Научная статья на тему 'Международное сотрудничество Индии в сфере противодействия терроризму'

Международное сотрудничество Индии в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ООН / ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОР / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев А.Ю.

В статье говорится о международном сотрудничестве Индии в области антитеррора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество Индии в сфере противодействия терроризму»

272 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

8. аудит эффективности функционирования процессов СУОТ на опытном объекте и при необходимости их доработка;

9. методическое сопровождение или совместное внедрение СУОТ на других объектах предприятия.

Проведение данной работы в энергосетевых компаниях позволит осуществлять независимую оценку применения требований национальных нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом эффективной процессной модели, предусмотренной стандартами серии OHSAS.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. №426-ФЗ

2. Приказ Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

3. Р.2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003).

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Сборник тезисов и докладов международной конференции по охране труда в электроэнергетике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sape-expo.ru/docs/Sbornik-tezisov-i-docladov-Mezhdunarodnoi-konferentcii-po-okh-rane-truda-v-elektroenergetike.pdf.

6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИНДИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

© Яковлев А.Ю.*

Государственный университет управления, г. Москва

В статье говорится о международном сотрудничестве Индии в области антитеррора.

Ключевые слова: Индия, ООН, терроризм, антитеррор, сотрудничество.

* Заместитель заведующего кафедрой Г осударственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

Социальные проблемы в рыночной экономике

273

Говоря о международном сотрудничестве Индии, прежде всего надо иметь в виду подобную деятельность в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).

Британская Индия стала членом ООН 30 октября 1945 г. После обретения колонией независимости, Индия сохранила указанный статус.

Государство играет не последнюю роль в процессах, происходящих в главной международной организации. Страна избиралась 7 раз в члены СБ (1950-1951, 1967-1968, 1972-1973, 1977-1978, 1984-1985, 1991-1992, 20112012 гг.). В общей сложности из 68 лет существования структуры Индия была 14 лет в главном ее органе. Если вспомнить, что СБ состоит лишь из 15 членов, где 5 постоянные с правом вето (Россия, США, Китай, Соединенное Королевство и Франция) и 10 непостоянных членов, которые избираются ГА ООН на двухлетний срок, то это весьма не плохое достижение.

Среди южно-азиатских государств только Пакистан повторил индийский успех (1952-1953, 1968-1969, 1976-1977, 1983-1984, 1993-1994, 20032004, 2012-2013 гг.). Для сравнения Бангладеш (1979-1980, 2000-2001 гг.), Непал (1969-1970, 1988-1989 гг.) и Шри-Ланка (1960-1961 гг.) были представлены в СБ лишь по 2 и 1 раз соответственно. Бутан и Мальдивы не были ни разу.

Важность попадания в СБ заключается в его ключевой роли в деятельности ООН в целом. Формально и фактически совет осуществляет основную часть работы и ведет разработку решений по «установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения» [1]. Все члены ООН обязаны подчиняться решениям СБ и выполнять их.

Среди глобальных проблем, стоящих перед международным сообществом, выступает и терроризм. Одним из государств активно старающихся поднять проблему терроризма на мировой уровень, является Индия. Так, ее премьер-министр А.Б. Ваджпаи, выступая на саммите тысячелетия в ООН в 2000 г. Говорил следующее: «Из всех существующих угроз миру, демократии и развитию, ни одна не представляет такой опасности, как международный терроризм, связанный с религиозным экстремизмом, торговлей наркотиками и незаконной торговлей оружием. Демократии, основанные на открытости и плюрализме, являются главной мишенью этого страшного явления, поражающего самые основы терпимости - главной опоры гражданского общества в свободном мире» [4, с. 197].

Противодействие такой угрозе требует от отдельных государств и международного сообщества как умения пребывать в предельной концентрации для дачи отпора террору в любой момент его проявления, так и способности применять адекватные ответные антитеррористические действия.

Сегодня ООН базируется на основополагающих принципах международного права и договорно-правовой базе. Что касается указанной деятельности государств-членов организации, то она следующая.

274 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Впервые проблематика антитеррора в ООН была поднята в 1972 г, войдя в повестку 27-й сессии ГА ООН. Тогда разбирались вопросы, касающиеся мер по предотвращению терроризма или других форм насилия, которые угрожают жизни невинных людей или ставят под угрозу их основные свободы.

В 1972 г. также был создан первый рабочий орган ГА ООН в данной сфере - Специальный комитет по международному терроризму, в чьи функции входило рассмотрение замечаний государств по изысканию эффективного решения проблемы международного терроризма и представление доклада о возможных новых направлениях сотрудничества в целях скорейшей ликвидации настоящей проблемы. Специальный комитет имел три подкомитета, изучавших следующие вопросы: определения международного терроризма, коренных причин международного терроризма и выработки мер по его предотвращению. Однако достигнуть согласия по обсуждаемым вопросам не удалось, и орган практически бездействовал до 1977 г.

В конце 70-х гг. ХХ в. наметился новый всплеск активности в области международного антитеррористического сотрудничества. Принимаются конвенции о борьбе с захватом заложников и о физической защите ядерных материалов. С 80-х гг. ХХ в. ООН предпринимает усилия для выработки определения международного терроризма, предложив провести в этих целях международную конференцию. Но идея не нашла всеобщей поддержки, вопрос о проведении конференции переходил из одной повестки дня ГА ООН в другую на протяжении нескольких лет, пока вовсе не был из нее исключен.

Резолюция ГА ООН 48/411 от 9 декабря 1993 г. придала новый импульс борьбе с терроризмом, что в некотором роде свидетельствовало о намерениях покончить с практикой принятия повторяющих друг друга и не приносящих результатов резолюций и переходе к практическим действиям.

В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой ГА ООН в 1994 г., переход от политических заявлений к практическому сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом был подтвержден.

В 1996 г. по инициативе Индии ГА ООН была принята резолюция 53/108 «Меры по уничтожению международного терроризма». Тогда же был учрежден Специальный комитет для выработки международных конвенций по борьбе с бомбовым и ядерным терроризмом. В 1999 г. ГА ООН поручила комитету рассмотреть вопрос о путях совершенствования правовых механизмов борьбы с международным терроризмом.

На новый уровень антитеррористическое сотрудничество поднялось после событий 11 сентября 2001 г.

Особое место среди многочисленных документов по борьбе с терроризмом занимает резолюция СБ ООН 1373 (2001 г.), определившая комплекс мер по пресечению различных форм подпитки терроризма (в частности, поставок оружия и вербовки боевиков).

Социальные проблемы в рыночной экономике

275

В соответствии с этой же резолюцией был создан Контртеррористический комитет (КТК) ООН, состоящий из 15 членов СБ ООН. В его функции включено: координация антитеррористической деятельности международных (в том числе региональных) организаций, повышение эффективности технической помощи государствам-членам ООН, поощрение более тесного межгосударственного сотрудничества, совершенствование антитеррористического законодательства, мониторинг выполнения государствами своих обязательств в сфере борьбы с терроризмом и его профилактики.

Помимо совершенствования правового обеспечения противодействия терроризму, ООН также старается вести борьбу с его экономической составляющей. Для этого применяются экономические и финансовые меры по борьбе с террористическими организациями (главным образом «Аль-Каидой» и всеми взаимодействующими с ней юридическими и физическими лицами). Среди них: заморозка денежных средств и иных финансовых активов организаций и лиц, связанных с терроризмом; предотвращение въезда и транзита через территорию государств ООН террористов и их пособников; предотвращение продажи и передачи терорганизациям оружия и иных средств, связанных с военной деятельностью, а также запрет обучения и технического консультирования [2]. Надзор за применением государствами указанных антитеррористических механизмов возложен на КТК ООН. Его первоначальные функции постепенно расширялись и комитет, помимо всего прочего, получил право предоставления рекомендаций по усовершенствованию указанных мер.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия ООН по консолидации мирового сообщества вокруг проблемы терроризма, антитеррористическое сотрудничество государств до сих пор обременено политическими проблемами. Определенным успехом в данном направлении можно считать резолюцию СБ ООН 1566 (2004 г.), предусматривающую конкретные антитеррористические меры. Резолюция СБ ООН 1624 (2005 г.) поставила во главу угла международного антитеррористического сотрудничества задачу по противодействию идеологии терроризма и борьбу с пропагандой террора, в том числе и в сети Интернет.

Несмотря на достаточно большой объем проделываемой работы, по-прежнему недостаточно хорошо развито сотрудничество в области расследования преступлений террористической направленности, оперативно-розыскной деятельности, обмену информацией, оказанию помощи в расследовании уголовных дел, выдаче террористов, ликвидации и минимизации последствий проявления терроризма, практической помощи при террористических угрозах и другим вопросам. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что во многих странах в органах исполнительной власти имеются специализированные подразделения, занимающиеся проблематикой антитеррора, которые также осуществляют обмен опытом и информацией с ино-

276 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

странными партнерами. Правда, часто предоставляемые друг другу сведения либо устаревшие, либо носят общий характер.

Одна из причин вышеупомянутого положения дел в том, что до сих пор не выработана универсальная международная правовая база сотрудничества государств в различных направлениях антитеррористической деятельности. Причин этому много. Например, отечественный исследователь М.М. Зай-ончковская видит сложности в отсутствии согласованных политических антитеррористических программ и правовых основ борьбы с терроризмом, а также из-за того, что институциональные системы всех уровней осуществляют борьбу с терроризмом, главным образом, ретроспективно [5, с. 14]. К другим можно отнести: недостаток общего процесса взаимодействия государств в борьбе с терроризмом, в основном в силу политических разногласий и блокового характера решения международных проблем, а также отсутствия унификации национальных антитеррористических законодательств.

С принятием в 2006 г. резолюции ГА ООН 60/288 «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» несколько по-иному были расставлены акценты. В документе сделана попытка комплексного осмысления новой контртеррористической стратегии. Также резолюция направлена на выработку мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма.

Подводя итог, стоит отметить, что в рамках ООН ведется определенная работа в антитеррористической сфере, но ее низкая эффективность и невидимость результатов обусловлена отсутствием консолидированной позиции членов организации в ряде основополагающих вопросов. Как скоро страны договорятся и примут необходимые международные правовые акты, будет зависеть станет ли ООН и ее органы реальными инструментами в противодействии терроризму. Довольно ощутимой в данном направлении может быть роль Индии.

Список литературы:

1. Устав Организации Объединенных Наций. Принят 26 июня 1945 г.

2. Резолюция СБ ООН 1526 от 30 января 2004 г.

3. Бебрис А.О. Национальная безопасность в Индии (теоретические аспекты) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.

4. Ваджпаи А.Б. Индия на пути в будущее. Сборник статей и выступлений (март 1998 - сентябрь 2001 г.). - М., 2001.

5. Зайончковская М.М. Антитеррористическое сотрудничество государств: реализация политических установок в международном праве: авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

6. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.

Социальные проблемы в рыночной экономике

277

7. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Истоки исламского терроризма в Индии // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32.

8. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Основные этапы развития индийского законодательства в области противодействия терроризму // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 10.

9. Яковлев П.Ю. Правовое регулирование статуса компаний в Индии // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2014. - № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.