Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в области защиты культурных ценностей'

Международное сотрудничество в области защиты культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1292
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL OBJECTS / ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORIC AND CULTURAL HERITAGE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА / INTERNATIONAL PROTECTION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / GLOBAL ORGANIZATIONS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ / INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT / STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюкова П.А.

Статья посвящена международному сотрудничеству в области защиты объектов культурного наследия. В статье исследуются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты культурных ценностей. Автором анализируются промежуточные результаты сотрудничества Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

The article deals with international cooperation in the field of protection of cultural heritage objects. The author researches questions of legal regulation of protection of cultural heritage objects. The author analyses the intermediate results of the cooperation the Russian Federation and the International Bank for Reconstruction and Development in the Preservation and Promotion of Cultural Heritage Project.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в области защиты культурных ценностей»

УДК 341.16

П.А.Костюкова

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Статья посвящена международному сотрудничеству в области защиты объектов культурного наследия. В статье исследуются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты культурных ценностей. Автором анализируются промежуточные результаты сотрудничества Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России».

Ключевые слова: культурные ценности; историческое и культурное наследие; международная защита; международные организации; международное сотрудничество; Международный банк реконструкции и развития

Проблемы, связанные с защитой культурных ценностей, появились еще в античности, но только к

началу XX века данные вопросы были закреплены в международных конвенциях. Сохранение и охрана культурных ценностей — та неотъемлемая часть международного культурного сотрудничества, без осуществления которой не может быть обеспечено взаимопонимание между государствами. Сохранение объектов культурного наследия остается актуальной темой для международной общественности и в настоящее время. Этому свидетельствуют формирование общественных движений в защиту культурных ценностей, широкая общественная дискуссия, большое количество научных публикаций, проведение конференций, посвященных данному вопросу, также наличие международных нормативных правовых актов, межгосударственных соглашений, соглашений государств с международными организациями. Таким образом, объекты культурного наследия играют большую роль в укреплении международных отношений.

В Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам охраны и реставрации объектов культурного наследия, в том числе правовым аспектам данного вопроса. Охрана культурных ценностей осуществляется в рамках программ международного сотрудничества на основе международных и внутригосударственных нормативных правовых актов.

Проблема охраны культурных ценностей, как в России, так и за рубежом является одной из наиболее актуальных. Памятники истории и культуры выполняют ряд важных функций. Они имеют просветительское и воспитательное значение, способствуют повышению уровня культуры населения, являются символами конкретного государства. Популяризация объектов культурного наследия способствует привлечению экспертов, общественных организаций, международных организаций в сфере охраны памятников, увеличивают туристскую нагрузку на конкретный регион.

Активное участие России в деятельности межправительственных организаций, таких как ЮНЕСКО, а также международных неправительственный организаций [1], имеет большое значение для обеспечения сохранности культурного наследия государства.

К настоящему времени действует система международно-правовых норм в области охраны и защиты памятников истории и культуры. Российская Федерация является участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО.

Так, Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта [2] стала первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.12.1956 [3] данный документ был ратифицирован. В 1970 году была принята Парижская конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности [4], призванная предотвращать хищения и незаконную торговлю культурными ценностями. В ней оговаривается необходимость международного сотрудничества как средства обеспечения охраны национальных культурных ценностей этих государств. Была ратифицирована в 1988 году [5]. В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия [6], которая вступила в силу в декабре 1975 года. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1989 году [7]. В Конвенции даётся определение понятия охраны всемирного культурного и природного наследия. Конвенцией установлено, что государства-участники Конвенции, по возможности, стремятся проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определённых функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования.

Вопрос международного сотрудничества в сфере сохранения и защиты культурного наследия в достаточной мере освещен в нормативных правовых актах Российской Федерации. В Разделе VIII Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [8] рассматриваются аспекты сотрудничества в целях предотвращения незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них. Глава III Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [9] посвящена международному сотрудничеству в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей, незаконно

вывезенных с территории Российской Федерации, оккупированной войсками Германии и ее военных союзников в период Второй мировой войны. Документы Архивного фонда Российской Федерации составляют существенную часть историко-культурного наследия государства. Тема международного сотрудничества Российской Федерации в области архивного дела закреплена в Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [10].

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются международные договоры, которые образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в обеспечении законных интересов государств [11].

21 февраля 2011 года Правительством Российской Федерации было принято решение о подписании Соглашения между Россией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» на период с июня 2011 года по июль 2017 года [12].

Международный банк реконструкции и развития (далее — МБРР) входит в группу Всемирного банка и предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом. МБРР является специализированным учреждениям ООН, при этом является самостоятельным учреждением, их взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций оговорены в Соглашении от 21 декабря 1945 года. К целям МБРР относится оказание помощи в реконструкции и развитии территорий членов путем содействия осуществлению капиталовложений в продуктивных целях. 22 мая 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о вступлении в Международный банк реконструкции и развития [13].

В соответствии с Соглашением 2011 года России было выделено 100 млн. долларов США со сроком погашения 17 лет, включая 6-летний льготный период. Ответственным за подписание Соглашения стало Министерство культуры Российской Федерации.

Целью Проекта является сохранение культурного наследия и его использование в качестве ресурса для экономического и социального развития в 4 пилотных регионах Российской Федерации (Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областях). Основной задачей проекта является поддержка сохранности, безопасного хранения и использования объектов культурного наследия. Планируется, что после проведения всех необходимых мероприятий, объекты культурного наследия будут использованы с целью развития культурно-познавательного туризма в России. Также опыт реализации Проекта может быть впоследствии распространен на другие регионы России.

Проект соответствует основным целям и задачам «Стратегии партнёрства Всемирного банка с Российской Федерацией» [14]. Проект отвечает трём основным целям Стратегии: диверсификации экономики страны в интересах ее устойчивого развития и роста, повышению эффективности и результативности управления государственным сектором, а также укреплению роли России на мировой арене.

Ленинградская, Псковская, Новгородская и Тверская области продолжают активно участвовать в проекте Министерства культуры и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России». По мнению старшего координатора проектов Группы Всемирного банка Татьяны Шадруновой, Новгородская область является одним из лидеров проекта [15]. Всего на сегодняшний день в областях-участниках Банком реализуются 14 проектов. Один проект в Тверской области на сегодняшний день завершен — Тверской императорский путевой дворец.

Культурные ценности служат основой для дальнейшего развития международных отношений. Благодаря международному сотрудничеству в сфере защиты и сохранения объектов культурного наследия Российской Федерации и зарубежных стран укрепляются культурные связи, интенсифицируется обмен опытом, создается единое культурное и правовое пространство.

1. Костюкова П.А. Международные неправительственные организации в сфере сохранения и защиты культурных ценностей: правовой аспект [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2016. № 2 (6). URL: http://www.novsu.ru/file/1228284 (дата обращения: 01.08.2016).

2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 803-811.

3. Указ Президиума ВС СССР от 12.12.1956 «О ратификации Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокола к этой Конвенции» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938— 1975. Т. 2. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1975. С. 253.

4. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Заключена в г. Париже 14.11.1970) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 283-290, 610-611.

5. Указ Президиума ВС СССР от 02.02.1988 N 8423-XI «О ратификации Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 7. Ст. 105.

6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972). [Электр. ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 10.08.2016).

7. Указ Президиума ВС СССР от 09.03.1988 № 8595-XI «О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 11. Ст. 171.

8. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. № 92. 15.05.1993.

9. Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Российская газета. № 77. 21.04.1998.

10. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета. № 237. 27.10.2004.

11. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 21.07.1995.

12. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2011 № 248-р «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России». [Электр. ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.08.2016).

13. Постановление ВС РФ от 22.05.1992 № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // Российская газета. № 122. 29.05.1992.

14. Russian Federation — Country Partnership Strategy for the period 2012—2016 (Russian). [Электр. ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 10.08.2016).

15. Представители Международного банка реконструкции и развития ознакомились с реализацией проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» в Новгородской области. [Электр. ресурс]. URL: http://novgorodmuseum.ru/ (дата обращения: 10.08.2016).

References

1. Kostjukova P.A. Mezhdunarodnye nepravitel'stvennye organizacii v sfere sohranenija i zashhity kul'turnyh cennostej: pravovoj aspekt [Jelektr. resurs] // Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 2 (6). URL: http://www.novsu.ru/file/1228284 (data obrashhenija: 01.08.2016).

2. Konvencija o zashhite kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhjonnogo konflikta (Zakljuchena v g. Gaage 14.05.1954) // Dejstvujushhee mezhdunarodnoe pravo. T. 2. M.: Moskovskij nezavisimyj institut mezhdunarodnogo prava, 1997. S. 803-811.

3. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 12.12.1956 «O ratifikacii Konvencii o zashhite kul'turnyh cennostej v sluchae vooruzhennogo konflikta i Protokola k jetoj Konvencii» // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938—1975. T. 2. M.: Izvestija Sovetov deputatov trudjashhihsja SSSR, 1975. S. 253.

4. Konvencija o merah, napravlennyh na zapreshhenie i preduprezhdenie nezakonnogo vvoza, vyvoza i peredachi prava sobstvennosti na kul'turnye cennosti (Zakljuchena v g. Parizhe 14.11.1970) // Mezhdunarodnye normativnye akty JuNESKO. M.: Logos, 1993. S. 283-290, 610-611.

5. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 02.02.1988 N 8423-XI «O ratifikacii Konvencii o merah, napravlennyh na zapreshhenie i preduprezhdenie nezakonnogo vvoza, vyvoza i peredachi prava sobstvennosti na kul'turnye cennosti» // Vedomosti VS SSSR. 1988. № 7. St. 105. Konvencija ob ohrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo nasledija (Zakljuchena v g. Parizhe 16.11.1972). [Jelektr. resurs]. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (data obrashhenija: 10.08.2016).

6. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 09.03.1988 № 8595-XI «O ratifikacii Konvencii ob ohrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo nasledija» // Vedomosti VS SSSR. 1988. № 11. St. 171.

7. Zakon Rossijskoj Federacii ot 15.04.1993 № 4804-1 (red. ot 23.07.2013) «O vyvoze i vvoze kul'turnyh cennostej» // Rossijskaja gazeta. № 92. 15.05.1993.

8. Federal'nyj zakon ot 15.04.1998 № 64-FZ «O kul'turnyh cennostjah, peremeshhennyh v Sojuz SSR v rezul'tate Vtoroj mirovoj vojny i nahodjashhihsja na territorii Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. № 77. 21.04.1998.

9. Federal'nyj zakon ot 22.10.2004 № 125-FZ «Ob arhivnom dele v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. № 237. 27.10.2004.

10. Federal'nyj zakon ot 15.07.1995 № 101-FZ «O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. № 140. 21.07.1995.

11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 21.02.2011 № 248-r «O podpisanii Soglashenija mezhdu Rossijskoj Federaciej i Mezhdunarodnym bankom rekonstrukcii i razvitija o zajme dlja finansirovanija proekta «Sohranenie i ispol'zovanie kul'turnogo nasledija v Rossii». [Jelektr. resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashhenija: 10.08.2016).

12. Postanovlenie VS RF ot 22.05.1992 № 2815-1 «O vstuplenii Rossijskoj Federacii v Mezhdunarodnyj valjutnyj fond, Mezhdunarodnyj bank rekonstrukcii i razvitija i Mezhdunarodnuju associaciju razvitija» // Rossijskaja gazeta. № 122. 29.05.1992.

13. Russian Federation — Country Partnership Strategy for the period 2012—2016 (Russian). [Jelektr. resurs]. URL: http://www.worldbank.org/ (data obrashhenija: 10.08.2016).

14. Predstaviteli Mezhdunarodnogo banka rekonstrukcii i razvitija oznakomilis' s realizaciej proekta «Sohranenie i ispol'zovanie kul'turnogo nasledija v Rossii» v Novgorodskoj oblasti. [Jelektr. resurs]. URL: http://novgorodmuseum.ru/ (data obrashhenija: 10.08.2016).

Kostjukova P.A. International cooperation in the field of protection of cultural heritage objects. The article deals with international cooperation in the field of protection of cultural heritage objects. The author researches questions of legal regulation of protection of cultural heritage objects. The author analyses the intermediate results of the cooperation the Russian Federation and the International Bank for Reconstruction and Development in the Preservation and Promotion of Cultural Heritage Project.

Keywords: cultural objects; historic and cultural heritage; international protection; state authorities; international protection; global organizations; international cooperation; the International Bank for Reconstruction and Development.

Сведения об авторе. П.А.Костюкова — магистрант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС; kpolina. nov@ gmail .com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.