Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФСЭГ / СПГ / ГАЗ / НЕФТЬ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барари Рейкаде Х., Зеленева Ирина Владимировна

Роль геоэкономических факторов в международных отношениях стала более заметной. Энергоресурсы являются одним из важных элементов геополитической мощи стран. Объектом исследования являются российско-иранские отношения. Предмет исследования - сотрудничество между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран в сфере энергетики. Россия и Иран - ведущие производители энергоносителей. Обладая огромными запасами нефти и газа, Иран и Россия выступают естественными конкурентами на мировом энергетическом рынке. Однако конкурентам необходимо работать вместе, когда дело касается общих интересов. Статья посвящена рассмотрению возможности ирано-российского сотрудничества в сфере энергетики. На фоне «сланцевой революции» и развития индустрии сжиженного природного газа (СПГ), с учетом односторонних действий США на мировом энергетическом рынке подчеркивается, что вопрос сотрудничества и координации совместных действий Ирана и России в энергетической области стал более актуальным. По мнению авторов, кроме взаимодействия Ирана и России в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) такие вопросы, как участие России в проекте газопровода Иран - Пакистан - Индия (IPI), энергетическая безопасность Каспийского моря, обмен электроэнергией через Кавказ, т. е. создание линий электропередачи между Россией - Азербайджаном - Ираном или между Россией - Грузией - Арменией - Ираном, и развитие сотрудничества Ирана с Евразийским экономическим союзом в энергетической сфере могут способствовать расширению сфер ирано-российского партнерства в области энергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-IRANIAN PROSPECTS FOR COOPERATION IN THE ENERGY SECTOR

In recent years the role of geo-economic factors in international relations has become more prominent. Energy resources in particular are one of the important elements of the geopolitical power of countries. Russia and Iran are both two such examples of being globally recognized as important energy producers with huge oil and gas reserves that compete amongst themselves and other producers in the global energy market. However, in many circumstances competitors also need to collaborate and work together when it comes to their common interests. This article examines the possibility of Iranian-Russian cooperation in the energy sector. Taking into account particularly the “shale revolution”, the development of the LNG industry and the unilateral actions of the United States in the world energy market, this study will argue and emphasize that the cooperation and coordination of actions between Iran and Russia in the global energy sector has become more urgent and prominent. In addition to interaction within the framework of the GECF and OPEC, such issues as Russia’s participation in the Iran-Pakistan-India (IPI) gas pipeline project, the energy security of the Caspian Sea, the exchange of electricity through the Caucasus, i. e. the creation of electric network between Russia - Azerbaijan - Iran or between Russia - Georgia - Armenia - Iran, as well as the development of Iran’s cooperation with the Eurasian Economic Union in the energy sector are also factors that can lead to the development of the Russian-Iranian- relations and the strengthening of stability and security in the region

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

Политология

УДК 327+339.9

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-28-35

ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

RUSSIAN-IRANIAN PROSPECTS FOR COOPERATION IN THE ENERGY SECTOR

X. Барари Рейкаде,

Тегеранский университет, г. Тегеран khbarari@ut.ac.ir

И. В. Зеленева,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург irina zeleneva@mail.ru

Kh. Barari Reykandeh,

University of Tehran, Tehran

I. Zeleneva,

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg

Роль геоэкономических факторов в международных отношениях стала более заметной. Энергоресурсы являются одним из важных элементов геополитической мощи стран. Объектом исследования являются российско-иранские отношения. Предмет исследования - сотрудничество между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран в сфере энергетики. Россия и Иран - ведущие производители энергоносителей. Обладая огромными запасами нефти и газа, Иран и Россия выступают естественными конкурентами на мировом энергетическом рынке. Однако конкурентам необходимо работать вместе, когда дело касается общих интересов. Статья посвящена рассмотрению возможности ирано-российского сотрудничества в сфере энергетики. На фоне «сланцевой революции» и развития индустрии сжиженного природного газа (СПГ), с учетом односторонних действий США на мировом энергетическом рынке подчеркивается, что вопрос сотрудничества и координации совместных действий Ирана и России в энергетической области стал более актуальным. По мнению авторов, кроме взаимодействия Ирана и России в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) такие вопросы, как участие России в проекте газопровода Иран - Пакистан - Индия (IPI), энергетическая безопасность Каспийского моря, обмен электроэнергией через Кавказ, т. е. создание линий электропередачи между Россией - Азербайджаном - Ираном или между Россией - Грузией - Арменией - Ираном, и развитие сотрудничества Ирана с Евразийским экономическим союзом в энергетической сфере могут способствовать расширению сфер ирано-российского партнерства в области энергетики

Ключевые слова: Иран; Россия; сотрудничество; энергетическая безопасность; ФСЭГ; СПГ; газ; нефть; электроэнергия; ЕАЭС

In recent years the role of geo-economic factors in international relations has become more prominent. Energy resources in particular are one of the important elements of the geopolitical power of countries. Russia and Iran are both two such examples of being globally recognized as important energy producers with huge oil and gas reserves that compete amongst themselves and other producers in the global energy market. However, in many circumstances competitors also need to collaborate and work together when it comes to their common interests. This article examines the possibility of Iranian-Russian cooperation in the energy sector. Taking into account particularly the "shale revolution", the development of the LNG industry and the unilateral actions of the United States in the world energy market, this study will argue and emphasize that the cooperation and coordination of actions between Iran and Russia in the global energy sector has become more urgent and prominent. In addition to interaction within the framework of the GECF and OPEC, such issues as Russia's participation in the Iran-Pakistan-India (IPI) gas pipeline project, the energy security of the Caspian Sea, the exchange of electricity through the Caucasus, i. e. the creation of electric network between Russia - Azerbaijan - Iran or between Russia - Georgia - Armenia - Iran, as well as the development of Iran's cooperation with the Eurasian Economic Union in the energy sector are also factors that can lead to the development of the Russian-Iranian- relations and the strengthening of stability and security in the region

Key words: Iran; Russia; cooperation; energy security; GECF; LNG; gas; oil; OPEC; electricity; EAEU

© X. Барари Рейкаде, И. В. Зеленева, 2020

28

Ро1Но1оду

Ви1Ып о^ZabGU. 2020. Уо1. 26. N0. 10

Б ведение. Энергетическая сфера - одна из наиболее важных областей ирано-российского сотрудничества, особенно в ядерной энергетике, где Россия является самым важным партнером Ирана, а сотрудничество между двумя странами имеет прямое и решающее влияние на ядерную программу Ирана.

Цель работы - рассмотрение основных направлений сотрудничества между Россией и Ираном в сфере энергетики. Для достижения цели решаются следующие задачи: проанализировать место и роль России и Ирана на энергетическом рынке; раскрыть энергетические интересы России и Ирана на глобальном и региональном уровне; выявить возможности сотрудничества России и Ирана в области энергетики. Исследование проводится с помощью качественного метода анализа.

Россия и Иран, обладая огромными нефтяными и газовыми ресурсами, занимают важное положение на мировом энергетическом рынке. Страны-экспортеры, конкуренты на энергетическом рынке, могут сотрудничать, когда дело касается общих интересов. Высказывания Президента России Владимира Путина во время его встречи с Президентом США Дональдом Трампом на саммите в Хельсинки в июле 2018 г подтверждают это. Хотя Россия и США являются конкурентами на энергетическом рынке, но, как отметил Путин [7], Россия заинтересована в сотрудничестве с США по регулированию энергетического рынка потому, что такие угрозы, как резкое падение цен на нефть, сдерживают интересы всех экспортеров.

Интересы Ирана и России на энергетическом рынке могут быть реализованы только при условии стабильности. Падение мировых цен на нефть в 2014 г показало, насколько уязвима экономика Ирана и России перед резкими колебаниями цен на нефть. Таким образом, с учетом общих интересов и угроз Иран и Россия вынуждены найти прагматичный подход к расширению сотрудничества на мировом энергетическом рынке.

В сфере газа: Форум стран-экспортеров газа (далее ФСЭГ), основными учредителями которого являются Иран и Россия, имеет высокий потенциал для взаимодействия Тегерана и Москвы на мировом газовом рынке и является ареной для применения многосторонней дипломатии Иран - Россия в области энергетики. Некоторые называют ФСЭГ «газовым ОПЕК», но следует отметить,

что он не станет газовым картелем, аналогом Организации стран-экспортеров нефти (далее ОПЕК). В ФСЭГ отсутствуют механизмы по модели ОПЕК и не устанавливается квота на добычу для членов.

Рынок газа - это не рынок нефти. Если раньше была очень жесткая связь между производителем и потребителем, так как существовала необходимость строительства газопроводов, то уже по мере развития индустрии сжиженного природного газа (далее СПГ) отношения между продавцами и покупателями газа стали меняться. Более того, СПГ через спотовую торговлю разорвал привязку стоимости газа к нефтяной корзине. Газовый рынок стал более независимым в ценовом плане. Газ находится в прямой и косвенной конкуренции с другими энергетическими ресурсами, и цены на них отражаются на ценах на газ. Поэтому, особенно в кризисные периоды, требуется координация усилий производителей газа для балансировки рынка [3] .

До сих пор ФСЭГ не смог сыграть столь же решающую роль, как ОПЕК, и пока работает в качестве консультативной организации. Однако можно предполагать, что в случае сближения позиций членов этот форум помимо достижения экономических целей и консультирования по вопросам ценообразования и энергетической безопасности сможет влиять и на международные политические тенденции. Если позиции Ирана и России в ФСЭГ будут согласованы на основе прагматизма и общих интересов, обе страны могут использовать эту платформу, чтобы влиять на других членов и противостоять агрессивным и односторонним действиям США на энергетическом рынке.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин считает политику нынешней администрации США «главным возмутителем спокойствия на энергорынке» [10]. За счет успехов «сланцевой революции» и развития производства сжиженного природного газа (СПГ), используя рыночные и нерыночные инструменты, США наращивают присутствие на международном энергетическом рынке, что может привести к вытеснению российского газа из Европы. Используя свои энергоресурсы в качестве инструмента внешней политики, США пытаются вытеснить «Газпром» с европейского рынка и расширить свое влияние на другие энергетические рынки, в том числе на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии (рис. 1).

млрд м3

Годы

Рис.1. Экспорт газа из России, Катара и США в 2018-2028 гг.[4] / Fig. I.Gas export from Russia, Qatar and U.S in 2018-2028

Хотя Россию беспокоит вопрос о возможном присутствии Ирана на европейских рынках газа, факты показывают, что главным конкурентом России на мировом газовом рынке скорее станут США. Россия подчеркивает, что экспорт российского газа на европейский рынок дешевле американского и США не могут конкурировать с ней. По мнению российских исследователей Б. Ночвиной и О. Рвачева, «американские поставки СПГ экономически невыгодны для Евросоюза -сжиженный газ из США неконкурентоспособен в связи с высокой себестоимостью» [6]. Однако следует иметь в виду, что энергетика - это не чисто экономический вопрос, и политические факторы всегда влияют на решения стран-импортеров.

В условиях усиления конкуренции и даже конфронтации на энергетических рынках слова Г. Киссинджера, сказанные в 1974 г, не просто актуализировались, но приобрели новое развитие в рамках внешней политики: «Вы никогда не можете проводить энерге-

тическую политику как чисто экономическое дело. С самого начала она являлась предметом внешней политики» [13, с. 5]. У США даже есть план военным путем ограничить Россию и Иран. Согласно заявлениям Райана Зинка, министр внутренних дел США в 2018 г, если Соединенные Штаты сочтут это необходимым, их военно-морской флот заблокирует морские пути, чтобы не допустить попадания на рынок российской нефти и газа [14].

Тем, кто считает, что Россия и Иран не могут сотрудничать в газовой сфере только потому, что обе стороны являются производителями и считаются конкурентами на энергетическом рынке, следует напомнить слова Владимира Путина о Катаре: Катар для России - очень интересный партнер прежде всего потому, что и Катар, и Россия - крупнейшие в мире производители углеводородного сырья, прежде всего газа, и здесь очень важно координировать совместную работу на рынках (табл. 1) [8].

Таблица 1 / Table 1

Объемы запасов, производства, потребления газа в странах-экспортерах [5] / Volumes of reserves, production, consumption of gas in exporting countries [5]

Страна / Country Запасы природного газа, трлн м3 / Natural gas reserves, Trillion cubic metres Производство газа, млрд м3 / Gas production, billion cubic metres Потребление газа, млрд м3 / Gas consumption, billion cubic metres

Россия / Russia 38,0 (19,1 % мирового запаса) 679,0 (17,0 %) 444,3 (11,3 %)

Иран / Iran 32,0 (16,1 %) 244,2 (6,1 %) 223,6 (5,7 %)

Катар / Qatar 24,7 (12,4 %) 178,1 (4,5 %) 41,1 (1,0 %)

То, что Тегеран в будущем может стать конкурентом Москвы в газовой области, не должно создавать препятствий на пути двустороннего сотрудничества, например, в разработке газовых месторождений [4]. Если Россия может сотрудничать на газовом рынке со своим конкурентом Катаром, то расширение сотрудничества Россия - Иран на данном рынке тоже возможно. У России намного больше общих интересов с Ираном, чем с прозападным Катаром.

Участие России в проекте газопровода Иран - Пакистан - Индия (1Р1) может открыть путь для расширения сотрудничества с Россией в области газа. Проект, переговоры которого начались в 1990-е гг., изначально предназначался для транспортировки иранского газа в Индию по суше через Пакистан. Но по новым соглашениям часть трубопровода может пройти через море (рис. 2).

Иран - Пакистан - Индия

Рис. 2. Схема газопровода Иран - Пакистан - Индия [2]/ Fig. 2. Iran-Pakistan-India gas pipeline

Российские официальные лица неоднократно заявляли о своей готовности участвовать в строительстве газопровода 1Р1. В результате в 2017 г Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании в этом отношении и начали совместное изучение проекта. 27 сентября 2018 г. Россия и Пакистан также подписали меморандум о взаимопонимании, сотрудничестве в реализации проекта морского газопровода для транспортировки иранского газа в Пакистан и Индию [9].

Реализация газотранспортного проекта Иран - Пакистан с участием России, в дополнение к развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, может укрепить региональное сотрудничество Россия - Иран - Пакистан - Индия. Учитывая политические разногласия, напряженность между Индией и Пакистаном и тесные отношения между Москвой и Дели, если Россия сможет договориться с Индией по этому вопросу после достижения соглашения с Пакистаном, иранский план по транспорти-

ровке газа в Пакистан и Индию приблизится к реализации. Однако в случае реализации плана российская сторона должна учитывать интересы и соображения Ирана, Пакистана и Индии, в противном случае Россию будут обвинять в участии в этом плане по контролю над маршрутом транспортировки газа Ирана, чтобы сохранить монополию «Газпрома» на газовых рынках и гарантировать, что Иран не будет конкурировать с Россией.

СПГ — это еще один сектор, в котором Иран и Россия имеют возможности для сотрудничества на двусторонней и на многосторонней основе. Россия заявила о готовности участвовать в строительстве завода «Иран СПГ». В будущем возможно сотрудничество России и Ирана в области экспорта СПГ аналогично сотрудничеству в области нефтяных своп-операций. Например, Россия и Катар, несмотря на конкуренцию на газовом рынке, готовы сотрудничать в этой сфере. Заводы СПГ в России расположены в северных регионах страны, поэтому экспорт рос-

сийского СПГ на рынок Юго-Восточной Азии дороже из-за удаленности завода от рынка. Однако этот рынок ближе к Катару. Поэтому стороны заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве в сфере торговли газом. Соответственно, Россия и Иран также могут сотрудничать в этой сфере.

С расширением торговли СПГ, особенно на фоне роста экспорта газа США, монополия «Газпрома» на европейском рынке, возможно, будет ограничена. И правила конкуренции на рынке неизбежно изменятся. Поэтому сотрудничество России и Ирана в этой сфере будет во благо обеих стран.

Учитывая зависимость экономики Ирана и России от доходов экспорта энергоресурсов, стабильность энергетического рынка напрямую влияет на национальную безопасность Ирана и России. Поэтому сотрудничество между двумя странами, особенно по ценообразованию нефти и стабилизации нефтяного рынка, будет служить национальным интересам Ирана и России. Хотя западные санкции против Ирана в последние годы уменьшили его долю на нефтяном рынке, Россия в рамках соглашения ОПЕК+ отдает большее предпочтение координированию действий на мировых рынках нефти с Саудовской Аравией, но лучше рассмотреть возможности сотрудничества с Ираном в долгосрочной перспективе с учетом общих интересов. Иначе усилится историческое недоверие иранцев к российскому государству и Россия сама ухудшит свой имидж в иранском общественном мнении, а это может оказать негативное влияние на взаимодействие двух стран в других сферах.

Разумеется, не общество определяет внешнюю политику Тегерана. Иранские политики в правительстве, духовный лидер и его окружение, а также настроения военных в отношении Москвы куда прагматичнее и спокойнее, чем аудитория иранских СМИ, мыслящая стереотипами на основе исторического опыта. Однако Тегеран, в отличие от российского руководства, вынужден постоянно делать поправку на общественное мнение в выстраивании своих отношений с Кремлем [11].

Общие интересы Ирана и России, как двух влиятельных игроков на энергетическом рынке, требуют прагматичного сотрудничества в целях регулирования своей политики в отношении мировой добычи и поставок неф-

ти и недопущения потерь ОПЕК от давления США. Нестабильность на энергетическом рынке будет иметь негативные последствия для всех экспортеров.

Вопросы, связанные с энергетической безопасностью Каспийского моря, особенно охрана его окружающей среды, также входят в число важных вопросов, которые напрямую связаны с интересами и безопасностью Ирана и России, и двум странам необходимо более активно сотрудничать в этом отношении.

В отличие от рынка нефти и газа, где Иран и Россия являются естественными соперниками, у двух стран нет конкуренции на рынке электроэнергии. Данная сфера могла бы расширить их сотрудничество в области энергетики. Учитывая, что в России пик потребления электроэнергии приходится зимой, а в Иране этот пик приходится на лето, две страны могут обмениваться электроэнергией. Поскольку передача электроэнергии между Ираном и Россией через территорию третьей страны возможна, это сотрудничество изменится с двустороннего на многостороннее, что откроет путь для развития регионального сотрудничества Тегерана и Москвы. Создание линий электропередачи между Россией - Азербайджаном - Ираном или Россией - Грузией - Арменией - Ираном и развитие сотрудничества в энергетическом секторе между этими странами создаст дополнительные возможности для налаживания взаимопонимания и будет способствовать укреплению их сотрудничества в других сферах для поддержания стабильности и безопасности.

С присоединением Ирана к Евразийскому экономическому союзу Иран через Армению и Россию может обмениваться электроэнергией с другими странами Евразийского экономического союза и развивать отношения с ЕАЭС.

Заключение. В мире, где роль геоэкономических факторов в международных отношениях стала более заметной, энергоресурсы (в качестве инструмента внешней политики и влияющего фактора на ее результаты) являются одним из важных элементов геополитической мощи стран. Обладая огромными запасами нефти и газа, Иран и Россия являются конкурентами на мировом энергетическом рынке. Каждое государство во внешней политике руководствуется своими национальными интересами. Однако конкурентам также необходимо работать

вместе, когда дело касается общих интересов. Сотрудничество между Ираном и Россией в области энергетики, обеспечивая их собственные интересы, может оказать значительное влияние на мировой энергетический рынок и международные политические события.

«Сланцевая революция» в США, односторонние действия этой страны на мировом энергетическом рынке, развитие СПГ-индустрии и появление новых конкурентов - это факты, которые нельзя игнорировать. Эти вопросы постепенно изменяют традиционные правила, регулирующие энергетический рынок, что обусловливает общие

и долгосрочные интересы Ирана и России, требует координации и сотрудничества по укреплению стабильности и безопасности на энергетическом рынке.

Такие вопросы, как энергетическая безопасность Каспийского моря, участие в проектах строительства газопроводов, обмен электроэнергией через Кавказ и развитие сотрудничества Ирана с Евразийским экономическим союзом в энергетическом сфере, тоже являются вопросами, способствующими расширению сфер ирано-российского партнерского взаимодействия и укреплению стабильности и безопасности в регионе.

Список литературы _

1. Американские эксперты предсказали победу США над Россией на рынке. Текст: электронный // РБК. 2019. 18 сентября. URL: https://www.rbc.ru/business/18/09/2019/5d7fa40b9a794765c3ab9bf1 (дата обращения: 20.01.2020).

2. Владимир Путин договорился, что «Газпром» построит трубу из Ирана в Индию. Текст: электронный // Ведомости. 2017. 1 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/02/740288-gazprom-trubu-irana-indiyu (дата обращения: 19.01.2020).

3. Газовый рынок в поисках регулятора. Текст: электронный // Oilcapital. 2020. June 25. URL: https://oil-capital.ru/article/general/25-06-2020/gazovyy-rynok-v-poiskah-regulyatora (дата обращения: 28.06.2020).

4. Газпром: Соперничество и сотрудничество могут идти рука об руку. Текст: электронный // Иранское информационное агентство ИРНА. 2015. 1 декабря. URL: http://www.irna.ir/ru/News/2987878 (дата обращения: 24.01.2020).

5. На основе данных BP Текст: электронный // Statistical Review of World Energy. 2020. June. URL: http://www.bp.com/statisticalreview (дата обращения: 24.01.2020).

6. Ночвина Б., Рвачев О. Роль Российской Федерации на европейском газовом рынке // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. № 4. С. 68-74.

7. Путин В. Я считаю, мы как крупнейшая нефтегазовая держава, а Соединенные Штаты тоже являются такой страной, могли бы конструктивно работать по регулированию международных рынков, потому что мы не заинтересованы в чрезвычайном падении цен ниже низшего предела. От этого будут страдать наши производители, кстати говоря, в том числе и в Соединенных Штатах, имея в виду сланцевые нефть и газ. Текст: электронный // Саммит Россия - США. 2018. 16 июля. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/58017 (дата обращения: 18.01.2020).

8. Путин призвал Катар координировать работу на рынке углеводородов. Текст: электронный // РИА Новости. 2010. 24 марта. URL: https://ria.ru/20100324/216161602.html (дата обращения: 22.01.2020).

9. Россия и Пакистан подписали меморандум по проекту морского газопровода. Текст: электронный // РИА Новости. 2018. 27 сентября. URL: https://ria.ru/economy/20180927/1529491958.html (дата обращения: 19.01.2020).

10. Сечин назвал США главным возмутителем спокойствия на рынке энергетики. - Текст: электронный // Интерфакс. 2019. 6 июня. URL: https://www.interfax.ru/forumspb/663982 (дата обращения: 20.01.2020).

11. Смагин Н. Стратегическое недоверие. Почему у России и Ирана не получается стать союзниками? - Текст: электронный // Московский Центр Карнеги. 2019. 4 июня. URL: https://carnegie.ru/commen-tary/79251 (дата обращения: 25.01.2020).

12. Текеев А. Р. Политические технологии энергетического сотрудничества России и стран балканского региона: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2013.

13. Henry Kissinger. You could never implement the energy policy as a purely economic matter; it has been a foreign policy matter from the beginning. Текст: электронный // John S. Duffield. Fuels Paradise: Seeking Energy Security in Europe, Japan, and the United States. Johns Hopkins University Press, April 2015, p. 240. URL: https://www.fordlibrarymuseum.gov/library/document/0204/7368357.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

14. Ryan Zinke. Naval blockade is an option for dealing with Russia. Текст: электронный // Washington-examiner. 2018. September 28. URL: https://www.washingtonexaminer.com/poNcy/energy/ryan-zinke-naval-blockade-is-an-option-for-dealing-with-russia (дата обращения: 19.01.2020).

References

1. RBK (RBC), September 18, 2019. Available at: https://www.rbc.ru/business/18/09/2019/5d7fa40b9a7 94765c3ab9bf1 (Date of access: 21.012020). Text: electronic.

2. Vedomosti (Statements), 2017, November 1. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2017/11/02/740288-gazprom-trubu-irana-indiyu (Date of access: 19.01.2020). Text: electronic.

3. Oilcapital (Oilcapital), 2020, June 25. Available at: https://oilcapital.ru/article/general/25-06-2020/ gazovyy-rynok-v-poiskah-regulyatora (Date of access: 28.06.2020). Text: electronic.

4. Iranskoe informatsionnoe agentstvo IRNA (Iranian news Agency IRNA), 2015, December 1. Available at: http://www.irna.ir/ru/News/2987878 (Date of access: 24.01.2020). Text: electronic.

5. Statistical Review of World Energy (Statistical Review of World Energy), 2020, June. Available at: http:// www.bp.com/statisticalreview (Date of access: 24.01.2020). Text: electronic.

6. Nochvina B., Rvachev O. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN (Scientific and analytical Bulletin of IE RAS), 2019, no. 4, pp. 68-74).

7. Putin V. Sammit Rossiya - SShA (Russia - USA summit), 2018, July 16. Available at: http://kremlin.ru/ events/president/news/58017 (Date of access: 18.01.2020). Text: electronic.

8. RIA Novosti (RIA of news), 2010. March 24. Available at: https://ria.ru/20100324/216161602.html (Date of access: 22.01.2020). Text: electronic.

9. RIA Novosti (RIA of news), 2018, September 27. Available at: https://ria.ru/ economy/20180927/1529491958.html (Date of access: 19.01.2020). Text: electronic.

10. Interfaks (Interfax), 2019, June 6. Available at: https://www.interfax.ru/forumspb/663982 (Date of access: 20.01.2020). Text: electronic.

11. Smagin N. Moskovsky Tsentr Karnegi (Carnegie Moscow center), 2019, June 4. Available at: https:// carnegie.ru/commentary/79251 (Date of access: 25.01.2020). Text: electronic.

12. Tekeev A. R. Politicheskie tekhnologii energeticheskogo sotrudnichestva Rossii i stran balkanskogo regiona: dis.... kand. polit. nauk: 23.00.02 (Political technologies of energy cooperation between Russia and the countries of the Balkan region: dis. ... cand. polit. sciences: 23.00.02). Moscow, 2013.

13. Henry Kissinger. John S. Duffield. Fuels Paradise: Seeking Energy Security in Europe, Japan, and the United States (John S. Duffield. Fuels Paradise: Seeking Energy Security in Europe, Japan, and the United States). Johns Hopkins University Press, April 2015, p. 240. Available at: https://www.fordlibrarymuseum.gov/ library/document/0204/7368357.pdf (Date of access: 25.01.2020). Text: electronic.

14. Ryan Zinke. Washingtonexaminer (Washingtonexaminer), 2018, September 28. Available at: https:// www.washingtonexaminer.com/policy/energy/ryan-zinke-naval-blockade-is-an-option-for-dealing-with-russia (Date of access: 25.01.2020). Text: electronic.

Коротко об авторах _

Барари Рейканде Ходаяр, канд. полит. наук, преподаватель факультета мировых исследований, Тегеранский университет, г. Тегеран, Иран. Область научных интересов: международные отношения, российско-иранские отношения, энергетика, геополитика khbarari@ut.ac.ir

Зеленева Ирина Владимировна, д-р ист. наук, профессор кафедры мировой политики, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: внешняя политика, методы исследования трансформации власти и государства, глобальная и региональная безопасность, геополитика, энергетическая безопасность irina_zeleneva@mail.ru

Briefly about the authors _

Barari Reykandeh Khodayar, assistant professor; Russian, Caucasus and Central Asian Studies department; Faculty of World Studies, University of Tehran, Iran. Sphere of scientific interests: international relations, Russian-Iranian relations, energy security, geopolitics

Irina Zeleneva, professor, World Politics, Faculty of International Relations department, Saint-Petersburg State University, Russia. Sphere of scientific interests: foreign policy, research methods for state transformation, global and regional security, geopolitics, energy security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образец цитирования _

Барари Рейкаде X., Зеленева И. В. Возможности российско-иранского сотрудничества в энергетической сфере // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 10. С. 28-35. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-10-28-35.

Barari Reykandeh Kh., Zeleneva I. Russian-Iranian prospects for cooperation in the energy sector // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 10, pp. 28-35. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-10-28-35.

Статья поступила в редакцию: 21.10.2020 г. Статья принята к публикации: 10.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.