Научная статья на тему 'Становление и Развитие парадипломатической деятельности Свердловской области (с 1991 г. По настоящее время)'

Становление и Развитие парадипломатической деятельности Свердловской области (с 1991 г. По настоящее время) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИПЛОМАТИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Екатерина Борисовна, Вербицкая Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию эволюции международной деятельности (международных и внешнеэкономических связей) Свердловской области. Выделено три этапа развития парадипломатии Свердловской области: на первом этапе (1991-1999 гг.) происходит становление парадипломатии; второй этап (1999-2009 гг.) характеризуется возникновением контрольного механизма МИД России за международной деятельностью субъектов России; в рамках третьего этапа (2009-2017 гг.) усиливается координация федеральных органов власти в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михайленко Екатерина Борисовна, Вербицкая Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и Развитие парадипломатической деятельности Свердловской области (с 1991 г. По настоящее время)»

УДК-327(470+571)

Б01: 10.17072/2218-1067-2018-1-141-157

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРАДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (С 1991 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Е. Б. Михайленко, Т. В. Вербицкая 1

Статья посвящена исследованию эволюции международной деятельности (международных и внешнеэкономических связей) Свердловской области. Выделено три этапа развития парадипломатии Свердловской области: на первом этапе (1991-1999 гг.) происходит становление парадипломатии; второй этап (1999-2009 гг.) характеризуется возникновением контрольного механизма МИД России за международной деятельностью субъектов России; в рамках третьего этапа (2009-2017 гг.) усиливается координация федеральных органов власти в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов России.

Ключевые слова: парадипломатия; регулирование международной деятельности; международные и внешнеэкономические связи; Свердловская область.

Официально Свердловская область была создана 17 января 1934 г. решением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Уральский регион был разделен на три области: Свердловскую с центром в г. Свердловск, Челябинскую с центром в г. Челябинск и Обско-Иртышскую с центром в г. Тюмени [12]. До 1992 г. Свердловская область была закрытым регионом для каких-либо внешних сношений. Международная деятельность региона получила свое развитие после распада СССР и становления новой системы регионального самоуправления. Несмотря на то, что Свердловская область является крупным промышленным регионом России, основой экономики которого являются горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли промышленности, имеет природные ресурсы и диверсифицированный промышленный комплекс, географическое расположение области на границе Европы и Азии, в пределах Уральского горного хребта, служило в большей степени изоляции региона в советский период.

1 Михайленко Екатерина Борисовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет. E-mail: earslanova@urfu.ru. Вербицкая Татьяна Владимировна - ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет. E-mail: Aquitania-17@ya.ru.

© Михайленко Е. Б., Вербицкая Т. В., 2018

Регион Свердловской области является внутренним регионом, что в период СССР играло важную роль для безопасного размещения промышленных объектов. В условиях формирования нового государства перед элитами региона встала проблема вывода региона из внутренней изоляции.

Данная статья рассматривает эволюцию акторности Свердловской области по осуществлению международных и внешнеэкономических связей через призму теорий парадипломатии. Современная зарубежная политологическая наука широко исследует феномен «парадипломатия» [52; 53; 54; 55]. Исследователи трактуют парадипломатию также и как деятельность на мировой арене определенной территориальной единицы государства. Паради-пломатия предполагает построение идентичности территориального образования государства, реализацию интересов и удовлетворение потребностей территориального образования на международной арене. Таким образом, паради-пломатия служит средством установления национальной идентичности, помогает в реализации определенных интересов, таких, как сохранение культуры.

Работ российских ученых, посвященных парадипломатии, не так много. Большая их часть посвящена анализу проблем приграничного сотрудничества субъектов РФ [1; 5; 8; 20; 24; 27; 40]. Подобный интерес исследователей к изучению внешних связей приграничных регионов России можно объяснить интенсивностью указанных связей и, соответственно, наличием значительного объема материала для аналитической работы.

Термин «парадипломатия» является относительно новым для российского научного дискурса, тем не менее существует большое количество работ, посвященных федеративному устройству РФ [28], взаимодействию властей субъектов федераций с центром [19; 21], внешнеэкономическим отношениям регионов [2; 45; 47], роли политических элит [23; 49; 15; 16] и т.п. Анализ русскоязычной литературы показывает, что феномен парадиплома-тии изучается достаточно узко, применительно к зарубежной сецессионной практике и к роли пограничных территорий в РФ. Работ о парадипломатии, посвященных Свердловской области, практически нет.

Парадипломатия представляет собой публично-властную деятельность субгосударственных акторов по осуществлению ими международных и внешнеэкономических связей в пределах, установленных государством. Методологией исследования является критический анализ уровней парадип-ломатии, а также набора инструментов формирования парадипломатии Свердловской области. Источниковой базой исследования являются нормативные документы как федерального, так и регионального значения, открытые источники информации, представленные на сайтах МИВЭС, Представительства МИДа России в г. Екатеринбурге и др. Кроме того, исследование опирается на данные, полученные в ходе интервьюирования основных участников региональной парадипломатии.

Исследователи феномена парадипломатии обычно выделяют в нем три «слоя», или уровня [55, 2]. Первый уровень выстраивания парадипломатиче-ских отношений относится к экономическим вопросам. В этом контексте региональные институты стремятся к развитию международного присутствия с целью привлечения иностранных инвестиций, международных компаний в регион и ориентации на новые рынки для экспорта. Этот «слой» не имеет явного политического измерения и не связан с культурными проблемами. Второй уровень парадипломатии предполагает акцент на сотрудничество (культурное, образовательное, техническое, технологическое и др.). Здесь международные связи региона более обширны и многомерны, поскольку они ориентированы не только на экономическую выгоду. Третий уровень паради-пломатии связан с политическими аспектами. Региональные правительства стремятся разработать такие международные связи, которые подтвердят культурную самобытность, политическую автономию сообщества, которое они представляют. Парадипломатия использует как прямой, так и косвенный инструментарий. Прямые методы парадипломатии включают создание законодательной базы для парадипломатии, договорной механизм, открытие иностранных консульств и представительств, привлечение иностранных инвестиций и продвижение совместных проектов, создание позитивного имиджа за рубежом, сотрудничество с международными организациями, заключение партнёрских договоров с городами-побратимами и др. К косвенным методам относятся влияние на федеральное законодательство, лоббирование интересов региона в федеральных институтах и др.

* * *

Парадипломатия Свердловской области развивалась и продолжает работать преимущественно на уровне экономических и культурных связей. Политический аспект парадипломатии в меньшей степени характерен для Свердловского региона. Особенностью Свердловской области является то, что она относится к Урало-Поволжской этноконтактной зоне, которая представляет собой «чересполосицу пространственно перемешанных этносов» [43, 13]. Здесь нет четких выраженных этнических зон, что позволяет говорить об отсутствии компактно проживающих этнических групп, имеющих политические и сецессионные интересы. Следует отметить, что 25 апреля 1993 г. в Свердловской области был проведен референдум о повышении статуса Свердловской области до уровня республики. 1 июля 1993 г. Свердловский областной Совет провозгласил Уральскую Республику. Поскольку этот проект регионального правительства встретил сопротивление федеральных властей, стало популярно говорить об уральском сепаратизме. Тем не менее, современные исследователи рассматривают феномен «Уральской Республики» как искусственно созданный конструкт региональной политической эли-

ты, имевший конкретные цели. Идея «нового федерализма» Э. Э. Росселя предполагала постепенный отказ от национально-территориального принципа построения России, бюджетную децентрализацию, увеличение самостоятельности региональных органов власти в определении форм и методов реализации экономических реформ, а также расширении их прав во внешнеэкономической деятельности [30, 199]. В основе идеи республики не было этно-национального принципа. Главный интерес лежал в получении политико-экономических преимуществ для региона, придание региону образа «столич-ности». С середины 2000-х гг. регионализм стал «не в тренде». Тем не менее, термин «Урал» и «уральская идентичность» стали использоваться в качестве регионального бренда. «Уральскость» сегодня ассоциируется преимущественно со Свердловской областью [16].

Развитие международных связей Свердловской области прошло несколько этапов. Первый этап хронологически включает 1991-1999 гг. Это период формирования региональной политической элиты в регионе, поиск новых вариантов развития региона и формирование региональных квазидипломатических структур. Для данного этапа характерно общее, не детализированное регулирование вопросов полномочий органов власти в области международной деятельности Свердловской области. Министерство иностранных дел Российской Федерации не наделено контролирующими функциями в области осуществления субъектами России международных и внешнеэкономических связей.

В 1991 г. было создано Управление по международным и внешнеэкономическим связям при Комитете по экономике Свердловского облисполкома (Решение облисполкома № 365 от 16.07.1991). В 1995 г. управление было выделено в самостоятельный департамент внешнеэкономических отношений [48], а 23 июля 1998 г. преобразовано в Министерство [26]. Очень важную роль в формировании региональной парадипломатии сыграл первый губернатор Свердловской области Э. Э. Россель. Первым Генеральным консульством, открытым в этот период, было генеральное консульство США (1994 г.). Первое региональное представительство МИД РФ было создано в Екатеринбурге в 1996 г. Со слов экс-министра иностранных дел Свердловской области А. Тарасова, идея открытия представительства принадлежит Э. Э Росселю, целью которого было открыть регион для зарубежных партнеров [51].

Это был сложный период. А. В. Харлов, министр иностранных дел Свердловской области, в интервью говорит о том, что нужны были идеи, проекты для продвижения региона, не было нормативной базы. Активное участие в международных и внешнеэкономических связях Свердловской области обусловило необходимость принятия нормативного правового акта Свердловской области, направленного на регулирование порядка участия Свердловской области в указанных связях. Исходя из пункта в ст. 24 Закона Свердловской области от 24 декабря 1996 г. № 58-ОЗ «Об исполнительных

органах государственной власти Свердловской области» [6], областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области осуществляют подготовку проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

В 1999 г. в Екатеринбурге работало более 80 представительств федеральных министерств и ведомств. Было создано Уральское территориальное управление Государственного таможенного комитета РФ. В Свердловской области стало функционировать Управление Уполномоченного Министерства торговли РФ по Уральскому району, целью которого было обеспечивать лицензирование и сертификацию экспортной продукции предприятий области [45, 32-33]. При Свердловском областном Союзе промышленников и предпринимателей создана Межведомственная комиссия по проблемам развития внешнеэкономического комплекса Свердловской области. Особая роль уделяется в этот период привлечению иностранных инвестиций. Была создана система льгот и гарантий иностранным инвесторам. Важным элементом инвестиционной политики Правительства области стала программа создания на территории области зон с особым таможенным и налоговым режимом. Помимо инвестиционных программ и выстраивания международных отношений, Свердловская область в этот период развивает межрегиональные связи (сотрудничество Свердловской области и земли Баден-Вюртемберг), муниципальные отношения (сотрудничество с городом Эдинбург, с городом Харбин) [45, 39-40]. Активно развиваются культурные и научные связи области со странами Европы и Азии [45, 44].

Таким образом, к 1999 г. в Свердловской области начинают работать региональные институты парадипломатии, открываются генеральные консульства, заключаются международные договоры. Тем не менее, можно определить круг проблем, с которыми сталкиваются региональные институты власти. Проблемами для реализации международной и внешнеэкономической деятельности в этот период стали экономический кризис 1998 г., который привел с «замораживанию» контрактов, неплатежеспособности партнёров из СНГ, снижение платежеспособного спроса на российском рынке на импортные товары [45, 11]. К этому можно добавить общесистемный кризис структур, работающих на региональном уровне международных связей, связанный с постоянным изменением законодательства и непрерывным реформированием системы управления внешнеэкономической деятельности в рамках Федерации. Отсутствие федерального законодательства, которое бы регулировало взаимодействие России и субъектов России по вопросам международных и внешнеэкономических связей, создавало, с одной стороны, возможности для субъектов РФ, а с другой - несло потенциал негативных для страны последствий.

Одновременно в Свердловской области начинает действовать несколько региональных институтов парадипломатии. Несмотря на то, что был при-

нят нормативный правовой акт, посвященный регулированию международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, в нем содержатся лишь нормы общего характера, не позволяющие четко разграничить функции ведомств, участвующих в международных и внешнеэкономических. Кроме того, существовала определённая сложность в привлечении зарубежных партнеров в силу того, что область только приступила к осуществлению па-радипломатической деятельности. Завершается данный этап принятием Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [41].

Второй этап (1999-2009 гг.) также связан с деятельностью Э.Э. Росселя. В этот период начинает действовать Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999). Установлен контрольный механизм МИД России за осуществлением субъектами России международных и внешнеэкономических связей. В 2005 г. был принят Закон Свердловской области [6], в котором установлена компетенция Законодательного собрания Свердловской области, Губернатора, Правительства Свердловской области, а также исполнительных органов государственной власти в области реализации международных связей и внешнеэкономических отношений. Полномочия Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (далее -ММиВЭС СО) в указанной сфере отражены в ст. 7 данного Областного закона. Она устанавливает, что ММиВЭС СО обеспечивает выполнение международных и внешнеэкономических обязательств Свердловской области, проведение переговоров с зарубежными партнерами, разработку проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, а также участвует в международном информационном обмене и информирует население о международной деятельности Свердловской области.

Количество открываемых консульств, представительств зарубежных компаний в указанный период неизменно растет. В это время появляется концепция «срединного региона». Свердловская область, как и УрФО в целом, начинает рассматриваться как регион, расположенный в центре страны, имеющий примерно равное расстояние из центра до столиц остальных округов. Расположение на пересечении Европы и Азии позволило рассматривать регион как хаб, пересечение основных торговых воздушных и наземных путей [46, 29-30]. С учетом перспектив Екатеринбурга в качестве моста между Европой и Азией, посредством которого происходит слияние евроазиатских транспортных потоков, «в столице Урала и создается Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр (ЕАМТЛЦ). Он закроет возрастающую потребность в современных мощностях - как контейнерных, так и по перевалке грузов» [11].

Главным экономическим и стратегическим партнером в этот период являются страны ЕС. Инвесторы из стран ЕС в 1999 г. обеспечили более 50

процентов, поступивших в Свердловскую область, инвестиций. Со слов Министра иностранных и внешнеэкономических связей Свердловской области В. Кокшарова, отношения с ЕС развиваются не только через «поставки в Европу наших металлов, продукции химпрома или деревообработки. Страны ЕС способствуют привлечению на территорию инвестиций и новейших технологий, и это очень важно для Свердловской области» [10].

Поворот в сторону Азии во внешней политике РФ отразился и на внешней экономической деятельности Свердловской области. Были подписаны Меморандум о взаимопонимании между Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и Департаментом экономического сотрудничества и внешней торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики от 20 апреля 2002 г. [13], Соглашение о сотрудничестве между Законодательным собранием Свердловской области и постоянным комитетом собрания Народных представителей провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики от 29 мая 2006 г. [42]. В 2006 г. Китай вошел в десятку ведущих внешнеторговых партнеров области, внешнеторговый оборот Китая и Свердловской области превысил 460 млн долл. «При этом большую часть составляют поставки металла, а доля экспорта машин и оборудования - всего 4%» [3]. В 2009 г. открылось Генеральное консульство КНР в Екатеринбурге.

Город Екатеринбург стал центром событий международного значения. В 2003 г. в Екатеринбурге прошел Российско-Германский саммит. В нем приняли участие Президент РФ В. Путин и Канцлер ФРГ Г. Шредер. В июне 2009 г. в Екатеринбурге были проведены саммиты ШОС и БРИКС, участие в которых приняли главы 12 государств.

Тем не менее, в рамках парадипломатии возникает феномен «гетерар-хии» [22]. Наличие дублирующих полномочий в сфере координации и осуществления международных и внешнеэкономических связей Свердловской области между Полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе [31], ММиВЭС СО и МИД России. Отсутствие нормативно закрепленного механизма взаимодействия Свердловской области и муниципальных образований на территории Свердловской области (прежде всего, Екатеринбурга как административного центра Свердловской области) в сфере участия в международной деятельности муниципальных образований, приводит к правовым коллизиям.

Таким образом, с одной стороны, в данный период начинает функционировать контрольный механизм за осуществлением субъектами России международных и внешнеэкономических связей, осуществляемый посредством предварительного согласования проектов соглашения Свердловской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с МИД РФ. Последующий контроль международных и внешнеэкономических связей заключается в регистрации текстов таких соглашений в Мини-

стерстве юстиции России и их опубликовании. С другой стороны, наличие параллельно действующих субъектов в пределах одного региона приводит к отсутствию координации деятельности как между субъектами международной деятельности в Свердловской области, так и между региональными институтами и иностранными компаниями, программами и др. [25]. Отсутствие правовой защиты иностранных инвестиций, информационная закрытость региона также осложняют развитие парадипломатии Свердловской области [29].

Третий этап охватывает период с 2009 по 2017 гг. Он включает губернаторство А. С. Мишарина и Е. В. Куйвашева. В данный период усиливается координация федеральных органов власти. В 2011 г. принимается Указ Президента Российской Федерации № 1 478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». В соответствие с ним было приведено региональное законодательство Свердловской области. ММиВЭС СО готовит ответы на запросы МИД России, включает представителей МИД в состав комиссии и рабочих групп по вопросам международной деятельности Свердловской области. В 2013-2014 гг. начинают действовать разработанные Правительством Свердловской области программы, направленные на обеспечение развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области [35; 36; 37]. Изменяется объем полномочий ММиВЭС СО. В 2010 г. полномочия ММиВЭС СО в сфере инвестиционной деятельности были переданы Министерству инвестиций Свердловской области и Корпорации Среднего Урала. В 2012-2014 гг. Министерством международных и внешнеэкономических связей принимаются административные регламенты, определяющие процедуры и участников осуществления международной деятельности [38; 39]. С 2014 г. ММиВЭС СО оказывает содействие в установлении внешнеэкономических связей: 1) субъектам инвестиционной деятельности в Свердловской области [32]; 2) управляющим компаниям технопарков, базовым организациям технопарков и резидентам технопарков в Свердловской области [33]; 3) субъектам инновационной деятельности [34].

На сегодняшний день в Екатеринбурге действует 15 Генеральных консульств (включая отделение Генерального консульства Республики Беларусь), институт почетных консулов, действует 37 соглашений с 22 странами. Область сотрудничает с 14 странами Европы, с США и Канадой, с 9 странами СНГ, с 24 странами Азии и Африки, с 10 странами Латинской Америки. В 2011 г. открывается самый масштабный выставочный комплекс Урала «Екатеринбург-Экспо». Тем не менее, торговый оборот Свердловской области с зарубежными странами снижается [4]. Со второй половины 2014 г. начался спад активности взаимодействия с США и рядом европейских государств [13].

Несмотря на то, что третий период в истории развития международной деятельности Свердловской области характеризуется усилением централиза-

ции государственной власти в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов России, в целом наблюдается внешнеэко-мический и международный «феодализм» [9]. Каждый субъект планирует и реализует свою международную деятельность вне общего плана или программы развития УрФО. По мнению А.В. Харлова, субъекты международной деятельности одного региона могут не знать о деятельности других структур, а Представительство МИД РФ в Свердловской области не обладает координирующими функциями. А. В. Харлов высказал предложение, что было бы правильнее разработать концепцию промышленной специализации областей УрФО, чтобы субъекты могли понимать, кто и что делает в области ВЭД. В качестве конкретных мер для координации деятельности он предложил взаимное участие в ярморочно-выставочных мероприятиях всех субъектов УрФО, например, все субъекты УрФО могли бы участвовать в ИННОПРОМе или в инвестиционном форуме в Тюмени. Необходим координационный механизм, как, например, ассоциация «Большой Урал» в период губернаторства Э. Э. Росселя.

$ $ $

Эволюция институтов в области международных связей Свердловской области демонстрирует классический пример развития парадипломатии развивающихся стран. Международное сотрудничество развивалось в первую очередь, с развитыми странами Запада, так как это содействовало экономическому, технологическому развитию региона. Поскольку парадипломатия -это особая область деятельности региональных субъектов страны, в которой исключительные полномочия государства передаются на региональный уровень, очень важно было разработать механизмы координации международной деятельности, создать каналы для консультаций.

История деятельности ММиВЭС СО показывает, что на первых этапах оно работало более самостоятельно в силу неразработанности компетенций региональных институтов. Самостоятельность региона, претензия на «сто-личность» региона была заложена в концепции «Уральской республики» и в дальнейшем развитии идеи «срединного региона». Изолированность Свердловской области от внешних границ страны требовала от руководства области большей инициативы. Благодаря инициативам политической элиты, Средний Урал получил серьезное признание на международной арене. В ряде случаев представители ММиВЭС СО принимали нормативные акты, которые инкорпорировались далее в федеральные документы. На втором этапе уже начинают формироваться механизмы согласования с МИД РФ. Второй этап, несмотря на последствия экономического кризиса 1998 г. и финансового кризиса 2008 г., демонстрирует наивысшие показатели оборота внешней торговли, инвестиционной политики, культурного сотрудничества. На третьем эта-

пе формируется комплексное документационно-правовое обеспечение международной деятельности региональных субъектов. Международный кризис, начавшийся в 2014 г., общий экономический спад в РФ осложнили осуществление внешнеэкономической деятельности Свердловской области. Тем не менее, появляется и новая причина неэффективности в области ВЭД. Количество самих субъектов международной деятельности увеличивается. Гете-рархия и одновременная «феодализация» структур внутри Свердловской области, регионов УрФО в целом, приводит к общей несогласованности действий в этом направлении.

Библиографический список

1. Алексеев М. Ю. Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. М.,1999. [Alekseev M.Yu. Current international legal problems of foreign economic relations of constituent entities of the Russian Federation. Moscow, 1999].

2. Андреева Е. Л., Соболев А. О., Ратнер А. В. Внешнеторговые связи Свердловской области и их перспективы с учетом новых ориентиров развития несырьевого экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 2. С. 55-70. [Andreeva E. L., Sobolev A. O., Ratner A.V. International trade ties of the Sverdlovsk region and their prospects in terms of new vectors of non-raw export development // Russian Foreign Economic Journal. 2017. No. 2. P. 55-70].

3. В новой плоскости. Эксперт Урал. 2007. URL: http://expert.ru/ ural/ 2006/ 39/v_novoy_ploskosti/ (дата обращения: 05.10.2017). [In the new dimension // Expert Ural. 2007. Available at: http://expert.ru/ural/ 2006/39/v_novoy_ploskosti/ (accessed 05.10.2017)] .

4. Внешняя торговля. 15.06.2017 // Внешнеэкономическая деятельность // Управление федеральной службы государственной статистки по Свердловской области и Курганской области. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/ (дата обращения: 05.10.2017) [Foreign trade. 15.06.2017 // Foreign economic activity // Federal State Statistics Service Department of the Sverdlovsk region and Kurgan region. Available at: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ sverdl/ru/statistics/sverdlStat/ (accessed 05.10.2017)].

5. Еремина М. А. Конституционно-правовые основы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и провинций Канады: сравнительно-правовой анализ. Саратов, 2011. [Eremina M.A. Constitutional and legal framework of foreign economic relations of constituent entities of the Russian Federation and Canadian provinces: a comparative legal analysis. Saratov, 2011].

6. О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене: закон Свердловской области от 28 окт. 2005 г. N 99-ОЗ. [The law of Sverdlovsk Oblast No. 99-OZ of October 28, 2005 "On international and foreign economic relations of Sverdlovsk Oblast and the participation of Sverdlovsk Oblast and Sverdlovsk Oblast public authorities in the international information exchange"].

7. Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области: закон Свердловской области от 24 дек. 1996 г. N 58-ОЗ // "Областная газета". 1997. 9 янв. № 2. [The law of Sverdlovsk Oblast No. 58-OZ of December 24, 1996 "On Executive state government bodies of Sverdlovsk Oblast" // "Regional Newspaper". 1997. January 9. No. 2].

8. Изотова Л. М. Конституционно-правовые основы международных связей субъектов Российской Федерации. Саратов, 2003 [Izotova L. M. Constitutional and legal bases of international relations of constituent entities of the Russian Federation. Saratov, 2003].

9. Интервью А. В. Харлова. 06.10.2017 [Interview with A. V. Kharlov. 06.10.2017].

10. Интервью В. Кокшарова // Белимов В. Многоголосый партнер // Эксперт Урал. 2007. URL: http://expert.ru/ural/2007/11/koksharov/ (дата обращения: 05.10.2017) [Interview of V. Belimov with V. Koksharov. Many-voiced partner // Expert Ural. 2007. Available at: http://expert.ru/ural/2007/ 11/koksharov/ (accessed 05.10.2017)].

11. Интервью В. Кокшарова // Колбина Л. Логистический центр Екатеринбургу необходим // Эксперт Урал. 2005. URL: http://expert.ru/ ural/2005/27/27ur-utema_64269/ (дата обращения: 05.10.2017) [Interview of L. Kolbina with V. Koksharov. Logistic center is necessary for Ekaterinburg // Expert Ural. 2005. Available at: http://expert.ru/ural/2005/27/27ur-utema_64269/ (accessed 05.10.2017)].

12. История рождения Свердловской области // Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: http://www.midural.ru/100034/ 100083/100309/ (дата обращения: 05.10.2017) [The story of the birth of Sverdlovsk Oblast // Official website of the Government of Sverdlovsk Oblast. Available at: http://www.midural.ru/100034/100083/100309/ (accessed 05.10.2017)].

13. Итоги ВЭД Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/ sites/ de-fault/files/20170720usac.pdf (дата обращения: 05.10.2017) [The results of foreign economic activity of Sverdlovsk Oblast. Available at: http://mvs.midural.ru/sites/default/files/20170720usac.pdf (accessed 05.10.2017)].

14. Список действующих соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/soglasheniya (дата обращения: 05.10.2017) [International agreements of the Sverdlovsk region. Available at: http://mvs.midural.ru/soglasheniya (accessed 05.10.2017)].

15. Киселев К. В. К вопросу об идентичности Свердловской области // Дискурс Пи. 2014. Т. 11 № 2-3. С. 206-210. [Kiselev K. V. To the question on identity of Sverdlovsk region // Discourse-P. 2014. Vol. 11. No. 2-3. P. 206-210].

16. Киселев К. В., Щербаков А. Ю. Урал - к вопросу об идентификационной динамики бренда // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 1. С. 138-150. [Kiselev K.V., Shcherbakov A.Yu. Ural: identity dynamic of the brand // Review of Political Science. 2013. No. 1. P. 138-150].

17. Кокшаров В. А. Логистический центр Екатеринбургу необходим // Журнал «Эксперт Урал». URL: http://expert.ru/ural/2005/27/27ur-utema_64269/ (дата обращения: 05.10.2017) [Koksharov V.A. Logistic center is necessary for Ekaterinburg // Expert Ural. Available at: http://expert.ru/ ural/2005/27/27ur-utema_64269/ (accessed 05.10.2017)].

18. Кокшаров В.А. Предел самообслуживания. URL: http://expert.ru/ural/ 2005/20/20ur-uekfi_64544/ (дата обращения: 05.10.2017) [Koksharov V.A. The limit of self-service. Available at: http://expert.ru/ural/2005/20/20ur-uekfi_64544/ (accessed 05.10.2017)].

19. Макарычев А. С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России. // Полис. Политические исследования. 2000. № 5. С. 81-97 [Makarychev A. S. The federalism of the epoch of globalism: the challenges for the Russia of regions // Polis. Political Studies. 2000. No. 5. P. 81-97].

20. Мальцева Г. П. Политико-правовые основы участия субъектов Российской Федерации в международных связях. М., 2000. [Mal'tseva G. P. Political and legal bases of participation of constituent entities of the Russian Federation in international relations. Moscow, 2000].

21. Маркедонов С. Черты российского регионализма рубежа XX-XXI веков. "Вестфальская" Россия // Новый мир. 2004. № 2. С. 124-136. [Markedo-nov S. Features of Russian regionalism at the turn of 20th-21st centuries. "Westphalian" Russia // New World. 2004. No. 2. P. 124-136].

22. Мартьянов В. С. Государство и гетерархия: субъекты и факторы общественных изменений // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2009. № 9. С. 230-248 [Mart'yanov V. S. The state and heterarchy: actors and factors of social change // The Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the UrD RAS. 2009. Issue 9. P. 230-248].

23. Мошкин С.В. Уральская республика. Хроники // Дискурс Пи. 2013. Т. 10 № 3. С. 103-107 [Moshkin S. V. Urals Republic. Chronicles // Discourse-P. 2013. Vol. 10. No. 3. P. 103-107].

24. Надирадзе Н. А. Федеративное устройство государства: международная правосубъектность субъектов федерации. М., 2000. [Nadiradze N.A. The federal structure of the state: the international legal personality of federal subjects. Moscow, 2000].

25. Немытых Ю. Мнения специалистов // Эксперт Урал. 2004. URL: http://expert.ru/ural/2003/27/27ur-usob1_70936/ (дата обращения: 05.10.2017) [Nemytykh Yu. Experts' views // Expert Ural. 2004. Available at: http://expert.ru/ural/2003/27/27ur-usob1_70936/ (accessed 05.10.2017)].

26. О министерстве // Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/o-ministerstve (дата обращения: 05.10.2017) [On the Ministry // Ministry of international and foreign economic relations of the Sverdlovsk Region. Available at: http://mvs.midural.ru/o-ministerstve (accessed 05.10.2017)].

27. Орехович А. В. Развитие регионализма в странах Европы: конституционно-правовой аспект. М., 2011. [Orekhovich A.V. Development of regionalism in European countries: the constitutional-legal aspect. Moscow, 2011].

28. Панкевич Н. В. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. Екатеринбург: УрО РАН. 2008. [Panke-vich N. V. Models of federative structure: patterns of political transformation. Ekaterinburg: UB RAS Publ., 2008].

29. Перечнева И. Доверие на возвратной основе // Эксперт Урал. 2004. URL: http://expert.ru/ural/2004/23/23ur-uekfi2_66094/ (дата обращения: 05.10.2017) [Perechneva I. The trust on a returnable basis // Expert Ural. 2004. Available at: http://expert.ru/ural/2004/23/23ur-uekfi2_66094 (accessed 05.10.2017)].

30. Политическая история Урала и Уральского федерального округа. 1985-2007 гг.: сб. ст., материалов и документов. Екатеринбург, 2008. 542 c. [Political history of the Urals and the Ural Federal District. 1985-2007. Collection of articles, materials and documents. Ekaterinburg, 2008. 542 p.].

31. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112 [The provision "On the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district", approved by the Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2000 No. 849 // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2000. No. 20. Art. 2112].

32. Положение о формах и порядке оказания содействия в установлении внешнеэкономических связей субъектам инвестиционной деятельности в Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 21 янв. 2014 г. № 20-УГ [The statute on forms and order of assistance in the establishment of foreign economic relations of the subjects of investment activity in Sverdlovsk Oblast, approved by the decree of the Governor of Sverdlovsk Oblast on January 21, 2014 No. 20-UG].

33. Положение о формах и порядке оказания содействия в установлении внешнеэкономических связей управляющим компаниям технопарков, базовым организациям технопарков и резидентам технопарков в Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 30 июня 2014 г. № 328-УГ [The statute on forms and order of assistance in the establishment of foreign economic relations of management companies of technoparks, technoparks base organizations and residents of technoparks in the Sverdlovsk Oblast, approved by the Decree of the Governor of Sverdlovsk Oblast of June 30, 2014 No. 328-UG].

34. Положение о формах и порядке оказания содействия в установлении внешнеэкономических связей субъектам инновационной деятельности в Свердловской области от 30 июня 2014 года № 329-УГ [The statute on forms and order of assistance in the establishment of foreign economic relations of the subjects of innovation activity in Sverdlovsk Oblast of June 30, 2014 No. 329-UG].

35. Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 г.": постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1295-ПП [Resolution of the Government of Sverdlovsk Oblast of 24.10.2013 No. 1295-PP "On approval of the state program of Sverdlovsk Oblast "The development of international and foreign economic relations of Sverdlovsk Oblast until 2024"].

36. Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг.: постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2013 № 1054-ПП [Resolution of the government of Sverdlovsk Oblast of 28.08.2013 No. 1054-PP "On approval of the Program to assist the voluntary resettlement in the Sverdlovsk region of compatriots living abroad for 2013-2020"].

37. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «"Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014-2020 гг.»: постановление Правительства Свердловской области от 30 дек. 2014 № 1224-ПП [Resolution of the government of Sverdlovsk Oblast of 30.12.2014 No. 1224-PP "On approval of the comprehensive program of the Sverdlovsk Oblast "The Support of compatriots living abroad" for 2014-2020"].

38. Об утверждении Административного регламента Министерства международных внешнеэкономических связей Свердловской области: приказ Министерства международных и внешнеэкономических Связей Свердловской области от 17 дек. 2014 № 54 [The Order of the Ministry of international and foreign economic relations of Sverdlovsk region of 17.12.2014 No. 54 "On approval of Administrative regulations of the Ministry of international foreign economic relations of Sverdlovsk region"].

39. Об утверждении Административного регламента Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области по исполнению государственной функции по координации деятельности органов государственной власти Свердловской области в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей Свердловской области: приказ Министерства от 28 февр. 2012 № 8 [The Order of the Ministry of 28.02.2012 No. 8 "On approval of Administrative regulations of the Ministry of international and foreign economic relations of Sverdlovsk Oblast for the execution of the state function of coordination of activity of state power bodies of Sverdlovsk Oblast in the sphere of implementation of international and foreign economic relations of Sverdlovsk Oblast"].

40. Рогозина Н. А. Правовой режим внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга). СПб, 2011. [Ro-gozina N.A. The legal regime of foreign economic relations of the subject of the Russian Federation (a case study of St. Petersburg). St. Petersburg, 2011].

41. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 янв. 1999 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231 [Federal law of January 4, 1999 No. 4-FZ "On coordination of international and foreign economic relations of constituent entities of the Russian Federation" // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 1999. No. 2. Art. 231].

42. Соглашения Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/ soglashe-niya (дата обращения: 05.10.2017) [Agreements of the Sverdlovsk region. Available at: http://mvs.midural.ru/soglasheniya (accessed 05.10.2017)].

43. Стрелецкий В. Конфигурация этнических, лингвистических, культурных, религиозных и расовых различий в Российской Федерации // Федерализм и этническое разнообразие в России / под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюдера. М., 2010. 33 c. [Streletsky V. The configuration of ethnic, linguistic, cultural, religious and racial differences in the Russian Federation // Federalism and ethnic diversity in Russia / Ed. by I. Busygina and A. Heinemann-Gruder. Moscow, 2010. 33 p.].

44. Тарасов А. Г., Кокшаров В. А. Развитие сотрудничества России с Европейским союзом на федеральном и региональном уровне: на примере Свердловской области. Екатеринбург, 2000. 144 c. [Tarasov A.G., Kok-sharov V.A. Development of Russia's cooperation with the European Union at the federal and regional levels: a case study of Sverdlovsk Oblast. Ekaterinburg, 2000. 144 p.].

45. Тарасов А. Г., Кокшаров В. А. Регион как субъект международной и внешнеэкономической деятельности. Екатеринбург, 1999. 76 c. [Tarasov A.G., Koksharov V.A. Region as a subject of international and foreign economic activity. Ekaterinburg, 1999. 76 p.].

46. Татаркин А. И. Социально-экономический статус срединного региона России // Пространственная экономика. 2005. № 4. С. 29-30. [Tatarkin A.I. Socio-economic status of Russia's median region // Spatial Economics. 2005. No. 4. P. 29-30].

47. Татаркин А. И., Линецкий А. Ф. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. № 1. 2009. С.125-135. [Tatarkin A. I., Linetsky A. F. The development of the Russian external economic activity on the basis of the use features of social and economic complex of region // Economy of Region. 2009. No. 1. P. 125-135].

48. О структуре исполнительной власти: указ Губернатора Свердловской области от 18 сент. 1995 г. № 12. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=160033777&page=1&rdk=7#I0 (дата обращения: 05.10.2017) [The decree of the Governor of Sverdlovsk Oblast of 18.09.1995 No.-12 "On the structure of executive power". Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself= &backlink=1&nd=160033777& page=1&rdk=7#I0 (accessed 05.10.2017)].

49. Фадеичева М. А. Колония и терпение: внутренний неоколониализм и эт-нополитика на Урале // Дискурс Пи. 2003. № 3. С. 46-48. [Fadeicheva M. A. Colony and patience: internal neo-colonialism and ethno-politics in the Urals // Discourse-P. 2003. No. 3. P. 46-48].

50. Федерализм и централизация / коллектив авторов. Екатеринбург; УрО РАН, 2007 [Federalism and centralization / collective of authors. Ekaterinburg: UB RAS Publ., 2007].

51. Число генконсульств на Урале за 20 лет выросло в 16 раз // Новости Урала. ТАСС. URL: http://tass.ru/ural-news/3717509 (дата обращения: 05.10.2017) [The number of Consulates General in the Urals has grown 16 times in 20 years // News of the Urals. TASS. Available at: http://tass.ru/ural-news/3717509 (accessed 05.10.2017)].

52. Aguirre I. Making Sense of Paradiplomacy? An Intertextual Inquiry about a Concept in Search of a Definition. Paradiplomacy in Action: The Foreign Relation of Subnational Governments. London: Frank Cass, 1999. 472 p.

53. Aldecoa F., Keating M. Paradiplomacy in Action: The Foreign Relation of Subnational Governments. London: Frank Cass, 1999. 563 p.

54. Kuznetsov A. S. Theory and Practice of Paradiplomacy. Subnational governments in international politics. New York: Routledge, 2015. 489 p.

55. Lecours A. Political Issues of Paradiplomacy: Lessons from the Developed World. Netherlands Institute of International Relations 'Clingendael', 2008. 237 p.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PARADIPLOMATIC ACTIVITY OF THE SVERDLOVSK REGION (1991 - PRESENT TIME)

E. B. Mikhailenko Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations, Ural Federal University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. V. Verbitskaya

Assistant, Department of Theory and History of International Relations,

Ural Federal University

The article analyzes the evolution of international activity (international contacts and foreign economic relations) of the Sverdlovsk region. The authors distinguish three stages of its development: the period of the genesis of paradiplomacy of the region (1991-1999); the emergence of a special mechanism of the Russian Foreign Ministry to control international activities of Russian regions (1999-2009); the strengthening of the federal authorities' role in coordinating the sphere of international and foreign economic relations of Russian regions (2009-2017).

Keywords: paradiplomacy; regulation of international activity; international and foreign economic relations; Sverdlovsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.