УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2020, Т. 162, кн. 4 С.131-139
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
международно-правовой статус татарстана в системе федерализма россии
УДК 342.4
doi: 10.26907/2541-7738.2020.4.131-139
международные и внешнеэкономические связи субъектов российской федерации: вопросы теории и современная практика республики татарстан
Н.Е. Тюрина, З.Ф. Хусаинов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
В статье, посвященной 100-летнему юбилею, который отмечает Республика Татарстан, рассматриваются некоторые теоретико-правовые аспекты международных связей субъектов РФ и показатели Республики в этой области. Исследуется соотношение понятий «международные» и «внешнеэкономические», «связи» и «отношения» применительно к взаимодействию субъектов РФ с регионами иностранных государств и иностранными государствами. Уточняется характеристика данного взаимодействия. Результаты проведенного анализа соглашений РТ о международных и внешнеэкономических связях позволяют сделать вывод о том, что международное право применяется к данным соглашениям опосредованно, через договоры между соответствующими государствами. Приводятся данные о международных связях Республики Татарстан, осуществляемых через представительства Республики в иностранных государствах, и о консульских учреждениях, находящихся в Татарстане. Внешнеэкономическая деятельность Татарстана представлена статистическими данными внешнеторгового оборота и иностранных инвестиций на территории рассматриваемого субъекта и сопровождается комментарием относительно повышения их эффективности.
Ключевые слова: международные связи, внешнеэкономические связи, международные отношения, договоры субъекта Федерации, внешнеторговый оборот
Юбилей Республики, который отмечает Татарстан, - хороший повод, чтобы вспомнить исторический путь, пройденный за это время, осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Существенным моментом в настоящем является состояние экономики как государства в целом, так и его регионов. Правовое регулирование экономической деятельности имеет существенное значение в обеспечении роста производства и уровня жизни людей. С этой точки зрения Республика Татарстан представляет интерес как один из субъектов Российской Федерации, успешно реализующих полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей.
Аннотация
Введение
Определенный вклад в развитие республиканского законодательства был внесен учеными Казанского (Приволжского) университета, которые представляли результаты своих исследований на республиканских, всероссийских и международных конференциях и в многочисленных публикациях. В их числе Б.Л. Железнов, Р.И. Тарнапольский, И.А. Тарханов, Е.Б. Султанов, А.Г. Гатауллин, Г.И. Курдюков, Л.Х. Мингазов, З.Ф. Хусаинов, Г.Р. Хабибуллина, Н.Е. Тюрина, Ш.Ш. Ягу-дин и др. Исследования международных и внешнеэкономических связей, внешнеэкономической деятельности позволили выявить в данной сфере как общие для всех субъектов РФ проблемы, так и специфику Республики Татарстан в правовом и организационном аспектах. Однако обозначенная тематика неисчерпаема, и данные исследования будут иметь продолжение.
Дискуссия о понятийно-терминологическом аппарате и природе правого регулятора
Республика Татарстан активно сотрудничает с иностранными административно-территориальными образованиями, субъектами иностранных федераций и иностранными государствами в соответствии с законодательством РФ. Указанное взаимодействие характеризуется в Конституции Российской Федерации (далее КРФ) (п. 1 ст. 72) и в законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» как «международные и внешнеэкономические связи» (4-ФЗ). Такое обозначение с использованием союза «и» между двумя определениями указывает на два возможных вида связей, однако законодатель не проводит разграничения между ними. Поскольку в законодательстве определение международных связей применительно к субъекту Федерации отсутствует, то союз «и» создает впечатление, что внешнеэкономические связи являются не международными, а какими-то иными. На практике наряду с внешними связями субъекта Федерации в экономической сфере имеют место внешние связи в сфере образования, культуры, туризма, технического и информационного обмена, и во всех случаях они носят международный характер, поскольку взаимодействующими сторонами являются субъекты разных государств (или с одной стороны - субъект одного государства, а с другой стороны - другое государство). Таким образом, точнее будет говорить о внешнеэкономических и иных международных связях по вопросам, находящимся в ведении субъекта Федерации.
Другой вопрос из области понятийного аппарата связан с терминами «внешнеэкономические отношения» и «внешнеэкономические связи». Внешнеэкономические отношения в соответствии с КРФ (ст. 71) отнесены к ведению РФ. Что касается внешнеэкономических связей, то субъекты РФ «в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей1 с субъектами
1 Следует заметить, что понятие «международные связи» переводится на английский язык как "international relations" - «международные отношения».
иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи (курсив наш. - Н.Т.) и с органами государственной власти иностранных государств» (4-ФЗ). Таким образом, по отношению к субъектам Федерации законодатель оперирует исключительно понятием «связи». Однако юридическая наука рассматривает взаимодействие субъектов права как «отношения», и именно отношения составляют предмет правового регулирования. Устанавливая связи, субъекты права вступают в отношения друг с другом, и связи получают выражение в определенных отношениях. Право на осуществление связей выступает презумпцией возникновения отношений. Неслучайно даже в официальных текстах все-таки встречается использование понятия «отношения» применительно к внешней деятельности субъектов РФ. Так, в Материалах Министерства иностранных дел содержится следующий текст: «В последние два года российско-польские отношения на межрегиональном треке пошли на спад. <....> Вместе с тем полного сворачивания отношений (курсив наш. - Н.Т.) с российскими регионами удалось избежать» (ОиП, с. 11).
Соотношение данных понятий можно проследить в следующем тексте научной статьи: «В настоящее время во внешнеэкономических отношениях субъектов Центрального федерального округа преобладают связи (курсив наш. - Н.Т.) с промышленно-развитыми странами.» [1, с. 113]. В другой публикации на эту тему говорится о международной деятельности регионов (субъектов Федерации), которая «образует новый структурный уровень в системе международных отношений» [2, с. 534].
Можно сделать вывод, что «отношения» и «связи» - неразделимые понятия как две стороны одной медали. При этом следует согласиться с мнением, что международные отношения содержат в себе более широкий спектр видов взаимоотношений (в том числе политических, военных, консульских, дипломатических), чем международные связи, поэтому регионы не имеют права на их осуществление [3]. Таким образом, с понятийно-терминологической точки зрения наиболее точной для характеристики взаимодействия субъектов РФ с регионами иностранных государств и иностранными государствами представляется следующая формулировка: субъекты Федерации осуществляют международные экономические и иные международные связи в сферах, отнесенных к ведению данных субъектов, вступая в отношения с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и с органами государственной власти иностранных государств. Такая формулировка позволяет избежать выделения внешнеэкономических связей из категории международных, при котором складывается впечатление, что речь идет о связях разных уровней.
Еще одна проблема, которая обсуждается в научном сообществе уже два десятилетия, - юридическая квалификация и регулирование договоров, устанавливающих международные связи субъектов РФ. Указание в законодательстве на немеждународный характер данных договоров никак не проясняет их природы. Тот факт, что сторонами договоров выступают органы публичной власти (см. (СПРТ1;
СПРТ2; СПРТ3)), не позволяет причислить их к категории гражданско-правовых. Есть мнение, что соглашения, заключаемые субъектами Российской Федерации, являются международными административными договорами [4], и такая квалификация представляется вполне приемлемой для нормативного закрепления. Однако даже установление природы не дает полного ответа на вопрос о нормах, регулирующих данные договоры, в частности о применении к ним норм международного права. В целях восполнения такого пробела В.Л. Толстых вносил предложение в виде проекта Конвенции «О международной деятельности субъектов Федерации» [5, с. 127]. Есть ли необходимость в подобном международном договоре? Поскольку речь идет об универсальном межгосударственном соглашении, то очевидно, что оно должно прежде всего закреплять обязательство государств по обеспечению соблюдения основных и иных общепризнанных принципов международного права в отношениях с участием регионов. В действующих договорах, заключенных субъектами РФ, в частности Республикой Татарстан, с иностранными регионами и государственными органами зарубежных стран, указывается, что правовой основой для них выступают соответствующие межгосударственные соглашения. В этом смысле они образуют вышеупомянутый отдельный «структурный уровень» в системе международных договоров государства. Кроме того, в соглашениях субъектов указывается, что стороны развивают отношения в рамках национального законодательства соответствующих государств (см. (СПРТ1)). Таким образом, двусторонние межгосударственные соглашения и национальное законодательство соответствующих государств составляют право, применимое к соглашениям субъектов Федерации.
Международные связи и внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан
Международные связи субъекта Федерации обеспечивают политико-правовую основу внешнеэкономической деятельности. В целях установления международных связей Республика Татарстан открывает за рубежом свои представительства и заключает договоры в порядке, предусмотренном федеративным законодательством. Представительства РТ в иностранном государстве создаются в соответствии с законами страны их пребывания и регистрируются в статусе юридических лиц [6, с. 80-83].
В настоящее время полномочные представительства РТ функционируют в Азербайджане, Дубае (ОАЕ), Казахстане, Туркменистане, Турции, Узбекистане, во Франции, в Чешской Республике. Они наделены полномочиями содействовать развитию международных связей во всех сферах, относящихся к ведению РТ, и в частности внешнеэкономической деятельности.
Специализированные торгово-экономические представительства учреждены в Германии, КНР, Республике Куба, Туркменистане, Турции, Швейцарии, Финляндии.
Встречное движение со стороны зарубежных стран проявилось в открытии на территории РТ ряда консульских учреждений, а именно: генеральных консульств Турецкой Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан,
Венгрии, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан2. Республика Беларусь представлена в РТ на дипломатическом уровне - отделением посольства. В текущем году открываются генконсульства Туркменистана и Королевства Саудовская Аравия, которые будут находиться в Казани (ВС РТ).
Результатом работы представительств РТ за рубежом явился стабильный внешнеторговый товарооборот. В 2019 г. он составил 15.720 млрд долл., и это лучший показатель по Приволжскому федеральному округу. Преобладающая часть внешнеторгового оборота - экспорт: 12.500 млрд долл. 82.6% от стоимостного объема экспорта в страны дальнего зарубежья приходится на топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, 9.6% - на такие товары, как каучук, резина и изделия из них (ТС, с. 4).
Товары из Татарстана экспортируются преимущественно в Республику Польша (15.9% от общего объема экспорта), Нидерланды (13.5%), Республику Беларусь (6.5%), Германию (6.2%), Великобританию (5.2%), Казахстан (4.3%) (ТС, с. 6).
Основные товары в структуре импорта в процентах от стоимостного объема из стран дальнего зарубежья представлены следующим образом:
- машины, оборудование и аппаратура, механические устройства, их части - 41.3%;
- средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности - 23.3%;
- электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура - 6.6%;
- пластмассы и изделия из них - 7.9%;
- изделия из черных металлов - 2.8%;
- инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические - 3.4% (ТС, с. 4-5).
Импортируемая продукция поставляется из Германии (22.0%), Китая (13.3%), США (8.5%), Республики Беларусь (7.1%), Турецкой Республики (6.6%), Италии (5.2%), Франции (2.5%) (ТС, с. 7).
Наряду с развитием внешней торговли Республика Татарстан работает над привлечением иностранных инвестиций. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Республики Татарстан осуществляется федеральными законами, Законом Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (Зак.1998), Законом Республики Татарстан «Об иностранных инвестициях» (Зак.1994), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, а также международными договорами Российской Федерации. С 2010 г. в Татарстан привлечено 11.4 млрд долл. иностранных инвестиций. В 2019 г. объем поступивших инвестиций из-за рубежа составил 1.7 млрд долл. Из них около 76% составили прямые инвестиции. Три года подряд Республика возглавляла российский национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. В 2019 г. - заняла второе место. В целях развития инвестиционного сотрудничества была создана особая экономическая зона (далее ОЭЗ) «Алабуга». Она является крупнейшей ОЭЗ про-мышленно-производственного типа России. На начало 2020 г. на территории
2 Консульские представительства перечислены в хронологическом порядке согласно дате учреждения.
ОЭЗ «Алабуга» насчитывалось 57 резидентов и 33 промышленных предприятия. Вторая ОЭЗ в Татарстане - «Иннополис», на территории которой действует более 100 компаний - резидентов и партнеров (ВС РТ).
В 2019 г. инвестиции в Татарстан поступали из 33 стран. Наиболее активными инвесторами являлись: Нидерланды - 1222.9 млн долл. (их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила 71.6%), Германия -367.3 млн долл. (21.5%) и Сингапур - 40.4 млн долл. (2.4%) (МЭРТ, с. 27).
Отмечая достижения Татарстана в процессе интеграции в систему мировых хозяйственных связей, следует обратить внимание на необходимость добиваться изменения структуры экспорта в пользу готовой промышленной продукции с уменьшением соответствующей доли данных товаров при импорте. В связи с этим остаются актуальными меры поддержки инвестиционной деятельности, направленной на развитие производства, и роль законодательства, обеспечивающего гарантии отечественным и иностранным инвесторам.
Заключение
Как следует из формулировки, характеризующей взаимодействие субъектов РФ с иностранными регионами и государственными органами иностранных государств, выработанной в результате проведенного исследования, указанное взаимодействие представляет собой внешнеэкономические и иные международные связи. Заключая договоры с регионами иностранных государств и зарубежными государственными органами, субъекты РФ вступают с ними в отношения, которые носят международный характер. Правовой основой для данных отношений выступают соглашения между государствами соответствующих регионов. В данных обстоятельствах нормы международного права могут применяться к договорам субъектов Федерации опосредованно. Субъекты Федерации самостоятельно отвечают по существу обязательств, возникших на основании заключенного ими договора, однако ответственность за соблюдение ими норм международного права (основных принципов) должны нести соответствующие государства.
Международные связи (прежде всего внешнеэкономические) на уровне регионов в условиях глобализации экономики имеют во всем мире устойчивую тенденцию к дальнейшему развитию. Для Республики Татарстан чрезвычайно важно удерживать и улучшать позицию в этих связях во благо нынешнего и будущих поколений.
Источники
КРФ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС Гарант. - URL: https://www.garant.ru/doc/constitution/, свободный. 4-ФЗ - Федеральный закон от 4 янв. 1999 г. № 4-ФЗ (с изм. и доп.) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.
ОиП - Материалы по вопросу «Опыт и перспективы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Москва, 8 дек. 2016 г. - 39 с. -URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/Material_po_voprosu.pdf, свободный.
СПРТ1 - Соглашение между правительством Республики Татарстан (Российская Федерация) и Правительством Федеральной земли Саксония (Федеративная Республика Германия) о сотрудничестве в экономической, научной, социально-культурной и иных сферах от 22 февр. 2019 г. № 8 // Собрание законодательства РТ. - 2019. - № 26. -Ст. 0670.
СПРТ2 - Соглашение между Правительством Республики Татарстан (Российская Федерация) и Министерством внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях от 11 апр. 2015 г. № 11 // Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/547600866, свободный.
СПРТ3 - Соглашение между Правительством Республики Татарстан и Правительством Турецкой Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22 мая 1995 г. // Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/469123133, свободный.
ВС РТ - О Республике Татарстан. Внешние связи Республики Татарстан // Полномочное представительство Республики Татарстан в Турецкой Республике: сайт. - URL: https://tatturk.tatarstan.ru/aboutrt, свободный.
ТС - Таможенная статистика внешней торговли Республики Татарстан. 2019 г. / Приволжское таможенное управление. - 297 с. - URL: ptu.customs.gov.ru>storage/ document.. .декабрь 2019г.
Зак.1998 - Закон Республики Татарстан от 25 нояб. 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» // Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/424031935, свободный.
Зак.1994 - Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» // Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/917003520, свободный.
МЭРТ - Об итогах деятельности Министерства экономики Республики Татарстан за 2019 год и задачах на 2020 год и на период до 2024 года. - 98 с. - URL: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2226386.pdf, свободный.
Литература
1. Полякова М.И. Международные связи субъектов РФ: механизм реализации // Среднерус. вестн. общ. наук. - 2008. - № 2. - С. 111-117.
2. Садыкова Э.Л. Правовые аспекты регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Междунар. Лихачевские науч. чтения, 17-19 мая 2018 г. - СПб.: СПбГУП, 2018. - С. 534-536.
3. Плотникова О.В. Международные отношения государств и международные связи регионов государств: общее и особенное // Власть. - 2014. - № 12. - С. 65-69.
4. Нефедов Б.И. Правовая природа международных соглашений, заключаемых субъектами Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. - 2009. -№ 3. - С. 106-109.
5. Толстых В.Л. Конституционно-правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации. - Новосибирск: Новосиб. обл. общ. Фонд содействия становлению и развитию местного самоупр., 1997. - 127 с.
6. Республика в системе российского федерализма: К 90-летию Татарстана / Под ред. Б.Л. Железнова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. - 148 с.
Поступила в редакцию 26.05.2020
Тюрина Наталия Евгеньевна, доктор юридических наук, профессор кафедры международного и европейского права
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
Хусаинов Зуфар Фаатович, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2020, vol. 162, no. 4, pp. 131-139
doi: 10.26907/2541-7738.2020.4.131-139
Foreign and External Economic Relations of Constituent Entities of the Russian Federation: Issues of Theory and Current Practice of the Republic of Tatarstan
N.E. Tyurina , Z.F. Khusainov" Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia
* WW
E-mail: [email protected], [email protected] Received May 25, 2020 Abstract
This paper marks the 100th anniversary celebrated by the Republic of Tatarstan and deals with the theoretical and legal aspects of foreign relations in Tatarstan. The relationship between such concepts as "international" and "external economic", "relations" and "affairs" was analyzed with respect to the cooperation developed by Tatarstan and other constituent entities of the Russian Federation with regions of foreign states. Various legal documents, the agreements on foreign and external economic relations of Tatarstan in particular, were studied. The linguistic interpretation of some disputable notions was performed. It was concluded that agreements between different states provide a legal basis for cooperation of their territories (regions), and the states bare responsibility for any violation of the international law by their constituent entities. The national law becomes a legal instrument for the activity of regions at the international level. The role of Tatarstan in the international scene was discussed: the activity of consular offices in Tatarstan, as well as the external trade turnover and foreign investments over the latest period were covered. Comments on improving the efficiency of relations between Tatarstan and other states were given.
Keywords: foreign relations, external economic relations, foreign affairs, agreements of constituent entity of Russian Federation, external trade turnover
References
1. Polyakova M.I. International cooperation in constituent entities of the Russian Federation: A mechanism of implementation. Srednerusskii Vestnik Obshchestvennykh Nauk, 2008, no. 2, pp. 111-117. (In Russian)
2. Sadykova E.L. Legal aspects of regulation of foreign and external economic relations in constituent entities of the Russian Federation. Kontury budushchego v kontekste mirovogo kul 'turnogo razvitiya: XVIII Mezhdunar. Likhachevskie nauch. chteniya, 17-19 maya 2018 g. [Future Contours in Global Cultural Development: Proc. XVIII Int. Likhachev Sci. Led, May 17-19, 2018]. St. Petersburg, SPbGUP, 2018, pp. 534-536. (In Russian)
3. Plotnikova O.V. Foreign affairs between states and cooperation of their regions at the international level: General and specific features. Vlast', 2014, no. 12, pp. 65-69. (In Russian)
4. Nefedov B.I. The legal nature of foreign agreements between constituent entities of the Russian Federation. Pravo i Gosudarstvo: Teoriya i Praktika, 2009, no. 3, pp. 106-109. (In Russian)
5. Tolstykh V.L. Konstitutsionno-pravovye osnovy mezhdunarodnoi deyatel'nosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [The Constitutional and Legal Basis of International Activities of Constituent Entities of the Russian Federation]. Novosibirsk, Novosib. Obl. Obshchestv. Fond Sodeistviya Stanovleniyu Razvit. Mestn. Samoupr., 1997. 127 p. (In Russian)
6. Respublika v sisteme rossiiskogo federalizma. K 90-letiyu Tatarstana [The Republic in the System of Russian Federalism. Celebrating the 50th Anniversary of Tatarstan]. Zheleznov B.L. (Ed.). Kazan, Izd. Kazan. Gos. Univ., 2010. 148 p. (In Russian)
<Для цитирования: Тюрина Н.Е., Хусаинов З.Ф. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: вопросы теории и современная практика Республики Татарстан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2020. - Т. 162, кн. 4. - С. 131-139. - doi: 10.26907/2541-7738.2020.4.131-139.
<For citation: Tyurina N.E., Khusainov Z.F. Foreign and external economic relations of constituent entities of the Russian Federation: Issues of theory and current practice of the Republic of Tatarstan. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 4, pp. 131-139. doi: 10.26907/2541-7738.2020.4.131-139. (In Russian)