ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГРУЗИИ FOREIGN POLICY OF GEORGIA
Научная статья / Research article
Международное сотрудничество Грузии в сфере обеспечения энергетической безопасности в 2012-2021 гг.
И. Б. Санакоев
Югоосетинский государственный университет им. А.А.Тибилова, Цхинвал, Южная Осетия
e-mail: [email protected]
О. К. Петрович-Белкин
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
e-mail: [email protected] Л. Т. Кулумбегова
Югоосетинский государственный университет им. А.А.Тибилова, Цхинвал, Южная Осетия
E-mail: [email protected] С. М. Плиев
Югоосетинский государственный университет им. А.А.Тибилова, Цхинвал, Южная Осетия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу основных направлений и приоритетов международного сотрудничества Грузии в энергетической сфере в период нахождения у власти партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» (2012-2021 гг.). Во введении обосновывается актуальность и научная значимость темы, постулируются ее теоретический и прикладной аспекты. В первом разделе исследования подробно анализируются ключевые приоритеты энергетического сотрудничества Грузии с Российской Федерацией. При этом выделяются как позитивные моменты двустороннего взаимодействия, так и очевидные проблемы в отношениях между государствами. Отдельный раздел статьи посвящен рассмотрению особенностей энергетического сотрудничества Грузии с иными сопредельными государствами -Азербайджаном, Турцией и Арменией. В частности, речь идет о реализации таких проектов, как совместная эксплуатация Грузией, Турцией и Азербайджаном Южно-Кавказского газопровода («Баку-Тбилиси-Эрзерум») и нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», а также о совместной трехсторонней разработке и реализации проекта Южного газотранспортного коридора. Наряду с этим в данном разделе также анализируется специфика грузино-армянского энергетического сотрудничества, в том числе в сфере обмена передовыми энергетическими технологиями. Заключительный раздел исследования посвящен изучению энергетической дипломатии Грузии в многостороннем формате. Авторы констатируют, что период 2012-2021 гг. характеризовался постепенным возрастанием интенсивности энергетического сотрудничества Грузии с ЕС, основными приоритетами которого стали развитие «зеленой энергетики» (в первую очередь, использование энергии ветра) и технологическая кооперация. Из международных организаций у Грузии активнее всего развивается энергетическое сотрудничество с ООН и ее специализированными учреждениями (в частности, с ЮНИДО - Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию), а также с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В заключении авторы подводят итоги исследования, оценивают степень значимости различных векторов энергетической политики Грузии, а также делают общий вывод об исключительной актуальности международного сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности для грузинского государства.
Ключевые слова: Грузия, энергетика, энергетическая безопасность, энергетическое сотрудничество, нефть, газ, возобновляемые источники энергии, Южный Кавказ.
Для цитирования: Санакоев И.Б., Петрович-Белкин О К., Кулумбегова Л.Т. Плиев С.М. Международное сотрудничество Грузии в сфере обеспечения энергетической безопасности в 2012-2021 гг. Постсоветские исследования. 2021;4(8):665-673.
Финансирование: статья подготовлена при поддержке и в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-514 - 07001 «Геополитические вызовы как фактор дестабилизации и угрозы региональной безопасности на Южном Кавказе».
Georgia's International Cooperation on Energy Security in 2012-2021
Inal B. Sanakoev
A.A. Tibilov South Ossetian State University, Tskhinval, South Ossetia
e-mail: [email protected]
Oleg K. Petrovich-Belkin
RUDN Ubiversity, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Lina T. Kulumbegova
A.A. Tibilov South Ossetian State University, Tskhinval, South Ossetia E-mail: [email protected]
Soslan M. Pliev
A.A. Tibilov South Ossetian State University, Tskhinval, South Ossetia E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the main directions and priorities of Georgia's international cooperation in the energy sphere during the term of power of the "Georgian Dream-Democratic Georgia" Party (2012-2021). The introduction substantiates the relevance and scientific significance of the topic, postulates its theoretical and applied aspects. The first section of the study provides a detailed analysis of the key priorities of energy cooperation between Georgia and the Russian Federation. The article highlights positive aspects of bilateral cooperation, as well as obvious problems in the relations between the states. A separate section of the article is devoted to the peculiarities of energy cooperation of Georgia with other neighboring states - Azerbaijan, Turkey and Armenia. In particular, the implementation of such projects as the joint exploitation by Georgia, Turkey and Azerbaijan of the South Caucasus gas pipeline ("Baku-Tbilisi-Erzurum") and the "Baku-Tbilisi-Ceyhan" oil pipeline, as well as the joint trilateral development and implementation of the Southern Gas Transmission Corridor, are under consideration. Along with this, this section also analyzes the specifics of the Georgian-Armenian energy cooperation, including the exchange of advanced energy technologies. The final section of the study examines Georgia's energy diplomacy in a multilateral format. The authors state that the period 2012-2021 was characterized by a gradual increase in the intensity of Georgia's energy cooperation with the EU, the main priorities of which were the development of "green energy" (first of all, use of wind energy) and technological cooperation. Among international organizations, Georgia is most actively developing its energy cooperation with the United Nations and its specialized agencies (in particular, with UNIDO - the United Nations Industrial Development Organization), as well as with the International Atomic Energy Agency (IAEA). In conclusion, the authors summarize the results of the study, assess the importance of various vectors of Georgian energy policy, and make a general conclusion about the exceptional relevance of international cooperation in the field of energy security for the Georgian state.
Key words: Georgia, energy, energy security, energy cooperation, oil, gas, renewables, South Caucasus.
For citation: Inal B. Sanakoev, Oleg K. Petrovich-Belkin, Lina T. Kulumbegova, Soslan M. Pliev. Georgia's International Cooperation on Energy Security in 2012-2021. Postsovetskie issledo-vaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(8):665-673. (In Russ.)
Funding: the reported study was funded by RFBR, project № 21-514-07001 "Geopolitical Challenges as a Factor of Destabilization and Threats to Regional Security in the South Caucasus".
Грузия - одно из ключевых государств Южно-Кавказского региона, значимость которого проявляется не только в политической и культурно-гуманитарной, но и в экономической сфере. Занимая геополитически выгодное положение, Грузия является своеобразным «мостом» между европейским регионом, Малой Азией и Средним Востоком. Кроме того, выход к Черному морю позволяет Грузии играть роль важнейшего транзитного государства (в том числе в торговле энергоресурсами), что вполне логично делает ее ключевым актором в сфере обеспечения энергетической безопасности ЮжноКавказского региона.
Исторически топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Грузии был тесно связан с российским, а также с топливно-энергетическими комплексами других советских республик - Армении и Азербайджана. Соответственно, распад Советского Союза и разрыв прежних хозяйственных (и, в том числе, энергетических) связей самым негативным образом сказался на энергетической безопасности как Грузии, так и всего Южного Кавказа. В частности, в период 1991-2003 гг. общий спад экономики Грузии составил более 40%1, что привело к аналогичному сокращению энергопотребления. В 2003-2012 гг. в результате проведения глубоких либеральных социально-экономических и политических реформ Грузия добилась устойчивого экономического роста, однако показатели 1991 г. по общему объему энергопотребления были достигнуты лишь во втором десятилетии XXI в.
В контексте всего вышесказанного особую значимость приобретает изучение энергетической политики Грузии в постреформенные годы (т.е. в период нахождения у власти партии «Грузинская мечта - Демократическая Грузия» в 2012-2021 гг.). Особенно актуальной данная тема представляется с учетом того, что в настоящее время Грузия
1 Данные Всемирного банка:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD
по-прежнему критически зависит от импорта энергоресурсов, ввиду чего выстраивание взаимовыгодного и конструктивного международного сотрудничества в энергетической сфере является неотъемлемой предпосылкой для поступательного развития и модернизации грузинской экономики.
В настоящей статье будет рассмотрено взаимодействие Грузии с ключевыми акторами / группами акторов, оказывающих существенное влияние на обеспечение ее энергетической безопасности. В частности, речь идет, во-первых, о Российской Федерации -крупнейшем экспортере энергоносителей для экономики Грузии; во-вторых, о сопредельных государствах - Азербайджане, Армении и Турции - без сотрудничества с которыми невозможно поступательное развитие топливно-энергетического комплекса Грузии; и, наконец, о значимых международных акторах (ЕС, международных энергетических и экономических организациях), многостороннее взаимодействие с которыми также вносит существенный вклад в преодоление энергетических проблем Грузии.
Методология исследования базируется на постулатах концепции неореализма, согласно которым энергетическое взаимодействие в современном мире приобретает все большую значимость и становится своеобразным инструментом достижения внешнеполитических целей государства. С данной точки зрения энергетическую политику Грузии вполне резонно рассматривать как неотъемлемую часть ее геополитического императива по обеспечению национального суверенитета и безопасности.
Вопросами энергетической политики Грузии занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных исследователей. Из первых можно выделить В.В. Новикова [Новиков 2020], К.П. Курылева [Курылев, Володина 2016; Курылев, Мачавариани 2019]. О.
?end=2003&locations=GE&start= 1991 (дата обращения: 05.11.2021)
Юрдакала [Юрдакал 2021] и др. Из зарубежных исследователей - авторов обзорных статей по тематике энергетической безопасности можно отметить коллектив авторов во главе с М. Шиперсом [Scheepers, Seebregts, de Jong, Maters 2007], а также фундированную статью о трактовке термина «энергетическая безопасность» Д. Хельма [Helm 2002].
Энергетическое сотрудничество Грузии и Российской Федерации в 2012-2021 гг.
По состоянию на конец 2021 г. Российская Федерация является главным поставщиком энергоносителей и электроэнергии на территорию Грузии1. В частности, за январь-август 2021 г. Россия поставила Грузии около 1,05 млрд киловатт-часов, т.е. порядка 60% от совокупного объема импортированной Грузией электроэнергии2. Аналогичным образом, велики и объемы нефти и газа, поставляемых Россией на территорию Грузии.
В условиях крайне непростых политических отношений между Россией и Грузией, связанных, в первую очередь, с последствиями Пятидневной войны 2008 г., а также с абхазским и южноосетинским вопросом, взаимодействие двух государств в сфере энергетики приобретает особую значимость. Еще в 2011 г. Министерства энергетики РФ и Грузии подписали Меморандум о взаимопонимании, подразумевавший активизацию сотрудничества в топливно-энергетической сфере и обеспечение параллельной работы энергетических систем двух государств3. Позже, в марте 2011 г., на основе данного документа целый ряд российских и грузинских энергетических компаний (Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (Россети), ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», ООО
1 Россия стала главным поставщиком электроэнергии в Грузию. Деловая газета «Взгляд», 26.09.2021 / https://vz.rU/news/2021/9/26/1121002.html (дата обращения: 05.11.2021)
2 Там же.
3 Распоряжение Правительства РФ о проведении пере-
говоров о подписании Меморандума о взаимопонима-
нии между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики Грузии о сотрудничестве в области обеспечения параллельной работы Единой энергетической системы России и энергетической системы Грузии /
«Грузинская государственная электросистема») подписали Договор о непосредственном взаимодействии в данной сфере4.
Важным шагом на пути интенсификации российско-грузинского энергетического диалога стало подписание в 2016 г. обновленного, на этот раз многостороннего Меморандума о взаимопонимании между Министерствами энергетики России и Грузии, к которому также присоединились Армения и Иран5. Учитывая крайне напряженные политические отношения между Грузией и Россией, подписание данного документа, хотя и не имеющего прямой нормативной силы, все же стоит рассматривать как серьезный прогресс в энергетическом сотрудничестве между сторонами.
Что касается практической составляющей энергетического сотрудничества России и Грузии, здесь, помимо определенных успехов, есть и очевидные проблемы. В качестве позитивных моментов двустороннего сотрудничества можно назвать обеспечение бесперебойных поставок российской электроэнергии на территорию Грузии, совместную работу по профилактике технологических нарушений, а также плодотворное взаимодействие в сфере гидроэнергетики, которая в настоящее время является основой всего топливно-энергетического комплекса Грузии (более 75% от всей вырабатываемой на территории государства электроэнергии) [Новиков 2020]. Так, именно Россия является самым крупным инвестором в технологическую модернизацию и развитие грузинской гидроэнергетики, а ПАО «Интер РАО» имеет значительные активы и долю в собственности таких грузинских ГЭС, как «Храми-1», «Храми-2», «Риони ГЭС», «Жинвал ГЭС» и др. [Новиков 2020]
https://docs.cntd.ru/document/902261631 (дата обращения: 05.11.2021)
4 Энергокомпании России и Грузии подписали Договор о параллельной работе энергосистем. Официальный сайт Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (Россети) / https://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=21 5167 (дата обращения: 05.11.2021)
5 Список международных документов Министерства энергетики РФ / https://minenergo.gov.ru/node/11212 (дата обращения: 05.11.2021)
С другой стороны, российско-грузинское энергетическое сотрудничество характеризуется и целом рядом проблем. Так, недостаточная интенсивность энергетического взаимодействия между двумя странами объясняется в первую очередь дефицитом доверия в двусторонних политических и экономических отношениях, а также неурегулированностью целого ряда острейших международных вопросов (главным образом, касающихся территориально-правового статуса Абхазии и Южной Осетии)1.
В этой связи представляется вполне логичным, что российско-грузинское сотрудничество в сфере обеспечения энергетической безопасности до определенной степени развивается «по инерции» - в значительной мере опираясь на наследие Советского Союза. Своеобразным символом подобной ситуации является статус Грузинской атомной электростанции (АЭС), проект которой активно разрабатывался еще в 1980-е гг., однако затем был заморожен из-за распада Советского Союза.
Аналогичным образом, практически не развивается сотрудничество между Россией и Грузией в сфере использования возобновляемых источников энергии. В этом плане российско-грузинское взаимодействие на порядок менее интенсивно, нежели российско-армянское [Петрович-Белкин, Буторов, Буто-рова 2021] или российско-азербайджанское.
Взаимодействие Грузии с сопредельными государствами (Армения, Азербайджан, Турция) в сфере обеспечения энергетической безопасности
В период 2012-2021 гг. крупнейшим энергетическим партнером Грузии из сопредельных государств, не считая России, был Азербайджан. Данный факт объясняется наличием устойчивых хозяйственных связей, сохранившихся еще с периода Советского Союза. По итогам 2020 г. Грузия импортировала из Азербайджана 216 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму более 67 млн долл. США, а совокупная стоимость поставок газа
1 Взаимодействие России и Грузии в области эконо-
мики. Российский совет по международным делам
(РСМД) / https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vzaimodeystvie-шssii-i-gruzii-v-oblasti-ekonomiki/ (дата обращения: 06.11.2021)
из Азербайджана объемом 1,5 млн кубометров за тот же период составила более 240 млн долл. США [Юрдакал 2021].
Активно развивается грузино-азербайджанское сотрудничество и в области эксплуатации газо- и нефтепроводов. При этом, как правило, речь идет о трехстороннем партнерстве, включающем в себя, помимо Грузии и Азербайджана, Турцию. В качестве примера подобных инфраструктурных проектов, реализуемых тремя сторонами, можно назвать Южно-Кавказский газопровод («Баку-Тбилиси-Эрзерум») и нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан».
Кроме того, Грузия, Азербайджан и Турция активно участвуют в совместной разработке и реализации проекта Южного газотранспортного коридора2, важнейшим элементом которого является вышеупомянутый Южно-Кавказский газопровод. Цель данного проекта - поставка азербайджанского газа из месторождения «Шах Дениз» через территорию Грузии и Турции в страны Южной Европы (Грецию, Албанию и Италию)3.
Говоря об энергетическом взаимодействии Грузии с Турцией и Азербайджаном, необходимо также упомянуть и об инвестиционном партнерстве. Располагая значительными финансовыми ресурсами, эти страны активно инвестируют в грузинский ТЭК -так, за период 2012-2021 гг. на грузинском рынке электроэнергии существенно усилились позиции турецкого капитала (и, в частности, компании «OMV Petrol Ofisi A.§.») [Юрдакал 2021]. В то же время стоит отметить, что в 2020-2021 гг., т.е. в период пандемии COVID-19, общие объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Турции и Азербайджана (впрочем, как и других государств) в экономику Грузии существенно сократились. Так, совокупный объем ПИИ в энергетический сектор Грузии в 2020 г. сократился практически в 2 раза - на 98% [Юрдакал 2021].
Что касается энергетического сотрудничества между Грузией и Арменией, то, по сравнению с грузино-азербайджанским и
2 The Southern Gas Corridor / https://www.tap-ag.com/about-tap/the-big-picture/the-southern-gas-corri-dor (дата обращения: 06.11.2021)
3 Ibid.
грузино-турецким взаимодействием, оно протекает менее интенсивно. Данное обстоятельство, в первую очередь, объясняется тяжелым экономическим положением Армении, а также тем, что для топливно-энергетического комплекса этого государства характерны ровно те же проблемы, что и для грузинского: серьезная зависимость от внешних поставок энергоресурсов; технологическая изношенность, а в ряде случаев - и отсталость энергетического оборудования; существенная роль иностранного капитала в управлении энергетическим сектором; дефицит финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию ТЭК и т.д.
Тем не менее, в некоторых сферах грузино-армянского энергетического сотрудничества в последние годы был достигнут определенный прогресс. Так, помимо уже упомянутого ранее сопряжения (т.е. обеспечения параллельной работы) грузинских, армянских, иранских и российских электросетей, ставшего результатом подписания многостороннего Меморандума 2016 г. (см. выше), необходимо также упомянуть о сотрудничестве Грузии и Армении в сфере обмена передовыми энергетическими технологиями. В частности, в условиях очевидного дефицита энергоресурсов, в общественно-политическом дискурсе Грузии все чаще фигурирует тема развития атомной энергетики и «размо-розки» проекта строительства Грузинской АЭС, проект которой был разработан еще в 1980-е гг. В данном контексте технологический обмен и взаимодействие Грузии с Арменией представляются более чем актуальными, что в первую очередь объясняется успешным функционированием Армянской атомной электростанции (ААЭС), расположенной вблизи г. Мецамор (Армавирская область) и в настоящее время обеспечивающей порядка трети совокупного производства электроэнергии на территории Армении [Петрович-Белкин, Буторов, Буторова 2021].
Энергетическое сотрудничество Грузии в многостороннем формате
Обеспечение национальной энергетической безопасности побуждает Грузию активно сотрудничать не только с традиционными партнерами и сопредельными государствами (Россией, Турцией, Азербайджаном, Арменией; в меньшей степени - Ираном), но и с целым рядом внешних, по отношению к региону, акторов. В частности, речь идет о взаимодействии с Европейским союзом, а также с ведущими международными организациями, деятельность которых так или иначе связана с экономикой и энергетикой (МАГАТЭ, ООН и др.).
Период 2012-2021 гг. характеризовался постепенным возрастанием интенсивности энергетического сотрудничества Грузии с ЕС. В силу географической отдаленности кооперация между сторонами осуществлялось в первую очередь в инвестиционной и технологической сфере. ЕС активно направлял усилия на постепенную модернизацию топливно-энергетического комплекса Грузии на более высокой технологической базе, причем основной акцент делался на развитие «зеленой энергетики», т.е. более широкого использования возобновляемых источников энергии [Петрович-Белкин, Буторов, Смолик 2021]. В частности, на строительство первой на территории Грузии ветряной электростанции, расположенной в Восточной Грузии и введенной в эксплуатацию в декабре 2016 г., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), большая часть акций которого принадлежит государствам ЕС, выделил Грузии кредит в размере 24 млн долл. США1. В настоящее время прорабатываются проекты строительства новых ветряных электростанций на территории Грузии, в том числе с участием европейского и американского капитала.
Велика роль ЕС и в привлечении третьей стороны - США - к энергетическому сотрудничеству с Грузией. В частности, еще в 1992 г. при посредничестве ЕС была принята программа экономической помощи Грузии со стороны Агентства США по международному развитию (ЦЗАГО). Данная программа
1 На пути к энергонезависимости: на что делает ставку chto-delaet-stavku-Gruziya-v-2020-godu-Грузия в 2020 году. Sputnik Georgia / https://sputnik- 247626133.html (дата обращения: 06.11.2021) georgia.ru/20200131/Na-puti-k-energonezavisimosti-na-
предусматривала, помимо прочего, модернизацию энергетических систем Грузии1. За практически три десятилетия, минувшие с тех пор, общий объем американской помощи Грузии в рамках сотрудничества с USAID составил более 1,8 млрд долларов США, из которых значительная часть была направлена именно в энергетический сектор .
Динамично развивается энергетическое сотрудничество Грузии с международными организациями. В частности, в ноябре 2020 г. между грузинским правительством и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) было подписано рамочное соглашение, предусматривавшее предоставление Грузии более 10 млн евро на модернизацию ее топливно-энергетического комплекса3. Данные средства планируется направить на борьбу с ядерным и радиационным загрязнением на территории Грузии, развитие гидроэнергетики, технологическое оснащение электросистем и защиту окружающей среды4.
В сфере обеспечения энергетической безопасности Грузия активно взаимодействует и с Организацией Объединенных Наций, а также с ее специализированными учреждениями. Так, грузинское правительство всецело поддерживает реализацию Целей устойчивого развития ООН, сформулированных в 2015 г. и рассчитанных на период до 2030 г.5 Применительно к энергетической сфере речь идет, в первую очередь, о достижении Цели №7 - обеспечении всеобщего доступа к надежным, недорогостоящим, экологически чистым и современным источникам энергии6. Аналогичные цели преследует также энергетическое сотрудничество Грузии с таким специализированным учреждением ООН, как ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization).
Заключение
Подводя итог рассмотрения международного сотрудничества Грузии в сфере обеспечения энергетической безопасности в 20122021 гг., можно сделать следующие выводы.
Основным партнером Грузии в энергетической сфере по-прежнему остается Российская Федерация. Несмотря на серьезные проблемы в двусторонних политических и экономических отношениях, Россия сохраняет статус главного экспортера электроэнергии на территорию Грузии. Кроме того, российский капитал активно инвестирует в развитие грузинского топливно-энергетического комплекса и, в частности, гидроэнергетики. Наиболее серьезной проблемой российско-грузинского энергетического диалога является то, что он ориентирован, в первую очередь, на использование традиционных источников энергии, тогда как взаимодействие в сфере «зеленой энергетики» практически не развивается.
В 2012-2021 гг. наблюдалась очевидная интенсификация энергетического сотрудничества Грузии с Азербайджаном и Турцией. Все три страны заинтересованы в поставках или транзите азербайджанских энергоресурсов на территорию Малой Азии (Турции) и Европы. Достижение данной цели обеспечивалось путем эксплуатации газопровода «Баку-Тбилиси-Эрзерум» и нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Кроме того, в перспективе планируется реализация проекта Южного газотранспортного коридора, призванного соединить Южно-Кавказский регион с Балканами и Южной Италией.
Энергетическое взаимодействие Грузии с Арменией значительно уступает по интенсивности сотрудничеству Грузии с Азербайджаном, Турцией и, тем более, Россией. Тем не менее, в перспективе грузино-армянское партнерство в энергетической сфере представляется достаточно многообещающим -
1 Грузия-США: история стратегического партнерства / https://sova.news/2021/01/20/gruziya-ssha-istoriya-strategicheskogo-partnerstva/ (дата обращения: 06.11.2021)
2 Там же.
3 МАГАТЭ поможет Грузии в сфере радиационной
безопасности. 30 ноября 2020 г. /
https://www.trend.az/scaucasus/georgia/3342268.html
(дата обращения: 08.11.2021)
4 Там же.
5 UN Sustainable Development Goals / https://www.un.org/sustainabledevelopment/sdgs-frame-work-for-covid-19-recovery/ (дата обращения: 08.11.2021)
6 UN Sustainable Development Goals. Ensure access to affordable, reliable, sustainable and modern energy / https://www.un.org/sustainabledevelopment/energy/ (дата обращения: 08.11.2021)
особенно в контексте вероятных планов Грузии по «разморозке» проекта строительства Грузинской атомной электростанции.
Все большее значение приобретает и многостороннее сотрудничество Грузии в энергетической сфере. За период 2012-2021 гг. серьезно укрепились связи Грузии с ЕС, которые затрагивают, в первую очередь, проблематику «зеленой энергетики» и использования возобновляемых источников энергии. Кроме того, ЕС выступает своеобразным посредником в энергетическом диалоге Грузии и США (в том числе в рамках программ Агентства США по международному развитию (ШАГО)).
Начиная с 2015 г., Грузия активно взаимодействует с ООН и ее специализированными учреждениями (в частности, с ЮНИДО) в сфере реализации Целей устой-
чивого развития. В контексте рассматриваемой темы особую значимость представляет международное сотрудничество Грузии в рамках реализации Цели №7, подразумевающей обеспечение всеобщего доступа к надежным, экологически чистым и современным источникам энергии.
Таким образом, в 2012-2021 гг. международное сотрудничество Грузии в сфере обеспечения энергетической безопасности развивалось достаточно динамично и интенсивно. Повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса Грузии - это важнейший, если не сказать -первостепенный вопрос внешней политики государства, поскольку от качества и бесперебойности работы энергетического сектора напрямую зависят темпы экономического роста Грузии и, как следствие, уровень жизни населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Курылев К.П., Володина Е.И. Третий энергетический пакет Евросоюза. Последствия и перспективы для России. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 7. С. 36-39.
Курылев К.П., Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе: 1991-2016 гг. М., 2019.
Новиков В.В. Грузинская электроэнергетика: политико-экономические аспекты / Геоэкономика энергетики - 2020. - Т. 11., №3 - С.64-82.
Петрович-Белкин О.К., Буторов А.С., Буторова О.М. Российско-армянское сотрудничество в сфере обеспечения энергетической безопасности на Южном Кавказе (1991-2021 гг.) / Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2021. - Выпуск 10 (79). - Том 11. - С. 2839-2846.
Петрович-Белкин О.К., Буторов А.С., СмоликН.Г. Сотрудничество ЕС и Грузии в сфере обеспечения экологической безопасности в период пандемии COVID-19 (2020-2021 гг.) / Казачество. - 2021. - №54 (5). - С. 67-74.
Юрдакал О. Инвестиционная политика Турции в Грузии после распада СССР / Российский внешнеэкономический вестник - 2021. - №7. - С. 126-134.
Helm, D. (2002). Energy policy: security of supply, sustainability and competition. Energy policy, 30(3), 173-184.
Kruyt, B., van Vuuren, D. P., de Vries, H. J., & Groenenberg, H. (2009). Indicators for energy security. Energy policy, 37(6), 2166-2181.
Opitz, P., Kharazyan, A., Pasoyan, A., Gurbanov, M., & Margvelashvili, M. (2015). Sustainable Energy Pathways in the South Caucasus: Opportunities for Development and Political Choices. Tbilisi: Heinrich Boll Stiftung.
https://ge.boell.org/sites/default/files/book_200x240mm.pdf
Scheepers, M., Seebregts, A., de Jong, J., & Maters, H. (2007). EU standards for energy security of supply. Gas, 52(6), 86.
REFERENCES
Kurylev K.P., Volodina E.I. Tretij energeticheskij paket Evrosoyuza. Posledstviya i per-spektivy dlya Rossii. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. 2016. № 7. S. 36-39.
Kurylev K.P., Machavariani G.G. Vneshnyaya politika Gruzii na YUzhnom Kavkaze: 1991-2016 gg. M., 2019.
Novikov V.V. Gruzinskaya elektroenergetika: politiko-ekonomicheskie aspekty / Geoekono-mika en-ergetiki - 2020. - T. 11., №3 - S.64-82.
Petrovich-Belkin O.K., Butorov A.S., Butorova O.M. Rossijsko-armyanskoe sotrudnichestvo v sfere obespecheniya energeticheskoj bezopasnosti na YUzhnom Kavkaze (1991-2021 gg.) / Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. - 2021. - Vypusk 10 (79). - Tom 11. - S. 2839-2846.
Petrovich-Belkin O.K., ButorovA.S., SmolikN.G. Sotrudnichestvo ES i Gruzii v sfere obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti v period pandemii COVID-19 (2020-2021 gg.) / Kazachestvo. -2021. - №54 (5). - S. 67-74.
Yurdakal O. Investicionnaya politika Turcii v Gruzii posle raspada SSSR / Rossijskij vnesh-neekonomicheskij vestnik - 2021. - №7. - S. 126-134.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Санакоев Инал Борисович, профессор кафедры политологии и социологии Юго-осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова. Цхинвал, Южная Осетия. E-mail: [email protected]
Петрович-Белкин Олег Константинович, к.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Кулумбегова Лина Темуриевна, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Юго-осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова. Цхинвал, Южная Осетия. E-mail: [email protected]
Плиев Сослан Муратович, к.п.н, доцент кафедры политологии и социологии Юго-осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова. Цхинвал, Южная Осетия. E-mail: pliev [email protected]
Inal B. Sanakoev, Professor of the Department of Political Science and Sociology of A.A. Tibilov South Ossetian State University. Tskhinval, South Ossetia. E-mail: [email protected]
Oleg K. Petrovich-Belkin, PhD in History, Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Lina T. Kulumbegova, Senior Lecturer of the Department of Political Science and Sociology of A.A. Tibilov South Ossetian State University. Tskhinval, South Ossetia. E-mail: [email protected]
Soslan M. Pliev, PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of Political Science and Sociology of A.A. Tibilov South Ossetian State University. Tskhinval, South Ossetia. E-mail: pliev [email protected]