Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УПРОЩЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОРИДОР / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ECONOMIC INTEGRATION / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / CUSTOMS AUTHORITIES / INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION / SIMPLIFIED CUSTOMS CORRIDOR / PROTECTIONISM / FREE TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадалиева Рухшона Хакимджановна, Абдусамедов Нодир Анварович, Мардонов Бахoдир Мардон Угли

В статье рассматриваются вопросы развития интеграционных процессов и международного таможенного сотрудничества Узбекистана в рамках Содружества Независимых Государств, занимающие важное место во внешнеэкономической политике республики. Особое внимание уделяется узбекско-российским торгово-экономическим связям и взаимодействию таможенных служб двух государств как основного показателя эффективного развития отношений со странами Содружества Независимых Государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION OF UZBEKISTAN IN THE FRAMEWORK OF INTEGRATION PROCESSES IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article deals with the development of integration processes and international customs cooperation of Uzbekistan within the Commonwealth of Independant States, which occupies an important place in the foreign economic policy of the republic. Special attention is paid to Uzbek-Russian trade and economic relations and interaction of customs services of the two states as the main indicator of effective development of relations with the CIS countries.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

Р. Х. Мадалиева, Н. А. Абдусамедов, Б. М. Мардонов

международное таможенное сотрудничество узбекистана в рамках интеграционных процессов содружества независимых государств

В статье рассматриваются вопросы развития интеграционных процессов и международного таможенного сотрудничества Узбекистана в рамках Содружества Независимых Государств, занимающие важное место во внешнеэкономической политике республики. Особое внимание уделяется узбекско-рос-сийским торгово-экономическим связям и взаимодействию таможенных служб двух государств как основного показателя эффективного развития отношений со странами Содружества Независимых Государств.

Ключевые слова: экономическая интеграция; Содружество Независимых Государств; таможенные органы; международное таможенное сотрудничество; упрощенный таможенный коридор; протекционизм; свободная торговля.

R. Kh. Madalieva, N. A. Abdusamedov, B. M. Mardonov

international customs cooperation of uzbekistan in the framework of integration processes in the commonwealth of independent states

The article deals with the development of integration processes and international customs cooperation of Uzbekistan within the Commonwealth of Independant States, which occupies an important place in the foreign economic policy of the republic. Special attention is paid to Uzbek-Russian trade and economic relations and interaction of customs services of the two states as the main indicator of effective development of relations with the CIS countries.

Keywords: economic integration; the Commonwealth of Independent States; customs authorities; international customs cooperation; simplified customs corridor; protectionism; free trade.

Стремление стран к экономической интеграции составляет неотъемлемую часть развития национальной и мировой экономики, что способствует интенсификации мировой торговли, открытию новых рынков, модернизации и диверсификации различных сфер промышленного производства и аграрного сектора, стимулированию и повышению качества изготавливаемой продукции, облегчению движения товаров и капиталов.

В мире существует множество моделей интеграционных образований. На определенных этапах исторического процесса происходило их институциональное становление, оформление ключевых составных элементов, формирование основных направлений и особенностей многостороннего сотрудничества, международно-правовых инструментов деятельности, а также механизмов регионального и глобального взаимодействия. Исходя из этого, каждая интеграционная система специфична, а ее опыт достоин глубокого научного исследования.

По мнению ряда специалистов, в классической теории региональной интеграции однородность уровней экономического развития и характера внешнеторгового регулирования интегрирующихся стран - одна из главных предпосылок успешной интеграции. С одной стороны, это максимальная близость между

интегрирующимися странами, не только территориальная, но и по уровню экономического развития и степени регулирования национальной экономики; с другой - желание стран идти по пути снижения и устранения ограничений взаимной торговли (согласования мер тарифного и нетарифного регулирования, установления единых правил определения страны происхождения товаров и др.) [1].

Такова и проекция интеграции стран - участниц Содружества Независимых Государств (СНГ), стратегией которого является создание прочного союза равноправных партнеров, представляющего собой важный компонент стабильного экономического роста на постсоветском пространстве. Этот союз - долгосрочный и перспективный экономический партнер для европейских и азиатских стран, крупный энергетический и транспортно-транзитный узел континентального значения [2].

Развитие международных торгово-экономических отношений со странами СНГ находится в центре внимания взвешенной и конструктивной внешней политики Узбекистана. Международные связи республики способствуют укреплению экономической составляющей страны, повышению благосостояния населения, формированию свободных экономических и специальных индустриальных зон, расширению экспортного потенциала и продвижению отечественных товаров на мировые рынки.

Еще до недавнего времени по линии международного сотрудничества Узбекистан придерживался особых подходов в отношении отдельных интеграционных объединений на пространстве СНГ, включая Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). С наступлением нового этапа ускоренного развития, проводимого под руководством Президента Ш. Мирзиёева, внешнеполитический курс Узбекистана претерпел значительные изменения. Значимым событием в реализации демократических преобразований на данном этапе стало утверждение Указом Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № 4947 «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», охватывающей все сферы общественной жизни Узбекистана.

С 2016 г. республика отказалась от внешнеполитического изоляционизма и выстраивает новые внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании современных реалий в национальных интересах [3]. Так, в последние месяцы в политических кругах активно обсуждается вопрос возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС. Правительство и нижняя палата парламента Узбекистана, подробно изучив и рассмотрев данный вопрос, одобрили предложение об участии страны в Союзе в качестве государства-наблюдателя.

СНГ имеет историческое значение для развития многопланового взаимодействия и поддержания межгосударственного диалога Узбекистана в период его председательствования в СНГ в 2020 г. Свидетельством это является выдвинутое Узбекистаном предложение по ускорению принятия новой «Концепции развития СНГ» и «Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года».

По данным Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана, объем товарооборота республики со странами СНГ в 2019 г. составил 14,6 млрд долл., увеличившись на 20% по сравнению с показателями 2018 г. Основными торговыми партнерами были Россия (46% от общего объема торговли со странами СНГ), Казахстан (23%), Кыргызстан (6%), Туркменистан (4%) [4].

Главным экспортным сырьем и продукцией из Узбекистана в 2019 г., в том числе и в страны СНГ, стали золото и драгметаллы (28,5% от общего объема экспорта), услуги (19,9%), энергоносители (14,1%), текстильная продукция (9,1%), продовольственные товары (8,5%), черные и цветные металлы (9,3%) (рис. 1).

Черные и цветные металлы -

9,3%

Рис. 1. Структура экспорта Узбекистана в 2019 г.

Импортируемыми в Узбекистан товарами оставались машины и оборудование (38,4%), услуги (10%), черные металлы (9,1%), химическая продукция и пластмассы (6,8%), продовольственные товары (5,2%), энергоносители (3,8%) (рис. 2).

Энергоносители -

Рис. 2. Объем импортируемых в Узбекистан товаров в 2019 г.

Развитие международных торгово-экономических отношений невозможно представить без таможенной службы. Ее «стратегическим ориентиром является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности», защита внутреннего рынка и интересов государства, создание благоприятных условий для внешней торговли [5].

Таможенные отношения имеют глубокие исторические корни и непосредственно связаны с возникновением торговли. Как отмечает профессор А. Д. Ершов, «...таможенные отношения, изначально и исторически формируясь на границе действия внешних и внутренних факторов, играют роль барьера, ограничителя, своеобразной мембраны, препятствующей ввозу на территорию государства товаров, способных нанести ущерб национальной экономике, и ввозу продукции, имеющей стратегическое значение для страны» [6].

Приоритетные направления торгово-экономической интеграции на постсоветском пространстве, выражающиеся в международном таможенном сотрудничестве, представляются одним из важных инструментов влияния на динамику позитивных преобразований в государствах - участниках СНГ.

Координацию работы по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ ведет Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС СНГ), учрежденный в целях реализации Договора о создании Экономического союза в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993. К его компетенции относятся: создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран Содружества.

Сотрудничество таможенных органов государств СНГ предполагает развитие по следующим основным направлениям:

- поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

- гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на основе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и принципах международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

- инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

- устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств [7].

В рамках взаимодействия с таможенными службами государств - участников СНГ был принят ряд решений, наиболее значимыми среди которых являются новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, Решение СРТС СНГ о взаимопонимании между таможенными службами государств - участников СНГ по совершенствованию порядка проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении интернет-товаров [8].

Этих важных договоренностей удалось достичь на 70-м заседании СРТС СНГ, проведенном 21.11.2019 в Республике Узбекистан. Руководителями таможенных служб Армении, Белоруссии, Азербайджана, России, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана были рассмотрены актуальные вопросы развития

таможенного дела как на двустороннем, так и на многостороннем международном уровне.

Существенным результатом мероприятия стало подписание ряда важных документов, облегчающих процессы таможенного администрирования и расширяющих возможности международного таможенного сотрудничества на многостороннем и двустороннем уровнях. Среди них:

- «Соглашение между таможенными органами государств СНГ о порядке взаимного предоставления образцов печатей и штампов таможенных органов, которые ставятся на транспортные и коммерческие документы»;

- «Технологическая инструкция сотрудничества между таможенными органами и перевозчиками на железнодорожном транспорте по осуществлению таможенного контроля грузов, перевозимых железнодорожным транспортом»;

- «Протокол между Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу»;

- «Технические условия информационного обмена предварительными сведениями о товарах и транспортных средствах между Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и Государственным таможенным комитетом Азербайджанской Республики»;

- «Дополнения к Техническим условиям информационного взаимодействия между Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и Федеральной таможенной службой Российской Федерации, версия 2.0» [9].

Одним из достижений экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств - участников СНГ стало подписание 15.04.1994 «Соглашения о создании зоны свободной торговли». Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой преференциальную территорию, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами [10]. При этом за каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное определение режима торговли по отношению к третьим странам. Узбекистан изначально поддерживал данный формат отношений на пространстве СНГ, выступая за формирование полноценной ЗСТ, основанной на принципах, не ухудшающих торговый режим действующий между странами и обеспечивающий их взаимовыгодные интересы.

В таможенной политике как неотъемлемой части внутренней и внешней политики государства исторически сложились два основных направления: протекционизм и фритредерство, продвигающее свободную торговлю.

Протекционизм, практикуемый государствами для ограждения внутреннего рынка от внешнего воздействия, поддерживает установление высокого уровня таможенного обложения на ввозимые иностранные товары. Протекционистская таможенная политика обеспечивает необходимые условия, способствующие развитию национальной экономики посредством ограничения свободного проникновения иностранной продукции и стимулирования конкуренции среди отечественных производителей. Тем самым государство поддерживает и повышает качество внутреннего производства.

Политика свободной торговли (фритредерство) направлена на всестороннюю поддержку импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она

осуществляется посредством установления минимального уровня таможенных пошлин или даже их отмены.

Узбекистан является сторонником сбалансированной экономической политики. С одной стороны, республика продвигает экономический курс, направленный на повышение инвестиционной привлекательности страны и создание максимально благоприятных условий для проникновения иностранных инвестиций в ведущие сферы национальной экономики. С другой стороны, придерживается протекционистской стратегии, которая выражается в стремлении к импортозаме-щению, защите внутреннего рынка, поддержке национальных производителей, защите экономики страны от возможных негативных изменений на внешних рынках.

В частности, в «Соглашении о создании зоны свободной торговли» между странами СНГ и Республикой Узбекистан указан ряд товаров, на которые Узбекистаном установлены запреты и ограничения экспорта. К ним относятся: живые животные (скот, птица); мясо и пищевые субпродукты; злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха); мука, крупа; растительные масла; сахар; хлебобулочные изделия (кроме мучных кондитерских изделий, пирожных, печенья собственного производства); кожевенное сырье (включая нестандартное), пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое (включая нестандартное); коконы шелкопряда, пригодные для размотки; шелк-сырец (некрученый); отходы шелковые (включая коконы, непригодные для размотки, отходы коконной нити и разрыхленные отходы); лом и отходы цветных металлов; произведения искусства, предметы старины (картины, скульптуры и прочее), представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность [11].

Среди партнеров Узбекистана во внешнеэкономической деятельности, несомненно, одним из основных является Россия. Взаимный торговый оборот имеет самые высокие показатели для республики по сравнению с другими государствами СНГ. Прочным фундаментом отношений между двумя государствами служат Договор о стратегическом партнерстве, подписанный 16.06.2004, и Договор о союзнических отношениях от 14.11.2005. На сегодняшний день быстрыми темпами развиваются инвестиционные вложения российского капитала в ведущие отрасли экономики Узбекистана, среди которых топливно-энергетический комплекс, промышленность, торговля, строительство, авиастроение и железнодорожный транспорт, информационно-коммуникационные технологии. По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, в 2019 г. товарооборот между двумя странами составил 6,6 млрд долл. (2,4 млрд - экспорт и 4,1 млрд -импорт), или 15,7% от общего товарооборота Узбекистана.

Позитивные сдвиги проявляются в динамике развития сотрудничества Федеральной таможенной службы (ФТС России) с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан (ГТК РУз). Для ускорения совершения таможенных операций в отношении товаров узбекской текстильной промышленности, ввозимых в Россию, в 2017 г. между таможенными службами России и Узбекистана заключен «Протокол об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, ввозимых в Россию из Узбекистана» [12]. В мае 2019 г. в Ургенче по итогам первого заседания Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана был подписан Протокол о внесении изменений в данный документ.

В декабре 2016 г. было подписано соглашение между ФТС России и ГТК РУз об организации упрощенного порядка осуществления таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств, получившее название «Упрощенный таможенный коридор». Проект направлен на облегчение таможенных процедур при прохождении через границу отдельных групп товаров на основании информационного взаимодействия по предоставлению предварительных сведений о поставляемых товарах, указанных в экспортных декларациях. Реализация проекта, стартовавшего в 2017 г., предполагает «зеленый коридор» для поставок узбекской плодоовощной продукции на российские рынки, классифицируемых в группах 07 (овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды), 08 (фрукты), 1202 (арахис, нежареный), 20 (продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений (джемы, мармелады, соки и др.)) и 21 (разные пищевые продукты - кофе, чай, дрожжи, горчица и др.) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы совершенствования проекта упрощенного таможенного коридора на встречах представителей профильных ведомств, компаний и предпринимателей с учетом проблем, возникающих на практике на начальных этапах реализации проекта. В отношении узбекско-российско-го упрощенного таможенного коридора планируется введение дополнительных преимуществ по сокращению или неприменению отдельных форм таможенного контроля, исключению дублирующих процедур, наращиванию пропускной способности пограничных пунктов и т. д.

В рамках двустороннего международного сотрудничества между таможенными ведомствами России и Узбекистана особое внимание уделяется установлению тесного взаимодействия в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров. В ходе совместных встреч руководителей Российской таможенной академии и Таможенного института Узбекистана были достигнуты договоренности, касающиеся организации учебного процесса, инновационных форм и методов обучения, разработки и внедрения в образовательную деятельность электронных образовательных ресурсов, поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам таможенного дела.

Динамика развития и рост показателей внешнеторгового оборота, условия для расширения и реализации международных договоренностей свидетельствуют о благоприятных перспективах участия Узбекистана в интеграционных процессах и таможенном сотрудничестве со странами СНГ.

Использованные источники

1. Арапова Е. Интеграционный потенциал АТЗСТ // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 1. С. 70.

2. Из Декларации о стратегическом экономическом сотрудничестве государств - участников СНГ, подписанной 11.10.2019 в г. Ашхабаде [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/ news/566/83722/.

3. Зиядуллаев Н. Узбекистан интегрируется в мировую экономику. Ташкент рассматривает СНГ как площадку для углубления партнерства [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis. info/news/566/85715/.

4. По итогам 2019 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил $42 млрд [Электронный ресурс]. URL: https://review.uz/ru/news/economy/.

5. Афонин П. Н., Филлипенко С. В., Яргина Н. Ю. Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. 172 с.

6. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП: С.-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии: Знание, 2000. 207 с.

7. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (подписана главами правительств стран СНГ 14.11.2008 в г. Кишиневе) [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/cooperation/2882/84863/.

8. Гомон И. В., Винников Э. Э. Международное сотрудничество ФТС России в рамках ЕАЭС и СНГ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-1. С. 111-114.

9. В Ташкенте состоялось 70-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.uz/ru/news/ view/2915.

10. Бельянинов А. Ю., Мантусов В. Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия. М.: Научная книга, 2012. 144 с.

11. Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 между его сторонами и Республикой Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/ page.php?id=23481.

12. Сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.