УДК 92:069.5(470.13)
Л. И. Кочерган
ЗНАЧЕНИЕ ФОНДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА: НА ПРИМЕРЕ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Одним из результатов поворота в истории страны постсоветского периода стал отказ от «обезличенности» исследований, характерной для тоталитарного государства, который не только привел к буму генеалогических поисков, но и привлек внимание исследователей ко многим «забытым» именам. Особое место в региональных исследованиях отводится изучению жизни и деятельности тех личностей, профессиональный и общественный вклад которых приобрел общероссийское или мировое значение.
Данная работа посвящена изучению жизни и творчества первого коми архитектора-художника Александра Викентьевича Холопова (1880-1942) и роли в проводимом научном исследовании коллекции его произведений, находящейся на хранении в Национальной галерее Республики Коми (далее - НГРК). Его многогранное творчество вышло за рамки региона, охватив три уровня российской действительности: уездный город (центр автономии) - Усть-Сысольск (в настоящее время - Сыктывкар), губернский город (центр области, края) - Архангельск, столицу - Санкт-Петербург.
Имя А. В. Холопова не было вычеркнуто из истории культуры Республики Коми. В региональной историографии он неоднократно упоминался как профессиональный художник, живший в послереволюционные годы в Усть-Сысольске, занимавшийся архитектурной деятельностью и писавший акварелью. Однако утвердившаяся в 1970-1980-е гг. точка зрения об отсутствии художественной жизни в республике в первой трети ХХ в. не вызвала какого-либо дополнительного интереса исследователей к поиску источников изучения его творчества1.
Между тем именно в эти годы в НГРК была сформирована коллекция произведений А. В. Холопова и его жены, художницы В. Д. Холоповой-Новодворской, в настоящее время насчитывающая 148 единиц хранения. Непосредственная заслуга в комплектовании коллекции принадлежит Ф. К. Поповцевой (1928-2000), с 1959 по 1979 гг. бессменно руководившей Республиканским художественным музеем Коми АССР2, и дочери Холопо-вых А. А. Шмидт (1905-1987), научному сотруднику Государственного Эрмитажа. В 1968, 1976 и 1980 гг. состоялись три передачи произведений из частного собрания наследницы на государственное хранение.
Именно эта коллекция положила начало изучению творчества А. В. Холопова. Ф. К. Поповцевой на основе материалов и устных сведений, полученных от А. А. Шмидт, был введен в научный оборот ряд фактов биографии архитектора-художника. Часть кол-
1 Кублицкий В. В. Близкое, родное ... Сыктывкар, 1975. С. 7-8; Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР. М., 1978. С. 129; Безносиков Я. Н. Рассвет над Коми. Сыктывкар, 1986. С. 89-90; Латышева В. А. Изобразительное искусство коми первой половины ХХ века // Дыхание пармы. Сыктывкар, 1991. С. 226-227.
2 С 1994 г. - Национальная галерея Республики Коми.
лекции, отнесенная к основному фонду, была каталогизирована музейным сотрудником С. А. Беляевой. Дальнейшая работа над систематизацией коллекции позволила ей выделить периоды творческой деятельности А. В. Холопова, взяв за основу его местожительство. Можно согласиться с ее точкой зрения, обозначив следующие пять периодов: 1897-1907 -Москва; 1907-1918 - Санкт-Петербург; 1918-1925 - Усть-Сысольск, 1925-1931 - Архангельск; 1931-1942 - Ленинград3.
В настоящее время изучение жизни и творчества А. В. Холопова ведется автором статьи как самостоятельная научная тема. Одним из основных источников ее исследования стала коллекция произведений архитектора-художника и его супруги из собрания НГРК. Подготовлен научный каталог коллекции, принятый Ученым Советом галереи в 2008 г. Каталог имеет тематико-хронологическую структуру и включает 148 единиц хранения (106 - основной фонд, 42 - научно-вспомогательный).
Материал представлен по авторам: А. В. Холопов - 138 единиц хранения; В. Д. Холопова-Новодворская - 10 единиц хранения. Дальнейшая систематизация проведена по видам изобразительного искусства и направлениям деятельности и позволяет говорить о разноплановом характере творчества А. В. Холопова: как архитектора, как специалиста по интерьерам, как мастера-прикладника, связанного с производством мебели, как художника, работавшего в технике акварели и рисунка карандашом.
Собранный материал по отдельно взятому произведению представлен по 15 позициям: название работы, датировка, техника, размеры, авторская подпись, надписи, имеющиеся на произведении, данные о поступлении на хранение в Национальную галерею Республики Коми, инвентарный номер, сохранность, выставки, на которых экспонировалось произведение, каталоги, в которые включено произведение, источники, литература, воспроизведение работы, справочный материал.
Остановимся на ряде произведений, вызвавших особый интерес. В культурном наследии конца XIX - начала ХХ вв. немалую роль играют неосуществленные проекты, принадлежавшие провинциальным архитекторам. Особую ценность приобретают проекты тех архитекторов, кто обучался или принадлежал к провинциальным кругам крупных культурных центров.
В 1905 г. А. В. Холоповым, учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, был выполнен «Проект колокольни в имении Е. Г. Арсеньевой»4. Имеющаяся на листе авторская надпись «Колокольня въ именш Е. Г. Арсеньевой, въ Орловской губернш Елецкаго уезда, въ селе Васильевском» позволила уточнить, что проект предназначался для имения, принадлежавшего родным М. Ю. Лермонтова, а его заказчицей была Елизавета Григорьевна Арсеньева (1825 - после 1915), родственница поэта по материнской линии, вошедшая в историю уезда как попечительница местного училища. Стилевые особенности проекта: изысканная индивидуальная форма здания, усиленное декоративное начало, выраженное в разнообразных усложненных формах оконных проемов, использовании на фасаде здания майоликовых панно и прочем, дают возможность предположить увлеченность автора модерном.
3 Поповцева Ф. К. Зодчий Александр Холопов // Молодежь Севера. 1993. 1 октября; Изобразительное искусство Коми АССР. Каталог /Составители В. Б. Соколова, С. А. Беляева. Сыктывкар, 1989. С. 150-161; Беляева С. А. Становление и развитие профессионального изобразительного искусства в Коми АССР (середина 1910-х - 1980-е гг.): Дис. .канд. ист. наук. Сыктывкар, 2001. С. 65.
4 Государственное учреждение культуры «Национальная галерея Республики Коми» (далее - ГУК НГРК). Г-531. Холопов А. В. Проект колокольни в имении Е. Г. Арсеньевой. 1905. Б., акв. 35,5х25,5.
Дальнейший поиск материалов подкрепил эту мысль кругом общения А. В. Холопова в училище. Так, наибольшее влияние на становление архитектора оказал Л. М. Браиловский (1867-1937), профессор архитектуры, приверженец модерна, которого он сопровождал в период летних пленэров и который позволил ему участвовать в крупнейших искусствоведческих и реставрационных работах того времени. Так, он помогал мастеру во время поездки, предпринятой с целью копирования фресок новгородской церкви Спаса на Нередице. Поклонниками модерна были и ближайшие друзья Александра - вольнослушательница училища В. Д. Новодворская (1882-1942), ставшая вскоре женой архитектора, в ходе летних каникул принимавшая участие в художественных работах, организованных С. Морозовым, К. С. Петров-Водкин (1878-1939), дружба с которым сохранилась на протяжении всей жизни. Благодаря последнему А. В. Холопов познакомился с Р. Ф. Мельце-ром (1860-1943), ведущим петербургским зодчим, под руководством которого развернулась его деятельность в Санкт-Петербурге.
Этапом в творчестве А. В. Холопова стало участие в проекте Р. Ф. Мельцера по оформлению Дворцового моста. Источником, дающим право утверждать это, являются эскизы фигур к проекту Дворцового моста А. В. Холопова из собрания НГРК (1914 г.)5.
Международный конкурс на проектирование Дворцового моста через Неву был объявлен в 1901 г. в связи с необходимостью создания постоянного каменного моста взамен существовавшего наплавного. Сложность проекта, по которому мост должен был вписаться в исторически сложившуюся Невскую панораму, продлил сроки конкурса до 14 лет, а история проектирования Дворцового моста отразила развитие инженерной и архитектурной мысли начала ХХ в., борьбу художественных концепций, столкновение интересов конкурирующих фирм6.
В 1911 г. мнение судей склонилось к утверждению проекта «Общества коломенских заводов», составленного петербургским инженером А. П. Пшеницким. Разработка архитектурного оформления моста была предложена Р. Ф. Мельцеру. Его проект был утвержден императором, однако вызвал острую критику за помпезность, в первую очередь, за идею установить на опорах разводного пролета четыре огромных фонаря-маяка, обильно украшенных скульптурными орнаментами, картушами, императорскими орлами. Автор несколько раз перерабатывал проект, эскизы А. В. Холопова относятся к оформлению самой спорной и индивидуальной части проекта - башен-фонарей на бычках разводных пролетов.
Вследствие начавшейся Первой мировой войны Дворцовый мост был сдан без архитектурного оформления. Завершили отделку моста в годы Советской власти: на нем была установлена литая чугунная решетка, выполненная по проекту архитектора Л. А. Носкова в традициях петербургского классицизма. Таким образом, А. В. Холопов принял участие в нереализованном, но одном из сложнейших проектов Санкт-Петербурга начала ХХ в. -архитектурно-художественном оформлении Дворцового моста.
Творчество А. В. Холопова как специалиста по интерьерам и мебели было тесно связано с фирмой «Ф. Мельцер», являвшейся крупным художественно-промышленным предприятием и имевшей статус поставщика Двора. Отличительной особенностью деятельно-
5 ГУК НГРК. Г-890. Холопов А. В. Женская фигура (со свитком) к проекту Дворцового моста. Эскиз. 1914. Б., перо, тушь. 12,5х5; Г-891. Холопов А. В. Женская фигура к проекту Дворцового моста. Эскиз. 1914. Б., перо, тушь. 12,9х5,6.
6 Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. Л., 1982. С. 134-136.
сти фирмы было то, что на ней не только производилась мебель, но решались все вопросы создания интерьера помещения.
Около десяти лет художник работал в фирме «Ф. Мельцер». Входя в состав рисовальной мастерской, он был непосредственно подключен к работе над проектированием, дослужился до руководителя рисовально-чертежного отделения. В творческом наследии художника есть эскизы светильника, мебели, декора интерьера, декоративных тканей, выполненные в 1909-1918 гг. С течением времени, набираясь опыта, он перешел от проектирования отдельных предметов (деталей) интерьера к созданию гарнитуров: эскиз мебельного гарнитура для спальни, включающий шифоньер, трюмо, тумбочку и стул, выполнен им в 1918 г. Предназначенный для исполнения в светлом дереве, инкрустированный растительным орнаментом, он в своих основных формах наделен классической строгостью и вполне соответствует принципам рационального модерна7.
Следует отметить, что в годы Первой мировой войны производство Мельцеров было перепрофилировано и стало выпускать продукцию для нужд фронта, телефонные и телеграфные аппараты, ручные гранаты и аэропланы. Участие в строительстве военнопромышленных сооружений, авиационного производства принял и А. В. Холопов. Так, он писал: «В Петрограде в течение 12 лет занимался практической деятельностью в области архитектуры <...> имею математические расчеты на устойчивость и прочность сооружений, возведенных по моему проекту и под моим наблюдением в Петрограде (ангары для гидроаэропланов Морского Министерства, построенные на Крестовском острове в 1916-1917 гг., гидроавиационный завод Э. Мельцер, построен тогда же около ст. Ланская и др.)»8.
Особое внимание в начале ХХ в. было приковано к архитектуре банков. Известный искусствовед первых десятилетий ХХ в. Г. К. Лукомский отмечал: «Значительная доля лучших сооружений приходится не на правительственное или общественное строительство, а на частновладельческое. Банки прежде всего стоят в ряду этих зданий. По крайней мере, та обстановка, которую создают эти сферы для работы, кажется почти идеальною: объявляются конкурсы, и закрытые, и именные, выдаются огромные премии, и в конце концов дело сооружения все-таки поручается лучшим архитекторам»9.
В ряду произведений А. В. Холопова есть эскиз фасада Волжско-Камского коммерческого банка10. Первый опыт участия в строительстве банка он приобрел в 1908-1909 гг., когда, являясь студентом Императорской Академии художеств, поступил на работу помощником к Ф. И. Лидвалю (1870-1945) на строительство здания Второго Общества Взаимного кредита.
Можно предположить, что подготовленный А. В. Холоповым проект предназначался для конкурса, который был организован в 1915 г. для филиалов банка, открытых в Тифлисе и Киеве. Победу в конкурсе одержал Ф. И. Лидваль, признанный специалист в банковском строительстве. Проект его помощника - самостоятельный, вместе с тем в нем ощутимо влияние Ф. И. Лидваля, одного из ведущих мастеров «северного модерна».
7 ГУК НГРК. Г-1305. Холопов А. В. Мебельный гарнитур. Эскиз. 1918. Б., акв., тушь, перо. 28,5x42,3.
8 Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» (далее — ГУРК НАРК). Ф. Р-235. Оп. 1. Д. 33. Л. 143.
9 Лукомский Г. К. Современный Петербург: Очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900-1915). СПб., 2003. С. 21-22.
10 ГУК НГРК. Н/вф 38-г. Холопов А. В. Проект Волжско-Камского коммерческого банка. Фото. 26x15.
Работа над атрибуцией ряда произведений привела к неожиданным результатам. Одним из них стал «Эскиз серванта для столовой»11. Его внешний вид: изящество формы, плавность контурных линий, использование декора, элементы отделки, цветовое решение позволяют отнести его к мебели стиля модерн. Между тем, это единственное произведение из коллекции, не имеющее авторской подписи. Во время поиска уточняющих материалов было обращено внимание на публикации Е. И. Кириченко, посвященные интерьеру модерна. Одну из них сопровождала фотография, на которой была изображена мебель, идентичная эскизу А. В. Холопова. Подпись к фотографии гласит: «И. Фомин. Убранство квартиры Поммер. Столовая. Сервант. 1907-1908»12. Идентичность изображений, во-первых, позволила уточнить датировку произведения из фондов НГРК, во-вторых, поставила вопрос об отношении А. В. Холопова к проекту И. Фомина. По поставленному вопросу удалось собрать следующие сведения.
Проект интерьера квартиры Поммер был выполнен И. А. Фоминым в 1907-1908 гг.. в период учебы в Академии художеств. По мнению исследователей, это ранняя интерьер-ная работа И. А. Фомина, в которой четко прослеживается эволюция автора от модерна к неоклассицизму. Для самого автора данная работа имела большое значение - архитектор показал снимки интерьеров петербургской квартиры Поммер на выставке «Салон» 1909 г. (на этой выставке было представлено и творчество А. В. Холопова, его работы отметил Г. К. Лукомский).
Личность заказчика интерьера квартиры на Васильевском острове помогли уточнить инициалы, имеющиеся в надписи на работе из фондов НГРК. Андрей Яковлевич Поммер (1851-1912) известен как крупный финансист последних десятилетий Российской империи. Родился он в Одессе, в 1886 г. переехал в Санкт-Петербург, в связи с избранием на пост директора Русского для внешней торговли банка.
Существует еще одно изображение данной мебели - на картине Б. М. Кустодиева: в 1909 г. художник написал портрет финансиста в домашней обстановке. Идентичность изображения мебели на эскизе из коллекции А. В. Холопова, картине Б. М. Кустодиева, опубликованной М. В. Нащокиной фотографии позволяет предположить, что автором эскиза мог быть И. А. Фомин, и требует дальнейшего исследования о возможном сотрудничестве И. А. Фомина и А. В. Холопова.
Последний из проектов, рассматриваемых в данной статье, обозначен как «жилой дом № 5 завода № 174 треста «Ленпроект»13. Проведенное по данной работе исследование позволило сделать следующие выводы и предположения. Вернувшись в 1931 г. в Ленинград, А. В. Холопов устроился работать в архитектурную мастерскую № 3 треста «Ленпроект», одним из руководителей которой был И. И. Фомин, сын И. А. Фомина. Впоследствии мастерская стала одной из ведущих градостроительных организаций, и А. В. Холопов был в числе первого состава ее архитекторов.
Выявленная в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга информация подтвердила авторство проекта за А. В. Холоповым.
11 ГУК НГРК. Г-1301. Холопов А. В. Эскиз серванта для столовой. Б., тушь, перо, акв., кар. 22х35,5.
12 Кириченко Е. И. Интерьер русского модерна (1900-1910 гг.) // Декоративное искусство СССР. 1971. № 10. С. 43.
13 ГУК НГРК. Н/вф 39-г. Холопов А. В. Жилой дом № 5 завода № 174. Проект. Фото. 13х23,5; Н/вф 40-г. Холопов А. В. Жилой дом № 5 завода № 174. Проект. Фото. 11,7х23,3; Н/вф 41-г. Холопов А. В. Жилой дом № 5 завода № 174. Проект. Фото. 23х17,3.
Оказалось, что данный дом был предназначен для рабочих и служащих завода им. К. Ворошилова, а местом его строительства был квартал № 3 микрорайона Щемиловка14.
Первая половина 1930-х гг. в советской архитектуре характеризуется переходом к градостроительным концепциям, выражавшимся в Генеральных планах застройки городов. Одним из новых крупных жилых массивов в Ленинграде стала Щемиловка, расположенная на юго-востоке города и получившая название от бывшей деревни. В 1933 г. был объявлен закрытый конкурс на планирование и застройку этого района, который выиграли И. Фомин и Е. Левинсон. Следующие десятилетия мастерская под их руководством была напрямую связана с застройкой этого района. К удачам зодчих была отнесена поквартальная разбивка района, позволившая изолировать внутренние дворы от уличного шума, озеленить их, разместить в них детские учреждения, впоследствии вошедшая в массовую архитектурную практику. Таким образом, А. В. Холопов участвовал в одном из крупнейших проектов довоенной застройки Ленинграда.
Попытки найти местоположение здания в современном Санкт-Петербурге позволили сделать предположение, что дом должен находиться на перекрестке улиц Ивановской и Седова. В действительности на этом месте находится жилой дом, близкий по своему решению проекту А. В. Холопова. Значительные изменения внесены в проект со стороны Ивановской улицы. Застройка в 1936-1938 гг. Ивановской улицы домами, спроектированными Е. А. Левинсоном и И. И. Фоминым совместно с С. И. Евдокимовым, вызвала общественный резонанс. Эти десять жилых зданий, выстроенных в ряд по обе стороны улицы, и в наше время представляющие ее панораму, являются явным примером ансамблевой, монументальной и массивно декорированной сталинской архитектуры. Архитектурная мысль А. В. Холопова в решении проекта здания была более близка веяниям первых десятилетий ХХ в. и явно не вписывалась в новые зарождающиеся каноны.
Таким образом, наследие А. В. Холопова, первого коми архитектора-художника, комплексно представленное в НГРК, имеет не только региональный характер. Изучение коллекции позволяет связать его творчество с ведущими российскими мастерами. Проведенное исследование показывает не только влияние их творчества на профессиональную деятельность А. В. Холопова, но и вносит дополнения в уже известную канву их творческих биографий.
Информация о статье
Автор: Кочерган Людмила Ивановна - заместитель директора, Россия, Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар. [email protected]
Заглавие: Значение фондов региональных художественных музеев в изучении творческой биографии деятелей искусства: На примере собрания Национальной галереи Республики Коми.
Абстракт: В данной статье рассматриваются вопросы изучения коллекции произведений первого коми архитектора-художника Александра Викентьевича Холопова (1880-1942), которая хранится в Национальной галерее Республики Коми (г. Сыктывкар). Коллекция является одним из основных источников изучения его творческой биографии. Акцент сделан на тех произведениях коллекции, которые связывают творчество архитектора с ведущими зодчими первой половины ХХ века: Р. Ф. Мельцером, Ф. И. Лидвалем, И. А. Фоминым, И. И. Фоминым. Автором затронута проблема
14 Центральный Государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга. Ф. 36. Оп. 3-3. Д. 231. Л. 1.
общероссийской значимости творческой деятельности А. В. Холопова в период его учебы и работы в Москве и, преимущественно, в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: атрибуция, галерея, коллекция, А. В. Холопов.
On article
Author: Kochergan Lyudmila Ivanovna - deputy director, Russia, National Gallery of Republic of Komi, Suktyvkar. [email protected]
Title: Regional Art Museums Collection importance in researching creative work of artists on the example of the National Gallery of the Republic of Komi.
Abstract: This article is devoted to the study of works of art of the first Komi architect Alexander Vikentievich Kholopov which are kept in the National Gallery of the Republic of Komi (the city of Syktyvkar). This collection is one of the main sources which help to study his life and work. The article focuses on those works of art from the funds of the National Gallery which connect the architect’s creative work with the leading architects of the first half of the 20th century including R. F. Meltzer, F. I. Lidval, I. A. Fomin and I. I. Fomin. The author of the article touches upon the problem of the value of Kholopov’s creative work for the Russian culture as the architect studied and worked in Moscow and St. Peterburg during a certain period of time.
Key words: attribution, collection, gallery, A. V. Kholopov.