Научная статья на тему 'Обеспечение прав человека в международном и российском законодательстве'

Обеспечение прав человека в международном и российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7892
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LAW / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшин С.В.

В статье права и свободы человека и гражданина рассматриваются как универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в сфере их охраны. На внутригосударственном и международном уровне раскрывается система средств и способов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring human rights in international and Russian law

In the article human rights and freedoms are considered as universal legal values, which are characterized by the establishment of common international legal standards in their protection. At the national and international level reveals a system of means and ways to protect the rights and freedoms of man and citizen

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав человека в международном и российском законодательстве»

ствию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального собрания». На названное Управление возложено обеспечение и организация взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, национальными, женскими, молодежными и другими общественными организациями и движениями, религиозными концессиями и их региональными структурами; разработка и

внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по совершенствованию взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями; доведение до общественности политики Президента РФ, разъяснение необходимости и мотивов принятия им тех или иных решений; взаимодействие с зарубежными партиями, движениями, общественными организациями, культурными обществами соотечественников, живущих за пределами Российской Федерации.

Литература и примечания

1. Московский журнал международного права. 1994. № 1. С.154-157.

2. Международное право в документах. С.306.

3. Там же. С.311.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1993. № 4. С.40.

5. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. — М., 1993. С.163.

6. Там же. С.207-212.

7. Курс международного права. Т6. С.151.

8. Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений: дис. ... канд. юр. наук. — М., 1995. С.63.

9. Там же.

10. Курс международного права. Т.1. С.184-189.

11. Там же. С.205-208.

12. Конституция, закон, подзаконный акт. С.23-43; Комментарии к Конституции Российской Федерации. — М., 1994. С.9-20.

13. Конституция, закон, подзаконный акт. С.108-117.

14. Там же. С.81-88.

Обеспечение прав человека

в международном и российском законодательстве

С.В. Яшин*

The author fairly discloses rights and freedoms of humans and citizens like universal legal values which are described through uniform international legal standard-settings in the sphere of their security. On the domestic and extranational level there is the system of means and methods for protection of human and citizen rights and freedoms to be cleared up there.

Права и свободы человека и гражданина являются универсальными правовыми ценностями, для которых характерно установление единых международно-правововых стандартов в сфере их охраны. В мире в настоящее время существует много средств и способов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Между тем права человека еще нарушаются, а средства и способы их защиты видимо не достаточно эффективны. Соответственно возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся способов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права человека. Хотя следует

признать, что увеличение количества институтов само по себе не способно качественно обеспечить соблюдение прав человека в современном мире.

Конституция России (ч. 3 ст. 46) закрепляет, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Основной механизм такого обращения определен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Начальник отдела кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

С принятием Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека обозначилось реальное сотрудничество государств в сфере обеспечения прав человека. Так выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии эти положения получили закрепление в международных пактах о правах человека — международных договорах обязывающего характера. Государства, подписавшие эти пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за их соблюдение.

В современном международном праве нашли закрепления общепризнанные и, соответственно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д. Кроме названных норм международное право включает еще и большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например, Конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные договоры о правах человека1.

Международное право определяет ряд важных институтов, призванных обеспечивать охрану прав человека. Так, государства несут ответственность за: нарушение прав человека, агрессию, отказ в предоставлении независимо колониальным странам и народам, политику апартеида и т.д. В качестве основания международно-правовой ответственности государства выступает нарушение прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых документах обязывающего характера. Для наступления такой ответственности требуется, во-первых, установить сам факт нарушения прав человека и, во-вторых, участие государства в международном обязательстве.

Идеи и принципы, отраженные в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.2, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.3, и Факультативном протоколе к Междуна-

родному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.4, вступившим в силу 23 марта 1976 г.5

Указанные документы определяют минимальный стандарт прав человека, который обязаны признавать и обеспечивать государства — участники. Кроме этого, пакты определяют контрольные механизмы, призванные реализовать защиту основных прав и свобод в случае их нарушения правительственными органами стран-участниц.

Основная задача, которая стоит перед международным сообществом и его структурными органами, — это требовать от каждого государства и его правительственных органов признание человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав человека. Эти права составляют основу свободы, справедливости и всеобщего мира, они вытекают из присущей человеческой личности достоинства. В целях реализации прав человека государство должно создавать такие условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться своими социально-экономическими, этнокультурными правами подобно тому, как он пользуется гражданскими и политическими. Согласно ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах «каждое участвующие в Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем пакте»6.

Названным пактом определены органы, контролирующие соблюдение основных прав человека. Так ст. 28 Пакта в качестве такого органа обозначает Комитет по правам человека, состоящий из 18 членов. Основная задача этого комитета — рассмотрение докладов о мерах, принятых государствами — участниками по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании данных прав. Комитет также может рассматривать споры между государствами — членами, связанные с нарушением прав человека.

Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах регулирует процедуру подачи и рассмотрения личных жалоб о нарушении прав, признаваемых этим документом. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических пра-

вах, направлен на отмену смертной казни7. Он принят 15 декабря 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН8 и вступил в силу в июле 1991 г., им устанавливается в ч. 2 ст. 1, что: «Каждое государство — участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юриспруденции».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах определяет систему контроля, согласно которой государство — участник Пакта в предусмотренном порядке представляют доклады Генеральному секретарю ООН, направляемые в экономический и социальный совет (ЭКОСОС) для их рассмотрения. ЭКОСОС вправе передавать эти доклады в Комиссию по правам человека для выработки и принятия общих рекомендаций.

Международно-правовое сотрудничество государств в области обеспечения прав человека дополняется региональными конвенциями, так например: Европейской конвенцией о защите основных прав и свобод 1950 г., Европейской социальной хартией 1961 г., Американской конвенцией о правах человека 1961 г. и Африканской хартией прав человека и народов 1981 г.

Представляется, что эффективный механизм обеспечения и защиты прав человека создан и функционирует в Европе. Речь идет о таких институтах, как Европейский экономический союз (ЕЭС), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в который входят кроме государств Европы, США и Канада. Принятые на уровне СБСЕ документы (Хельсинский Заключительный акт, Итоговые документы Копенгагенского и Московского совещания, Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы и т.д.) определяют целую систему мер, направленных на обеспечение прав человека на европейском континенте. Так, «Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им — первейшая обязанность правительства. Их уважение — существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира»9. Состояние и характер демократии в той или иной стране главным образом зависит от того, насколько обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина по-

лучила свое признание и закрепление во внутригосударственном законодательстве и следственно-судебной практике.

5 мая 1949 г. десять государств подписали Устав Совета Европы10, в нем особый акцент был сделан на «защите и дальнейшем развитии прав человека и основных свобод» (ст.1Ь)п. Так, согласно ст.3 Устава, членом Европейского Совета может стать лишь то государство, которое признает «принцип приоритета права и принцип, в силу которого любое лицо, находящиеся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами»12. Позже 4 ноября 1950г. в Риме была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод13 (конвенция о правах человека), она вступила в силу 3 сентября 1953 г. Названная конвенция и 11 протоколов к ней, принятых и вступивших в силу в разное время, признают и гарантируют минимальный стандарт основных прав и свобод человека в Европе. По мнению М. Джениса: «Конвенция о правах человека создает не только самую эффективную в мире систему международных норм для защиты прав человека, но и вообще одну из самых передовых в мире форм международной судебной процеду-ры»14. Рассматривая эту Конвенцию, П. Даффи полагает, что она «легла в основу судебной практики, основанной на прецедентом праве, которое до сих пор является наиболее широко распространенным и наиболее разработанным в любой международной системе прав человека»15.

Данная Конвенция обязывает государства — члены обеспечивать защиту основных прав и свобод. Ст.ст. 13 и 14 подробно регламентируют действия государства по обеспечению прав и свобод человека. Эти нормы требуют предоставления «эффективных средств правовой защиты перед государственными органами» и определяют, что пользование правами и свободами, предусмотренными в Конвенции, должно «обеспечиваться без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Конвенция определяет принципы, которыми государства — участники должны руководствоваться при защите прав и

0) о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

свобод человека и гражданина: это принцип господства права и принцип уважения законности.

Существенное значение принципа господства права состоит в том, что правительства государств — участников обязаны реализовывать свои полномочия на основе уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конвенции, признание и обеспечение свободы слова и политического плюрализма. Основное положение принципа господства права состоит в обязанности государств — членов обеспечивать право доступа к адвокату, судам и другим процессуальным средствам судебной защиты. Пункт 1 ст.6 Конвенции закрепляет, что «каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебные разбирательства или часть его по соображениям морали, общественного порядка в демократическом обществе или государственной безопасности, если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоя-

тельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия»16.

Обозначенное правовое положение гарантирует право каждого на справедливое судебное разбирательство. Эта норма включает три различных элемента организации и производства судебного разбирательства: а) право доступа к правосудию; б) ряд требовании в отношении организации и состава суда; в) процессуальные гарантии, касающиеся производства судебного разбирательства.

Презумпция невиновности и установленный минимум процедурных прав в процессе судопроизводства закреплены в пп.2 и 3 ст. 6 Конвенции.

В ст. 19 Конвенции, посвященной правам человека, определяются также независимые от государств — участников органы юрисдикции. К ним относятся Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Член Европейского Суда бельгийский ученый Я. де Мейер полагает, что «Конвенция носит характер конституционного инструмента, устанавливающего в Западной Европе в области основных прав важный элемент юридического порядка федерального типа, а также другие элементы, которые установлены в области экономики договорами европейских сообществ»17. Государства — члены обязаны принять меры к соблюдению основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в решениях и резолюциях названных органов.

Литература и примечания

1. Международное право / под ред. проф. Г.И. Тункина. — М., 1994. С. 285.

2. Международное публичное право: сборник документов. В 2-х т. Т.1. — М., 1996. С. 464.

3. Там же. С. 470.

4. В нем участвуют 74 государства, в том числе и Россия с 1 января 1992 г.

5. Там же. С. 483.

6. Международное публичное право: сборник документов. Указ. ранее. С. 470.

7. Россия в данном Протоколе не участвует.

8. Международное публичное право: сборник документов. Указ. ранее. С. 485.

9. Общеевропейская встреча в верхах. Париж. 19-21 ноября 1990 г.: документы и материалы. — М., 1991. С. 5.

10. Россия является членом Совета Европы с февраля 1996 г.

11. Международное публичное право: сборник документов. Указ. ранее. С. 323.

12. Там же.

13. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. — СПб., 1996. С. 3.

14. Дженис М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). — М., 1997. С. 2.

15. Даффи П. Европейская конвенция о правах человека и эффективности судебной защиты // Судебный контроль и права человека. — М., 1996. С. 140.

16. Там же. С. 152.

17. Мейер Я. Европейская Конвенция прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. — М., 1989. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.