Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунова М.

На поступление таможенных платежей влияет множество факторов и в первую очередь технологии их уплаты. Постоянное и беспрерывное совершенствование системы уплаты и взимания таможенных платежей в ЕАЭС играет важную роль, тем самым оптимизируя многие вытекающие процессы такие как соблюдение таможенного законодательства. В настоящей статье представлен анализ взимания и распределения таможенных платежей в ЕАЭС, выделены основные проблемы и приведены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DISTRIBUTION OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The receipt of customs payments is influenced by many factors and, first of all, the technology of their payment. Constant and continuous improvement of the system of payment and collection of customs duties in the EAEU plays an important role, thereby optimizing many of the resulting processes, such as compliance with customs legislation. This article presents an analysis of the collection and distribution of customs duties in the EAEU, highlights the main problems and provides ways to solve them.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

М. Свистунова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-135-137

Аннотация. На поступление таможенных платежей влияет множество факторов и в первую очередь технологии их уплаты. Постоянное и беспрерывное совершенствование системы уплаты и взимания таможенных платежей в ЕАЭС играет важную роль, тем самым оптимизируя многие вытекающие процессы такие как соблюдение таможенного законодательства. В настоящей статье представлен анализ взимания и распределения таможенных платежей в ЕАЭС, выделены основные проблемы и приведены пути их решения.

Ключевые слова: таможенные платежи, ЕАЭС, таможенные органы, федеральный бюджет, таможенные пошлины.

Денежные средства, которые поступают от таможенных платежей, имею важную роль в пополнении федерального бюджета страны. Для необходимого обеспечения эффективной работы системы необходимо четко и правильно взимать, и распределять таможенные платежи. На это положительно влияет эффективная работа система таможенного регулирования.

Таможенная кодекс ЕАЭС (Далее- ТК ЕАЭС) определяет таможенные платежи как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, к которым относятся таможенные пошлины (ввозные и вывозные), НДС, акцизы и таможенные сборы [1].

Важной особенностью таможенных платежей является то, что они полностью закреплены на федеральном уровне, то есть полностью перечисляются в федеральный бюджет государства. Таким образом можно сделать вывод, что таможенные платежи являются необходимой основой для внешнеэкономической деятельности (Далее - ВЭД).

Так как Российская Федерация входит в Евразийский Экономический Союз (Далее - ЕАЭС), необходимо также отменить, что суммы каждого таможенного платежа распределяются по каждой стране-участнице. Так, с 1 января 2020 года был подписан

Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. Согласно данному протоколу, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена установились в следующих размерах:

- Республика Армения - 1,22%;

- Республика Беларусь - 4,86%;

- Республика Казахстан - 6,955%;

- Кыргызская Республика - 1,9%;

- Российская Федерация - 85,065%.

В настоящее время важным аспектом в развитии ЕЭАС стало взаимоотношение между его странами-участницами. Особенно важную роль играет порядок взимания и распределения таможенных платежей между ними, который является важным регулятором со стороны таможенных органов и самого государства в целом, тем самым воздействуя на деятельность между участниками ВЭД. Данный порядок закреплен документально в приложении №5 к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 «Порядок зачисления и распределения между государствами-членами сумм ввозных таможенных пошлин».

Динамика сумм ввозной таможенной пошлины, распределяемой между странами ЕАЭС представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика сумм ввозной таможенной пошлины, распределяемой между

странами ЕАЭС, млрд. руб. [2].

Страна 2019г. 2020г. 2021г. 2021г. в % к

2019г. 2020г.

Российская Федерация 526,9 524,7 642,96 181,94 181,60

Казахстан 43,5 43,3 52,53 182,80 182,42

Беларусь 28,2 28,0 36,83 176,56 176,02

Армения 7,5 7,5 9,22 181,34 181,34

Киргизстан 12,1 12,0 14,36 184,26 183,56

Итого 618,2 615,5 755,9 181,78 181,42

Исходя из табличных данных можно увидеть, что наиболее высокая доля при распределении импортных таможенных пошлин у России. Это объясняется тем, что это соответствует макроэкономическим показателям ЕАЭС. Так, например, в 2020 году внутренний валовый продукт (далее - ВВП) России составил - 1,483 трлн. долл. США, что в 9 раз превосходит ВВП Казахстана (169,8 млрд. долл. США), в 25 раз ВВП Беларуси (60,26 млрд. долл. США), в 117 раз ВВП Армении (12,65 млрд. долл. США) и в 192 - Кыргызстана (7,73 млрд. долл. США).

Сам расчет суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа одного государства на счета других государств, осуществляется путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между государствами-членами ЕАЭС, на нормативы распределения, установленные в процентах [3].

Процесс распределения и взимания таможенных пошлин в странах-участницах Союза сопровождается рядом проблем. Самой главной проблемой является несбалансированное распределение таможенных пошлин для участников ЕАЭС. Для

низм распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств Союза. Это будет достигаться путем совершения следующих мероприятий:

- Увязать нормативы по взиманию таможенных пошлин с объемами импорта для каждого государства-члена Союза;

- Сформировать рекомендации для будущих членов Союза;

- Автоматизировать обмен информацией между таможенными службами государств-членов Союза.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что из-за пандемии covid-19 объём таможенных платежей в 2020 году снизился по сравнению с 2019 годом, но показатели 2021 года свидетельствуют о положительной тенденции роста таможенных пошлин и налогов, поступающих в федеральный бюджет.

Таким образом, отметим, что процесс зачисления и распределения таможенных платежей между бюджетами государств осуществляется довольно успешно благодаря существующему четкому правовому регулированию, детальной проработки самого механизма зачисления платежей, определения сроков и долей, подлежащих перечислению, а также ответственности союзных государств.

этого необходимо модернизировать меха-

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01.01.2018) // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

3. Булычева К.А., Майсак О.А. Роль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №12-1.

4. Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах евразийского экономического союза: реалии и перспективы // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - №5-1.

5. Ахмедзянов Р.Р., Саакян А.А. Совершенствование таможенного администрирования в условиях функционирования ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021.

- №35 (3). - С. 58-62.

6. Непарко М.В., Короткова Е.М., Печерская Е.С., Мишукова В.Н. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета // Вестник Академии знаний.

- 2020. - №2 (37). - С. 218-223.

ANALYSIS OF THE DISTRIBUTION OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

M. Svistunova, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The receipt of customs payments is influenced by many factors and, first of all, the technology of their payment. Constant and continuous improvement of the system of payment and collection of customs duties in the EAEU plays an important role, thereby optimizing many of the resulting processes, such as compliance with customs legislation. This article presents an analysis of the collection and distribution of customs duties in the EAEU, highlights the main problems and provides ways to solve them.

Keywords: customs payments, EAEU, customs authorities, federal budget, customs duties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.