Научная статья на тему 'Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия (продолжение следует)'

Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия (продолжение следует) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А.

В статье рассмотрены особенности развития международных институтов регулирования отчетности устойчивого развития; непосредственно установлены направления деятельности организаций, ответственных за разработку стандар-тов такой отчетности, к которым относятся АА 1000, GRI, Принципы Эквато-ра, Глобальный договор ООН, Стандарты Саншайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евдокимов В.В., Лаговская Е.А., Грицишен Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные модели регулирования отчетности об устойчивом развитии предприятия (продолжение следует)»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ*

В. В. ЕВДОКИМОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, проректор E-mail: victor1979@list. ru

Е. А. ЛАГОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры бухгалтерского учета E-mail: lagovskaya1@meta. ua

Д. А. ГРИЦИШЕН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет

В статье рассмотрены особенности развития международных институтов регулирования отчетности устойчивого развития; непосредственно установлены направления деятельности организаций, ответственных за разработку стандартов такой отчетности, к которым относятся АА 10001, GRI2, Принципы Экватора3, Глобальный договор

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

1 Международный стандарт нефинансовой отчетности.

2 Международный стандарт нефинансовой отчетности.

3 Принципы Экватора - комплекс добровольных при-

нципов, разработанных и принятых банками для оценки

экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования.

ООН4, Стандарты Саншайн5.

Ключевые слова: устойчивое развитие, отчетность устойчивого развития.

В

современном мире экономическая наука находится на этапе необходимости взаимодействия с социальной сферой и

4 Представляет собой основу для представителей деловых кругов, желающих сообразовывать свою деятельность и стратегии с десятью получившими всеобщее признание принципами.

5 Стандарты Саншайн по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон приняты в 1996 г. Альянсом стейкхолдеров (США) - ассоциацией, объединяющей природоохранные и религиозные организации, а также организации по защите прав потребителей.

50

международный бухгалтерским учет

окружающей средой. Такая ситуация обусловлена негативными последствиями современных экономических процессов и их отрицательным влиянием на социальную стабильность и окружающую среду. Одним из инструментов решения указанных проблем является формирование механизма социальной и экологической ответственности бизнеса, реализация которого позволит на микроуровне решить проблемы социального консенсуса и негативного воздействия производства на биосферу.

Информационным обеспечением принятия решения различными пользователями в сфере социальной ответственности бизнеса является бухгалтерская отчетность, раскрывающая финансовую информацию о состоянии и результатах деятельности предприятия в указанном направлении. Существуют много подходов к раскрытию информации о социальной ответственности бизнеса и разные модели международного регулирования такого рода отчетности. Однако в украинской системе бухгалтерского учета, как и в большинстве постсоветских стран, отсутствуют организационно-методические основы формирования указанной отчетности, что требует разработки концептуальных основ ее формирования и предоставления заинтересованным лицам.

Ввиду существования пяти моделей регулирования отчетности о социальной ответственности и необходимости выхода отечественных предприятий на международные рынки товаров (работ, услуг), капитала (ценных бумаг), труда необходимым является исследование особенностей указанных моделей как основы разработки концепции развития бухгалтерской отчетности о социальной ответственности бизнеса.

Отчетность о социальной ответственности бизнеса является одним из информационных инструментов принятия решения в данной сфере различными участниками хозяйственных отношений, независимо от их значения в управлении хозяйственной деятельностью предприятия, поскольку данная отчетность не только является инструментом контроля за социальной и экологической деятельностью предприятия, но и способствует укреплению позиции предприятия на рынках товаров (работ и услуг), капитала и труда. Рейтинг предприятия в контексте социальной

ответственности определяет его инвестиционную привлекательность и может служить инструментом привлечения инвестиций, поскольку цель инвестора вложить капитал в развивающиеся предприятия, занимающие особое место в обществе, как объект получения отдачи и вложения капитала не только в краткосрочной но и в долгосрочной перспективе. На рынке товаров (работ и услуг) отчетность устойчивого развития будет служить маркетинговым инструментом, который поможет заманить покупателя. На рынке труда предприятие, политика которого направлена на повышение социальной и экологической ответственности, будет занимать передовые позиции в рейтинге работодателей.

В зависимости от того, насколько информация о социальной и экологической ответственности предприятия будет полной и прозрачной, будет определяться его место на рынке. Отчетность о социальной ответственности бизнеса должна обеспечивать информацией о хозяйственной деятельности, о ее влиянии на окружающую среду, о социальной политике предприятия. Такая информация позволит оценить экономическую, социальную и экологическую безопасность предприятия.

Анализируя результаты опроса украинских компаний, проведенного маркетинговой группой для офиса координатора системы Организации Объединенных Наций (ООН), можно констатировать, что только около трети опрошенных компаний являются социально ответственными организациями, участвуют в региональных программах развития и осуществления экологических проектов. Интересно, что около одной пятой опрошенных компаний рассматривают открытое предоставление информации о своей деятельности как проявление социальной ответственности бизнеса. Причем такой позиции больше всего придерживаются крупные компании, среди них на эту форму социальной ответственности указали 21,8 %. Однако это достаточно низкий показатель, учитывая то, что среди крупных компаний значительную долю представляют открытые (ныне -публичные) акционерные общества, для которых раскрытие информации является законодательно регламентируемым условием (ежегодная публикация отчетов) и поэтому должно быть неразрывно связано с их бизнес-практикой.

Размер предприятия является лучшим индикатором реализации практики социальной отчетности: чем больше предприятие, тем выше вероятность того, что компания будет заниматься составлением социального отчета. Почти все предприятия (98,3 %), численность работающих у которых превышает 500 человек, осуществляют меры социальной ответственности по сравнению с 75,2 % предприятий с количеством работающих менее чем 50 человек. Напротив, лишь 1,7 % предприятий осуществляют меры социальной ответственности и формирования соответствующей отчетности по сравнению с четвертой частью малых предприятий (24,8 %). Социальная отчетность несет в себе выгоды в долгосрочной перспективе, поэтому малые предприятия не идут на риски и отказываются от ее составления.

Исходя из этого, считаем, что составление и представление заинтересованным лицам такого вида отчетности, как отчетность о социальной ответственности бизнеса, не должны быть произвольными, а должны носить системный характер, отвечая установленным принципам. Сегодня мировое сообщество разработало несколько подходов к отчетности о социальной ответственности бизнеса. Они эффективно функционируют и уже рассматриваются как модели регулирования составления и представления такой отчетности.

К моделям регулирования отчетности о социальной и экологической ответственности относятся: АА1000, GRI (Global Reporting Initiative), Стандарты Саншайн, Глобальный договор ООН, Принципы Экватора. Каждая из названных моделей определяет собственные положения формирования и обнародования информации о социальной ответственности бизнеса; отдельные модели предназначены для регулирования отраслевых особенностей деятельности предприятия. Формирование отчетности по тем или иным стандартам зависит от стратегии предприятия, его места на соответствующих рынках и потребности его признания на международном уровне.

Развитие концепции отчетности о социальной ответственности бизнеса в Украине и других постсоветских странах невозможно без учета особенностей каждой из моделей на организационном и методическом уровнях. Само определение особенностей формирования данных моделей, иден-

тификация целей и задач органов, занимающихся разработкой стандартов, позволят определить направления внедрения каждого из них в Украине и других постсоветских странах как составляющей концепции отчетности о социальной ответственности бизнеса в рамках национальной модели регулирования такого рода отчетности.

Характеристика международных моделей регулирования формирования и обнародования отчетности о социальной ответственности бизнеса представлена на рис. 1.

Исходя из рис. 1, регулирование отчетности о социальной ответственности обеспечивается международными институтами, деятельность которых направлена на повышение результативности отчетности предприятий в данном направлении. Для формирования организационных положений и институционального обеспечения концепции развития отчетности о социальной ответственности бизнеса в первую очередь необходимо провести мониторинг деятельности данных организаций.

Стандарт АА 1000. Данный стандарт нацелен на составление и предоставление отчетности устойчивого развития предприятия путем обеспечения высокого качества учета, аудита и непосредственно самой отчетности. Цель стандарта: формирование прозрачности хозяйственной деятельности предприятий и их подотчетности перед пользователями, которыми выступают участники хозяйственной деятельности.

Отчетность, составленная по стандарту АА 1000, касается управления, бизнес-модели и организационной стратегии предприятия, а также оперативного управления обеспечением устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами. Соблюдение этого стандарта предусматривает взаимодействие всех заинтересованных сторон: инвесторов, кредиторов, работников, поставщиков, потребителей, экспертов, общественных организаций и государственных структур с компанией, которая в свою очередь учитывает их мнение при анализе и управлении хозяйственной деятельностью.

Стандарт АА 1000 предусматривает интеграцию социальных аспектов при организации бизнес-процессов на предприятии. Важной целью стандарта является повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом за

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ I—

АА 1000

GRI

ПРИНЦИПЫ ЭКВА ТОЩ СТАНДАРТЫ САНШАиЩ \ГЛОБАЛЬНЫЙДОГОвЩ

Организации

Организация AccounAbility

Независимые стэйкхолдеры

Независимый институт Глобальная инициатива по отчетности

ЮНЭП + CERES

Организация Принципы Экватора финансовых учреждений

Международные финансовые корпорации (IFC) группы Мирового банка

Лондон, 1995

Амстердам, 1997

х

Альянс стеикхолдеров (США)

Бухгалтерские организации Великобритании, Канады, США

Лондон, 2002

X

Сеть глобального договора ООН

ООН

Нью-Йорк, 1996

Нью-Йорк, 2000

т 1 ~ Направления Ьеятельности Г " " I

Цель - формирование прозрачности хозяйственной деятельности предприятий и их подотчетности перед пользователями, которыми выступают другие участники хозяйственной деятельности Цель — помочь организациям публикующим отчеты, \ сторонам, заинтересованныл* в их деятельности, найти \ осознать вклад организации I устойчивое развитие Цель - оценка экологических и социальных рисков при проектном финансировании Цель - формирование корпоративной отчетности предприятий для удовлетворения запросов заинтересованных сторон (сотрудники, клиенты, поставщики и др.) Цель - внедрение ответственного корпоративного управления, направленного на то, чтобы компании принимали участие в решении проблем, связанных с глобализацией

1 1 1 1 1

Вид отчетности Отчет устойчивого развития фирмы Вид отчетности Отчет в области устойчивого развития Вид отчетности Отчет о социальной и экологической ответственн ости Вид отчетности Корпоративный отчет для заинтересованных чиц Вид отчетности Отчет по прогрессу

г г Стандарты т 1

AA 1000 AccountAbility Principles Standard. AA 1000 Assurance Standard. The AA 1000 Stakeholder Принципы отчетности. Рекомендации по отчетности. Стандартные элементы отчетности, включая показатели результативности 10 правил для обеспечения устойчивости проектного финансирования Стандарты: клиенты; сотрудники компании; деятельности компании; социальная политика Принципы по следующим категориям: права человека, трудовые отношения, защита внешней среды

Рис.1. Характеристика международныхмоделейсоциальной отчетностивмире: CERES - Коалиция за экологически ответственную экономику; ЮНЭП - Программа ООН по окружающей среде

счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон, учет их мнения при анализе деятельности компании. Согласно требованиям стандарта основными этапами работ по составлению социального отчета являются:

- планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение ценностей и задач компании);

- определение формы отчетности (выявление наиболее актуальных вопросов, сбор и анализ информации);

- подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией.

Стандарт отчетности АА 1000 был разработан с участием многих международных стейкхолдеров и неприбыльной членской организацией АссоиШАЫШу, основанной в Лондоне в 1995 г. Управление организацией АссоиПАЫП1у осуществляет совет главных международных стейкхолдеров, включающий представителей бизнеса, неправительственных организаций, консалтинговых компаний и ученых. Исходя из этого,

AccountAbility является глобальной сетью и имеет свои представительства в Лондоне, Вашингтоне, Пекине, Женеве, Сан-Паулу и Сан-Франциско.

Организационная структура руководящих органов AccountAbility представлена на рис. 2.

Высшие руководящие функции возложены на Совет стандарта АА 1000, в состав которого входят пять представителей, выражающих и представляющих интересы бизнес-среды (поставщики, эксперты), общества (потребители, общественные организации), субъектов хозяйствования (субъекты, составляющие отчетность по требованиям стандарта АА 1000), правительства (государственные структуры) и инвестиционного сообщества (инвесторы и кредиторы).

Деятельность совета Рады в соответствии со стандартом АА 1000 регулируется техническим заданием для Совета стандарта АА 10006. Члены совета избираются на 3 года. Среди избранных

6 The Terms of Reference for the Standards Board (June 2009) // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access: http:// www accountability. org/images/content/4/3/430.pdf.

Рис.2. Структура органов AccountAbility как разработчикастандартаАА1000

назначается председатель, координирующий работу своих подчиненных. В их полномочия входят: утверждение плана работы совета и технических комитетов; делегирование работы комитетам; утверждение процедуры разработки стандартов АА 1000; утверждение стандартов для публикации; назначение членов технических комитетов; поддержка АА 1000 относительно финансирования своей деятельности.

Собрание совета проходит не реже 1 раза в год, однако совет может созвать внеочередное собрание с целью решения неотложных задач по финансированию совета, комитетов; утверждению стандартов; избранию новых членов совета, комитетов и т. д.

Следующими руководящими органами АссоиПАЫН1у являются комитеты технического развития, включающие Технический комитет по стандартам принципов и верификации отчетности и Технический комитет взаимодействия с пользователями отчетности, которые осуществляют деятельность в соответствии с техническими заданиями7.

7 The Terms of Reference for the Technical Committees // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access: http://

www. accountability. org/images/content/0/0/008.pdf.

Технический комитет по стандартам при -нципов и верификации насчитывает 10 членов, которые делегируются и назначаются советом АссоиПАЫИ1у. По возможности в комитет должен входить представитель мирового региона (Латинская Америка, Северная Америка, Европа, Азия, Африка). Данный орган осуществляет разработку и совершенствование принципов стандарта АА 1000, рекомендаций к их трактовке и раскрытию в отчетности. Также комитет занимается вопросами верификации, проверки составленной нефинансовой отчетности на достоверность и полноту.

Технический комитет взаимодействия с заинтересованными сторонами насчитывает 15 членов, которые по возможности представляют регионы мира. Членов делегирует и назначает Рада. Главной задачей комитета является сотрудничество с пользователями отчетности. Комитет собирает все информационные запросы заинтересованных сторон и формирует пути их отражения в нефинансовом отчете субъектов.

Технические комитеты возглавляют председатели, которые назначаются советом стандарта. Данные органы работают в течение всего финан-

сового года. Главной задачей как совета, так и технических комитетов AccountAbility является принятие стандартов для качественной подготовки и представления отчета устойчивого развития фирмы. Советом было утверждено три стандарта: AA 1000 AccountAbility Principles Standard (AA 1000APS) (определяет основополагающие принципы, согласно которым предприятие должно составлять нефинансовый отчет), AA 1000 Assurance Standard (AA 1000AS) (определяет методики оценки степени и характера соответствия отчетности стандартам АА 1000), AA 1000 Stakeholder Engagement Standard (AA 1000SES) (обеспечивает основу для коммуникационного процесса между заинтересованными сторонами и хозяйствующими субъектами).

Глобальная инициатива по отчетности (GRI). Это международный процесс, рассчитанный на длительный период времени и осуществляемый с участием различных заинтересованных сторон, миссией которого являются разработка и распространение основанных в глобальном масштабе рекомендаций по отчетности в области устойчивого развития («Руководства»). Данные рекомендации предназначены для добровольного использования организациями в процессе отчетности по экономическим, экологическим и социальным составляющим их деятельности. Цель рекомендаций заключается в том, чтобы помочь организациям, публикующим отчеты, и сторонам, заинтересованным в их деятельности, выявить и осознать вклад организации в устойчивое развитие8.

Некоммерческая организация GRI была создана в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес (CERES) в партнерстве с участниками программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с целью повышения качества отчетности в области устойчивого развития. Инициативу поддержали и приняли в ней активное участие представители бизнеса, некоммерческих групп по защите интересов, организаций, специализирующихся в области бухгалтерского

8 Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2002 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/NR/rdonlyres/ A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_ Guidelines_RUS. pdf.

учета, профсоюзов, инвесторов и многих других групп и организаций. Совместно все эти заинтересованные стороны работали над достижением консенсуса по рекомендациям относительно формирования и обнародования отчетности для того, чтобы обеспечить им признание и применение во всем мире9.

Преимуществами применения стандартов GRI в области устойчивого развития предприятий являются следующие:

во-первых, стратегические и текущие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются компании, требуют непрерывного диалога с инвесторами, потребителями, государственными органами, поставщиками и сотрудниками. Отчетность является ключевым элементом, необходимым для построения, поддержки устойчивого развития и взаимодействия с заинтересованными сторонами;

во-вторых, компании обращают все большее внимание на важность поддержания взаимоотношений с внешними сторонами, от потребителей до инвесторов, как ключевого элемента бизнеса. Диалог по вопросам результативности, приоритетов и планов на будущее, связанных с устойчивостью, позволяет развивать партнерские отношения;

в-третьих, отчетность в области устойчивого развития является средством, помогающим стратегически связать разрозненные и изолированные функции предприятий (учет, контроль, организация, мотивация, регулирование);

в-четвертых, процесс подготовки отчета в области устойчивого развития позволяет выявить потенциальные проблемные точки в деятельности предприятия в отношениях с поставщиками, покупателями, государственными структурными подразделениями. Отчетность позволяет организации предвидеть потенциально негативное развитие событий в будущем;

в-пятых, отчетность в области устойчивого развития может способствовать снижению нестабильности и неопределенности цен на акции акционерных обществ, а также уменьшению стоимости привлеченного капитала (особенно данный

9 Модель управлшня. Принципи управлшня та оргашзаци Мережi Глобального Договору (ГД) Украшп // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/about/ governance.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вопрос актуализируется в условиях применения стоимостно ориентированного управления деятельностью организации);

в-шестых, отчетность в области устойчивого развития позволяет оценить вклад субъектов в развитие природного, человеческого и социального капитала, роль которого значительно возрастает в условиях глобализации, что позволяет урегулировать отношения относительно антропогенного влияния, урегулирования социального консенсуса и др. Такая оценка существенно расширяет возможности, предоставляемые традиционной финансовой отчетностью, и формирует стратегию долгосрочных перспектив.

Таким образом, компании, составляющие отчетность устойчивого развития, имеют ряд преимуществ в экономическом, природном и социальном аспектах функционирования.

Институциональное обеспечение регулирования отчетности устойчивого развития в соответствии с GRI. В 2002 г. GRI стала независимой институцией со штаб-квартирой в Амстердаме, структура которой приведена на рис. 3.

Во главе GRI стоит Совет директоров, в который входят 16 членов, представляющих такие страны, как Великобритания, США, Канада,

Влияние

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Рис. 3. Структура GRI

Индия, Бразилия, Нидерланды, Франция, Австралия и Гонконг. Главными обязанностями совета является разработка планов работы, стратегии развития, решений относительно руководства и управления GRI.

Совет директоров имеет два вспомогательных структурных подразделения:

- Совет заинтересованных сторон ^С);

- Технический консультативный комитет.

Совет заинтересованных сторон является

формальной группой GRI, ведущей дебаты и обсуждения ключевых стратегических и политических вопросов. Съезд SC проводится ежегодно и включает в себя баланс заинтересованных субъектов и географических регионов. Ключевыми функциями SC являются:

- утверждение кандидатур в совет директоров (правление);

- принятие стратегических рекомендаций для совета относительно будущей политики или деятельности;

- бизнес-планирование;

- информирование о работе сетей GRI в мировых регионах.

Технический консультативный комитет (ТКК) обеспечивает высокий уровень технических консультаций и опыта для Совета директоров и специально для сети GRI в целом. Основные функции ТКК заключаются в предоставлении рекомендаций, направленных на общую архитектуру отчетности GRI. ТКК насчитывает 8 человек, представляющих такие страны, как Великобритания, Япония, Нидерланды, Швейцария, Гонконг, Аргентина, Канада и Австралия.

Следующим руководящим органом GRI является секретариат, реализующий план технической работы, определенный Советом директоров, а также управляющий сетью и институциональными связями с заинтересованными лицами,

Влияние

осуществляющий финансовое управление. Секретариат поддерживает деятельность Совета директоров, Совета заинтересованных сторон и ТКК. Секретариат насчитывает 40 членов, представляющих интересы бизнес-структур, правительства, некоммерческих учреждений и организаций. Секретариат формирует консультативные группы, обеспечивающие развитие деятельности системы отчетности GRI, что является надежной платформой для обмена идеями и опытом между членами GRI.

GRI тесно сотрудничает с заинтересованными сторонами (инвесторами, потребителями, государственными органами, поставщиками и сотрудниками) в сфере формирования эффективной отчетности устойчивого развития. В организационной структуре GRI заинтересованные стороны играют ключевую роль в поддержке управления GRI как открытой, демократической и глобальной сети, а также в поддержании постоянного развития высокого качества нефинансовой отчетности.

Система отчетности GRI предназначена

для:

- использования в качестве общепринятой системы отчетности по экономическим, экологическим и социальным результатам деятельности организации;

- использования организациями, предприятиями и учреждениями любой формы, отрасли и местоположения.

Она учитывает особенности деятельности организаций: от малых предприятий до многоотраслевых транснациональных компаний. Система отчетности GRI включает как общие материалы, так и специфические для отдельных отраслей, которые широкий круг заинтересованных сторон во всем мире признал универсально применимыми для подготовки отчетности о результатах деятельности организации в области устойчивого развития10.

Продолжение следует.

10 Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2006 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/ NR/rdonlyres/F88F3389-B77B-4DE8-B6B8-22C57D6747E5/0/ G3_Guidelines_RUS. pdf.

Список литературы

1. Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2002 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_ Guidelines_RUS. pdf.

2. Руководство по отчетности в области устойчивого развития 2006 // Global Reporting Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globalreporting. org/NR/rdonlyres/ F88F3389-B77B-4DE8-B6B8-22C57D6747E5/0/ G3_Guidelines_RUS. pdf.

3. Глобальний Договiр // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/about/what.

4. Модель управлшня. Принципи управлш-ня та оргашзаци Мереж Глобального Договору (ГД) Украши // Украшська мережа Глобального Договору ООН [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www. globalcompact. org. ua/ua/ about/governance.

5. About the equator principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/abouttheeps. shtml.

6. Sullivan & Cromwell and Norton Rose Comment on the Equator Principles // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/index. shtml.

7. The equator principles association governance rules // The equator principles [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. equator-principles. com/ documents/EP_Governance_Rules_June %202010. pdf.

8. The Stakeholder Alliance // The Stakeholder Alliance [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. capponline. org/sa-desc. html.

9. The Terms of Reference for the Standards Board (June 2009) // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. accountability. org/ images/content/4/3/430.pdf.

10. The Terms of Reference for the Technical Committees // AccountAbility [Electronic resource]. Mode of Access: http://www. accountability. org/ images/content/0/0/008.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.