Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОТЬ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS ADMINISTRATION / FISCAL POLICY / CUSTOMS PAYMENTS / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова И.В., Дорожкина Т.В.

В статье анализируются интеграционные процессы на примере Евразийского экономического союза. Представлен анализ поступления таможенных платежей в бюджет Российской Федерации. Рассмотрены процессы, связанные с осуществлением таможенного администрирования в новых условиях. Показаны возможные направления сотрудничества ЕАЭС с разными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашова И.В., Дорожкина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION: INTEGRATION PROCESSES AND ECONOMIC SUSTAINABILITY

The article analyzes the integration processes on the example of the Eurasian economic Union. The analysis of receipt of customs payments in the budget of the Russian Federation is presented. The processes related to the implementation of customs administration in the new conditions are considered. Possible directions of cooperation of the EAC with different countries are shown.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОТЬ»

УДК 339.5

Кондрашова И.В. студент Дорожкина Т.В.,

доцент

кафедра таможенного дела Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Институт управления, бизнеса и технологий

Россия, г. Калуга

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОТЬ

Аннотация: В статье анализируются интеграционные процессы на примере Евразийского экономического союза. Представлен анализ поступления таможенных платежей в бюджет Российской Федерации. Рассмотрены процессы, связанные с осуществлением таможенного администрирования в новых условиях. Показаны возможные направления сотрудничества ЕАЭС с разными странами.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенное администрирование, фискальная политика, таможенные платежи, зона свободной торговли.

Kondrashova I.V.

student

Kaluga state University named after him. K. E. Tsiolkovsky

Russia, Kaluga Dorozhkina T.V.

associate Professor of the Department of customs Affairs, candidate of

economic Sciences

Kaluga state University named after him. K. E. Tsiolkovsky Institute of management, business and technology

Russia, Kaluga

EURASIAN ECONOMIC UNION: INTEGRATION PROCESSES AND ECONOMIC SUSTAINABILITY

Abstract: the article analyzes the integration processes on the example of the Eurasian economic Union. The analysis of receipt of customs payments in the budget of the Russian Federation is presented. The processes related to the implementation of customs administration in the new conditions are considered. Possible directions of cooperation of the EAC with different countries are shown.

Keywords: Eurasian economic Union, customs administration, fiscal policy, customs payments, free trade zone.

В современных экономических и политических условиях неотъемлемой составляющей развития каждого отдельного государства являются интеграционные процессы. Ярким примером этого можно считать

Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕАЭС), созданное в рамках углубления взаимодействия стран-участниц не только в экономической, но и социальной сферах. Таможенный союз стал основой для дальнейшего формирования единого экономического пространства на территориях бывшего Советского союза. Такой подход подразумевает, что на территории стран-участниц на базе гармонизированных правовых принципов действуют аналогичные экономические механизмы, формируется единая инфраструктура, информационная система и рынок рабочей силы.

Евразийский экономический союз действует с начала 2015 года, в рамках которого к Беларуси, Казахстану и России присоединились Кыргызстан и Армения.

Задача расширения границ международного сотрудничества стоит с самых первых дней создания объединения. Летом 2016 года в ходе Петербургского международного экономического форума президент России В.В. Путин предложил создать большое партнерство в Евразии, в которое могли бы войти страны ЕАЭС, а также Иран, Пакистан, Индия и другие государства материка. Таким образом, на фоне формирования многополярной международной системы, ЕАЭС вполне обосновано позиционирует себя как центр континентальной интеграции.

На данный момент сотрудничать с ЕАЭС выразили желание около 50 стран. Пожалуй, самым распространенным механизмом данного сотрудничества становится создание зон свободной торговли (далее - ЗСТ). В 2015 году соглашение о ЗСТ было подписано с Вьетнамом. В процессе переговоров с ЕАЭС по созданию зон свободной торговли находятся Египет, Таиланд, Монголия, Сербия, Индия. В ноябре 2018 года планируется подписать соглашение с Сингапуром.

Тогда же было заявлено о начале переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и Китайской народной республикой (далее -КНР). Представители китайской стороны подтвердили, что расширение географии и увеличение объёмов и экспорта китайских товаров не возможно без взаимодействия с самым крупным в мире экономическим объединением. Эта работа завершилась подписанием в рамках Астанинского экономического форума в мае 2018 года Соглашением о торгово -экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.[1]

Обеспечение экономических интересов ЕАЭС напрямую связано с проведением эффективной фискальной политики. Фискальная функция таможенной службы выполняется за счет взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза. На сегодняшний день зачисление ввозных таможенных пошлин осуществляется в национальной валюте на единый счёт казначейства государства - члена Союза. Распределение сумм ввозных таможенных пошлин для каждой страны - участницы Союза установлено в следующих пропорциях: 1,11 % - Республика Армения, 1,9% - Кыргызская Республика, 4,56% - Республика Беларусь, 7,11% - Республика Казахстан,

85,32% Российская Федерация. [2]

Распределение сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется по схеме, учитывающей официальные курсы национальных валют каждой страны к доллару США. Ввозные таможенные пошлины уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.

По данным Федеральной таможенной службы, совокупное поступление таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году, по сравнению с 2015, сократилось почти на 8%. Но в 2017 году ситуация стала выравниваться, и объем поступлений по сравнению с 2016 годом вырос примерно на 4%. В рамках ведения санкционной политики на российском рынке сократилась деятельность иностранных компаний, а новые инвесторы не стремились вкладывать деньги в российское производство. Частично падение объемов ввозных таможенных пошлин было компенсировано присоединением к ЕАЭС Армении и Киргизии. [3]

Что касается совершенствования таможенного администрирования, то с 3 апреля 2017 года в ФТС России наладили информационное взаимодействие с кредитными организациями и Банком России по передаче в таможенные органы информации о выданных банковских гарантиях обеспечения уплаты таможенных платежей. С 21 сентября 2017 года ФТС стала выдавать электронные таможенные расписки в соответствии с приказом Минфина от 9 июня 2017 года. [4]

После продолжительного эксперимента, в марте текущего года были введены в работу электронные транзитные декларации в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.08.2016 № 144н. [5] Также своё функционирование с 24 апреля 2017 начали автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций. В этом же году, были улучшены условия для бизнеса, путём создания горячей линии в региональных таможенных управлениях. Информацию об изменениях в законодательстве все участники внешнеэкономической деятельности могут теперь получить по телефону или на адрес электронной почты.

В июле 2017 года ведомства Российской Федерации и Узбекистана обеспечили возможность информационного взаимодействия и объявили о запуске «упрощенного таможенного коридора» (УТК). Его суть состоит в том, что участники ВЭД из двух стран, которые попадают под категорию низкого риска и желают участвовать в проекте, могут получать упрощения при ввозе и вывозе товаров.

В мае утвердили новую Комплексную программу развития ФТС России до 2020 года взамен старого документа, действовавшего с декабря 2012 года. Новая стратегия объективно стала лучше и заимствовала многое из дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», многие пункты которой так и не были выполнены в срок.

Таким образом, за последние три года мы можем констатировать, что

произошли изменения не только в динамике, но и в структуре таможенных платежей: наблюдается снижение поступлений от вывозной таможенной пошлины, показатели поступлений от ввозной таможенной пошлины носят нестабильный характер. Положительную динамику показывают доходы от НДС, акцизов и таможенных сборов. Безусловно, основное влияние на эти данные оказала санкционная политика.

Но на фоне приводимых положительных тенденций остается нерешенным целый круг задач таких как: создание единой правовой системы, дальнейшее расширение экономического взаимодействия стран ЕАЭС, становление «новых центров» экономического развития и т.д., которые еще предстоит решить в рамках ЕАЭС.

Использованные источники:

1. Китай и ЕАЭС подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180517/1520735834.html (дата обращения 14.08.2018);

2. Соглашение от 20.05.2010 г. «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» // http://www.consultant.ru;

3. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения 14.08.2018);

4. Приказ Минфина России от 09.06.2017 N 86н "Об утверждении формы таможенной расписки, Порядка заполнения и использования таможенной расписки, а также Порядка информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2017 N 47865) // http: //www.consultant .ru;

5. Приказ Минфина России от 30.08.2016 N 144н "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 N 44758) // http: //www.consultant .ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.