УДК 339.5(470+571)
Линецкий Александр Федорович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета, ведущий научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН
Бочарникова Елена Владимировна
соискатель Института экономики Уральского отделения РАН, помощник председателя Екатеринбургской городской Думы
Котомцев Алексей Александрович независимый исследователь
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕГАПОЛИСОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация:
Авторами выдвинута гипотеза о том, что развитие международных и внешнеэкономических связей в ходе осуществления визитов, приемов иностранных делегаций, выставок и других международных контактов, проводимых на определенной территории, прямо влияет на внешнеэкономическую деятельность и, следовательно, является одним из важнейших факторов ее экономического роста. Цель исследования заключается в обосновании данной гипотезы на основе сбора, анализа и сопоставления соответствующих экономических индикаторов. Сделан авторский прогноз относительно активизации процесса дальнейшего пере-мещения акцента в координации внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации с федерального уровня на региональные, связанного с успешной реализацией регионами предоставленных им дополнительных полномочий в условиях пандемии и перспективами совершенствования федерализма в стране. Отмечается особая роль внешнеэкономической деятельности в экономическом развитии тех или иных территорий. Работа представляет интерес с научной и познавательной точек зрения с учетом рассмотрения специфики динамики экономического развития и осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и мегаполисов на примере Уральского региона, в частности Свердловской области и столицы Урала - Екатеринбурга, в современных условиях. Результаты исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления при фор-мировании и реализации стратегий развития территорий, научными учреждениями в рамках развития территорий и инвестиционного потенциала городов и регионов, высшими учебными заведениями в процессе изучения вопросов региональной, национальной и мировой экономики.
Linetsky Alexander Fyodorovich
D.Phil. in Economics, Professor, Foreign Trade Activities Department, Ural State University of Economics, Leading Research Fellow, Institute of Economics, Ural branch of the Russian Academy of Sciences
Bocharnikova Elena Vladimirovna
External PhD student in Economics, the Institute of Economics, Ural state Academy of Sciences, Assistant to the Chairman of the Yekaterinburg city Duma
Kotomtsev Alexei Alexandrovich
Independent Researcher
INTERNATIONAL AND FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF MEGACITIES AND REGIONS OF RUSSIA AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES
Summary:
In this paper, the authors hypothesized that the development of international and foreign economic relations during visits, receptions of foreign delegations, exhibitions and other international contacts held in a certain territory directly affects the development of foreign economic activity and, accordingly, is one of its most important factors of its economic development. The aim of the study is to substantiate this hypothesis based on the collection, analysis and comparison of relevant economic indicators. An author's forecast was made on the intensification of the process of further shifting the emphasis in coordinating the foreign economic activity of the federal subjects of the Russian Federation from federal to regional levels, related to the successful implementation of the additional powers by the regions granted to them in the pandemic and the prospects in this regard for the development of federalism in Russia. The authors also note the special role of foreign economic activity in the economic development of certain territories. The work is of interest from a scientific and cognitive point of view, taking into account some features of the dynamics of economic development and the implementation of international and foreign economic relations of the federal subjects of the Russian Federation and megacities, using the example of Ural Federal District, including Sverdlovsk Oblast and the capital of Ural, Yekaterinburg, in modern conditions. The results of the study can be used by federal and regional government bodies, local governments in the formation and implementation of territorial development strategies, scientific institutions in the territorial development and investment potential of cities and regions, higher education institutions in the process of studying issues of regional, national and world economy.
Keywords:
Ключевые слова:
Свердловская область, Средний Урал, внешнеэкономическая деятельность, ВЭД, внешнеторговая деятельность, международные связи, внешнеэкономические связи, МиВЭС, субъект Российской Федерации, субъект Федерации, регион, территория, участник внешнеэкономической деятельности.
Sverdlovsk Oblast, Middle Ural, foreign economic activity (FEA), foreign trade activity, international and foreign economic relations (I&FER), federal subject of the Russian Federation, region, territory, participant of foreign economic activity.
Как известно, физические и юридические лица всех 85 субъектов РФ в соответствии с российским законодательством имеют право заниматься внешнеторговой деятельностью, т. е. осуществлять сделки в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Кроме того, они могут также вести инвестиционную внешнеэкономическую деятельность, привлекая и используя прямые, портфельные и прочие инвестиции иностранных партнеров. Все это относится к сфере и видам внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД). Она, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, позволяет получать прибыль и, соответственно, позитивно влиять на экономический рост территории, на которой зарегистрирован участник ВЭД.
При этом, на наш взгляд, внешнеэкономическая деятельность играет особую роль в технологическом и экономическом развитии тех или иных территорий [1]. Это объясняется тем, что ВЭД в отличие от других видов предпринимательской деятельности в гораздо большей степени стимулирует повышение конкурентоспособности отечественных товаров, обусловленное необходимостью для субъектов хозяйствования - экспортеров сохранять и расширять свое присутствие на агрессивных зарубежных рынках. Даже сокращение ВЭД в результате внешнеторговых внешнеэкономических ограничений и санкций в отношении России в некоторых случаях (прежде всего при снижении импорта) имеет позитивные последствия, в частности создает реальные предпосылки развития импортозамещения и формирования позиции, основанной на ориентации на собственные силы и возможности, что по понятным причинам является положительным фактором.
В данной статье на примере Уральского региона, прежде всего Свердловской области (далее - СО), научно обосновываются выдвинутые гипотезы и авторские тезисы с помощью соответствующих экономических показателей. К Уральскому региону принято относить шесть субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, созданный наряду с другими шестью округами в 2000 г. Это Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Кроме того, еще со второй половины прошлого века Уральским регионом принято считать семь субъектов Российской Федерации, входящих в один из двенадцати экономических районов, на которые была разделена территория тогда еще РСФСР. Уральский экономический район (далее - УЭР) - это Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Республика Башкортостан и Удмуртская Республика. Среди уральских субъектов РФ выделяют также приграничные уральские районы, имеющие определенную специфику и особенности во внешнеэкономическом сотрудничестве с сопредельными территориями иностранных государств.
Мы используем различные толкования состава Уральского региона, хотя при этом полагаем, что именно субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский экономический район, в большей степени правомерно считать составляющими Уральского региона.
Уральские субъекты РФ, располагаясь вдоль границы Европы и Азии, имеют уникальное географическое положение, что позволяет им быть связующим мостом и оптимальным местом встречи и диалога цивилизаций Запада и Востока. Территории обладают огромными запасами полезных ископаемых, в том числе и прежде всего углеводородами, владеют значительным технологическим и промышленным потенциалом, что является, в частности, следствием передислокации на Урал крупнейших предприятий из западных частей СССР в годы Великой Отечественной войны, 75-летие со Дня Победы в которой празднуется в этом году. Отметим, что концентрация промышленного производства в УрФО в 4 раза выше, чем в среднем по России.
Столицей УрФО, УЭР и Свердловской области является Екатеринбург. В настоящее время город представляет собой один из самых динамично развивающихся мегаполисов России с широкими международными и внешнеэкономическими связями, имеет необходимую разностороннюю инфраструктуру для развития ВЭД. Здесь осуществляют деятельность представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Уральское таможенное управление и три таможни, Центр международной торговли Екатеринбурга, представительство Российского экспортного центра. Большая часть банков города имеют лицензию на обслуживание внешнеэкономической деятельности, включая филиалы и представительства международных кредитных учреждений.
Внешние связи уральской столицы динамично развиваются, демонстрируя активную интеграцию города и области в международное пространство. По данным таблицы 1, ежегодно Екатеринбург посещает все большее количество деловых и официальных зарубежных делегаций, а также иностранных граждан; на его территории открываются консульские учреждения и представительства заграничных компаний, способствуя возрастанию числа визитов иностранцев, в том числе из зарубежных городов-партнеров.
Таблица 1 - Количественная характеристика динамики показателей внешних связей Екатеринбурга [2]_
Показатель Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Количество городов - партнеров/побратимов Екатеринбурга (нарастающий итог) 14 14 14 14 15 17 21
Количество подписанных межмуниципальных протоколов (соглашений) о сотрудничестве (нарастающий итог) 31 31 31 31 35 36 39
Количество международных рейсов в город 8 228 7 739 10 566 4 718 5 883 6 000 6 500
Количество представительств иностранных компаний 344 358 360 621 659 772 780
Количество деловых иностранных делегаций, посетивших город 162 163 150 160 165 180 198
Количество дипломатических делегаций, посетивших город 85 67 70 80 88 100 113
Количество официальных представительств иностранных государств, в том числе консульских учреждений 26 26 27 27 24 27 28
Количество иностранных граждан, посетивших город, тыс. чел. в год 947 10 800 1 120 1 250 1 370 1 510 1 650
Многогранный потенциал города позволяет говорить о его высоком статусе (репутации) в мировом сообществе как многофункционального центра международных и внешнеэкономических связей, где осуществляются крупные международные проекты и контакты разных форм и уровней. Так, с 2006 г. Управлением по развитию внешнеэкономических связей на территории муниципалитета реализуется проект «Екатеринбург - центр международных связей» («Все флаги в гости к нам»), благодаря которому город сделал значительный скачок в направлении установления и расширения международных и внешнеэкономических связей во всех областях жизни, максимально улучшив международный имидж (таблица 2).
Таблица 2 - Базовая характеристика проекта «Екатеринбург - центр международных связей» («Все флаги в гости к нам»)_
Проблематика противоречие между потенциальной возможностью города интегрироваться в мировую систему международных связей и недостаточно сформированным интересом мирового сообщества к сотрудничеству с Екатеринбургом
Целевые группы 1) население города, в том числе: - представители официальных, деловых, культурных и научных кругов; - иностранные граждане, посещающие Екатеринбург и проживающие в нем; 2) высококвалифицированные специалисты и выпускники вузов Екатеринбурга; 3) руководители городов ближнего и дальнего зарубежья; 4) руководители дипломатических представительств и консульских учреждений, расположенных в Екатеринбурге; 5) аппарат полномочного представителя президента РФ в УрФО; 6) представительство МИД РФ в Екатеринбурге; 7) правительство Свердловской области; 8) администрация Екатеринбурга
Последствия нерешения проблемы 1) перераспределение функций конкурентной площадки для деловых коммуникаций и туризма в пользу других городов; 2) отток иностранных инвестиций; 3) потеря возможности создания новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов
Результаты решения проблемы 1) закрепление статуса Екатеринбурга как международного центра деловых коммуникаций; 2) приток иностранных инвестиционных ресурсов в город; 3) развитие городской и региональной экономики; 4) создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов; 5) повышение языковой доступности городских услуг (дублирование перечня услуг на английском языке или какой-либо адресной услуги на соответствующем иностранном языке)
В качестве основных достижений муниципалитета на сегодняшний день по итогам реализации проекта «Екатеринбург - центр международных связей» необходимо выделить следующие.
- Увеличение количества городов - партнеров/побратимов Екатеринбурга. Сегодня партнерами являются 21 город в 15 странах мира. Наблюдается тенденция создания сетей городов (из 3-4 муниципалитетов), объединенных общей целью и совместными проектами. Ярким примером этому может служить взаимоотношения Екатеринбурга, Турина, Генуи и Сан-Ремо.
- Возрастающее количество дипломатических представительств и консульских учреждений, отражающих и подчеркивающих высокий статус Екатеринбурга в мировой сети городов.
- Увеличение числа представительств иностранных компаний в мегаполисе.
- Возрастание количества иностранных граждан, посетивших Екатеринбург [3].
Как мы отмечали ранее, расширение международных и внешнеэкономических связей Екатеринбурга стало драйвером развития внешнеэкономической деятельности как города в частности, так и субъекта Российской Федерации - Свердловской области - в целом, которые на протяжении последних лет сохраняют достаточно высокие позиции в сфере внешней торговли государства [4]. Поскольку Екатеринбург является образующим центром области, очевидна степень взаимовлияния развития субъекта Федерации и его столицы.
Как мы указывали ранее, Свердловская область ежегодно осуществляет внешнеторговую деятельность более чем с 140 странами мира [5]. Анализ общей динамики внешней торговли области свидетельствует о том, что, несмотря на умеренно стабильное развитие международных и внешнеэкономических связей, она относительно неустойчива и не обладает какой-либо ярко выраженной тенденцией (таблица 3). Отметим, что сальдо во внешней торговле СО за весь исследуемый период было положительным, что подтверждает экспортную направленность экономики Среднего Урала.
Таблица 3 - Динамика показателей внешней торговли Свердловской области
в 2009-2019 гг., млрд долл. США [6]
Показатель Год
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Оборот 9,6 11,7 12,7 14,7 10,0 10,7 10,4 9,7 10,6 10,9 13,0
Экспорт 7,1 8,6 8,9 10,7 7,2 7,7 7,3 7,1 6,9 7,3 8,3
Импорт 2,4 3,0 3,8 4,0 2,8 3,0 3,1 2,5 3,7 3,6 4,7
Сальдо 4,7 5,5 5,0 6,7 4,4 4,6 4,3 4,6 3,2 3,7 3,6
Ежегодно возрастает интенсивность международных контактов с иностранными партнерами, которая выражается в увеличении количества визитов представителей Свердловской области за рубеж, приемов иностранных делегаций на территории региона, международных выставок и других важных мероприятий с участием иностранных партнеров. Это одновременно сопровождается повышением объемов экспортно-импортных операций участников ВЭД Среднего Урала и валового регионального продукта (далее - ВРП). Как следует таблицы 4, количество международных контактов за исследуемый период стабильно возрастало за исключением двух кризисных годов (2010 и 2014). Примерно такая же динамика наблюдалась и в объемах внешнеторгового оборота области.
Таблица 4 - Динамика интенсивности международных контактов,
объемов внешнеторгового оборота и ВРП СО в 2009-2019 гг. [7]
Показатель Год
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Общее количество международных контактов СО (официальных приемов и визитов делегаций за рубеж, выставок и др.) 111 75 79 108 113 85 119 139 151 185 214
Внешнеторговый оборот, млрд долл. США 9,9 12,3 12,2 13,0 11,1 11,8 10,4 9,7 10,6 10,9 13,0
ВРП, млрд р. 820 1 050 1 290 1 480 1 570 1 650 2 000 1 890 2 000 2 250 2 226
Таким образом, увеличение или снижение числа международных контактов сопровождается соответствующей динамикой внешнеторгового оборота Свердловской области. Это происходит с некоторым отставанием, при активизации международных контактов связанным с периодом, необходимым для заключения и реализации сделок по их итогам, а при ослаблении взаимодействий - с продолжающейся реализацией ранее подписанных контрактов. В 2019 г. в сравнении с данными 2003 г. количество международных контактов возросло в 3,4 раза, а объем внешнеторгового оборота - в 3 раза. Динамика валового регионального продукта, несмотря на сходство с изменениями упомянутых показателей, имеет некоторые отличия, обусловленные
тем, что на величину ВРП влияют многие другие факторы. Это подтверждает гипотезу о том, что развитие международных и внешнеэкономических связей в ходе визитов, приемов, выставок, проводимых на территории региона, так или иначе воздействует на ВЭД и, соответственно, способствует экономическому росту субъекта Российской Федерации.
В нашей ранее опубликованной работе уже обосновывалось перемещение акцента в координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ с федерального уровня на региональные [8]. В современных условиях пандемии российские регионы, реализуя полученные полномочия, связанные с мерами по борьбе с коронавирусом, принимали гибкие решения и убедительно доказывали, что готовы к дальнейшему развитию федерализма. В связи с этим в настоящее время в органах государственной власти активно обсуждается целесообразность включения в антикризисный план вопросов дальнейшей децентрализации полномочий и финансовых ресурсов. Это, несомненно, будет также способствовать усилению координации и поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации на местах.
Для оценки внешнеэкономического потенциала на примере уральских (приграничных) субъектов Российской Федерации показано место каждого из них в сфере внешней торговли [9]. Из приведенных на рисунке 1 данных видно, что Свердловская область по объему внешнеторгового оборота среди уральских областей занимает лидирующие позиции, но в целом они имеют сходную с тенденцию развития, что вполне объяснимо и объективно в рамках единого государства.
13
2014 2015 2016 2017 2018 2019
■ Свердловская область "Тюменская область ■ Челябинская область ■ Оренбургская область ■ Курганская область
Рисунок 1 - Динамика внешней торговли уральских (приграничных) субъектов России в 2014-2019 гг., млрд долл. США [10]
Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, включая Екатеринбург, обусловливает активизацию внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой и инвестиционной, деятельности и, соответственно, позитивно влияет на темпы экономического роста данных территорий (таблица 5). Объемы доходов бюджетов, средняя заработная плата в мегаполисе и СО приведены для подтверждения успешного тренда экономического развития местности.
Таблица 5 - Сравнительная динамика объемов внешнеторгового оборота,
иностранных инвестиций и ряда показателей экономического развития
Екатеринбурга и Свердловской области [11]_
Показатель Год
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
ВТО, млрд долл. США 9,6 11,7 12,7 14,7 10,0 10,7 10,4 9,7 10,6 10,9 13,0
Количество участников конгрессных мероприятий в Екатеринбурге, в том числе с международным участием, тыс. чел. 28,4 36,2 70,0 105,3 106,7 120,0 130,0 150,0 170,0 180,0 180,0
Объем доходов местного бюд- 25,2 24,7 30,5 29,3 35,9 32,0 31,1 34,5 38,1 42,4 36,1
жета, млрд р.
Объем доходов бюджета СО, 94,2 115,6 141,8 146,8 156,3 165,8 173,9 190,9 208,6 237,1 254,5
млрд р.
Объем ино-
странных инвестиций в СО, млн долл. США 1 337 1 522 1 568 5 204 1 574 1 441 1 388 1 575 1 592 1 675 1 763
ВРП СО, млрд р. 820 1 050 1 290 1 480 1 570 1 650 2 000 1 890 2 000 2 250 2 226
Средняя зарплата в Екатеринбурге, р. 23 128 26 109 29 586 33 429 37 190 40 097 41 492 42 235 43 400 50 132 51 293
Средняя зарплата в СО, р. 18 398 20 830 24 024 27 717 30 706 33 059 30 691 32 759 34 532 33 809 40 900
В заключение отметим, что значимыми особенностями и конкурентными преимуществами Екатеринбурга и Свердловской области являются высокая степень развития международных и внешнеэкономических связей и вовлеченность в международные процессы. Именно способность к обеспечению и совершенствованию интернациональных контактов определяет шансы территории на сохранение одной из доминирующих позиций в сфере внешнеэкономической деятельности среди аналогичных регионов как внутри страны, так и за ее пределами.
Таким образом, в статье сделан авторский прогноз о развитии федерализма в России и дальнейшем смещении акцента в координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ с федерального уровня на региональные в условиях пандемии. Кроме того, в результате исследования находит подтверждение гипотеза о том, что расширение международных и внешнеэкономических связей в ходе проводимых в регионе визитов, приемов иностранных делегаций, выставок оказывает воздействие на развитие ВЭД и, соответственно, служит одним из важнейших факторов экономического развития территории. Дальнейшее научное обоснование и доказательство данной гипотезы с использованием математических и корреляционных моделей являются предметом будущих научных изысканий и публикаций.
Ссылки и примечания:
1. Соболев А.О. Приоритеты внешнеэкономической политики промышленного региона России в условиях обострения геополитической ситуации // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 695-723 ; Kohno H., Nijkamp P., Poot J. Regional Cohesion and Competition in the Age of Globalization. Cheltenham, 2000. 424 p. ; Turnovsky S.J., Chattopadhyay P. Volatility and Growth in Developing Economies: Some Numerical Results and Empirical Evidence // Journal of International Economics. 2003. Vol. 59, no. 2. P. 267-295.
2. Таблицы 1 и 2 составлены авторами по данным следующих источников: О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 г. [Электронный ресурс] : постановление администрации Екатеринбурга от 27 февр. 2019 г. № 375 // Екатеринбург.рф : официальный портал. 2019. URL: https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2019/25160 (дата обращения: 13.06.2020) ; Чупахин О. Все флаги в гости к нам: Екатеринбург становится центром международных связей [Электронный ресурс] // Там же. 2020. 4 февр. URL: https://екатеринбург.рф/news/78804-vse-flagi-v-gosti-k-nam-ekaterinburg-stanovitsya-tsentrom-mezhdunarodnykh-svyazey (дата обращения: 13.06.2020).
3. 80 % прибывающих в Свердловскую область - деловые туристы, на втором месте - шопинг [Электронный ресурс] : интервью с директором Центра развития туризма Свердловской области Э. Тукановой // Федерал-пресс. 2017. 12 апр. URL: http://fedpress.ru/interview/1771526 (дата обращения: 13.06.2020).
4. Линецкий А.Ф. Межрегиональное сотрудничество в международных экономических отношениях : монография. Екатеринбург, 2010. 168 с.
5. Линецкий А.Ф., Бочарникова Е.В. Региональный аспект внешней торговли России в условиях геополитических вызовов // Теория и практика общественного развития. 2019. № 11. С. 63-70. https://doi.org/10.24158/tipor.2019.11.9.
6. Составлено авторами по данным следующих источников: Итоги ВЭД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/itogi-ved (дата обращения: 13.06.2020) ; Аналитика [Электронный ресурс] // Made in Ural : портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области. URL: https://made-in-ural.ru/analitika (дата обращения: 13.06.2020).
7. Составлено авторами по данным следующих источников: Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://mvs.midural.ru (дата обращения: 13.06.2020) ; Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru (дата обращения: 13.06.2020).
8. Линецкий А.Ф., Бочарникова Е.В. Указ. соч.
9. Там же.
10. Составлено авторами по данным Уральского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: http://utu.cus-toms.ru (дата обращения: 13.06.2020).
11. Составлено авторами по данным следующих источников: Бюджет г. Екатеринбурга в доступной для граждан форме [Электронный ресурс] // Департамент финансов администрации г. Екатеринбурга. URL: http://финансы.екатеринбург.рф/proekt-
byudjeta-goroda-ekaterinburga-v-dostupnoy-dlya-grajdan-forme (дата обращения: 13.06.2020) ; Закон об областном бюджете [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Свердловской области. URL: https://min-fin.midural.ru/document/category/20#document_list (дата обращения: 13.06.2020) ; Итоги социально-экономического развития Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Екатеринбург.рф : официальный портал. URL: l^ttp://екатеринбургрф/дляработы/экономика/развитие/итоги (дата обращения: 13.06.2020) ; Мониторинг. Свердловская область [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики и социального развития Свердловской области. URL: http://economy.midural.ru/sverdlovskaya_oblast (дата обращения: 13.06.2020).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна