Научная статья на тему 'Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства'

Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ГАЛЕРЕЯ DIAS / ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛЕНЭР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салацкая Д. А.

Статья посвящена деятельности частной арт-галереи DiaS. Характеризуются концепция и направления деятельности галереи, ее место в структуре художественной жизни Иркутска. Исследуется принцип полифункциональности. Как одно из основных направлений рассматривается организация международных пленэров.The paper is devoted to the practice of a private art gallery DiaS. The concepts and activities of the gallery, its place in the structure of the artistic life of Irkutsk have been characterized. The principle of multifunctionality has been investigated. The organization of international plein airs has been considered as one of the main directions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные арт-пленэры как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства»

УДК 7.078 Д. А. Салацкая

Арт-галерея DiaS Иркутск, Россия

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АРТ-ПЛЕНЭРЫ

как способ поддержки и популяризации изобразительного искусства

Статья посвящена деятельности частной арт-галереи DiaS. Характеризуются концепция и направления деятельности галереи, ее место в структуре художественной жизни Иркутска. Исследуется принцип полифункциональности. Как одно из основных направлений рассматривается организация международных пленэров.

Ключевые слова: арт-галерея DiaS; частная коллекция; международный пленэр; проектная деятельность.

Участники арт-пленэров п. Аршан. Бурятия

Феномену частных галерей, созданных в конце ХХ - начале XXI века сегодня уделяется большое внимание в исследованиях, посвященных структуре современного художественного процесса. Проблематика эстетической концепции галереи, формирования частных коллекций, взаимоотношений с художником, зрителем, профессиональным творческим союзом, художественными институциями раскрываются в научных исследованиях Т. М. Милюковой [1], Э. Ш. Салимзяновой [2], Н. А. Щетининой [4] и др. Интерес к этой теме вызван тем, что всплеск галерейной активности постперестроечного времени сменился осмысленной работой устоявших в рыночных реалиях галерей, которые вносят свой вклад в формирование культурного

ландшафта территории, а системных исследований пока не предпринято. Вместе с тем, частная инициатива характеризуется достаточной свободой в выборе форм работы, установлению партнерств с государственными и частными структурами, поиску средств за счет грантового финансирования, рассчитанного на некоммерческие организации.

К уверенно развивающимся в региональном художественном пространстве можно отнести иркутскую арт-галерею Б1аБ, организованную в 2009 году. Официальное открытие галереи явилось продолжением деятельности по формированию личной коллекции Дианы Салацкой и Роберта Кшиштофорски. Основным принципом коллекционирования стал выбор произведений современных художников

Участница пленэра в п. Аршан Елена Салтыкова. Иркутск

разных регионов России, удовлетворяющих требованиям приобретателя с развитым художественным вкусом, выбирающим произведение искусства для создания индивидуальной, эстетически комфортной среды проживания. В настоящее время коллекция галереи содержит более трех тысяч единиц хранения предметов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В коллекцию входят произведения художников Сибири, Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Бурятии и других регионов, в числе которых работы народных художников Российской Федерации А. Муравьева, А. Алексеева, В. Смагина, А. Левитина, В. Никольского, М. Омбыш-Кузнецова, заслуженных художников Российской Федерации А. Машанова, В. Иванкина, Д. Меньшикова, С. Ануфриева, Н. Рыбакова, С. Элояна, В. Кузьмина, И. Данилова, В. Лукки, Ф. Воло-сенкова, Ж. Раднаева, А. Погребного и других авторов.

Однако собирательская деятельность не является единственной для В1аБ. Рабо-

та ведется по таким направлениям, как выставочная деятельность (в Сибири, России, за рубежом), издательская деятельность (художественные альбомы, каталоги и буклеты выставок), просветительская деятельность (мастер-классы, семинары, круглые столы, научные диспуты), предоставление произведений искусства во временное пользование, консультирование в создании корпоративных коллекций, благотворительная деятельность, организация пленэров.

Выставки, организованные галереей В1аБ, отличаются разнообразием по масштабу, количеству участников, месту проведения. Камерные и большие, персональные и коллективные выставки проводятся как в залах галереи, находящейся в исторической части Иркутска, так и вне ее - в музеях и выставочных залах других городов России и стран. Международные выставки проходят при поддержке правительства Иркутской области, а также при активном сотрудничестве с консульствами разных стран. Ряд выставок осуществлен в партнерстве с региональным

Арт-пленэр «Дорога мира». Чеченская Республика. 2019

отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Благодаря этому партнерству в 2019 году в регионах были проэкспонированы выставки, материал которых был предоставлен Региональным отделением УСДВ РАХ: графики и макетов скульптуры З. К. Церетели (Иркутск, Владивосток), эмали (Иркутск).

Так, в числе крупных проектов, осуществленных галереей, можно назвать международный арт-проект «Человек и город», проведенный в 2011 году к 350-летию Иркутска. В рамках проекта была организована художественная выставка, тема которой была определена кураторами как тема города в самом широком смысле. Выставка сопровождалась каталогом, в который вошли произведения более 250 художников из 35 городов и 9 стран [3]. Таким образом, была реализована идея международного сотрудничества в области искусства. В рамках проекта была проведена искусствоведческая конференция по культуре и искусству Сибири. Организаторы этого проекта (Д. А. Са-лацкая, И. Г. Федчина, М. Н. Исаева) были отмечены премией губернатора Иркутской области.

В июне 2016 года в Праге была открыта выставка «Иркутск - 355. Больше, чем город», где было представлено около пятидесяти фотографий 10 иркутских фотографов. Каждый снимок сопровождался авторским комментарием, что позволяло лучше понять специфику представленного материала. Выставочные проекты включили мастер-классы и семинары, которые проводили профессиональные художники, имена которых известны в России. Таким образом, галерея вносит свой вклад в эстетическое воспитание массового зрителя.

Художественные альбомы, каталоги, буклеты издаются к наиболее значительным проектам и выставкам, что дает возможность знакомства с новыми именами накопления краеведческого искусствоведческого материала для более полного изучения искусства Сибири в будущем.

В числе благотворительных проектов галереи, реализуемых в течение нескольких лет, можно назвать проект «Наедине с искусством», в рамках которого для заключенных колоний Иркутской области проводятся мастер-классы, лекции по искусству, спортивные мероприятия. Одной из составляющих

Действительный член Российской академии художеств С. Ануфриев, Красноярск, художник Р. Присяжни-кова, вице-консул Монголии Бат Сай Хан, действительный член Российской академии художеств К. Кузьминых, Магадан, искусствовед Д. Салац-кая на открытии выставки З. К. Церетели в арт-галерее DiaS, Иркутск, 2019

проекта является социальная адаптация и вторичная социализация лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях Иркутской области, посредством культурного и спортивного взаимодействия. Среди проводимых мастер-классов не только традиционные техники рисования, но и уникальные: так, например, у многих заключенных вызвала интерес техника «эбру» - рисование по воде (с последующим переводом изображения на бумагу, либо ткань). Используется форма виртуальных экскурсий, позволяющая составить представление о мировом культурном и историческом наследии, повысить уровень образованности.

Ещё одним благотворительным проектом стал «Музей на улицах города», начавшийся в мае 2016 года. Идея проекта - размещать на стенах домов Иркутска репродукции картин. Первым зданием стала галерея В1аБ по ул. Седова, другие адреса - ул. Горького, 5-й Армии. Аудитория проекта составила 620 тыс. человек за 5 месяцев.

Одним из приоритетных направлений деятельности галереи в последние годы стала пленэрная деятельность. Идея «творческих дач», существующая в России уже более 100 лет и чрезвычайно популярная в советский период, получила новый импульс. Пленэрная деятельность галереи началась в 2012 году: первые пленэры прошли в Монголии и в Польше. В последующие годы пленэры проводились на Байкале, в Тункин-ской долине, в Марокко, Камбодже, Италии, Чечне. К настоящему времени ежегодные творческие поездки по России и за рубеж стали неотъемлемой частью работы галереи. Пленэры превратились в особую форму творческого общения, обмен опытом художников из различных регионов и творческих школ России и мира, получение новых впечатлений, которые становятся основой художественных произведений. В настоящее время, помимо художников, участие в поездках принимают искусствоведы, научные сотрудники музеев, меценаты, коллекционеры и любители арт-туризма. В рамках пленэров проходят выставки, круглые столы, семинары, мастер-классы и творческие встречи.

В планах галереи расширение географии проводимых пленэров и круга их участников.

В целом деятельность галереи можно охарактеризовать как полифункциональную, рассчитанную на взаимодействие с разными художественными институциями.

Литература

1. Милюкова Т. М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka. com / hudozhestvennaya-galereya-v-sovremennoy-kulture-sankt-peterburga (дата обращения: 30.09.2019).

2. Салимзянова Э. Ш. Частные художественные галереи как новый элемент в культурной жизни Татарстана (на примере казанских галерей «a la prima» и «Orient Best Art») [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-hudozhest-vennye-galerei-kak-novyy-element-v-kulturnoy-zhizni-tatarstana-na-primere-kazanskih-galerey-a-la-prima-i-orient-best-art (дата обращения: 29.09.2019).

3. Федчина И. Международная художественная выставка «Человек и город» [Электронный ресурс]. URL: http://alexandersheltunov. com/ru/exhibitions/a-man-and-a-city// (дата обращения 29.09.2019).

4. Щетинина Н. А. Частная художественная галерея как явление социокультурной жизни Алтая [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib. net / muzee-vedenie / chastnaja-hudozhestvennaja-galereja-kak-javlenie-sovremennoj-socio-kulturnoj-zhizni. html (дата обращения: 29.09.2019).

Об авторе

Салацкая Диана Анатольевна - искусствовед, почетный член ВТОО «Союз художников России», директор арт-галереи DiaS Иркутск, Россия E-mail: [email protected]

INTERNATIONAL ART PLEIN AIRS AS A WAY TO SUPPORT AND PROMOTE THE FINE ARTS

Salatskaya Diana Anatolyevna

Art critic, Director of the gallery Dias

Abstract: The paper is devoted to the practice of a private art gallery DiaS. The concepts and activities of the gallery, its place in the structure of the artistic life of Irkutsk have been characterized. The principle of multifunctionality has been investigated. The organization of international plein airs has been considered as one of the main directions.

Keywords: DiaS art gallery; private collection; international plein air; project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.