Научная статья на тему 'ПРИНЦИП УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ'

ПРИНЦИП УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / ПРИНЦИП УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко В.О.

В статье рассматривается один из специальных принципов международного таможенного права - принцип унификации таможенных систем. Автором определено, что принцип унификации таможенных систем обеспечивает формирование единых стандартов процедур и правил таможенного оформления. Рассмотрены конкретные примеры действия принципа унификации таможенных систем на практике: установление единого формата таможенной документации, формирование единой информационной системы, стандартизация норм таможенного контроля. Установлена взаимосвязь принципа унификации таможенных систем с иными отраслевыми принципами международного таможенного права. Сделан вывод, о том, что принцип унификации имеет огромное значение для развития международных торговых отношений и сотрудничества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF UNIFICATION OF CUSTOMS SYSTEMS

The article discusses one of the special principles of international customs law - the principle of unification of customs systems. The author determined that the principle of unification of customs systems ensures the formation of uniform standards of procedures and rules for customs clearance. Specific examples of the operation of the principle of unification of customs systems in practice are considered: the establishment of a single format for customs documentation, the formation of a unified information system, standardization of customs control norms. The relationship between the principle of unification of customs systems and other sectoral principles of international customs law has been established. It is concluded that the principle of unification is of great importance for the development of international trade relations and cooperation in general.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ»

ПРИНЦИП УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ

В.О. Бондаренко, магистрант Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-134-137

Аннотация. В статье рассматривается один из специальных принципов международного таможенного права - принцип унификации таможенных систем. Автором определено, что принцип унификации таможенных систем обеспечивает формирование единых стандартов процедур и правил таможенного оформления. Рассмотрены конкретные примеры действия принципа унификации таможенных систем на практике: установление единого формата таможенной документации, формирование единой информационной системы, стандартизация норм таможенного контроля. Установлена взаимосвязь принципа унификации таможенных систем с иными отраслевыми принципами международного таможенного права. Сделан вывод, о том, что принцип унификации имеет огромное значение для развития международных торговых отношений и сотрудничества в целом.

Ключевые слова: международное таможенное право, таможенные правоотношения, международное право, принципы международного таможенного права, принцип унификации таможенных систем.

Мировое сообщество уже несколько лет находится в непрерывном процессе глобализации. Данный процесс проявляется в том, что в результате мировой торговли, культурного обмена и развития коммуникации, происходит сближение экономик и обществ разных стран - формирование единого интеграционного поля. В последние годы процесс глобализации достиг невероятных масштабов, чему способствовало развитие средств передачи информации, транспортного сообщения и в целом технологическое совершенствование. Следствием глобализации является создание универсальных и максимально удобных систем взаимодействия различных государств, то есть, создаются единые механизмы технологических и экономических процессов, а также происходит стандартизация законодательства [1].

В свою очередь, процесс глобализации оказывает сильное влияние на развитие международного таможенного права, так как таможенные отношения выступают неотъемлемой частью международных взаимоотношений. Результатом такого воздействия стало формирование таможенной политики по упрощению и гармонизации таможенных систем, что послужило формированию такого принципа

международного таможенного права, как унификация таможенных систем.

Принцип унификации таможенных систем обеспечивает формирование единых стандартов процедур и правил таможенного оформления, а также создание единого законодательства для урегулирования таможенных отношений. Действие данного принципа, значительно упрощает взаимодействие субъектов международного таможенного права с таможенными органами, кроме того, обеспечивает развитие международной торговли и сотрудничества в целом.

Мы определили предпосылки возникновения принципа унификации таможенных систем, а также обозначили его значение, теперь рассмотрим как реализуется данный принцип на практике.

В соответствии с принципом унификации таможенных систем, выстраиваются определённые направления в таможенной политики, такие, как:

- унификация таможенных формальностей и процедур;

- стандартизация подходов в системе определения таможенной стоимости товаров;

- унификация системы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД [2].

Мы можем также отметить, что принцип унификации таможенных систем заложен в основе многих международно-правовых актов в сфере таможенного регулирования, в качестве примера, можем выделить: Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3], Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров [4], Соглашение о единой номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств [5] и ряд других актов.

В качестве основополагающего международно-правового акта, реализующего принцип унификации таможенных систем, можем выделить Киотскую Конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3]. Данная конвенция устанавливает единые международные правила таможенного оформления и проведения таможенного контроля. На сегодняшний день, почти все таможенные органы, государств членов Всемирной таможенной организации, руководствуются в своей деятельности правилами, установленными Киотской конвенцией.

Действие принципа унификации таможенных систем, также проявляется в создании единых требований к таможенной документации. Так, для грузовой таможенной декларации установлены: единая форма документа, запрашиваются одинаковые для всех сведения, используются единые обозначения и терминология. Это способствует значительному ускорению и упрощению процесса обработки информации, в ходе таможенного контроля.

Реализацию принципа унификации таможенных систем, можем наблюдать в сфере таможенного контроля за товарами и транспортными средствами в торговом обороте. Что подтверждается, принятием следующих нормативных актов:

1) Унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств-членов Евразийского Экономического Союза (Далее - ЕврАзЭС) [15];

2) Протокол о таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств-участников Таможенного союза [9];

3) Протокол о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств-участников Таможенного союза [10];

4) Протокол о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [11];

5) Единая методика управления рисками [14].

Кроме того, установлен ряд мер, направленных на унификацию форм таможенного контроля в области неторгового оборота между государствами членами ЕврАзЭС. Среди таких мер, можем выделить:

1) Установление единой нормы вывоза наличной валюты [7];

2) Установление единой формы пассажирской декларации [12].

Необходимо отметить, что помимо средств правового характера, обеспечивающих интеграцию таможенного пространства и исполнение принципа унификации таможенных систем, были созданы специальные подразделения международных таможенных органов. Примерами таких подразделений могут выступать:

- Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС [13];

- Система представительств таможенных служб в государствах членах ЕврАзЭС;

- Департамент по таможенному делу и пограничным вопросам Интеграционного Комитета ЕврАзЭС [8];

- Постоянная комиссия по таможенному регулированию и пограничной политике Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

Также, важно заметить, что в государствах участников ЕврАзЭС на смену национальным Таможенным кодексам пришёл Таможенный кодекс ЕврАзЭС [14]. Данный кодекс позволяет унифицировать таможенное законодательство в рамках ЕврАзЭС, что способствует автоматизации, ускорению и упрощению таможенных процессов в пределах союза. Принятие Таможенного кодекса ЕврАзЭС, также способствует исполнению принципа унификации таможенных систем.

Ещё одно направление, ставшее результатом действия принципа унификации таможенных систем, является внедрение единой информационной системы для Евразийского союза. Такого рода система, позволит быстро обмениваться информацией между участниками союза, оперативно отслеживать перемещение транспортных средств и товаров через таможенные границы, а также выявлять и вовремя пресекать разного рода таможенные правонарушения [6].

Рассмотрев, действие принципа унификации таможенных систем на практике, можем сделать вывод о том, что этот принцип тесно взаимосвязан с рядом других специальных принципов международного таможенного права. В частности, мы видим связь с принципом совершенствования таможенных процедур, так как унификация таможенных процедур, однозначно, требует их совершенствования.

Ещё одним принципом, тесно связанным с принципа унификации таможенных систем, является принцип максимально возможного упрощения таможенных формальностей. Такая связь проявляется в том, что унификация таможенных проце-

стить, что, соответственно, способствует реализации принципа упрощения таможенных формальностей.

Также, принцип унификации обеспечивает эффективное действие принципа усиления борьбы с контрабандой, международным наркотрафиком, распространением оружия и другими международными преступлениями. Так как, в рамках унификации, как мы рассматривали выше, создаётся единая и понятная для всех государств таможенная система, а также единая информационная база, что позволяет оперативно выявлять различного рода международные преступления.

Подводя итог, можем сказать, что формирование принципа унификации таможенных систем является следствием процессов глобализации и экономической интеграции в мировом сообществе. Данный принцип обеспечивает единство таможенных процедур и правил таможенного оформления. Действие принципа унификации таможенных систем позволяет значительно упростить, а также ускорить таможенные процессы, что способствует эффективному развитию международной торговли и сотрудничества.

дур и формальностей, позволяет их упро-

Библиографический список

1. Глебов Г.И., Милаева О. В. Современные международные отношения: учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. уни-та. - 2010. - 98 с.

2. Ивин В. В. Направления развития таможенного администрирования в контексте создания Таможенного союза // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - №6 (июнь). - С. 24-31.

3. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур: конвенция от 18.05.1973 // Бюллетень международных договоров. -2012. - 2012.

4. О гармонизированной системе описания и кодирования товаров: конвенция от 01.01.1988 // [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1901904?section=text (дата обращения: 27.06.2021).

5. О единой номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств: соглашение от 03.11.1995 // Бюллетень международных договоров N 3, март 1996.

6. О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза: соглашение от 29.05.2019 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_325804/#dst100043 (дата обращения: 27.06.2021).

7. О предоставлении документов для подтверждения происхождения наличных средств и (или) денежных инструментов: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6.08.2019 № 130 // Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/72585106/ (дата обращения: 27.06.2021).

8. О структуре Секретариата Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества: Решение Интеграционного комитета ЕврАзЭС от 14.09.2001 // [Электронный

ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/902132255?section=text (дата обращения: 27.06.2021).

9. О таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств-участников Таможенного союза: протокол от 8.12.1998 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=13655 (дата обращения: 28.06.2021).

10. О таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств-участников Таможенного союза от 17.02.2000 // [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901813006?section=text (дата обращения: 28.06.2021).

11. О таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве: протокол от 26.02.1999 // [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901788622/titles/22MRCG6 (дата обращения: 28.06.2021).

12. О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 158 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309361/ (дата обращения: 28.06.2021).

13. Положение о совете руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества: Решение Интеграционного комитета ЕврАзЭС от 05.04.2002 // [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/902124943?section=text (дата обращения: 29.06.2021).

14. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: кодекс международный от 11.04.2017 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_215315/b58fb0ae27afD60e0f47dd1c8ac73 0b981f7c38e/ (дата обращения: 29.06.2021).

15. Унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств-членов Евразийского Экономического Союза от 06.07.2001 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40168/c16a26b4a8f795d537533f478f9102 14274164Ь7/ (дата обращения: 29.06.2021).

PRINCIPLE OF UNIFICATION OF CUSTOMS SYSTEMS

V.O. Bondarenko, Graduate Student Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article discusses one of the special principles of international customs law - the principle of unification of customs systems. The author determined that the principle of unification of customs systems ensures the formation of uniform standards of procedures and rules for customs clearance. Specific examples of the operation of the principle of unification of customs systems in practice are considered: the establishment of a single format for customs documentation, the formation of a unified information system, standardization of customs control norms. The relationship between the principle of unification of customs systems and other sectoral principles of international customs law has been established. It is concluded that the principle of unification is of great importance for the development of international trade relations and cooperation in general.

Keywords: international customs law, customs legal relations, international law, principles of international customs law, the principle of unification of customs systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.