УДК 94 ББК 63.3
ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Короткова Кира Евгеньевна
Аспирант кафедры истории зарубежных стран
Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Аннотация. В статье освещается интеграция, проходящая на постсоветском пространстве. Выделяются факторы, которые способствуют ее протеканию. Обозначаются и анализируются формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства. К ним относятся: Союзное государство России и Беларуси, Зона свободной торговли стран Содружества Независимых Государств, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Их объединяет преобладание политического характера интеграционных процессов на постсоветском пространстве и стремление к развитию экономической интеграции. Выделенные формы интеграционного взаимодействия осуществляют между собой определенное взаимопроникновение. Этому способствует также наличие государств, входящих в несколько из рассматриваемых организаций на постсоветском пространстве, представляющих собой формы интеграционного взаимодействия. При этом важно отметить наличие преимуществ и недостатков, которыми обладает каждая из выделяемых форм в виду развития интеграции на постсоветском пространстве, и рассмотреть их.
Ключевые слова: интеграция на постсоветском пространстве, СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз, ЗСТ СНГ.
На постсоветском пространстве ввиду развития интеграции можно проследить многочисленные попытки объединения стран Содружества Независимых Государств (далее -СНГ) в различные организации. Исходя из специфики этих организаций, выделяются формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства. Это Зона свободной торговли стран СНГ: Таможенный союз Рост сии, Белоруссии и Казахстана и Союзное государство России и Белоруссии. Данные формы различаются степенью интегрированности ^ стран. При этом набор факторов, способству-
ей
§ ющих интеграции на постсоветском простран-15 стве, не зависит от формы интеграции. ^ По мнению большинства исследователей, © для реальной интеграции основным является
экономический фактор, также значимыми для интеграции считаются факторы безопасности, политический и культурный. В.Б. Мантусов выделяет экономические факторы как основу интеграции. Он пишет, что некоторые исследователи «выдвигают в качестве доминирующих предпосылок экономической интеграции внеэкономические факторы. Не отрицая важного значения политических факторов, вряд ли можно отводить им решающую роль в процессе международной экономической интеграции» [8, с. 9]. Действительно, для интеграции государств необходимо взаимопроникновение и сращивание хозяйственных систем стран-участниц, что происходит на экономическом уровне. Данный процесс не отрицает взаимное военно-техническое сотрудничество, которое на-
оборот является стабилизирующим моментом для поддержания экономической интеграции. При этом культурный фактор в определенной степени означает отсутствие барьеров как языковых, так и ментальных. Он облегчает процесс взаимодействия.
Другой исследователь А.И. Быков выделяет такие факторы, как экономические интересы, безопасность постсоветского пространства, социально-культурную общность населения, политические интересы стран. Экономические интересы выражаются в том, что российский рынок является в значительной степени безальтернативным для стран СНГ. Помимо этого происходит соперничество между государствами постсоветского пространства в борьбе за мировой рынок из-за сырьевой направленности экономик и невысокого уровня технико-экономического развития. При этом существует перспектива развития транзитных транспортных связей между Евро-Атлантическим и Азиатско-Тихоокеанским регионами. Фактор безопасности постсоветского пространства затрагивает такие вопросы, как защита границ, высокая финансовая затратность демаркации внутренних границ бывшего СССР, урегулирование и предотвращение конфликтов, сотрудничество в военно-технической сфере. Следующий фактор интеграции, выделенный ученым, - социально-культурная общность населения. Он означает, прежде всего, наличие русского языка как средства межнационального общения, а также оставшиеся тесные взаимные связи. Под политическими интересами стран постсоветского пространства А.И. Быков подразумевает ориентацию на ЕС и НАТО или интеграцию в рамках постсоветского пространства [2, с. 26-33]. Этот перечень факторов можно дополнить. Е.И. Пивовар, в частности, выделяет вопросы военно-технического сотрудничества и систему хозяйственных связей, а также разделение труда, длительное совместное проживание в пределах одного государства, отсутствие языкового барьера, технологическую взаимозависимость, наличие единых технических норм [10, с. 22-32]. С ним солидарен Н.Н. Шумский [22, с. 153]. Помимо этого можно выделить сложившуюся ранее на постсоветском пространстве инфраструктуру, единство информационных си-
стем и единство научно-исследовательской сферы как факторы интеграции [16, с. 525].
Экономический фактор интеграции является основным. Его раскрывают полно и с разных сторон. Оборонный, военно-технический фактор защиты постсоветского пространства и культурный трактуются однозначно всеми исследователями. При этом, политическому фактору не уделяется столь большого значения, хотя на постсоветском пространстве преобладает политический характер интеграционных процессов. Несмотря на то, что для постсоветского пространства характерны в основе своей общие для интеграционных процессов факторы с учетом региональной специфики, следует подчеркнуть значение политического фактора.
Политический фактор играет свою роль. Как известно, интеграция охватывает, помимо экономической деятельности, также и политические аспекты. В процессе интеграции затрагиваются международные интересы, приоритеты и ценности стран. Известно, что экономика является базисом для развития, а политический фактор можно назвать определенной движущей силой. Политические интересы во многом способствуют начинанию, развитию и оформлению интеграционных проектов, что мы также можем наблюдать и на постсоветском пространстве, в частности, наиболее ярким примером является СНГ. Отсутствие заинтересованности или противоположные политические интересы ведут к прекращению или консервации начатого процесса, что также можно проследить на примере развития интеграционного взаимодействия стран на постсоветском пространстве. Так «интеграционные тенденции в независимых государствах во многом определяются политическими интересами, которых придерживается руководство в этих государствах. Эти интересы носят разнонаправленный характер» [2, с. 33].
Рассмотрев факторы, способствующие интеграции на постсоветском пространстве, важно отметить, что помимо них существуют и противоположные факторы, в связи с чем возникают проблемы на пути интеграции, тормозящие ее развитие. Основными препятствиями объединительных процессов, как отмечают исследователи, являются подчеркнутое желание стран упрочить полученный суверенитет, неравномерное экономическое развитие
государств на постсоветском пространстве, преобладающий ресурсный характер экономик стран, а также проведение многовекторной политики. При построении интеграционных проектов не всегда сразу учитываются все необходимые факторы, вследствие чего это влияет на успешность самих проектов.
Как известно, долгое время интеграция на постсоветском пространстве носила декларативный характер, что связано с появлением суверенных интересов государств, образовавшихся после распада СССР. Получив независимость, страны обрели возможность вести самостоятельную политику. Преобладание политического характера интеграции на постсоветском пространстве послужило созданию ряда организаций, в том числе и экономических объединений [2, с. 35], что можно проследить рассматривая формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства, посредством которых реализуется стремление к развитию экономической интеграции, в связи с этим выделяется несколько основных форм: Зона свободной торговли стран СНГ, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и Союзное государство России и Белоруссии.
Данные формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства были выбраны как наиболее соответствующие этапам мировой экономической интеграции в ожидаемой перспективе развития. Как известно, международная экономическая интеграция предполагает постепенное прохождение нескольких этапов: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, затем экономический и валютный союз, в завершение полную экономическую и политическую интеграцию. Проследим становление форм интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве. Начнем в хронологическом порядке по времени подписания соглашений и договоров.
В 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза [4]. Он подразумевал постепенное развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве по классической схеме. Согласно статье 4 этого договора, Экономический союз должен создаваться через поэтапное углубление интеграции путем создания вначале межгосударственной
(многосторонней) ассоциации свободной торговли, далее таможенного союза, потом общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и в завершение валютного (денежного) союза. Для каждой формы интеграции предусматривался комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны были быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. Вследствие чего, первым соглашением было Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. о создании зоны свободной торговли [15]. Далее последовало Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. о Таможенном союзе. Для реальной интеграции временной промежуток длиною меньше года слишком мал для создания полноценной зоны свободной торговли и перехода к следующему этапу объединительных процессов.
Как известно, до Соглашения стран СНГ о Таможенном союзе первоначально в этом же году было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь [14]. Между двумя этими государствами наметилась более тесная интеграция. В 1996 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией был заключен договор о Сообществе двух государств. Далее, уже в 1997 г. подписан договор о Союзе Беларуси и России, а в 1999 г. -Договор о Союзном государстве. Как наиболее полная форма интеграции, предусматривающая не только экономический аспект, но охватывающая все стороны жизни государства, форма Союзного государства должна была привести к конфедерации двух государств. Но интеграция носила декларативный характер, что подтверждается быстрыми темпами перехода от Сообщества к Союзу, а затем к Союзному государству.
Упомянутые ранее соглашения 90-х гг. ХХ в. получили свое развитие позже. В 2007 г. был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. Таможенный союз начал свою деятельность со вступлением в силу Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. и Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года. С 1 июля 2010 г. был введен в действие единый Таможенный кодекс
[17]. Уже с 1 июля 2011 г. Таможенный Союз начал полноценно функционировать, так как была создана единая таможенная территория с полным набором контрольных функций по внешнему периметру [21]. Позже была создана Зона свободной торговли стран СНГ, в соответствие с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Все это свидетельствует о достаточно длительном становлении и развитии интеграции на постсоветском пространстве.
Отметим, что по своему формату рассматриваемые интеграционные объединения различны. Союзное государство, включая в орбиту своих интересов интеграцию разных сфер жизни стран-участниц, изначально предполагалось в формате конфедерации двух государств. Таможенный союз представляет собой таможенный союз трех стран, изъявивших желание идти по пути объединения своих таможенных территорий и унификации таможенных пошлин в отношении третьих стран. ЗСТ СНГ - зона свободной торговли стран СНГ, означает отмену таможенных пошлин в торговле между странами-участницами. Каждое объединение, исходя из общих интересов государств в различных сферах, направленных на взаимное сотрудничество, подразумевает различные пути консолидации. При этом выделенные формы интеграционного взаимодействия осуществляют между собой определенное взаимопроникновение. Этому способствует наличие государств, входящих в несколько из рассматриваемых организаций.
Взаимопроникновение форм интеграционного взаимодействия можно наблюдать в связи с тем, что интеграция развивается неравномерно. Вследствие чего одна организация преуспела в интеграции (Таможенный союз), а другая (Союзное государство) остановилась на пути к конфедерации вследствие объективных причин. Причем наличие Союзного государства способствует развитию интеграции в Таможенном союзе, так как Таможенный союз по своей специфике охватывает только экономические интересы обеих стран-участниц Союзного государства.
Взаимопроникновение форм интеграционного взаимодействия проявляется еще и в том, что при создании Зоны свободной торговли СНГ было учтено существование такой орга-
низации на постсоветском пространстве, как Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана [3], все три страны входят в ЗСТ СНГ. Как известно, Договор о зоне свободной торговли был заключен уже при сформированном и действующем Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Все это связано со спецификой постсоветского пространства, в частности, с существованием разноскоростной и разноуровневой интеграции.
Рассмотрим формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства подробнее.
Союзное государство, образовавшись ввиду интеграционных интересов 90-х гг. XX в., считается наиболее развитой формой объединения стран на постсоветском пространстве. Так госсекретарь Союзного государства Г.А. Рапота отмечает, что Союзное государство находится в более продвинутом положении по ряду позиций. Он напоминает, что ни пограничного контроля, ни таможенного между Беларусью и Российской Федерацией нет. «И если в Таможенном союзе таможенные границы ликвидированы и на границе России с Казахстаном, то пограничный контроль отсутствует только в Союзном государстве», -он также обращает внимание на наличие созданной региональной группировки войск в Союзном государстве, относящейся к сфере интересов ОДКБ, которая служит примером для других членов ОДКБ [18]. Помимо этого он выделяет и социально экономический вопрос, ставя его решение в пример, как ориентир для Таможенного союза, ссылаясь на опыт в реализации программ Союзного государства. По его словам, Союзное государство является «пилотным проектом» по причине готовности двух стран к более тесной интеграции. Действительно, по темпам интеграции, и включая различные уровни взаимодействия, такие как Союзные военные программы, Союзные программы, направленные на технологическое взаимодействие, развитие и кооперационное взаимодействие двух стран, а также научно-исследовательские программы, Союзное государство является ориентиром.
При этом данное объединение, «задуманное первоначально, по сути дела именно как конфедеративное объединение», до сих пор остается проектом [7]. Как известно, конфе-
дерация является такой формой межгосударственного объединения, когда государства, в нее входящие, сохраняют свой суверенитет, будучи независимыми друг от друга. Они образуют союз для координации и совместного осуществления своей деятельности в тех или иных сферах или вопросах. Госсекретарь Союзного государства поясняет, что пока до конца не сформирована структура, Союзное государство остается на стадии проекта [11].
Как интеграционное объединение Союзное государство России и Белоруссии движется по пути дальнейшего становления. Прежде всего стоит обратить внимание на давно назревшую необходимость создания наднациональных органов, координирующих совместную политику, экономику и другие сферы взаимодействия. Для этого государства-участники должны пожертвовать частью своего суверенитета, в связи с чем должно быть произведено детальное согласование этого вопроса. Видимо, государства еще не готовы пойти на данный шаг, и поэтому решение до сих пор не принято. Несмотря на это, Россия и Белоруссия осуществляют взаимодействие по различным вопросам посредством других организаций стран СНГ, таких как ОДКБ и Таможенный союз трех стран. Первые лица обоих государств отмечают ценность Союзного государства. «Опыт белорусско-российской интеграции успешно применен в современных масштабных проектах - Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Он будет использован при движении к следующей поставленной нами цели - Евразийскому союзу», - подчеркнул Президент Беларуси Александр Лукашенко. «Опыт, накопленный во время формирования Союзного государства, успешно используется в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, отметил Владимир Путин» [9].
Предполагается, что Союзное государство должно охватить все стороны жизни обоих государств: военную, культурную, социальную, экономическую, политическую. Форма Союзного государства является окончательной, в том смысле, что не предусматривает движения к другим формам-этапам интеграции. Для полной реализации подразумеваемых ею объединительных процессов в виде создания конфедерации государств не-
достает политической воли и взаимной заинтересованности стран-участниц в данном образовании. При этом осуществляется успешная реализация союзных программ. Также необходимо сказать, что преобладает в основном двустороннее межгосударственное сотрудничество.
На постсоветском пространстве отсутствует четкая концепция интеграции, в связи с этим и происходит неравномерное и непоследовательное развитие отдельных форм интеграционного взаимодействия стран СНГ. Так, осуществление положений учредительных документов, в частности, Сообщества и Союза Беларуси и России требовало времени и создания необходимых условий. Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, подписанная 25 декабря 1998 г., предполагала до середины 1999 г. создание в экономической сфере единого таможенного пространства. Это означало ускоренное создание Таможенного союза, минуя Зону свободной торговли, что предпринималось исходя из текущих политических интересов.
Несмотря на наличие многих препятствий в своем становлении и развитии, проект Таможенного союза реально осуществлен на постсоветском пространстве в виде действующего Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Важно отметить, что Таможенный союз наиболее преуспел в вопросе экономической интеграции по сравнению с предыдущими структурами СНГ, направленными на подобное сотрудничество. В нем большее количество участников, чем в Союзном государстве, что объясняется более узкой направленностью взаимодействия. Хотя присутствуют и определенные сложности в связи с необходимостью унификации законодательства стран-участниц в выбранной сфере сотрудничества, но реальное воплощение данного проекта на постсоветском пространстве и наличие стран, желающих присоединиться к Таможенному союзу, свидетельствует в пользу его успешности.
Важно обратить внимание на то, что сам формат данного интеграционного объединения предполагает достаточно большую согласованность. Таможенный союз представляет собой единую таможенную территорию, включающую таможенные территории государств-участников, на которой не применяются таможенные пошли-
ны и иные ограничения внешней торговли для стран-участниц. В отношении третьих стран согласовываются единые таможенные пошлины, налоги, сборы и иные ограничения внешней торговли, предполагается создание наднациональных органов [12]. В Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана такой орган был создан (Комиссия Таможенного союза). Он имеет статус наднационального органа управления, при этом не был подчинен какому-либо из правительств стран Таможенного союза. С 2012 г. его преемницей стала Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК).
Развитие Таможенного союза способствует дальнейшему углублению интеграции на постсоветском пространстве: «успешное взаимодействие в рамках Таможенного союза наглядно демонстрирует, что существует реальная возможность двигать интеграцию в направлении Евразийского союза. Этот процесс явно не будет скоротечным, и проблем будет предостаточно. Такие колоссальные проекты быстро не осуществить. Но в помощь его участникам будет то, что они в свое время уже были объединены в рамках Советского Союза» [20].
Говоря об экономической интеграции стран СНГ, необходимо также рассмотреть образование Зоны свободной торговли СНГ. Еще 15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о зоне свободной торговли (далее - ЗСТ) президентами Азербайджанской Республики, Республики Армении, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины. В подписании Договора о зоне свободной торговли 18 октября 2011 г. приняли участие Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Российской Федерации, Таджикистан, Украина, позднее присоединился Узбекистан. Сам Договор основан на общепринятых нормах и правилах ГАТТ/ВТО. Он в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ регламентирует развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли [1].
После подписания договора премьер Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что с образованием зоны свободной тор-
говли по целым группам товаров отменяются экспортные и импортные пошлины. «Определенные изъятия действительно есть, но они будут постепенно уходить в прошлое» [5]. Это значит, что создаются условия для кооперационных производств, взаимно расширяются рынки, и товары будут поступать по более низким ценам. Все это повышает для стран-участниц конкурентные преимущества экономик. Важно обратить внимание на то, что «создание ЗСТ на пространстве Содружества ни в коем случае не противоречит нормам и правилам ВТО, тем более, что подписавшие этот договор Киргизия, Армения и Молдавия, уже являются странами, присоединившимися к ВТО» [5].
Стоит отметить, что формат зоны свободной торговли является более удобным для присоединения, что дает преимущества, так как государство получает выгоды от торговли, соблюдая минимум условий, по сравнению с построением таможенного союза. На территории ЗСТ не применяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с таможенных территорий этих государств. В отношении третьих стран государства-участники сами определяют режим торговли, не осуществляя координации между собой [13].
Помимо торговых преимуществ, к подписанию договора о Зоне свободной торговли побудило наличие Таможенного союза с достаточно большими требованиями унификации законодательства. Ввиду этого, по мнению вице-президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, «сработала схема Таможенного союза». Таможенный союз не увеличил количество участников, но интенсификация интеграционных процессов произошла. «Грубо говоря, страны СНГ испугались того, что они оказались за бортом интеграции. Это связанно и с тем, что они могли оказаться вне евроинтеграции. Соответственно, это могло очень серьезно усложнить их положение. Поэтому так быстро было подписано соглашение о Зоне свободной торговли в рамках СНГ, которое раньше вымучивалось десятилетиями» [5]. Договор вступил в силу 20 сентября 2012 года [6].
Еще до вступления в силу Договора о ЗСТ уже возникли вопросы по поводу его реального функционирования, вопросы по пово-
ду параллельного сосуществования ЗСТ с Таможенным союзом. В частности, сопредседателя Совета по национальной стратегии Иосифа Дискина интересовал вопрос, «как договор о свободной торговле в рамках СНГ может сочетаться с Таможенным союзом, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Границы Таможенного союза ограничивали его участников от всех остальных» [5]. Действительно, данная ситуация нетипична по своей сути. Известно, что традиционно интеграция государств начинается с образования зоны свободной торговли, далее происходит создание таможенного союза, потом образование общего рынка, экономического, а далее политического союза. На постсоветском пространстве одновременно, независимо друг от друга существуют таможенный союз и зона свободной торговли. При этом важно учесть, что Таможенный союз как реально функционирующая организация ранее вступил в действие, чем ЗСТ СНГ, хотя по логике развития интеграции форма таможенного союза является более совершенной, чем форма зоны свободной торговли, и приближается к новой ступени интеграции - общему рынку. Отсутствие преемственности и постепенного эволюционного перехода от одной формы интеграции к другой явно не способствует ускорению и углублению объединительных процессов на постсоветском пространстве. При этом четко выделяется направленность стран на развитие экономического взаимодействия, как приоритета межгосударственных отношений.
У Таможенного союза и ЗСТ СНГ разные задачи, как и разные пути интеграции, хотя построение интеграции предполагает постепенное восхождение от одного уровня к другому. Таможенный союз предполагает большую сплоченность участников, определенную унификацию законодательства, что не способствует его быстрому расширению. Зона свободной торговли наоборот направлена на увеличение числа входящих в нее государств.
В настоящее время исследователи считают необходимым отойти от жестких форм интеграции ввиду новых тенденций в меняющемся мире. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана может стать одним из последних примеров регионального экономического образования классического типа [19].
Учитывая разную степень сплоченности интеграционных образований на постсоветском пространстве и разные цели и задачи их функционирования, можно заключить, что их существование основано на развитии преобладающих интересов государств-участников. Основные формы интеграционного взаимодействия стран постсоветского пространства, это Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз трех стран, и ЗСТ СНГ, направлены на реализацию интересов стран-участниц в различных сферах. С этим и связано их одновременное существование и функционирование на постсоветском пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Аналитический материал о Договоре о зоне свободной торговли. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.cis.minsk.by /page.php?id=18968. - Загл. с экрана.
2. Быков, А. И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития / А. И. Быков. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 232 с.
3. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 // Бюллетень международных договоров. - 2013. - № 1. - № 71-107. - С. 1-54.
4. Договор о создании Экономического союза от 24.09.1993 // Бюллетень международных договоров. - 1995. - N° 1. - С. 3.
5. Зона свободной торговли СНГ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //actualcomment.ru/theme/2067/. - Загл. с экрана.
6. Интернет-портал СНГ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.e-cis.info /zst.php. - Загл. с экрана.
7. Конфедерация и другие межгосударственные объединения // Конституционное право. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.bibliotekar. ru/konstitucionnoe-pravo-1 /144.htm. - Загл. с экрана.
8 Мантусов, В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В. Б. Мантусов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 63 с.
9. Опыт белорусско-российской интеграции успешен и востребован. - Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://www.postkomsg.com /?id=36756&query_id=2115. - Загл. с экрана.
10. Пивовар, Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк / Е. И. Пивовар. - СПб. : Алетейя, 2008. - 320 с.
11. Рапота, Г. А. Идея создания Союзного государства направлена на единение двух братских народов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http: //www.postkomsg. com/?id=36188& query_id=2115 (дата обращения: 15.04.2013). — Загл. с экрана.
12. Романова, М. Е. Таможенное дело. [Таможенный союз]. — 2009. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.vocable.ru /dictionary/1082/word /tamozhenyi-soyuz. — Загл. с экрана.
13. Романова, М. Е. Таможенное дело. [Зона свободной торговли]. — 2009. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.vocable.ru /dictionary/1082/word/zona-svobodnoi-torgovli. — Загл. с экрана.
14. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 10. — С. 31.
15. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 // Дипломатический вестник. — 1994. — № 9—10. — С. 40—46.
16. Современная экономическая наука. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 535 с.
17. Союз Беларусь-Россия // Российская газета. — 2010.— 18 февр.
18. Союзное государство остается в авангарде интеграционных процессов. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.postkomsg.com /?id=35795&query_id=2115. — Загл. с экрана.
19. Спартак, А. Современный регионализм / А. Спартак // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 1. — С. 3—15.
20. Трифонов, С. Интеграция, как мировой тренд / С. Трифонов. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.postkomsg.com /?id=35918&query_id=2115. — Загл. с экрана.
21. Что такое Таможенный союз. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // referendum.md/info. — Загл. с эерана.
22. Шумский, Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции / Н. Н. Шумский. — Минск : Беларус. на-вука, 2010. — 323 с.
REFERENCES
1. Analiticheskii material o Dogovore o zone svobodnoi torgovli [Analytical material about the Contract on a free trade zone]. Available at: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id= 18968.
2. Bykov A.I. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo v ramkakh ShOS: osnovnye napravleniia i
perspektivy razvitiia [Economic cooperation within SCO: main directions and development prospects]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2011. 232 p.
3. Dogovor o zone svobodnoi torgovli ot 18.10.2011 [Contract on a free trade zone of 18.10.2011] Biulleten' mezhdunarodnykh dogovorov [Bulletin of International Treaties], 2013, no. 1.
4. Dogovor o sozdanii Ekonomicheskogo soiuza ot 24.09.1993 [The contract on creation of the Economic union of 24.09.1993]. Biulleten' mezhdunarodnykh dogovorov [Bulletin of International Treaties], 1995, no. 1, p. 3.
5. Zona svobodnoi torgovli SNG [Free trade zone of the CIS]. Available at: http://actualcomment.ru/ theme/2067/.
6. Internet-portal SNG [CIS Internet portal]. Available at: http://www.e-cis.info/zst.php.
7. Konfederatsiia i drugie mezhgosudarstvennye ob"edineniia [Confederation and other interstate associations]. Konstitutsionnoe pravo [Russian newspaper]. Available at: http://www.bibliotekar.ru/ konstitucionnoe-pravo-1/144.htm.
8. Mantusov V.B. Mezhdunarodnaia ekonomicheskaia integratsiia v sovremennykh mirokhoziaistvennykh otnosheniiakh [The international economic integration in the modern world economic relations]. Moscow, Iuniti-Dana Publ., 2012. 63 p.
9. Opyt belorussko-rossiiskoi integratsii uspeshen i vostrebovan [Experience of the Belarusian-Russian integration is successful and demanded]. Available at: http://www.postkomsg.com/?id=36756 &query_id=2115.
10. Pivovar E.I. Postsovetskoe prostranstvo: al'ternativy integratsii. Istoricheskii ocherk [Former Soviet Union: alternatives of integration. Historical sketch]. St-Petersburg, Aleteiia Publ., 2008. 320 p.
11. Rapota G. Ideia sozdaniia Soiuznogo gosudarstva napravlena na edinenie dvukh bratskikh narodov [The idea of creation of the Union State is directed on a unification of two fraternal peoples]. Available at: http://www.postkomsg.com/ ?id=36188&query_id=2115 .
12. Romanova M.E. Tamozhennoe delo (Tamozhennyj sojuz) [Customs affairs (Customs union)]. 2009. Available at: http://www.vocable.ru/ dictionary/1082/word/tamozhenyi-soyuz.
13. Romanova M.E. Tamozhennoe delo (Zona svobodnoi torgovli) [Customs affairs (Free trade zone)], 2009. Available at: http://www.vocable.ru/ dictionary/1082/word/zona-svobodnoi-torgovli.
14. Soglashenie o Tamozhennom soiuze mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Belarus' [The agreement on the Customs union between the Russian Federation and Republic of Belarus]. Biulleten'
mezhdunarodnykh dogovorov [Bulletin of International Treaties], 1995, no. 10, p. 31.
15. Soglashenie o sozdanii zony svobodnoi torgovli ot 15.04.1994 [The agreement on free trade zone creation of 15.04.1994]. Diplomaticheskii vestnik, 1994, no. 9-10, pp. 40-46.
16. Sovremennaia ekonomicheskaia nauka [Modern economic science]. Moscow, Iuniti-Dana Publ., 2012. 535 p.
17. Soiuz Belarus'-Rossiia [Belarus-Russia Union]. Rossiiskaia gazeta [Russian Newspaper], 2010, Febr. 18.
18. Soiuznoe gosudarstvo ostaetsia v avangarde integratsionnykh protsessov [The Union State remains in vanguard of integration processes]. Available at: http:/ /www.postkomsg.com/?id=35795&query_id=2115.
19. Spartak A. Sovremennyi regionalizm [Modern regionalism]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, 2011, no. 1, pp. 3-15.
20. Trifonov S. Integratsiia, kak mirovoi trend [Integration, as world trend]. Available at: http:// www.postkomsg. com/?id=35918&query_id=2115.
21. Chto takoe Tamozhennyi soiuz [What the Customs union is]. Available at: http://referendum. md/info.
22. Shumskii N.N. Regional'nye ekonomicheskie ob "edineniia postsovetskikh gosudarstv: organizatsionno-pravovoe obespechenie protsessov integratsii [Regional economic associations of the Post-Soviet states: organizational legal support of processes of integration]. Minsk, Belarus. navuka Publ., 2010. 323 p.
FORMS OF INTEGRATION COOPERATION OF THE POST-SOVIET STATES
Korotkova Kira Evgenevna
Post graduate student, Department of History of Foreign Countries, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod [email protected] Nizhny Novgorod, Russian Federation
Abstract. The article highlights the integration which is taking place on the post-Soviet space and it marks some factors which promote integration course. There are some forms of integration interaction of the countries of the post-Soviet space. The article designates and analyzes them. They are: the Union State of Russia and Belarus, Free trade zone of the countries of the Commonwealth of Independent States, the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. The prevalence of political nature of integration processes on the postSoviet space and aspiration to the development of economic integration unites them.
Examined integration associations are various in their format. The Union State includes in an orbit of own interests the integration of different spheres of life of participating countries and as it is supposed to be a confederation of two states. The Customs Union represents the Customs Union of three countries which have expressed desire to go on the way of association of the customs territories and unification of the customs duties concerning the third countries. Free trade zone of the CIS means cancellation of the customs duties in trade between the participating countries. Each association has common interests of the states in various spheres directed on mutual cooperation and assumes various ways of consolidation.
The detected forms of integration interaction carry out certain interpenetration among themselves. The existence of the states consisting in some of the considered organizations on the post-Soviet space promotes it. The considered organizations represent forms of integration interaction.
The absence of continuity and gradual evolutionary transition from one form of integration to another obviously doesn't promote acceleration and deepening of unifying processes on post-Soviet space. In spite of it the priority of the interstate relations is the orientation of the countries on development of economic interaction.
It is important to note and to consider the existence of advantages and disadvantages of forms of integration interaction in connection with the development of integration on post-soviet space.
Key words: integration on post-Soviet space, CIS, Union State of Russia and Belarus, Customs Union, Free trade zone of the CIS.