в международной практике и мнений заинтересованных сторон, раз-

5 The equator principles association governance rules // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http:// www. equator-principles. com/documents/EP_Governance_ Rules_June %202010.pdf.

6 Sullivan & Cromwell and Norton Rose Comment on the Equator Principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/index. shtml.

Рис. 6. Организационная структура Ассоциации Принципов Экватора

работка плана работы Ассоциации; утверждение бюджета и источников его формирования.

Председатель Ассоциации координирует работу возглавляемого им Управленческого комитета. Председатель комитета назначается на 1 год (но не более двух раз подряд) и избирается из участников комитета. Он осуществляет координацию работы Совета управляющих7.

Главная задача Совета управляющих заключается в управлении и развитии Принципов Экватора. Он занимается утверждением пояснений и рекомендаций к стандартам Экватора. Для утверждения пояснений и рекомендаций требуется более 50 % голосов от голосующего состава Совета управляющих. Непосредственно разработкой пояснений, рекомендаций, усовершенствованием стандарта Экватора занимается рабочая группа, создаваемая по инициативе участников Ассоциации, их количество должно быть не менее 15. Состав рабочей группы формируется из представителей участников EPFI (не более двух).

Финансирование Ассоциации осуществляется ее участниками, исходя из общих расходов организации путем равномерного их распределение между участниками. Взносы финансово-

7 The equator principles association governance rules // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http:// www. equator-principles. com/documents/EP_Governance_ Rules_June %202010.pdf.

кредитных учреждений являются добровольными.

За 2009—2010 гг. 71 мировым финансово-кредитным учреждением были составлены и опубликованы отчеты о социальной и экологической ответственности (табл. 2) согласно требованиям EPFI.

За 2009 г. было обнародовано 48 отчетов, в 2010 г. — 23. По мировым регионам наибольшую часть отчетов представили европейские учреждения — 34, из которых Нидерланды — шесть, Великобритания и Франция — по пять, Германия и Испания — по четыре, Норвегия — три, Португалия — два, Дания, Бельгия, Италия, Швеция и Швейцария — по одному. Финансово-кредитные учреждения Северной Америки подготовили 12 отчетов, в том числе Канада — семь и США — пять. Финансово-кредитные учреждения Латинской Америки представили девять отчетов, из них Бразилия — четыре, Аргентина, Чили, Уругвай, Колумбия и Коста-Рика — по одному. Соответствующие учреждения Африки опубликовали восемь отчетов, в том числе ЮАР — четыре, а Нигерия, Египет, Оман и Марокко — по одному. Азиатские финансово-кредитные учреждения представили четыре отчета, из которых Япония — три, а Китай — один. Учреждения Австралии и Океании подготовили четыре отчета, причем все отчетности были представлены финансово-кредитной сферой Австралии.

Финансовые организации приняли Принципы Экватора (организации EPFI) в целях обеспечения разработки финансируемых проектов на принципах социальной ответственности и согласно разумным практическим методам управления окружающей средой. Это позволяет, где возможно, устранить негативные последствия для экосистем и групп населения, связанные с соответствующими проектами, а в случаях, когда такие последствия не могут быть устранены, — уменьшить, смягчить и (или) компенсировать их надлежащим образом.

Стандарты Саншайн. Эти стандарты по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон приняты в 1996 г. Аль-

Таблица 2

Отчетность финансово-кредитных учреждений в соответствии с Принципами Экватора за 2009—2010 гг.

Регион Страна Финансово-кредитные учреждения

Азия Китай Industrial Bank Co., Ltd

Япония Mizuho Corporate Bank, Ltd, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, The Bank of TokyoMitsubishi UFJ, Ltd

Африка ЮАР Absa Bank Limited, First Rand Limited, Nedbank Limited, Standard Bank of Group Limited

Нигерия Access Bank Plc

Оман Bank Muscat S.A. O. G.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Египет Arab Afrikan International Bank

Марокко BMCE Bank

Европа Бельгия KBC Bank N. V.

Великобритания Barclays plc, HSBC Holdings plc, Lloyds Banking Group Plc, Royal Bank of Scotland, Standard Chartered PLC

Дания Eksport Kredit Fonde

Испания Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, S.A., Banco Santander S. A, Caja Navarra, La Caixa

Италия Intesa Sanpaolo SpA

Нидерланды ABN Amro Group, ASN Bank NV, FMO, ING Group N. V., NIBC Bank N. V., Rabobank Group

Германия DekaBank, KfW IPEX-Bank GmbH, UmCredit Bank AG, WestLB AG

Норвегия DnB NOR Bank ASA, Eksportfinans ASA, Nordea Bank AB

Португалия Banco Comercial Portugues, S.A., Banco Espirito Santo S. A

Франция BNP Paribas, Crédit Agricole Corporate and Investment Bank Dexia S.A., Natixis, Société Générale

Швейцария Credit Suisse Group

Швеция Skandinaviska Enskilda Banken AB

Латинская Америка Аргентина Banco de Galicia y Buenos Aires S.A.

Бразилия Banco Bradesco S.A., Banco do Brasil S.A., CAIXA Economica Federal, Itaú Unibanco S. A.

Колумбия Banco de Bogotá, S.A.

Коста-Рика CIFI

Уругвай Banco de la República Oriental del Uruguay

Чили CORPBANCA

Австралия и Океания Австралия ANZ, EFIC, National Australia Bank Limited, Westpac Banking Corporation

Северная Америка Канада Bank of Montreal, Bank of Nova Scotia, Canadian Imperial Bank of Commercer, Export Development Canada, Manulife Financial, Royal Bank of Canada, TD Bank Financial Group

США Bank of America Corporation, Citigroup Inc., Ex-Im Bank JPMorgan Chase and Co., Wells Fargo Bank, N. A.

янсом стейкхолдеров (США) — ассоциацией, объединяющей природоохранные и религиозные организации, а также организации по защите прав потребителей. В Стандартах Саншайн приводятся руководящие принципы относительно того, какую информацию корпорации должны регулярно представлять в ежегодном корпоративном отчете для заинтересованных сторон. Это информация, предоставляемая клиентам (о продукции и услугах), информация, предназначенная для сотрудников (гарантия занятости, безопасности и охраны здоровья),

информация для местного сообщества (структура собственности, финансовые показатели, влияние на внешнюю среду, объем налоговых выплат, количество созданных рабочих мест, инвестиции и благотворительная деятельность), информация для широкой общественности (торговля с враждебными странами, выполняемые государственные заказы, штрафы, которые были взысканы с компании) 8.

8 The Stakeholder Alliance // The Stakeholder Alliance [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. capponline. org/sa-desc. html.

Рис. 7. Организации и учреждения — разработчики принципов Саншайн

Отчетность устойчивого развития в соответствии со Стандартами Саншайн составляют и публикуют такие компании, как Coca-Cola, PotashCorp, Shell Canada, Amerada Hess, Anglo American, BG group, BP, ChevronTexaco, ExxonMobil.

Стандарты были разработаны Альянсом стейкхолдеров США с участием организаций и учреждений США, Великобритании, Канады (рис. 7). Эти стандарты представляют собой минимальный уровень раскрытия информации, указанный заинтересованными сторонами.

Стандарты Саншайн нацелены на формирование корпоративной отчетности предприятий для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны включают сотрудников, клиентов, поставщиков, вносящих значительный вклад в успех компаний.

Саншайн включают четыре стандарта: стандарт 1 «Клиенты», стандарт 2 «Сотрудники компании», стандарт 3 «Деятельность компании», стандарт 4 «Государственная и социальная политика». Эти стандарты призваны дополнять и расширять об-

щепринятые принципы бухгалтерского учета. Стандарты Саншайн базируются на основополагающем принципе, заключающемся в предоставлении предприятиями информации заинтересованным сторонам для принятия ими рациональных, взвешенных решений в системе рыночных отношений и защиты от негативных последствий действий компаний. Раскрываемая информация должна быть полной, точной, своевременной, понятной и правдивой. Заинтересованные стороны должны знать как преимущества деятельности компании, так и ее риски.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что каждая модель регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса нацелена на обеспечение пользователей информацией социального и экологического характера. Каждой модели присущи установленные цели. Руководящие органы разрабатывают соответствующее методическое и организационное обеспечение формирования и обнародования информации о социальной и экологической ответственности. Проведенное выше исследование касается институционального развития системы регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса, что имеет большое значение в разработке отечественной концепции формирования и представления отчетности о социальной и экологической ответственности.

При разработке отечественной концепции отчетности о социальной ответственности бизнеса необходимо учитывать особенности каждой из исследованных моделей. В первую очередь это должно отразиться в государственной политике и, соответственно, в законодательстве по регулированию бухгалтерского учета и отчетности.

Отчетность о социальной ответственности должна стать объектом регулирования бухгалтерского законодательства, что способствовало бы повышению ее роли и значения в экономическом развитии и системе управления социально-эко-

номическими процессами на микро- и макроуровнях.

Опираясь на опыт международного регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса, считаем, что отечественная концепция должна предусмотреть формирование институциональной основы регулирования, т. е. определение субъектов регулирования такого рода отчетности. Ведь каждая из рассмотренных моделей имеет соответствующую систему органов, занимающихся не только регулированием, но и сбором информации социально-экономического характера и, соответственно, группировкой потребностей информационных запросов пользователей. Считаем, что в связи с важностью такого рода отчетности в социально-экономическом развитии не только отдельного предприятия, но и страны в целом институт регулирования формирования и обнародования рассматриваемой отчетности может развиваться в трех направлениях:

— образования независимой организации или органа при независимой профессиональной организации;

— создания государственного органа или отдела при государственном органе (как отдел методологии бухгалтерского учета при Минфине Украины);

— предоставления соответствующих функций и возложения задач по регулированию отчетности о социальной ответственности бизнеса на систему регулирования бухгалтерского учета в стране (например, на отдел методологии бухгалтерского учета).

Однако ввиду того, что отчетность о социальной ответственности находится в системе бухгалтерского учета и содержит показатели не только финансового характера, она интегрирует в себе данные различных подсистем управления хозяйственной деятельностью. Необходимо отметить, что финансовая интерпретация всех объектов управления является приоритетной в принятии решения субъектами экономических отношений. Отчетность о социальной ответственности бизнеса является объектом регулирования бухгалтерского законодательства. Поэтому функции по регулированию такого рода отчетности должны быть возложены на систему регулирования бухгалтерского учета на основании координации работы с министерствами

и ведомствами, занимающимися вопросами экологической и социальной направленности.

Список литературы

1. Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2002 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_ Guidelines_RUS. pdf.

2. Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2006 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/NR/rdonlyres/ F88F3389-B77B-4DE8-B6B8-22C57D6747E5/0/ G3_Guidelines_RUS. pdf.

3. Глобальний Догов1р // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/about/what.

4. Модель управлшня. Принципи управлш-ня та оргашзацп Мережi Глобального Договору (ГД) Украши // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/ about/governance.

5. About the equator principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http:// www. equator-principles. com/abouttheeps. shtml.

6. Sullivan & Cromwell and Norton Rose Comment on the Equator Principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/index. shtml.

7. The equator principles association governance rules // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/ documents/EP_Governance_Rules_June %202010.pdf.

8. The Stakeholder Alliance // The Stakeholder Alliance [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. capponline. org/sa-desc. html.

9. The Terms of Reference for the Standards Board (June 2009) // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. accountability. org/images/content/4/3/430.pdf.

10. The Terms of Reference for the Technical Committees // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.