Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ИСТОРИКА ПЕДАГОГИКИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ИСТОРИКА ПЕДАГОГИКИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики / западноевропейская медиевистика / международные проекты / международная репутация / history of education / Western European medievistics / international projects / international reputation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогачева Е. Ю.

Статья посвящена памяти выдающегося ученого, историка педагогики В. Г. Безрогова (1958–2019), специалиста в области западноевропейской медиевистики, члена-корреспондента РАО. Анализируется научный путь Виталия Григорьевича, его международное признание как ученого, историка педагогики, тематика его историко-педагогических проектов и участие в рабочей группе историков педагогики при Постоянной Международной конференции историков педагогики ISCHE. Отмечается, что начиная с 1990 года В. Г. Безрогов был активным членом этой группы и сотрудничал с крупнейшими историками педагогики из Европы и США, уделял много времени организации международных семинаров и конференций, выступал редактором международных изданий. Подчеркивается, что Виталий Григорьевич внес большой вклад в подготовку специалистов в области истории зарубежной педагогики, выступая научным руководителем аспирантов. Делается вывод о том, что активное участие в многочисленных проектах международного уровня обеспечило ему возможность завоевать высокую международную репутацию. Его педагогическое наследие, представленное в 700 научных публикациях, связанных с проблемами методологии истории педагогики, истории зарубежной педагогики, истории детства, истории учебников, станет в будущем стимулом для дальнейших научных разработок его коллег и последователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RECOGNITION OF HISTORIAN OF EDUCATIO VITALY BEZROGOV

The paper is devoted to the memory of outstanding scientist, historian of education V. G. Bezrogov (1959– 2019), a specialist in Western European Medieval Pedagogy, a membercorrespondent of Russian Academy of Education. V. G. Bezrogov’s scientific way, international recognition as a historian of education, thematic field of his history of educational projects and his participation in the International Standing Conference of the Historians of Education (ISCHE) are in the focus of author’s attention. It is stressed that since 1990-s V. G. Bezrogov has been an active member of the group and had contacts with many outstanding historians of education from Europe and USA, paying much attention to organizing international seminars and conferences, editing international materials. V. Bezrogov’s great contribution to preparation of history of education abroad is mentioned as he was a scientific supervisor of post-graduate students. The conclusion is made that his active participation in numerous international projects made possible for him to reach a high level. international reputation. His educational legacy presented in 700 scientific publications and revealing his educational thematic field, connected with methodology of history of education, history of school and education abroad, history of childhood, history of textbooks will definitely be a stimulus to future research of his colleagues and followers.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ИСТОРИКА ПЕДАГОГИКИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК-37+378

Е. Ю. Рогачева

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир E-mail: erogacheva@ hotmail.com

Yelena Yu. Rogacheva

Dr. Sc. (Education), Professor, Professor at the Chair of Education, Vladimir State University named after Alexander and Nickolay Stoletov, Vladimir, Russia

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ИСТОРИКА ПЕДАГОГИКИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА

Статья посвящена памяти выдающегося ученого, историка педагогики В. Г. Безрогова (1958-2019), специалиста в области западноевропейской медиевистики, члена-корреспондента РАО. Анализируется научный путь Виталия Григорьевича, его международное признание как ученого, историка педагогики, тематика его исто-рико-педагогических проектов и участие в рабочей группе историков педагогики при Постоянной Международной конференции историков педагогики ISCHE. Отмечается, что начиная с 1990 года В. Г. Безрогов был активным членом этой группы и сотрудничал с крупнейшими историками педагогики из Европы и США, уделял много времени организации международных семинаров и конференций, выступал редактором международных изданий. Подчеркивается, что Виталий Григорьевич внес большой вклад в подготовку специалистов в области истории зарубежной педагогики, выступая научным руководителем аспирантов. Делается вывод о том, что активное участие в многочисленных проектах международного уровня обеспечило ему возможность завоевать высокую международную репутацию. Его педагогическое наследие, представленное в 700 научных публикациях, связанных с проблемами методологии истории педагогики, истории зарубежной педагогики, истории детства, истории учебников, станет в будущем стимулом для дальнейших научных разработок его коллег и последователей.

Как цитировать статью: Рогачева Е. Ю. Международное признание историка педагогики Виталия Григорьевича Безрогова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2 (75). С. 96-111.

Ключевые слова: история педагогики, западноевропейская медиевистика, международные проекты, международная репутация.

14 ноября 2019 года международное сообщество историков педагогики понесло огромную утрату. Ушел из жизни талантливый ученый, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, специалист в сфере истории зарубежной педагогики и образования, автор более 700 научных трудов Виталий Григорьевич Безрогов. Ему было всего 60 лет, он был на взлете своей научной карьеры.

Тематическое поле В. Г. Безрогова многогранно. Проблемы истории образования, методологические аспекты истории педагогики, история детства, история учебной литературы. Среди наиболее знаковых публикаций В. Г. Безрогова: «Учитель и его ученики в текстах Нового Завета», «Возникновение педагогической парадигмы христианства: первая христианская школа в Александрии», «Сравнительная педагогика: неинституализированные формы обучения в образовательных традициях стран Африки, Азии, Европы», «Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях», он является создателем порядка 20 хрестоматий по этой проблематике. Тесное сотрудничество с Научной педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского, другими библиотеками позволило Виталию Григорьевичу создавать на их основе каталоги учебной литературы. Выпускник исторического факультета Московского государственного педагогического института им В. И. Ленина 1981 года, Виталий Григорьевич до 1987 года работал учителем истории в средней школе и методистом по работе с общественными музеями в Музее истории и реконструкции г. Москвы. С 1987 года он стал младшим научным сотрудником в лаборатории истории зарубежной педагогики в институте общей педагогики АПН СССР под руководством члена-корреспондента РАО Кадрии Исмаиловны Салимовой (1924-2013). Именно в это время и началось мое сотрудничество с членами этой лаборатории. С самого начала у нас с Виталием сложились теплые, дружеские отношения. Приветливый и внимательный Виталий всегда был рад поделиться новостями научной жизни столицы, рассказать об интересных событиях и встречах, показать интересную книгу. Последние годы Виталий Григорьевич работал в Москве главным научным сотрудником Лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Благодаря его усилиям

постоянно пополнялась публикационная база этого научно-исследовательского учреждения, расширялись международные связи. В данной статье в центре внимания будет аспект международной деятельности Виталия Григорьевича Безрогова, его участие в работе группы историков педагогики при Постоянной международной конференции историков педагогики (ISCHE), так как этот аспект его научной работы мне известен лучше, чем некоторые другие.

Международная конференция (ISCHE) была впервые организована в 1978 году с целью интенсифицировать международное сотрудничество в области истории педагогики. В качестве основных задач были объявлены следующие: усилить исследования в области истории педагогики; расширить международные контакты, обмен информацией и стимулировать сотрудничество между теми научными работниками, для которых история педагогики стала областью исследований. Требовалось развитие понимания и признание важности истории педагогики и ее вклада в общественное и образовательное развитие. Эта конференция стремилась усилить значение истории педагогики в учебных планах образовательных учебных заведений. Именно поэтому в рамках этой конференции устраивались сессии, семинары, организовывались исследовательские группы, встречи, задумывались публикации, в рамках которых и планировалось достигать поставленных целей. Ежегодное проведение этой конференции, на которую приезжали участники со всего мира, стало поистине знаковым явлением в научном мире. Конференция ежегодно проходила в различных городах Европы вплоть до 1999 года. В тот год ее решили провести в Сиднее (Австралия). В том случае, когда набиралось десять и более индивидуальных членов, желающих сосредоточить внимание на специальных предметах исследования в межкультурном контексте, организовывались международные рабочие группы. На Международной конференции историков педагогики, состоявшейся в Праге в августе 1990 года, как раз и была создана рабочая группа историков педагогики, которая сыграла, на мой взгляд, большую роль в научной карьере В. Г. Безрогова. Она дала толчок развитию его международной репутации как историка педагогики, ученого-медиевиста. Это была первая возможность для специалистов в области истории педагогики из России выехать в Европу. Началась «эра Горбачева», открывались границы, появлялась возможность работать в архивах европейских университетов, Россия попала в эпицентр внимания и интересов европейцев, японцев,

американцев, австралийцев и других народов, мир кардинально менялся, изменялись и отношения в рамках научного мира. Эпоха «холодной войны», породившая множество мифов, блокировавшая объективный научный анализ и диалог, завершилась. Начался период взаимодействия и продуктивного научного диалога ученых разных стран.

Уже в конце 1980-х годов Виталий Григорьевич целиком отдавался научной работе в Лаборатории зарубежной школы и педагогики, активно заботился о научных трудах, участвовал в «Очерках истории школы и педагогики за рубежом» [13; 14], в которых принимали участие многие члены этой удивительной лаборатории. Внимание В. Г. Безрогова концентрировалось на истории образования и педагогики Западной Европы. Защитив в 1988 г. кандидатскую диссертацию «Хозяйственная жизнь ирландского общества Ш-УШ вв.», Виталий Григорьевич вступил на тропу западноевропейской медиевистики, которой служил верой и правдой всю свою жизнь. Замечательно, что Виталий Григорьевич имел и опыт работы учителем в школе. Это обеспечило ему понимание насущных проблем учительства, оградило от простого теоретизирования в кресле. Ему знакома была вся эта «кухня учителя», ее сложности и радости за ученические победы.

В 1989 году, после успешного прохождения процедуры обсуждения моей кандидатской диссертации в Лаборатории зарубежной школы и педагогики, а потом и защиты в феврале 1990 года, мы стали чаще общаться с Виталием и другими коллегами — историками педагогики: Б. М. Бим-Бадом, Г. Б. Корнетовым. Мое участие в научных трудах Лаборатории усилилось, мне хотелось внести свой посильный вклад в педагогическую американистику [15]. Мои визиты в Лабораторию всегда доставляли мне радость как в плане профессионального, так и человеческого общения. Ведь в этой лаборатории трудились уникальные личности: Г. Б. Корнетов, О. Е. Кошелева, И. И. Огородникова, Л. В. Мошкова. Из стен этой лаборатории вышли и стали позднее академиками Борис Михайлович Бим-Бад и Александр Наумович Джуринский. Виталий Григорьевич всегда очень ответственно относился к своим обязанностям в Лаборатории, постоянно делился книжными находками, выступал инициатором многих проектов по созданию авторских коллективов.

В начале 1990-х Лаборатория во главе с членом-корреспондентом К. И. Салимовой получила возможность выехать в Чехословакию всем своим составом. Виталий Григорьевич был среди приглашенных. При

поддержке Госкомитета по образованию мне также удалось стать участницей ISCHE XII. Мы все успешно выступили на этой замечательной конференции в Праге на базе старейшего Карлова университета. В течение нескольких дней мы слушали интереснейшие публичные выступления, участвовали в работе различных секций, встречались с учеными разных стран, общались в университетской гостинице после конференции в неформальной обстановке. В свободное время мы наслаждались достопримечательностями этого удивительного города, гуляли по Карлову мосту, хотя нашу прогулку уже тогда омрачила картина перевернутого советского танка на одной из улиц этого города. Чехословакия политически менялась, это был знак новой эры в мировой истории.

На конференцию приехало множество участников из США, Австралии, Канады, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Дании и других стран. Эта конференция была судьбоносным событием для многих их нас, она стимулировала наши международные научные проекты. Создание в Праге международной рабочей группы историков педагогики, которую возглавила профессор Кадрия Исмаиловна Салимова, дало толчок развитию международных контактов, организации международных конференций и участию в них. Виталий Григорьевич стал активным членом этой международной группы. Надо отметить, что Виталий Григорьевич погрузился параллельно и в процесс совершенствования своих знаний в области иностранных языков. Перед ним открывался путь в зарубежные архивы и библиотеки. Он понимал, что без этого он не сможет расширить свою источниковую базу. Виталий уделял этому очень большое внимание: ко всем своим выступлениям он относился очень серьезно, ведь надо было представать перед зарубежной аудиторией, отвечать на вопросы.

К публикациям Виталий всегда относился очень ответственно, просил несколько раз проверить текст его тезисов на английском языке. Позднее, получив возможность работать за рубежом по научным грантам, он уделял внимание чтению книг и на немецком языке, находясь в Германии на стажировке. Результаты были впечатляющими. С каждой поездкой на международную конференцию Виталий говорил на иностранных языках все увереннее.

В рамках рабочей группы историков педагогики состоялось знакомство Виталия Григорьевича и с профессором из Бельгии Марком Депапом. Виталий Григорьевич сохранял контакты с Марком почти до конца своей

жизни. Впервые встретившись с Марком в Праге в 1990 году, Виталий особенно подружился с ним в апреле 1991 года на международном семинаре под Суздалем, куда приехали многие представители созданной в Праге рабочей группы историков педагогики. Этот международный семинар был организован по инициативе члена-корреспондента РАО К. И. Салимовой и профессора тогда еще Владимирского педагогического института, члена-корреспондента Ф. А. Фрадкина, моего научного руководителя по кандидатской диссертации. Ведущей этого семинара выступила К. И. Салимова, а мне представилась честь переводить на русский язык выступления англоговорящих коллег и быть переводчиком в рамках дискуссии. На семинар приехали ведущие специалисты в области истории педагогики из России, США, Италии, Бельгии, Японии, Испании, Норвегии. На семинаре присутствовали коллеги из Лаборатории зарубежной школы и педагогики О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова, И. И. Огородникова, Л. М. Максимук и др. Последние две коллеги активно помогали в переводе с немецкого и испанского языков. В рамках семинара обсуждались вопросы, связанные со статусом истории педагогики как научной дисциплины, вопросы методологии, а также специфика преподавания истории педагогики в университетах Европы, США, Японии и отечественных вузах. Профессора Пере Сола (Каталония), Эрвин Йоханинмейер (США), Джовани Дженовезе (Италия) и другие зарубежные участники делились своим преподавательским университетским опытом, а также представляли свои взгляды на методологические аспекты истории педагогики, демонстрировали источниковую базу. К тому же многие впервые были в нашей стране. Для них Россия была загадочной и неизвестной. Эта встреча стала для всех участников открытием друг друга.

Профессор Марк Депап, будучи специалистом в области историографии образования, читал курсы в университетах Кортрика (Kortrijk) и Левена (Leuven) в Бельгии, включая курс «История современных образовательных систем» (History of Modern Educational Systems). Он представил на семинаре доклад, связанный с методологическими проблемами в области истории педагогики, а также спланировал в будущем исследовательский международный проект в области изучения педологии. Эта тема очень сблизила Марка Депапа и профессора Ф. А. Фрадкина. Марк Депап был активным членом нескольких научных организаций. Он и в настоящее время является членом Международной академии

образования (a Fellow of the International Academy of Education), а также с 1990 года главным редактором журнала Paedagogica Historica.

Семинар под Суздалем был очень продуктивным. Он позволил начать диалог в области методологических аспектов истории педагогики, показал разницу в подходах к преподаванию этой учебной дисциплины в западных и отечественных высших учебных заведениях, дал толчок к осуществлению многочисленных международных проектов. Виталий Григорьевич принял самое активное участие в редактировании материалов этого семинара [10].

Следующая встреча рабочей группы, на которой обсуждались античная педагогика и школа, состоялась в 1991 году в Швейцарии, в Цюрихе, на базе Кантонского университета (ISCHE XIII). Виталий Григорьевич участвовал и в этом событии. Профессор Петер Хагер, член международной группы историков педагогики, и его коллеги организовали содержательные пленарные выступления и интересные секции. На этой встрече присутствовали и выступали с докладами такие известнейшие историки педагогики, как Ричард Олдрич (Richard Aldrich) и Брайан Саймон (Великобритания). Эти ученые пользуются очень высокой репутацией в научном мире. В период с 1978 по 1982 год Брайан Саймон был президентом Постоянной международной конференции историков педагогики (ISCHE). С 1988 по 1991 год пост президента занимал американский ученый Юрген Хербст. Профессор Марк Депап из Бельгии был президентом с 1991 по 1994 год, а до этого — секретарем конференции. В период с 1994 по 1997 год пост президента занимал англичанин Ричард Олдрич. Как участникам международной рабочей группы нам выпала возможность лично общаться с этими выдающимися историками педагогики, участвовать в дискуссиях, открывать для себя новые зарубежные источники, учиться слушать и слышать другого. Возвращение из Цюриха самолетом в Москву 19 августа 1991 года совпало с одним из значимых событий в истории нашей страны — путчем.

Очень памятной была и поездка на конференцию историков педагогики в Барселону в 1992 году (ISCHE XIV). Вместе с профессором К. И. Салимовой мы отправились туда чуть раньше, чем остальные члены рабочей группы из России. Нас встречали в Барселоне почитатели Эвальда Васильевича Ильенкова, занимавшиеся в тот момент переводом его философских трудов на испанский язык. Мы проехали с К. И. Салимовой из Мадрида в Барселону на автобусе, любуясь пей-

зажами, оливковыми рощами. В тот год в Испании прошли очередные Олимпийские игры. Поездка была хоть и достаточно длительной, но не утомительной, так как были приятные остановки на лоне природы. После приезда в Барселону нас ждал теплый прием, организованный испанскими философами. На следующий день нас отвезли на виллу, где мы жили вместе с японскими коллегами — профессором Тошио Накаучи, Джошио Катагири и Кейко Секи. С нами тесно общались ученые Эльза Крюгер из Южно-Африканской Республики и исследовательница из Норвегии Гюндем Бьорк, а также каталонский профессор Пере Сола. Виталий Григорьевич и другие сотрудники Лаборатории зарубежной школы и педагогики прибыли чуть позднее. Именно на этой конференции в рамках рабочей группы обсуждался международный научный сборник «Зачем изучать историю педагогики?», созданный нашим международным исследовательским коллективом и изданный позднее на русском, английском и китайском языках [12; 16; 17; 20]. Организаторы конференции подготовили замечательную культурную программу. Виталий был счастлив посетить Жирону, увидеть статую Колумба, архитектурные строения Гауди, включая собор Саграда Фамилия. По вечерам мы бродили по уютным улочкам Барселоны, общались с нашими зарубежными коллегами.

Виталий Григорьевич Безрогов участвовал в конференции историков педагогики ISCHE XVI в Амстердаме в 1994 году. Эта конференция совпала с моей стажировкой на базе университета Лейдена по гранту Научного общества Нидерландов, а конференция историков педагогики проходила на базе Открытого университета в Амстердаме. Было очень приятно узнать, что Виталий Григорьевич будет участвовать в этой конференции наряду с Г. Н. Волковым, К. И. Салимовой. Мне удалось познакомить К. И. Салимову с голландским ученым Нанном Додде из университета Утрехта, с которым мы плотно общались во время моей стажировки. Он выразил желание стать соредактором К. И. Салимовой в книге «Педагогика народов мира». Все главы этого совместного труда были написаны учеными из разных стран. Кроме содержательных пленарных докладов и секций членам рабочей группы удалось посетить могилу Я. А. Коменского в Наадене и посмотреть уникальную музейную экспозицию, посвященную великому чешскому педагогу. В ней Я. А. Коменский был представлен как ученый — педагог, теолог и писатель. Именно в рамках этой конференции было решено подго-

товить мемориальные статьи в память об ушедшем из жизни в декабре 1993 года члене-корреспонденте РАО Ф. А. Фрадкине. Профессор Марк Депап представил в историко-педагогический журнал, редактором которого был коллега из Испании Пере Сола, статью под названием «Неоконченная симфония» [14]. В Суздале в апреле 1991 года Марк Депап и Ф. А. Фрадкин планировали совместный проект по проблемам педологии в России и на Западе, но осуществить его так и не удалось. Мемориальные статьи вышли позднее в каталонском журнале Educacio i Historia и материалах международной конференции памяти профессора Ф. А. Фрадкина [1; 19].

После конференции Виталий Григорьевич сохранял научные связи с Марком Депапом. И того и другого интересовали проблемы методологии историко-педагогического исследования (вопросы границ предмета истории педагогики; историко-педагогические источники и методы работы с ними; востребованность результатов историко-педагогиче-ских исследований; концептуальные подходы познания педагогического прошлого; эволюция педагогической науки и образовательных практик; исторические пути развития образования и педагогики и др.). Разрабатывая методологические характеристики истории образования, В. Г. Безрогов отмечал ее междисциплинарный характер и подчеркивал, что это «промежуточное» положение порождает целый спектр возможностей, но и создает множество проблем, прежде всего необходимость выстраивания научной методологии между «Сциллой педагогики и Харибдой истории» [5].

Виталий Григорьевич участвовал в конференции ISCHE XVII в Берлине в 1995 году. Помню, как бросились нам в глаза различия между районами, когда-то называвшимися Восточный и Западный Берлин. Наша гостиница находилась в бывшем Восточном Берлине, а конференция проходила в Открытом университете на территории, когда-то считавшейся Западным Берлином. Каждый раз, делая пересадку в метро на Александер Плац, мы как бы попадали в другую страну.

В 1996 году представители рабочей группы встречались в Краковском университете (ISCHE XVIII, Krakow, Poland. Schooling in Changing Societies: Historical and Comparative Perspectives). Виталий Григорьевич с восторгом исследовал архитектурный ансамбль университетского кампуса, беседовал с коллегами из других стран. Мне было поручено выступить в пленарном заседании [18]. Всем нам было очень приятно

пообщаться с активным участником нашей рабочей группы Чеславом Майореком — другом и коллегой, уделившим всем большое внимание в период конференции. С огромным интересом изучали мы с Виталием особенности архитектурных сооружений средневекового университета, сидели во внутреннем дворике, где студенты воспроизводили в эпоху Средневековья логику утренних лекций. Виталий с упоением рассказывал нам об особенностях организации средневекового университета. Записывать лекции средневековым студентам не разрешалось. Все надо было только слушать и запоминать. Было очень интересно беседовать со знатоком средневековой школы. Виталия Виталий Григорьевич вместе с некоторыми коллегами из Лаборатории участвовал также и в конференции в Дублине в 1997 году (ISCHE XIX, Dublin, Eire. Faiths and Education: Historical and Comparative Perspectives). Его всегда интересовала история этой страны. Ведь кандидатская диссертация Виталия Григорьевича была посвящена именно Ирландии. В центре внимания исследователя был аспект хозяйственной жизни ирландского общества III-VIII вв. И в последующие годы В. Г. Безрогов старался не пропускать возможности участвовать в заседаниях ISCHE, хотя это было финансово не так-то просто.

В 1990-х годах Виталий Григорьевич заведовал кафедрой педагогической антропологии Университета Российской академии образования. Его внимание было сосредоточено на истории детства. О. Е. Кошелева и В. Г. Безрогов сумели подготовить учебные пособия для чтения одноименного курса. Одна из конференций, организованных Виталием Григорьевичем, была посвящена теме «История детства как предмет исследования: памяти Филиппа Арьеса».

Нам удалось несколько раз встретиться с Виталием Григорьевичем во время его работы в Университете Российской академии образования. Я приезжала туда на встречу с Борисом Михайловичем Бим-Бадом и Григорием Борисовичем Корнетовым после стажировки в США по гранту корпорации Карнеги, чтобы обсудить издание, посвященное американскому реформатору Джону Дьюи. Атмосфера там была удивительно творческая. Виталий Григорьевич был очень рад рассказать мне о своих новых задумках. Он был полон энергии, чувствовал себя востребованным, и историко-педагогическая тематика его проектов набирала силу. Перейдя со временем на кафедру истории и теории культуры РГГУ, где в учебном плане значился курс по всемирной истории культуры, Виталий

Григорьевич основал в этом университете Центр по изучению истории и культуры детства, при котором начал работу семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». Он постоянно информировал историков педагогики, как отечественных так и зарубежных, о новинках научного семинара по этой проблематике, присылал мне и коллегам из других городов интересные материалы. Вскоре он возглавил еще один международный междисциплинарный проект по исследованию истории учебной литературы в сфере начального образования, объединивший более 300 исследователей из разных стран [11]. Его особенно интересовала «явленная в знаке мудрость и тайна» учебников древнего мира и средних веков, «Алкуинова рукопись» в аспекте филологического образования эпохи Каролингов, использование, представленность текстов античных поэтов в учебниках раннего Средневековья, позднеготические фигурные алфавиты в качестве азбук. Об интересе В. Г. Безрогова к античной педагогике и педагогике Средневековья свидетельствуют и последние работы ученого [2].

После защиты докторской диссертации в 2004 году Виталий Григорьевич весь ушел в архивную работу, писал статьи по методологическим аспектам истории педагогики. Появилась возможность работать в зарубежных библиотеках, получать гранты, выезжать на ежегодные конференции историков педагогики, встречаться и общаться с зарубежными друзьями. В. Г. Безрогов становился очень значимой фигурой среди исследователей в области истории образования, ученым с большой буквы. Он был чрезвычайно требовательным к себе, по-хорошему дотошным в своих научных изысканиях и удивительно трудоспособным, несмотря на отсутствие крепкого здоровья. Виталий Григорьевич умело и трепетно руководил аспирантами. Международная репутация В. Г. Безрогова росла с каждым годом. В 2006 году он стал членом-корреспондентом Российской академии образования. В этом году же году состоялась защита моей докторской диссертации в Институте истории и теории образования на Корчагина, 7. Виталий Григорьевич стимулировал мое решение защищаться в этом специализированном совете, ведь 16 лет назад я защищала там и свою кандидатскую диссертацию. Он всячески поддерживал меня, присутствовал на защите вместе с другими членами Лаборатории и ее руководителем Григорием Борисовичем Корнетовым.

В. Г. Безрогов выступал и как переводчик и как составитель библиографических указателей, был автором научных комментариев, обзоров

и около трех сотен работ по истории педагогики и образования. Он был научным руководителем и оппонентом множества диссертационных исследований, членом редколлегий нескольких научных журналов: «Отечественная и зарубежная педагогика», «Проблемы современного образования», «Вестник ПСТГУ Серия IV. Педагогика, психология», «Психолого-педагогический поиск», «Историко-педагогический журнал», «Исследователь / Researcher», Reading Primers International. В октябре 2017 года в Аугсбурге (Германия) Виталий Григорьевич был единогласно избран вице-президентом Международного общества по изучению школьных учебников и образовательных медиа (International Society for Historical and Systematic Research on Textbooks and Educational Media). Он являлся членом Греческого общества историков педагогики, Международного экспертного совета университета Иоаннины (University of Ioannina, Греция), бюро Научного совета по истории образования и педагогической науке РАО.

Под руководством Виталия Григорьевича Безрогова был осуществлен сравнительный анализ российских и европейских (главным образом немецких) пособий для обучения грамоте, выявлены общие тенденции и особенности развития педагогической мысли и практик книгоиздания — на уровне государственной политики, национального менталитета, культурных традиций. Анализ включает и методический аспект, содержит характеристики отдельных авторов-составителей учебных изданий [6; 7; 8; 9].

Участниками международного коллектива, в который вошли представители России, Беларуси, Латвии, Эстонии, Польши, Германии, Италии, США и других стран, под руководством Виталия Григорьевича проанализированы школьные учебники, созданные эмигрантами в период с 1800-го по 2000 г. в Латвии, Польше, Германии, Италии. В трудах этой группы представлен богатый опыт эмигрантского учебного книгоиздания и его педагогический контент. Авторами доказывается зависимость содержания книг от социокультурного и политического контекстов.

Виталий Григорьевич был частым участником конференций в разных городах России, в Белоруссии, во многих европейских странах. Его всегда были рады видеть на национальных конференциях, организованных профессором Г. Б. Корнетовым при Академии социального управления в Москве. Помню его всегда куда-то бегущим с охапкой книг — либо на встречу с аспирантами, либо в архив, где отложенные книги уже ждали

своего внимательного читателя. Виталия Григорьевича ценили и любили как зарубежные, так и российские коллеги. Будучи всегда занятым кропотливой архивной работой, он порой участвовал заочно в международных научно-практических конференциях, организованных во Владимире на кафедре педагогики ВлГУ Виталий Григорьевич высоко ценил труды профессора Ф. А. Фрадкина и его научной школы, знал его лично, дружил с его учениками. В феврале 2019 года Виталий Григорьевич заочно принял участие в нашей конференции памяти Ф. А. Фрадкина. На пленарном заседании конференции блестяще выступил член-корреспондент РАО М. В. Богуславский — коллега и друг Виталия Григорьевича. Послание участникам прислал бельгийский ученый почетный профессор Марк Депап, академик и друг Ф. А. Фрадкина Борис Михайлович Бим-Бад также прислал статью в сборник этой конференции. Профессор Марк Депап считается сегодня одним из наиболее выдающихся историков педагогики своего поколения. В 1994 году ему вручили медаль (the Sarton Medal) университета Гента (the University of Ghent); в 2015 году он стал почетным доктором Рижского университета (Латвия). Он активно участвовал в работе летней школы докторантов в области истории образования (History of Education Doctoral Summer School). Виталий Григорьевич внимательно следил за научной карьерой бельгийского коллеги. Статья В. Г. Безрогова в сборнике материалов Международной конференции «Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы», проходившей во Владимире, была посвящена букварям зарубежной России [4].

Позднее, в июне 2019 года, Марку Депапу представилась возможность приехать в Москву в качестве гостевого лектора Высшей школы экономики. Мы планировали встретиться, обсудить планы на будущее сотрудничество, я должна была передать Марку сборник материалов прошедшей конференции. В письме к Виталию Григорьевичу я сообщила о предстоящей встрече с Марком, пригласила его принять в ней участие, но, к сожалению, он страдал сильнейшей аллергией и был «в вынужденном домашнем заточении». Получив в подарок сборник конференции памяти Ф. А. Фрадкина со своей статьей и обращением, Марк с радостью увидел в блоке содержания и статью своего коллеги Виталия Безрогова. Увидеться Марку Депапу с Виталием Григорьевичем в этот день не пришлось.

Надо отметить, что по природе В. Г. Безрогов был удивительно роб-

ким, застенчивым человеком, внимательным к людям, очень скромным и деликатным. Он никогда не восхвалял свои заслуги, просто верой и правдой служил науке, занимался своим любимым делом. В. Г. Безрогов долго шел к своей мечте — стать специалистом в области западноевропейской педагогики средних веков, и стал одним из лучших. Всю жизнь его жизненное пространство заполняли книги, работа в архивах, организация конференций самого разного уровня и участие в них, встречи с интересными людьми, неформальные посиделки с близкими по духу родными и коллегами. Осенью 2019 года В. Г. Безрогов работал в архиве Лейденского университета, изучая рукопись Яна Амоса Коменского. Кто бы мог подумать, что именно там случится беда. Накануне своего отлета домой в Москву В. Г. Безрогов скоропостижно скончался. Жизнь талантливого ученого и замечательного человека оборвалась так внезапно. И хотя сделано Виталием Григорьевичем достаточно много, осталось столько нереализованных планов и интересных проектов. Думаю, что Виталий Григорьевич вписал достойные страницы в историю педагогики и как науку, и как учебный предмет, оставил достойных учеников, которые с честью будут продолжать дело своего учителя и коллеги.

Литература

1. Актуальные проблемы истории педагогики: от диалогизма историко-педагогического познания — к диалогизму современного педагогического процесса: сб. статей международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию д-ра пед. наук, проф., чл.- кор. РАО Ф. А. Фрадкина. 2-3 февр. 2004 г. Владимир: ВГПУ, 2004. 378 с.

2. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима / авт.-сост. В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов; под ред. В. К. Пичугиной. М.: Русское слово — учебник, 2019. 448 с.

3. Безрогов В. Г. Выйти из боя? Дыхание войны в российских учебниках для начальной школы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 4 (16). С. 86-117.

4. Безрогов В. Г. Заповедное vs диалогичное: «свое» и «чужое» в букварях зарубежной России // Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. С. 87-95.

5. Безрогов В. Г. История образования между Сциллой педагогики и Харибдой истории // Образование и общество. 2009. № 5. С. 104-108.

6. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Детский мир» Ушинского в контексте германских первоисточников // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1. С. 64-79.

7. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. От двенадцати в «Детском мире» К. Д. Ушинского к тридцати пяти в «Нашем друге» Н. А. Корфа: разговор русского барона с немецкими учителями // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3. С. 84-110.

8. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58-70.

9. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott...»: или Бог и природа в немецких и русских учебниках // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2018. № 48. С. 19-48.

10. История педагогики как наука и как учебный предмет: Подготовительные материалы

к конференции рабочей группы постоянно действующей Конференции по истории педагогики (Москва — Суздаль, 14-19 апреля 1991 года) / отв. ред. К. И. Салимова, В. Г. Безрогов. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. 78 с.

11. «Начало учения детем...» Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: сб. мат-лов междунар. науч. конф. (8-12 окт. 2014) / сост. В. Г. Безрогов, Т. С. Макарова. М., 2014. 466 с.

12. Рогачева Е. Ю. Педагогический эксперимент Джона Дьюи и его значение для будущих учителей // История педагогики как учебный предмет: учеб. пособие (международный опыт) / под ред. К. И. Салимовой. М.: Роспедагентство, 1996. С. 121-131.

13. Рогачева Е. Ю., Салимова К. И., Бим-Бад Б. М. и др. Педагогика прагматизма в теории и практике образования в США // Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала ХХ века до наших дней): эксперт. учеб. пособие. В 3-х т. Т. 3. М.: Изд-во АПН СССР, 1991.

14. Рогачева Е. Ю., Салимова К. И., Бим-Бад Б. М. и др. Становление педагогики прагматизма в США // Очерки истории школы и педагогики за рубежом (XVIII-XX вв.): эксперт. учеб. пособие. В 3-х т. Т. 2. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 194-202.

15. Bezrogov V. Consolidating childhood: children and warpage in Soviet and post-Soviet reading primers 1945-2008 // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. 9, No. 2. S. 151-162.

16. Rogatcheva E. J. Dewey's Educational Experiment and its Relevance for Intending Teachers // History of Education as a Field of Research and Teaching subject. 14th ISCHE. Materials of the International Working Group Barcelona. Spain, 1992.

17. Rogatcheva E. Physical Education in Russian and American Experimental Schools // 14th Congress of ISCHE. Notes, Abstracts and Conference Working Papers. Barcelona. Spain, 1992.

18. Rogatcheva E. Progressivism and European School // Schooling in Changing Societies. Historical and Comparative Perspectives (1750-1996) ISCHE XVIII. Krakow. 1996.

19. Rogatcheva E. Y. Tribute to the «Teacher of Soviet Teachers» // Educacio i Historia. Revista d' historia de l'educacio. Num. 3. Barcelona: 1997-1998. P. 141-142.

20. Why Should We Teach History of Education? / eds. K. Salimova, E. V. Yohanningmeir. Moscow: International Academy of Self-Improvement, 1993. P. 305.

INTERNATIONAL RECOGNITION OF HISTORIAN OF EDUCATIO VITALY BEZROGOV

The paper is devoted to the memory of outstanding scientist, historian of education V. G. Bezrogov (1959-2019), a specialist in Western European Medieval Pedagogy, a member-correspondent of Russian Academy of Education. V. G. Bezrogov's scientific way, international recognition as a historian of education, thematic field of his history of educational projects and his participation in the International Standing Conference of the Historians of Education (ISCHE) are in the focus of author's attention. It is stressed that since 1990-s V. G. Bezrogov has been an active member of the group and had contacts with many outstanding historians of education from Europe and USA, paying much attention to organizing international seminars and conferences, editing international materials. V. Bezrogov's great contribution to preparation of history of education abroad is mentioned as he was a scientific supervisor of post-graduate students. The conclusion is made that his active participation in numerous international projects made possible for him to reach a high level. international reputation. His educational legacy presented in 700 scientific publications and revealing his educational thematic field, connected with methodology of history of education, history of school and education abroad, history of childhood, history of textbooks will definitely be a stimulus to future research of his colleagues and followers.

Keywords: history of education, Western European medievistics, international projects, international reputation.

References

• Aktual'nye problemy istorii pedagogiki: ot dialogizma istoriko-pedagogicheskogo poznaniya — k dia-logizmu sovremennogo pedagogicheskogo processa: sb. statej mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii, posvyashchennoj 70-letiyu d-ra ped. nauk, prof., chl.-kor. RAO F. A. Fradkina. 2-3 fevr. 2004 g. Vladimir: VGPU, 2004. 378 s. [In Rus].

• Antologiya pedagogicheskogo naslediya Drevnej Grecii i Drevnego Rima / avt.-sost. V. K. Pichugina, V. G. Bezrogov; pod red. V. K. Pichuginoj. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2019. 448 s. [In Rus].

• Bezrogov V. Consolidating childhood: children and warpage in Soviet and post-Soviet reading primers 1945-2008 // History of Education and Children's Literature. 2014. Vol. 9, No. 2. S. 151-162.

• Bezrogov V. G. Istoriya obrazovaniya mezhdu Scilloj pedagogiki i Haribdoj istorii // Obrazovanie i ob-shchestvo. 2009. № 5. S. 104-108. [In Rus].

• Bezrogov V. G. Vyjti iz boya? Dyhanie vojny v rossijskih uchebnikah dlya nachal'noj shkoly // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2015. № 4 (16). S. 86-117. [In Rus].

• Bezrogov V. G. Zapovednoe vs dialogichnoe: «svoe» i «chuzhoe» v bukvaryah zarubezhnoj Rossii // Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste sovremennyh problem obrazovaniya i vysshej shkoly: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vladimir: Izd-vo VlGU, 2019. S. 87-95. [In Rus].

• Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. Chto nemcu dialog, to russkomu uchitel': ot «Estestvennoj istorii» G. K. Raffa k «Detskomu miru» K. D. Ushinskogo // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2017. № 3 (43). S. 58-70. [In Rus].

• Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. «Detskij mir» Ushinskogo v kontekste germanskih pervoistoch-nikov // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2014. № 1. S. 64-79. [In Rus].

• Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. «Gab ihnen der liebe Gott...»: ili Bog i priroda v nemeckih i russkih uchebnikah // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika. Psihologiya. 2018. № 48. S. 19-48. [In Rus].

• Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. Ot dvenadcati v «Detskom mire» K. D. Ushinskogo k tridcati pyati v «Nashem druge» N. A. Korfa: razgovor russkogo barona s nemeckimi uchitelyami // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2019. № 3. S. 84-110. [In Rus].

• Istoriya pedagogiki kak nauka i kak uchebnyj predmet: Podgotovitel'nye materialy k konferencii rabo-chej gruppy postoyanno dejstvuyushchej Konferencii po istorii pedagogiki (Moskva — Suzdal', 14-19 aprelya 1991 goda) / otv. red. K. I. Salimova, V. G. Bezrogov. M.: Izd-vo APN SSSR, 1991. 78 s. [In Rus].

• «Nachalo ucheniya detem...» Rol' knigi dlya nachal'nogo obucheniya v istorii obrazovaniya i kul'tury: sb. mat-lov mezhdunar. nauch. konf. (8-12 okt. 2014) / sost. V. G. Bezrogov, T. S. Makarova. M., 2014. 466 s. [In Rus].

• Rogatcheva E. J. Dewey's Educational Experiment and its Relevance for Intending Teachers // History of Education as a Field of Research and Teaching subject. 14th ISCHE. Materials of the International Working Group Barcelona. Spain, 1992.

• Rogacheva E. Yu. Pedagogicheskij eksperiment Dzhona D'yui i ego znachenie dlya budushchih uchitelej // Istoriya pedagogiki kak uchebnyj predmet: ucheb. posobie (mezhdunarodnyj opyt) / pod red. K. I. Salimovoj. M.: Rospedagentstvo, 1996. S. 121-131. [In Rus].

• Rogatcheva E. Physical Education in Russian and American Experimental Schools // 14th Congress of ISCHE. Notes, Abstracts and Conference Working Papers. Barcelona. Spain, 1992.

• Rogatcheva E. Progressivism and European School // Schooling in Changing Societies. Historical and Comparative Perspectives (1750-1996) ISCHE XVIII. Krakow. 1996.

• Rogatcheva E. Y. Tribute to the «Teacher of Soviet Teachers» // Educacio i Historia. Revista d' historia de l'educacio. Num. 3. Barselona: 1997-1998. P. 141-142.

• Rogacheva E. Yu., Salimova K. I., Bim-Bad B. M. i dr. Pedagogika pragmatizma v teorii i praktike obrazovaniya v SShA // Ocherki istorii shkoly i pedagogiki za rubezhom (s nachala HH veka do nashih dnej): ekspert. ucheb. posobie. V 3-h t. T. 3. M.: Izd-vo APN SSSR, 1991. [In Rus].

• Rogacheva E. Yu., Salimova K I., Bim-Bad B. M. i dr. Stanovlenie pedagogiki pragmatizma v SShA // Ocherki istorii shkoly i pedagogiki za rubezhom (XVIII-XX vv.): ekspert. ucheb. posobie. V 3-h t. T. 2. M.: Izd-vo APN SSSR, 1989. S. 194-202. [In Rus].

• Why Should We Teach History of Education? / eds. K. Salimova, E. V. Yohanningmeir. Moscow: International Academy of Self-Improvement, 1993. P. 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.