Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1653
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВА РЕБЕНКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ ДЕТЕЙ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА / INTERNATIONAL LEGISLATION / PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS / RIGHTS OF THE CHILD / NATIONAL LEGISLATION ON THE RIGHTS OF CHILDREN / MECHANISM OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна

В статье проанализировано действующее международное законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних, положения которого являются основой для национального законодательства о детях. Автор оценивает нормы Конституции Российской Федерации, посвященные вопросам материнства, отцовства, детства и приходит к выводу о соответствии конституционных постулатов нормам и стандартам международного права в сфере защиты детства. Далее отмечается, что деятельность Комитета по правам ребенка, как международного контролирующего органа за исполнением государствами - участниками взятых на себя обязательств в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года, нуждается в исследовании. Страны, ратифицировавшие положения Конвенции, обязаны ежегодно докладывать о тех мерах и мероприятиях, которые ими были предприняты для реализации прав, указанных в международном акте; также им следует сообщать о трудностях и положительных результатах, достигнутых в рамках реализации положений Конвенции. Из содержания докладов должно явно прослеживаться выполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Конвенции. Рассматриваемая проблема является актуальной, так как в современных условиях защита детства вызывает особую озабоченность мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL LEGISLATION IN THE SPHERE OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS

In the article analyzed the current international legislation in the sphere of protection of the rights of minors which provisions are a basis for the national legislation on children. The author estimates the standards of the Constitution of the Russian Federation devoted to questions of motherhood, paternity, the childhood and comes to a conclusion on the compliance of the constitutional postulates to norms and standards of international law in the sphere of protection of the childhood. Further it is noted that activity of Committee on the rights of the child as international supervisory authority behind execution by the State Parties of the undertaken obligations within the Convention on the Rights of the Child of 1989 needs a research. The countries ratifying provisions of the Convention are obliged to report on those measures and actions which were taken by them for realization of the rights specified in the international act annually; also they should report about difficulties and positive results achieved within implementation of provisions of the Convention. From contents of reports performance or inadequate performance of obligations under the Convention has to be traced obviously. The considered problem is relevant as in modern conditions of globalization processes protection of the childhood causes special concern of the world community.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ХОХРЯКОВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

КАСАТКИНА АРИНА РОМАНОВНА - студентка Института прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

KHOKHRYAKOV, MAXIM A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of criminal procedural law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) (makhokhryakov@gmail.com)

KASATKINA, ARINA R. - student of Institute of Prosecution, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) (arrokal @yandex.ru).

УДК 341.96:347.63-053.2

СЕМЕНОВА И.Ю. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ключевые слова: международное законодательство, защита прав несовершеннолетних, права ребенка, национальное законодательство о правах детей, механизм защиты прав ребенка.

В статье проанализировано действующее международное законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних, положения которого являются основой для национального законодательства о детях. Автор оценивает нормы Конституции Российской Федерации, посвященные вопросам материнства, отцовства, детства и приходит к выводу о соответствии конституционных постулатов нормам и стандартам международного права в сфере защиты детства. Далее отмечается, что деятельность Комитета по правам ребенка, как международного контролирующего органа за исполнением государствами -участниками взятых на себя обязательств в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года, нуждается в исследовании. Страны, ратифицировавшие положения Конвенции, обязаны ежегодно докладывать о тех мерах и мероприятиях, которые ими были предприняты для реализации прав, указанных в международном акте; также им следует сообщать о трудностях и положительных результатах, достигнутых в рамках реализации положений Конвенции. Из содержания докладов должно явно прослеживаться выполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Конвенции. Рассматриваемая проблема является актуальной, так как в современных условиях защита детства вызывает особую озабоченность мирового сообщества.

SEMENOVA, I.U.

THE INTERNATIONAL LEGISLATION IN THE SPHERE OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS

Keywords: international legislation, protection of the rights of minors, rights of the child, national legislation on the rights of children, mechanism of protection of the rights of the child.

In the article analyzed the current international legislation in the sphere of protection of the rights of minors which provisions are a basis for the national legislation on children. The author estimates the standards of the Constitution of the Russian Federation devoted to questions of motherhood, paternity, the childhood and comes to a conclusion on the compliance of the constitutional postulates to norms and standards of international law in the sphere of protection of the childhood. Further it is noted that activity of Committee on the rights of the child as international supervisory authority behind execution by the State Parties of the undertaken obligations within the Convention on the Rights of the Child of 1989 needs a research. The countries ratifying provisions of the Convention are obliged to report on those measures and actions which were taken by them for realization of the rights specified in the international act annually; also they should report about difficulties and positive results achieved within implementation of provisions of the Convention. From contents of reports performance or inadequate performance of obligations under the Convention has to be traced obviously. The considered problem is relevant as in modern conditions of globalization processes protection of the childhood causes special concern of the world community.

На рубеже XX-XXI веков международное сообщество создает специальные правовые средства по защите прав несовершеннолетних, учитывая, что данная социальная группа, в силу возрастных особенностей, не может так же быстро и качественно защищать свои права, как взрослое население. «Сопоставление международно-правовых, конституционно-правовых и иных источников показало существование значительного числа терминов, применяемых по отношению к несовершеннолетним (ребенок, подросток и т.д.). Среди них «несовершеннолетний» представляется наиболее устоявшимся и удачным в российском праве» [3]. Международные и национальные правовые нормы всегда пересекаются, действуют взаимосвязано и согласовано. Государства - члены мирового сообщества обязаны соблюдать требования международного законодательства, поскольку сами являются инициаторами его создания. Указанное положение реализуется и сфере защиты прав несовершеннолетних.

Россия, как цивилизованное демократическое правовое государство, также стоит на страже прав и законных интересов несовершеннолетних. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, институт детства (наряду с материнством и отцовством) находится под защитой государства. Защита прав ребенка носит комплексный социально-экономический характер и реализуется

посредствам принятия различных государственных мер и программ (Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., программы «Десятилетие детства» и т.д.). Стоит отметить, что во многом такие меры строятся на принципах и стандартах, установленных международным законодательством. В части 4 статьи 15 Конституции РФ 1993г. закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, можно утверждать, что законодательство в сфере защиты прав несовершеннолетних, которое принято на национальном уровне и в установленном порядке ратифицировано Россией, является частью ее правовой системы. «Международные стандарты защиты прав детей представляют собой общепринятые в мировом сообществе нормы, правила поведения, которые могут быть закреплены как в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их, так и в рекомендательных нормативных правовых актах, имеющих разную юридическую силу» [4], но, однозначно, ценные для каждого ребенка, любого цивилизованного государства, в связи с чем ощущается острая потребность их надлежащего соблюдения мировым сообществом.

Первым международным документом в области защиты прав детей является Декларация прав ребенка (1959) [1], включающая в себя 10 статей, носящих рекомендательный характер. Она провозглашает социально-экономические, культурные и правовые принципы и приоритеты, имеющие целью «защиту и охрану прав детей как на национальном, так и международном уровнях без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи». Документ базово закрепляет направления деятельности государств - участников по обеспечению и реализации прав детей. Историческая значимость и ценность Декларации прав ребенка проявляется в том, что она обозначила истинное положение детей в современном мире и указала мировому сообществу на острые и актуальные для большинства государств проблемы защиты детства, достойного развития и воспитания ребенка (отношение к труду, религии, образованию; защита от жестокости, насилия и т.д.). По своей сути, указанный международно-правовой акт во многом определил базовые направление политики государств мира по отношению к несовершеннолетним. Мировая общественность осознала насущную потребность защитить правовыми средствами самую уязвимую группу населения - несовершеннолетних.

На сегодняшний момент основным международным документом, устанавливающим минимальные требования к правам ребенка, а также механизмы их защиты является Конвенция о правах ребенка (1989) [2]. В рамках развития принципов Декларации, в Конвенцию включен расширенный перечень прав ребенка в качестве специального субъекта права, наделенного личными, культурными, социальными, экономическими, политическими правами, а также правами в области правосудия. Статьи Конвенции фиксируют ключевые права и свободы ребенка, а именно «право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на неразлучение с ними, права и обязанности родителей по отношению к детям; права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации; права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг» и другие. Конвенция о правах ребенка 1989г. впервые на международном уровне установила, кого считать ребенком. Так, ст. 1 гласит, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [2]. Данный документ предусматривает механизм, а также юрисдикционные и неюрисдикционные формы защиты прав несовершеннолетних. Ст. 43 посвящена Комитету по правам ребенка - конвенционному органу ООН, уполномоченному контролировать надлежащее исполнение государствами - участниками обязательств по Конвенции. Участники обязаны предоставлять в Комитет объективную информацию о мерах и мероприятиях, предпринятых для осуществления прав, указанных в документе; также следует сообщать о трудностях и положительных результатах, достигнутых в рамках реализации положений международного

акта. Из содержания докладов должно явно прослеживаться выполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Отдельно оговаривается (ст. 44), что «государства - участники должны обеспечить широкую гласность своих докладов в своих собственных странах» [2].

Для защиты прав детей международным сообществом создано большое количество наднациональных институтов не только в рамках Организации Объединенных Наций, но и иных международных комиссий и организаций, учрежденных различными конвенциями, многосторонними договорами, пактами и т.п., имеющими обязательную юридическую силу для государств-участников. Реализация данных надгосударственно-правовых механизмов в большей степени зависит от открытости и соответствия внутренней национальной политики в области защиты прав детей; от того, каким его признает мировое сообщество, и, несомненно, зависит от сотрудничества участников наднациональных институтов.

В мировой практике интересен опыт создания в 1946 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН для оказания помощи детям, пострадавшим во время Второй мировой войны, Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). Активно с 1953 года фонд нацелен в своей работе на защиту и поддержку прав детей всего мира. Реализуемые программы данной международной организации подчинены общей цели - защите прав несовершеннолетних и обеспечению права детей на счастливое, здоровое и безопасное детство. На сегодняшний день ЮНИСЕФ проводит в ряде государств информационные кампании и благотворительные акции в рамках защиты и охраны детства, поддержку отцовства и материнства.

Однако нельзя не отметить, что в последние годы к деятельности Фонда имеется ряд вопросов, вызывающих дискуссии. Известно, что официальная позиция Русской Православной Церкви достаточно ясно и определенно осуждает международную организацию за высказанную в научной статье «Искоренение дискриминации детей и родителей по признаку сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности» (публикация в журнале Current Issues, №9, November, 2014) [5] идею одобрения однополых браков и регистрации однополых партнерств и сожительств. Российские СМИ отмечают: «РПЦ выразила озабоченность использованием фондом своего международного статуса и ресурсов в поддержание явлений, противоречащих «традиционной культуре большинства народов, а также нормам естественной и религиозной нравственности» и не подкрепленных международными правовыми основаниями. Кроме того, РПЦ обратила внимание органов государственной власти Российской Федерации и других стран-членов ООН на недопустимость использования возможностей фонда для легитимации безнравственных и нарушающих общепризнанные на международном уровне права человека, в том числе права детей» [5]. Римско-католическая церковь также осуждает деятельность ЮНИСЕФ. В средствах массовой информации имеются сведения, что «Ватикан иногда сокращает и даже прекращает пожертвования в адрес ЮНИСЕФ, мотивируя это тем, что по данным Американской Лиги Жизни и других общественных организаций фонд использовал часть пожертвований для финансирования стерилизаций и абортов». Представители католической церкви осуждают международную организацию из-за поддержки абортов, а также политики Китая «один ребёнок» и иных взглядов. На наш взгляд, указанная информация носит дискуссионный характер и лишь должна быть принята во внимание.

Международным инструментом защиты прав человека, в том числе несовершеннолетних, выступает Европейский Суд по правам человека (Страсбург, Франция), вынесенные решения которого подлежат обязательному исполнению государством. Жалобы, направляемые в международный суд не позднее четырехмесячного срока окончательного разрешения вопроса компетентным государственным органом Российской Федерации, должны касаться событий в отношении несовершеннолетних, за которые несет ответственность государственная власть (для России начиная с 5 мая 1998 года, т.е. после даты ратификации Конвенции). Также нельзя не отметить и принятые 30 ноября 2000 г. Советом глав правительств Содружества независимых государств Решения о защите детства в государствах - участниках СНГ (в рамках Конвенции СНГ о правах человека и основных свободах), обусловленного значимостью проблем защиты детства в современных социально-экономических условиях. Все утвержденные программы и мероприятия в рамках указанного Решения направлены на преодоление негативных тенденций в социальной политике государств-участников и обеспечивают улучшение положения несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.

Отдельно следует уделить внимание общественному механизму защиты прав несовершеннолетних - институту детского омбудсмена. С 2009 года в РФ Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ обеспечивает соблюдение и эффективную защиту прав и интересов несовершеннолетних в стране, имея достаточный объем полномочий для реализации возложенных функций (в субъектах - региональные детские омбудсмены).

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать. что в современном мире международное законодательство обеспечивает должную защиту прав несовершеннолетних, используя различные правовые средства и механизмы. Однако нельзя забывать, что многие положения международных документов носят лишь рекомендательных характер, что, несомненно, вызывает сложности и трудности правоприменения и правореализации. Тем не менее, озабоченность мирового сообщества проблемами защиты прав детей позволяет надеяться на принятие новых и усовершенствование эффективности действующих международных правовых актов в области защиты прав несовершеннолетних.

Литература и источники

1. Декларация прав ребенка 1959г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юрид. литература, 1990. С.385-388.

2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

3. Казакова Л.С. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних [Электронный ресурс] Режим доступа http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2116&id=11

4. Коновалова И.А. Международные стандарты в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних, их внедрение в российское законодательство [Электронный ресурс] Режим доступа http://alrf.msk.ru/journal/publikacii/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-preduprezhdenija

5. Официальный сайт Русской Православной церкви (Московского Патриархата) http://www.patriarchia.ru/

References and Sources

1. Deklaraciya prav rebenka 1959g. // Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka. Sb. dokumentov. M.: Yurid. literatura, 1990. S.385-388.

2. Konvenciya OON o pravah rebenka 1989g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vyp. XLVI. 1993.

3. Kazakova L.S. Sootnoshenie mezhdunarodnogo prava i vnutrigosudarstvennogo zakonodatel'stva v sfere prav nesovershennoletnih [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2116&id=11

4. Konovalova I.A. Mezhdunarodnye standarty v oblasti preduprezhdeniya pravonarushenij nesovershennoletnih, ih vnedrenie v rossijskoe zakonodatel'stvo [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://alrf.msk.ru/journal/publikacii/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-preduprezhdenija

5. Oficial'nyj sajt Russkoj Pravoslavnoj cerkvi (Moskovskogo Patriarhata) http://www.patriarchia.ru/

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары (iysemenova@mail.ru).

SEMENOVA, INNA Yu. - Senior Teacher, Department of Civil Legal Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary

УДК 347(347.1)

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ И ИХ ВИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: виртуальная валюта, криптовалюта, финансовый рынок, цифровые финансовые активы.

Предметом рассмотрения статьи является разработанный депутатами Государственной Думы и находящийся в процессе рассмотрения проект федерального закона № 419059-7«0 цифровых финансовых активах». Автор анализирует нормы законопроекта с позиции возникающих гражданско-правовых отношений в процессе создания, выпуска и обращения криптовалюты. Рассматриваются вопросы правовой природы виртуальной валюты, предпринята попытка предложить свое определение виртуальной валюты, криптовалюты. Рассмотрен вопрос о сфере применения криптовалюты. Показано, что сегодня криптовалюта не может иметь статуса законного платежного средства на территории Российской Федерации и не подлежит обмену на фиатную валюту. Анализируя подготовленный законопроект, автор вносит конкретные положения, которые могут быть рассмотрены и использованы в положениях и нормах законопроекта при его доработке. В статье использованы аналитические материалы, подготовленные Банком России по криптовалютам.

BELOBABCHENKO, M.K. LEGAL REGULATION AND PROSPECTS OF THE USAGE OF VIRTUAL CURRENCIES AND ITS TYPES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: virtual currency, cryptocurrency, financial market, digital financial assets.

The subject of this article is the draft Federal law № 419059-7"on digital financial assets" developed by the deputies of the state Duma and under consideration. The author of this article analyzes the norms of this bill from the position of emerging civil relations in the process of creating, issuing and circulation of cryptocurrency. The author examines the legal nature of virtual currency, makes an attempt to offer his definition of virtual currency, cryptocurrency, and justifies his position on the issue of the scope of cryptocurrency. According to the author's opinion, today cryptocurrency cannot have the status of legal tender in the territory of the Russian Federation and cannot be exchanged for fiat currency. Analyzing the prepared draft law, the author proposes specific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.