Научная статья на тему 'Зураб Церетели художник и гражданин'

Зураб Церетели художник и гражданин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
316
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ГРУЗИНСКАЯ КУЛЬТУРА / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тригалева Наталья Вассиановна

Статья посвящена творчеству Зураба Константиновича Церетели и его сотрудничеству с Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, которое воплотилось в серии проектов, состоявшихся с 2012 по 2019 год: в 2012 году проект «Мост через Енисей», включивший произведения разных видов искусства, в 2019 году передвижная выставка, проэкспонированная в Красноярске, Иркутске, Владивостоке, Новокузнецке. Выставки включили более ста работ, в том числе серию авторских шелкографий, макеты скульптуры и видео. Материал передвижной выставки 2019 года был предоставлен Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Проект осуществлен при поддержке галереи DiaS. В статье дается история развития творческого метода З. К. Церетели. Исследуется связь с традициями национальной грузинской культуры современного многоаспектного творческого метода художника.The paper is devoted to the creative work of Zurab Tsereteli and his cooperation with the Regional Branch of Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and Far East», which has been embodied in a series of projects held from 2012 to 2019: in 2012 the project «Bridge over Yenisei River», which included works of different types of art, in 2019 a traveling exhibition, exhibited in Krasnoyarsk, Irkutsk, Vladivostok, Novokuznetsk. The exhibitions included more than a hundred works, including a series of author»s silk-screen prints, models of sculpture and video. The material of the traveling exhibition held in 2019 was provided by the Regional Branch of Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and Far East». The project was implemented with the support of «DiaS» gallery. The paper gives the history of the development of the creative method of Z. K. Tsereteli. The connection between the modern multidimensional creative methods of the artist with the traditions of the national Georgian culture has been investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зураб Церетели художник и гражданин»

ПЕРСОНАЛИИ

УДК 7.071 Н. В. Тригалева

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске Красноярск, Россия

З. К. Церетели. Натюрморт (фрагмент). 1987. Холст, масло. 110х85

Фото С. Ануфриева

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ

Художник и гражданин

Статья посвящена творчеству Зураба Константиновича Церетели и его сотрудничеству с Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, которое воплотилось в серии проектов, состоявшихся с 2012 по 2019 год: в 2012 году проект «Мост через Енисей», включивший произведения разных видов искусства, в 2019 году передвижная выставка, проэкспонированная в Красноярске, Иркутске, Владивостоке, Новокузнецке. Выставки включили более ста работ, в том числе серию авторских шелкографий, макеты скульптуры и видео. Материал передвижной выставки 2019 года был предоставлен Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Проект осуществлен при поддержке галереи DiaS. В статье дается история развития творческого метода З. К. Церетели. Исследуется связь с традициями национальной грузинской культуры современного многоаспектного творческого метода художника.

Ключевые слова: Зураб Церетели; живопись; графика; грузинская культура; Российская академия художеств.

Творчество Зураба Константиновича Церетели широко известно в стране и в мире, но встретиться с ним в регионах России удается редко. В меру своих сил Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске попыталось восполнить этот пробел. Так, в марте 2012 года была устроена выставка фотографий монументальных работ знаменитого скульптора, на которой показывались как широко известные его произведения, так и малознакомые скульптурные композиции. В мае-июне того же года состоялась масштабная выставка работ З. К. Церетели под названием «Мост через Енисей». В расположенных на двух берегах великой сибирской реки залах Регионального отделения УСДВ РАХ и Красноярского художественного музея им.

В. И. Сурикова демонстрировалось около ста работ, среди которых были два десятка боль-шеформатных картин, шестнадцать бронзовых рельефов на металлических мольбертах, тридцать объемных эмалей, сорок графических листов и двадцать скульптурных композиций.

Новая встреча с искусством З. К. Церетели состоялась в феврале 2019 года. У этой встречи есть своя история: в октябре 2018 года во время визита председателя Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Сергея Евгеньевича Ануфриева на дачу З. К. Церетели в Переделкино Зураб Константинович передал в дар отделению и Сибирскому государственному институту искусств им. Д. Хворостовского серию шел-кографий. Таким образом, в Сибири ока-

залась коллекция работ Мастера, которые были продемонстрированы новом выставочном пространстве Регионального отделения УСДВ РАХ. По решению С. Е. Ануфриева проект стал передвижным: в марте 2019 года работы были проэкспонированы в галерее УСДВ РАХ в Красноярске, в июне - в галерее DiaS в Иркутске, в июле - в залах Приморского отделения Союза художников России во Владивостоке, в августе - в Центре современного искусства «Форма» в Новокузнецке. Таким образом, регионы, в которых ранее не экспонировалось творчество З. К. Церетели, получили возможность познакомиться с произведениями художника и скульптора мирового масштаба.

Конечно, по столь малому количеству трудно в полной мере представить Зураба Церетели как графика, но составить общее впечатление об этой грани его творчества возможно. В отличие от монументальных работ, его графика широкой публике мало известна. Но для самого художника она особенно дорога тем, что дает особый простор для эксперимента и свободного самовыражения, потому что не связывает ни обстоятельствам заказа, ни внутренними обязательствами, всегда сопутствующими общественно значимым проектам. При любой возможности Зураб Константинович что-то рисует. Многое из этого потом становится основой будущих произведений, и прежде всего графических. Как рисовальщика Церетели отличает особая пластичность линий, точность деталей, гротескность и утрирование анатомического строения, ни в коей мере не нарушающая конструктивной логики общей формы. Композиция этих крупноформатных листов чаще всего фронтальна и ориентирована по центру, в меньшей степени построена на диагональных ритмах и профильных ракурсах, но в обоих случаях отличается динамичностью. В одних случаях можно видеть полностью закрытую поверхность, в других - плоскостное изображение на фоне чистого белого листа, без теней и обозначения глубины. Любимый прием - сочетание в одной работе линейного рисунка и больших

цветовых пятен. Как художник с синтетическим складом ума, Зураб Церетели в графике работает и как живописец-колорист. Цвет не подчиняется линии и тональному пятну, но энергично с ними взаимодействует, в результате чего рождается совершенно уникальная образность, сочетающая графическое и живописное начала в звучном и тожественном аккорде. Любимая им техника шелкографии, при неограниченных цветовых возможностях, сохраняющая четкость печатного оттиска, в котором нет места случайным брызгам краски или рельефности

Зураб

Константинович Церетели

Фото С. Шагулашвили

Министр культуры Красноярского края А. В. Зинов и председатель Регионального отделения УСДВ РАХ С. Е. Ануфриев на открытии выставки З. К. Церетели в г. Красноярске

Экспозиция выставки З. К. Церетели в залах Регионального отделения УСДВРАХ в г. Красноярске в 2019 году

пастозного мазка, создает впечатление одновременно и лихости, быстрого экспромта, и виртуозной, строгой завершенности. Эта камерная и очень цельная выставка дала повод вспомнить основные вехи жизненного и творческого пути мастера.

Зураб Константинович Церетели - президент Российской академии художеств, народный художник России, СССР, Грузинской ССР, лауреат Государственных премий СССР и России, президент Московского фонда содействия ЮНЕСКО. Он родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). Его родители, К. И. Церетели

и Т. С. Нижарадзе, происходили из старинных княжеских родов Грузии. Первые уроки рисования Зураб получил от своего дяди, известного живописца Георгия Нижарадзе, в доме которого познакомился со многими классиками грузинской культуры. Лето Зурико обычно проводил у бабушки, в селе Губи на Западе Грузии, где ему открылись разнообразие грузинской природы, загадочное величие древних руин, незатейливая красота бытовой утвари, добрый уют традиционного народного быта.

В 1952-1958 годах Зураб Церетели учился в Тбилисской академии художеств у У М. Джапаридзе, И. А. Шарле-маня, А. К. Кутателадзе, В. И. Шухаева [1]. В юности совершил множество путешествий по Грузии, постигая атмосферу национальной культуры, народной поэтики и художественного ремесла, посетил вотчину предков Имерети, побывал во многих других исторических местах. Близкое знакомство с географией, культурой и этнографией Грузии, заложило фундамент будущей творческой направленности художника [2]. После окончания Академии работал в Институте истории и этнографии Академии наук Грузинской ССР, занимался иллюстрированием научных публикаций, зарисовыванием археологических и этнографических находок во время экспедиций. Если детские и студенческие представления были в основном эмоциональными, то теперь Зураб смог глубоко изучить древнее и народное искусство Грузии, понять взаимосвязи изобразительного и декоративного творчества ее народов с мышлением и пониманием красоты. Можно сказать, что без такого проникновения в историю грузинской культуры, Церетели вряд ли столь органично слить в своем творчестве истинно национальный дух с наднациональным, универсальным мировосприятием и традициями классической академической школы.

По долгу службы рисуя детали древних храмов, копируя средневековые орнаменты, Зураб Церетели не переставал заниматься живописью. Его имя, наряду с именами молодых Таира Салахова и Тогрула Нариманбекова, зазвучало после Закавказской художественной выставки 1959 года. А первый большой успех пришел в 1966 году, когда на Всесоюзной выставке «На страже мира» Церетели выставил картину с одноименным названием. В лаконичности выразительных средств уже можно было заметить задатки монументалиста. О способностях Церетели в области монументально-декоративного искусства можно судить уже по выполненному в начале 1960-х годов эскизу росписи для детского кинотеатра в Тбилиси. И эскиз этот, будучи замечен именитыми архитекторами А. А. Мндоянцем и М. В. Посохиным, способствовал почти молниеносному взлету Церетели-монументалиста. Ему предложили возглавить творческую группу по оформлению строящегося курортного комплекса в Пицунде. Это была возможность понять значимость синтеза декоративного искусства с архитектурой, как равноправных средств эстетической организации пространства. Яркие объемные мозаики Пицунды имели триумфальный успех, а их, автор, получил предложение выполнить всю декоративную часть строившихся к 100-летию В. И. Ленина мемориального комплекса и высотной гостиницы в Ульяновске. Следом был целый ряд больших мозаичных работ в Грузии, за которые, а также дизайн тбилисского ресторана «Арагви», Церетели в 1973 году получил Государственную премию. Своего апогея техника объемной смальтовой мозаики у Церетели достигла в объемно-пространственном решении детского курортного комплекса в Адлере - по настоящему зрелом произведении, ставшем настоящим прорывом в советском монументально-декоративном искусстве.

Мозаика была одной из любимых техник Зураба Церетели, но неистребимое творческое любопытство подталкивало его к освоению новых творческих приемов. Например,

З. К. Церетели. Друзья. 2016. Шелкография. 90х60

Фото С. Ануфриева

углубленный в плоскость стены и отделанный бронзой линейный рисунок на фасаде филиала фирмы «Мелодия» в Тбилиси. Или изобретение особых конструкций, для придания большего объема традиционно низкорельефной выколотке по меди (монументы, посвященные двухсотлетию присоединения Грузии к России). В конце 1970-х годов Церетели выполнил грандиозный рельефный фриз ансамбля «Олимпийской деревни» в Измайлово. Способность соподчинять объем и пространство, чувство ритма, свободное владение статикой и динамикой,

З. К. Церетели. Портрет с собакой. 2016. Шелкография. 90х60

Фото С. Ануфриева

контрастностью и нюансировкой, «архи-тектурность» композиционного мышления были, бесспорно, признаны крупнейшими архитекторами СССР. Можно только удивляться тому, как художник, учившийся работе с двумерной плоскостью холста, не имея ни технического, ни архитектурного образования, достиг такого мастерства в создании трехмерных объектов. А живопись на холсте, любовь всей жизни и основное призвание мастера, не только дарит радость душе, но и помогает оттачивать замысел монументальных работ, независимо от конечной

техники их исполнения. При этом неуемный темперамент Церетели и в живописи заставляет пробовать новые и возрождать забытые техники, такие как эмаль на металле, мозаика, витраж.

Известность, которую Зураб Церетели в конце 1970 - начале 1980-х годов приобрел внутри страны, очень быстро преодолела и внешние границы Советского Союза благодаря художественному оформлению советских посольств и представительств в Бразилии, Японии, США, созданию декоративных и монументальных композиций в Испании, Франции, Англии и Америке. Это позволило Зурабу Церетели не только быть в курсе всех мировых художественных процессов и познакомиться практически со всеми крупнейшими зарубежными художниками, архитекторами, деятелями политики и культуры, но и органично, оставаясь и грузинским, и советским художником, влиться в русло общемирового культурного потока.

Новая фаза в творчестве Церетели, наступившая в середине 1990-х годов и приблизившаяся к кульминации в годах 2000-х, связана с обращением к скульптуре. По всей видимости, трехмерность его образного мышления, исчерпав ресурс условных декоративных композиций, потребовала выхода на новый уровень взаимодействия окружающим. Способом реализации этой внутренне назревшей потребности стала круглая скульптура в разных ее видах: от малой и станковой пластики до крупномасштабных многофигурных групп и ансамблей, состоящих из скульптуры, декоративных элементов, малых архитектурных форм и «большой» архитектуры. При этом, в зависимости от смыслового содержания, диапазон скульптурных работ Зураба Константиновича простирается от вполне фигуративных, до абстрактных и условно-геометрических, нередко соединяя оба творческих метода в одном объекте. Вряд ли можно однозначно определить стиль скульптурных произведений Церетели. Среди критических замечаний в адрес автора чаще других употребляется звучит слово

«эклектика». Но стоит напомнить, что подлинная эклектика была вполне сложившимся стилем, основанном на принципе выбора (по-гречески «эклего» - «выбираю»). Рождение эклектики в архитектуре и монументальном искусстве XIX века связано с тем, что жизнь ставила задачи, для решения которых не было готовых рецептов. Никто не знал, каким должен быть вокзал или универсальный магазин. Но что делать, если строить необходимо сейчас? Самое разумное - взять из прошлых стилей то, что подходит к случаю. Ситуация рубежа тысячелетий во многом сходна: стилистика советского искусства не в состоянии выразить новые идеи, а соответствующие этим идеям художественные формы не могут возникнуть на пустом месте или сложиться по указанию начальства. Они могут только «вырасти» естественным путем, а это - дело длительное. Поэтому в работах Церетели рубежа 2000-х годов нетрудно заметить и стилизацию, и элементы, и даже прямое цитирование из стилевых направлений по конец XX века включительно. Сознательно, или интуитивно, но «принцип выбора» используется художником безошибочно «к месту». Например, стилистика русского классицизма, прочитывается в конной статуе князя Олега Ростовского, памятникам основателю Российской Императорской академии художеств Ивану Шувалову или писателю Николаю Гоголю. Скульптурное решение монументов «Трагедия народов» и «Холокост» отсылает к образности О. Родена и В. Лембрука, взволнованная динамика композиции «Победа» в испанской Марбелье или «Св. Нино» в Тбилиси ассоциируются одновременно с традициями средневековья и европейского экспрессионизма периода Первой мировой войны. В образах православных святых и декоре храма Христа Спасителя закономерно присутствие черт русско-византийского стиля. Этот же оттенок русско-византийского стиля парадоксальным образом уживается с приемами западного поп-арта в композиции «Добро побеждает зло», где конь св. Георгия Победоносца попирает реальные обломки советских

и американских ядерных ракет. Усложненная динамика форм и взаимопереплетение объемов и окружающего пространства, ощутимые в монументах, посвященных 300-летию российского флота или открытию Колумбом Америки, восходят к основополагающим принципам формообразования стиля барокко. Строгий абстрактный минимализм монумента «Слеза скорби» абсолютно созвучен как духу отображаемого события, так и облику расположенного напротив Нью Йорка. Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, что Зураб Церетели, живописец по образованию и призванию, оказался смелее скульпторов, посвятивших

З. К. Церетели. Портрет. 1998. холст, масло. 160х110

ваянию всю сознательную жизнь. Его метод в этой области Д. Швидковский характеризует как темпераментный и реактивный [3]. Разумеется, скульпторы классического толка, познавшие все тонкость этого благородного ремесла, могут найти в работах Церетели вполне реальные изъяны. Пока многие «чистые» скульпторы в своих мастерских рефлексировали по поводу своей невостребованности, Церетели трудился как одержимый. Но если сопоставить смелость не скульптора Церетели и консерватизм мастеров, не сумевших выйти за границы классических правил, получается, что Зураб Церетели работал, развивался, учился новому, и, нравится это кому-то или нет, отразил в своем творчестве наше непростое время. За 25 с небольшим лет он выполнил больше 50 памятников и ансамблей в России, Грузии и за рубежом. И это не считая станковых скульптур, витражей, росписей, рельефов, бесчисленного множества рисунков и картин, эмалей, печатной графики, огромного объема работы на должности Президента Российской академии художеств! Уже сегодня ясно, что уникальная творческая активность Зураба Церетели не может никого оставить равнодушным. Когда-то мудрый Уча Джапаридзе учил юного Зураба находить прекрасное в обыденном. Став мастером, Церетели научился превращать обыденное в прекрасное. Его талант широк и многогранен, а страстная любовь к красоте во всех ее проявлениях проявляется неудержимым преобразованием окружающего мира от Манежной площади и Поклонной горы, до старой табуретки в собственной мастерской, а результат - радость и красота бытия, которыми он с русским размахом и щедростью грузинского князя делится с нами. Таков он -Зураб Константинович Церетели, художник и гражданин Грузии, России и планеты Земля.

Литература

1. Мастерская Зураба Церетели. Каталог выставки в Государственном Русском музее. СПб.: Palace Editions, 2009. - 176 с., 70 цв. ил.

2. Чегодаева М. Графика Зураба Церетели [Электронный ресурс]. URL: https://www.rah.ru/the_ academy_today/president/detail. php?ID=21487 (дата обращения: 20.09.2019).

3. Швидковский Д. Творческий метод Церетели [Электронный ресурс]. URL: https:// zurab-tsereteli.livejournal.com / 34622. html (дата обращения: 20.09.2019).

Об авторе

Тригалева Наталья Вассиановна - искусствовед, главный специалист регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств.

E-mail: pescada@yandex.ru

ZURAB TSERETELI: THE ARTIST AND THE CITIZEN

Trigaleva Natalia Vassianovna

Art-historian, main specialist of Regional branch of Ural, Siberia and Far East of Russian Academy of arts in Krasnoyarsk, Krasnoyarsk

Abstract: The paper is devoted to the creative work of Zurab Tsereteli and his cooperation with the Regional Branch of Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and Far East», which has been embodied in a series of projects held from 2012 to 2019: in 2012 - the project «Bridge over Yenisei River», which included works of different types of art, in 2019 - a traveling exhibition, exhibited in Krasnoyarsk, Irkutsk, Vladivostok, Novokuznetsk. The exhibitions included more than a hundred works, including a series of author»s silk-screen prints, models of sculpture and video. The material of the traveling exhibition held in 2019 was provided by the Regional Branch of Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and Far East». The project was implemented with the support of «DiaS» gallery. The paper gives the history of the development of the creative method of Z. K. Tsereteli. The connection between the modern multidimensional creative methods of the artist with the traditions of the national Georgian culture has been investigated.

Keywords: Zurab Tsereteli; painting; graphics; Georgian culture; Russian Academy of Arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.