Научная статья на тему 'Принципы раскрытия информации об устойчивом развитии организаций в соответствии с международными системами регулирования'

Принципы раскрытия информации об устойчивом развитии организаций в соответствии с международными системами регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИПЫ ОТЧЕТНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов В. В., Грицишен Д. А., Грищенко О. О.

Исследованы особенности регулирования отчетности устойчивого развития организации на основании стандартов и положений международных организаций, главной целью которых является организационно-методологическое обеспечение формирования и обнародования информации об устойчивом развитии организаций. В работе излагается влияние принципов раскрытия информации, заложенных в международных стандартах и положениях (АА 1000, Принципы Экватора, Глобальный договор), на организацию и методику бухгалтерского учета организаций, представляющих информацию об устойчивом развитии. Обоснована зависимость бухгалтерского учета от принципов раскрытия информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы раскрытия информации об устойчивом развитии организаций в соответствии с международными системами регулирования»

зарубежный опыт

УДК 657.1

ПРИНЦИПЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СИСТЕМАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ*

В. В. ЕВДОКИМОВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор, E-mail: victor1979@list. ru Житомирский государственный технологический университет

Д. А. ГРИЦИШЕН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет

О. О. ГРИЩЕНКО,

кандидат экономических наук, заместитель директора, E-mail: gryshchenko26@email. ua Севастопольский институт банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины

Исследованы особенности регулирования отчетности устойчивого развития организации на основании стандартов и положений международных организаций, главной целью которых является организационно-методологическое обеспечение формирования и обнародования информации об

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

устойчивом развитии организаций. В работе излагается влияние принципов раскрытия информации, заложенных в международных стандартах и положениях (АА 1000, Принципы Экватора, Глобальный договор), на организацию и методику бухгалтерского учета организаций, представляющих информацию об устойчивом развитии. Обоснована зависимость бухгалтерского учета от принципов раскрытия информации.

Ключевые слова: устойчивое развитие, отчетность устойчивого развития, принципы отчетности устойчивого развития.

Анализ бухгалтерского учета в мире, проведенный VIII Всемирным конгрессом бухгалтеров и аудиторов, проходившим в ноябре 2010 г. в Малайзии, определил необходимость переосмысления бухгалтерами и аудиторами своих роли и места в развитии экономик стран мира. Основным направлением трансформации бухгалтерского учета является обоснование его роли в преодолении социально-экономических последствий глобализации, к которым относятся в том числе ограниченность ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и т. д.) и возможность утилизации отходов производства на планете. Смена формаций через провозглашение новых политических, экономических, социальных и других направлений развития, а также изменение способа производства приводят к изменению предмета бухгалтерского учета, который отражает характер собственности на средства производства и производственных отношений, изменяет задание, а следовательно, и организацию бухгалтерского учета.

Характеризуя результаты конгресса в направлении решения глобальных проблем, российский исследователь И. Н. Ложников отмечает, что инструментом решения данной задачи является концепция «устойчивого развития», принятая в большинстве стран мира. Роль бухгалтерского учета в данном процессе участники конгресса определили в первую очередь как взаимосвязь (синергию) принципов бухгалтерского учета с принципами устойчивого развития [2].

В условиях современных социально-экономических преобразований основной задачей, стоящей перед учеными в области бухгалтерского учета, является обоснование принципов раскрытия информации о социальной ответственности бизнеса, которая фактически выражает задачи устойчивого развития на микроуровне. Как отмечает А. В. Рабошук, каждая общественно-экономическая формация имеет в своей основе определенную концептуальную основу, содержание и составляющие которой определяют характер и вариацию взаимодействия элементов и подсистем той или иной формации. Вместе с тем концептуальная основа, в том числе

и понятийный аппарат, формируются в соответствии с действующими принципами. Научный базис бухгалтерского учета, а именно совокупность основополагающих принципов, является составляющей общего понятийного аппарата, так как оправданным является стремление к определению особенностей его трактовки в разных социально-экономических условиях функционирования субъектов хозяйствования. В связи с этим актуализируется вопрос развития принципов отчетности, формирующих обнародование информации о социальной ответственности бизнеса, что позволит синтезировать задачи бухгалтерского учета с экономическими, социальными и экологическими целями деятельности предприятия.

Отчетность устойчивого развития является не только инструментом контролирования социальной и экологической ответственности предприятия, но и имеет важное значение в развитии предприятия на рынках товаров (работ, услуг), капитала (рынка ценных бумаг) и труда. Рейтинг предприятия в контексте социальной ответственности определяет его инвестиционную привлекательность и может поощрять приток инвестиций, так как цель инвестора - вкладывать средства в предприятие, которое развивается и занимает особое место в обществе.

В зависимости от того, насколько информация о социальной и экологической ответственности предприятия будет полной и прозрачной, будет определяться его место на рынках. Отчетность устойчивого развития должна обеспечить пользователей информацией о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду и о социальной политике предприятия. Такая информация позволит оценить экономическую, социальную и экологическую безопасность предприятия.

Исходя из этого, считаем, что отчетность о социальной и экологической ответственности не должна быть произвольной, а должна формироваться системно и отвечать определенным (установленным) принципам. В связи с этим А. В. Рабошук считает, что, с одной стороны, по направленности и содержанию любые принципы превращаются в практические выводы в исследованиях и понимании действия законов. Это выделяет и раскрывает объективную составляющую их происхождения, природную взаимосвязь

с законами и системным подходом, областью их использования, методично отражает основные источники и факторы формирования. С другой стороны, восприятие, представление, а главное, применение принципов проходят многократную субъектно-объектную адаптацию, т. е. участники любого процесса понимают принципы и придерживаются их настолько, насколько они способны их понять и реализовать. Эта метаморфоза делает понимание и применение принципов не только разнообразными, но и достаточно индивидуальными и даже уникальными, что отражается в их целенаправленной адаптации к индивидуальным целям, условиям и другим характеристикам.

Принцип происходит от латинского слова prmcipium, что означает начало, основу. Это указывает на то, что принципы неразрывно связаны с законами науки и могут создаваться специально в процессе систематизации знаний, т. е. объективно в природе они не существуют, что и отличает их от законов. В. С. Основина трактует принципы как идеологические постановления объективного характера, выражающие сущность явления [4, с. 74]. Н. М. Малюга под принципом понимает «то, что всегда, при любых условиях, без какого-либо исключения свойственно определенному явлению. Принцип выступает основой, началом, руково-

дящей идеей в любых отношениях» [3, с. 28]. А. В. Рабошук указывает, что принципы являются элементами теоретического знания и предназначены для объяснения эмпирических фактов.

Учитывая объект исследования, под принципом будем понимать основополагающие правила, определенные на основе систематизации и обобщения теоретического и практического знания для объяснения сущности явления или процесса. В свою очередь под принципами отчетности о социальной ответственности предлагаем понимать основополагающие правила раскрытия информации о социальной ответственности предприятия, которые определяют характерные черты отчетности.

Состав принципов отчетности о социальной ответственности в любой стране должен базироваться на передовых мировых тенденциях, поэтому рассмотрим принципы формирования и обнародования отчетности, установленные международными моделями регулирования.

На рис. 1 представлен состав принципов, установленных международными моделями регулирования отчетности устойчивого развития (Стандарт АА 1000 [5], Глобальная инициатива по отчетности ^Ы) [7], Принципы Экватора [6, 8], Глобальный договор ООН). Особенности деятельности указанных организаций, сфера

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБНАРОДОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

X

X

X

X

X

X

X

АА 1000

X

Полнота

I

Значимость

Охват заинтересованных сторон

X

Реагирование

GRI

Существенность | —

х

Контекст устойчивого развития

X

Полнота

х

Сбалансированность

х

Сопоставимость | —

Точность

X

Св оеврем енност ь

х

Ясность

х

Надежность

Рис. 1. Принципы формирования и обнародования отчетности устойчивого развития организаций: EPFI (Equator-principles financial institutions) -финансовые организации, принявшие Принципы Экватора

Глобальный договор

Поддержка и уважение прав человека

Содействие искоренению дет. труда

X

Права человека

Обеспечение непричастности к нарушению прав человека

Трудовые отношения

Поддержка заключения коллективных договоров

Искоренение всех форм принудительного труда

Ликвидация трудовой дискриминации

Защита окружающей среды

Превентивный подход к экологическим проблемам

Повышение ответственности за состояние окружающей среды

Распространение экологически безопасных технологий

Антикоррупция

Противодействие формам коррупции

Принципы Экватора

Анализ и классификация

Социальная и экологическая оценка

Социальные и экологические _стандарты_

План действий и система управления

Консультации и раскрытие информации

Механизм рассмотрения жалоб

Независимый анализ

Обязательства

Независимый мониторинг и отчетность

Отчетность EPFI

применения выданных ими стандартов, компетентность и влияние на систему регулирования бухгалтерского учета показаны в опубликованных ранее исследованиях [1].

Исходя из представленных принципов раскрытия информации о социальной и экологической ответственности субъектов хозяйствования, указанными моделями определяется значительное количество принципов, большинство которых не соответствуют друг другу, что позволяет сделать вывод о принципиальном разнообразии моделей. Такое разнообразие моделей социальной отчетности указывает на разную направленность и значимость информации, которая представляется, и, соответственно, требует установления особенностей каждой из моделей для целей применения в бухгалтерской практике страны.

С целью определения влияния принципов на систему бухгалтерского учета предприятия рассмотрим сущность и особенности применения указанных на рис. 1 принципов.

Стандарт ЛЛ 1000 устанавливает три основополагающих принципа, которыми руководствуется предприятие при формировании отчетности устойчивого развития (табл. 1).

Принцип полноты включает следующие критерии: субъект хозяйствования обязуется нести ответственность перед заинтересованными сторонами относительно раскрытия всех аспектов деятельности; взаимодействие с пользователями по разработке стратегии устойчивого развития организации.

Критерии принципа существенности заключаются в следующем: информация должна быть

Принципы Ст

раскрыта в полном объеме для формирования объективного мнения пользователей; информационная база должна соответствовать потребностям и запросам заинтересованных сторон; отчетность должна представлять все сведения о рисках и гарантии достоверности доказательств.

Принцип реагирования характеризуется критериями: реагирование на запросы заинтересованных сторон; креативность отчета в соответствии с потребностями пользователей отчетности.

Соответствие показателей отчетности и процесса обнародования отчетности вышеуказанным принципам позволяет пользователям принимать соответствующие управленческие решения и принимать меры по установлению социального консенсуса и повышения экологической безопасности предприятия, что в конечном счете позволит повысить экономическую эффективность деятельности предприятия.

Глобальный договор ООН не является регу-ляторным механизмом, он не выполняет функции контроля, не требует выполнения и не оценивает деятельности организации. Глобальный договор возлагается на общественную ответственность, прозрачность и осознание собственного интереса организаций, работников и гражданского общества, которые приводят к инициированию внедрения и обмену результатами своей деятельности по воплощению принципов, на которых основан Глобальный договор.

Глобальный договор (см. рис. 1) предусматривает систему принципов раскрытия информации, сгруппированную в категории: права человека, тру-

Таблица 1

юрта АА 1000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип Характеристика Учетное обеспечение

Полнота Отображение информации о фактических и потенциальных последствиях деятельности субъекта хозяйствования и их влиянии на заинтересованные стороны с учетом интересов последних Требует отображения в системе бухгалтерского учета экологической и социальной деятельности предприятия, что позволит оценить влияние предприятия на социальную и экологическую сферы жизни общества, а пользователям -принять решение и соответствующие меры

Значимость Заключается в значимости информации, которая раскрывается, ее влиянии на решения, действия и производительность предприятия и его участников Требует от организации соответствующего аналитического учета в разрезе объектов социальной и экологической деятельности, что позволит повысить качество анализа информации различными пользователями и принять соответствующие меры

Реагирование Скорость реагирования на запросы заинтересованных сторон относительно функционирования предприятия Требует налаживания информационно-коммуникационных связей между внутренними и внешними пользователями путем организации процесса обнародования показателей отчетности

довые отношения, защита окружающей среды, антикоррупция. По каждой категории закреплен ряд принципов, которые представлены в форме требований к деятельности компании и обнародованию

информации о результатах такой деятельности. Таким образом, бухгалтерский учет деятельности предприятия, принявшего требования Глобального договора, имеет свои особенности (табл. 2).

Таблица 2

Направления усовершенствования учетного обеспечения социальной ответственности бизнеса в соответствии с принципами Глобального договора ООН

Категория принципов Принцип Учетное обеспечение

Права человека 1. Бизнес-сообщество должно поддерживать и уважать соблюдение прав человека, провозглашенных международным сообществом В системе бухгалтерского учета отражаются особенности соответствия деятельности предприятия правам человека в контексте обеспечения экологической безопасности деятельности, оплаты труда, охраны труда, социального пакета, социальных инвестиций

2. Бизнес-сообщество должно обеспечить собственную непричастность к нарушениям прав человека

Трудовые отношения 3. Бизнес-сообщество должно поддерживать свободу ассоциаций и на практике признавать право на заключение коллективных договоров Коллективный договор является основой организации бухгалтерского учета оплаты труда, а также затрат связанных с охраной труда, социальных пакетов и др.

4. Бизнес-сообщество должно выступать за искоренение всех форм принудительного труда Данные бухгалтерского учета могут выступать доказательством использования принудительного труда. На счетах бухгалтерского учета формируется информация о расходах связанных с мерами направленными на искоренение принудительного труда

5. Бизнес-сообщество должно способствовать полному исчезновению детского труда В бухгалтерском учете отражаются данные об оплате труда детей. Необходима организация учета затрат, связанных с работой детей (меры по охране труда)

6. Бизнес-сообщество должно выступать за ликвидацию дискриминации в сфере занятости и трудоустройства Организация учета в разрезе категорий работников позволит выявить разницу в оплате труда различных работников

Защита окружающей среды 7. Бизнес-сообщество должно придерживаться превентивного подхода к решению экологических проблем Организация бухгалтерского учета экологической деятельности и ее результатов. В системе бухгалтерского учета должны отражаться хозяйственные операции, связанные с мерами по обеспечению экологической безопасности

8. Бизнес-сообщество должно осуществлять инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды Отражение расходов, связанных с мерами приведения хозяйственной деятельности предприятия в соответствие с экологическими стандартами

9. Бизнес-сообщество должно способствовать развитию и распространению экологически безопасных технологий Бухгалтерский учет производства и реализации экологически безопасных технологий. Бухгалтерский учет приобретения экологически безопасных технологий для совершенствования производственного процесса

Антикоррупция 10. Бизнес-сообщество должно противодействовать любым формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество В системе бухгалтерского учета должны отражаться условные экологические и социальные факты хозяйственной жизни, связанные с судебными процессами, в которых предприятие может выступать как истцом, так и ответчиком

Таким образом, Глобальный договор определяет 10 основных принципов, которые раскрывают деятельность субъектов хозяйствования в соответствии с концепцией устойчивого развития. Согласно каждому из принципов в исследовании установлены направления совершенствования бухгалтерского учета на предприятии. Организация бухгалтерского учета в указанных направлениях позволит установить результативность деятельности компании в контексте устойчивого развития и ее соответствие положениям Глобального договора.

Принципы Экватора предусматривают необходимость соблюдения предприятиями 10 основных правил (принципов) по обеспечению устойчивости проектного финансирования: анализ и классификация; социальная и экологическая оценка; социальные и экологические стандарты; применяемый план действий и система управления; консультации и раскрытие информации; механизм рассмотрения жалоб; независимый анализ; обязательства; независимый мониторинг и отчетность; отчетность EPFI. Фактически, предприятие, которое хочет получить финансирование от международных финансовых учреждений (банков), в своей деятельности должно придерживаться таких принципов. Соблюдение данных принципов проверяет банк, который будет финансировать проект [8].

Принцип 1: анализ и классификация. Когда предлагается финансировать тот или иной проект, организация EPFI осуществляет классификацию такого проекта (табл. 3), исходя из масштаба его потенциальных последствий и связанных с ним рисков в соответствии с экологическими и социальными

критериями анализа, применяемыми Международной финансовой корпорацией (МФК, ШС).

Принципом определены три категории классификации финансирования проектов, согласно которым финансово-кредитное учреждение определяет риски в социальной и экологической сферах запланированного проекта.

Принцип 2: социальная и экологическая оценка. По каждому проекту, отнесенному к категории А или категории В, заемщик должен провести процедуру социальной и экологической оценки, чтобы рассмотреть (надлежащим образом и как организация EPFI) соответствующие социальные и экологические последствия и риски предлагаемого проекта. «Социальная и экологическая оценка представляет собой процедуру, в рамках которой определяются социальные и экологические последствия и риски (в том числе, касающиеся труда, здоровья и безопасности), связанные с предлагаемым проектом в зоне его влияния. Для целей соблюдения Принципов Экватора такая процедура будет представлять собой адекватную, точную и объективную оценку и отражение соответствующих вопросов (независимо от того, будут ли соответствующие материалы подготовлены заемщиком» [8, с. 2].

Исходя из контекста деятельности в рамках проекта, в документации по оценке рассматриваются:

- оценка основных социальных и экологических условий;

- возможные альтернативные варианты, которые являются преобладающими с экологической и социальной точек зрения, требования, предусмотренные законами и нормативными ак-

Таблица 3

ия проектов

Категория Характеристика Учетное обеспечение

А Проекты с потенциально значительными неблагоприятными социальными или экологическими последствиями, которые носят разнообразный, необратимый или беспрецедентный характер Необходимой является организация бухгалтерского учета социальных и экологических условных фактов хозяйственной жизни. Организация бухгалтерского учета расходов, связанных с социальными и экологическими мероприятиями. Бухгалтерский учет доходов от реализации социальных и экологических проектов

В Проекты с потенциально ограниченными неблагоприятными социальными или экологическими последствиями, которые являются малочисленными, обычно касаются только места нахождения объекта и могут быть устранены с помощью мер по смягчению

С Проекты с минимальными социальными или экологическими последствиями или не имеющие социального и экологического воздействия

тами принимающей страны, соответствующими международными договорами и соглашениями;

- защита прав человека, а также здоровья и безопасности населения (включая риски, последствия и управление использованием персонала службы безопасности в рамках проекта);

- защита памятников культуры и культурного наследия;

- защита и сохранение биологического разнообразия, в том числе исчезающих биологических видов и неустойчивых экосистем в модифицированных, естественных и критических местах проживания, а также определение зон, охраняемых законом;

- устойчивое управление и использование возобновляемых природных ресурсов (в том числе сбалансированное управление ресурсами с помощью соответствующих независимых систем сертификации), использование опасных веществ и управление ими;

- оценка основных опасных факторов и управления ими;

- трудовые вопросы (в том числе четыре основных трудовых стандарта) и вопросы гигиены труда и техники безопасности;

- противопожарная безопасность и безопасность жизнедеятельности;

- социально-экономические последствия, приобретение земельных участков и принудительное переселение;

- последствия для затрагиваемых групп населения и социально уязвимых или находящихся в относительно худшем положении категорий населения;

- последствия для коренного населе-

ронами и их участие в разработке, анализе и реализации проекта эффективного производства, передачи и использования энергии, предотвращения загрязнения окружающей среды и минимизации отходов, контроля за загрязнением окружающей среды (жидкие отходы и выбросы в атмосферу), а также утилизации твердых и химических отходов.

В рамках оценки также должны быть предложены меры по смягчению последствий и управлению рисками, соответствующие характеру и масштабу предлагаемого проекта. Исходя из вышеизложенного, в системе бухгалтерского учета должны отражаться хозяйственные операции, связанные с мерами повышения экологической безопасности и социального развития (экологические и социальные издержки, формирование экологической и социальной инфраструктуры в составе внеоборотных активов).

Принцип 3: социальные и экологические стандарты. Они применяются для проектов, реализуемых в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или входящих в ОЭСР, но не считающихся странами с высоким уровнем дохода (согласно определению, приведенному в базе данных показателей развития Всемирного банка), оценка будет проводиться в соответствии с применимыми на тот момент стандартами деятельности МФК (рис. 2) и применимыми на тот момент отраслевыми рекомендациями по охране окружающей среды, здоровья и безопасности («Рекомендации ЕЖ»).

Рис. 2. Состав стандартов МФК

ния и его уникальных культурных систем и ценностей;

- кумулятивные последствия существующих проектов, предлагаемого проекта и возможных будущих проектов;

- консультации с затрагиваемыми сто-

«В странах - членах ОЭСР с высоким уровнем дохода (согласно определению, приведенному в базе данных показателей развития Всемирного банка) требования к процедуре рассмотрения проекта в органах регулирования, предоставления разрешений и публичного обсуждения обычно соответствуют требованиям принятых в МФК стандартов деятельности и Рекомендациям EHS или являются более жесткими. Соответственно, чтобы избежать дублирования и упростить процедуру анализа таких проектов для организаций EPFI, успешное проведение процедуры оценки (или эквивалентной процедуры) в соответствии с местным или национальным законодательством в странах -членах ОЭСР с высоким уровнем дохода считается приемлемой заменой выполнения требований стандартов деятельности МФК, Рекомендаций ЕЖ и других требований, описанных при изложении ниже Принципов 4, 5 и 6. Тем не менее в случае наличия таких проектов организация EPFI все равно проводит классификацию и анализ проекта в соответствии с Принципами 1 и 2» [8].

В рамках оценки в обоих случаях должно оцениваться соблюдение соответствующих законов и нормативных актов принимающей страны и разрешений, касающихся социальных и экологических вопросов.

Принцип 4: план действий и система управления. Для проектов, относящихся к категории А и категории В, заемщик готовит план действий (в области охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности и социальной деятельности).

В плане действий приводится описание и определяется очередность действий, необходимых для принятия мер по смягчению последствий, корректирующих мер и мер контроля, которые нужны для управления последствиями и рисками, определенными в рамках оценки.

Заемщики используют, поддерживают или создают систему управления социальными и экологическими проблемами, чтобы осуществлять управление: последствиями и рисками, корректирующими мерами, необходимыми для соблюдения социального и экологического законодательства и нормативных актов принимающей страны и соответствующих требований стандартов деятельности и Рекомендаций EHS.

Принцип 5: консультации и раскрытие информации. Для проектов, относящихся к категории А, и некоторых проектов, относящихся к категории В, правительство, заемщик или независимый эксперт должны провести консультации с группами населения, которых касается проект, в организованном и надлежащем порядке с точки зрения культурных традиций.

Группами населения, которых касается проект, являются группы местного населения в зоне действия проекта, на которые, вероятно, проект будет производить неблагоприятное воздействие. В тех случаях, когда такие консультации необходимо проводить в организованном порядке, организации EPFI могут потребовать подготовки плана публичных консультаций и раскрытия информации.

Принцип 6: механизм рассмотрения жалоб. «Для всех проектов, относящихся к категории А, и некоторых проектов, относящихся к категории В, в целях обеспечения того, чтобы процесс консультаций, раскрытия информации и участия групп населения продолжался в течение всего срока строительства и эксплуатации проекта, заемщик внедряет (с учетом уровня рисков и неблагоприятных последствий проекта) механизм рассмотрения жалоб, который будет элементом системы управления» [8, с. 4].

Принцип 7: независимый анализ. Для всех проектов, относящихся к категории А, и некоторых проектов, относящихся к категории В, независимый эксперт по социальным или экологическим вопросам, не связанный непосредственно с заемщиком, анализирует документацию по оценке, план действий и документацию, подготовленную в рамках процесса консультаций, с тем чтобы содействовать проведению целевой проверки со стороны организации EPFI и оценить соблюдение Принципов Экватора.

Принцип 8: обязательства. Для проектов, относящихся к категориям А и В, заемщик принимает на себя в финансовой документации обязательства: во всех существенных отношениях соблюдать все соответствующие социальные и экологические законы, нормативные акты и разрешения принимающей страны, во всех существенных отношениях соблюдать план действий в течение срока строительства и эксплуатации проекта; вывести из эксплуатации мощности в соответствии

с согласованным планом вывода из эксплуатации; представлять периодическую отчетность по форме, согласованной с банками [8, с. 4].

Принцип 9: независимый мониторинг и отчетность. В целях обеспечения постоянного мониторинга и отчетности на протяжении всего срока действия кредита организации EPFI требуют (по всем проектам, относящимся к категории А, и некоторым проектам (в соответствующих случаях), относящимся к категории В) назначения независимого эксперта по экологическим и (или) социальным вопросам или требуют, чтобы заемщик привлек квалифицированных и опытных внешних экспертов к проверке его информации о мониторинге. Соответствующая информация будет предоставлена организациям EPFI.

Принцип 10: отчетность EPFI. Регулярность представления такой отчетности должна соответствовать серьезности последствий или требованиям законодательства, но она должна представляться не реже одного раза в год. Отчетность должна быть подготовлена штатными или независимыми экспертами и должна подтверждать соблюдение плана действий и содержать заверения относительно соблюдения соответствующих социальных и экологических законов, нормативных актов и разрешений, принимаемых на местном уровне, уровне региона или уровне принимающей страны EPFI.

Таким образом, проведенное исследование дает возможность констатировать, что принципы, утвержденные соответствующими международными организациями, направлены на обеспечение эффективности информационного обеспечения управления деятельностью организаций. Соответствие представляемой отчетности указанным принципам позволит не только внутренним, но и

внешним пользователям информации о деятельности организации принимать управленческие решения, направленные на гармонизацию экономических, социальных и экологических результатов хозяйственной деятельности и экономического развития.

Список литературы

1. Евдокимов В. В. Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия / В. В. Евдокимов, А. А. Лагов-ская, Д. А. Грицишен // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15 (213); № 16 (214).

2. Ложников И. Н. Важнейшие тенденции развития бухгалтерского учета // Вестник бухгалтера Московского региона. 2011. № 1.

3. Малюга Н. М. Науковi дослщження в бухгалтерському облшу: Навчальний пошбник для студенев вищих навчальних закладiв / за ред. проф. Ф. Ф. Бутинця. Житомир: ПП «Рута», 2003. 476 с.

4. Основин В. С. Основы науки социального управления. Воронеж, 1971. С. 74.

5. AA 1000 AccountAbility Principles Standard 2008 // AccountAbility. URL: http:// www. accountability. org/images/content/0/7/074/ AA1000APS %202008.pdf.

6. About the equator principles // The equator principles. Mode of Access. URL: http://www. equator-principles. com/abouttheeps. shtml.

7. GRI Network Structure // Global Reporting Initiative. Mode of Access. URL: http://www. globalreporting. org/AboutGRI/WhoWeAre/.

8. The equator principles July 2006 // The equator principles. URL: http://www. equator-principles. com/documents/Equator_Principles. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.