Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1778
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / ООН / международно-правовая защита / права человека / государство / международные организации / международное право / международные договоры.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Иванова Ю.А.

Одно из важнейших мест в международном праве занимает международная защита прав человека, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации продекларированных прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами взятых на себя международных обязательств в данной сфере и защита основных прав, каждого отдельного человека. Основной принцип уважения прав и свобод человека закреплен Уставом ООН и рядом международных договоров и соглашений по защите прав и свобод человека, разработанных в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-8-36-42 NIION: 2018-0076-8/21-083 MOSURED: 77/27-023-2021-08-282

ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, e-mail.professor60@mail.ru

САРБАЕВ Григорий Михайлович,

адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права,

e-mail: Greg@zakonoved.com

ИВАНОВА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,

e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Одно из важнейших мест в международном праве занимает международная защита прав человека, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации продекларированных прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами взятых на себя международных обязательств в данной сфере и защита основных прав, каждого отдельного человека. Основной принцип уважения прав и свобод человека закреплен Уставом ООН и рядом международных договоров и соглашений по защите прав и свобод человека, разработанных в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

Ключевые слова: государство, ООН, международно-правовая защита, права человека, государство, международные организации, международное право, международные договоры.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

professor department of the civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor

SARBAYEV Grigory Mikhailovich,

lawyer, public figure, member of the European Association of Lawyers,

Doctor of Law

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security»

of the Russian Technological University - MIREA

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF HUMAN RIGHTS: A THEORETICAL ASPECT

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Annotation. One of the most important places in international law is occupied by the international protection of human rights, which is a set of legal norms that enshrine human rights and freedoms, the obligations of States for the practical implementation of declared rights and freedoms, as well as international mechanisms for monitoring the implementation by States of their international obligations in this area and the protection of the fundamental rights of each individual. The basic principle of respect for human rights and freedoms is enshrined in the UN Charter and a number of international treaties and agreements on the protection of human rights and freedoms developed within the framework of the UN and its specialized agencies.

Key words: state, ООН, international legal protection, human rights, state, international organizations, international law, international treaties.

С исторической точки зрения развитие системы международно-правового регулирования защиты прав человека носит обусловленный характер. Важную роль в их становлении играли разработка теории естественного права, участие граждан в управлении государством, право на привлечение должностных лиц к ответственности, установление гарантии неприкосновенности личности, свобода слова и выборов, право на обращения, доктрина разделения властей. Проблема защиты прав человека не теряла актуальности в течение всего времени существования человечества, однако именно во второй половине XIX века пришло осознание транс национальности этой проблемы, ее выход за пределы внутригосударственных вопросов, и это стало объектом внимания со стороны международного сообщества. Нельзя не отметить, что на становление системы защиты прав человека существенное влияние оказали подходы, признавшие приоритет прав и свобод во взаимоотношениях индивида с государством. Именно свобода в полном смысле приобретает определяющей значение, свобода личности от вмешательства государства в сферу его личных интересов. Наряду с этим индивид получает гарантии защиты со стороны государства в отношении его прав и свобод.

Предшествовали идее прав человека основные принципы свободы и равноправия. Фридрих Энгельс утверждал: «Целым тысячелетиям следовало пройти, прежде чем первоначальное представление о равенстве вытекло в вывод о равноправии в государстве, что стало впоследствии восприниматься естественным, разумеющимся» [4]. Не менее важную роль сыграла доктрина о естественных правах человека, прирожденных, независимых от исторического периода и решения государства, уделяющих внимание автономии личности и ее индивидуальности.

Таким образом, анализ основных этапов в истории развития и становления учений о защите прав и свобод человека позволяет сделать вывод о том, недостаточным представлялась лишь осознанность о необходимости существования подобной категории, а подлинное становление данной системы происходило по мере появления в обще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ствах и государствах соответствующих организаций, ставящих идею о защите прав человека самоцелью.

С 1945 года международное сообщество начало последовательно осуществлять работу по разработке и определению международных норм в области прав человека. Фундаментально значимыми документами здесь выступают Устав Организации Объединенных Наций [3] (1945 г.) и Всеобщая декларация прав человека [1] (1948 г.).

Основная роль Организации Объединенных Наций (ООН) заключается в том, чтобы выступать механизмом, способным ответственно подходить к вопросам, имеющим глобальное значение для всего мира, стать центром поиска решений и баланса совместными усилиями правительств государств в отношении проблем, имеющих реальный характер.

Вопрос о регулирующей роли ООН, а также ее Устава [3] является объектом проведения как теоретических, так и практических исследований. Этот вопрос носит существенный интегральный характер для формирования нового миропорядка. Устав ООН по своей природе и структуре носит многогранный характер. Он включает в себя положения, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности и права: гуманитарной, политической, военной, экономической, экологической, и иных, выступая тем самым классическим образцом для государств. Устав ООН справедливо безошибочно признан одним из первых договоров многостороннего характера в истории развития международных отношений. Его принятие стало основой того, что были заложились основы для сотрудничества между государствами в недвусмысленно непростом деле поощрения и уважения прав и свобод человека.

Важно принять к сведению, что Устав разносторонний также в своих задачах. Поощрение, активизация и развитие прав человека не ставится как его самоцель, Устав направлен также на то, чтобы гармонично и слаженно обязать государства быть приверженцами развития международного сотрудничества в различных сферах.

Виды деятельности, осуществляемые ООН прямо или косвенно направлены на выражение и

материализация одной из центральных главных задач, определенных в Уставе, к которому относится содействие и благоприятствование обеспечению и защите прав человека. По своей природе Устав ввиду специфики правовой природы не ссылается на конечный перечень гарантированных человеку основных прав и свобод. Вопреки этому именно он выступает в качестве одного из первых международных документов, определивший проблему о незаменимости универсального подхода в вопросе обеспечения прав личности. Именно в нем в целом закрепляется глобально универсальный принцип уважения прав и свобод без дискриминации любого вида. Преамбула призывает к решимости ООН упрочить веру в права человека, в достоинство личности и ценность человеческой личности. Первым документом в международных отношениях, определившим перечень основных прав и свобод человека, стала Всеобщая декларация прав человека [1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Сама Декларация выступила как задача, к исполнению которой, предполагается, стремятся государства и народы. Именно она служит меркой для определения уровня уважения и соблюдения международных документов о правах человека.

Права человека, а именно, их защита это одна из основных целей развитого демократического правового государства, которое в процессе своего развития и становления пришло к справедливому выводу, что именно человек является творцом истории, и, для того, чтобы государство не останавливалось в развитии, необходимо, чтобы человек, посредством реализации прав и свобод, стал личностью, способной к направлению государства на путь прогресса. Для такого государства как Россия, стремящегося обеспечить благосостояние общества, достоинство, свободу и безопасность людей, и формирующее правовое государство, и гражданское общество, проблема соблюдения и защиты прав человека весьма актуальна.

Идея развитого правового государства прочно связана с идеей об эффективном осуществлении прав и свобод человека и гражданина как на национальном, так и на международном уровнях. При этом эффективная международно-правовая защита прав человека часто затрудняется пробелами и изъянами во внутригосударственном праве.

Заслуживает внимания тот факт, что в современном мире состояние экономики, проблемы функционирования социально-политических институтов, правовая культура большинства населения России подвергаются влиянию кризисных явлений. В этой связи и состояние дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина

также находится в состоянии далеко от удовлетворительного. Различные аспекты соблюдения прав и свобод человека и гражданина (личных, политических, социально-экономических и культурных) не остаются без внимания, как рядовых граждан, так и представителей государственного аппарата и правозащитников. Посредством ратификации международных договоров по правам человека правительства в первую очередь берут на себя обязанность принимать различные меры на внутригосударственном уровне и создавать соответствующую законодательную базу, которая была бы совместимой с договорными обязательствами и обязанностями государств. Таким образом, национальная правовая система призвана обеспечить нормативную защиту прав человека, определенных и гарантированных международным правом. Для тех случаев, когда, например, национальное судебное разбирательство неэффективно в отношении рассмотрения нарушения прав человека, на региональном и международном уровнях обеспечиваются механизмы и процедуры для индивидуальных и групповых жалоб, которые способны реализовать ситуацию, при которой международные стандарты в области прав человека в действительности бы соблюдались, а также применялись и осуществлялись на различных уровнях.

В международном праве любой человек имеет право на защиту независимо от его принадлежности к какому-либо государству на правовой основе. В данном случае можно признать, что международное право гарантирует человеку права и свободы, при этом, не требуя от него взамен реализации конкретных обязанностей. В этом смысле международное право уделяет внимание тому, что человек обладает правами, пользуется ими и реализует их без вмешательства какого-либо государства, даже того, гражданином которого он является. Именно в этом проявляется признак универсальности прав человека. Рассматривая категорию «прав и свобод» как возможность определенного поведения на каком-то этапе человеческого развития, становится понятным суждение о том, что для признания и защиты прав человека надо выйти за рамки внутригосударственного уровня. Но следует также иметь в виду, что для реальной возможности свободно пользоваться правами, необходимо, чтобы они нашли отражение и закрепление в нормативно-правовых актах.

Понятие «права гражданина» значительно уже по степени затрагиваемых аспектов. Это объясняется тем, что государство по объективным причинам желает связывать себя в правовом смысле со своими гражданами, то есть с людьми, которые устойчиво «принадлежат» этому государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ству и что не менее важно, несут конституционные и иные обязанности. Это допускается в международном праве во многом посредством такого документа как Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года1.

Многие современные государства признают необходимым отношение к правам человека как к высшей ценности. Поэтому странам и государственным органам свойственно осознание того, что в некотором смысле права человека являются надгосударственной категорией. Для защиты прав человек может обратиться как в государственные органы своего государства, так и в международные органы.

Права человека предшествуют реализации им некоторых свобод обеспечивают возможностью самостоятельно избрать способ поведения. Это права, которые сами по себе позволяют человеку обеспечить их защиту, служат условиями и способами для этого (в частности, право на справедливое судебное разбирательство).

Право на защиту следует за реализацией субъективного права, сопутствует ему. Но эффективно претворить первое в жизнь не представляется возможным без активного участия государства, а в некоторых случаях, без его ведущей и направляющей роли в организации этого. Защита понимается в различных аспектах. Во-первых, это «предварительные меры», выраженные в том, чтобы устранить препятствия или противоречия на пути эффективной, разумной и справедливой реализации права. Во-вторых, это меры последующего характера, применяемые постфактум, то есть они касаются восстановления уже нарушенного права, устранения нарушений, наказания нарушителей и предупреждение нарушений. Все эти элементы находятся во взаимосвязи. Именно поэтому в международном праве для защиты прав человека свойственна такая характеристика как системность.

Содержательным элементом системы международно-правового регулирования защиты прав человека являются принципы. Принципы содержатся и закрепляются в нормативных актах различных уровней. Речь идет как о декларативных, так и о конституционных актах. В них отражены такие сущностные принципы как справедливость и уважение.

Отдельные принципы тесно связаны с правовым статусом личности, эта связь отражает взаимоотношения государства и человека. Подтверждается это Конвенцией о защите прав и

основных свобод, принятой в Риме в 1950 году2. В частности, она включила в себя различные положения о таких принципах как уважение, осуществление, признание и охрана прав и свобод человека с учетом принципа правового статуса человека.

Из классификации основных прав и свобод вытекают принципы их защиты. Для некоторых из них существуют специфические формы защиты. Например, принцип безусловности применяется к таким правам и свободам, как личные. То есть для государства невозможно ссылаться на отсутствие необходимых механизмов для успешной их реализации. Напротив, такие права как экономические тесно связаны с возможностями государства, в том числе материальными на конкретном этапе исторического, в частности, экономического развития. Тем не менее, эта группа прав должна также обеспечиваться добросовестно и в наибольших пределах. К таким выводам приводит анализ Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года3 и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года4.

Один из основных принципов - единство прав и обязанностей, причем обязанностей как обладателя такого права, так и иных субъектов в отношении соблюдения права, а также принцип равенства прав и свобод, основывающийся на началах недискриминации при использовании возможностей, находят свое отражение в правовых актах различных уровней. В частности, на внутригосударственном уровне это чаще всего закрепляется в Конституции государства. Так, и в Конституции Российской Федерации содержится положение о том, что права и свободы характеризуются как непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Конституционный механизм защиты прав и свобод человека в России имеет вместе с общефедеральным и региональное измерение.

Рассматривая такой элемент системы регулирования защиты прав человека как форма, ста-

1 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №3.

2 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №2.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 №3.

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 №3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

новится объективным вывод о том, что это, в некоторой степени, процесс, представляющий собой спектр мер и процедур определенного характера, направленных на осуществление правоприменительными органами, включая непосредственное участие человека, правоохранительных действий и мероприятий по охране прав и восстановлении нарушенного права. Формы многообразны и их выбор может быть обусловлен рядом факторов, в частности, к ним относятся непосредственный характер тех требований, которые выступают объектом защиты, совокупность юридических и фактических условий, в которых право было нарушено а также реальные возможности человека по защите права.

Считается, что судебная защита нарушенных прав выступает наиболее эффективной, поскольку широк перечень элементов, являющихся объектом судебного обжалования. Суд является не просто одним из органов власти в государстве, а он сам представляет собой одну из ветвей власти, если, разумеется, речь идет о демократическом правовом государстве с доктриной разделения властей. Суд во многом обеспечивает приоритет прав и свобод человека.

Судебную форму защиты можно в некотором смысле признать основной. Эта форма применяется «в помощь» лицу, по каким-либо причинам неспособному самостоятельно обеспечить защиту права. Сущностная важность и авторитет судебной формы защиты закрепляется в ряде международных актов. В частности, во Всеобщей декларации прав человека [1] в статье 8 закреплено право любого человека обратиться за защитой нарушенного права в компетентный национальных суд. При этом отмечается, что восстановление в правах должно носить характер эффективности. В свою очередь Международный пакт о гражданских и политических правах1 вверяет государствам, участвующим в нем обязанность обеспечения права на защиту судебными органами п.3 ст.2.

Особая роль в обеспечении права на судебную защиту придается конституционным гарантиям, посредством которых имеется возможность достичь восстановление нарушенного права. Конституционное право на обращение или, в частности, на подачу жалобы является одним из основных или даже неотчуждаемых в системе прав человека. Правам нередко соответствуют и сопутствуют обязанности. Так и в этом случае, конституционному право на подачу жалобы сопутствует обязанность органом государственной власти,

органов местного самоуправления принимать и рассматривать жалобы, и, что, наверное, самое главное, принимать по ним обоснованные решения и, естественно, отвечать заявителям.

Самостоятельная защита человеком своих прав относится к такой форме как самозащита. Это право также гарантированно Конституцией и в него входит применений любых способов, которые закон не запрещает. Под этим правом подразумевается деятельность человека без обращения в какие-либо органы по ограждению своих прав, свобод и интересов от посягательств. Парижская хартия для новой Европы2, принятая 21 сентября 1990 года главами государств и правительств 34-х участниц Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) закрепляет стремление создания механизма, при котором обеспечивается участие отдельных лиц в защите их прав. Анализ института самозащиты позволяет еще раз определить и подчеркнуть, что самозащита предусмотрена законом и представляет собой действия фактического и юридического характера, осуществляемые человеком для предупреждения незаконных посягательств на свои права, а также для восстановления нарушенных прав без обращения при этом в компетентные органы.

Особое место среди инструментов и механизмов защиты прав человека занимает институт омбудсмена. В различных странах этот институт имеет разное наименование, например, защитник прав человека, верховных комиссар, Уполномоченный по правам человека, медиатор и так далее. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации представляет особый интерес, как для теории, так и для практики государственно-правового строительства в Российской Федерации. Этот институт впервые был создан в начале XIX века в Швеции и получил широкое распространение после второй мировой войны в европейских странах. В России эта должность появилась в 1994 году. Особая роль данного института характеризуется и объясняется многими демократическими чертами, присущими ей. Так, в системе государственных органов омбу-дсмен занимает независимое положение, назначается парламентом и обладает правом законодательной инициативы, оказывает помощь гражданам на началах доступности и бесплатности. На этапе современного развития мира такая проблема как проблема защиты прав человека остается в позиции одной из наиболее транснациональных. Это во многом может обуславливаться тем, что проблема перестала быть узконаправ-

1 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собрание законодательства Российской Федерации , 2002 №3.

2 Парижская хартия для новой Европы. Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята 21 сентября 1990 года Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 №3

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ленной и покинула пределы отдельных государств, на данный момент она характеризуется универсальностью и, соответственно, требует детального внимания всего международного сообщества. Именно этим можно объяснить потребность в развитии международных универсальных стандартов в данной сфере. Указанные значимые стандарты отражены в международно-правовых актах, речь в первую очередь идет о Всеобщей декларации прав человека [1], Международном пакте и гражданских и политических правах1, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, Факультативном протоколе к Международному парку о гражданских и политических правах3, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод4.

Первооснова концепции «международные стандарты» сформулирована в «Предварительных замечаниях» минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятыми Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 году [2]. Из стандартов следует, что под международными стандартами следует принимать общепризнанные нормы, основывающиеся на достижениях современных идей, и обычно рассматриваются в качестве правильных и разумных в принципиальном и практическом подходе.

Одновременно далеко не все стандарты могут в одинаковой мере быть применены исходя из политических, экономических, культурных, социальных, географических и правовых различий в мире. Хотя при этом предполагается, что эти стандарты ставят своей целью призвать государства к неустанному преодолению трудностей и препятствий, появляющихся на пути их наиболее эффективно успешной реализации и осуществления. Учитывая это, справедливым окажется суждение о том, что государства принимая во внимание особенности национального развития воплотить в своих системах международные стан-

1 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 №3.

2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собо. Законодательства Рос. Федерации, 2002 №3

3 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года Собо. Законодательства Рос. Федерации, 2002 №3.

4 Европейская конвенция о защите прав чело-

века и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)

(с изм. от 13.05.2004) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 №2.

дарты прав человека, которые воплощаются в нормах современного международного права и носят общедемократический характер. Стандарты в области защиты прав человека включают в себя непосредственно права и свободы, а также ограничения прав. Ограничения прав носят характер исключительности, устанавливаются в конституционно-правовом порядке и имеют правовую основу и, что весьма существенно, четкие цели. Такими целями в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека5 выступают обеспечение надлежаще подобающего признания и уважения в отношении прав и свобод других граждан, а также удовлетворение сообразно приемлемых притязаний морали и благополучия в демократическом обществе. Значительно расширены цели ограничения в таком акте как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод6. В соответствии с этим документом, ограничения могут вводиться с целью поддержание государственной и общественной безопасности, предотвращения беспорядков и преступлений, поддержания экономического благосостояния страны, охраны здоровья и нравственности, защиты репутации граждан и так далее (ст.9, 10).

В Российской Федерации порядок регулирования ограничения прав и свобод берет начало с установления постоянности, неуклонности и незыблемости этих прав. Устанавливается невозможность принятия законом, безосновательно умаляющих права и свободы. Государство вводит определенные ограничения при наличии на то оснований. Они могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом устанавливаются существенные условия, при которых ограничение представляется возможным. К ним относится, что они могут быть подвержены ограничениями только на основании федерального закона и только в той мере, которая явится наиболее необходимой и разумной. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации разъясняет, что недопустимо широко толковать данные условия в целях предотвращения злоупотреблений, а также следует соблюдать требование о соразмерности ограничений, неприемлемость чрезмерных ограничений, выходящих за пределы разумной необходимости. Причем необходимо также обратить внимание, что огра-

5 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года Собрание законодательства Российской Федерации , 1998 №2.

6 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 №2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ничения могут вводиться в отношении всего населения. Тем самым исключается вариант применения ограничений в отношении отдельных лиц.

В международном праве является общепризнанным положение о том, что ограничения правомерны и в некотором смысле бесспорны в условиях чрезвычайного положения. При этом важно учитывать, что чрезвычайное положение должно быть, во-первых, официально объявлено государством и, во-вторых, сообщено другим государствам (ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах). Естественно, что это положение не носит абсолютный характер, так как для них существует предел. Например, в Конституции Российской Федерации1 закреплено, что ограничению не могут подвергаться некоторые права и свободы, например, право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательства и право на жилище. В этом смысле эти права и свободы носят характер абсолютности. Не менее важно то, что в условиях чрезвычайного положения не допускается создание чрезвычайных судов. То есть при любых условиях человек не лишается права обратиться за защитой прав в суды общей юрисдикции. Фундаментальной характеристической международных стандартов является то, что национальные нормы и принципы в области защиты прав человека не могут быть ниже уровня международных стандартов в этой сфере. В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства по защите прав российских граждан за рубежом. Все российские граждане, в том числе, оказавшиеся за пределами государства гражданства по объективным причинам имеют право рассчитывать на поддержку и помощь со стороны государства.

Права человека на сегодняшний день представляются в форме выражения государствами исторически сложившихся свобод в определенном виде. Развитие общества и государства на различных этапах должны не только поощрять, но и способствовать правам человека. Вместе с возникновением идей демократии, верховенства права, гражданского общества зародились концепции прав человека.

Развитие общества и государства, а также развитие таких неотъемлемых составляющих

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Российская газета, № 237, 25 декабря 1993 года.

демократии как правовое государство, гражданское общество, высокая правовая культура неразрывно и теснейшим образом связаны с наиболее успешной и эффективной реализацией прав и свобод человека. От того, каким объемом и спектром прав наделен человек, какие созданы механизмы для их благополучного исполнения и зависит во многом направление дальнейшего развития общества и государства, а также благодаря им представляется практически беспрепятственным проведение анализов конкретной ситуации с правами человека в различных государствах, и, соответственно, легче вырабатывать замечания и рекомендации по совершенствованию данной сферы.

Список литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года Собрание законодательства РФ, 1998 №2.

[2] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.

[3] Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года, Сан-Франциско.

[4] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Лейпциг, [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/ books/item/f00/s01/z0001015/st000.shtml (дата обращения: 30.03.2020). 1878. С. 294.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka. Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda Sobranie zakonod-atel'stva RF, 1998 №2.

[2] Minimal'nye standartnye pravila obrash-cheniya s zaklyuchennymi. Prinyaty na pervom Kongresse Organizacii Ob»edinennyh Nacij po pre-duprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pra-vonarushitelyami, sostoyavshemsya v ZHeneve v 1955 godu, i odobreny Ekonomicheskim i Social'nym Sovetom v ego rezolyuciyah 663 S (XXIV) ot 31 iyulya 1957 goda i 2076 (LXII) ot 13 maya 1977 goda.

[3] Ustav Organizacii Ob»edinennyh Nacij ot 26 iyunya 1945 goda, San-Francisko.

[4] Engel's F. Anti-Dyuring. Lejpcig, [Elektronnyj resurs]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/ s01/z0001015/st000.shtml (data obrashcheniya: 30.03.2020). 1878. S. 294.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.