ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
Аудиторская деятельность
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА И ЕГО МЕСТА В СИСТЕМЕ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ*
Александр Николаевич КИЗИЛОВЯ,% Ирина Николаевна БОГАТАЯь
а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой аудита,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация akizilov@inbox.ru
ь доктор экономических наук, профессор кафедры аудита,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация bogatyy89@rambler.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 05.02.2015 Принята в доработанном виде 18.02.2015
Одобрена 27.02.2015 УДК 657.62
Ключевые слова: социальный аудит, социальная ответственность, верификация социальной отчетности, концепция устойчивого развития
Аннотация
Предмет. В настоящее время в рамках традиционного учета возникают новые модификации обработки экономической информации: креативный учет, социальный учет, учет человеческих ресурсов, что влечет за собой появление новых форматов отчетности, в частности, социальной. В связи с этим становятся актуальными вопросы, связанные с социальным аудитом, исследованием его сущностной природы и места в системе аудиторско-консалтинговых услуг.
Цели. Основная цель статьи - исследовать экономическую сущность социального аудита и определить его место в системе аудиторско-консалтинговых услуг. В рамках поставленной цели были решены следующие задачи: развить терминологическую базу посредством ее уточнения и разграничения понятий «социальный аудит» в широком и узком понимании; исследовать эволюцию социального аудита в России и за рубежом; провести сравнительный анализ пяти моделей регулирования отчетности о социальной ответственности для последующего проведения социального аудита; выявить его особенности в России; определить место социального аудита в системе аудиторско-консалтинговых услуг; исследовать основные этапы его проведения.
Методология. Методологическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального учета и отчетности, аудита финансово-хозяйственной деятельности и социальной ответственности организаций. В процессе исследования методов социального аудита использовались федеральные законы, относящиеся к бухгалтерскому учету и аудиту, нормативные правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, стандарты, используемые при подготовке отчетности о социальной ответственности. Результаты. Развита терминология посредством разграничения понятий «социальный аудит» в широком и узком понимании, что позволило определить место социального аудита в системе аудиторско-консалтинговых услуг. В узком смысле слова под социальным аудитом понимается верификация социальной отчетности. В широком понимании социальный аудит рассматривается как комплекс аудиторско-консалтинговых услуг, включающий в себя: аудит социальной отчетности; аудит отдельной части бухгалтерской отчетности, отражающей аспекты, связанные с социальной ответственностью; выполнение согласованных процедур в отношении правильности отражения в финансовой и нефинансовой информации (за исключением бухгалтерской отчетности) моментов, связанных с социальной ответственностью; выполнение прочих услуг, связанных с проблематикой социальной ответственности.
Выводы. Понимание сущности социального аудита и его места в системе аудиторско-консалтинговых услуг позволит аудиторским организациям и аудиторам четко идентифицировать тип оказываемых услуг, закрепляемый в договоре, определять нормативно-правовую базу их оказания и требования к ним. Это будет способствовать повышению качества услуг в области социального аудита. Предлагаемая структуризация услуг в области социального аудита позволяет расширить научные представления о содержании данного понятия и обосновать рекомендации по его совершенствованию на основе развития методик аудиторской деятельности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Ряд российских компаний в настоящее время формирует социальные отчеты, что актуализирует
* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2015. № 3.
проведение социального аудита. За рубежом широкое распространение получила социальная отчетность, раскрывающая как финансовую, так и нефинансовую информацию с ориентацией на
концепцию устойчивого развития. Организация Объединенных Наций провозгласила это начинание в интересах обеспечения экономической стабильности, экологической безопасности, социальной ответственности. В этих условиях актуализируются вопросы развития методологии и методики социального аудита.
Социальный аудит возник в США в 1940-е гг., когда стали регулярными социальные рейтинги компаний, оценивавшие отношения с персоналом и профсоюзами, местным сообществом, а также пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).
В 1960-1970-е гг., когда усилилось общественное недовольство негативными последствиями роста производства, львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена на бизнес. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, разного рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.
В связи с этим общественное мнение стало меньше доверять корпорациям, а результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал выступать инициатором социально ответственного поведения.
В 1977 г., когда схлынула первая волна социально ответственного поведения, конгресс США принял Закон о реинвестициях в местные сообщества, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют.
Этот документ до сих пор является основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Реально закон начал работать к середине 1980-х гг. Правительство выделяло каждому кредитному учреждению подшефную территорию с прикреплением его к местному
правительственному агентству, наблюдавшему за ходом программы. В конце года банки отчитывались о проделанной работе, составляли и публиковали список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).
В России с 2000 г. проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности», который с 2004 г. по решению Правительства РФ1 сделан ежегодным.
Цель конкурса состоит в привлечении общественного внимания к решению социальных вопросов на уровне организаций. Он позволяет выявить лучшие социальные проекты, способствует созданию позитивного социального имиджа. Проведение конкурса - это возможность для организаций продемонстрировать активную внутрикорпоративную политику, достижения в работе с персоналом, улучшении условий и охраны труда, развитии социального партнерства, формировании здорового образа жизни и др.2
В конкурсе ежегодно принимают участие более тысячи компаний. Это участие платное. Под социальной эффективностью организаторы понимают отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора и профсоюзной организации. Отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме, а четкие критерии оценки не определены.
Единой трактовки термина «социальный аудит» в настоящее время не существует. Некоторые ученые отождествляют его с термином «социальная отчетность» (social reporting), что не соответствует действительности. За рубежом компании должны отчитываться перед значимыми для них внешними стейкхолдерами (акционерами, инвесторами, клиентами, а также органами власти, средствами массовой информации). Российские компании, как правило, формируют эту отчетность в надежде заработать очки в отношениях с властью и в меньшей степени - с партнерами, конкурентами и обществом в целом [16].
В качестве концептуальной основы социального учета и отчетности следует рассматривать Концепцию устойчивого развития, которая обсуждалась на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро и на Всемирном саммите по устойчивому развитию в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге. Концепция предполагает
1 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 30.06.2004 № 321 утратило силу.
2 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/events/314
осуществление государственной политики, направленной на реализацию комплекса мер, связанных с поддержанием и защитой окружающей среды; повышение качества жизни населения, развитие и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию под устойчивым развитием декларируется возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять внутренним и внешним угрозам [8].
Одним из важнейших аспектов устойчивого развития является обеспечение социальной стабильности на основе взаимодействия государства с обществом [9, с. 184]. В рамках Концепции устойчивого развития получили свое развитие такие виды учета как экологический, социальный, учет человеческих ресурсов, а также социальная отчетность, раскрывающая влияние хозяйствующего субъекта на общество (от контроля качества продукта до социального пакета для сотрудников).
Данные виды отчетов составляются в произвольной форме в виде брошюр, буклетов, разделов в годовом отчете, пояснительной записке и т.п.
В 2013 г. опубликованы новый стандарт G4 глобальной инициативы GRI3, взявший курс на интеграцию данных, и подлежащий обсуждению проект IIRC руководства по интегрированной отчетности.
Иностранные корпорации активно участвуют в становлении новой парадигмы отчетности, дающей представление о лучших хозяйственных практиках. Применяются подходы к формированию комплексного отчета, в рамках которого оценивается добавленная социальная стоимость (added social value), произведенная хозяйствующим субъектом в экономической, социальной и экологической сферах.
3 Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) была создана в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес.
Один из вариантов формирования отчетности нового типа - это предоставление стандартизованных отчетов по установленному набору индикаторов, определяемых имеющимися стандартами (например, Global Reporting Initiative, Domini Social Index, UN Global Compact, SA 8000, АА 1000). Сравнительный анализ пяти моделей регулирования отчетности о социальной ответственности представлен в табл. 1.
Анализ модели регулирования отчетности о социальной ответственности бизнеса показывает, что все модели ориентированы на обеспечение пользователей информацией социального и экологического характера. Однако каждая из моделей имеет свои цели, которые реализуются на основе разработанных руководящими органами методического и организационного обеспечения формирования и обнародования информации о социальной и экологической ответственности.
Российская модель социальной ответственности (рис. 1) основывается на инициативном со стороны бизнеса понятии социальной ответственности и соотносится только с положениями международных и национальных стандартов (AA 1000, GRI, Социальная хартия российского бизнеса).
Под социальным аудитом в широком смысле понимается анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком - верификация социальной отчетности.
В широком понимании социальный аудит -процесс оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения ее воздействия на общество в целом.
При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Он оценивает формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, чтобы выбрать условия, благоприятные для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов.
Социальный аудит требует четкой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех бизнеса и в каких показателях будет измеряться эффективность [15].
В настоящее время социальный аудит является одним из глобальных явлений в современной системе социальных отношений, представляющим собой инструмент регулирования
социоэкономических отношений. Он реализуется на основе добровольного диалога сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса. Его сущность заключается в диагностике проблем, которые возникают в хозяйствующих субъектах, регионе, оценке важности и определении основных направлений разрешения, выработке рекомендаций для заинтересованных сторон. Социальный аудит предполагает анализ факторов социальных рисков, выработку предложений по снижению их воздействия.
Целью социального аудита в широком его понимании является получение объективной информации о характере социально-экономических отношений в заданной области исследований (оценка способности организации разрешить социальные проблемы, возникшие внутри и за ее пределами, а также управление аспектами, оказывающими непосредственное влияние на трудовую деятельность человека) [4].
В качестве частных целей социального аудита следует выделить оценку результатов работы по реализации планов, соглашений и договоров, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, снижение текучести кадров, повышение удовлетворенности условиями труда и социальной жизнью работников и т. п. В настоящее время социальный аудит широко применяется менеджментом в целях принятия управленческих решений и мониторинга сферы социоэкономических отношений.
По мнению В.Р. Мешкова, объектом социального аудита выступают социоэкономические отношения, исследуемые для разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой [11].
В качестве предмета социального аудита выступает социоэкономическая информация, включающая в себя как выводы анализа нормативно-правовой базы (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), так и результаты опросов, интервью,
мониторинга, статистические данные, финансовую и нефинансовую информацию.
Как отмечает В.Р. Мешков, «первостепенная цель социального аудита - экспертиза работы органов управления предприятия, отрасли в области трудовых отношений: в повышении эффективности трудовой деятельности; снижении текучести кадров, их профессиональном росте; развитии корпоративных связей персонала и многого другого, что определяет стабильность развития. Применительно к территории предметом этой экспертизы становится работа органов власти по развитию социальной среды: организации социальной инфраструктуры, доступности и гарантий прав на работу, образование, здравоохранение, социальную поддержку, проведение политики, обеспечивающей социальную стабильность и развитие личности. И на основе этого выработка рекомендаций для руководства» [11].
Заказчиками социального аудита могут выступать практически все участники социоэкономических отношений. На рис. 2 представлены составляющие развития корпоративной социальной
ответственности (КСО) в России.
Формирование социального аудита в России тесным образом связано с системой социального партнерства, основа которого закреплена в Трудовом кодексе РФ и законодательных актах российских регионов, а также с заинтересованностью самого бизнеса (табл. 2).
В узком значении под социальным аудитом понимается верификация социальной отчетности. Такой подход характерен для стандартов, используемых при формировании отчета об устойчивом развитии, таких как AA 1000 AccountAbility Principles Standard, AA 1000 Assurance Standard, AA 1000 Stakeholder.
При этом процесс подтверждения независимыми аудиторами отчета об устойчивом развитии назван верификацией4. Аудит может проводиться как на внешнем уровне для подтверждения соответствия результатов социальной ответственности, так и на внутреннем - для контроля за бизнес-процессами (деятельностью) в части их соответствия
4 Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) -подтверждение соответствия конечного продукта предопределенным эталонным требованиям.
установленным законодательным нормам, правилам, стандартам, политикам (рис. 3).
К появлению и развитию социального аудита в России привели несколько факторов.
1. Осуществление социального контроля в форме эффективного воспитания и социализации, принуждения и поощрения, применения определенных санкций, политической, нравственной, юридической, финансовой, социальной и других форм ответственности.
2. Использование корпоративной социальной ответственности как концепции интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях крупных компаний во взаимодействии с акционерами и внешней средой, формирование социальной отчетности.
3. Возрастание роли социального фактора как важнейшего условия воспроизводства человеческих ресурсов, имеющего своей целью устойчивое развитие.
4. Возрастание социальной ответственности государства, частного бизнеса и наемных работников.
5. Необходимость при выходе на международные рынки соблюдать требование иностранных деловых партнеров - вести деятельность в соответствии с общепринятыми принципами социальной ответственности.
Социальный аудит, как внутренний, так и внешний, может проводиться на отраслевом, корпоративном, региональном или местном уровнях. В его рамках может быть организован аудит формирования персонала, организации и нормирования труда, системы управления развитием персонала, экологический аудит и т.п.
Социальный аудит может рассматриваться как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития хозяйствующего субъекта.
В рамках социального аудита исследуются напрямую связанные с оперативным тактическим менеджментом аспекты: прогулы, небрежное отношение к корпоративной собственности, своим обязанностям, нарушение правил безопасности и т.д.
В современных условиях оценка эффективности социально значимой деятельности хозяйствующих субъектов стала необходимостью.
Это обусловлено:
• ограниченностью ресурсов;
• ростом давления со стороны общества и средств массовой информации на собственников в интересах развития социальной ответственности;
• необходимостью участия бизнеса в социально-экономических реформах, направленных на решение актуальных для общества проблем в области снижения уровня бедности, преступности, коррупции, повышения безопасности, что способствует выстраиванию хозяйствующими субъектами системы сбалансированных отношений с властью.
В настоящее время, по оценкам специалистов, бизнес отдает государству не менее 75% прибыли в виде налогов. Государственные сборы на социальные цели продолжают расти. Проведение оценки объективного вклада компаний в развитие местных сообществ (индекса социальной ответственности) позволит органам власти активизировать процесс притока инвестиций в регионы, повысить инвестиционную
привлекательность территорий, снизить
социальную напряженность и связанные с ней риски, повысить качество жизни людей.
По словам Президента РФ В.В. Путина, социальный аудит может стать для бизнес-сообщества инструментом влияния на региональную и федеральную власть, главным гарантом защиты от чиновничьего произвола. Данные недавних исследований показывают, что, по мнению населения, наибольшим доверием могут пользоваться отчеты компаний, заверенные независимой внешней организацией (83%) или органом власти (72%) [16].
Основными особенностями социального аудита в России, обусловленными историческими традициями, менталитетом, национальной спецификой социоэкономических отношений, являются:
1) рассмотрение его в качестве инструмента системы социального партнерства5, что
5 Социальное партнерство - это система взаимодействия между работниками (представителями работников),
значительно расширяет круг заказчиков. Бизнес-сообщество и представляющие его организации заинтересованы в проведении социального аудита;
2) добровольный характер;
3) стратегическая направленность, определяемая возможностью использования социального аудита на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношений между бизнесом и обществом;
4) многоуровневый характер, проявляющийся в проведении социального аудита на федеральном, отраслевом, региональном, местном, корпоративном уровнях [10];
5) полная открытость результатов проверки.
Большинство передовых компаний и консультантов используют термин «социальный аудит» для обозначения процесса определения внутренней (по отношению к хозяйствующему субъекту) эффективности социально связанной деятельности.
В США социальный аудит проводится на базе аудита отчетности, характеризующей социально ответственное поведение компаний, отражающееся на основных бизнес-показателях. Социальный аудит оценивает затраты компаний и сравнивает эти показатели с аналогами других организаций (по отраслевому или региональному признаку) и с ожиданиями ключевых стейкхолдеров.
Социальный аудит направлен на оценку поведения компании в сфере человеческих ресурсов: экологии, охраны здоровья и безопасности, отношений с местным сообществом. Он оценивает все сферы деятельности компании, сопоставляет ее систему ценностей, поведение в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров (сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ). Он направлен на выявление
работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и неправительственными организациями, направленная на достижение консенсуса в сфере социоэкономических отношений.
несоответствия заявленных целей компании ее реальной практике, позволяет на ранних стадиях диагностировать назревающие проблемы, что способствует финансовой отдаче от социально ответственного поведения.
На уровне хозяйствующего субъекта в рамках социального аудита может проводиться:
1) аудит трудового потенциала, предусматривающий оценку профессионализма, уровня образования, этнокультуры, психофизического состояния работников;
2) аудит мотивационного поля, исследующий отношение к собственности, содержание труда, материальное и моральное стимулирование, социальную защищенность работников, эргономику, участие работников в управлении, корпоративную культуру.
Аудит социальной ответственности производит оценку потерь от бестолкового поведения хозяйствующих субъектов в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах.
В настоящее время методология социального аудита находится на стадии становления. Для преодоления недостатков в существующих методиках в последние годы компаниями New Economic Foundation (NEF) и SmithOBrien созданы новые методики.
На восприятии компании ключевыми стейкхолдерами концентрирует свое внимание NEF. Методика SmithOBrien оценивает отношения фирмы с заинтересованными сторонами через основные показатели компании, что позволяет дать количественную оценку результатов политики компании по отношению к ключевым стейкхолдерам, проанализировать стратегический и финансовый эффект от операционной практики.
Технология SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Audit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:
1) система менеджмента качества;
2) энергосбережение и охрана окружающей среды;
3) отношения с персоналом;
4) трудовые отношения и права человека;
5) отношения с местным сообществом.
Аудит корпоративной ответственности предполагает оценку основных показателей хозяйствующего субъекта по отношению к системе его ценностей, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ).
Использование СЯЛ способствует увеличению репутационного капитала, повышению прибыльности, эффективности и
производительности труда, проведению количественного анализа стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов стейкхолдеров.
Большим преимуществом данной методики является ее интегрированность во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса. Система позволяет оценить скрытую стоимость социально безответственного поведения хозяйствующих субъектов посредством оценки затрат на утилизацию отходов, затрат на поиск, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.
Например, при принятии крупной компанией, занимающейся грузовыми перевозками, решения о сокращении расходов за счет недоплаты за сверхурочные работы возможно возникновение саботажа (намеренное нарушение рабочими сроков отгрузки, неправильное размещение грузов), что может повлечь за собой рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Таким образом, потери компании могут в сотни раз превысить прибыль от экономии на людях.
Укрупненная схема проведения социального аудита представлена на рис. 4.
Основные этапы проведения социального аудита в корпорации могут быть такими:
1) получение согласия и вовлечение в процесс руководства компании;
2) формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита, состоящего из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и менеджеров, которые будут непосредственно проводить социальный аудит;
3) создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию, совместно разрабатывающих методологию обследования и вопросник для исследования сложившейся в компании практики на ее соответствие видению и миссии;
4) диагностика корпоративной культуры и выявление функциональных областей, требующих анализа и улучшений (менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами);
5) анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, где и когда заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой;
6) поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают;
7) сбор и исследование необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли;
8) проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребителями, сотрудниками, местными и федеральными чиновниками) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании;
9) сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий;
10)составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.
Проведение социального аудита в узком его понимании позволяет сформировать мнение относительно достоверности раскрытия финансовой и нефинансовой информации в социальной отчетности.
Проведение социального аудита в широком его понимании способствует:
1) сокращению операционных расходов;
2) улучшению имиджа и репутации;
3) повышению объемов продаж;
4) снижению давления со стороны проверяющих органов;
5) уменьшению текучести кадров;
6) повышению лояльности персонала и мотивации;
7) улучшению бизнес-показателей хозяйствующего субъекта за счет повышения эффективности деятельности.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено два подхода к трактовке термина «социальный аудит». В широком понимании социальный аудит - это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком -верификация социальной отчетности.
Рассматривая социальный аудит как комплекс аудиторско-консалтинговых услуг, в него следует включать:
1) аудит социальной отчетности;
2) аудит отдельных частей бухгалтерской отчетности, отражающих аспекты социальной ответственности;
3) выполнение согласованных процедур в отношении правильности отражения в финансовой и нефинансовой информации (за исключением бухгалтерской отчетности) аспектов социальной ответственности;
4) выполнение прочих услуг, связанных с проблематикой социальной ответственности.
Предлагаемая структуризация услуг в области социального аудита позволяет расширить научные представления о содержании данного понятия и обосновать рекомендации по его совершенствованию на основе развития методик аудиторской деятельности.
Таблица 1
Сравнительный анализ пяти моделей регулирования отчетности о социальной ответственности Table 1
Comparative analysis of five models of regulation of reporting on corporate social responsibility
Параметры сравнения AA 1000 GRI (Global Reporting Initiative)
1. Разработчики Организация AccountAbility, Независимые стейкхолдеры Независимый институт Глобальной инициативы по отчетности, Программа ООН по окружающей среде совместно с организацией CERES
2. Время и место формирования модели Лондон, 1995 Амстердам, 1997
3. Цель модели Формирование прозрачности хозяйственной деятельности предприятий и их подотчетности перед пользователями, которыми выступают другие участники хозяйственной деятельности Помощь организациям, публикующим отчеты, и сторонам, заинтересованным в их деятельности, найти и осознать вклад организации в устойчивое развитие
4. Вид отчетности Отчет об устойчивом развитии фирмы Отчет в области устойчивого развития
5. Стандарты, используемые при подготовке отчетности AA 1000 AccountAbility Principles Standard. AA 1000 Assurance Standard. The AA 1000 Stakeholder Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2002 [19]. Руководство по отчетности в области устойчивого развития [20]. Принципы отчетности. Рекомендации по отчетности. Стандартные элементы отчетности, включая показатели результативности
6. Особенности отчетности, сформированной по стандартам 1. Отчетность касается управления, бизнес-модели и организационной стратегии предприятия, а также оперативного управления обеспечением устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами. 2. Взаимодействие всех заинтересованных сторон: инвесторов, кредиторов, работников, поставщиков, потребителей, экспертов, общественных организаций и государственных структур с компанией, 1. Отчетность является ключевым элементом, необходимым для построения, поддержки устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами. 2. Ориентация на налаживание диалога с внешними сторонами, от потребителей до инвесторов, по вопросам результативности, приоритетов и планов, связанных с устойчивостью, что позволяет развивать партнерские отношения. 3. Способность стратегически связать разрозненные и изолированные функции предприятий (учет, контроль,
которая в свою очередь учитывает их мнение при анализе и управлении хозяйственной деятельностью. 3. Интеграция социальных аспектов при организации бизнес-процессов на предприятии
организация, мотивация, регулирование).
4. Выявление потенциальных проблемных точек в деятельности предприятия, в отношениях с поставщиками, покупателями, государственными и структурными подразделениями. Отчетность позволяет организации предвидеть потенциально негативное развитие событий.
5. Направленность на снижение нестабильности и неопределенности цен на акции акционерных обществ, а также уменьшение стоимости привлеченного капитала, в том числе в условиях стоимостно-ориентированного управления деятельностью организации.
6. Направленность на оценку вклада субъектов в развитие природного, человеческого и социального капиталов, роль которых значительно возрастает в условиях глобализации, что позволяет урегулировать отношения в области антропогенного влияния, урегулирования социального консенсуса и др., а также существенно расширить возможности, предоставляемые традиционной финансовой отчетностью, и формирует стратегию долгосрочных перспектив.
7. Учет особенностей деятельности организаций: от малых предприятий до многоотраслевых транснациональных компаний.
8. Универсальность отчетности_
7. Этапы работ по
составлению
отчетности
Планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение ценностей, задач компании и области покрытия планируемого процесса социальной отчетности, круга участников в будущих диалогах). Определение формы отчетности (выявление наиболее актуальных вопросов, сбор и анализ информации) на основе диалога со стейкхолдерами и определения своих обязательств в отношении высказанных участниками диалогов ожиданий, утверждение плана действий.
Подготовка отчета с последующим его распространением среди ключевых стейкхолдеров и проведение аудита внешней организацией_
Определение периметра консолидации данных. Обозначение групп заинтересованных сторон для отражения в отчете.
Разработка формата и структуры отчета об устойчивом развитии с учетом мнений заинтересованных сторон. Определение сферы охвата отчета, а также порядка расчета отдельных показателей результативности деятельности. Сбор данных и составление отчета об устойчивом развитии.
Проверка качества отчета об устойчивом развитии путем проведения внутреннего аудита, опросов заинтересованных сторон и (или) независимой внешней аудиторской проверки, устранение выявленных недостатков. Публикация отчета об устойчивом развитии и обеспечение его доступности для заинтересованных сторон_
Продолжение таблицы
Параметры сравнения «Принципы Экватора»* Стандарты «Саншайн» Глобальный договор ООН
1. Разработчики Организация «Принципы Экватора», Международная финансовая корпорация (ШС) группы Мирового банка Альянс стейкхолдеров США, бухгалтерские организации Великобритании, Канады, США Сеть Глобального договора ООН
2. Время и место формирования модели Лондон, 2002 Нью-Йорк, 1996 Нью-Йорк, 2000
3. Цель модели Оценка экологических и социальных рисков при проектном финансировании Формирование корпоративной отчетности предприятий для удовлетворения запросов заинтересованных сторон (сотрудники, клиенты, поставщики и т.д.) Внедрение ответственного корпоративного управления, направленного на то, чтобы компании принимали участие в решении проблем, связанных с глобализацией
4. Вид отчетности Отчет о социальной и экологической ответственности Корпоративный отчет для заинтересованных лиц Отчет по прогрессу
5. Стандарты, 10 правил обеспечения Стандарты: клиенты; Принципы по следующим
используемые при
подготовке
отчетности
устойчивости проектного финансирования
сотрудники компании; деятельность компании; социальная политика
категориям: права человека, трудовые отношения, защита внешней среды_
6. Особенности отчетности, сформированной по стандартам
1. Оценка на основе соответствующих стандартов, а также системы социального и экологического менеджмента и план действий.
2. Составление отчетности при вовлечении финансового института в реализацию новых проектов путем предоставления четырех видов финансовых продуктов.
3. Консультационные услуги в области проектного финансирования для проектов, по которым общие капитальные затраты составляют не менее 10 млн долл.
4. Проектное финансирование для проектов, по которым общие проектные капитальные затраты составляют не менее 10 млн долл.
5. Проектно-целевые корпоративные кредиты (в том числе торговое финансирование экспортно-импортных операций в виде кредита покупателю) в связи с проектами, которые удовлетворяют всем четырем следующим критериям:
- большая часть финансирования будет использована для реализации одного проекта, над которым клиент имеет эффективный операционный контроль (прямой или косвенный);
- совокупная сумма кредита составляет по меньшей мере 100 млн долл.;
- личное участие Организации EPFI (без учета синдикации или перепродажи части синдицированного кредита) составляет, по меньшей мере 50 млн долл.;
- срок кредитования составляет не менее двух лет
1. Ежегодное представление корпоративного отчета для заинтересованных сторон с раскрытием сведений о продукции и услугах, предоставляемых клиентам, информации, предназначенной для сотрудников (гарантия занятости, безопасности и охраны здоровья), данные для местного сообщества (структура собственности, финансовые показатели, влияние на внешнюю среду, объем налоговых выплат, количество созданных рабочих мест, инвестиции и благотворительная деятельность), информации для широкой общественности (международная торговля, выполняемые государственные заказы, штрафы, которые были взысканы с компании) [23].
2. Раскрытие как преимуществ деятельности компании, так и ее рисков
1. Предоставление ежегодных отчетов о реализации 10 принципов Глобального договора ООН в рамках основной деятельности предприятия с раскрытием информации по следующим направлениям:
- права человека;
- трудовые отношения;
- заключение коллективных договоров;
- охрана окружающей среды;
- противодействие коррупции.
2. Использование при подготовке информации из местной сети Глобального договора ООН.
3. Формирование на основе предоставленных отчетов обширной базы данных по мерам, которые принимают компании для повышения уровня социальной ответственности бизнеса
7. Этапы работ по
составлению
отчетности
Этапы определяются особенностями проектного финансирования
Регламентируются стандартами «Саншайн»
Подготовительный этап. Начальный этап. Создание рабочих групп. Реализация. Оценка результатов. Сообщение о достигнутом прогрессе (формирование документа, доведение до сведения заинтересованных сторон, размещение на сайте Глобального договора ООН). Мониторинг и применение мер поощрения_
* «Принципы Экватора» - это комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования. Концепция «Принципов Экватора» базируется на природоохранных и социальных стандартах, применяемых Международной финансовой корпорацией - членом группы Всемирного банка, осуществляющей финансирование в частном секторе. Эти принципы применяются в глобальном масштабе для кредитов в сфере банковского проектного финансирования с общей суммой капитальных затрат не менее 50 млн долл. США.
** Глобальный договор ООН - это платформа для разработки, реализации и обнародования ответственной корпоративной политики и практики. Деловые круги, присоединяющиеся к данной инициативе, принимают на себя обязательство привести свою деятельность и стратегии в соответствие с десятью общепризнанными принципами в таких сферах, как права человека, трудовые отношения, окружающая среда, противодействие коррупции. Глобальный договор ООН насчитывает более 8 500 подписантов в более чем 135 странах мира и является крупнейшей добровольной инициативой в области корпоративной ответственности.
* The "Equator Principles" is a set of voluntary guidelines developed and adopted by banks to assess environmental and social risks in project financing. The "Equator Principles" concept is based on environmental and social standards applied by International Finance Corporation that is a member of the World Bank Group and is responsible for financing in the private sector. These principles are applied globally to loans in the sphere of project finance of banks of minimum USD 50 mio total capital cost.
** The UN Global Compact is a platform for development, implementation and disclosure of corporate social responsibility policies and practices. The business community joining this initiative undertakes to bring its activities and strategies in line with ten universally accepted principles in the areas of human rights, labor, environment, corruption control. The UN Global Compact has more than 8,500 signatories in over 135 countries around the world. It is the world's largest voluntary initiative in the sphere of corporate social responsibility.
Источник: составлено авторами по данным [7] Source: Authoring, based on [7]
Таблица 2
Заинтересованность организаций бизнес-сообщества в проведении социального аудита Table 2
Interest of business groups in social audit
Участник Вид заинтересованности в проведении социального аудита
Профсоюзы Укрепление своих позиций в системе социального партнерства и более эффективное осуществление защитной функции. Включение в объект аудиторского обследования условий различных коллективных договоров и соглашений всех уровней и сфер для повышения степени выполнения взаимных обязательств социальных партнеров. Обеспечение равноправного диалога, в котором используются результаты независимого социального аудита, для достижения социального консенсуса всех заинтересованных сторон на основе аналитических результатов аудита. Усиление влияния на процесс сближения российской социальной системы норм и правил с мировыми стандартами, в том числе законодательства по охране труда и здоровью работников. Повышение эффективности работы профсоюзной правовой инспекции труда
Органы государственной власти и местного самоуправления Получение адекватной и объективной информации об общественных отношениях в соответствующих сферах социоэкономической жизни общества на всех уровнях. Вскрытие латентных форм социальной напряженности в национальной экономике и своевременное принятие необходимых мер. Более эффективное регулирование социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства. Систематические исследования, анализ и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Выверка степени реализации национальных проектов социальной направленности. Формирование адекватной требованиям жизни правовой основы социально-трудовых отношений и системы социального аудита
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 1
Базовые модели определения меры социальной ответственности Figure 1
Basic models for social responsibility determination
Источник: составлено авторами по данным [6] Source: Authoring, based on [6]
Рисунок 2
Составляющие развития корпоративной социальной ответственности Figure 2
Components of corporate social responsibility development
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 3
Смысловая схема стандарта AA 1000 и место социального аудита Figure 3
Semantic scheme of AA 1000 standard and the place of social audit
Источник: составлено авторами по данным [6] Source: Authoring, based on [6]
Рисунок 4
Схема социального аудита на предприятии
Figure 4
Scheme of social audit at the enterprise
Согласование с руководством предприятия и получение согласия на участие в социальном аудите
Формирование группы по проведению социального аудита
Иследование корпоративной культуры исследуемого предприятия, выявление ее «больных» мест
Разработка путей устранения или улучшения (если невозможно полное их устранение)
выявленных проблем
-^
Составление отчета о результатах проведения аудита для руководителя предприятия
Источник: составлено авторами по данным [4] Source: Authoring, based on [4]
Список литературы
1. Аманжолова Б.А., Наумова А.В., Шишова Ю.А. Аналитические процедуры в социальном аудите организаций потребительской кооперации // Аудитор. 2012. № 12. С. 26-34.
2. Аманжолова Б.А., Терещенко Д.О., Шишова Ю.А. Социальный аудит организаций потребительской кооперации: система процедур и аналитических показателей // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 4. С. 30-42.
3. Антошина О.А. Аудит социально-трудовой сферы организации // Аудиторские ведомости. 2007. № 6. С. 42-51.
4. Базина А.С., Башкатова ТА. Особенности социального аудита в России. URL: http://sibac.info/15134.
5. Голубева Н.А. Постановка учета эколого-социальной деятельности предприятия в условиях формирования корпоративной социальной отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 61-66.
6. Голубева Н.А., Карагод В.С. Особенности национальной базы формирования подходов к практике обеспечения аудиторского контроля социальной ответственности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 41. C. 59-64.
7. Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А. Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15. С. 50-57; № 16. С. 44-52.
8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.
9. Кузнецова Л.Н. Развитие бухгалтерского учета на основе концепции бенчмаркинга: монография. Р. н/Д: АПСН СКНЦ ВШ ЮВУ, 2014. 280 с.
10. Кузнецова Н.В. Социальный аудит как метод диагностики социальной безопасности персонала. URL: http://izvestia.isea.ru/pdf.asp?id=14597.
11. Мешков В.Р. Социальный аудит - инструмент управления стабильным развитием предприятия. URL: http://www.tblab.ru/library/articles/n-29-zima-2010.pdf.
12. Мешков В.Р. Социальный аудит: российская практика. URL: http://finanal.ru/regulirovanie/sotsialnyi-audit-rossiiskaya-praktika.
13. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.
14. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321.
15. Социальный аудит и его применение. URL: http://www.hi-audit.ru/sotsialnyi-audit-i-ego-primenenie.
16. Туркин С. Социальный аудит компаний. URL: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-8/15.shtml.
17. AA 1000 Stakeholders Engagement Standard. URL: http://www.accountability.org/images/content.ru.
18. About the equator principles. URL: http://www.equator-principles.com/abouttheeps.shtml.
19. Guidance on accounting in the area of sustainable development 2002. URL: http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_GuidelinesRUS .pdf.
20. Guidance on accounting in the area of sustainable development 2006. URL: http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/F88F3389-B77B-4DE8-B6B8-22C57D6747E5/0/G3_Guidelines_RUS.pdf.
21. Sullivan & Cromwell and Norton Rose. Comment on the Equator Principles. URL: http://www.equator-principles.com/index.shtml.
22. The equator principles association governance rules. URL: http://www.equator-principles.com/documents/EP_Governance_Rules_June%202010.pdf.
23. The Stakeholder Alliance. URL: http://www.capponline.org/sa-desc.html.
24. Terms of Reference for the AccountAbility Standards Board (June 2009). Available at: http://www.accountability.org/images/content/4/3/430.pdf.
25. AccountAbility Technical Committee Terms of Reference (July 2009). Available at: http://www.accountability.org/images/content/0/0/008.pdf.
ISSN 2311-9381 (Online) Audit Activity
ISSN 2073-5081 (Print)
STUDYING THE ECONOMIC SUBSTANCE OF SOCIAL AUDIT AND ITS PLACE WITHIN THE FRAMEWORK OF AUDIT AND CONSULTING SERVICES
Aleksandr N. KIZILOVa% Irina N. BOGATAYAb
a Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation akizilov@inbox.ru
b Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation bogatyy89@rambler.ru
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 5 February 2015 Importance Currently, new types of economic data processing appear among conventional
Received in revised form accounting practices, i.e. creative accounting, social accounting, accounting of human resources, thus
18 February 2015 entailing new reporting formats: social accounting, as an example. In this respect, it becomes
Accepted 27 February 2015 relevant to consider issues of social audit, investigate its substance and place within the framework
of audit and consulting services.
Objectives The main objective of the article is to investigate and examine the economic substance of social audit and determine its place within the framework of audit and consulting services. As part of the objective, we set and solve the following tasks: to develop the terminology through clarification and segregation of the concepts 'social audit' in a broad and narrow meaning, examine the evolution of social audit in Russia and abroad, carry out a comparative analysis of five models for regulating social responsibility reporting in Russia, figure out the specificity in Russia, determine the place of social audit within the framework of audit and consulting services, study the principle steps of social audit.
Methods The methodological basis of the research comprises works of leading Russian and foreign scientists investigating issues of social accounting and reporting, audit of financial and business operations and social responsibility. Studying the social auditing methods, we rely upon federal laws on accounting and audit, regulations governing accounting procedures and financial reporting, standards used for social responsibility reporting purposes.
Results We developed the terminology through segregation of the concepts 'social audit' in a broad and narrow sense, thus allowing determining the place of social audit within the framework of audit and consulting services. From a narrow perspective, social audit refers to verification of social reporting. From a broad perspective, social audit means a set of audit and consulting services, including audit of social responsibility reporting, audit of a part of financial statements covering aspects of social responsibility, agreed-upon procedures performed to identify whether social responsibility aspects, other services relating to social responsibility are correctly presented within financial and nonfinancial information, other than financial statements.
Conclusions and Relevance Understanding the substance of social audit and its place within the framework of audit and consulting services, auditing firms and auditors will clearly identify a type of Keywords: social audit, social services rendered and stipulated in a contract, determine a regulatory framework of their delivery and responsibility, verification, social requirements to them. It will contribute to improving the quality of social audit services. The reporting, concept, sustainable proposed structure of social audit services will amplify scientific views of the social audit substance development and substantiate recommendations for its improvement through development of auditing methods.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article is adapted from the International Accounting journal, 2015, no. 3.
References
1. Amanzholova B.A., Naumova A.V., Shishova Yu.A. [Analytical procedures in social audit of consumer cooperatives]. Auditor, 2012, no. 12, pp. 26-34. (In Russ.)
2. Amanzholova B.A., Tereshchenko D.O., Shishova Yu.A. [Social audit of consumer cooperatives: a system of procedures and analytical indexes] Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 4, pp. 30-42. (In Russ.)
3. Antoshina O.A. [Audit of social and labor relations of an entity]. Auditorskie vedomosti = Audit Bulletin, 2007, no. 6, pp. 42-51. (In Russ.)
4. Bazina A.S., Bashkatova T.A. Osobennosti sotsial'nogo audita v Rossii [Specificity of social audit in Russia]. Available at: http://sibac.info/15134. (In Russ.)
5. Golubeva N.A. [Organizing environmental and social accounting of an entity during the preparation of corporate social responsibility reporting]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2009, no. 27, pp. 61-66. (In Russ.)
6. Golubeva N.A., Karagod V.S. [Specificity of the national framework for forming approaches to social responsibility audit]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 41, pp. 59-64. (In Russ.)
7. Evdokimov V.V., Lagovskaya E.A., Gritsishen D.A. [International mechanisms for regulating business sustainable development reporting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2012, no. 15, pp. 50-57, no. 16, pp. 44-52. (In Russ.)
8. Decree of the President of the Russian Federation "On Initiative for transition of the Russian Federation to sustainable development" of April 01, 1996 № 440. (In Russ.)
9. Kuznetsova L.N. Razvitie bukhgalterskogo ucheta na osnove kontseptsii benchmarkinga: monografiya [Accounting development on the basis of benchmarking concept: a monograph]. Rostov-on-Don, APSS SCSC HE SFU Publ., 2014, 280 p.
10. Kuznetsova N.V. Sotsial'nyi audit kak metod diagnostiki sotsial'noi bezopasnosti personala [Social audit as a method for testing social security of personnel]. Available at: http://izvestia.isea.ru/pdf.asp?id=14597. (In Russ.)
11. Meshkov V.R. Sotsial'nyi audit - instrument upravleniya stabil'nym razvitiem predpriyatiya [Social audit is a tool for managing business sustainable development]. Available at: http://www.tblab.ru/library/articles/n-29-zima-2010.pdf. (In Russ.)
12. Meshkov V.R. Sotsial'nyi audit: rossiiskaya praktika [Social audit: Russian practices]. Available at: http://finanal.ru/regulirovanie/sotsialnyi-audit-rossiiskaya-praktika. (In Russ.)
13. RF Federal Law "On Auditing" of December 30, 2008 № 307-FZ. (In Russ.)
14. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Regulations on the Ministry for Health Care and Social Development" of June 30, 2004 № 321. (In Russ.)
15. Sotsial'nyi audit i ego primenenie [Social audit and its applications]. Available at: http://www.hi-audit.ru/sotsialnyi-audit-i-ego-primenenie. (In Russ.)
16. Turkin S. Sotsial'nyi audit kompanii [Social audit of companies]. Available at: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-8/15.shtml. (In Russ.)
17. AA 1000 Stakeholders Engagement Standard. Available at: http://www.accountability.org/images/content.ru.
18. About the Equator Principles. Available at: http://www.equator-principles.com/abouttheeps.shtml.
19. Guidance on Accounting in the Area of Sustainable Development 2002. Available at: http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_GuidelinesRUS .pdf.
20. Guidance on Accounting in the Area of Sustainable Development 2006. Available at: http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/F88F3389-B77B-4DE8-B6B8-22C57D6747E5/0/G3_Guidelines_RUS.pdf.
21. Sullivan & Cromwell and Norton Rose. Comment on the Equator Principles. Available at: http://www.equator-principles.com/index.shtml.
22. The Equator Principles Association Governance Rules. Available at: http://www.equator-principles.com/documents/EP_Governance_Rules_June%202010.pdf.
23. The Stakeholder Alliance. Available at: http://www.capponline.org/sa-desc.html.
24. Terms of Reference for the AccountAbility Standards Board (June 2009). Available at: http://www.accountability.org/images/content/4/3/430.pdf.
25. AccountAbility Technical Committee Terms of Reference (July 2009). Available at: http://www.accountability.org/images/content/0/0/008.pdf.