Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
847
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко В.О.

В статье рассматривается международное таможенное право в системе международного права. Установлен предмет международного таможенного права, а также субъекты данной отрасли права. Кроме того, автором рассмотрена система источников международного таможенного права. В своём исследовании автор приходит к выводу, что международное таможенное право является самостоятельной отраслью международного права, направленной на регулирование международных отношений в таможенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CUSTOMS LAW IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL LAW

The article deals with international customs law in the system of international law. The subject of international customs law, as well as the subjects of this branch of law, have been established. In addition, the author considered the system of sources of international customs law. In his study, the author comes to the conclusion that international customs law is an independent branch of international law aimed at regulating international relations in the customs sphere.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА

В.О. Бондаренко, магистрант

Научный руководитель: С.Н. Овчинников, канд. юрид. наук, доцент Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-2-160-165

Аннотация. В статье рассматривается международное таможенное право в системе международного права. Установлен предмет международного таможенного права, а также субъекты данной отрасли права. Кроме того, автором рассмотрена система источников международного таможенного права. В своём исследовании автор приходит к выводу, что международное таможенное право является самостоятельной отраслью международного права, направленной на регулирование международных отношений в таможенной сфере.

Ключевые слова: международное право, международное таможенное право, система международного таможенного права, международные таможенные отношения, особенности международного таможенного права.

В последнее время мировому сообществу было свойственно прогрессивное развитие как в техническом, так и в культурном плане, что в свою очередь, повлекло стремительное развитие международных отношений. В частности, появляются новые сферы международного взаимодействия, которые требуют правового урегулирования. Следствием такого темпа развития международных отношений, а также происходящих в международном сообществе процессов глобализации, является развитие международного права. Это приводит к появлению новых отраслей международного права, регулированию тех областей, которые ранее не были урегулированы на международном уровне. Одной из таких отраслей международного права является международное таможенное право.

Исследование отрасли права следует начать с изучения её предмета. Для этого мы обратимся к мнению теоретиков по данному вопросу.

По мнению А.Д. Ершова предмет международного таможенного права составляют экономические, организационно-правовые и психоэтические взаимоотношения в области регулирования внешнеторговой деятельности, основанные на законодательно закрепленных принципах и

направлениях таможенной политики стран-участниц международных экономических отношений [1].

Определение предмета А.Д. Ершовым, по нашему мнению, является слишком широким и включает в себя группы отношений, которые вряд ли могут быть отнесены к предмету международного таможенного права.

Н.М. Кожуханов считает, что предмет таможенного права составляют общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [2].

М.Н. Кобзарь-Фролова имеет схожую точку зрения с вышеупомянутой, но предмет определяет более развёрнуто. Он выделяет в качестве предмета отношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, их оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей [3].

Рассматривая, вышеуказанные определения предмета международного таможенного права, можем отметить, что авторами выбраны оптимальные группы отношений в качестве предмета международного таможенного права.

Кроме того, для определения предмета международного таможенного права, сле-

дует обратиться к его легальному закреплению. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) [4]. Так, в ч. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС закреплено, что: «В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами».

Рассмотрев точки зрения, встречающиеся в науке, а также легальное определение предмета международного таможенного права, можем установит, что предмет таможенного права, составляют следующие отношения: установления порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; согласования правил классификации и кодирования товаров в таможенных целях (правила построения товарных номенклатур в таможенных целях); оценки товаров; определения страны происхождения; применения льгот и преференций; оптимизации таможенных процедур; осуществления таможенного контроля, обжалования; установления прав и обязанностей субъектов участников.

Определив предмет международного таможенного права, установим субъектов данной отрасли права.

Первичными субъектами международного таможенного права, на наш взгляд, следует обозначить государства. Потому что, исключительно государства могут

придать международному праву юридически обязательный характер. Государства формируют и определяют содержание международного права, а также обеспечивают его исполнение. При этом важно отметить, что один из основных принципов международных взаимоотношений - это равенство государств. Из чего следует, что международное право носит согласительный характер и какого-то надгосудар-ственного органа, издающего общеобязательные нормы, нет.

Кроме государств субъектами международного таможенного права выступают международные организации. Государства из возникшей необходимости в результате развития международных отношений, наделили правосубъектностью международные организации. Исходя из этого международные организации являются вторичными субъектами международного таможенного права, получая свой правовой статус от первичных субъектов международного таможенного права, государств. Однако, важно заметить, что среди международных организаций выделяются: межправительственные международные организации и неправительственные международные организации. В науке, в свою очередь, большинство теоретиков сходятся во мнении, что субъектом международного права следует признавать именно международные межправительственные организации [5].

Среди международных организаций, особую роль в международном таможенном праве играет Всемирная таможенная организация (далее - ВТАО), которая выступает центром, координирующим и направляющим деятельность иных субъектов международного права в целях развития международного таможенного сотрудничества.

В науке международного права существует также спорное мнение, что к субъектам международного права следует относить физических и юридических лиц [6]. Однако, как мы знаем, природа международных отношений носит характер межвластных, межгосударственных отношений. Субъекты международных отношений должны быть напрямую подчинены

нормам международного права, способны принимать участие в создании и реализации норм международного права [6]. Все перечисленные нами признаки субъектов международного права не свойственны физическим и юридическим лицам, следовательно, они являются субъектами внутреннего права и не могут выступать субъектами международного таможенного права.

Таким образом, основными субъектами международного таможенного права выступают государства и международные межправительственные организации, среди которых ВТАО является единой институциональной основой в международном таможенном регулировании.

Также, анализируя международное таможенное право, следует рассмотреть его источники.

Международное таможенное право является одной из отраслей международного права, поэтому, для того, чтобы установить источники международного таможенного права, обратимся к системе источников международного права.

Перечень источников международного права, установлен ст. 38 Статута Международного суда ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [7]. Так, к источникам международного права относятся:

1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Как мы можем заметить, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций рассматриваются именно в качестве вспомогательных источников, но их нельзя отнести к основным. Так как, судебные решения и док-

трины лишь помогают выделить нормы поведения, произвести толкование существующих международно-правовых норм, то есть служат вспомогательным средством.

Опираясь на систему источников международного права, можем установить систему источников международного таможенного права.

Главным источником международного таможенного права, также, как и в международном праве, выступает международный договор, чаще именуемый конвенциями.

Основными международными таможенными конвенциями выступают:

- Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [8];

- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров [9];

- Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [10];

- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП [11];

- Международная конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.) [12];

- Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров [13];

Вторым по значимости среди источников международного таможенного права выступает международно-правовой обычай. Международный правовой обычай представляет собой правило поведения субъектов международного права, сложившееся в международной практике и признаваемое в качестве обязательного. Международно-правовой обычай как источник права характеризуется двумя составляющими: общепринятое поведение и признание обычая в качестве юридической нормы (opinio juris) [14]. Отличительной особенностью международно-правового обычая от международного договора является то, что международно-правовой обычай не требует обязательного закрепления в каких-либо правовых документах, обычай проявляется прежде всего в практике субъектов международного права.

Активно применяются в практике международного таможенного права Инко-термс, представляющие собой сборник международных торговых обычаев, применяемых при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов. Объединение международных торговых обычаев и обыкновений в данном сборнике, позволяет добиться их единообразного применения и закрепления в письменной форме [15]. В частности, Инкотермс признаны торговым обычаем в Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2012 г. № 54-5 «О свидетельствова-нии торгового обычая (обычая делового оборота), принятого в Российской Федерации» [16].

Ещё одним, бесспорным, источником международного таможенного права, являются общие принципы права, признанные международным сообществом. К таковым можем отнести: принцип добросовестного исполнения международных обязательств, принцип сотрудничества государств, принцип мирного разрешения споров, принцип невмешательства, принцип не применения силы или угрозы силой [17].

Кроме того, помимо основных источников, существуют вспомогательные источники международного таможенного права. К таковым мы можем отнести: судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в соответствии с Статутом Международного суда. А также, к вспомогательным источникам следует отнести решения международных организаций [18], роль которых в последние годы значительно возросла.

При рассмотрении вспомогательных источников международного таможенного права, следует учитывать, что они не создают новую норму права, они лишь помогают определить её, например, путём толкования.

Изучив источники международного таможенного права, можем сделать вывод, что к основным источникам относятся: таможенные конвенции, международно-правовой обычай и общеправовые прин-

ципы международного права, в свою очередь, к вспомогательным относятся: судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, решения международных организаций.

Кроме рассмотренных нами составляющих отрасли международного таможенного права, следует также отметить, что международное таможенное право тесно взаимодействует с иными отраслями международного права, в особенности с международным правом Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

Право ВТО - представляет собой систему норм, регулирующую отношения между членами ВТО в сфере отношений по взаимной торговли товарами и услугами [19]. Предметом права ВТО выступают международные торговые отношения. Исходя из направленности и предмета регулирования права ВТО, мы можем сделать вывод, что у международного таможенного права и права ВТО существует общие задачи. Одна из главных совместных задач - это создание условий для максимально эффективной реализации международных торговых отношений. Реализация данной задачи, обеспечивается проведением политики в таможенном праве по максимально возможному упрощению формальностей, а также таможенных процедур. Немаловажной заслугой международного таможенного права в развитии торговых отношений, регулируемых правом ВТО, является проведение классификации и кодирования товаров, что позволяет провести идентификацию товаров, вести эффективную статистику учёта товаров, и соответственно обеспечивает развитие торговых отношений.

Подводя итог, можем сказать, что международное таможенное право имеет собственный предмет регулирования, а также субъектов и обширную базу источников. Кроме того, как мы выяснили, международное таможенное право имеет тесную взаимосвязь с иными отраслями международного таможенного права и оказывает определённое влияние на них. Таким образом, международное таможенное право следует определить, как самостоятельную

отрасль международного права, направ- отношений в таможенной сфере. ленную на регулирование международных

Библиографический список

1. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. - СПб., 2017. - С. 15.

2. Кожуханов Н. М. Отраслевая принадлежность таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - № 4. - С. 52-61.

3. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о предмете таможенного права // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. - 2017. - №1. - С. 75.

4. Таможенный кодекс: Евразийского экономического союза от 11.04.2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (дата обращения: 15.05.2021).

5. Лукичев Д. А. Правосубъектность международных организаций: актуальные вопросы // Научный формат. - 2020. - №25 (142). - С. 119-121.

6. Чунаева О.К. Особенности правового статуса физических и юридических лиц в международном праве // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 12 (178). - С. 221-223.

7. Статут Международного Суда: статут от 26.06.1945. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/statute-of-the-intemational-court-of-justice (дата обращения: 10.02.2022).

8. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур: конвенция от 18.05.1973. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/2566923/ (дата обращения: 10.02.2022).

9. О карнете АТА для временного ввоза товаров: конвенция от 06.12.1961. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/703390/ (дата обращения: 10.03.2022).

10. О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений: конвенция от 09.06.1977. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10164039/ (дата обращения: 10.03.2022).

11. О международной перевозке грузов с применением книжки МДП: конвенция от 14.11.1975. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/703578/ (дата обращения: 15.03.2022).

12. О временном ввозе: конвенция от 26.06.1990. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/703460/ (дата обращения: 15.03.2022).

13. О гармонизированной системе описания и кодирования товаров: конвенция от 14.06.1983. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/703277/ (дата обращения: 15.03.2022).

14. Шестакова М.П. О неформальных источниках регулирования внешнеэкономических отношений // Международное публичное и частное право. - 2019. - №6. - С. 31-35.

15. О свидетельствовании торгового обычая (обычая делового оборота), принятого в Российской Федерации: постановление Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2012 г. № 54-5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70302858/ (дата обращения: 07.03.2022).

16. О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН: декларация от 20.12.1970 // Действующее международное право. В 3 т. М.: МНИМП, 1996, том 1.

17. Кривокапич Б. Важнейшие источники международного права и их иерархическое взаимоотношение (Часть 2) // Юридический вестник Самарского университета. - 2019. -Том 5. № 1. - С. 71-79.

18. Салия М.Р. Понятие «право ВТО»: дискуссия продолжается // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 7 (92). - С. 199-202.

INTERNATIONAL CUSTOMS LAW IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL LAW

V.O. Bondarenko, Graduate Student

Supervisor: S.N. Ovchinnikov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article deals with international customs law in the system of international law. The subject of international customs law, as well as the subjects of this branch of law, have been established. In addition, the author considered the system of sources of international customs law. In his study, the author comes to the conclusion that international customs law is an independent branch of international law aimed at regulating international relations in the customs sphere.

Keywords: international law, international customs law, system of international customs law, international customs relations, features of international customs law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.