Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕАЭС'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / EEU / CUSTOMS AUTHORITIES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Иванова Д.А., Ермакова Ю.С.

ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с зарубежными таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION THE EEU

The FCS of Russia is progressively building relations of customs cooperation with foreign customs administrations, communities and organizations, taking into account the importance of participation in the formation of common spaces in the economic and customs spheres.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕАЭС»

УДК-332.1

Ахмедзянов Р.Р., к.э.н., доцент кафедры «Таможенное дело» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

г. Калуга, Россия Иванова Д.А. студент 4 курса Ермакова Ю. С. студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

г. Калуга, Россия Akhmedzyanov R.R.

PhD, associate Professor of Department "Customs affairs" Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky Ivanova D.A., 4-year student Ermakova Y.S., 4-year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky

Kaluga, Russia

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ ЕАЭС INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION THE EEU

Аннотация: ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с зарубежными таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах.

Abstract: The FCS of Russia is progressively building relations of customs cooperation with foreign customs administrations, communities and organizations, taking into account the importance of participation in the formation of common spaces in the economic and customs spheres.

Ключевые слова: Международное сотрудничество, ЕАЭС, таможенные органы, сотрудничество.

Keywords: International cooperation, the EEU, the customs authorities, cooperation.

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур.

Расширение международных связей, поиск торговых партнёров, а также рынков сбыта товаров и услуг подразумевают необходимость развития международных отношений и участия государства в мировых и региональных объединениях и организациях. Существует необходимость качественного совершенствования сотрудничества в таможенном деле и повышение

эффективности деятельности представительств таможенных органов РФ и за рубежом.

В настоящее время значительно увеличилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Проведем анализ внешней торговли РФ в период, начиная с 2015-2017

149

годов.149

Таблица!-Динамика внешней торговли РФ в период с 2015-2017гг.

Статистика внешней торговли РФ 2015г. 2016г. 2017г. 2017 в процентном отношении ,% к

2015г. 2016г.

Внешнеторговый оборот,млрд. долларов США 526 468 584 110,0 124,8

Экспорт,млрд. долларов США 344 286 357 103,8 124,8

Импорт,млрд. долларов США 183 182 227 124,0 124,7

Источник: www.customs.ru

Вывод по данным табл.1, отмечен рост внешнеторгового оборота РФ. Так в 2017 году составил 584 млрд. долларов США, что на 24,8% больше по сравнению с 2016 годом и на 10% больше по сравнению с 2015 годом соответственно. Одной из главных причин роста внешнеторгового оборота стало наращивание международного сотрудничества ЕАЭС.[1]

В 2017 году деятельность ФТС России при осуществлении международного сотрудничества в таможенной сфере была главным образом направлена на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, также поддержание и наращивание двусторонних связей с таможенными службами, а также на организацию тесного взаимодействия с международными организациями.

В 2017 году в ЕАЭС было много сделано в рамках сотрудничества между государствами-членами, также намечены планы на будущее. Основные процессы, повлиявшие на развитие сотрудничества в ЕЭАС, происходили в сферах таможенного регулирования, устранения внутренних барьеров и формирования общих рынков. В апреле 2017 года Евразийской экономической комиссией была подготовлена «Белая книга ЕАЭС», которая объединила в себе информацию обо всех имеющихся торговых барьерах государствах-членах. Всего в ней было зафиксировано 60 различных препятствий. Их устранение позволит обеспечить странам ЕАЭС значительный прирост ВВП, а также ускорит реализацию идеи «четырех

149 Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?id=7995&Itemid=1845&option=com_content&vie Дата обращения (17.09.18).

свобод», которая подразумевает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Следует отметить, что 23 декабря 2014 года в рамках ЕАЭС было подписано «Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала», которое вступило в силу 21 октября 2016 года.

Еще несколькими соглашениями в области сотрудничества таможенных органов, подписанных 23 декабря 2014 года, были соглашения: «Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза», «Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза», которые вступили в силу 12 февраля 2016 года. Как следствие, в мае 2017 года в ЕАЭС начал свое функционирование единый фармацевтический рынок. Введенные в рамках Союза нормативы включали требования к разработке, доклиническому и клиническому изучению, контролю качества, регистрации, производству и дистрибьюции лекарств. На национальном уровне оставлены вопросы выдачи разрешений на проведение доклинических и клинических исследований, ценообразование, розничная торговля, госзакупки и реклама. Для плавного перехода к общесоюзному регулированию предусмотрен переходный период, который продлится до 2025 года.

В течение 2017 года Евразийская экономическая комиссия активно создавала заделы на будущее. В настоящее время идет активная работа по формированию общих рынков в сфере финансов, электроэнергии, нефти, газа, табака и алкоголя, созданию евразийских технологических платформ, которые должны обеспечить инновационный рывок союзных государств. Также значение имеет принятое на уровне глав государств-участников решение о согласованном цифровом развитии экономик 5 стран.

Кодификация внутренних препятствий стала важным шагом. Она позволила систематизировать работу по их устранению и выработать соответствующий механизм. По результатам 2017 г. были устранены 9 выявленных препятствий и разработана дорожная карта по ликвидации еще 17 барьеров.

Основные направления развития международного сотрудничества ЕАЭС к 2025 г.[2]

ЕАЭС имеет три основных направления для выстраивания отношений с внешними партнерами:

1. Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). В последнее Евразийская экономическая комиссия, опираясь на мировую практику и ожидания внешних партнеров, пытается заключать соглашения с обязательствами в сфере торговли услугами и инвестиционного сотрудничества, а также государственных закупок, защиты интеллектуальной собственности и т. д.

2. Не преференциальные торговые соглашения. Данный вид соглашений не содержит обязательств по отмене пошлин и, как следствие, предполагает сотрудничество по снятию нетарифных барьеров, таможенному регулированию, инфраструктурным проектам.

3. Меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями. В данном случае подразумевается в основном взаимный обмен информацией, а с другой стороны, внешние партнеры желают получать информацию о ЕАЭС (его таможенно-тарифном регулировании, нетарифных ограничениях и т. д.) как субъекте, на уровне которого сегодня формируется внешнеторговая политика для рынка с более чем 180 млн. потребителей.

Планирование в сфере международного сотрудничества ЕАЭС осуществляется Высшим Евразийским экономическим советом. На ежегодной основе утверждает документ под названием «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС», который описывает текущие формы взаимодействия с самим широким кругом государств и торговых блоков и определяет желаемые целевые состояния. [2]

Таким образом, страны ЕАЭС по-разному подходят к тому, в каких форматах и с какой скоростью Союз должен выстраивать свои международные связи. Так, государства — члены ЕАЭС стараются сохранять контроль над такими сферами, как торговля услугами и инвестиции, что затрудняет переговоры о заключении прогрессивных соглашений о ЗСТ. Это порождает не только организационные трудности, но и разную степень готовности государств — членов принимать на себя согласованные обязательств по торговле услугами и инвестициям.

Использованные источники:

1. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.customs.ru/ Дата обращения (17.11.18).

2. http://www.eurasiancommission.org

3. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 01.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.