Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ИРАНА В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ'

ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ИРАНА В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
219
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ГРУЗИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЯ / ЭКСПОРТ ГАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Алимуса Гюльмуса Оглу

Грузия - один из важных векторов политики Ирана на Южном Кавказе. Тегеран придает большое значение отношениям с Тбилиси с точки зрения обеспечения его политических, геостратегических и экономических интересов. Природный газ имеет большое значение в растущих торговых отношениях между Ираном и Грузией. Несмотря на вторые по величине в мире запасы природного газа, Иран, неспособный найти достаточное количество рынков из-за эмбарго США и неспособный привлечь достаточно иностранного капитала и технологий для разработки своих существующих запасов природного газа, пытается воспользоваться возможностями на Южном Кавказе. Иран хочет экспортировать природный газ в Армению и Грузию, которые пытаются избавиться от энергетической монополии России, чтобы укрепить свои позиции на энергетическом рынке Южного Кавказа. Основная цель Ирана - наладить долгосрочное и более широкое сотрудничество в области природного газа со странами Южного Кавказа. Такое сотрудничество может приблизить государства региона к Ирану. Развитие двусторонних отношений Иран-Грузия обусловлено интересом Грузии к транзитным возможностям и диверсификации поставок газа. В то же время расширение сотрудничества в транспортной и энергетической сферах из-за отсутствия общих границ требует установления партнерских отношений с соседними странами и учета их интересов. Одним из факторов, влияющих на отношения между Ираном и Грузией, является прозападная политика Грузии. Иран опасается роста американского влияния на Южном Кавказе. Эта ситуация может повлиять на чувствительную внутреннюю ситуацию Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRANIAN POLICY PRIORITIES TOWARDS GEORGIA

Georgia is one of the important vectors of Iranian policy in the South Caucasus. Tehran attaches great importance to relations with Tbilisi in terms of ensuring its political, geostrategic and economic interests. Natural gas plays an important role in the growing trade relations between Iran and Georgia. Despite the world's second-largest natural gas reserves, Iran, unable to find enough markets due to the US embargo and unable to attract enough foreign capital and technology to develop its existing natural gas reserves, is trying to seize opportunities in the South Caucasus. Iran wants to export natural gas to Armenia and Georgia, which are trying to get rid of Russia's energy monopoly to strengthen its position in the energy market of the South Caucasus. Iran's main goal is to establish long-term and broader cooperation in the field of natural gas with the countries of the South Caucasus. Such cooperation can bring the states of the region closer to Iran. The development of Iran-Georgia bilateral relations is conditioned by Georgia's interest in transit opportunities and diversification of gas supplies. At the same time, the expansion of cooperation in the transport and energy spheres due to the absence of common borders requires the establishment of partnerships with neighboring countries and taking into account their interests. One of the factors influencing relations between Iran and Georgia is Georgia's pro-Western policy. Iran fears the growth of American influence in the South Caucasus. This situation could affect Iran's sensitive internal situation.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ИРАНА В ОТНОШЕНИИ ГРУЗИИ»

Научная статья / Research article

Приоритеты политики Ирана в отношении Грузии

А. Г. Ибрагимов

Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан ORCID: 0000-0003-4413-744X, ialimusa@mail.ru

Аннотация. Грузия - один из важных векторов политики Ирана на Южном Кавказе. Тегеран придает большое значение отношениям с Тбилиси с точки зрения обеспечения его политических, геостратегических и экономических интересов. Природный газ имеет большое значение в растущих торговых отношениях между Ираном и Грузией. Несмотря на вторые по величине в мире запасы природного газа, Иран, неспособный найти достаточное количество рынков из-за эмбарго США и неспособный привлечь достаточно иностранного капитала и технологий для разработки своих существующих запасов природного газа, пытается воспользоваться возможностями на Южном Кавказе. Иран хочет экспортировать природный газ в Армению и Грузию, которые пытаются избавиться от энергетической монополии России, чтобы укрепить свои позиции на энергетическом рынке Южного Кавказа. Основная цель Ирана - наладить долгосрочное и более широкое сотрудничество в области природного газа со странами Южного Кавказа. Такое сотрудничество может приблизить государства региона к Ирану. Развитие двусторонних отношений Иран-Грузия обусловлено интересом Грузии к транзитным возможностям и диверсификации поставок газа. В то же время расширение сотрудничества в транспортной и энергетической сферах из-за отсутствия общих границ требует установления партнерских отношений с соседними странами и учета их интересов. Одним из факторов, влияющих на отношения между Ираном и Грузией, является прозападная политика Грузии. Иран опасается роста американского влияния на Южном Кавказе. Эта ситуация может повлиять на чувствительную внутреннюю ситуацию Ирана.

Ключевые слова: Иран, Грузия, Южный Кавказ, Россия, экспорт газа.

Для цитирования: Ибрагимов А.Г. Приоритеты политики Ирана в отношении Грузии. Постсоветские исследования. 2021;4(8):674-678.

Iranian policy priorities towards Georgia Alimusa G. Ibrahimov

Baku State University, Baku, Azerbaijan Republic ORCID: 0000-0003-4413-744X, ialimusa@mail.ru

Abstract. Georgia is one of the important vectors of Iranian policy in the South Caucasus. Tehran attaches great importance to relations with Tbilisi in terms of ensuring its political, geostrategic and economic interests. Natural gas plays an important role in the growing trade relations between Iran and Georgia. Despite the world's second-largest natural gas reserves, Iran, unable to find enough markets due to the US embargo and unable to attract enough foreign capital and technology to develop its existing natural gas reserves, is trying to seize opportunities in the South Caucasus. Iran wants to export natural gas to Armenia and Georgia, which are trying to get rid of Russia's energy monopoly to strengthen its position in the energy market of the South Caucasus. Iran's main goal is to establish long-term and broader cooperation in the field of natural gas with the countries of the South Caucasus. Such cooperation can bring the states of the region closer to Iran. The development of Iran-Georgia bilateral relations is conditioned by Georgia's interest in transit opportunities and diversification of gas supplies. At the same time, the expansion of cooperation in the transport and energy spheres due to the absence of common borders requires the establishment of partnerships with neighboring countries and taking into account their interests. One of the factors influencing relations between Iran and Georgia is Georgia's pro-Western policy.

Iran fears the growth of American influence in the South Caucasus. This situation could affect Iran's sensitive internal situation.

Keywords: Iran, Georgia, South Caucasus, Russia, gas export.

For citation: Alimusa G. Ibrahimov. Iranian policy priorities towards Georgia. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(8): 674-678. (In Russ.)

Развитие межгосударственных

отношений Ирана и Грузии.

Исламская Республика Иран признала независимость Грузии 25 декабря 1991 г., и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Грузино-иранские отношения менее развиты, чем отношения Иран-Армения и Иран-Азербайджан. Основные причины этого -отсутствие границ между Ираном и Грузией, тот факт, что Грузия проводит прозападную внешнюю политику [Rozov 2006].

В целом Грузия - один из важных векторов политики Ирана на Южном Кавказе. Тегеран придает большое значение отношениям с Тбилиси с точки зрения обеспечения его политических,

геостратегических и экономических интересов. Особенно заметен интерес Ирана к транспортному коридору Север-Юг. Поскольку Грузия является важным звеном в этом коридоре, важно, чтобы Иран присоединился к проекту. Выход Грузии к Черному морю необходим для торговых отношений между Ираном и Европой. Энергетические проблемы страны также создают основу для сотрудничества с Ираном. Правовая база сотрудничества охватывает около 50 соглашений, регулирующих взаимодействие в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.

Иран поддерживает мелкие торговые отношения с Грузией через Армению. Неисправность железной дороги Иран-Армения и плохое состояние автомобильных дорог препятствуют развитию грузовых перевозок и торговых отношений между Ираном и Грузией. Лишь недавно торговые отношения между Грузией и Ираном начали возрождаться.

Перспективы двустороннего

сотрудничества существуют в области энергетики и транспорта. Грузия может предоставить Ирану транзитные пути в Европу через порты Черного моря. Иран

заинтересован в Грузии как в резервном источнике энергии.

Природный газ имеет большое значение в растущих торговых отношениях между Ираном и Грузией. Несмотря на вторые по величине в мире запасы природного газа, Иран, неспособный найти достаточное количество рынков из-за эмбарго США и неспособный привлечь достаточно

иностранного капитала и технологий для разработки своих существующих запасов природного газа, пытается воспользоваться возможностями на Южном Кавказе. Иран хочет экспортировать природный газ в Армению и Грузию, которые пытаются избавиться от энергетической монополии России, чтобы укрепить свои позиции на энергетическом рынке Южного Кавказа.

«Газовые расчеты» ИРИ на Южном Кавказе

Основная цель Ирана - наладить долгосрочное и более широкое сотрудничество в области природного газа со странами Южного Кавказа. Такое сотрудничество может построить приблизить государства региона к Ирану. В то же время развитие энергетического сотрудничества с Ираном странами Южного Кавказа путем продажи иранского природного газа в Европу со своей территории может превратить этот риск в возможность с точки зрения энергетической безопасности [Veliev 2006].

Хотя соглашения по газопроводу Иран-Армения и Иран-Грузия были подписаны в 1992 г., строительство газопровода Иран-Армения было завершено 19 марта 2007 г., но грузино-иранские переговоры по энергоносителям провалились под давлением России. Газовые переговоры между Ираном и Грузией возобновились после прихода к власти в Грузии правительства М. Саакашвили, а во время официального визита Саакашвили в Иран в июле 2004 г. было подписано соглашение по природному газу. Согласно соглашению,

Грузия должна была получать газ из Ирана в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Другими словами, если Россия прекратит поставки природного газа в Грузию из-за политического давления, Грузия получит природный газ из Ирана. В этом контексте было принято решение отремонтировать построенный в советское время газопровод, который не использовался с конца 1980-х гг., из западного Ирана в Азербайджан через Тбилиси. Ремонтные работы на газопроводе, соединяющем Иран и Грузию, были завершены в 2004-2005 гг. Иран предоставил Грузии 2,5 миллиона долларов на ремонт линии. После взрыва газопровода Россия-Грузия 22 января 2006 г. Грузия стала получать природный газ из Ирана, а через Азербайджан получила 30 миллионов кубометров природного газа1. Единственной причиной сближения ирано-грузинских отношений после 2004 г. была потребность Грузии в иранском природном газе, а также прохождение проектов газопровода и нефтепроводов, которые Иран хотел построить через Армению и Грузию. Было решено транспортировать природный газ, который будет экспортироваться Ираном в Грузию через Азербайджан. Грузия провела переговоры с правительством Ирана о закупке туркменского природного газа у Ирана. В конечном итоге, при политической и финансовой поддержке Европы, Грузия рассматривает среднеазиатский и азербайджанский природный газ как альтернативу российскому природному газу.

После энергетического кризиса 2006 года Грузия пообещала подписать долгосрочное соглашение о природном газе с Ираном, чтобы найти надежное решение проблемы нехватки природного газа. Хотя грузино-американские отношения повлияли на отношения Тегерана и Тбилиси, Вашингтон не сразу выступил против покупки Грузией природного газа у Ирана. Однако заявление посла США в Грузии Джона Тефта 27 ноября 2006 г. о том, что Вашингтон не может принять долгосрочное соглашение о поставках природного газа

между Грузией и Ираном, показало, что Тбилиси должен сначала убедить Вашингтон в необходимости покупать газ у Ирана 2 . Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что продолжит сотрудничество. Однако вскоре после этого визит Ногаидели в США был расценен как попытка Грузии убедить США в важности иранского природного газа [Veliev 2006]. Согласно подписанному в 2016 году соглашению об экспорте газа из Ирана в Грузию иранская сторона обязалась поставлять в Грузию до 500 млн куб. м газа ежегодно через Армению. Однако, учитывая существующую инфраструктуру, ясно, что речь идет об обмене газом: Иран поставляет такое же количество газа в Армению, а Россия - в Грузию. Российский газ транспортируется из Грузии в Армению по газопроводу, для чего требуется соглашение с «Газпромом».

Другие важные направления двустороннего сотрудничества

Развитие туризма, укрепление деловых связей и увеличение инвестиций в экономику Грузии дали толчок отмене виз для граждан Ирана. Безвизовый режим, отмененный в 2013 г., был восстановлен в 2016 г.3 В свою очередь, Иран отменил визы для граждан Грузии в 2015 г. В последнее время товарооборот между двумя странами составляет 150-200 млн долл. При этом отмечается, что эта цифра может достичь 2 миллиарда долларов. В январе 2017 г. Тбилиси и Тегеран подписали соглашение о сотрудничестве по устранению транзитных барьеров.

Таким образом, развитие двусторонних отношений Иран-Грузия обусловлено интересом Грузии к транзитным возможностям и диверсификации поставок газа. В то же время расширение сотрудничества в транспортной и энергетической сферах из-за отсутствия

1 Gurcistan iran'dan Dogal Gaz Almaya Ba§ladi', http://www.voanews.com/turkish/archive/2006-01/2006-01-30-voa4.cfm, 30/01/2006

2 Perspektivi iran'o Gruzinskogo Dialoga, http://iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_ id=44145, 30.11.06

3 Georgia officially restores visa-free regime for Iran//Georgia Today. -2016. -February 15. -Mode of access: http: // georgiatoday. ge/news/2969/Georgia-Officially-Restores-Visa--Free-Regime-for-Iran (accessed on 16.04.2017).

общих границ требует установления партнерских отношений с соседними странами и учета их интересов.

Одним из факторов, влияющих на отношения между Ираном и Грузией, является прозападная политика Грузии. После обретения независимости Грузия начала устанавливать тесные связи с США и Западом, чтобы избежать давления России. Политика России в отношении «ближнего зарубежья» с 1993 г. и, параллельно, признание США Кавказа и Средней Азии сферой влияния Москвы ограничили отношения Тбилиси с НАТО1. Связи Грузии с США и НАТО начали расти, когда Соединенные Штаты стали уделять приоритетное внимание отношениям с постсоветскими республиками при президентстве Б. Клинтона. Один из важнейших аспектов этого сотрудничества -отношения в сфере безопасности2. Помимо политических и экономических интересов, в отношениях между Ираном и Грузией есть идеологический аспект. Иранское руководство постоянно озабочено развитием военного присутствия США в регионе. По мнению Тегерана, сотрудничество Грузии с Западом напрямую связано с безопасностью Ирана.

Отношения между США и Грузией вступили в новую фазу после 11 сентября 2001 г. После событий 11 сентября 2001 г. Иран считал военный персонал США, дислоцированный в Грузии для подготовки грузинских войск в рамках

антитеррористической операции США, угрозой своей безопасности3. Израильская газета "Джерузалем пост" опровергла сообщения о том, что Соединенные Штаты будут использовать территорию Грузии для возможного нападения на Иран.

С другой стороны, некоторые грузинские официальные лица заявили, что

Иран нападет на Грузию в ответ, если он использует базы в Грузии во время возможной интервенции. Грузинские официальные лица, которые оставили «открытые двери» для Соединенных Штатов, заявили, что базы могут быть открыты для Соединенных Штатов в случае необходимости при «непосредственной помощи и поддержке США»4. С другой стороны, подчеркивалось, что если Грузия позволит США провести операцию, отношения между Россией и Грузией, которые уже находятся в кризисе, ухудшатся5.

Выводы.

Важность Грузии для США обусловлена не только ее близостью к границам Ирана, но и ее расположением на пути в Среднюю Азию и Афганистан. Линия Турция-Грузия-Азербайджан, ранее известная как Энергетический коридор Восток-Запад, теперь стала коридором безопасности в международной политике. Поскольку Соединенные Штаты не могут снабжать свои военные базы в Центральной Азии и Афганистане через Россию, Китай или Иран, маршрут Турция-Грузия-Азербайджан является единственным воздушным коридором из Европы в Центральную Азию и Афганистан.

Иран опасается роста американского влияния на Южном Кавказе. Если Южный Кавказ войдет в сферу влияния США, Иран будет окружен странами, в которых укрепился Вашингтон. Эта ситуация может повлиять на чувствительную внутреннюю ситуацию Ирана. Политические отношения с независимой Грузией, которая продолжает сближаться с Западом, осложняются антизападной идеологической позицией Ирана.

1 Gürcistan'in NATO'ya üyelik ^abalan, Jeopolitik Gündem Dergisi, ASAM Yayinlari, Aralik 2002, Sayi 14, s.27.

2 Gürcistan Parlamentosu ABD-Gürcistan Askeri Anla§masini Onayladi, Jeopolitik Gündem Dergisi, ASAM Yayinlari, Nisan 2003, Sayi 18, s. 27-28.

3 iran, Amerikan Askerini Gürcistan'da Gormek

istemiyor',

http://www.voanews.com/turkish/archive/2002-03/a-2002-03-04-4-1.cfm, 04/03/2002,

4 Gürcistan üs haberini yalanladi, http://www.evrensel.net/06/02/22/politika.html

5 Gürcistan ABD'ye izin Verirse Rusya ile ili§kiler

izin Verirse Gerilir" http:// www. hurriyetusa. haber_detay.asp?id=7757.

ile

com/ haber/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галоян Н.Г. Формирование внешнеполитических принципов Армении и Грузии после распада СССР // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 1. С. 94-106.

Долидзе В.М. Посткоммунистическая трансформация и циклы политического развития Грузии // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 885-892.

Ибрагимов А.Г. Иран и Россия: стратегическое партнерство или взаимовыгодная сделка? // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 897-903.

Мачавариани Г.Г. Грузино-иранские отношения на современном этапе // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 1. С. 90-93.

Gurcistan Parlamentosu ABD-Gurcistan Askeri Anla§masini Onayladi, Jeopolitik Gundem Dergisi, ASAM Yayinlari, Nisan 2003, Sayi 18, s. 27-28.

Gurcistan'in NATO'ya uyelik £abalari, Jeopolitik Gundem Dergisi, ASAM Yayinlari, Aralik 2002, Sayi 14, s.27.

REFERENCES

Galoyan N.G. Formirovanie vneshnepoliticheskih principov Armenii i Gruzii posle raspada SSSR // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 1. S. 94-106.

Dolidze V.M. Postkommunisticheskaya transformaciya i cikly politicheskogo razvitiya Gruzii // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 1. S. 885-892.

Ibragimov A.G. Iran i Rossiya: strategicheskoe partnerstvo ili vzaimovygodnaya sdelka? // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 1. S. 897-903.

Machavariani G.G. Gruzino-iranskie otnosheniya na sovremennom etape // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 1. S. 90-93.

Parlament Gruzii utverzhdaet voennoe soglashenie mezhdu SSHA i Gruziej, zhurnal «Geopoliticheskaya povestka dnya», aprel' 2003 g., vypusk 18, s. 27-28.

Usiliya Gruzii po vstupleniyu v NATO // Geopoliticheskaya povestka dnya, 2002 g., vyp. 14, s. 27

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Ибрагимов Алимуса Гюльмуса оглу, Ibrahimov Alimusa Gulmusa oglu, Ph.D.

доктор философии по политическим наукам, in political sciences, lecturer at the Department

преподаватель кафедры «Международные of International Relations of the Baku State.

отношения» Бакинского Государственного University Е-mail: ialimusa@mail.ru

Университета. Е-mail: ialimusa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.