9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.02)
9.1. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Пинчук Андрей Юрьевич, кандидат политических наук, Первый проректор Место работы: ФГОУ «МГТУ СТАНКИН»
Аннотация: настоящая статья посвящена институциональным аспектам деятельности ООН в борьбе против терроризма. Автором указано, что усилия Совета Безопасности ООН исходят из четырех оснований: во-первых, осуждение отдельных актов терроризма; во-вторых, наращивание потенциала на национальном уровне; в-третьих, установление режимов санкций, в частности режим санкций в отношении «Аль-Каиды». В-четвертых, используя полномочия главы VII, Совет безопасности ООН принимает законодательные резолюции, создающие общую нормативную базу для борьбы с терроризмом, которая не ограничено конкретной ситуацией или временем. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г. Гпобальная контртеррористическая стратегия ООН (GCTS) выступает как руководство для Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом и ее приоритеты. Данная стратегия является необязательным и широким документом, направленным на активизацию национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом. Сделан акцент на том, что борьба с терроризмом значительно отличается от операций ООН по поддержанию мира, которые до сих пор были основным обоснованием использования вооруженных сил. Это изменение вызывает вопросы относительно надлежащей подготовки военнослужащих, а также правовые вопросы, такие, как обращение с подозреваемыми в терроризме и пленными. Сделан вывод, что деятельность ООН в рассматриваемой сфере во многом зависит от инициатив и политической воли государств-членов. Это предполагает построение устойчивой системы взаимодействия между ООН и государствами членами в плане взаимного обмена информацией, разработок новых и совершенствования старых механизмов организации борьбы с международным терроризмом, а также выстраиванием под эгидой ООН адекватной существующим террористическим угрозам институциональной системы на международном, региональном и национальном уровне.
Ключевые слова: политические институты, Организация Объединенных наций, терроризм, антитеррористическая деятельность, международное право.
INSTITUTIONALIZATION OF ANTI-TERRORISM FORMS WITHIN THE UNITED NATIONS
Pinchuk Andrey Yu., candidate of political sciences, The first pro-rector Place of employment: FGUU «MSTU STANKIN»
Abstract: this article is devoted to the institutional aspects of the UN activities in the fight against terrorism. The author points out that the efforts of the UN Security Council are based on four grounds: first, condemnation of certain acts of terrorism; second, capacity-building at the national level; third, the establishment of sanctions regimes, in particular the regime of sanctions against al-Qaeda. Fourthly, using the powers of Chapter VII, the UN security Council adopts legislative resolutions that create a common regulatory framework for the fight against terrorism, which is not limited to a specific situation or time. Adopted by the UN General Assembly in 2006, the UN global counter-terrorism strategy (GCTS) serves as a guide for the United Nations in the fight against terrorism and its priorities. The strategy is a non-binding and broad document aimed at strengthening national, regional and international efforts to combat terrorism. The emphasis is made on the fact that the fight against terrorism is significantly different from the UN peacekeeping operations, which have so far been the main justification for the use of armed forces. This change raises questions about the proper training of military personnel, as well as legal issues such as the treatment of suspected terrorists and prisoners. It is concluded that the activities of the UN in this area largely depends on the initiatives and political will of the member States. This involves building a stable system of interaction between the UN and member States in terms of mutual exchange of information, development of new and improvement of old mechanisms of the organization of the fight against international terrorism, as well as building under the auspices of the UN adequate to existing terrorist threats of the institutional system at the international, regional and national level.
Keywords: political institutions, United Nations, terrorism, anti-terrorist activities, international law
До 11 сентября 2001г. Генеральная Ассамблея ООН рассматривала международный терроризм как частную проблему, и Совет безопасности Организации Объединенных Наций реагировал лишь в ответ на конкретные акты международного терроризма, например, взрыв над Локерби. Но после событий 11 сентября 2001 г. Совет безопасности ООН стал ведущим
актором по созданию необходимой нормативной и институциональной базы в целях формирования системы противодействия террористам, ограничения их мобильности и различных форм его поддержки. Так, уже 28 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию №1373. Это стало переломным моментом в глобальной кампании против
Пинчук А. Ю.
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
международного терроризма. Резолюция была принята в соответствии с главой VII Устава ООН (угрозы международного мира и безопасности). Она является обязательной для всех государств-членов ООН, а ее несоблюдение ведет к принятию карательных мер против государства-нарушителя. Основные характеристики резолюции заключаются в следующем:
- международный терроризм представляет собой угрозу миру и безопасности.
- каждое государство коллективно или индивидуально имеет право на самооборону.
- каждое государство должно сотрудничать в предотвращении и пресечении терроризма.
- каждое государство имеет право предотвращать и пресекать финансирование и подготовку теракта на своей территории, принимая всевозможные законодательные и административные меры.
- каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, содействия или участие в террористических актах в другом государстве или разрешение на использование террористов, пресекать вербовку членов террористических организаций и воздержаться от поставок оружия террористическим группировкам.
- каждое государство обязано криминализировать сбор и помощь в сборе активов, включая любые средства, в любом формате на террористические акты и замораживание таких активов.
- каждое государство обязано отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает и совершает террористические, действует либо путем судебного преследования на своей территории, либо путем передачи сделал запрос на их судебное преследование и т.д.
Ключевой особенностью резолюции №1373 (п. 11) стало создание Контртеррористического комитета (КТК), на который была возложена обязанность осуществления контроля за осуществлением государствами-членами резолюции №1373 и, в случае необходимости, оказания им соответствующей технической помощи.
К сегодняшнему дню Советом безопасности ООН сформированы три вспомогательных органа, занимающиеся вопросами борьбы с терроризмом: Комитет по санкциям против ИГИЛ и «Аль-Каиды», Контртеррористический комитет (КТК) и его Исполнительный директорат (ИДКТК), и Комитет, учрежденный резолюцией №1540. Кроме того, на основании резолюции №1566
(2004) была создана рабочая группа, задачей которой является разработка рекомендаций по практическим мерам применения санкций, а также ей было поручено рассмотреть возможность создания компенсационных фондов для жертв терроризма. Председательство в каждом из этих комитетов осуществляется непостоянным членом Совета Безопасности ООН сроком на два года. Председатели избираются непрозрачно пятью постоянными членами, которые либо избирают председателя без предварительного уведомления, либо избирают председателя на основе интенсивного лоббирования со стороны нового непостоянного государства-члена.
Контртеррористический комитет (КТК) является главным контртеррористическим органом Совета Безопасности, включающим все пятнадцать членов Совета безопасности ООН, который проводит обзор осуществления государствами-членами имеющих обязательную силу резолюций №1373 (2001) и №1624
(2005) по борьбе с терроризмом. Резолюция №1373 является уникальной, поскольку она является первой юридически обязательной резолюцией, которая применяется ко всем членам Организации Объединенных Наций в отличие от предыдущих контртеррористических актов, которые были действительны только в том случае, если государство добровольно подписывало
соответствующий международный договор.
На КТК была возложена задача по наблюдению за осуществлением резолюции №1373 (2001). Кроме того, Комитет оценивает реализацию резолюции №1624 (2005) о подстрекательстве к совершению актов терроризма. Эта резолюция призывает государства-члены ООН предотвращать такое поведение и отказывать в убежище любому лицу, в отношении которого имеется достоверная и соответствующая информация, дающая серьезные основания полагать, что они виновны в преступном поведении. Совсем недавно в резолюции 2178 (2014), касающейся иностранных боевиков-террористов, КТК было поручено выявлять пробелы и внедрять примеры передовой практики, которые могут помочь государствам пресекать притоки иностранных боевиков-террористов.
26 марта 2004 г. Совет безопасности постановил реорганизовать КТК с тем, чтобы он мог оказывать стратегические консультативные услуги в целях укрепления способности КТК выполнять свой мандат на основе резолюции №1535 (2004) путем создания Исполнительного директората. Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК) представляет собой экспертный орган, который поддерживает исполнение своих полномочий Контртеррористическим комитетом в части контроля выполнения обязательных антитеррористических резолюций №1373 (2001) и №1624 (2005) государствами-членами путем проведения инспекционных поездок в страны, обеспечения антитеррористической правовой и технической помощи и оценки пробелов в антитеррористической деятельности государств. Вместе с тем, с учетом того, что ИДКТК должен осуществлять всю свою деятельность по просьбе государств-членов, очевидно, что ИДКТК не может вести себя как независимый контртеррористический наблюдатель и не способен расследовать вопросы несоблюдения государствами-членами требований резолюций. При этом следует учитывать и то, что еще в 2005 г. Генеральным секретарем Кофи Ан-наном была создана Целевая группа по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ), которая впоследствии была одобрена Глобальной контртеррористической стратегией в целях укрепления координации и согласованности контртеррористических усилий в рамках системы Организации Объединенных Наций. Позднее она была институционализировала под эгидой Департамента по политическим вопросам в 2009 г. и в настоящее время перешла в новое Управление по борьбе с терроризмом, созданное в июне 2017 г.
Сегодня в состав Целевой группы входят 38 организаций (36 организаций системы Организации Объединенных Наций, Интерпол и Всемирная таможенная организация), которые в силу своей работы заинтересованы в усилиях по борьбе с терроризмом, при этом ЦГОКМ отвечает за координацию всей контртеррористической деятельности между ними. Каждая организация вносит взносы в соответствии со своим мандатом. При этом главная цель ЦГОКМ состоит в том, чтобы максимизировать сравнительные преимущества каждой структуры, действуя в качестве единого координированного органа, который обеспечивает реализацию государствам-членам четырех основных компонентов контртеррористической стратегии.
Контртеррористический центр ООН (КТЦООН), был создан в Королевстве Саудовская Аравия на основа-
нии резолюции A/RES/66/10 и начал функционировать в апреле 2012 г. Цели центра определяются «видением из шести пунктов» Генерального секретаря ООН, сформулированных на 9-м заседании Консультативного совета КТЦООН 7 ноября 2014 года. Генеральный секретарь ООН изложил свое видение роли КТЦООН в превращении его в «Центр передового опыта», который будет руководить тематическими вопросами, не рассматриваемыми другими органами ООН и обеспечивать наращивание потенциала, необходимого государствам-членам для выполнения Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
КТЦООН в настоящее время руководствуется пятилетней стратегией, действие которой началось с 2016 г. В недавнем пятом обзоре глобальной стратегии ООН 2016 г. КТЦООН упоминался пять раз, что свидетельствует о растущем значении КТЦООН в контртеррористической деятельности ООН. Это особенно актуально, поскольку единственное имеющееся финансирование контртеррористических программ в рамках всей контртеррористической системы Организации Объединенных Наций осуществляется через КТЦООН.
Особую роль в деятельности и ООН и указанных комитетов играет Глобальная контртеррористическая стратегия ООН (GCTS), принятая Генеральной Ассамблеей в 2006 году. Данная стратегия в настоящее время выступает как руководство для Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом и определяет ее основные приоритеты. Она является необязательным и широким документом, направленным на активизацию национальных, региональных и международных усилий по борьбе с терроризмом. Стратегия состоит из четырех основных компонентов:
I. Устранение условий, способствующих распространению терроризма;
II. Предупреждение терроризма и борьба с ним;
III. Укрепление потенциала государств и укрепление роли Организации Объединенных Наций;
IV. Обеспечение прав человека и верховенства права. Генеральная Ассамблея ООН каждые два года проводит обзор Глобальной контртеррористической стратегии, с тем чтобы вновь оценить обстановку в области борьбы с терроризмом и привести ее в соответствие с приоритетами государств-членов. Впервые в ее рамках все государства-члены согласились с общим стратегическим подходом к борьбе с международным терроризмом. При этом государства не только ясно дали понять, что международный терроризм неприемлем, но и преисполнены решимости предпринять практические шаги в индивидуальном и коллективном порядке для его предотвращения и борьбы с ним. Эти практические шаги включают широкий круг мер, варьирующихся от укрепления государственного потенциала для борьбы с террористическими угрозами до улучшений координации контртеррористической деятельности ООН в целом.
В настоящее время усилия Совета безопасности ООН в области борьбы с терроризмом исходят из четырех основных задач: во-первых, осуждение отдельных актов терроризма; во-вторых, наращивание антитеррористического потенциала на национальном уровне; в-третьих, установление режимов санкций, в частности режим санкций в отношении «Аль-Каиды» и в-четвертых, используя полномочия в главе VII, Совет безопасности ООН принимает резолюции, создающие общую нормативную базу для борьбы с международ-
ным терроризмом, которая не ограничена конкретной ситуацией или временем.
Следует указать, что еще в 1999 г. была принята Резолюция №1267, которая стала первой принятой Советом безопасности ООН мерой, установившей режим контртеррористических санкций. Первоначально принятая после нападений на посольства США в Африке, эта резолюция была направлена на оказание давления на талибов выдать Усаму бен Ладена путем создания целевого режима санкций в отношении партнера «Аль-Каиды» «Талибана». Комитет по санкциям в отношении ИГИЛ и «Аль-Каиды» отвечает за осуществление надзора за санкционными мерами, введенными Советом Безопасности в отношении отдельных лиц, групп и организаций, связанных с террористическими группами ИГИЛ и «Аль-Каидой» в целях ослабления их террористической активности и борьбы с ними путем предотвращения поездок, поставок оружия и заморозки активов лиц, включенных в специальный перечень.
После 11 сентября 2001 г. этот специальный перечень был расширен, чтобы стать частью общего режима и это касается не только «Аль-Каиды» в Афганистане, но и «Аль-Каиды» и ее пособников, где бы они ни находились и без ограничений по времени. После кризиса с заложниками в Беслане предпринимались попытки формирования общего режима санкций в отношении террористических групп, не связанных с «Аль-Каидой», но эти действия пока не увенчались успехом. Тем не менее, в отношении других экстремистских групп может быть установлен режим санкций за ту или иную ситуацию в конкретной стране.
В рамках этих задач следует учитывать, что борьба с международным терроризмом отличается от операций ООН по поддержанию мира, которые до сих пор были основным способом использования вооруженных сил. Это отличие вызывает некоторые вопросы относительно надлежащей подготовки военнослужащих, а также правовые проблемы, такие, как обращение с подозреваемыми в терроризме и пленными. Кроме того, существует необходимость разработки механизмов выявления и пресечения возможных нарушений прав человека представителями вооруженных или полицейских сил, а также определения параметров представления отчетов в таких случаях.
Вместе с тем борьба с международным терроризмом и в настоящее время характеризуется серьезными недостатками относительно ее соответствия стандартам в области прав человека и международного гуманитарного права. В последние годы в международном праве становится все более господствующим мнение, что основные права человека относятся и к вооруженным конфликтам. При этом, что касается борьбы с международным терроризмом, способность Организации Объединенных Наций наблюдать за практикой стран в области соблюдения прав человека при реализации антитеррористических акций с помощью, так называемого, механизма мониторинга развита недостаточно хорошо. По крайней мере, работа, проделанная Организацией Объединенных Наций, до сих пор в этой сложной и быстро меняющейся области должна считаться неадекватной, особенно в отношении ее деятельности по отдельным странам.
Таким образом, учитывая, что деятельность ООН в рассматриваемой сфере во многом зависит от инициатив и политической воли государств-членов, это предполагает, во-первых, построение устойчивой системы
Пинчук А. Ю.
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
взаимодействия между ООН и государствами членами в плане взаимного обмена информацией; во-вторых, разработку новых и совершенствования старых механизмов организации борьбы с международным терроризмом и, в третьих, выстраиванием под эгидой ООН адекватной существующим террористическим угрозам институциональной системы на международном, региональном и национальном уровне, где главным критерием должно стать неукоснительное соблюдение и защита прав и свобод человека.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,45%.
Список литературы:
1. Борисов Д.А. Экстремизм и контртеррористическая повестка ООН в XXI веке // Мировая политика. — 2018. -№ 1. - С.48-57. Р01: 10.25136/2409-8671.2018.1.24348. 1^1.: http://e-notabene.ru/wi/article_24348.html
2. Деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций Доклад Генерального секретаря 20 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undocs.org /ги/А/72/840
3. Доклад Генерального секретаря ООН «Деятельность
системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций» от 14 апреля 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/299 /31/PDF/N1429931.pdf?OpenElement
4. Ивонина О.И., Ивонин Ю.П. Конфигурация нового миропорядка: проекты и реальность / под ред. О.И. Ивони-ной. Новосибирск, 2015.
5. Резолюция 1373 (2001), Совет Безопасности ООН, S/RES/1373 (2001), 28.09.2001//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В. Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 396-398.
6. Справочное руководство по основным правам человека: инфраструктура обеспечения безопасности. Целевая группа Организации Объединенных Наций по осуществлению контртеррористических мероприятий. Обновленное 2-е издание Март 2014 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/EN/newyork /Documents/CTITF_Guide_ Security_Infrastructure_RUS_Web.pdf
7. Универсальные правовые рамки борьбы с терроризмом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/terrorism/Publications/Mod ule%202/17-04125_R_ebook.pdf
8. Awotoye T.O. State responsibility as a panacea to international terrorism // Humanities and Social Sciences. 2013. Vol. 1. № 1. Pp. 28-45.