УДК 339.9:395
https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.9.6
Линецкий Александр Федорович
доктор экономических наук, доцент, профессор Уральского государственного экономического университета, ведущий научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН
Тарасов Александр Ильич
доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Кузнецова Дарья Евгеньевна
соискатель Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, ведущий специалист министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭТИКЕТА И ПРОТОКОЛА В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА [1]
Аннотация:
В статье обосновывается влияние одного из институциональных факторов - международного этикета и протокола на развитие внешнеэкономических связей (ВЭС) региона. Исследование базируется на авторской гипотезе о том, что использование этических и протокольных норм является важнейшим условием укрепления и развития международных и внешнеэкономических связей (МиВЭС) и способствует росту внешнеторгового оборота. Влияние вышеназванного институционального фактора, включающего наличие протокольной службы, ответственной за организацию международных мероприятий с учетом норм и правил международного этикета и протокола, на развитие внешнеэкономической деятельности в настоящее время изучено недостаточно. Цель исследования заключается в разработке научных подходов к оценке влияния уровня применения правил международного протокола и этикета на развитие ВЭС региона. Методика исследования включает сопоставление интенсивности международных контактов с объемами внешней торговли Свердловской области в последние годы. Применение этических и протокольных норм в международных и внешнеэкономических контактах позволяет повысить их эффективность и будет способствовать достижению большего успеха на внешних рынках. В ходе исследования доказана выдвинутая авторами гипотеза и обосновано то, что применение этических и протокольных норм является важнейшим условием укрепления и развития ВЭС, которые ведут к росту внешнеторгового оборота региона.
Ключевые слова:
институциональный фактор, международный этикет и протокол, внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая деятельность, международные отношения, внешняя торговля, протокольная служба, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт.
Linetsky Aleksandr Fedorovich
D.Phil. in Economics, Professor, Ural State University of Economics, Leading Research Fellow, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences
Tarasov Aleksandr Ilyich
Associate Professor, Ural Federal University
Kuznetsova Darya Evgenyevna
External PhD student, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Leading Expert, Ministry of International and Foreign Economic Relations of the Sverdlovsk Region
THE ROLE OF THE INTERNATIONAL ETIQUETTE AND PROTOCOL IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION [1]
Summary:
The research substantiates the impact of such institutional factor as international etiquette and protocol on the development of foreign economic relations in the region. The study is based on the hypothesis that ethical and protocol standards are to be applied to improve the international and foreign economic relations and contribute to the growth of foreign trade turnover. There is a lack of research into the impact of the above-mentioned institutional factor (including the Protocol Service responsible for organizing international events in view of the rules and standards of international etiquette and protocol) on the development of international cooperation. The purpose of the study is to devise scientific approaches to assessing the effects of the applied rules of the international protocol and etiquette on the regional development of foreign economic relations. The research compares the intensity of international affairs with the foreign trade volume of Sverdlovsk region in recent years. The ethical and protocol standards within the international and foreign economic cooperation will enhance its efficiency and help one achieve greater success on foreign markets. The study proves the hypothesis put forward by the authors and justifies the fact that it is important to use the ethical and protocol standards to promote foreign economic relations resulting in the increased foreign trade turnover in the region.
Keywords:
institutional factor, international etiquette and protocol, foreign economic relations, international cooperation, international relations, foreign trade, Protocol Service, foreign trade turnover, export, import.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) играют огромную роль для любой страны, в том числе для России и ее регионов, поскольку создают большие возможности для формирования внешней
торговли и благоприятного инвестиционного климата. В современных условиях как никогда следует укреплять позиции России на мировой арене, для чего необходимо выстраивать эффективные и целостные ВЭС [2].
В настоящее время регионы как субъекты международной деятельности активно влияют на развитие внешнеэкономических контактов, имея широкие конституционно закрепленные в 1993 г. полномочия, квалифицированное использование которых позволяет существенным образом влиять на их экономическое положение. Заключение и реализация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (МиВЭС) субъектов Федерации с территориями и органами государственной власти зарубежных стран, наращивание региональной нормативно-правовой базы, проведение международных выставок, позиционирование своего внешнеэкономического потенциала за рубежом путем презентаций и проведения бирж кооперации с профильными иностранными партнерами обусловливают развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) регионов и способствуют углублению интеграции России в мировую глобальную экономику. Субъекты Федерации активно поддерживают иностранный бизнес на своих территориях, помогают компаниям осваивать зарубежные рынки, наращивая свой экспортный потенциал и формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.
Развитие ВЭД становится важнейшим условием устойчивого социально-экономического роста региона. Интенсифицируя и диверсифицируя внешнеэкономическую деятельность, субъект Федерации получает дополнительные доходы, которые направляются на социально-экономическое развитие территории. С учетом этого каждый регион заинтересован в создании благоприятных условий для развития ВЭД [3].
Развитие ВЭС детерминировано воздействием множества различных факторов, в том числе и институциональных. Повышение их вклада в укрепление международных и внешнеэкономических связей, ведущих к усилению социально-экономического развития страны и ее субъектов, является одной из ключевых задач перед государственным управлением и менеджментом организаций региона [4].
Каждый субъект Федерации обладает своими институциональными регионообразующими факторами. Под влиянием элементов региональной инфраструктуры институциональная среда приобретает специфику, выделяющую регион в составе страны, которая определяется при-родно-географическими, социальными, техногенными условиями региона, то есть климатическими, технологическими, этническими, психологическими и прочими отличиями. Это воздействие непосредственно формирует целостность региона, отражается на позиции региона в рамках страны и направлениях его социально-экономического развития [5].
В таблице 1 сгруппированы институциональные факторы, обеспечивающие развитие внешнеэкономической деятельности региона.
Таблица 1 - Институциональные факторы развития МиВЭС региона
Институциональный фактор Характеристика и особенности фактора
Экономико-географический фактор - размеры и расположение региона - наличие полезных ископаемых - наличие сельскохозяйственных, рыбных угодий, лесных ресурсов и др.
Человеческий капитал алгоритмы действий управления организациями и людьми
Инфраструктура создания и обеспечения перемещения товарных потоков - транспорт - логистика - телекоммуникации
Наличие специализированных государственных и негосударственных структур в сфере МиВЭС - курирование внешнеэкономических связей - привлечение иностранных инвестиций - определение приоритетов географической диверсификации внешнеэкономических связей - укрепление имиджа региона как на внутренних, так и на внешних рынках
Наличие протокольных служб в специальных структурах по координации и осуществлению МиВЭС и хозяйствующих субъектах. Применение правил и норм международного этикета и протокола специальный отдел, занимающийся организацией мероприятий с участием иностранных партнеров с учетом норм и правил дипломатического протокола и этикета
Наличие и реализация целевых программ по развитию внешнеэкономической деятельности региона - определение целей и задач ВЭД - выработка региональной внешнеэкономической стратегии - установка направлений достижения эффективности в сфере МиВЭС
Формирование эффективной институциональной среды в регионе возможно лишь в случае сбалансированности и согласованности указанных направлений. Совместное функционирование данных факторов будет способствовать решению следующих задач:
1) качественные и количественные изменения вЭд региона;
2) повышение инвестиционной привлекательности региона;
3) развитие процессов межотраслевой интеграции;
4) расширение возможностей экспансии региона на новые сегменты национального и международного рынка товаров и услуг;
5) регламентация способов мобилизации, размещения и использования производительных сил региона. Например, создание особых экономических зон, технопарков, что влечет за собой мобилизацию и концентрацию всех региональных экономических ресурсов;
6) определение принципов и правил взаимоотношения между экономическими субъектами именно представителями бизнес-структур и органов государственной власти.
Влияние такого институционального фактора, как наличие протокольной службы в органах государственной власти (министерство МиВЭС Свердловской области), в функциях которой заложена организация международных мероприятий с учетом норм и правил международного этикета и протокола, на развитие ВЭД в настоящее время изучено недостаточно. В современной литературе работа протокольных служб представлена с учетом общепринятых норм дипломатического протокола, менталитета и традиций определенной нации, показаны конкретные примеры допущенных ошибок в ходе мероприятий или удачных решений возникающих сложностей, но анализ влияния норм и правил протокола и этикета на развитие ВЭС отсутствует. Современные условия осуществления ВЭС требуют дальнейшего теоретического осмысления, разработки приемлемого методического обеспечения оценки влияния данного институционального фактора на развитие ВЭС региона страны и его апробации [6; 7].
В Уральском федеральном округе отдел международного протокола в структуре министерства международных и внешнеэкономических связей имеется только в Свердловской области (таблица 2). В остальных регионах протокольная служба едина и осуществляет целый комплекс работ по подготовке и обеспечению протокольного сопровождения губернатора, первых заместителей губернатора, заместителей губернатора в ходе официальных, деловых встреч и визитов. По причине того, что круг обязанностей широк и нет отдельно функционирующего отдела международного протокола, качество организации приемов иностранных делегаций и визитов представителей власти за рубеж может быть недостаточно высоким.
Таблица 2 - Система управления международной и внешнеэкономической деятельностью в Уральском федеральном округе_
Регион УрФО Государственный орган, ответственный за внешнеэкономическую деятельность Наличие протокольной службы
Свердловская область Министерство международных и внешнеэкономических связей Департамент протокола и организационного обеспечения губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области, отдел международного протокола министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
Тюменская область Отдел внешних и межрегиональных связей внутри управления инвестиционной политики внутри Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Отдел государственного протокола
Челябинская область Министерство экономического развития Управление протокола правительства Челябинской области
Курганская область Отдел международных и межрегиональных связей внутри Управления по инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Отдел протокола губернатора Курганской области
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Департамент общественных и внешних связей Отдел обеспечения протокольных мероприятий
Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа Протокольное управление
Свердловская область - лидер по количеству проводимых международных мероприятий, всегда позиционирует себя как один из ведущих центров международной активности в Российской Федерации. По данным, предоставленным Представительством МИД РФ в г. Екатеринбурге,
Свердловская область является самым активным регионом по проведению международных мероприятий, приему иностранных делегаций (рисунок 1).
■ Свердловская обл.
■ Тюменская обл.
ХМАО-Югра
ЯНАО
■ Курганская обл.
■ Челябинская обл.
Рисунок 1 - Количество международных мероприятий на территории регионов УрФО в 2016 г.
В 2016 г. в Свердловской области прошло 119 международных мероприятий. Показатели области превышают статистические данные двух других регионов - ХМАО - Югра и ЯНАО более чем в 2,7 раза. Наименьший показатель демонстрирует Курганская область, где проведено всего 8 мероприятий, учитывая, что 3 из них связаны с посещением области генеральными консулами ФРГ, Франции и Великобритании в Екатеринбурге.
Наиболее крупным и значимым мероприятием, придавшим существенный импульс развитию международных связей Свердловской области, является Международная промышленная выставка «Иннопром», которая начиная с 2010 г. ежегодно проводится в Екатеринбурге на площадке международного выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО» [8].
Начиная с 2015 г. выставку «Иннопром» проводят вместе со страной - партнером Свердловской области, что значительно активизирует внешнеэкономические связи области [9]. По итогам совместной с Китаем организации выставки «Иннопром» в 2015 г. в 2,5 раза вырос экспорт продукции машиностроения в КНР - до $30 млн долл. США, поставки механического оборудования - в 10 раз, электрического - более чем в 6 раз [10; 11]. За 2016 г. Свердловская область приняла более 20 официальных делегаций из Китая.
Товарооборот между Свердловской областью и Индией благодаря партнерству при проведении «Иннопрома» в 2016 г. вырос на 44 % - до 269 млн долл. США [12]. Важно отметить, что практика участия иностранных государств в качестве партнеров «Иннопрома» дает ощутимый импульс для развития торгово-экономических связей (таблица 3).
Согласно данным, представленным в таблице 3 на основе информации Уральского таможенного управления, мы видим, насколько вырос экспорт и импорт со странами, которые явились партнерами выставки «Иннопром» (в каждой графе «Изменение» стоит знак +).
Исходя из этих показателей, можно сделать вывод о существовании корреляционных связей между количеством международных мероприятий и объемом экспортно-импортных операций. Интенсивность международных контактов Свердловской области с иностранными партнерами ежегодно растет, увеличивается количество визитов делегаций Свердловской области за рубеж и приемов иностранных делегаций на территории региона. Это сопровождается ростом объемов экспортно-импортных операций участников внешнеэкономической деятельности Среднего Урала.
В ходе настоящего исследования применена модель систематизации официальных международных контактов, происходящих в Свердловской области или за рубежом, в которой они разбиты на несколько групп и подгрупп. Прежде всего это две группы: приемы гостей на территории Среднего Урала и визиты делегаций Свердловской области за рубеж. Далее каждая из групп разбита на три и две подгруппы. Данная модель позволяет проанализировать и отследить влияние тех или иных международных контактов на объемы экспорта и импорта Свердловской области в последние годы.
Повышение значимости использования норм и правил международного протокола и этикета для развития внешнеэкономической деятельности на уровне отдельных регионов требует разработки методического обеспечения оценки их влияния на развитие ВЭС региона. Оценка влияния интенсивности международных контактов заключается в сопоставлении их количества с динамикой объемов экспортно-импортных операций и включает:
а) оценку влияния общего количества приемов на внешнеторговый оборот региона;
б) оценку влияния общего количества визитов на внешнеторговый оборот региона.
В таблице 4 приведена информация об интенсивности международных контактов и их влиянии на динамику объемов экспортно-импортных операций.
Таблица 3 - Внешняя торговля Свердловской области со странами - соорганизаторами выставки «Иннопром»
Китаем, Индией и Японией в июле и августе 2016 и 2017 гг.
Страна Экспорт, $ млн Изменение, % Импорт, $ млн Изменение, % Экспорт, $ млн Изменение, % Импорт, $ млн Изменение, %
июль 2016 июль 2017 июль 2016 июль 2017 август 2016 август 2017 август 2016 август 2017
Китай 10 064.29 27 481.88 +173,06 44 022.73 63 546.87 +44,35 41 830,57 64 495,55 +54,18 44 673,19 74 060,38 +65,78
Индия 6 623,73 10 480.92 +58,23 1 109,87 2 227,47 +100,7 9 711,16 12 499,69 +28,71 1 647,83 3 332,45 +102,23
Япония 2 266,66 4 025,43 +77,59 14 938,06 7 514,18 ^49,7 1 938,06 4 892,72 +152,45 3 352,4 7 038,79 +109,96
Таблица 4 - Интенсивность международных контактов в сопоставлении с динамикой объемов экспортно-импортных операций Свердловской области в 2003-2016 гг. [13]_
Прием официальных иностранных делегац ий в Свердловской области
ПЕРИОД 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общее количество приемов 48 46 49 29 33 51 92 53 39 61 85 75 125 119
1. Прием в Свердловской области Чрезвычайных и Полномочных Послов иностранных государств в Российской Федерации 8 10 12 9 11 15 25 21 18 13 22 22 50 18
2. Прием в Свердловской области иностранных правительственных делегаций 4 4 9 6 5 11 37 11 8 6 18 23 40 35
3. Прием в Свердловской области иных официальных иностранных делегаций 36 32 28 14 17 25 30 21 13 42 45 22 35 66
Визиты делегаций Свердловской области за рубеж
Общее количество визитов 20 23 24 18 30 33 19 22 40 47 28 18 16 18
1. Визиты делегаций Свердловской области во главе с губернатором Свердловской области за рубеж 5 13 5 8 7 10 6 11 10 3 4 5 4 3
2. Иные визиты официальных лиц и делегаций Свердловской области за рубеж 16 10 19 10 23 23 13 11 30 44 24 13 12 15
Общее количество приемов и визитов 68 69 73 47 63 84 111 75 79 108 113 93 141 136
Объем внешней торговли, млрд долл. США
Внешнеторговый оборот 4,3 6,2 7,4 8,9 12,1 14,6 9,9 12,3 12,2 13,0 11,1 11,8 10,3 9,7
Экспорт 3,3 4,9 5,9 7,1 9,3 10,3 7,3 8,9 8,5 9,6 7,8 8,2 7,3 7,1
Импорт 1,0 1,3 1,5 1,8 2,8 4,3 2,6 3,4 3,7 3,4 3,3 3,6 3 2,5
Анализ корреляционной взаимосвязи между показателями интенсивности международных контактов и внешнеэкономического развития Свердловской области приведен в таблице 5.
Таблица 5 - Корреляционные связи между показателями интенсивности международных контактов и внешнеэкономического развития Свердловской области
Показатель внешнеэкономического развития региона Показатель интенсивности международных контактов
Общее количество приемов Общее количество визитов Общее количество приемов и визитов
ВТО 0,06 0,52 0,23
Экспорт -0,02 0,53 0,16
Импорт 0,12 0,46 0,34
Величина коэффициента корреляции отражает силы связи. При оценке силы связи коэффициентов корреляции использована шкала Чеддока (таблица 6).
Таблица 6 - Анализ силы связи между переменными_
Значение Интерпретация
от 0 до 0,3 очень слабая
от 0,3 до 0,5 слабая
от 0,5 до 0,7 средняя
от 0,7 до 0,9 высокая
от 0,9 до 1 очень высокая
В таблице 6 мы видим, что показатели зависимости уровня ВТО и экспорта от количества визитов имеют среднюю взаимосвязь согласно шкале Чеддока, что говорит о положительной корреляции двух переменных. Это позволяет прийти к убеждению, что количество визитов влияет на рост экспорта продукции Свердловской области, следовательно, необходимо повышать количество визитов, которые будут способствовать большему продвижению товаров Уральского региона. Вместе с тем необходимо отметить, что эффект от того или иного международного контакта происходит только после определенного периода времени, в который при успешном развитии событий осуществляется комплекс всех необходимых внешнеэкономических мероприятий: проводятся переговоры, заключаются контракты и начинается их реализация. И здесь для успешного развития внешнеэкономической деятельности важнейшее значение также имеет применение участниками ВЭД правил международного протокола и этикета.
Кроме того, увеличение объема внешней торговли не является самоцелью, важно, чтобы она была эффективной. Внешнеторговый оборот может расти, при этом эффективность внешнеторговых операций может быть низкой или нулевой. Хотя в этом случае частный бизнес оперативно диверсифицирует структуру внешней торговли или вовсе ее свернет.
Рисунок 2 демонстрирует, как применение норм международного протокола и этикета может повлиять на развитие ВЭС субъекта РФ.
Рисунок 2 - Влияние норм и правил международного протокола и этикета
на развитие ВЭС субъекта РФ
От квалифицированной организации мероприятия с участием иностранных партнеров, в ходе которого учитываются национальные особенности пребывающей стороны, используются
нормы и правила международного протокола и этикета, зависит исход визита иностранной делегации на российскую территорию. Цель считается достигнутой, если в ходе визита иностранных партнеров на территорию субъекта РФ были найдены взаимовыгодные пути сотрудничества, требующие дальнейшей разработки нормативно-правового документа, в данном случае - Соглашения о сотрудничестве между регионами стран. В этом документе стороны выражают общее стремление установить длительное и плодотворное сотрудничество с целью объединить партнеров, способствовать дальнейшему развитию контактов между органами государственной власти, местного самоуправления и представителями гражданского общества. С этой целью стороны намереваются тесно сотрудничать в рамках своей компетенции для развития и расширения торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Стороны разрабатывают и предлагают совместные мероприятия на базе эффективного партнерства в соответствии с законодательством государств сторон, международными договорами. Данные мероприятия организуются с целью укрепления и развития существующих экономических, социальных и культурных связей. Стороны в рамках своей компетенции способствуют реализации проектов совместной деятельности, особенно в развитых секторах экономики.
Таким образом, институциональный фактор - нормы и правила международного протокола и этикета запускают взаимосвязанную цепочку:
1) квалифицированное использование норм приводит к росту международных контактов,
2) международные контакты вызывают необходимость в заключении соглашений о сотрудничестве,
3) соглашения ведут за собой формирование льготных условий для подписания контрактов,
4) подписанные контракты запускают процесс движения товаров и услуг и увеличивают внешнеторговый оборот.
Проведенный анализ уровня ВТО и числа приемов иностранных делегаций и визитов за рубеж в Свердловской области доказал наличие корреляционных связей между показателями. Существует сильная взаимосвязь между количеством приемов и визитов и уровнем ВТО Свердловской области, в которой увеличение (или уменьшение) значений одной переменной ведет к закономерному увеличению (или уменьшению) другой переменной. Здесь выступает взаимосвязь типа увеличение-увеличение (уменьшение-уменьшение). В результате при увеличении количества официальных международных контактов наблюдается устойчивый рост внешнеторгового оборота региона.
Ссылки и примечания:
1. Статья выполнена в Уральском государственном экономическом университете в рамках гранта РФФИ № 18-010-01209 «Формирование организационно-экономической модели управления таможенными эффектами Евразийской экономической интеграции и оценка их влияния на механизм реализации согласованной агропромышленной политики».
2. A Global World: Emerging Models of National and Regional Development : in 2 vols. / I.S. Semenenko, N.V. Zagladin, V.V. Lapkin, V.I. Pantin. Moscow, 2014. Vol. 1. 312 p.
3. Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России на современном этапе : дис. ... канд. экон. наук. М., 2000. 183 с.
4. Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов в современной системе международных экономических отношений // Економiчний вюник Нацюнального техычного уыверситету УкраТни «Кивський полггехычний Ыститут». 2011. № 8. С. 149-152.
5. Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д., Лосева Е.Ю. К вопросу о роли институциональных факторов в процессе управления региональной внешнеэкономической деятельностью // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2011. № 1 (8). С. 55-61.
6. Шевченко В.Н. Протокол в Российской Федерации. М., 2000. 190 с.
7. Козырев Н., Володин А., Развин П. Ценный труд по российскому дипломатическому протоколу // Международная жизнь. 2011. № 11. С. 136-147.
8. 2017 Results: INNOPROM Becomes the Main Smart Manufacturing Site [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoprom.com/upload/INN0PR0M-2017_P0ST-RELEASE_eng.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
9. «Иннопром» - действенный инструмент активизации международных контактов [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4405460 (дата обращения: 26.04.2018).
10. Там же.
11. Чанышева С. «Динамика нашего сотрудничества с регионами Индии будет нарастать» [Электронный ресурс] // Innoprom 2017. Special Review. URL: http://russiaindia.online/pdf/Special_Review_jul_2017.pdf (дата обращения: 21.05.2018).
12. «Иннопром» - действенный инструмент ...
13. Составлено по данным официального сайта министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области (https://mvs.midural.ru/).
References:
Chanysheva, S 2017, 'The Dynamics of Cooperation between Sverdlovsk Region and India Will Increase', Innoprom 2017. Special Review, viewed 21 May 2018, <http://russiaindia.online/pdf/Special_Review_jul_2017.pdf>, (in Russian).
Kozyrev, N, Volodin, A & Razvin, P 2011, 'A Useful Study of the Russian Diplomatic Protocol', Mezhdunarodnaya zhizn',
no. 11, pp. 136-147, (in Russian).
Mingaleva, ZhA, Oborina, ED & Loseva, EYu 2011, 'On the Role of Institutional Factors in the Management of Regional International Cooperation', Vestnik Permskogo universiteta, Seriya: Ekonomika, vol. 1 (8), pp. 55-61, (in Russian).
Murtuzalieva, SYu 2000, Foreign Economic Relations of the Russian Regions at the Present Stage, PhD thesis, Moscow, 183 p., (in Russian).
Murtuzalieva, SYu 2011, 'Foreign Economic Relations of Regions in the Modern System of the International Economic Relations', Ekonomicheskiy vestnik Natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta Ukrainy "Kiyevskiy politekhnicheskiy institut", no. 8, pp. 149-152, (in Russian).
Semenenko, IS, Zagladin, NV, Lapkin, VV & Pantin, VI (eds.) 2014, A Global World: Emerging Models of National and Regional Development, in 2 vols., Moscow, vol. 1, 312 p.
Shevchenko, VN 2000, Protocol in the Russian Federation, Moscow, 190 p., (in Russian).
2017 Results: INNOPROM Becomes the Main Smart Manufacturing Site 2018, viewed 10 May 2018, <http://www.innoprom.com/upload/INNOPROM-2017_POST-RELEASE_eng.pdf>.