Научная статья на тему '"через столетия столетий": мемориальный комплекс Зураба Церетели в Тбилиси'

"через столетия столетий": мемориальный комплекс Зураба Церетели в Тбилиси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
683
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ЛЕТОПИСЬ ГРУЗИИ" / ТВОРЧЕСТВО ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ / MEMORIAL COMPLEX "CHRONICLE OF GEORGIA" / ZURAB TSERETELI''S ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ржевская Елена Александровна

В статье рассказывается о мемориальном комплексе «Летопись Грузии», возведенном в Тбилиси по проекту народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств З.К. Церетели. Дается описание исторического места, основных элементов многофигурной уникальной композиции. Рассказывается о творческом методе З.К. Церетели, глубоком погружении в историю Грузии и создании образов выдающихся личностей, сыгравших ключевую роль в духовном и государственном становлении древнейшей кавказской страны: Святая Равноапостольная Нина (IV в.) просветительница Грузии, Мириан III Святой Мириан царь Иберии, Вахтанг Горгасали (ок. 457-502), царица Тамара, чей образ вдохновлял Шота Руставели. Жемчужиной ансамбля является храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Through the centuries": memorial complex in Tbilisi by Zurab Tsereteli

The article tells about the memorial complex «Chronicle of Georgia», designed in Tbilisi on the project of the People's Artist of the USSR and Russia, President of the Russian Academy of Arts Z.K. Tsereteli. The description of the historical place, the main elements of the multi-figure unique composition is given here. It tells about the creative method of Zurab Tsereteli, the deep immersion in the history of Georgia and the creation of images of outstanding personalities who played a key role in the spiritual and state formation of the ancient Caucasian country: Saint Nino (IV century) educator of Georgia, Mirian III Saint Mirian king of Iberia, Vakhtang Gorgasali (circa 457-502), the queen Tamara, whose image inspired Shota Rustaveli. The pearl of the ensemble is a church dedicated to the Annunciation of the Blessed Virgin.

Текст научной работы на тему «"через столетия столетий": мемориальный комплекс Зураба Церетели в Тбилиси»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.006

УДК 7.730

«ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ СТОЛЕТИЙ»: МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ В ТБИЛИСИ

Ржевская Елена Александровна

Кандидат искусствоведения, художник, куратор выставок. Пресс-секретарь Российской академии художеств. Россия, Москва. lrjvs kaya@rah. т

В статье рассказывается о мемориальном комплексе «Летопись Грузии», возведенном в Тбилиси по проекту народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств З.К. Церетели. Дается описание исторического места, основных элементов многофигурной уникальной композиции. Рассказывается о творческом методе З.К. Церетели, глубоком погружении в историю Грузии и создании образов выдающихся личностей, сыгравших ключевую роль в духовном и государственном становлении древнейшей кавказской страны: Святая Равноапостольная Нина (IV в.) — просветительница Грузии, Мириан III — Святой Мириан — царь Иберии, Вахтанг Горгасали (ок. 457-502), царица Тамара, чей образ вдохновлял Шота Руставели. Жемчужиной ансамбля является храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Ключевые слова: мемориальный комплекс «Летопись Грузии», творчество Зураба Церетели.

Библиографическое описание для цитирования:

Ржевская Е.А. «Через столетия столетий»: мемориальный комплекс Зураба Церетели в Тбилиси // Искусство Евразии. - 2017. - № 1(4). - С. 104-116. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.006. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/640659/15/

Мемориальный комплекс «Летопись Грузии» возведен в Тбилиси по проекту народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели на рубеже ХХ — XXI веков.

Основательное изучение историко-культурного наследия народов Кавказа началось у Церетели еще в юности, когда он работал в Институте истории, археологии и этнографии АН Грузинской ССР. Под руководством знаменитого ученого, академика Г.С. Читая он участвовал в научных экспедициях, копировал памятники древних городов Армази, Шоропани, пещерного города Уплисцихе, также делал зарисовки артефактов курганных захоронений триалетской культуры.

Аннотация

«Любовь — в пути звезда». Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре.

Но не только в молодости, Церетели на протяжении всей жизни исследовал культуру, искусство и быт грузинского народа, в первую очередь, на основании архивных документов. Все это воплотилось в идею создания мемориального комплекса в Тбилиси, где были бы запечатлены самые значительные явления родной страны и представлены личности, внесшие огромный вклад в сокровищницу культуры Грузии.

В 1985 году Церетели приступил к возведению мемориального ансамбля «Сакартвелос Матиане», как мелодично звучит его название по-грузински. Место для грандиозного памятника было выбрано на Кеенской горе, над Тбилисским морем, где открывается панорамный вид на Тбилиси и долину реки Куры. Во время карнавала Кееноба в былые времена на этом месте народ высмеивал своего внешнего врага, совершая определенные ритуалы. В 1940-е годы именно на этом месте планировалось возвести 100-метровый памятник Сталину, для него был даже сделан фундамент.

Но Провидение распорядилось как всегда мудро: здесь в бронзе засверкала История Грузии, в ее Славе и Доблести!

Мемориальный комплекс занимает площадь 8 тысяч квадратных метров и подобен грандиозным сооружениям древнего Египта. Выполненный в масштабе знаменитого Луксора4, он поражает своей величественностью и лаконичной красотой пропорций. Огромная парадная лестница поднимает зрителя в синее небо Грузии.

Воплощение в жизнь гражданского замысла требовало сложнейшего технологического процесса, который был длительным (в течение 35 лет) и трудоемким. Предварительно художником были созданы на бумаге эскизы, которые в процессе возведения памятника корректировались и дорабатывались. Исполненные в глине фигуры малого объема после обработки гипсом и вылепки частями отливались в бронзе. В общей сложности было использовано 300 тонн бронзы и 1500 конструкций из черного металла.

История Сакартвело «через столетия столетий»5 уходит в глубину веков. К античному ее периоду отсылают две колонны, установленные у основания лестницы. Одна из них, по замыслу автора, будто собрана из разных обломков — артефактов дохристианской культуры. По мнению кандидата искусствоведения С. И. Орлова, это архитектурное сооружение представляет собой стелу. В частности он пишет: «Ствол стелы — ансамбль античных фрагментов — напоминание о множественности художественных идей, которые античная цивилизация передала последующим эпохам» [7 , с. 38].

На одном из пролетов лестницы установлены статуи тринадцати ассирийских отцов, заложивших фундамент монастырской жизни в Грузии и сыгравших большую роль в распространении христианства. Около середины VI века происходит знаменательное событие в духовной жизни Грузии — приход из Сирии ассирийских монахов во главе с учителем Иоанном. Их целью было утверждение христианской веры в Иверии. Ученики преподобного Иоанна, великие подвижники и аскеты, отличались высоким богословским и философским образованием. Игумен Иоанн основал монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахетии как новых апостолов. Одним из

4 Луксор занимает площадь 416 кв. метров - это место древних Фив, бывших в свое время столицей Древнего Египта. На арабском наречии «Луксор» означает «дворцы», и такое название город получил неслучайно, так как в эпоху Среднего царства на его территории активно велись работы по сооружению монументальных святилищ местным царям и божествам.

5

Константин Бальмонт. Через столетия столетий (стихотворение).

них был любимый ученик Иоанна Задазени, преподобный чудотворец Давид Гареджийский (604 г.)6.

Так ассирийские мудрецы первыми встречают посетителя мемориала. На вершине холма, в крестообразном плане, установлено шестнадцать арочных колонн 35-метровой высоты. И крест есть символ и суть этих наполненных сложной символикой колонн, устремленных в надзвездные сферы. Каждая из них состоит из трех смысловых частей: нижний ярус (как база) — композиции евангельских сюжетов, которых в общей сложности шестьдесят четыре. «Неслучайно, что Грузию посетили два апостола — Андрей Первозванный и Симон Кананейский — первый и последний апостолы. Андрей был первозванным, а Симон Кананейский пришел к Христу последним. Это символ того, что они выражают альфу и омегу, т.е. начало и конец» [4, с. 13]. Надписи наверху колонн рассказывают о фактах и явлениях из истории Грузии; центральный ярус — шестьдесят четыре персонажа самых значимых исторических лиц. Это святые, просветители, легендарные цари и царицы, литераторы и военачальники.

Согласно древней книге «Картлис Цховреба»7 («Житие Картли»), первым царем Картли был Парнаваз (Фарнаваз) (356 -264 г. до н.э) — отец грузинской азбуки, мудрый правитель, отстроивший форты и города.

6 Гору Давида, возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон - удел Богоматери.

7 «Картлис Цховреба» - сборник грузинских летописей, созданный к XII веку и постепенно (до XIX в.) пополнявшийся. «Летопись Картли» начинается с рассказа о погибших в борьбе с арабами наследниках «царя картлийского Арчила (VIII в.).

Святая Равноапостольная Нина (IV в.) — просветительница Грузии. Именно с ее проповеди начинается история Грузии как православного государства: в IV веке она привела свой народ к познанию Истины, к принятию православной веры.

Мириан III (IV в.) — известен также как Святой Мириан — царь Иберии, который почитается как первый христианский царь Грузии, установивший христианство в качестве государственной религии страны.

Вахтанг Горгасали (ок. 457-502) — царь Картли, святой Благоверный. Он взошел на престол в возрасте пятнадцати лет и в битвах наводил ужас на врагов. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжелой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Вахтанг I Горгасали. Прозвище Горгосали (букв. Волчеголовый) было дано ему персами. Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади — льва. Завидев воина в этом шлеме, персы начинали кричать друг другу: «Дур аз горгасар» (берегись волчьей головы). Вахтанг Горгасали основал новую столицу Грузии — Тбилиси.

Петр Иберийский — монашеское имя грузинского князя Нарбануг (409 -488), он отправился в Палестину из Константинополя, где под именем Петра Иберийского построил великолепный монастырь неподалеку от Вифлеема с мозаичными панелями, содержащими древнейшие грузинские письменные надписи.

Церетели в своем памятнике отдал дань и Святым мученикам Давиду и Константину (VIII в.). Князья Арагветские храбро защищали Грузию от мусульманских захватчиков. Были взяты в плен, замучены и убиты арабскими завоевателями, но не отказались от православной веры.

Баграт III (960-1014) был первым царем Объединенной Грузии. «Он царствовал 36 лет, и все эти годы не только вел постоянные сражения, защищая свои владения и собирая

в единое государство разрозненные грузинские княжества, но и строил храмы, основал монастыри, жертвовал средства для развития богословия и науки» [5, с. 28].

В структуру композиций памятника «История Грузии» вошел сюжет на тему строительства Иверского монастыря на Афоне «Иверон» (Х в.), у истоков возведения которого стояли царственные иноки: Иоанн, сын его Евфимий и родственный им Георгий, бывшие родом из Иверии, происходившие из грузинской династии Багратионов.

Георгий Мерчуле (годы рождения и смерти неизвестны) — грузинский писатель монах, живший в Х веке, автор книги «Житие Григория Хандзтели» (951).

Давид IV Строитель (ок. 1073-1125) — один из самых известных и блистательных царей династии Багратионов. «Давид Строитель восстановил независимость страны, избавил ее от иноземных захватчиков, объединил грузинские земли и создал мощное многонациональное государство» [5, с. 32]. Значителен его вклад в культуру и искусство, так как этот царь учредил рядом с Кутаиси Гелатскую Академию, где обучались богословы, философы, переводчики и филологи. В своем памятнике Церетели отдал дань и зодчему Арсукидзе (ХI в.), построившему в Мцхета храм Свети-Цховели (животворящий столп). Этот особо почитаемый храм служил местом погребения царей Иверии.

Пожалуй, мало о ком слагали столько легенд и сказаний, как о царице Тамаре (ок. 1184-1210). Ее войска дали бой внешнему врагу сто двадцать восемь раз и сто двадцать четыре битвы они выиграли. Время ее царствования считается великой эпохой в истории Грузии, ее Золотым веком. Царица Тамара стала прообразом главной героини поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В монументе «Летопись Грузии» художник с особым чувством передал образ великого Шота Руставели (ХН в.). По его словам он «стремился дух его поэзии сделать квинтэссенцией идеи своего памятника». Это подтверждает и такой факт: в альбоме «Зураб Церетели», где идет сопроводительный искусствоведческий текст ко всем произведениям художника, к иллюстрации памятника «Летопись Грузии» даны только строчки из «Витязя в тигровой шкуре», где особенно проникновенны слова: «Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда» [8, с. 268].

Царь Восточной Грузии Деметре II Самопожертвователь (1259-1289) бился против врагов не раз. Пытаясь предотвратить вторжение в Грузию, поехал в ставку Аргун-хана, но там был предательски обезглавлен.

Георгий V Блистательный (1286-1346) восстановил единство Грузии, упрочил царскую власть, спас страну от полного уничтожения, возродив разрушенную монголами страну.

Издавна греческие и римские авторы называли Колхиду и Иверию странами уникальных лекарственных средств и ядов. Героем памятника Церетели также стал ученый и мыслитель Заза Панаскертели-Цицишвили — автор «Лечебной книги» («Карабадини»), ХV век. Его знаменитые слова: «Знай, что врачеватели и философы едины. Между ними ничего разделяющего нет» — часто приводятся в медицинских трактатах.

Святая великомученица Кетеван (ум.1624) — царица восточно-грузинского царства Кихетия. Происходила из царского рода Багратиони. Приняла мученическую смерть в 1624 году в Персии. Ее сын царь Теймураз I (1589-1663) прославился не только как государственный деятель, но и поэт-лирик.

На горельефе одной из колонн памятника запечатлен лучший интерпретатор поэзии Шота Руставели — царь Вахтанг VI (1675-1737), писатель и законодатель, занимавший выдающееся место среди культурных деятелей Грузии.

История Грузии неизбежно связана с историей Российской Империи: «невежда, я не ведал — где предел любви, что беспредельна и прекрасна» [1]. Церетели включил в композицию памятника сюжет на тему подписания Георгиевского трактата (24 июля

(4 августа) 1783 года). В Георгиевской крепости на Северном Кавказе от имени царя Ираклия II (1720-1798) договор подписали князья Иоанн Мухрам-батони и Гарсеван Чавчавадзе, от имени императрицы Екатерины II — генерал Павел Потемкин.

В «Летописи Грузии» представлены образы еще многих других выдающихся деятелей, вплоть до ХХI века.

Среди них поэт, князь Александр Чавчавадзе (1786-1846), написавший эпические строки о своей Родине:

«Став гордым теменем — понтийских волн пределом

И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,

Суровый Голиаф меж двух морей возник, —

Кавказ, величием исполненный тайник!..»

Есть также знаменитые поэты: Акакий Церетели (1840-1915), Важа Пшавела (1840-1915), Тициан Табидзе (1895-1937), Георгий Леонидзе (1899-1966); писатель и историк Константин Гамсахурдиа (1891-1975), создавший исторические романы «Десница великого мастера» (19391956), «Давид Строитель» (1946-1958), и др.

Основные вехи истории Иверии даны каллиграфическими надписями на пятнадцатой колонне, символические свитки которой, по замыслу Церетели, держат небесные посланники — Ангелы.

В мемориале скульптором продумано решение верхнего яруса пилонов, которые увенчаны горельефами с историческими сюжетами, а также темами, посвященными традиционному быту кавказцев: сбору винограда, христианским и народным праздникам, уборке урожая. «Еще в древней Греции грузин называли «георгосами», потому что земледелие было развито лучше всего в нашей стране. "Георгос" обозначает земледельца, однако в то же время культ Георгия также связан с земледелием, в частности, с божественной защитой плодородия, погодой, метеорологией. Так и было в древней Грузии, и с этим связано национальное грузинское божество — Тетри (Белый) Георгий. Однако христианский святой Георгий — это исторически существовавшая личность» [4, с. 13]. Сквозной нитью в горельефах верхнего яруса колонн проходит тема гостеприимства. «Соблюдение законов гостеприимства считается одной из наиболее важных обязанностей человека. Заветы гостеприимства составляют существенную часть морального кодекса горца» [6, с. 77].

Мемориал «Сакартвелос Матиане» освятил Святлейший Каталикос — Патриарх всея Грузии — Илья II, который неоднократно посещал его во время его строительства и вел продолжительные беседы с художником.

Уникальность этого ансамбля состоит в том, что через зримые образы пластики Церетели раскрывает основные вехи истории Грузии. На огромной плоскости Кеенской горы разворачивается многоплановое многоуровневое барочное действо сложнейшей структуры. Декоративные композиции, выполненные в высоком рельефе, рисунком плавных линий фигур святых и героев, вызывают чувства, сродни музыкальному воздействию грузинского многоголосья — мужского хорового пения, которое является достоянием не только грузинского народа, но и всего человечества. И, возможно, эта ассоциативная связь не случайна. Как некоторые сюжетные композиции и образы монумента Церетели имеют античные истоки, так и первые свидетельства о древнегрузинском песенном искусстве относятся к античным временам. Но каждый новый век наполнял эту божественную музыку новой глубиной и смыслом, и «повесть временных лет» Церетели созвучна этому многоголосию, что дает повод для размышлений самому зрителю.

Сюжетная линия горельефов мемориала выявляет серьезный научный подход к их созданию. Работая как источниковед, Зураб Церетели изучал архивные материалы, труды

Иване Джавахишвили (1876-1940), Михако Церетели (1878-1965), он неоднократно встречался с ведущими учеными-историками Тбилисской Академии наук, в том числе профессором Марикой Лордкипанидзе. Были учтены также идеи студентов Тбилисского университета. Лирическая нота грузинской поэзии стала лейтмотивом всего памятника, поэтому выдающиеся поэты Грузии неслучайно стали героями памятника Церетели, кроме того, преобладающее большинство доблестных грузинских царей были талантливыми лириками. Церетели, работая над образами своих персонажей, вдохновлялся частыми и продолжительными беседами с грузинским поэтом, академиком АН Грузии Ираклием Абашидзе (1909-1992).

Жемчужиной всего комплекса стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы базиликального типа, входящий в его ансамбль. Он декорирован уникальными эмальерными композициями на Евангельские сюжеты, центральным из которых стал Богородичный цикл. В него также вошел сюжет на тему благословления Божией Матерью Святой равноапостольной Нины8. Нижний ряд перегородчатых эмалей посвящен местночтимым святым. Сюжетные композиции храма наполнены динамикой движения, гораздо большей, чем в иконах и росписях православных храмов в России, что говорит о сильном влиянии византийских традиций. Грузия в своем богатом культурном наследии — преемница Византии, поэтому местные мастера испокон веков создавали непревзойденные образцы эмальерного искусства [См.: 2]. Многие композиции, в частности «Тайная вечеря», восходят к фрескам

8 По преданию, однажды во сне Святой Нине явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии). При этом Богородица дала ей крест, свитый из виноградной лозы.

храмов Гелатского монастыря9 (XII в.). Очевидно, что сюжеты на темы из Ветхого Завета — «Сотворение мира», «Сотворение Адама», «Лестница Иакова» имеют еще более ранние прообразы. Как в древнем искусстве иконописи слово, в данном случае орнаментальный шрифт грузинского письма асомтаврули10, служит обозначением изображения местночтимых святых и одновременно своей графической выразительностью усиливает эмо циональное воздействие на зрителя. Зураб Церетели, отдавая дань традициям эмальерного искусства, во многом усовершенствовал его; благодаря новым технологическим возможностям создал крупномасштабные композиции, которые стали драгоценным украшением храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Серьезным материалом по истории создания мемориального ансамбля стал документальный фильм, съемка которого продолжалась в течение тридцати пяти лет, начиная с фундамента до завершения строительства (режиссер Муран Аситашвили, операторы: отец и сын Шагулашвили)11.

За десятилетия, пока возводился монументальный комплекс, многое кардинально изменилось как в самой Грузии, так и в ее отношениях с Россией12. Об этом периоде, по аналогии с рубежом ХГХ-ХХ веков, можно сказать словами С.Н. Булгакова: «Извержение продолжается, и далеко еще до его конца, но достаточно и совершившегося, чтобы считать эту эпоху временем исключительного удельного исторического веса» [3, с. 216]. В конце 1990-х годов прекратилось финансирование строительства памятника, но это не остановило самого художника в желании довести идею его возведения до конца. Все это говорит о глубоких гражданских и патриотических чувствах Посла Доброй Воли ЮНЕСКО Зураба Церетели, всей душой любящего свою Родину и ее историю. Его «Картлис Цховреба» в камне и бронзе апеллирует к векам и тысячелетиям, начиная с античности до наших дней, через образы героев раскрывая то, «что служит вечности, а не суете, великим и отдаленным, а не случайным целям, что, по слову Ф.М. Достоевского, «изменяется не немедленной пользой, а стремит будущее людей к целям вековечным, к радости абсолютной» [3, с. 217]. Мемориальный комплекс «Летопись Грузии» — величайший проект не только для грузинской действительности, но и для монументального искусства в мире.

9 В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения или по имени основателя. Гелати

- случай особый. Точного значения слова "гелати" не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого Y£V£0Лla (генфлия - Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. Давид Строитель основал монастырь и в нём же был похоронен. Это положило начало традиции хоронить здесь царей Грузии, а после распада Грузии

- царей Имеретии.

10

Асомтаврули использовался в Грузии до 1Х-Х веков. Надписи этим шрифтом можно увидеть практически на всех иконах и на фресках храмов в Грузии, к примеру, в Гелатском монастыре.

11 Огромная работа проделана режиссером фильма и операторами по раскрытию самых существенных моментов возведения памятника. В фильме зафиксирован весь творческий процесс работы авторского коллектива - от создания первых эскизов до воплощения их в материал, от закладки фундаментов до завершения работ по созданию мемориала. Фильм «Отлитая в бронзе летопись Грузии» (2014 год) получил Гран-при на фестивале православного кино в Тбилиси.

12

С 1989 года в Грузии возникает движение за выход из состава СССР, которое усиливается на фоне разрастания грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Литература

1. Абашидзе И. Я книгочей, я в темень книг глядел.../ Перевод Беллы Ахмадулиной // Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной. — М., 2007.

2. Амиранашвили Ш.Я. Эмали Грузии. Альбом. — Тбилиси, 1962. (Фр. яз.) Цв. вкл.

3. Булгаков С.Н. Очерк о Ф.М. Достоевском // Булгаков С.Н. Тихие думы. Этика, культура, софиология. — СПб: Христианская жизнь, 2008.

4. Гамсахурдия З. Духовная миссия Грузии. (Лекция, прочитанная на фестивале «Идриарт» в Тбилиси 2 мая 1990 г.). [Электронный ресурс] URL: http:www.amsi.ge/istoria/zg/missia_rus.html (дата доступа 25.10. 2016).

5. Давид IV Строитель // Великие династии мира. Багратионы. — М., 2012. — С. 34-42.

6. Обычаи и традиции общения в культуре Кавказа. Информационно-просветительское пособие серии «Практикум межнационального общения» / Отв.ред.-сост. Ю. А. Горячев, А. А. Шевцова, Е.А. Омельченко. — М., Этносфера, 2010.

7. Орлов С.И. Скульптурная палитра Зураба Церетели // XXIV внеочередные Алпатовские чтения «Современное искусство и идентичность художника». Том I. — М., 2015.

8. Скульптурный комплекс «История Грузии». Скульптура. Зураб Церетели / Альбом. Сост. Елена Церетели.

Статья поступила в редакцию 25.10.2016 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.006

«THROUGH THE CENTURIES»:

MEMORIAL COMPLEX IN TBILISI BY ZURAB TSERETELI

Elena Aleksandrovna Rzhevskaya

PhD in Arts, artist, curator of exhibitions.

Press Secretary of the

Russian Academy of Arts.

Russia, Moscow.

lrjvs kaya@rah. ru

The article tells about the memorial complex «Chronicle of Georgia», designed in Tbilisi on the project of the People's Artist of the USSR and Russia, President of the Russian Academy of Arts Z.K. Tsereteli. The description of the historical place, the main elements of the multi-figure unique composition is given here. It tells about the creative method of Zurab Tsereteli, the deep immersion in the history of Georgia and the creation of images of outstanding personalities who played a key role in the spiritual and state formation of the ancient Caucasian country: Saint Nino (IV century) — educator of Georgia, Mirian III - Saint Mirian - king of Iberia , Vakhtang Gorgasali (circa 457502), the queen Tamara, whose image inspired Shota Rustaveli. The pearl of the ensemble is a church dedicated to the Annunciation of the Blessed Virgin.

Keywords: Memorial complex "Chronicle of Georgia", Zurab Tsereteli's art.

Bibliographic description for citation:

Rzhevskaya E. A. «Through the centuries»: memorial complex in Tbilisi by Zurab Tsereteli. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2017, No 1(4), pp. 104-116. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.006 Available at: https://readymag.com/u50070366/640659/15/ (In Russian).

1. Abashidze I. I'm a reader, I looked through the darkness of the books ... (Translated by Bella Akhmadulina). Poeziya narodov Kavkaza vperevodakh Belly Akhmadulinoi [Poetry of the Peoples of the Caucasus in the translations of Bella Akhmadulina]. Moscow, 2007.

2. Amiranashvili Sh.Ya. Emali Gruzji. Al'bom [Enamels of Georgia. Album]. Tbilisi, 1962. (In French).

3. Bulgakov S.N. Essay on F.M. Dostoevsky. Bulgakov S.N. Tikhie dumy. Etika, kul'tura, sofiologiya [Quiet thoughts. Ethics, culture, sophiology]. St. Petersburg, Khristianskaya zhizn' Publ., 2008.

4. Gamsakhurdia Z. Spiritual mission of Georgia. (Lecture read at the Idriart festival in Tbilisi on May 2, 1990). Available at: : http:www.amsi.ge/istoria/zg/missia_rus.html (accessed 25.10. 2016).

5. David IV the Builder. Velikie dinastii mira. Bagrationy [Great dynasties of the world. Bagrations]. Moscow, 2012, pp. 34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

References

6. Obychai i traditsii obshcheniya v kul'ture Kavka%a [Customs and traditions of communication in the culture of the Caucasus]. Information and educational guide of the series «The Workshop of Interethnic Communication». Moscow, Etnosfera Publ., 2010.

7. Orlov S. I. Sculptural palette of Zurab Tsereteli. XXIV vneocherednye Alpatovskie chteniya «Sovremennoe iskusstvo i identichnost' khudo%hmka» [XXIV extraordinary Alpatov readings «Contemporary Art and Artist's Identity»]. Moscow, 2015, vol. 1.

8. Skul'pturnyi kompleks «Istoriya Gruzji». Skul'ptura. Zurab Tsereteli. Al'bom. Sostavitel' Elena Tsereteli [The sculptural complex «History of Georgia». Sculpture. Zurab Tsereteli. Album. Compiled by Elena Tsereteli].

Received: October 25, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.