УДК 339.5(470+571)
https ://doi. org/10.24158/tipor.2019.11.9
Линецкий Александр Федорович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета, ведущий научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН
Бочарникова Елена Владимировна
магистрант Уральского государственного экономического университета, помощник председателя Екатеринбургской городской Думы
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ
Linetsky Alexander Fedorovich
D.Phil. in Economics, Associate Professor, Professor, Foreign Trade Activities Department, Ural State University of Economics, Leading Research Fellow, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences
Bocharnikova Elena Vladimirovna
Master's Degree student, Ural State University of Economics, Assistant to the Chair of the Yekaterinburg City Duma
REGIONAL ASPECT OF RUSSIAN FOREIGN TRADE IN THE CONTEXT OF GEOPOLITICAL CHALLENGES
Аннотация:
В статье рассмотрены и сопоставлены особенности внешнеторговой деятельности России в целом и субъектов Российской Федерации на примере уральских регионов, в том числе Свердловской области, в современных геополитических условиях. Проведен сравнительный анализ динамики развития внешней торговли данных регионов. Выдвинута и доказана на примере Свердловской области авторская гипотеза о перемещении акцента во внешнеэкономической деятельности с федерального на региональный уровень с учетом активизации субъектами Федерации деятельности по реализации своих конституционных и законодательных полномочий в осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Исследованы вопросы влияния международной конгрессной и выставочной деятельности на развитие международных и внешнеэкономических связей, увеличение объемов внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа анализируемой территории. Приведены выводы и результаты исследования, которые заключаются в обосновании зависимости эффективности уровня социально-экономического развития субъекта Федерации от развитости инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей в регионе и результатов его внешнеэкономической, международной кон-грессной и выставочной деятельности.
Ключевые слова:
Свердловская область (Средний Урал), внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, международные связи, внешнеэкономические связи, конгрессная деятельность, субъект Российской Федерации (субъект Федерации), регион.
Summary:
The paper discusses and compares the features of foreign trade activity of Russia as a whole and the subjects of the Russian Federation as illustrated by the Ural regions, including the Sverdlovsk region, in current geopolitical conditions. Comparative analysis of dynamics of development of foreign trade in these regions was carried out. Through the example of the Sverdlovsk region, the authors put forward and prove the hypothesis that the emphasis in foreign economic activity has shifted from federal to regional levels, taking into account the intensification of activities by the subjects of the Russian Federation to implement their constitutional and legislative powers in performing international and foreign economic relations. The issues of influence of international congress and exhibition activities on development of international and foreign economic relations, increase of volume of foreign trade and investment attractiveness, and improvement of image of the territory under analysis were investigated. The conclusions and results of the study explain the link between the efficiency of the social and economic development of the Federation subject and the state of development of infrastructure of international and foreign economic relations in the region and the results of its foreign economic, international congress, and exhibition activities.
Keywords:
Sverdlovsk region (Middle Urals), foreign economic activity, foreign trade activity, foreign trade, international relations, foreign economic relations, congress activities, subject of the Russian Federation (subject of the Federation), region.
Россия в настоящее время переживает достаточно непростой период, когда национальная экономика адаптируется к условиям членства во Всемирной торговой организации, к которой присоединилась в 2012 г., и новым геополитическим вызовам, связанным прежде всего с применением с 2014 г. в отношении Российской Федерации внешнеторговых санкций.
Одним из важнейших инструментов социально-экономического развития любой страны мира и ее территорий является внешняя торговля, поскольку она позволяет в полной мере использовать все преимущества международного разделения труда. В отношении России следует
учитывать, что ее внешняя торговля с учетом вышеуказанных причин не имеет однозначных тенденций (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика внешней торговли России в 2012-2018 гг., млрд долл. США [1]_
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Внешнеторговый оборот 839,5 841,3 782,9 526,0 468,0 584,0 687,5
Экспорт 525,4 526,0 496,9 344,0 286,0 357,0 449,3
Импорт 314,1 315,3 286,0 183,0 182,0 227,0 238,2
Сальдо 211,2 210,7 210,9 161,0 104,0 130,0 211,1
Из приведенных данных следует, что внешняя торговля России при всей своей неоднозначности уже в 2018 г., несмотря на продолжающиеся геополитические вызовы, была практически близка к максимальным показателям 5-6-летней давности.
Так же, как и в целом по России, неустойчиво в последние годы развивается внешнеторговая деятельность субъектов Российской Федерации, в том числе всех уральских регионов, и в частности Свердловской области.
При этом отметим, что внешняя торговля субъектов Федерации играет все более возрастающую роль в обеспечении их устойчивого социально-экономического развития. Акцент во внешнеэкономической деятельности регионов в современных условиях неуклонно перемещается с федерального на региональные уровни, что обусловлено прежде всего тем, что в современных условиях централизованно управлять и координировать внеэкономическую деятельность из единого центра представляется достаточно проблематичным, тем более в Российской Федерации, которая является самым большим в мире по размеру территории государством и имеет большое количество субъектов - 85. Кроме того, после принятия в 1993 г. Конституции РФ субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 резко активизировали свою деятельность по реализации предоставленных им конституционных и законодательных полномочий в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей.
Приведем динамику внешнеторгового оборота Свердловской области и уральских (приграничных) субъектов Российской Федерации (рис. 1; источники данных, представленных на рис. 15 и в табл. 2, - [2; 3; 4; 5; 6]).
12
10,7
10,3
10,6
10,9
10
8
3,3 4,2 _
■
0,4
1
6,4
5,7
3,5 3,5 _
2,1 2,6 ■ 2,5
0,4 Г 0,3
_ ■
7,7
4,8
0,2
II
5,3
3 1
0,3
3,3
2014 2015
Свердловская область
|Челябинская область
2016
Курганская область Оренбургская область
2017 2018
■ Тюменская область
Рисунок 1 - Динамика внешней торговли уральских (приграничных) субъектов России
в 2014-2018 гг., млрд долл. США
8
8
6
4
2
0
Из приведенных данных видно, что Свердловская область занимает по объему внешнеторгового оборота среди уральских регионов лидирующие позиции, но в целом имеет общую с другими субъектами Федерации тенденцию развития, что вполне объяснимо и объективно в рамках единого государства.
Исторически стратегические позиции Среднего Урала имеют прочный фундамент благодаря его уникальному географическому положению, специфике научно-технологического и промышленного потенциала, а также активно развивающимся в постсоветский период мирохозяйственным связям. Значимость международных и внешнеэкономических связей Свердловской области актуализировалась с начала 1990-х гг., когда ситуация в экономике характеризовалась необходимостью ее экстренной стабилизации с целью удовлетворения потребностей социально-экономической среды региона.
На фоне глубокого экономического кризиса, который сопровождался минимизацией внутреннего спроса и максимизацией дефицита платежного баланса, ключевая роль внешнеторговой деятельности в долгосрочной правительственной экономической стратегии Свердловской области, направленной на преодоление проблем и решение задач в сфере структурной перестройки экономики и ее модернизации с целью создания конкурентоспособной региональной экономики, объективно обусловлена. Исторически выгодное географическое расположение столицы Урала - Екатеринбурга на границе Европы и Азии позволяет городу быть связующим мостом и оптимальным местом встречи и диалога цивилизаций Запада и Востока.
Средний Урал, закрытый для посещения иностранцами в советский период, в начале 1991 г. преодолел «железный занавес», что позволило снять определенные ограничения на осуществление международных и внешнеэкономических связей и стало драйвером развития территории. Так, например, Свердловская область является одним из лидеров в стране по первенству в создании внешнеэкономических служб в составе региональных исполнительных органов государственной власти и администраций муниципальных образований.
Сегодня таким специальным региональным исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим стабильное развитие и координацию внешнеэкономической деятельности, является министерство международных и внешнеэкономических связей (МиВЭС) Свердловской области. В администрации города Екатеринбурга создано и осуществляет свою деятельность Управление по развитию внешнеэкономических связей.
Спектр задач, реализуемых МиВЭС Свердловской области, включает обширный комплекс вопросов, в том числе оказание содействия предприятиям в развитии внешнеэкономической деятельности, разработку и реализацию областных внешнеэкономических программ, привлечение иностранных инвестиций и развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и другие [7].
Важным фактором в развитии инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей Свердловской области стали официальные представительства иностранных государств в Екатеринбурге, открытые в последние годы. Сегодня в городе осуществляют свою деятельность более 15 консульских учреждений и свыше 10 почетных консулов иностранных государств [8]. По данным показателям регион занимает ведущие позиции среди всех субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Свердловской области заключены и действуют соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Свердловской области с 34 иностранными государствами [9]. В Екатеринбурге ежегодно проводятся более 200 международных мероприятий с участием иностранных партнеров и участников внешнеэкономической деятельности региона, осуществляются приемы свыше 100 иностранных делегаций, треть из которых являются правительственными (официальными) [10].
Таким образом, Свердловская область и ее столица Екатеринбург имеют обширные развитые международные и внешнеэкономические связи, позволяющие региону на протяжении долгих лет сохранять ведущие позиции в сфере внешней торговли. В списке стран - внешнеторговых партнеров Свердловской области - более 140 зарубежных государств. В соответствии с данными таможенной статистики, в пятерку лидеров стран - торговых партнеров области входят Соединенные Штаты Америки, Германия, Нидерланды, Китай и Турция. Далее список продолжают Украина, Беларусь, Алжир, Италия и Азербайджан [11]. Преобладающая доля во внешней торговле Свердловской области всегда приходится на страны дальнего зарубежья, а ее сокращение за исследуемый период обусловлено опережающим вектором развития внешнеторговых отношений с коллегами из ближнего зарубежья в силу обострения политических отношений с «дальними» партнерами (рис. 2).
1 2009 1 2010 1 2011 1 2012 1 2013 1 2014 1 2015 1 2016 1 2017 1 2018
Ближнее зарубежье 13,7 15,5 11,1 10,3 15,3 12,3 18,8 19,5 19,7 20,9
Дальнее зарубежье 86,3 84,5 88,9 89,7 84,7 87,7 81,2 80,5 80,9 82,1
Рисунок 2 - Внешняя торговля Свердловской области по группам стран в 2009-2018 гг., %
Анализ общей динамики развития внешней торговли Свердловской области свидетельствует о том, что, как и в целом по России, она также неустойчива и не носит какого-то ярко выраженного характера (табл. 2; рис. 3).
Таблица 2 - Динамика показателей, характеризующих стоимостные объемы внешней
торговли Свердловской области в 2009-2018 гг., млн долл. США
Год Показатель
Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2009 9 622,3 7 145,8 2 476,5 4 669,3858
2010 11 683,8 8 589,7 3 094,1 5 495,6
2011 12 746,8 8 895,3 3 851,5 5 043,8
2012 14 742,0 10 729,0 4 013,0 6 716,0
2013 10 027,9 7 225,5 2 802,4 4 423,1
2014 10 736 7 673,0 3 063,0 4 610
2015 10 386,7 7 325,7 3 060,9 4 264,8
2016 9 668,5 7 116,4 2 552,1 4 564,4
2017 10 626 6 923 3 703 3 220
2018 10 926 7 321 3 605 3 716
. .........
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Импорт 2476,5 3094,1 3851,5 4013 2802,4 3063 3060,9 2552,1 3703 3605
Экспорт 7145,8 8589,7 8895,3 10729 7225,5 7673 7325,7 7116,4 6923 7321
Рисунок 3 - Динамика экспорта и импорта Свердловской области в 2009-2018 гг.,
млн долл. США
Стабильный рост объема внешнеторговой деятельности Свердловской области наблюдался в период до 2012 г., после чего в 2013 г. произошло его снижение. Для сравнения отметим, что в целом по России рост объемов внешней торговли продолжался вплоть до 2013 г. (табл. 1). По мнению авторов, это объясняется экономической рецессией в России, которая стала проявляться в конце 2013 г., т. е. еще до введения в отношении России внешнеторговых санкционных ограничений в 2014 г. И если в целом на внешней торговле России с ее сырьевой экспортной ориентацией экономический спад в начальный период практически не сказался, то на внешней торговле Свердловской области с учетом структуры экспорта ее продукции, где доля товаров с высокой долей переработки выше, чем в среднем по России, он нашел отражение, в результате чего объем внешнеторгового оборота Среднего Урала в 2013 г. резко снизился и стал в дальнейшем нестабильным (табл. 2).
Стоит отметить также, что на протяжении всего исследуемого периода торговое сальдо Свердловской области всегда было положительным, что указывает на экспортную ориентацию Среднего Урала. По данным Федеральной таможенной службы, на протяжении последних лет Свердловская область стабильно занимает 10-11-е места в стране по объему экспорта продукции, уступая преимущественно территориям, являющимся традиционными поставщикам энергоресурсов.
В товарной структуре экспорта Свердловской области преобладают следующие группы товаров: металлы и изделия из них; продукция химической промышленности; машины, оборудование и транспортные средства (рис. 4).
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Другое 4,9 6,1 5 6,3 3 7
Продовольствие 4 2,8 2,5 3 5 4,5
Минеральные продукты 5 3,2 2,9 2,6 2,9 2,5
Древесина 1 2,8 2 2,2 3,3 4,9
Химическая продукция 24,8 17,9 25,9 24,2 20,1 18,3
Машины, оборудование 20,9 14,4 14,4 25,8 16,6 15,6
Металлы и изделия 65,5 55,6 47,3 45,4 49,1 47,2
Рисунок 4 - Товарная структура экспорта Свердловской области в 2013-2018 гг., %
Отметим, что увеличение показателей экспорта Свердловской области по некоторым группам товаров вызвано в основном ростом цен на мировых рынках на эту продукцию, а не ростом ее физических объемов.
В соответствии с данными, представленными в официальных отчетах министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, в последние годы более 60 % экспорта приходится на страны дальнего зарубежья и менее 40 % на страны ближнего зарубежья. Основные экспортные поставки из Свердловской области осуществляются в США, Нидерланды, Азербайджан, Турцию и Германию.
В соответствии с экспертным заключением аналитического центра «Эксперт-Урал», большинство участников внешнеэкономической деятельности Свердловской области включены в рейтинги «100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири» (по итогам 2014, 2016, 2017 гг.) и «20 наиболее динамичных компаний среди 100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири» (по итогам 2014, 2016, 2017 гг.).
Вместе с тем ведущие свердловские экспортеры выделяют целый ряд проблем, которые они постоянно вынуждены преодолевать при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Основными среди них являются следующие:
1) сложности таможенного оформления, связанные с регулярным появлением дополнительных документов и регламентов, уследить за которыми в связи с отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов зачастую представляется невозможным;
2) проблемы нахождения и освоения внешних рынков сбыта в силу отсутствия необходимой оперативной информации;
3) обязательность прохождения сертификации по большей части экспортируемой продукции в стране-потребителе и экспортного контроля в России.
С учетом необходимости оперативного решения вышеуказанных проблем на федеральном и региональном уровнях принимается и реализуется значительный комплекс мер, направленный в первую очередь на совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере и стимулирование отечественного экспорта. В Свердловской области инструменты оказания содействия предприятиям-участникам в развитии внешней торговли включают такие мероприятия, как организация различных семинаров с привлечением ведущих российских ученых и специалистов, в том числе Российского экспортного центра; проведение бирж кооперации с участием иностранных партнеров, международных конгрессов и выставок, о которых будет сказано ниже, и др.
В условиях экономических санкций в Свердловской области все более актуальной становится стратегия импортозамещения, позволяющая создавать продукцию, которая ранее импортировалась из-за рубежа. Следствием этого является значительное сокращение импортных поставок продукции из стран дальнего зарубежья.
Товарная структура импорта Свердловской области некоторым образом повторяет товарную структуру экспорта, поскольку преобладающими являются одни и те же товарные группы, а именно: на 1-м месте - металлы и изделия из них, на 2-м - машины, оборудование и транспортные средства, на 3-м - продукция химической промышленности, т. е. группы товаров на втором и третьем местах в импорте и экспорте поменялись местами (рис. 5).
......
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Другое 6,4 5,2 3,5 4,4 3 6,2
Текстиль 3,7 2,8 3,4 2,6 1,7 3,3
Продовольствие 7,3 6 5,2 5,3 6,1 5,5
Минеральные продукты 3 1,6 9,4 11,9 6,4 5,8
Химическая продукция 20,5 13,9 15,1 18 21,6 19,2
Машины, оборудование 46,8 55,2 44,8 36,1 28,2 29,5
Металлы и изделия 11,3 13,7 18,6 20,3 33,1 36,7
Рисунок 5 - Товарная структура импорта Свердловской области в 2013-2018 гг., %
В соответствии с данными в официальных отчетах министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, за исследуемый период более 85 % импорта поступает в регион из стран дальнего зарубежья и менее 15 % из стран ближнего зарубежья. Основные
импортные поставки продукции в Свердловскую область осуществляются из таких стран, как КНР, США, Германия, Италия, Польша, Австрия, Нидерланды, Япония, Чехия и Франция.
Подводя итоги анализа динамики внешнеторговой деятельности России и ее субъектов на примере уральских регионов, отметим, что в большей степени они совпадают как по тенденциям изменения объемов экспорта и импорта, так и в сохранении положительного сальдо во внешней торговле за весь исследуемый период. При этом Свердловская область при прочих равных условиях продолжает сохранять лидирующие позиции в сравнении с другими уральскими субъектами Федерации.
Весомый вклад в развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области вносит реализуемый с 2007 г. стратегический проект «Международный конгресс-центр» (г. Екатеринбург), в рамках которого в столице Урала получила значительное развитие конгресс-ная деятельность. Ощутимый рывок в развитии за последние годы произошел также в сфере международной выставочной деятельности и деловом туризме.
Главной целью международной конгрессной деятельности в регионе заявлено расширение международных и внешнеэкономических связей Свердловской области для повышения инвестиционной привлекательности территории и увеличения объемов внешнеэкономической деятельности.
Конгрессная деятельность, включая деловой и событийный туризм, международная выставочная деятельность являются наиболее эффективными инструментами развития и углубления процесса международной экономической интеграции. Будучи непосредственно связанными с большинством отраслей экономики, данные виды деятельности обладают высоким кумулятивным потенциалом, а это, в свою очередь, способствует привлечению инвестиций в территорию, укреплению международных и межрегиональных связей и содействует устойчивому социально-экономическому развитию региона в целом.
Из числа основных факторов, способствующих развитию конгрессной деятельности в Екатеринбурге, можно выделить следующие:
- выгодное географическое и геополитическое положение;
- развитая инфраструктура внешнего транспорта;
- богатое культурно-историческое наследие;
- роль и вес Екатеринбурга в мировой истории;
- развитая многоотраслевая экономика;
- условия для развития конкурентоспособного рынка;
- высокий инновационный, научный и образовательный потенциал;
- достаточное количество компаний, оказывающих услуги по организации и проведению конгрессных и выставочно-ярмарочных мероприятий;
- наличие опыта организации и проведения мероприятий международного и мирового уровня.
К основным перспективным направлениям работы по созданию благоприятных условий для повышения уровня международной конгрессной и выставочной деятельности в Екатеринбурге можно отнести следующие:
1) среднесрочное и долгосрочное проектирование участия в международных тендерах на право проведения крупных мероприятий;
2) взаимодействие с участниками конгрессной и выставочной деятельности, делегатами культурного, спортивного, научного и экономического сообществ в общей системе привлечения в уральскую столицу крупных международных мероприятий;
3) вектор на привлечение и поддержку конгрессных и выставочных мероприятий в перспективных сферах для экономики Екатеринбурга;
4) сотрудничество и обмен информацией с российскими и иностранными профессиональными организациями, объединениями, которые консолидируют участников приоритетных для экономики Екатеринбурга отраслей.
Многолетний опыт международной конгрессной деятельности стал мощным драйвером развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и города Екатеринбурга. В числе значимых событий, прошедших в последние годы на территории региона, можно выделить международные выставки вооружений и оборонной техники «УралЭкспоАрмс» (последняя состоялась в 2011 г.), ежегодные международные промышленные выставки «ИННО-ПРОМ», второй Глобальный саммит индустриализации и производства GMIS-2019, форумы высотного и уникального строительства 100+ ForumRussia и др. В 2009 г. в Екатеринбурге состоялись саммиты стран БРИК и ШОС с участием глав 10 государств.
В столице Урала ежегодно проводятся Евразийский экономический форум молодежи (на базе Уральского государственного экономического университета), сессия Европейско-Азиатского
правового конгресса, Евро-Азиатский лесопромышленный форум, Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030» и другие важные международные мероприятия. Кроме того, впервые на площадке Екатеринбурга 31 октября 2019 г. под эгидой программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам «ООН-Хабитат» будет отмечен Всемирный день городов.
Таким образом, на взгляд авторов, развитие конгрессной и выставочной деятельности, международных и внешнеэкономических связей является важным инструментом для эффективного роста внешней торговли и экономики Екатеринбурга и Свердловской области, способствует привлечению инвестиций, созданию и внедрению высокотехнологичных производств и, соответственно, повышению конкурентоспособности города и региона в целом. При этом отметим, что в ранее проведенном и опубликованном исследовании обоснованы и доказаны корреляционные связи между показателями интенсивности международных контактов и темпами развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области [12, с. 46].
Внешнеэкономические связи регионов играют все более важную роль в развитии международной торговли и способствуют углублению международной экономической интеграции [13]. В современных меняющихся условиях Свердловская область обладает прочным фундаментом для дальнейшего расширения горизонтов внешнеэкономической деятельности, свидетельством чего является наличие достаточного количества профильных институтов и представительств, а также показатели, характеризующие динамику объемов внешней торговли.
В заключение отметим, что проведенное исследование, на взгляд авторов, имеет теоретическое и практическое значение, так как его выводы и результаты могут быть применены и использованы при совершенствовании региональной модели и стратегии развития внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.
В статье обоснована авторская гипотеза о перемещении акцента во внешнеэкономической деятельности России с федерального на региональный уровень. Исследованы вопросы влияния международной конгрессной и выставочной деятельности на развитие международных и внешнеэкономических связей, увеличение объемов внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа анализируемой территории. Приведены выводы и результаты исследования, которые заключаются в обосновании зависимости уровня социально-экономического развития субъекта Федерации от развитости инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей в регионе на основе корреляционных связей между показателями интенсивности международных контактов и темпами развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области.
Последующие исследования авторов будут направлены на совершенствование модели осуществления международных и внешнеэкономических связей, нацеленной прежде всего на повышение привлекательности территории для иностранных и отечественных партнеров и в конечном счете ее устойчивое социально-экономическое развитие.
Ссылки:
1. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 01.11.2019).
2. Внешняя торговля Свердловской области в 2017 г. [Электронный ресурс] // Made in Ural : портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области. 2018. 21 июня. URL: https://made-in-ural.ru/analitika/perspektivy-nesyrevogo-eksporta/ (дата обращения: 01.11.2019).
3. Внешняя торговля Свердловской области в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://mvs.midural.ru/sites/de-fault/files/20170510it.pdf (дата обращения: 02.11.2019).
4. Федеральная таможенная служба ...
5. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 24 окт. 2013 г. № 1203-ПП. URL: http://mpr.midural.ru/docs/gosudarstvennaya-programma/gosudarstvennaya-programma-sverdlovskoy-oblasti-razvitie-promyshlennosti-i-nauki-na-territorii-sverd/ (дата обращения: 01.11.2019).
6. Радионова С.В. Современное состояние внешнеэкономической деятельности Свердловской области [Электронный ресурс] // Аграрное образование и наука : электронный научный журнал. 2016. № 2. URL: http://aon.urgau.ru/up-loads/article/pdf_attachment/292/Радионова_С.В._Современное_состояние_внешнеэкономической_деят-ти_Свердл_обл.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
7. О министерстве [Электронный ресурс] // Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области : сайт. URL: http://mvs.midural.ru/o-ministerstve (дата обращения: 01.11.2019).
8. Официальные представительства иностранных государств в Свердловской области [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://mvs.midural.ru/inostrannye-predstavitelstva (дата обращения: 02.11.2019).
9. Международное сотрудничество [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://mvs.midural.ru/mezhdunarodnoe-sotrud-nichestvo (дата обращения: 01.11.2019).
10. Там же.
11. Там же.
12. Линецкий А.Ф., Тарасов А.И., Кузнецова Д.Е. Роль международного этикета и протокола в развитии внешнеэкономических связей региона // Теория и практика общественного развития. 2018. № 9. С. 41-48. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.9.6.
13. Андреева Е.Л., Ратнер А.В. Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии региона // Экономика региона. 2011. № 1. С. 176-181. https://doi.org/10.17059/2011-1-23.
References:
Andreeva, EL & Ratner, AV 2011, 'Role of Interregional Partnership in Socioeconomic Developing of Region', Ekonomika regions, iss. 1, pp. 176-181, https://doi.org/10.17059/2011-1-23, (in Russian).
Linetsky, AF, Tarasov, AI & Kuznetsova, DE 2018, 'The Role of the International Etiquette and Protocol in the Development of Foreign Economic Relations in the Region', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 9, pp. 41-48, https://doi.org/10.24158/tipor.2018.9.6, (in Russian).
Radionova, SV 2016, 'The Modern Condition of Foreign Trade Activities of Sverdlovsk Region', Agrarnoe obrazovanie i nauka, iss. 2, viewed 01 November 2019, <http://aon.urgau.ru/uploads/artide/pdf_attach-
ment/292/Рацмонова_С.В._Современное_состоflнме_внеwнеэкономм4еском_цеflт-™_Сверцгмэ6п.pdf> (in Russian).
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна