УДК 340.130
Гончаров Т.Д. студент магистратуры Уральский институт управления -филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ Россия, г. Екатеринбург
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация: В статье исследуются универсальные и региональные международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека; выделяются основные направления деятельности международных, межправительственных организаций; проводиться анализ решений Европейского Суда по правам человека, позволяющий сделать вывод о степени эффективности данного механизма в международной системе. Результаты исследования могут быть полезны как для формирования внутригосударственных механизмов защиты прав и свобод человека, так и для дальнейшего совершенствования нормотворческого процесса в подготовки международных договоров и федеральных законов.
Ключевые слова: международное сообщество, международно -правовые нормы, международно-правовые соглашения, международно-правовые механизмы защиты, универсальные и региональные механизмы защиты, жалобы, заявления граждан, несудебная защита, ООН, Европейский Суд по правам человека.
Goncharov T.D. master student Ural Institute of Management branch of RANEPA Russia, Yekaterinburg
INTERNATIONAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF
HUMAN RIGHTS
Annotation: The article examines universal and regional international legal mechanisms for the protection of human rights andfreedoms; highlights the main activities of international and intergovernmental organizations; analyzes the decisions of the European Court of human rights, which allows us to conclude about the effectiveness of this mechanism in the international system. The results of the research can be useful both for the formation of domestic mechanisms for the protection of human rights and freedoms, and for further improvement of the normative process in the preparation of international treaties and Federal laws.
Keywords: international community, international legal norms, international legal agreements, international legal protection mechanisms, universal and regional protection mechanisms, complaints, citizens ' statements, non-judicial protection, UN, European Court of human rights.
Российская Федерация на сегодняшний момент достаточно сильно интегрирована в международное сообщество: активно участвует в создании международно-правовых норм путем заключения международно-правовых соглашений, а также является участником определенного количества международных межправительственных организаций, в том числе организаций, деятельность которых направлены в первую очередь на защиту прав и свобод человека.
Международно-правовые механизмы защиты прав принято делить на универсальные и региональные. Универсальные механизмы предназначены для всех государств, порядок вступления в них более простой.
Ярким примером универсального механизма защиты прав является Организация Объединенных Наций. Согласно статье 1 Устава116 Организации Объединенных Наций целями данной международной межправительственной организации является в первую очередь обеспечение мира и безопасности. Автор считает нужным отметить, что реализация данной цели осуществляется не только для защиты государств, их суверенитета и территориальной целостности, но и для обеспечения защиты прав людей, населяющих соответствующие государства. Об этом свидетельствует ч.3 ст.1 Устава ООН, согласно которой Организация Объединенных Наций участвует в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека без дискриминации по каким-либо основаниям.
Устав ООН, в частности ст.7, предусматривает систему главных органов ООН, к числу которых относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Международный Суд ООН. Важно иметь в виду, что деятельность данных органов осуществляется путем соблюдения принципов международного права, закрепленных Уставом ООН, в частности принципа уважения прав человека117.
В соответствии с Уставом ООН за поддержание международного мира и безопасности отвечают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности,
не устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.
117 Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 3. С. 9.
Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Главы VI, VII Устава ООН устанавливают круг полномочий Совета Безопасности в сфере международной безопасности, которые сводятся к составлению рекомендаций и мер по разрешению международных споров (спорных ситуаций)
Показательна статистика участия Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов. Так, в период с 2003 по 2012 г. имело место 76 конфликтов в мире, однако лишь по одной трети таких конфликтов соответствующий орган ООН принял решения (в форме резолюций). Очевидно, что оставшиеся спорные ситуации Советом Безопасности ООН не были разрешены и, следовательно, права лиц, которые были вовлечены в соответствующие межгосударственные конфликты, не были не восстановлены и не защищены. В связи с этим, автор полагает, что деятельность Совета Безопасности ООН, входящего в сложную систему универсальных механизмов защиты прав человека, нельзя в полной мере считать эффективной.
Наряду с Советом Безопасности определенную роль в защите прав человека играет Экономический и Социальный Совет ООН, который согласно главе X Устава ООН занимается осуществление исследовательской деятельности по вопросам социально-экономического характера, а также по вопросам уважения и соблюдения прав и свобод человека, в результате чего вырабатывает определенные рекомендации по усовершенствованию системы соответствующих международно-правовых отношений.
Непосредственно вопросами прав человека в системе ООН занимаются Совет по правам человека и Управление Верховный комиссар ООН по правам человека. Совет по правам человека представляет собой орган в системе ООН, состоящий из 47 государств-членов ООН. С момента создания данного Совета (с 2007 г.) им было рассмотрено 14 жалоб. Важно отметить, что для подачи жалобы в соответствующий международный орган необходимо, чтобы жалоба отвечал определенным критериям приемлемости. Не принимаются обращения, носящие политически мотивированный характер, противоречащие принципам международного права, основывающиеся исключительно на источниках средств массовой информации и др. Автор отмечает, что решения данного Совета носят рекомендательный характер.
Основными направлениями деятельности Верховного комиссара ООН по правам человека являются внедрение прав человека в программную деятельность всех структурных элементов ООН, сотрудничество с иными международными институтами (организациями), занимающимися вопросами защиты прав человека. Управление Верховного комиссара ООН
также рассматривает жалобы, поступившие от различных лиц, дает им объективную оценку.
Таким образом, нужно отметить, что на сегодняшний момент сформированы определенные универсальные международные механизмы защиты прав человека. Однако, как показывает практика, данные механизмы правовой защиты являются не столь эффективными постольку, поскольку любые решения, принятые ими, не являются обязательными для государств, носят исключительно рекомендательный характер, и, соответственно, государство может действовать по своему усмотрению. Более того, деятельность ряда механизмов в достаточной степени теоретизирована, то есть в первую очередь осуществляются анализ и исследование состояния сферы прав человека в мире.
Статья 52 Устава ООН118 предусматривает возникновение и функционирование региональных органов и соглашений. Однако устанавливается условие, согласно которому данные действия будут соответствовать целям ООН и принципам международного права. Нужно отметить, что под регионом необходимо понимать группу близлежащих государств, которые принадлежат одному экономико-географическому району и обладают общими признаками.
Так, наиболее эффективным региональным механизмом в сфере защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека. Данный региональный механизм носит конвенционный характер: Европейский Суд по правам человека был сформирован на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Важным отличием данного механизма от универсальных является обязательность решений Европейского Суда по правам человека, что установлено в статье 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, согласно которой государства-участники Конвенции обязуются исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в которое они выступают стороной. Автор считает важным отметить, что решения Европейского Суда по правам человека носят обязательный характер постольку, поскольку являются по своей сути результатом толкования и применения норм Конвенции о защите праве человека и основных свобод 1950 г. Соответственно, неисполнение решений Европейского Суда по правам человека представляет собой согласно статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров нарушение государством своих международно-правовых обязательств, что в свою очередь становится основанием для привлечения к международно-правовой ответственности. С целью недопущения наступления указанных ранее правовых последствий Конвенция о защите прав человека и основных
118 Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.
свобод 1950 г. предусматривает контрольный механизм за исполнением решений данного регионального механизма защиты прав человека, который осуществляется Комитетом министров Совета Европы.
Нужно отметить, что в данный международный конвенционный орган активно обращаются лица из государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в том числе лица из Российской Федерации, пользуясь правом, предусмотренным да ч. да 3 да ст. да 46 да Конституции да Российской да Федерации, согласному которому да каждому да предоставляется да возможность да в да случаях, да предусмотренных да международными да договорами да Российской да Федерации, да обращаться да в да межгосударственные да органы да по да защите да прав да и да свобод да человека, да если да исчерпаны да все да имеющиеся да внутригосударственные да средства да правовой да защиты.
За 2016 год Европейским Судом по правам человека было принято 997 решений (лидирующие позиции, как было отмечено ранее, занимают Российская Федерация - 228, Турция - 88, Румыния - 86). Анализ решений Европейского Суда по правам человека в 2016 г. позволяет сделать вывод о том, что в течение последнего времени нарушению подвергаются в большей мере именно личные права, в частности право на свободу и личную неприкосновенность, а также устанавливаются факты применения пыток.
Автор считает нужным отметить, что на практике возникают некоторые сложности исполнения решений Европейского Суда по правам человека. Данные сложности связаны с принятием Европейским судом по правам человека решений без учета особенностей национальных правовых систем государств, которые является стороной-ответчиком в деле. Возникают концептуальные несоответствия между решениями Европейского Суда по правам человека и национальными конституционными нормами. Поэтому государствами формируются определенные механизмы, позволяющие разрешать вопрос о возможности исполнения решений данного регионального механизма на территории государства (например, Российская Федерация, ФРГ).
Таким образом, подводя итог, нужно отметить, что права человека -та сфера общественных отношений, которая требует не только государственно-правового регулирования, но и международно-правового. Соответственно, наряду с национальными механизмами защиты прав формируются и функционируют международные. Важно понимать, что эффективность универсальных и региональных механизмов кардинально отличается. Универсальные, как правило, задают общий формат взаимодействия по вопросам защиты прав человека, в то время как региональные, объединяя государства, имеющие общие экономико -политические интересы, позволяют более эффективно защищать прав и основные свободы человека.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации // (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 -ФКЗ) //Собрание законодательства РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.
3. Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 3.
4. Карпович О.Г. Актуальные проблемы и современные тенденции обеспечения национальной безопасности (сравнительный анализ): монография / О.Г. Карпович. Москва: Юрист, 2012. 223 с.
5. Манойло А.В. Политика многополярности: новые вызовы и угрозы / А.В. Манойло, О.Г. Карпович, Т.В. Вершинина, А.В. Булавин. Москва: Изд-во Дипломатической академии МИД РФ, 2019. 433 с.
6. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А. Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2015. 330 с.
7. Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2007. N 2 (8).
8. Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99.