Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС'

ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов В.Е.

Проблемы взимания и распределения таможенных платежей по сей день являются важной темой для обсуждения и поиска методов улучшения механизмов их распределения на территории ЕАЭС. Практика взимания и обеспечения их уплаты показывает, что в результате несоответствия потребностям развития экономики, а также несовершенства механизма их администрирования несет для страны не только значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб законопослушным отечественным товаропроизводителям, чья продукция становится неконкурентоспособной, а стремление к уклонению от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problems of collecting and distributing customs payments to this day are an important topic for discussion and searching for methods to improve the mechanisms for their distribution on the territory of the EAEU. The practice of collecting and ensuring their payment shows that, as a result of a discrepancy between the needs of the development of the economy, as well as the imperfection of the mechanism for their administration, it causes not only significant financial losses for the country, but also additional damage to law-abiding domestic producers, whose products become uncompetitive, and the desire to evade payment customs payments causes a decrease in the efficiency of customs and tariff regulation in general.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС»

ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

В.Е. Абрамов, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-1-6-9

Аннотация. Проблемы взимания и распределения таможенных платежей по сей день являются важной темой для обсуждения и поиска методов улучшения механизмов их распределения на территории ЕАЭС. Практика взимания и обеспечения их уплаты показывает, что в результате несоответствия потребностям развития экономики, а также несовершенства механизма их администрирования несет для страны не только значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб законопослушным отечественным товаропроизводителям, чья продукция становится неконкурентоспособной, а стремление к уклонению от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

Ключевые слова: проблема, таможенные пошлины, государства-члены, федеральный бюджет, распределение, таможенные органы.

На современном этапе возникают про- объём поступления денежный средств в

блемы взимания и распределения тамо- бюджет.

женных платежей. Основными из них яв- Следующая проблема заключается в ляются падения внешне торгового оборо- том, что сумма ввозных таможенных пота, который отрицательно влияет на дина- шлин распределяются между его членами мику взимания таможенных платежей, что неравномерно [1]. не позволяет обеспечивать достаточный

Таблица 1. Система распределения ввозных пошлин в ЕАЭС в % [2]

Страна Первоначальное распределение ввозных пошлин Распределение ввозных пошлин после вступления Армении и Киргизии Процент перераспределения ввозных пошлин Распределение ввозных пошлин на 2020 год Распределение ввозных пошлин на 2021 год

Россия 85,9 85,32 -0,58 85,265 85,065

Белоруссия 4,7 4,56 -0,14 4,560 4,860

Казахстан 7,33 7,11 -0,22 7,055 6,955

Армения 1,11 - 1,220 1,220

Киргизия 1,9 - 1,900 1,900

При приеме новых государств-членов в ЕАЭС перераспределение ввозных пошлин произошло практически посредством уменьшения доли России. По состоянию прошедшего 2020 года метод разделения ввозных таможенных пошлин по бюджетам стран-членов входящих в ЕАЭС была пересмотрена. По причине чего, процент Белоруссии увеличился на 0,3%, а процент России сократился на 0,2%, перераспределение вышло за счет РФ.

Поэтому, система разделения поступлений от ввозных пошлин стран ЕАЭС приносит российским партнерам по ЕАЭС весомые дивиденды, но при приеме новых государств-членов в ЕАЭС и внесения изменений процента перераспределение ввозных пошлин происходит практически посредством России, что не позволяет в полной мере увидеть прогресс наращивания внешней торговли РФ. В свою очередь, также Беларусь заявила об абсолют-

но невыгодном распределении поступлений от ввозных таможенных пошлин для Белоруссии. После проведенной проверки сказалось, что уменьшение размеров поступлений в белорусский бюджет оказалось более весомым, чем в целом для всего ЕАЭС, - практически минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сформировалось отрицательным - 41 млн. долларов США.

Хотя, импорт Беларуси увеличивается вследствие активной торговли в рамках китайского проекта «Новый шелковый путь», но такой механизм перераспределения сумм ввозных пошлин не позволит получать дополнительные доходы бюджету Беларуси. Отсюда, возникают иные проблемы политического характера, например, Беларусь формирует серые схемы по пополнению своего бюджета, пользуясь своим выгодным географическим положением, завозит в Россию санкцион-ные товары, с чем наша страна борется уже несколько лет, а также пользуется различием ставок акцизов с Россией и завозит в нашу страну нелегальные подакцизные товары. Также возможное вступление Таджикистана и Узбекистана в ЕАЭС вновь приведет к проблеме рационального распределения ввозных пошлин, где уже пострадать может российский бюджет в большей степени вследствие перераспределения процента дивидендов для новых стран всё так же посредством уменьшения доли РФ.

Для того чтобы решить проблему неравномерного перераспределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС, которое при присоединении новых стран-участниц к ЕАЭС происходит в целом за счет РФ, что не позволяет получить наибольшую выгоду для бюджета России от наращивания внешней торговли, а также проигрывает от такого распределения Беларусь, что приводит ее к реализации серых схем для получения выгоды путем ввоза в Россию санкционных товаров или нелегальных дешевых товаров, необходимо разработать новые способы получения прибыли, основываясь не только на объеме импорта, но и на опыте других стран мира, и видя зависимость между макроэкономическими по-

казателями развития экономик стран ЕАЭС и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин.

Так, в настоящее время действует следующая методика: нормативы рассчитаны из объема импорта из третьих стран в 2008-2009 гг. на основании статистики «Комтрейд ООН». Последний пересмотр нормативов был при присоединении Киргизии, но тогда все также считали по старой методике.

Может быть, ввести методику на основе выявленных корреляционных зависимостей между макроэкономическими показателями развития экономик стран-членов и суммой распределяемых меж бюджетами ввозных таможенных пошлин. Разработка методик базирована на анализе главных макроэкономических характеристик, описывающих уровень социально- экономического развития, внешнеэкономическую деятельность и состояние государственных финансов стран Евразийского экономического союза и оценке их воздействия на структурные свойства экономики ЕАЭС. Были рассчитаны корреляционные зависимости меж макроэкономическими показателями и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин за период, начинающийся с момента вступления в силу Соглашения об установлении и применении в Союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (других пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение). На основе этих данных выявлены характеристики, которые лучшим образом дают возможность применить нормативы разделения сумм ввозных таможенных пошлин.

Первый метод базируется на торговой статистике. Для вычисления необходимы дезагрегированные данные о стоимости и объеме импорта основываясь на товарных позициях и значениях ставок единого таможенного тарифа. Из полученных данных определяется расчетная сумма ввозных таможенных пошлин путем умножения импорта по каждой товарной позиции на ставку ЕТТ. Норматив государства-члена определяется, как доля расчетной суммы ВТП в обшей сумме положенных ЕАЭС

ввозных таможенных пошлин в соответствующем периоде.

Вторая метод предполагает использование макроэкономических показателей, характеризующихся наиболее тесной взаимосвязью с суммами ввозных таможенных пошлин. Норматив каждой страны в рамках этой методики определяется как отношение значения макроэкономического показателя для данной страны к сумме значении этого показателя всех государств-членов в соответствующем периоде, где в качестве макроэкономического показателя могут быть использованы «расходы на конечное потребление домохозяйств в текущих долларах США» или «ВВП в текущих долларах США» [3].

Еще одной проблемой администрирования таможенных платежей в ЕАЭС является снижение беспошлинного порога для ввоза товаров в МПО.

Так, в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с 1 января 2020 года порог беспошлинного ввоза снизился до €200 и 31 кг за одну посылку. Если посылка, заказанная в иностранном интернет-магазине, стоит дороже этой суммы, покупатель должен будет заплатить 15% от суммы превышения, но не менее €2 за кг перевеса Год назад порог уже быт снижен с €1 тыс. до €500 и 31 кг, но распространялся на заказы, сделанные за один месяц. Пошлина составляла 30%. Это повлияло на спрос покупателей, в 2019 году объем ввозимых товаров в МПО сократится на 2,3% [4].

Чтобы упростить процесс уплаты таможенных пошлин, еще в январе 2019 года «Почта России» и ФТС РФ начали пилотный проект по взиманию пошлин в электронном формате в режиме онлайн, чтобы пользователь имел возможность оплатить налог сразу в момент покупки. Согласно представленному партнерам плану, к сервису в перспективе имеют возможность подключиться до 90% иностранных пользователей. Этот проект дал возможность сделать более простым и удобным совершение таможенных операций при поступлении товаров в РФ.

На данный момент внедряется разработка автоматического выпуска посылок. ФТС применяет механизм выборочного контроля, сформированный на базе результатов анализа системы управления рисками (СУР), что дает возможность увеличить скорость обработки отправления, сохранив контроль за безопасностью ввозимых товаров. Для корректной работы СУР, разработки и внедрения профилей рисков, нужны достоверные данные. вот поэтому в процесс передачи сведений обязаны быть вовлечены маркетплейсы, исполняющие продажу продукта, как источники информации о стоимости, описании, коде классификации и прочих отравляемых продуктов.

Одной из следующих задач является то, что ставки акцизов как одного из видов таможенных платежей не унифицированы. Ставки акцизов на ввозимые товары в странах-участницах ЕАЭС не до конца урегулированы, что в свою очередь создает риски развития внешней торговли фальсифицированных товаров.

Для решения проблемы неурегулированности ставок акцизов на ввозную подакцизную продукцию внутри ЕАЭС, в частности табачной продукции, которая является поводом ввоза в Россию более дешевых нелегальных контрафактных и фальсифицированных табачных товаров необходимо гармонизировать ставки акцизов и список подакцизных товаров в ЕАЭС. Первый шаг к решению данной проблемы был уже сделан в конце 2019 года. Так, вице-премьеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. Документ был подписан 19 декабря в Санкт-Петербурге. Договор позволит гармонизировать ставки акцизов на табачные изделия и таким образом создать благоприятные условия для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС.

Из всего сказанного можем сделать вывод, что главные проблемы взимания платежей в РФ и ЕАЭС: неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС. В случае присоединения

новых стран к Евразийскому Экономиче- сильным административным убыткам, так скому Союзу происходит в основном за как обрабатывать каждую посылку отсчет России, что не дает в полной мере из- дельно намного тяжелее; отсутствие уни-влечь наибольшую экономическую выгоду фицированных ставок акцизов в странах для бюджета РФ. Снижение беспошлинно- ЕАЭС, что создает риски возрастания него порога для ввоза товаров в МПО в рам- законной торговли на территории ЕАЭС и ках электронной торговли, что ведет к РФ.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 11.05.2022).

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0080/

3. Темирбекова К.Ф., Какорина М.В. Проблемы взимания таможенных платежей и пути их решения в РФ на современном этапе // Студенческий: электрон, научн. журн. - 2020. -№5 (91). - С. 24-29.

4. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (Приложение №5. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/56ab281a64f661b03af7ab32bd373 1336Ь9Ь0Ь9Ь№Ш187 2. (дата обращения: 13.05.2022).

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF CURRENCY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.E. Abramov, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The problems of collecting and distributing customs payments to this day are an important topic for discussion and searching for methods to improve the mechanisms for their distribution on the territory of the EAEU. The practice of collecting and ensuring their payment shows that, as a result of a discrepancy between the needs of the development of the economy, as well as the imperfection of the mechanism for their administration, it causes not only significant financial losses for the country, but also additional damage to law-abiding domestic producers, whose products become uncompetitive, and the desire to evade payment customs payments causes a decrease in the efficiency of customs and tariff regulation in general.

Keywords: problem, customs duties, member states, federal budget, distribution, customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.