УДК 751 (571.17)
ББК 85.143 (2Рос — 4Кем) — 8
«Сибирский салон» Рудольфа Корягина
Л.А. Ткаченко
Кемеровский государственный университет культуры и искусств (Кемерово, Россия).
Rudolf Koryagin's «The Siberian Salon»
L.A. Tkachenko
Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia)
В статье рассматривается многоплановая творческая деятельность Рудольфа Корягина: художника и создателя первой частной галереи в Кузбассе в конце ХХ в. Анализируются особенности его творчества, которому свойственны новаторство и свежесть взгляда на раскрываемую тему, а также круг тем, сюжетов, интересующих художника.
Раскрывается организаторская деятельность Р. Корягина, являвшегося с 1987 г. председателем правления Кемеровской организации Союза художников РФ, направленная на создание альтернативной Союзу художников организации, частной картинной галереи «Сибирский салон» и пропаганду творчества молодых художников.
Анализируется выставочная деятельность, осуществляемая Р. Корягиным. Подчеркивается значение картинной галереи «Сибирский салон» в художественной жизни Кузбаса в конце ХХ в., объединившей талантливых художников-авангардистов сибирского региона. В галерее были представлены художественные произведения, отражающие тот пласт отечественного изобразительного искусства, который не был признан официально. Создание галереи способствовало раскрепощению творческой мысли молодых кузбасских художников, обогащению их палитры, способов и методов изображения.
Ключевые слова: современное искусство, экспериментальный характер, новаторство, независимость художественных позиций, частная картинная галерея, коллекция, авангард.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-39
The article considers multidimensional creative activity of Rudolf Koryagin: the artist and the founder of the first private gallery in Kuzbass at the end of the XX century. The author researches the features of his creativity such as innovation, freshness of a view and a range of subjects. The paper studies the the organization activity of Koryagin: since 1987 he was the chairman of the board of the Kemerovo organization of the Russian Union of artists, aimed to create an alternative to Union of Artists organization — private art gallery «Siberian Salon» and promote creativity of young artists. The exhibition activity of R. Koryagin is analyzed. The emphasis is made on the value of Siberian Salon art gallery in art life of Kuzbass at the end of the XX century, which united talented artists — avant-gardists of the Siberian region. The gallery presented the works of art reflecting that layer of the domestic fine arts which was not recognized officially. Creation of the gallery promoted liberation of creative thought of Kuzbass young artists, enrichment of their palette, ways and image methods. Key words: contemporary art, experimental character, innovation, independence of art positions, private art gallery, collection, vanguard.
В декабре 1987 г. председателем правления кемеровской организации Союза художников РФ был избран скульптор Рудольф Иванович Корягин. Он родился в 1941 г. в г. Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания Московского высшего ху-
дожественно-промышленного училища (1966-1971) приехал по распределению в Кемерово. Молодой художник сразу же стал участвовать в выставках разного уровня. Корягин выполнил множество работ для областного центра, и они стали неотъемлемой
«Сибирский салон» Рудольфа Корягина
частью городского пейзажа. Одна из лучших его работ украшала Театр юного зрителя на Весенней улице в областном центре. Помимо скульптуры и монументально-декоративных работ он занимался живописью, графикой. В 1970-е гг. творчество художника развивалось в русле традиционного направления — социалистического реализма. Его первые работы — большие кованые подсвечники, сварные панно с чеканкой, светильники, фонари носили экспериментальный характер («Автопортрет», 1974). «Для Корягина свойственно стремление к неожиданности решения, к разрушению стереотипности представлений, к постоянному поиску» [1, с. 129]. В 1980-е гг. творчество Р. Корягина получает новое направление. Он присоединяется к группе новокузнецких живописцев — А. В. Суслову, А. А. Бобкину, В.А. Карманову. «Их творчество отличалось независимостью художественных позиций, непривычной обобщенностью, условностью изобразительного языка, высокой профессиональной культурой» [2, с. 3]. В Кемеровском областном музее изобразительных искусств находится несколько работ Р. Корягина этого периода: скульптурных («Женский портрет», 1985) и графических произведений («Окно», 1981, «Красные деревья», 1986).
В середине 1980-х гг. раскрылись организаторские способности Р. Корягина. Он уже имел успешный опыт работы в правлении Союза художников (19851987), занимался работой с молодежью и в 1986 г. сумел объединить молодых кемеровских художников в «Творческий союз». В 1987-1989 гг. являлся председателем Кемеровского отделения СХ РСФСР. Он сформировал мысль о бесконечных возможностях развития, поддержал веру художников в осуществление идеи обновления жизни, продумал программу, которая позволила бы коллективу художников выйти на новый путь.
«Главная практически-духовная деятельность Корягина с 1988 по1997 г. связана с созданием частной художественной галереи «Сибирский салон», в которой он видел способность к расширению эти-ко-познавательных возможностей общества, утверждению современных жизненных и художественных эстетических ценностей, развитию и совершенствованию эмоционального восприятия зрителем изобразительного искусства. Ее открытие в 1989 г. явилось ярким и заметным событием в художественной жизни области» [3, с. 114].
Созданию «Сибирского салона» способствовало решение Кемеровского отделения советского Фонда культуры по организации специализированного экспериментального объединения. Салон был призван осуществлять организацию картинных галерей на предприятиях и в учебных заведениях, создавать передвижные выставки, организовывать и проводить творческие семинары. При поддержке Фонда
культуры Р.И. Корягин имел возможность осуществлять свои самые смелые планы.
Появление салона было своевременным, так как новое время диктовало принципиально новые условия жизни деятелей искусства. Для установления прочных связей с мастерами изобразительного искусства Сибири необходимо было узнать о художественной жизни в регионе. Помощники Р. Корягина А. Кирпичев и А. Килемник выявили художников — представителей современного искусства (не следующих в своем творчестве реалистическим традициям), определили состав участников принципиально новой программной выставки, неординарной по составу участников и по уровню экспозиции.
Первая выставка объединения «Сибирский салон» получила название «Периферия-89» и открылась в Доме художников 13 апреля 1989 г. В ее состав вошли девять художников — Николай Грицюк, Георгий Кичигин, Михаил Обныш-Кузнецов, Александр Беляев, Юрий Фатеев, Александр Бобкин, Сергей Теряев, Николай Рыбаков, Рудольф Корягин. «... Эта выставка не заидеализированных художников, а с творческим пониманием задач, где понятие реализма есть основа для поисков нового художественного языка. Необходимость создания творческого объединения продиктована глубокой заинтересованностью художников в развитии изобразительного искусства, поэтому «Сибирский салон» — это объединение единомышленников. Часть работ с выставки составит коллекцию Салона, которая должна увеличиваться по мере поступления новых работ. Выставка не ограничивается во времени, ее жизнь зависит от предложений для участия в экспозиции» [4, с. 8].
Мнения зрителей о ней разделились: одни восторгались работами, считали ее откровением художников среднего поколения, у других картины вызвали неприятие. Для молодых художников выставка «Сибирского салона» была примером для подражания, способствовала раскрепощению мысли, рождала желание участвовать в следующих показах. Главным достижением салона была возможность оставить в Сибири лучшие работы современных художников и демонстрировать их заинтересованному зрителю. За два последующих года выставки «салона» прошли в Новосибирске, Москве, Таллинне, Ленинграде, приняли участие в ярмарках «Арт-Лондон-90», «Арт-Миф», «Москва-91».
Выставки «Сибирского салона» проходили в арендуемых залах. В сентябре 1991 г. Р. Корягин под галерею «Сибирский салон» купил и отремонтировал здание бывшего летнего кинотеатра в городском саду в г. Кемерово. Здание более 10 лет не эксплуатировалось, отсутствовала крыша, сгоревшая во время пожара. Р. Корягиным было потрачено много сил и средств на реконструкцию здания. В более позднее время вокруг него разместился парк скульптуры, составленный
из работ Р. Корягина (кованое железо) и других скульпторов. Частная художественная галерея выступала в качестве посредника между художниками и заказчиками и таким образом привлекала капитал на строительство и обеспечение картинной галереи.
Первая выставка галереи в 1992 г. продемонстрировала работы красноярского художника А. Г. Поздеева. Его картины неоднозначны, чрезвычайно своеобразны, рассчитаны на эпатаж зрителей и трудно воспринимаются широкой аудиторией. Основой постоянной экспозиции галереи Корягина стала коллекция произведений искусств, главное место в которой занимали работы А. Поздеева, в 1994 г. выставка была дополнена искусственными объектами В. И. Жуковского (Красноярск). Экспозиция просуществовала до 1999 г.; после смерти А.Г. Поздеева работы были возвращены его вдове.
Перспективу развития галереи Р. Корягин видел в выставках различных направлений — художественных, коммерческих, потребительских и промышленных товаров зарубежных и отечественных фирм. Проекты требовали огромной организаторской работы и больших денежных затрат. К сожалению, не все проекты были осуществлены.
«Сибирский салон» не сумел выжить в условиях неразвитого в то время российского художественного
рынка. Р. Корягину не удалось выработать стратегию развития, грамотный бизнес-план, рекламное обеспечение художественного проекта, которые способствовали бы развитию и продвижению салона.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Кемерове работала целая плеяда талантливых художников, среди них особо выделяется художник Р. И. Корягин. Его творчеству свойственны изобразительная и композиционная фантазия, новаторство и свежесть взгляда на раскрываемую тему, хорошее чувство материала.
Значительна деятельность Р. Корягина как организатора частной картинной галереи. Р. Корягин положил начало развитию галерейного движения в Сибири. В числе его продолжателей алтайский художник А.П. Щетинин, сибирский предприниматель С.Г. Хачатурян, сибирский коллекционер В.Б. Кравцов [5, с. 191]. В «Сибирском салоне» Рудольф Иванович объединил талантливых художников сибирского региона. Вскрыл пласт изобразительного искусства, который до того момента не был признан официально. Представил в галерее яркие, полнокровные произведения искусства, которые были запрещены к показу. Способствовал раскрепощению творческой мысли молодых кузбасских художников, обогащению их палитры, способов и методов изображения.
Библиографический список
1. Откидач В.А. Художники Кузбасса. — Л., 1984.
2. Художники Кемерова. 1930-е — 2003 : биобиблиографический справочник / автор-составитель М. Чертого-ва. — Кемерово, 2003.
3. Рысаева Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во 2-й половине ХХ века : дис. ... канд. искусствовед. — Барнаул, 2006.
4. Ляхов И.Я. Салон «Железного Рудика» // Кузбасс. — 1989. — 12 апр.
5. Степанская Т.М. Частная художественная коллекция — культурная ценность // Культурное наследие Сибири : сборник научных трудов. — Вып. 14. — Барнаул, 2013.