Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ООН / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / СОВЕТ ЕВРОПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скарлупин Сергей Александрович

В статье анализируются правовые основы и принципы международного права, приводятся положения и акты международного права защиты прав человека и гражданина. На основании приведённых международных актов по защите прав и свобод автор приводит примеры взаимодействия и развития международного права в области сотрудничества на платформе международных организаций и способы привлечения государств к соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Затронуты такие международно-правовые акты как Устав ООН, Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный билль о правах человека, Пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека и другие нормативно-правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE PROTECTION AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

The article analyzes the legal foundations and principles of international law, provides the provisions and acts of international law for the protection of human and civil rights. Based on the above international acts on the protection of rights and freedoms, the author gives examples of interaction and development of international law in the field of cooperation on the platform of international organizations and ways to involve states in the observance of fundamental human and civil rights and freedoms. Such international legal acts as the UN Charter, the Final Act of the Helsinki Conference on Security and Cooperation in Europe, the International Bill of Human Rights, the Pact on Civil and Political Rights, the Universal Declaration of Human Rights and other normative legal acts are affected.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Скарлупин С.А. Email: Skarlupin6112@scientifictext.ru

Скарлупин Сергей Александрович - студент магистратуры,

кафедра государственно-правовых дисциплин, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье анализируются правовые основы и принципы международного права, приводятся положения и акты международного права защиты прав человека и гражданина. На основании приведённых международных актов по защите прав и свобод автор приводит примеры взаимодействия и развития международного права в области сотрудничества на платформе международных организаций и способы привлечения государств к соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Затронуты такие международно-правовые акты как Устав ООН, Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный билль о правах человека, Пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека и другие нормативно-правовые акты. Ключевые слова: права человека, принципы международного права, международный билль о правах человека, всеобщая декларация прав человека, гражданские и политические права, Генеральной Ассамблее ООН, Совет Безопасности ООН, Женевская конвенция, Европейская комиссия по правам человека, Совет Европы.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE PROTECTION AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

Skarlupin SA.

Skarlupin Sergey Alexandrovich - Student of master's degrees, DEPARTMENT OF STATE AND LEGAL DISCIPLINES, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the article analyzes the legal foundations and principles of international law, provides the provisions and acts of international law for the protection of human and civil rights. Based on the above international acts on the protection of rights and freedoms, the author gives examples of interaction and development of international law in the field of cooperation on the platform of international organizations and ways to involve states in the observance of fundamental human and civil rights and freedoms. Such international legal acts as the UN Charter, the Final Act of the Helsinki Conference on Security and Cooperation in Europe, the International Bill of Human Rights, the Pact on Civil and Political Rights, the Universal Declaration of Human Rights and other normative legal acts are affected.

Keywords: human rights, principles of international law, international bill of human rights, universal declaration of human rights, civil and political rights, UN General Assembly, UN Security Council, Geneva Convention, European Commission on Human Rights, Council of Europe.

УДК 342.72/.73

Права человека в современном мире регулируются не только внутригосударственным, но и международным правом. Процесс детальной разработки международных принципов и норм, относящихся к правам человека, сопровождается и созданием и международного механизма их защиты.

Возможности международного механизма защиты прав человека состоят в контроле за осуществлением государствами общепризнанных принципов и норм в этой области и в применении принудительных мер за их нарушения. Международно-правовой контроль главным образом выражен в проверке претворения в жизнь обязательств, взятых на себя государствами, и применяется в тех случаях, когда иными средствами невозможно установить подлинное состояние дел в области прав человека.

Принципы международного права, закрепленные в ст. 2 Устава ООН [1] более развернуто определены в Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 году [2]. Декларация содержит семь таких принципов: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение международных споров; невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН; равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств; добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом.

Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) добавил к этим принципам еще три: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав человека и основных свобод. Необходимость решения глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом выдвигает новый принцип, как обязанность государств охранять окружающую среду.

Говоря об общепризнанных принципах международного права следует иметь в виду прежде всего обязанность их неукоснительного соблюдения именно государствами-участниками, основополагающие международно-правовые документы подписаны главами этих государств и ратифицированы их парламентами. Соблюдение указанных принципов международного права является юридической обязанностью государств-участников. Однако положения Декларации о принципах международного права допускают и более расширенное их толкование.

Основополагающим актом, имеющим важное практическое значение, является Международный билль о правах человека, идея принятия которого была выдвинута в 1945 году при создании в Сан-Франциско Устава ООН.

Международный билль о правах человека включает четыре документа:

1. Всеобщую декларацию о правах человека, провозглашенную ООН 10 декабря 1948 года.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах.

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Всеобщая декларация прав человека провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган власти, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией" [3].

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены основные права и свободы человека.

Положения Декларации развиты во многих международно-правовых актах, в частности, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о статусе апатридов, Европейская социальная хартия, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие нормативно правовые акты.

Кроме того, Пакт о гражданских и политических правах предусматривал создание Комитета по правам человека, задачами которого являются:

1. Получение и рассмотрение докладов государств - участников о принятых ими мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав (ч. 1 ст. 40 Пакта);

2. Препровождение государством-участником своих докладов и замечаний общего порядка, которые Комитет сочтет необходимым (ч. 4 ст. 40 Пакта);

3. Рассмотрение в соответствии с определенной процедурой сообщений какого-либо государства-участника о том, что другое государств-участник не выполняет своих обязательств по Пакту (ст. 41 Пакта);

4. Получение и рассмотрение сообщений от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством - участником какого-либо их прав, изложенных в Пакте.

Последняя функция является очень важной и закреплена в Факультативном протоколе к Международному Пакту о гражданских и политических правах.

Признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека и право каждого обращаться к ним закреплено в Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ 1993 года, "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Таким образом, установлены 2 условия обращения граждан РФ в эти органы: первое, это должно быть предусмотрено международными договорами РФ, и, второе, должны быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты нарушенного права.

Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека особую роль играет Европейский Суд по правам человека при Совете Европы (Страсбург). Этот суд, при котором Россия имеет своего Уполномоченного [4], основывает свою деятельность на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Он рассматривает индивидуальные жалобы граждан государств-участников на нарушения их прав, закрепленных в Конвенции и дополняющих все протоколы, которые ратифицированы Россией 30.03.1998 года [5].

Появление во второй половине 20 века международных органов защиты прав и свобод человека - важная тенденция в развитии международного права, в котором центральное место занимает институт прав и свобод человека и гражданина.

Такое положение - результат международного сотрудничества государств в рамках ООН, Совета Европы. Учреждение международного контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств в области прав человека является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека.

Определенное распространение в ООН получила практика создания специальных комиссий для изучения конкретных ситуаций и проведения расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дискриминации.

Наряду с образованием рабочих групп Комиссии по правам человека могут создаваться и иные специальные органы. Так по призыву Международной конференции по правам человека, состоявшейся 7 мая 1968 года, Генеральная Ассамблея ООН учредила специальный комитет по расследованию нарушений прав человека на территориях, оккупированных Израилем. Этот комитет предоставлял свои доклады Генеральной Ассамблее, в которых отмечались факты нарушения Израилем основных прав и свобод человека и приводились конкретные рекомендации.

20 декабря 1993 года на Генеральной Ассамблее ООН был учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, осуществляет "общее руководство деятельностью Центра по правам человека".

Для содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека государства, в соответствии со статьей 56 Устава ООН, обязуются предпринимать как совместные, так и "самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН". Под "самостоятельными действиями" следует понимать не только возможность, но и обязанность государства предпринимать меры для защиты прав и свобод человека, сотрудничая и консультируясь с ООН.

Совет Безопасности ООН рассматривает вопросы международных преступлений по жалобам государств. В Секретариате ООН имеется специальное подразделение "Сектор ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию", который занимается профилактической работой и готовит рекомендации Генеральному секретарю ООН и секретариату.

Для защиты прав и свобод человека большое значение имеет и деятельность конвенционных органов, созданных на основании ряда международных соглашений. Среди них, в первую очередь, можно назвать подписанную 38 государствами в 1926 году Конвенцию о рабстве, участником которой являлся и СССР. В 1956 году Женевская Конвенция представителей 43 государств одобрила дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговле и институтов, обычаев, сходных с рабством.

В 1910 году была подписана Международная конвенция о пресечении торга женщинами, которая возлагала на государства обязанность вести борьбу с таким международным уголовным преступлением, как "склонение или вовлечение к проституции несовершеннолетних и совершеннолетних женщин и девушек...".

Затем Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми, принятая в 1921 году, рекомендовала государствам привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих женщин в занятие проституцией или занимающихся куплей-продажей женщин и детей.

В 1949 году в Нью-Йорке принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами, которая заменила все ранее действовавшие по этому вопросу международные соглашения.

В Декларации прав ребенка 1959 года подчеркивается, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть представлена специальная международно-правовая защита от всех преступных попыток. Поэтому по инициативе Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая открыта для подписания всем государствам. Продажа детей и эксплуатация детского труда прямо запрещены ст. 32, 34-36 Конвенции.

Конвенция о правах ребенка возложила на государство обязанность защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В соответствии со ст. 36 Конвенции государства должны на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми, или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Например, в Конвенциях о геноциде, апартеиде и рабстве, практика применения пыток объявлена вне закона. 10 декабря 1984 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Статья 4

Конвенции обязывает государства-участники рассматривать все акты пыток в соответствии с их уголовным законодательством как преступление.

В современных международных отношениях практика предоставления гражданам права на прямой доступ к судебным и несудебным международным органам - новое явление в международном праве. Такой доступ в межгосударственные органы, предусмотренный как универсальными и региональными соглашениями, а также внутригосударственным законодательством, стал одним из принципов современного международного права в области основных прав и свобод человека.

Одним из специфических и эффективных международно-правовых средств защиты прав человека в условиях массовых и систематических их нарушений является проведение акций, называемых "операциями по поддержанию мира". Эти акции проводятся только с санкции Совета Безопасности ООН с целью предотвращения либо прекращения военных столкновений, влекущих многочисленные человеческие жертвы, массовые нарушения основных прав и свобод человека. Подобные операции осуществляются в соответствии со ст. 1 и 2 Устава ООН.

Одной из первых региональных организаций является Совет Европы, члены которого 4 ноября 1950 года в Риме приняли Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, вступившую в силу 3 сентября 1959 года. В Конвенции содержится практически весь перечень гражданских и политических прав, закрепленных во Всеобщей декларации, Пактах о правах человека и Дополнительных протоколах к Конвенции.

На основе этой Конвенции были учреждены Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Однако, прежде чем жалоба частного лица попадет на рассмотрение суда, она должна пройти экспертизу в Комиссии. Комиссия правомочна рассматривать также жалобы неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Жалобы рассматриваются только в том случае, если государство, против которого они поданы, признало подобную компетенцию Комиссии.

Прежде чем принять жалобу к рассмотрению по существу, комиссия.

Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно присоединиться к Европейской Конвенции и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Невыполнение решений Суда может повлечь за собой приостановление членства в Совете Европы и даже исключение из организации.

В 1961 году членами Совета Европы была подписана в Турине Европейская социальная хартия, которая вступила в силу в 1965 году. Она закрепила основные социально-экономические права человека. В соответствии с Хартией государства-участники могут признать для себя обязательными лишь некоторые перечисленные в ней права.

Несмотря на то, что Конституция РФ провозгласила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей Декларации и Пактах, однако реальных гарантий осуществления некоторых прав (право каждого на достаточный жизненный уровень, достаточное питание, жилище, вознаграждение за труд) до сих пор не существует в силу слабого экономического развития страны.

В рамках Совета Европы в 1987 году была принята Европейская Конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, или наказания, которая предусматривает периодическое посещение государств-участников Комитетом независимых экспертов в целях осмотра мест заключения, казарм и психиатрических заведений. Для посещения предварительного согласия государств- участников Конвенции не требуется.

Вступление России в Совет Европы, и присоединение к Конвенции и протоколам к ней является одной из важнейших юридических гарантий граждан России по обеспечению своих прав и свобод.

Анализ международно-правового и внутригосударственного механизмов обеспечения прав человека позволяет сделать следующие выводы:

1. Правовой механизм охраны и защиты прав человека и гражданина представляет собой взаимосвязанную систему внутригосударственных и международных норм, средств и способов, гарантирующих условия нормальной жизнедеятельности личности.

2. В структуру данного механизма входят следующие элементы: общественные нормы и общественное мнение, международно-правовые и национально-правовые принципы и нормы; международные соглашения; правомерная деятельность субъектов правоотношений; гласность; процедуры; контроль; акции по поддержанию мира.

3. Контроль по обеспечению прав человека: в форме обычной процедуры контроля государства, например, в лице Конституционного Суда за конституционностью нормативных актов и в виде процедур.

4. Механизм правовой охраны и защиты прав человека носит универсальный характер.

5. Специфика развития международного права в сфере прав человека состоит в том, что его нормы создаются путем согласования интересов различных государств.

В настоящее время происходящие кардинальные изменения в межгосударственных отношениях способствуют сближению политических и экономических систем различных стран.

Этот процесс облегчает согласование международных норм в области прав человека, их практическое осуществление. Российская Федерация должна принять самое активное участие в процессе формирования универсального механизма правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. [6]

Список литературы /References

1. Международное право в документах: Учебное пособие // Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юрид. лит., 1982. С. 3-4.

2. Международное право в документах: Учебное пособие // Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юрид. лит., 1982. С. 4-12.

3. Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1982. С. 302-303.

4. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека» от 29.03.98 г. // СЗ РФ, 1998. № 14. Ст. 1540.

5. ФЗ РФ от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ, 1998. № 4.

6. Павлов И.Н. Административно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина: Дисс. ... к.ю.н. // Северо-западной академии государственной службы. С-Пб., 2006. С. 88-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.